Бренд библиотеки что это такое

Методические рекомендации

Библиотека как бренд. Продвижение библиотеки в социальных сетях. Методические советы

Реклама занимает в жизни современного человека важное место. Она проникла, практически, во все сферы деятельности людей. Чем выше развитие общества, тем активнее используется реклама.

ОГЛАВЛЕНИЕ

І. БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА И БРЕНДИНГ БИБЛИОТЕК

1.1. ПОНЯТИЕ О БИБЛИОТЕЧНОЙ РЕКЛАМЕ

1.2. ВИДЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ РЕКЛАМЫ

1.3. БРЕНДИНГ БИБЛИОТЕК

ІІ. ПРОДВИЖЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ БИБЛИОТЕК С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОХОСТИНГА YOUTUBE

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

І. БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА И БРЕНДИНГ БИБЛИОТЕК

1.1. ПОНЯТИЕ О БИБЛИОТЕЧНОЙ РЕКЛАМЕ

В соответствии с законом Луганской Народной Республики «О рекламе» закреплены следующие определения:

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламная деятельность – деятельность юридических лиц или физических лиц – предпринимателей по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и / или оказанию услуг по ее размещению (распространению). [4]

Рекламная деятельность библиотеки – это разработка внешней и внутренней рекламы, которая позволяет решить различные задачи, стоящие перед коллективом библиотеки, например, проинформировать читателей о предстоящем мероприятии.

Библиотечная реклама должна давать сведения о потребительских свойствах ресурсов и услуг библиотеки, их адресности, предназначении, спросе на нее, на ресурсы, собственную продукцию и услуги. Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных ресурсов продуктов и услуг. [7]

Требования, предъявляемые к рекламе библиотеки:

Требования к рекламе определяются, в частности, тем, что она выступает одним из самых действенных инструментов маркетинга уже на начальном этапе, исследуя ожидание и предпочтения населения. Методы их изучения, формулировки запросов и т.п. выбирают таким образом, чтобы они служили рекламе библиотеки. Ведь известно, что значительная часть населения рассматривает публичную библиотеку лишь как место, где можно получить нужную книгу или связанную с ней информацию.

Важное условие удачной рекламы – правильно определить целевую аудиторию, найти своего пользователя библиотечно-информационных ресурсов и услуг, в простой и доступной форме донести образ данного учреждения, с его ресурсами, продукцией и услугами до читателей, показать его преимущества, подвести к мысли о необходимости обращения именно туда по различным социально-значимым критериям. [9]

1.2. ВИДЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ РЕКЛАМЫ

По критерию объекта:

По характеру рекламной информации:

Виды библиотечно-библиографической рекламы по признаку преобладающих задач:

По средствам передачи рекламных сообщений различается: печатная; электронная; наружная.

По критерию открытости:

По каналам распространения выделяют:

По средствам использования:

Ведущая роль во внутренней рекламе принадлежит оформлению библиотечного интерьера. Дизайн интерьера позволяет создать свой лаконичный, строгий и неповторимый образ любимой библиотеки, где можно найти нужную книгу или журнал, прочитать интересную книгу, познакомиться с научными статьями на интересующую тему.

Сфера применения дизайна в библиотеке чрезвычайно широка: оформление рекламно-информационных плакатов, выставок и мероприятий, выпускаемой печатной продукции, компьютерная дизайн-графика.

По функциональному назначению:

В арсенале библиотеки печатная реклама занимает почетное место. По ней посетители судят об этапах развития библиотеки, традициях и возможностях их творчества. Преимущества таких материалов – возможность использования в течение длительного времени. Средства печатной рекламы: листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, пресс-релизы.

Буклет нередко выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки. Он может быть посвящён проводимым научно-практическим конференциям, круглым столам, памятным и знаменательным датам, отражать краеведческий материал.

Листовки – один из самых популярных типов печатной продукции. Как правило, это одно или двустороннее малоформатное издание без сгиба. Их достоинство – относительная дешевизна и возможность использования в разнообразных целях.

Плакат – издание без сгибов, при этом многокрасочное, рассчитанное на привлечение внимания с относительно большого расстояния.

Афиша рассчитана на привлечение непроизвольного внимания. То, что запоминается непроизвольно, легче удерживается в памяти. Афиша располагает достаточно большим пространством. Она оказывает многократное воздействие. Одно из важнейших требований к афише – не перезагружать ее текстом и изобразительными средствами. В афишах шрифтом или цветом выделяют отдельный элемент текста. Выбор шрифта, размера букв, афиши в целом, зависит от места ее размещения – вблизи библиотеки, в просторном вестибюле или в небольшом холле, узком коридоре. Следует принять во внимание уровень освещения помещения.

Пригласительные билеты на массовые программы, рекомендательные списки литературы, абонементы на посещение литературных, музыкальных салонов, клубов вручают посетителям, раскладывают среди книг в фонде, у каталогов, дарят читателям.

Универсальные и специальные библиотеки выпускают проспекты – это многостраничное, сброшюрованное, хорошо иллюстрированное издание. По содержанию и оформлению проспект мало чем отличается от буклета, хотя по форме напоминает книжку, и материал в нем скомпонован в небольшие главы, разделы.

Каталог – по форме проспект, но отличается по содержанию, в него входят только основные сведения о каждом типе, виде, образце предлагаемой продукции или услуге.

Бродсайт – листовой рекламный материал большого формата, складывается и рассылается по почте без конверта.

Вывески на дверях библиотеки и световые табло также являются своеобразной формой рекламы библиотечной деятельности и отражают актуальную информацию о режиме работы библиотеки, ее ресурсах и проводимых в ее стенах мероприятий.

Почтовые интернет-рассылки. В них можно включать рекламные тексты о продуктах и услугах, планах работы, ключевых событиях библиотеки. В этом случае, рассылка превращается в инновационный продукт библиотечной практики в области рекламы. Среди основных требований рассылки – обязательность, лаконичность, регулярность выхода и добровольность подписки.

Реклама в СМИ/печатных изданиях должна быть краткой, динамичной, яркой. Если это видеоролик, то он должен в первую очередь быть динамичным и ни в коем случае не долгим, если реклама размещена на радио – она должна быть музыкально оформлена, в печатных изданиях – размещаться на первых полосах, быть яркой и художественно оформленной.

К средствам визуальной рекламы относятся презентации.

Стендовые презентации – это ещё одна из форм рекламы, которая представляет собой демонстрацию фактов и идей с использованием рисунков, эскизов, диаграмм, таблиц и других элементов, а также отчётной документации библиотек за определённый период, размещаемых на плоской вертикальной поверхности.

Электронная презентация – одна из форм рекламы, которая представляет собой демонстрацию фактов и идей с использованием рисунков, эскизов, диаграмм, таблиц и других элементов, а также отчётной документации библиотек за определённый период, изготовленная в электронном варианте на машиночитаемых носителях.

Продвижение книги и чтения с использованием средств визуальной культуры все более уверенно входит в практику работы библиотек. Понятие «медиареклама» употребляется как обобщающее, объединяющее радио-, теле-, интернет-рекламу.

Библиорадиореклама – реклама по радио библиотечных ресурсов, продукции и услуг. Преимущества библиорадиорекламы: распространенность, популярность у населения, воздействие на неограниченно большие аудитории, мгновенность доведения до слушателей, возможность, в случае необходимости, вносить изменения в текст, относительная дешевизна и т.д.

Нужно обязательно выделить передаваемую информацию среди потока аналогичной. Это значит, что ее начало должно быть неординарным с точки зрения звукового или текстового решения.

Наиболее распространенные формы радиорекламы : оперативные тексты о деятельности библиотек в программе новостей, объявления, информационные выпуски, репортажи, интервью, беседы, и т.д.

Наиболее часто используемые жанры радио- и телерекламы – объявления, библиографические сообщения, интервью, репортажи с места события, очерки.

Ведущая роль в рекламе на радио принадлежит текстовому материалу. Рекламный текст обычно подготавливают сами библиотекари. Объявление в оптимальном варианте предельно лаконично, занимает 15-30 секунд. Лучше выбирать простые предложения и, по возможности, выразительные слова, сохраняя прямой их порядок.

Средства экранной рекламы многообразны. Это кино- и видеофильмы, видеоклипы для демонстрации по телевидению.

Видеореклама – обобщающее понятие для телевизионной, кино-, видео-, слайд- и прочей рекламы. Ее главная специфика – передача рекламной информации, сочетающей изображение, звук, тексты и движение с помощью современной воспроизводящей техники.

Видеореклама или экранная реклама стала постоянной принадлежностью современной жизни. Существует несколько разновидностей видеороликов кратких фильмов рекламного характера.

«Книжные и журнально-газетные» видеоролики, продолжительностью до 1 минуты, предназначены для проката по телевидению и рекламируют разнообразные печатные издания.

Рекламные видеоролики библиотечно-информационной продукции, продолжительностью от 1 до 3 минут, предназначены для проката на выставках, переговорах, презентациях. Реклама этой группы в большей степени информационная, но в ней обязательно присутствует и эмоциональная, интерпретационная составляющая.

Телевизионная реклама – вид электронной рекламы, размещенной на телевидении, сочетающей изображение, цвет, звук и движение. Оказывает значительно большее воздействие на целевую аудиторию, чем другие виды рекламы. К преимуществам телерекламы относятся: широкий охват целевой аудитории, высокая частотность воздействия, возможность неограниченного повторения сообщений, систематичность и системность, личностная ориентированность, возможность точного контроля за временем выхода рекламных передач в эфир, записи рекламных сообщений на видеомагнитофон для последующего многократного использования, актуальность.

Формы и жанры телерекламы: интеллектуальные, литературные, книжные телеигры, конкурсы, соревнования, документальные фильмы о библиотеках и их читателях, мультфильмы, баннеры – прямоугольные пространства, появляющиеся на экране телевизора и несущие некие рекламные сообщения, чаще всего не связанные с тематикой телепередачи и т.д.

1.3. БРЕНДИНГ БИБЛИОТЕК

Под брендингом понимают маркетинговую деятельность «посозданию долгосрочного предпочтения товару организации», то естьсоздание системы ценностей вокруг товара. На сегодняшний день брендинг библиотек большинством авторов признается неокончательно сформированным. Прежде всего, причина этого кроется в том, что как такового товараубиблиотеки нет, а те услуги, которые она предлагает, в нашем обществе досих пор воспринимаются очень эфемерно. И чаще всего под брендингом библиотек понимают коммуникационные практики, направленныенапродвижение библиотеки как таковой, а не продвижение отдельной услугиили бренда. Чаще всего брендинг затрагивает продвижение услуг Центровправовой информации, курсов компьютерной грамотности дляпенсионеров и др.

Брендинг в библиотеке включает:

Известными брендами в библиотечно-информационной сфере являются, например, РГБ, РНБ, ГПНТБ, БАН, БЕН РАН, ГПИБ, ВИНИТИ РАН, ИНИОН РАН и др.

Так, Российская государственная библиотека – несомненный бренд как создатель и издатель национальной библиографии, сводных каталогов русской книги, научно-вспомогательных библиографических указателей мемуаров, популярных библиографических энциклопедий, коллективных монографий, подытоживающих развитие российского библиотековедения XX в. и т. д.

ГПНТБ России – крупнейшая научно-техническая библиотека страны, что,несомненно, является брендом.

SMART-библиотека имени Анны Ахматовой (г. Москва). Первая городская смарт-библиотека для посетителей всех возрастов. В ней есть коворкинг с доступом к интернету, книгами и гаджетами, многофункциональный зал-трансформер для проведения разнообразных мероприятий (от обычных лекций до спектаклей или хакатона), студия производства видеоконтента, где профессионалы научат монтировать видеоролики и создавать свои онлайн-курсы.

ІІ. ПРОДВИЖЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В интернете на сегодняшний день насчитывается более 300 социальных сетей. Чтобы успешно продвигать библиотеки, необходимо понимать, какие именно люди сосредоточены на конкретном ресурсе. Это поможет определить, какие соцсети приоритетны для библиотеки.

Facebook на сегодняшний день является платформой номер один. Facebook сообщает о 2,4 миллиарда активных пользователей в месяц и 1,6 миллиарда активных пользователей в день Средний возраст посетителей – 25-50 лет, пользователи – наиболее продвинутая в профессиональном плане часть населения. Это индивидуальные предприниматели, IT-специалисты, творческие работники, дизайнеры, рекламщики. Несмотря на кажущуюся серьезность статистического пользователя, многим из них не чужды тесты, флеш-игры и прочие развлечения, которыми соцсети пользуются для завоевания популярности.
YouTube ежемесячно посещает более 1,9 миллиарда человек и 149 миллионов заходят в YouTube ежедневно.
Instagram – приложение для обмена фотографиями и видео, принадлежащее Facebook, продолжает расширять свою пользовательскую базу: 1 миллиард человек использует Instagram каждый месяц и ежедневно – более 600 миллионов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ БИБЛИОТЕК С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОХОСТИНГА YOUTUBE

Перед тем, как начать свое продвижение в социальных медиа, необходимо решить, где же необходимо действовать. Без сомнения, сегодня все слышали про YouTube – видеохостинг, позволяющий пользователям делиться своими видеозаписями в сети, делать их общедоступными, предоставляющий услуги хранения, доставки и показа видео. [2]

Возможности видеохостинга YouTube для библиотек

Видеохостинг YouTube, принадлежащий компании Google, занимает почетное место по популярности, его ежемесячно посещают более одного миллиарда человек. В настоящее время он эффективно используется многими учреждениями для продвижения своих услуг, в том числе библиотеками. Для библиотечного учреждения свой видеоканал на YouTube выполняет функции:

Весь этот функциональный ряд направлен на то, чтобы люди знали, что такое современная библиотека. И чтобы им это объяснить, расширить границы библиотеки, выйти за пределы ее физической сущности, необходимо активно коммуницировать в интернет-пространстве.

Коммуникации в Сети занимают огромное количество библиотечного времени и требуют определённой квалификации: необходимо уметь грамотно писать, выстраивать связи, создавать презентации и видеоролики,инициировать и поддерживать темы, отвечать на запросы.

Видеохостинг YouTube подходит библиотекам, которые хотели бы разместить в сети свой видеоахрив, подкасты и презентации. Контент,размещенный в YouTube, можно встраивать в публикации на сторонних веб-сайтах и в других социальных сетях. Платформа YouTube рекомендует учитывать следующие требования к контенту:

Для общедоступных публичных библиотек важнейшая функция – предоставление широкого доступа к текстам и другим информационным ресурсам, то есть прямое и непосредственное участие в просвещении общества и его гуманитарном развитии. Чем чаще пользователь будет видеть интересную информацию о фондах библиотек, библиотечных событиях, конкурсах, презентациях и других мероприятиях, образовательную и познавательную информацию, рекламу книг, тем больше вероятность того,что у него появится желание посетить библиотеку.

Так, например, на YouTube-канале ЛРУНБ им. М. Горького за 6 месяцев 20201 года опубликовано 52 видеоролика, общее количество просмотров которых превышает 2300 раз. На YouTube канале Горьковки публикуются видеообзоры литературы, буктрейлеры, видеоконцерты и т.д.

До появления глобальной сети, выбирая произведения для чтения, мы полагались на мнение друзей, близких, библиотекарей. Сегодня появилась возможность с помощью видеороликов, буктрейлеров рекламировать интересные книги на YouTube. Помочь подобрать книгу по душе – необходимый атрибут страниц библиотек в социальных медиа.

Появление актов, носящих нормативный или рекомендательный характер – важный шаг в решении проблем, связанных с деятельностью библиотек в социальных медиа. Как правило, ответственность перед коллегами и пользователями за создание и ведение групп и страниц в социальных медиа берут на себя руководители библиотек, несмотря на то, что наполнением контента занимаются библиотечные специалисты, имеющие разные должности и квалификацию.

В статье Н.М. Свергуновой «Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде», опубликованной в журнале «Научные и технические библиотеки», в №5 за 2016 год, с. 52 – 58 ставится проблема необходимости разработки документов, регламентирующих работу библиотеки в социальных сетях. Рассмотрены вопросы целесообразности и эффективности деятельности библиотек в блогосфере и социальных сетях. [8]

Сотрудники научно-методического отдела Челябинской ОУНБ в 2018 г. составили методическое пособие «Перечень документов, регламентирующих деятельность ЦБС». Во втором разделе данного пособия, который называется «Внутрибиблиотечные регламентирующие документы», есть пример «Положения об организации деятельности муниципальной библиотеки в социальных медиа».

Зачастую работа ведется методом проб и ошибок, решения принимаются по наитию или на основе опыта других библиотек. В связи с этим крайне необходимо разработать документы, содержащие ответы на многие вопросы, среди которых:

Пошаговый план увеличения просмотров на YouTube:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни большинство людей, которые раньше ходили в библиотеку, ищут всё, что им нужно в Интернете. И это не удивительно – ведь сеть Интернет позволяет получить необходимую, и что важно, новую, оперативную информацию, не выходя из дома.

В сложившейся ситуации библиотекам важно найти новые пути к читателю. И в этом нелёгком деле сайты и социальные сети – лучшие помощники.

Конечно, быстрого прироста новых читателей продвижение в социальных медиа не дает. Но эта работа является важной частью маркетинговой коммуникации, которая позволяет мгновенно обратиться ко всей целевой аудитории, выявить ее потребности, своевременно анонсировать новые услуги и программы, обеспечить обратную связь.

Активность библиотек в виртуальной среде способствует появлению новых партнерских связей, организации сетевых проектов, обмену опытом с коллегами. Системная и профессиональная работа в сети позволит даже самой небольшой библиотеке стать для людей видимой и значимой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бенюх А.Х. Рекламная деятельность библиотеки: реферат [Электронный ресурс] / А.Х. Бенюх. – СПб, 2017. – Режим доступа:https://nauchkor.ru/pubs/reklamnaya-deyatelnost-biblioteki-58f39fd55f1be72b24e21398

2 Инновации в современной библиотеке: социальные сети и мультимедийные технологии / Краснодарская краеваяуниверсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, научно-методический отдел; сост. А.З. Позин. – Краснодар, 2020. – 83 с. http://clrf.nlr.ru/tmpfiles/3D99A768-DA14-41E1-8274-2EE2821BA7D9.pdf

3. Лоневская Л. Реклама и имидж[Электронный ресурс] /Л. Лоневская// Просто библиоблог: блог – Режим доступа: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2012/08/blog-post_14.html

4. О Рекламе: закон Луганской Народной Республики от 04 апр. 2017 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/4429/

5. Презентуем себя: реклама библиотеки [Электронный ресурс] // Миколаївська обласна бібліотека для юнацтва. – Миколаїв, 2014. – Режим доступа: http://unbib.mk.ua/index.php/2009-06-11-15-23-30/63-2010-11-04-18-43-58/1061-2014-04-09-07-23-46.pdf

6. Продвижение библиотечных ресурсов и услуг посредством социальной рекламы: методические рекомендации[Электронный ресурс] / ГБУК «Крымскаяреспубликанская библиотека для молодежи»; сост. Е.М. Ткаченко. – Симферополь, 2016. – Режим доступа:http://krbm.ru/wp-content/uploads/2017/05/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0.pdf

7. Реклама библиотеки: понятие, классификация, принципы[Электронный ресурс] / сост. А. К. Яценко, Н. В. Иванова// Межпоселенческая библиотека имени Михаила Александровича Ульянова: сайт. – 2019. – Режим доступа: http://ulyanovbib.blogspot.com/2019/04/blog-post.html

8. Свергунова Н.М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде[Электронный ресурс] / Н.М. Свергунова // Научные и технические библиотеки. – 2016. – №5. – С. 52-58. – Режим доступа:https://ntb.gpntb.ru/jour/article/view/53/54

9. Смолякова О.Н. Реклама библиотеки: взгляд в будущее:курсовая работа[Электронный ресурс] / О.Н. Смолякова; Алтайская государственная академия культуры и искусств // Аllbest: сайт. – Барнаул, 2011. – Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/marketing/00124585_0.html

Составитель: Фоменко Е.В., главный библиотекарь отдела научного анализа и развития библиотек.

Редактор: Суслова В.Б., заведующий отделом научного анализа и развития библиотек.

Ответственный за выпуск: Суслова В.Б., заведующий отделом научного анализа и развития библиотек.

Источник

Библиотека как площадка для интеллектуального досуга: интервью с BBDO Branding

BBDO Branding рассказали о разработке нового визуального оформления российских библиотек в интервью для Sostav

Бренд библиотеки что это такое. Смотреть фото Бренд библиотеки что это такое. Смотреть картинку Бренд библиотеки что это такое. Картинка про Бренд библиотеки что это такое. Фото Бренд библиотеки что это такое

В молодежной среде книги снова входят в моду. Чтобы сделать российские библиотеки более привлекательными и востребованными среди посетителей, BBDO Branding в сотрудничестве с Министерством культуры РФ создали бренд региональных библиотек. Творческий директор и старший дизайнер BBDO Branding подробно рассказали Составу о новом проекте.

Отметим, что новый бренд стал результатом участия BBDO Branding в общественном всероссийском проекте по формированию нового облика региональных библиотек, а изменения коснутся около 40 тысяч учреждений.

Бренд библиотеки что это такое. Смотреть фото Бренд библиотеки что это такое. Смотреть картинку Бренд библиотеки что это такое. Картинка про Бренд библиотеки что это такое. Фото Бренд библиотеки что это такоеМария Петрова,
творческий директор BBDO Branding

Бренд библиотеки что это такое. Смотреть фото Бренд библиотеки что это такое. Смотреть картинку Бренд библиотеки что это такое. Картинка про Бренд библиотеки что это такое. Фото Бренд библиотеки что это такоеКирилл Мартьянов,
старший дизайнер BBDO Branding

Расскажите, пожалуйста, чем вас заинтересовал проект создания бренда региональных библиотек?

Возможностью поучаствовать в важном для культуры страны проекте, который действительно будет полезен людям в регионах. Агентство всегда заинтересовано в работе над социально и культурно значимыми историями.

Почему вы решили разработать уникальный шрифт, а не использовать какой-либо готовый?

Основных причин две. Первая – количество лицензий. Шрифт нужно было установить на множество компьютеров, минимум по одной копии на библиотеку. Изначально в эскизы мы взяли шрифт Lineatura Ромы Горницкого, а в набор хотели взять скоро выходящий Robert от Contrast Foundry и Маши Дореули – новая современная версия великой гарнитуры «Школьная». Но когда мы переписывались с авторами шрифтов, то поняли, что цены для библиотек абсолютно неподъемные из-за количества необходимых лицензий. Это учитывая то, что авторам понравилась затея, и они даже готовы были сделать беспрецедентную скидку для нас.

Вторая причина – та же Lineatura была чересчур игривая, все-таки хотелось создать более серьёзный образ для образовательной институции. Кроме того, мы хотели дать дизайнерам возможность управлять шириной знака вручную, строя более точные композиции. А в Lineatura один набор знаков, и все ширины там зафиксированы.

У нас получились две версии шрифта: для обычных пользователей с фиксированной шириной знаков и «дизайнерская», в которой ширина управляется регистром. В итоге оригинальный шрифт разработал Константин Лукьянов, дизайнер, участник ребрендинга ВДНХ. Поскольку он делался с нуля по заказу клиента, проблемы с лицензированием уже не возникало.

Как вы пришли к выводу, что именно шрифт должен стать главным инструментом, на котором будет строиться вся система коммуникаций?

Это решение пришло сразу после того, как съездили в полевое исследование в библиотеку поселка Боголюбово во Владимирской области. Это одно из первых учреждений нового модельного стандарта, открытое при поддержке «Иностранки».

Первое, что бросилось нам в глаза – как все здорово спроектировано! Там светло, уютно, заметна внимательная работа с материалами, со светом, сделаны модульные конструкции, позволяющие трансформировать пространство. Однако, мы были поражены видом и количеством разнообразных носителей. Десятки различных плакатов, листовок, обозначений, призывов, надписей – все набрано в разных форматах, разными цветами и «красивыми» шрифтами. Конечно, посетителю библиотеки в таком многообразии было очень сложно воспринимать информацию и ориентироваться. Поэтому мы поняли, что приводить в порядок нужно прежде всего базовую коммуникационную единицу – шрифт.

Как появилась идея отразить в шрифте образ книжной полки?

Мы понимали, что, поскольку шрифт становится основным коммуникационным инструментом, ему необходим особый характер. Его образ должен безошибочно считываться любым человеком. Плюс, поскольку молодые люди стали активно участвовать в жизни библиотек, им должен быть интересен этот шрифт. Идея ритма книжной полки изначально зародилась у нас на этапе создания логотипа, но вскоре мы поняли, что весь шрифт нужно делать именно таким.

Основной визуальный элемент в бренде библиотеки – вывеска. Она должна вписываться в окружающую среду. Сколько библиотечных фасадов вам пришлось изучить, чтобы найти подходящее решение?

Региональные библиотеки не конкурируют за внимание посетителя, как, например, бутики или рестораны на Новом Арбате. Но вывеска для них – крайне важный элемент. Мы воспользовались Google Street View и виртуально изучили визуальный контекст тех библиотек, у которых уже были реализованы проекты нового оформления. Потом, разумеется, поехали в одну из них, чтобы дополнительно все отснять и проанализировать. Ключевой вывод – вывеска должна органично смотреться на любом фасаде, независимо от его архитектурного стиля. В итоге получилась вывеска с надписью «Библиотека» нейтрального цвета, заметная на большинстве фасадов, – здесь мы успокоили ритм шрифта и тем самым сделали ее чуть сдержаннее.

Расскажите, какие еще варианты, помимо образа раскрытой книги в логотипе, вы разработали?

Мы предложили три варианта: среди них был как вариант в классической эстетике, так и с цитатами из диджитал-среды. В результате выиграл нейтральный по стилю, объединяющий изображение раскрытой книги, диалога и открытого окна. Может показаться, что книга – банальный символ для библиотеки, но однозначность заложенного образа очень важна. Библиотека зачастую одна в каждой местности, поэтому знак несет навигационную функцию. При этом мы постарались заложить в него дополнительные смыслы. Среди них – окно и «бабл», символы просвещения, открытости, коммуникации.

Какую информацию вы собирали и использовали в процессе работы?

Изначально мы работали в привычной парадигме – изучали оптимальные размеры и форматы носителей, рассчитывали, как и из какого материала лучше будет произвести разделители на книжных полках. Но после поездки в Боголюбово поняли, что ни в одной из этих библиотек вообще нет такого – они не выбирают материалы и не отдают заказы в типографию. На это нет ни времени, ни бюджета. Все, что есть у библиотекарей – это качественный цветной принтер и ламинатор. В итоге все носители были спроектированы именно с учетом стандартных форматов (А5, А4, А3), чтобы библиотеки могли оперативно распечатать, например, афишу для предстоящей лекции.

Насколько новое визуальное оформление может повлиять на интерес к библиотекам в регионах?

Конечно, интерес будет увеличиваться. Библиотекам действительно нужен современный дизайн: чтобы это было место, куда хочется прийти, и где каждому посетителю было уютно и хорошо. И нам хотелось представить ее как площадку для интеллектуального досуга, в том числе для молодой аудитории, среди которой растет мода на эрудированность и самообразование.

Напоминаем, что гайдлайн проекта выложен в свободный доступ на портале куратора проекта – Всероссийской Государственной Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *