Брейншторминг что это простыми словами

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Многие из вас наверняка слышали о том, что такое брейншторм (он же мозговой штурм) и использовали такой способ генерации идей хотя бы один раз, однако не все знают, как сделать так, чтобы он был действительно эффективным.

В статье, подготовленной командой коммуникационного агентства MIGEL AGENCY, вы узнаете, чем брейншторм полезен, и на что стоит обратить внимание при его проведении.

Считается, что метод мозгового штурма зародился в США еще в 30-х годах прошлого столетия благодаря Алексу Осборну — копирайтеру и одному из основателей BBDO, который подробно описал данный метод в своей книге “Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем”. Книга была выпущена в 1953 году, поэтому с течением времени подходы и техники “классического” мозгового штурма видоизменялись и дополнялись.

Основная суть брейншторма заключается в генерации идей в неформальной обстановке и в расслабленном творческом подходе к ситуации. Такой метод решения проблемы, можно сказать, стирает границы сознания участников штурма, что побуждает их мыслить более свободно. Зачастую, на начальной стадии отбора идей, многие из них могут показаться глупыми и несуразными. Но это нормально, брейншторм как раз нужен для того, чтобы давать его участникам возможность поделиться любыми своими идеями и предположениями, даже если они поначалу кажутся странными. Нередко бывает так, что самые сумасшедшие идеи в конечном итоге оказываются самыми лучшими. Давайте теперь рассмотрим основные правила эффективного брейншторма.

Кому-то это правило, возможно, покажется формальностью, но его нельзя не упомянуть. Уважайте не только свое время, но и время других. Сообщите команде заранее, что вы собираетесь обсудить, в какой форме, выберите комфортное для всех место и обозначьте временные рамки. Это правда важно. Так же важно, как и правило №2.

Самая большая и распространенная ошибка — приходить на мозговой штурм неподготовленным. Крайне важно перед штурмом ознакомиться с поставленной задачей или брифом клиента (в зависимости от того, с чем ваша команда имеет дело), иначе есть риск потратить уйму времени, отведенного непосредственно на брейншторм, на изучение всех подробностей задания.

Если вы не знаете, с какой целью вы собрались организовывать брейншторм, в таком случае задумайтесь: нужен ли он вообще? Несмотря на неформальность коммуникации, его конечная эффективность зависит прежде всего от соответствия идей цели и задачам, поставленным в начале, поэтому каждый должен понимать, какую проблему надо решить, какую цель преследует решение проблемы и как она ограничена во времени.

Плохой пример цели: “Давайте придумывать, как мы будем продвигать новые палетки бренда N”.

Хороший пример цели: “В следующем месяце мы хотим запустить масштабную рекламную кампанию в Instagram для бренда косметики N. Кампания рассчитана на продажи новой лимитированной серии. Уникальность продукта в том, что она приурочена к Хэллоуину и отлично подойдет для мрачного тематического макияжа. Наша конечная цель — придумать креативы для стримов блогеров и конкурсные механики. Клиент видит промокодовую историю, но открыт к другим предложениям. Приветствуются любые идеи. Если у вас нет вопросов — welcome!”

Мозговой штурм не ограничивается преимуществами только для проекта или решения проблемы. Брейншторм — это отличная возможность раскрыть команду, “выбить” ее из стандартного образа мышления. Поэтому

Мозговой штурм предоставляет открытую и свободную от предрассудков среду, в которой не место излишне глубоким размышлениям, анализу и оценочным суждениям, которые только тормозят процесс генерации идей. Свои идеи и идеи команды лучше всего оценивать в самом конце, когда вы “возвращаетесь к реальности” и готовы объективно оценивать ситуацию, учитывая то, что может стать релевантным решением.

Люди — существа социальные и склонны поддаваться общественному мнению, поэтому будет лучше, если брейншторм будет выстроен таким образом, чтобы у каждого было время записать СВОИ идеи:

Обычно во время брейншторма участники проговаривают свои идеи, и в большинстве случаев лишь небольшое количество людей оглашает 60-75% всего сказанного во время встречи. Письменная генерация идей в индивидуальном порядке дает возможность полноценно выразить мысль каждому. Профессор Школы менеджмента Ли Томпсон обнаружила, что группы, которые записывают свои идеи во время брейншторма, генерируют на 20% больше идей и на 42% больше оригинальных идей по сравнению с группами, которые проводили “традиционный” устный брейншторм.

Есть мнение, что лучше назначить одного человека для записи идей каждого из участников, однако мы бы посоветовали все-таки отвести несколько минут на то, чтобы каждый мог записать свои мысли, поскольку хаотичное оглашение идей ведет к тому, что некоторые люди могут быть подвержены влиянию мнения других. К тому же, такой метод будет особенно полезен для ваших участников-интровертов. Когда ваша команда генерирует идеи вдали от отвлекающих факторов и общественного мнения, вы собираете такие концепции, которые могут не проявляться естественным образом в более широком контексте. Такой индивидуальный формат дает больше уникальных идей.

Когда пройдет отведенное на записи идей время, дайте каждому участнику высказаться. На данном этапе уже будет лучше определить человека, который будет записывать идеи всех участников в общий лист. После того, как все выскажутся, помните правило №5.

Источник

Идея на миллион: как провести эффективный мозговой штурм

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Об экспертах:

Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.

Чаще всего мозговой штурм используют:

Как появилась методика и зачем она нужна

Александра Михайлова:

Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.

У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.

Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.

Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.

Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Никита Непряхин:

Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.

Как организовать эффективный брейншторм

Александра Михайлова:

На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.

Модератор следит, чтобы:

Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.

У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.

Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.

Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Никита Непряхин:

Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.

Всегда ли эффективен брейншторм

Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:

Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Вера Иванова:

Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.

Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.

Источник

Брейншторминг

Смотреть что такое «Брейншторминг» в других словарях:

Мозговая атака, брейншторминг — (от англ. brain storming) метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный амер. психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть… … Педагогический терминологический словарь

Мозговая атака (брейншторминг) — свободное Высказывание идей членами группы по какому либо вопросу. Методика стимуляция творческой активности и продуктивности, которая предполагает, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Мозговая атака — (брейншторминг) (от англ. brain storming) метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе М. а. обстановка в группе, в к рую входит до 10… … Педагогический словарь

Мозговая атака — (брейншторминг) [англ. brain storming мозговой штурм] методика стимуляций творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приёмах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… … Психологический лексикон

Банановые острова (альбом) — Банановые острова Альбом Ю … Википедия

Рок-альбом Банановые Острова — Банановые острова Альбом Юрия Чернавского Дата выпуска 20 февраля 1983 Записан декабрь 1982 февраль 1983 Жанр … Википедия

Плюрализм — (лат. pluralis – множественный) – 1. философская точка зрения, согласно которой реальность состоит из более чем одной формы основной субстанции (например, дуализм, витализм); 2. тенденция искать всему множественные причины; например, считать, что … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

мозговая атака — (брейншторминг) (от англ. brain storming штурм мозга) методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

15 способов превратить мозговой штурм в результат «огонь»

«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты». Так однажды сказал Майкл Джордан и оказался прав. Любое успешное решение, будь то выигранный чемпионат или релиз нового продукта в IT команде, достигается усилиями каждого отдельного человека. С чего начинается командный путь к успеху?

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Помните латвийскую группу Brainstorm с ее популярным хитом Maybe из начала двухтысячных? Хорошая группа, но в этой статье – про другой brainstorm. Тот, который, при качественном подходе, может стать постоянным хитом в рабочих буднях вашей команды и началом большого успеха и глобальных результатов.

Brainstorming или мозговой штурм – это эффективный способ решения проблем и текущих задач, основанный на стимулировании творческой активности членов команды. Цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей и разными способами определить лучшее решение. Обычный brainstorming может стать переломным моментом в судьбе проекта или всего продукта.

Как часто самые крутые и прибыльные проекты начинались в вашей команде с незамысловатого мозгового штурма? Стоит ли применять brainstorming как систематическую практику в рабочей жизни команды? В команде Hygger.io мозговые штурмы не must-have практика, но проводятся регулярно. Если правильно подойти к этому процессу, он перестанет быть пустой тратой времени.

В чем особенности мозгового штурма в Agile командах?

По сути, мозговой штурм в Agile-команде фокусируется на таких же общих целях, что и любой другой brainstorming. Отличия в команде, где основу участников составляют разработчики.
Не нужно путать brainstorming и ежедневный stand up.

Daily Stand Up (ежедневные собрания команд) – это мероприятие, которое проходит в командах Kanban, Scrum, Extreme Programming или других командах с целью синхронизации действий и обсуждения статусов по краткосрочным задачам.

Stand Up не должен превращаться в мозговой штурм, поскольку имеет временные ограничения, заданные менеджерам продукта или project менеджером (чаще всего, 10-15 минут).

Мозговой штурм в Agile командах – более основательное и детальное мероприятие с конкретной целью поиска решений.

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Во время мозгового штурма участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения вопроса. В результате практики выбирается несколько наиболее приемлемых для проблемы решения.

Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил

Подготовительный этап

В идеале, повестка мозгового штурма должна быть объявлена за несколько дней, чтоб участники и члены команды могли подготовиться заранее. Модератор (в Agile-командах это, чаще всего, project manager или product manager) выбирает и оповещает всех участников, сообщает место и время проведения брейншторминга. Модератору важно понимать, кого нужно приглашать для этого. Это зависит от тематики: контент-менеджер вряд ли будет полезен в технических вопросах разработки, а CEO компании не обязательно присутствовать по обсуждению концепции FAQ-страницы сайта. Хотя, каждый случай индивидуален и во всем бывают исключения.

Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.

Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.

Презентуем проблему правильно

Четкая формулировка важна всем участникам команды. Необходимо обозначить проблему так, чтобы не возникало дополнительных уточнений.

Ставим правильные цели

Очень часто от одной формулировки цели зависит глобальный исход кампании. Как говориться, как лодку назовешь… Чем больше четких исходных данных будет предоставлено каждому участнику, тем эффективнее пройдет мозговой штурм. Здесь не нужно придумывать велосипед: ставьте свои цели, например, по принципу SMART.

Генерируем идеи

По сути, это самый главный этап, на котором, среди десятков вариантов, рождаются реальные решения проблемы. Это должен быть непрерывный поток идей, от самых банальных до фантастических. Чем активнее будут вести себя участники мозгового штурма, тем больше шансов на успешные идеи.

Выгружаем мысли

Визуализация – первый шаг в поиске решения проблемы. Зафиксировав мысль на бумаге или мониторе, вы быстрее найдете сопутствующую идею или сможете выстроить цепочку от абстрактной идеи то конкретного решения. Рисуйте иллюстрации, графики, используйте преимущества Kanban с его досками c карточками. Все это поможет быстрее найти верный путь.

Только конструктивная критика

Важно уметь не только слушать, но и слышать. Не перебивайте участников и дайте возможность высказаться всем. Любая, даже самая сумасшедшая идея, имеет право на существование. Критика во время brainstorming может сбить темп или даже обидеть.

Оцениваем, классифицируем, приоритизируем

После активного мозгового штурма начинается этап оценки и ранжирования идей. Самое время вспомнить про техники приоритизации и, если есть возможность, применить доступный инструмент для определения приоритетов, который быстро поможет визуализировать самые важные и второстепенные идеи.

Даже если инструмент для приоритизации рассчитан на долгосрочные планы и идеи, он все равно может быть полезен для краткосрочной помощи. В Backlog Priority Chart, который предлагает платформа для управления продуктами Hygger, для этого продуманы критерии:

Зовем на помощь

Если процесс обсуждения зашел в тупик или голоса спорящих поделились поровну, не сомневайтесь звать «свежие» головы.

Постоянно модерируем

Координатор мозгового штурма не должен оставлять процесс ни на минуту. Некоторые участники могут быть робкими и не высказаться вовремя. Нужно следить за таймингом, задавать наводящие вопросы и дать высказаться всем.

Не отвлекаемся, не теряем выводы

Очень важно фиксировать все мысли, чтобы потом была возможность вернуться и проанализировать что-то снова.

Мозговой штурм может проходить по вашим правилам, начиная от тайминга до выбора участников, а может строго подчиняться принципам одной из методологий, специально разработанных для проведения успешных брейнштормингов.

5 популярных техник и практик для мозгового штурма

Техника Stepladder

Stepladder (дословно – стремянка) – простой метод, который стимулирует вступление членов команды в группу принятия решений и демонстрирует, как они это делают.

Принятие решений внутри группы может проходить не гладко. Всегда есть более активные участники и те, кто предпочтет промолчать, если его/ее позиция не набирает необходимый вес.
Некоторым людям необходимо много времени, чтобы бороться за признание внутри команды, а некоторые завоевывают авторитет с первых минут. Из-за этого ход мозгового штурма может выйти из-под контроля, и команда принимает не лучшее решение.

Техника была разработана Стивеном Рогельбергом, Джанет Барнс-Фаррелл и Чарльзом Лоу в 1992 году. Она мотивирует всех членов команды к участию на индивидуальном уровне, без лишнего влияния. Это приводит к более широкому разнообразию идей, не заставляет людей «закрываться» и исключает «подавления» более активными членами группы.

Техника подразумевает 5 этапов:

Метод Дельфи

Этот метод считается сегодня эффективным для повседневной жизни и для профессиональных решений, так как позволяет учитывать мнения всех людей, с помощью последовательного объединения предложений и выводов. Этим он похож на технологию Stapladder. Но подход к мозговому штурму здесь другой.

В методе Дельфи группой управляет координатор, в методе «Stapladder» все участники равны.
Метод Дельфи предполагает анонимность членов группы. Ведущий управляет потоком информации, а участники могут не знать, кто еще находится с ними в группе, в то время, как в Stapladder встречи происходят «лицом к лицу».

Дельфийский метод также считается более продолжительным по времени процессом, требующим большего количества людей.

Авторы Олаф Хэлмер, Норман Дэлки и Николас Решер разработали технику в 50-60-е годы XX века.

Участники делятся на две группы:

Техника развития идей Round-Robin

Round-Robin – это вариация мозгового штурма, где за основу взят принцип кругового развития идей. Этот метод не занимает столько времени, сколько предыдущие. Чем больше человек в команде участников, тем лучше. Такой мозговой штурм лучше всего проводить за большим, желательно круглым, столом.

Техника работает так:

Метод обратного мозгового штурма

Reverse Brainstorming (мозговой штурм наоборот) для многих команд становится полезным, когда более традиционные техники «изживают» себя. Это радикальный способ поднять активность команды и прийти к эффективным результатам от обратного.

Обратный мозговой штурм называю негативным процессом. Вместо генерации лучших идей, участникам предлагается “подорвать” процесс или предлагать невозможные цели. Приверженцы техники утверждают, что так негативные мысли выплывают наружу, а группа получает полезную информацию о том, что и как не работает.

Лучший способ представить себе процесс обратного мозгового штурма — сравнить его с типичным мозговым штурмом.

Примеры главных вопросов для обратного мозгового штурма: Как мы так плохо обслуживаем клиентов, что они уходят от нас и покидают наш продукт? Как мы можем гарантировать, что наш продукт является вредоносным и бесполезным?

Такой метод может помочь, когда участники команды «перегорели» или компания «зашла в тупик», когда команда привыкла к существующему укладу и не может выйти из зоны комфорта, когда некоторые участники группы мешают остальным самовыражаться и в других случаях.
Негативное всегда найти проще и быстрее, чем положительное, а отрицательные эмоции провоцируют высказаться. Поэтому обратный мозговой штурм может превратиться в увлекательное мероприятие внутри вашей команды.

Методика Rolestorming

Rolestorming (ролевой мозговой штурм) может показаться игрой или процессом, подходящим только творческим командам. Но часто, эта техника позволяет выйти за рамки принятого и «добыть» совершенно новые и свежие идеи путем представления проблемы от лица другого человека.

Вы можете генерировать идеи от лица Марка Цукерберга, Стива Возняка, Била Гейтса или Папы Римского. Каждый участник описывает своего персонажа и презентует проблему и возможное решение с точки зрения описываемого человека. Идеи обсуждаются в группе.

Какую технику выбрать?

Понять, какая из методик подходит именно вашей команде можно только, испытав каждую. Только опытным путем вы сможете определить, что brainstorming – это не пустая трата времени, а продуктивное мероприятие. Вопрос «зачем» должен уступить место вопросу «как». От того, как вы научитесь проводить мозговые штурмы внутри команды, будут зависеть многие результаты.

Источник

Что такое брейнсторминг (метод мозгового штурма): этапы и правила проведения

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Чтобы быстрее и проще решать задачи и проблемы, люди придумывают различные техники и методы. Среди них особую популярность и распространение получил брейнсторминг, или метод мозгового штурма. Сегодня я расскажу, что такое брейнсторминг, для чего он нужен и как его грамотно провести.

Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть фото Брейншторминг что это простыми словами. Смотреть картинку Брейншторминг что это простыми словами. Картинка про Брейншторминг что это простыми словами. Фото Брейншторминг что это простыми словами

Понятие

Brainstorming method в переводе с английского означает “метод мозговой атаки”, или метод мозгового штурма. Это оперативный способ решения задач, который предполагает командную работу, направленную на генерацию максимального количества идей за короткий промежуток времени.

При этом идеи могут быть любыми, даже самыми нелогичными, фантастическими или глупыми. По завершении такой коллективной работы выбираются наиболее удачные пути решения, которые могут быть применены на практике.

Метод был придуман в конце 30-х годов прошлого века Алексом Осборном – копирайтером и одним из основателей рекламного агентства BBDO.

Он описал технику в книге “Прикладное воображение” и пояснил, что многие сотрудники стесняются высказывать свои неординарные идеи, боясь показаться смешными или вызвать осуждение со стороны коллег. Метод мозгового штурма исключает любые оценки и порицание, а потому раскрыться и активизировать креативное мышление становится проще.

Историческая справка

Несмотря на то что брейнсторминг как метод появился сравнительно недавно, сама техника поэтапного решения задач была описана в литературе еще задолго до Осборна – примерно 2 тысячи лет назад!

Двухэтапный подход к решению проблем был описан древнеримским историком Корнелием Тацитом, который исследовал быт германцев. В своих работах он описывал, как те во время пиршеств обсуждали важные для своего народа вопросы о примирении враждующих, о выдвижении вождей, о заключении браков. Они считали, что именно в таком состоянии душа более расположена к откровенности. На следующий день те же самые беседы возобновлялись, но уже на здравую голову.

Еще более древний пример, который демонстрирует признаки техники мозгового штурма, можно найти в 700–600 годах до н. э. в римской провинции Вифинии (территория современной Турции). По словам историков, у местных жителей был обычай: столкнувшись с заболеванием, которое они не знали как и чем лечить, члены семьи больного выносили его на всеобщее обозрение. Так любой прохожий мог поделиться своими суждениями и опытом на предмет того, чем же может страдать человек и что с этим делать.

К такому методу они прибегали не только в вопросах здоровья, но и в любых других ситуациях: на улицах опрашивались люди и из всех озвученных предположений выбирались самые приемлемые.

Преимущества метода

Помните пословицу “Одна голова хорошо, а две – лучше”? В ходе исследований было выявлено, что коллективная генерация идей намного эффективнее индивидуальной. При грамотном применении брейнштурма число креативных решений в разы превышает количество идей, которые мог бы выдать один человек.

Бытует мнение, что техника мозгового штурма лучше всего показывает себя в сфере маркетинга и рекламы. Это не так. Использовать метод можно абсолютно в любой сфере, будь то научная деятельность или повседневная жизнь. Если требуется оперативно найти выход из какой-то сложившейся ситуации, метод брейнсторминга придется как нельзя кстати.

Помимо эффективности метод отлично сплачивает рабочий коллектив. После проведения такого мероприятия каждый член команды чувствует себя причастным к большому делу, появляются общие темы для обсуждений, забавные истории, как следствие, повышается мотивация и желание работать.

Кстати, мозговой штурм применяется не только на предприятиях для решения задач компании, но и в педагогике как метод обучения, облегчая процесс познания и превращая его в интересную коллективную игру.

Этапы проведения и техника

Метод брейнсторминга можно проводить в двух вариантах: организованном и бесконтрольном. Второй, как правило, применяется тогда, когда все идеи уже исчерпаны и нужно быстро придумать что-то гениальное и сумасшедшее.

Однако бесконтрольный мозговой штурм всегда рискует превратиться в пустую болтовню. Именно поэтому предпочтителен организованный метод, который принято делить на три основных этапа.

Этап 1. Постановка проблемы

Это предварительный этап, на котором происходит следующее:

Обстановка во время проведения брейнсторминга должна быть неформальной и комфортной для всех участников. Важно следить за тем, чтобы в командах не было узких специалистов и более высоких чинов, чтобы остальные участники чувствовали себя более раскрепощенно и не боялись высказываться.

Для удобства выражения и демонстрации идей каждый участник обеспечивается листами бумаги или досками.

Вступительный этап длится не более 15 минут.

Этап 2. Генерация идей

На этом этапе участники начинают генерировать свои варианты решения задачи, делая это в устной форме или изображая их графически, если необходимо.

Если процесс останавливается по причине того, что участники зашли в тупик, ведущий может задать наводящие вопросы или тезисно изобразить их на доске.

Если в команде присутствуют представители различных должностей, чинов, то идеи озвучиваются в порядке рангового возрастания, чтобы избежать возможного психологического давления и дискомфорта перед начальством.

Непосредственно генерация идей длится в среднем 20–30 минут.

Этап 3. Группировка, оценка и отбор

Это завершающий экспертный этап брейнсторминга, на котором хаотичные идеи приводятся к упорядоченной классификации, затем анализируются и оцениваются.

Позволяет выделить наиболее удачные и ценные варианты, после чего получить итоговый результат мероприятия. На третьем этапе критика и оценка уже приветствуются, но только в конструктивной форме.

Здесь же решается, был ли проведенный штурм эффективным или все идеи отправились “в корзину”. Удачным брейнсторминг признается только в том случае, если результаты впоследствии применяются на практике или влияют на принятие будущих решений в бизнесе. В противном случае такое мероприятие окажется бессмысленным.

Основные правила

Организованный брейнсторминг имеет не только структуру проведения, но и важные правила, от соблюдения которых во многом будет зависеть успех всего мероприятия:

Думаю, вам будет интересно почитать о разных методах мозгового штурма.

Модератор мозгового штурма

Зачастую успех мероприятия зависит от ведущего, т. е. модератора брейнсторминга, от его профессионализма и контроля за соблюдением участниками правил поведения и непосредственно организации самого процесса.

Что входит в основные функции модератора:

Модератора лучше выбирать из сотрудников, равных по должности остальным участникам брейнсторминга, поскольку перед более высоким постом полет мысли может сильно ограничиться.

Кроме того, ведущим мозгового штурма должен быть более рациональный человек, чтобы контролировать процесс и “спускать на землю” собравшихся креативных энтузиастов.

Виды брейнсторминга

Выше мы с вами разобрали организованный метод мозгового штурма. Также упоминали о том, что существует еще и бесконтрольный, где нет модератора и все участники в произвольной форме высказывают свое мнение.

Есть и другие виды брейнсторминга. Несмотря на общий принцип, техника их проведения различается и зависит от конкретных целей и задач.

Разберем некоторые виды:

Заключение

В ряде случаев метод брейнсторминга может стать отличным инструментом для поиска нестандартных решений в бизнесе или личных вопросах.

А на ваш взгляд, насколько эффективной является подобная техника? Делитесь мыслями в комментариях.

На сегодня у меня все. Благодарю за внимание и до скорых встреч!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *