Бред характеризующийся убеждением больных что они страдают тяжелым неизлечимым заболеванием
Бред характеризующийся убеждением больных что они страдают тяжелым неизлечимым заболеванием
Ипохондрический синдром. Эти состояния достаточно широко распространены не только в психиатрической клинике, но и в практике врачей других специальностей. Проявляются утрированной озабоченностью своим здоровьем, соответствующей интерпретацией телесных ощущений, убежденностью в существовании того или иного заболевания вопреки разубеждениям и аргументированным результатам медицинских исследований. В случаях развития ипохондрического синдрома больные регулярно посещают врачей различных специальностей, требуют повторных консультаций и дополнительных исследований, пишут в различные инстанции письма о низкой квалификации врачей и консультантов, угрожают, а иногда и проявляют по отношению к ним агрессию в связи с якобы умышленным нежеланием их обследовать.
Ипохондрический синдром отличается множеством психопатологических проявлений. Последние могут носить характер навязчивостей, когда больных одолевают сомнения, не страдают ли они тем или иным соматическим заболеванием. И хотя они обычно понимают абсурдность этих предположений, но избавиться, от навязчивых мыслей не в состоянии. Исчезновение мыслей о возможности развития у них одного заболевания нередко сопровождается появлением не менее навязчивого опасения по поводу другого недуга.
Ипохондрические расстройства иногда возникают в структуре депрессии. На фоне сниженного настроения и различных неприятных соматических ощущений у пациентов формируется убежденность в том, что они страдают тяжелым, неизлечимым заболеванием. Это служит поводом для неустанных и настойчивых обращений к врачам разных специальностей. Подозрение на развитие у пациента психического расстройства может возникнуть у врачей общего профиля весьма поздно, часто после многолетних обследований, когда не удается выявить каких-либо признаков соматического заболевания, а контраст между жалобами и объективными результатами исследований становится особенно явным. Почти всегда обнаруживается корреляция между интенсивностью ипохондрических расстройств и выраженностью депрессии.
Описываемые расстройства нередко являются фабулой паранойяльного синдрома. В этих случаях пациенты высказывают твердую убежденность в наличии у них некоего заболевания, приводят «обоснованную» систему доказательств того, что они страдают тем или иным тяжелым и неизлечимым недугом. Они упорно требуют признания болезни специалистами, настаивают на проведении разнообразных исследований для подтверждения диагноза, нередко обнаруживая известную осведомленность о клинической картине и лабораторной диагностике предполагаемой болезни. Отказ от дальнейшего обследования они воспринимают как нежелание врачей (даже умышленное) разобраться в заболевании, принять необходимые меры. «Вредительство» врачей дает повод для обращения в различные инстанции с требованием наказания специалистов, не пожелавших оказать помощь больному или умышленно причинивших ему вред.
Ипохондрия может быть основным содержанием галлюцинаторно-параноидного синдрома (синдрома Кандинского—Клерамбо). У пациента возникает убеждение, что та или иная болезнь развилась в результате воздействия на его организм гипнозом, электрическим током, атомной энергией и т.д. Нередко ипохондрический бред проявляется убежденностью в том, что организм разрушается вирусами, микробами, насекомыми, введенными тем или иным методом преследователями (бред одержимости). Бред может подвергаться фантастическому преобразованию. Больные утверждают, что у них отсутствуют внутренние органы: сердце, легкие, желудок или же они подверглись необратимой деструкции. Нередко дело доходит до идей отрицания физического Я (ипохондрический нигилистический бред, иногда достигающий степени громадности — ипохондрический вариант синдрома Котара).
Сенестопатический синдром — состояние, при котором больной испытывает неопределенные, тягостные, крайне неприятные и мучительные ощущения (стягивание, натяжение, переливание, жжение, щекотание и т.п.), локализующиеся в различных частях тела (головном мозге, внутренних органах, конечностях). Обращает на себя внимание крайне необычный, часто вычурный характер этих ощущений. При тщательном исследовании современными методами не удается выявить заболевание, которое могло бы вызвать эти разнообразные и необычные ощущения. В тех случаях, когда описываемые болезненные ощущения имеют характер «сделанности», т.е. якобы вызваны действием посторонней силы (гипноз, электрический ток, колдовство и т.д.), говорят о сенестопатических или сенсорных проявлениях психического автоматизма (см.).
Депрессивный бред
Депрессивный бред представляют бредовые идеи, обычно возникающие на фоне подавленного настроения.
Бред самообвинения — убеждение пациента в том, что в прошлом он совершал недостойные или даже преступные деяния, обычно не подлежащие прощению и требующие сурового наказания, либо совершает их в настоящее время. Так, пациент добивается госпитализации в психиатрическое учреждение, утверждая, что он «пьяница, алкоголик и антисоциальная личность». Больная настаивает на том, чтобы на работе ей не начисляли зарплату, поручали самую грязную и тяжёлую работу. Она обвиняет себя в том, что «сделала шесть абортов и является детоубийцей». За это, считает она, её следует судить и вынести самый суровый приговор.
Ещё один пациент, читая в газете уголовную хронику, понял, что это он совершил описываемое там жестокое преступление. После этого он заявил на себя в милицию, требовал расследования и высшей меры наказания. В следующем наблюдении пациент увидел сон, в котором он зарезал человека. Проснулся в уверенности, что это случилось на самом деле.
Ещё одна больная смотрела репортаж по телевизору об уголовном преступлении. На другой день она заявила на себя в милицию, требовала установить степень своей вины и определить меру наказания и т. д. Приведённые иллюстрации показывают, что бред самообвинения (и не только такой бред) возникает разными путями, в частности с нарушениями сновидений, отождествлением себя с преступником в бодрственном состоянии и др., то есть с другими психическими нарушениями. К.Ясперс считает такой бред вторичным, отделяя его от истинного бреда. Между тем в его иллюстрациях истинного бреда преобладают наблюдения вторичного бреда. Нам представляется особенно важным то обстоятельство, что в таких иллюстрациях отчётливо прослеживается связь бреда с нарушениями самоосознавания.
У верующих людей бред самообвинения нередко принимает вид бреда греховности — убеждения пациента в том, что он нарушал или нарушает каноны святости. При этом обычно выясняется, что обвинения в свой адрес являются абсолютно ложными. Одновременно с тем пациент может сильно преувеличивать степень своих реальных прегрешений прошлого, но собственно бредом это не является.
| Человек, одержимый бредом, нередко может быть опасен как для себя, так и для окружающих. В таком случае Вы можете вызвать неотложную психиатрическую помощь |
Бред самоумаления или самоуничижения — убеждение пациента в том, что он является полным ничтожеством, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Фактически данный бред является вариантом бреда отрицания, в основе которого лежит утрата способности осознавать определённые переживания, в данном случае собственные позитивные качества. В некоторых случаях бреда самоумаления пациент как бы присваивает себе негативное отношение к себе со стороны окружающих. Поведение такого пациента вполне соответствует уничтожающей самооценке: чем хуже, недостойнее он ведёт себя, тем большее удовлетворение испытывает.
Так, больная сообщает: «Учитель сказал, что я тупица. Раз я тупица, я перестала посещать школьные вечера, отказывалась отвечать на уроках, не готовила домашние задания. Я не имею права хорошо учиться, мне нравится,что я получаю двойки. Нравится, что меня ругают, дразнят, что никто не хочет со мной дружить. Я полюбила свои недостатки. Я знаю, что у меня некрасивый нос, но я люблю свой нос. Люблю свои рыжие волосы, так как из-за них надо мной издеваются. Мне не стыдно, что я грублю и ругаюсь, мне это нравится. Вообще чем хуже я что-то делаю, тем мне приятнее». В других случаях, напротив, идеи самоумаления сопровождаются чувством вины. Больная рассказывает: «У меня с детства страх не реализоваться. Я постоянно думаю, что я изгой, что ничего не могу сделать так, как хочу. И как я думаю, так всегда и получается. Я знаю, что человек я никудышный и толку от меня не будет никакого. Винить за это мне некого, я во всём виновата сама».
Ипохондрический бред или бред болезни — убеждение пациента в том, что он страдает каким-то тяжёлым, неизлечимым, постыдным либо неизвестным науке заболеванием. Обычно возникает в связи со склонностью переносить на себя впечатления о болезнях других людей или присваивать постороннюю для себя информацию о заболеваниях. Пациенты с ипохондрическим бредом часто бывают физически вполне здоровыми людьми, а если чем-то и болеют, то реальной болезни могут как бы не замечать или не придавать ей серьёзного значения, будучи целиком сосредоточенными на мнимом заболевании. Ипохондрический бред может быть связан также с мнимыми болезненными ощущениями — сенестопатиями. Чаще, пожалуй, идеи болезни, если они как бы вытекают из сенестопатий, являются бредоподобным образованием, устранение сенестопатий приводит к исчезновению мыслей о болезни. Бредовые идеи болезни вначале могут быть проецированными вовне, и только позже приходит понимание, что это собственное заболевание.
Пациент сообщает, например, что он болен вот уже три года. В самом начале болезни появились головные боли, боли в других частях тела, возникли ощущения «хватания за кожу», «кожу рвало». Спустя год он почувствовал облегчение, в течение следующего года самочувствие оставалось удовлетворительным. Год тому назад он заметил, что при его появлении присутствующие люди начинают кашлять, чихать, зевать, жаловаться на головную боль, недомогание. Спящий сын, когда пациент входил в его комнату, начинал ворочаться, стонать. Постепенно пациент пришёл к выводу, что он заражает микробами людей на расстоянии до 20 метров, причём только люди с ангиной не реагируют на эти микробы. Наибольший вред микробы причиняли «нервной и сосудистой системам людей». Окончательно понял, что с самого начала и он страдал от этих микробов. Пациент много раз обследовался, но «врачи ничего не находили, отказывались лечить, говорили, чтобы я не придуривался».
В итоге он решил, что страдает не известным медицине заболеванием. Занялся самолечением, принимал антибиотики. К психиатру обратился потому, что «расшаталась нервная система, но невропатолог направил к вам». Другой много лет болеющий пациент, разочаровавшись в медицине, самостоятельно изучил многотомное руководство по гельминтологии и нашёл, что страдает редкой разновидностью гельминтоза, встречающегося в Экваториальной Африке. После этого он посещал врачей-инфекционистов с целью проверить, знают ли они что-то о его болезни. С победоносным видом говорит, что никто из них ничего о ней не слышал. На приёме у психиатра впервые. Пришёл убедиться, что у него нет психической болезни, о чём ему постоянно говорят близкие люди и знакомые.
Встречается персекуторный ипохондрический бред с убеждением пациента в том, что он болеет по чьей-то злой воле. Так, пациент шлёт тёще телеграмму угрожающего содержания: «Дорогая мамочка! Вышли 600 рублей. Внимательно читай УК, ст. 115». Он уверен, что болен сифилисом, этим же заболеванием страдают его жена и вся её родня. Его специально женили, чтобы заразить сифилисом. Дисморфомания или бред физического недостатка — убеждение пациента в том, что он имеет физический недостаток, уродующий его как в собственных глазах, так и в глазах других людей. Это могут быть неправильное строение тела, лица или какой-то его части, отталкивающий запах, дефекты кожи, гениталий, ушных раковин и многое другое. Мнимый физический недостаток переживается крайне тяжело, на реальные дефекты внешности пациенты могут при этом не обращать никакого внимания. Типично бредовое поведение со стремлением замаскировать физический дефект, устранить его посредством хирургической операции, собственных косметических манипуляций, голодания.
Нигилистический бред или бред отрицания — убеждение пациента в том, что отсутствует какая-то часть или качество его Я, полностью исчезло его Я или нечто, так или иначе связанное с его Я. Наблюдается в разных вариантах. Это бред смерти — убеждение пациента том, что он мёртв. Пациент утверждает, например, что он труп и его надо похоронить. Одновременно с этим он считает, что мертвы и все окружающие его люди. «Вы, доктор, тоже труп, это только видимость, что вы живы» — бред смерти с транзитивизмом. Бред отсутствия внутренних органов — пациент уверен, что его внутренние органы разлагаются, гниют или полностью сгнили, сохранилась лишь внешняя оболочка тела. Бред отсутствия физиологических отправлений — пациент уверен, что у него нет стула, что он не мочится, его кишечник не переваривает пищу и т. п. Последний бред особенно типичен для пожилых пациентов.
Так, больная жалуется на отсутствие стула, хотя, по наблюдениям персонала, она регулярно ходит в туалет. Она очень обеспокоена своим мнимым недугом, боится, что кишечник переполняют каловые массы и происходит отравление организма. В беседе только об этом и говорит, часто гадает на картах, вернётся ли к ней стул.
Бред утраты Я— убеждение пациента в том, что его Я более не существует: «Моего Я нет, оно растворилось, исчезло, от него не осталось и следа».
Бред отсутствия беременности — убеждение в отсутствии беременности, несмотря на очевидные признаки последней. Так, больная на протяжении полугода не могла поверить тому, что она беременна. В этом её постоянно убеждали врачи, не раз показывали ей снимки плода, указывали на увеличение живота, отсутствие месячных, нагрубание молочных желёз и т. п. Её возражения сводились к следующему: «Беременности не может быть, мы с мужем не были вместе, когда она могла наступить» и т. п.
Бред гибели внешнего мира (синдром Котара-Сегла, меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред, бред громадности и отрицания) — убеждение пациента в том, что весь мир разрушается или уже превратился в первозданный хаос, исчезают или исчезли всё живое на Земле, материя, пространство и время во всей Вселенной. Из описания бреда отрицания видно, что в своём развитии он связан с утратой способности воспринимать те или иные проявления собственного Я.
Кто такой ипохондрик?
Забота о состоянии своего организма – норма для любого человека. И вполне объяснимо, что каждый из нас, заметив симптомы недомогания, обращается за медицинской помощью. Почему же тогда еще во времена Гиппократа медики выделяли из рядов пациентов тех, кто чрезмерно беспокоился о своем здоровье? Желание обследоваться вновь и вновь они описывали как отдельное заболевание и дали ему название – ипохондрия.
Современная медицина в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10), разработанной ВОЗ, относит ипохондрию к разряду психогенных психических расстройств соматоформного типа. В этом определении уже кроется часть ответа на вопрос, кто такой ипохондрик. Соматоформное расстройство психики характеризуются умением скрывать симптоматику психогенных заболеваний за отдельными симптомами различных соматических болезней, которые по органическим проявлениям не складываются в клиническую картину ни одной известной медицине патологии. Некоторая тревожность относительно своего здоровья присуща большинству людей, если они ответственно относятся к себе и близким. Но для этого большинства достаточно пройти обследование, чтобы откинуть мнимый самодиагноз и с облегчением окунуться в привычную жизнь.
Ипохондрик постоянно находится под прессом навязчивой идеи о наличии у него неизлечимой тяжкой болезни, которую якобы не могут выявить врачи. Если результаты проведенного осмотра и обследования отклоняют его подозрения, ипохондрик либо обвиняет медиков в некомпетентности и обращается к другим специалистам, либо находит у себя симптомы другого смертельного заболевания.
Когда человеку кажется, что он болен всеми болезнями, постоянное стрессовое состояние действительно вызывает сбои в работе сердца, сосудов, половых органов, желудочно-кишечного тракта, мозгового кровообращения, которые убеждают ипохондрика в наличии у него тяжелого недуга. Круг замыкается, а поскольку такой больной убежден, что его заболевание носит соматический характер, он упорно продолжает посещать любых специалистов, кроме тех, кто способен установить правильный диагноз и назначить эффективное лечение – психотерапевта или психиатра.
Почему люди болеют ипохондрией
Окончательная причина возникновения ипохондрии не выяснена, но определены эндогенные и экзогенные факторы, провоцирующие заболевание, основные из которых: психический склад личности – повышенная мнительность, чувствительность, эмоциональность, внушаемость, нестабильность психики в подростковом и пожилом возрасте;
Стремление привлечь внимание окружающих через имитацию болезни присуще даже самым маленьким. Если потакать малышу в желании заболевать, когда ему необходимо внимание, не видеть реальную причину таких манипуляций окружающими, уловка перерастет в привычку. Но если в детском возрасте она срабатывает, поскольку вокруг – любящие родители, бабушки и дедушки, то в процессе взросления ребенок столкнется с непониманием сверстников, учителей, коллег по работе, руководителей. Стрессовые ситуации будут учащаться и утяжеляться, депрессия расти, ипохондрический синдром – укореняться.
При любой этиологии психика больного неправильно интерпретирует ощущения, которые поступают от внутренних органов, в результате чего человеку начинает казаться, что он сражен страшным недугом.
Необычайно легкий доступ к информации на медицинскую тему в сети интернет, печатных и электронных СМИ если и не увеличивает количество ипохондриков, то предоставляет им неограниченные возможности расширять свои «знания» о различных заболеваниях.
Старательный поиск и внимательное изучение информации о болезнях – тоже симптом ипохондрии.
Симптоматика
Большинство ипохондриков знают этиологию и патогенез «своего» заболевания не хуже профильного врача. Именно поэтому специалисту по общим заболеваниям так сложно переубедить пациента, страдающего ипохондрией. Имея поверхностную информацию о принципах постановки диагноза, требующих цельной клинической картины, в том числе – и органических проявлений, больной считает, что для диагностики достаточно нескольких явных симптомов.
Даже когда врач с помощью результатов анализов и аппаратного обследования сможет на время переубедить ипохондрика, он вернется вновь, поскольку на этот раз ему кажется, что болен неизвестной болезнью.
При этом человек испытывает реальные мучительные страдания психического и физического плана, которые в совокупности и представляют ипохондрический синдром:
Это симптомы навязчивой (невротической) формы ипохондрии, по наличию которых опытный психотерапевт или психиатр уже сможет диагностировать заболевание.
Более тяжёлая ипохондрическая симптоматика встречается в рамках сверхценной и бредовой ипохондрии на фоне малопрогредиентной и манифестных форм шизофрении, а также в рамках патохарактерологического развития расстройства личности (психопатии).
Ипохондрия – это не капризы, не эксцентричность и не слабохарактерность, а серьезная болезнь, которую не преодолеть волевым усилием.
Налогоплательщики Европы и Америки уже давно это поняли: по данным ВОЗ, 4-6% людей, регулярно вызывающих «скорую помощь», – ипохондрики. Желая уменьшить расходы здравоохранения, в развитых странах создают добровольные команды по уходу за этими больными, а волонтеров учат, как успокоить ипохондрика. Как помочь ипохондрику справиться со своим недугом Самый верный ответ на вопрос, как помочь человеку с ипохондрией – уговорить страдающего этим заболеванием посетить психотерапевта. Это сложно, но тем, кому больно видеть страдания близкого человека, способны справиться с этим заданием. Участие друзей и родственников облегчает и процесс лечения у специалиста, который может их привлечь к семейной или групповой психотерапии. Постоянное общение с близкими людьми отвлекает больного от зацикленности на мнимой болезни. Приветствуется также наблюдение медиков, представителей социальных служб, которые вовремя заметят рецидив и сообщат лечащему психотерапевту. Лечение ипохондрии в «Неопси»
В Центре здоровья психики «Неопси» знают, как помочь человеку с ипохондрическим синдромом. Врачи-психиатры Центра с успехом учат пациентов с этим диагнозом, правильно управлять своей жизнью. Только специалист сможет в правильной форме открыть пациенту глаза на реально существующие, а не выдуманные проблемы, сохранить его здоровье (в том числе – оградив от приема огромного количества ненужных медикаментов), а часто – и жизнь. На первой стадии лечения психотерапевт стремится, чтобы пациент признал: «Я по любому симптому считаю, что неизлечимо болен, именно в этом мое заболевание, мне необходима помощь».
Психиатры Центра умеют строить с пациентом особые отношения, основанные на откровенности и честности. Это оправдывается взаимным доверием, что помогает в процессе лечения справляться с очередным приступом, а в результате – окончательно избавляться от ипохондрического синдрома. В Центре применяют различные методы психофармакотерапии ипохондрических состояний в комплексе с психотерапевтической работой.
В зависимости от индивидуальности симптоматики и предпочтений самого больного используется: индивидуальная, групповая или семейная терапия. Техника, которая применяется в работе сводится к нескольким направлениям, которые на наш взгляд являются наиболее эффективными. Это
Методика психотерапевтического воздействия всегда выбирается индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания и особенностей пациента. При более тяжелых формах ипохондрии могут назначаться медикаментозные средства: антидепрессанты, антипсихотические препараты, транквилизаторы и др.Обращайтесь за помощью к специалистам Центра здоровья психики «Неопси» вовремя – и ваше здоровье и качество жизни будут восстановлены.
Записывайтесь на консультацию по указанному телефонному номеру или воспользуйтесь сервисами обратной связи и записи на прием.
Бред характеризующийся убеждением больных что они страдают тяжелым неизлечимым заболеванием
Это вид психического расстройства, проявляющегося систематизированным интерпретативным бредом.
Паранойяльный интерпретативный бред, или бред толкования, имеет в своей основе нарушение абстрактного познания действительности. Система бреда строится на цепи доказательств, имеющих субъективную логику, а факты, приводимые больными в доказательство своей бредовой системы, трактуются крайне односторонне; факты, находящиеся в противоречии с излагаемой концепцией, игнорируются.
Возникновению бреда предшествует состояние так называемого бредового настроения с неопределенной тревогой, напряженным чувством надвигающейся угрозы, настороженным восприятием происходящего вокруг. Появление бреда сопровождается субъективным ощущением облегчения, чувством, что ситуация стала понятной, а неопределенные ожидания, смутное предположение оформились в четкую систему.
Возможно иное, постепенное развитие паранойяльного синдрома через этапы сверхценных образований и сверхценного бреда. В этих случаях сверхценная концепция, возникающая у больного в качестве первого признака болезни, сопровождается развитием интерпретативного бреда, нередко недостаточно систематизированного, но тесно связанного по фабуле с содержанием сверхценных образований (сверхценный бред — по K.Birnbaum, 1915). О возможности расширения сверхценного бреда вследствие других психопатологических расстройств писал C. Wernike. Концепция перехода сверхценных образований в сверхценные представления бредового содержания и сверхценный бред была убедительно доказана исследованиями K.Birnbaum (1915, 1928) и подтверждена в работах В.М.Морозова (1934), А.Б.Смулевича и М.Г. Щириной (1972). Иногда паранойяльный бред развивается внезапно, остро, по типу «озарения», «внезапной мысли».
Паранойяльный бред крайне разнообразен по содержанию: бред ревности, при котором отдельные подозрения и индифферентные факты связываются в систему доказательств измены партнера; любовный бред с убежденностью в чувствах со стороны какого-либо лица, нередко занимающего высокое положение; бред преследования, выражающийся в твердом убеждении, что то или иное лицо или группа лиц следят за больным и преследуют его с определенной целью; ипохондрический бред, проявляющийся убежденностью больных в том, что они страдают неизлечимым заболеванием, и приводят систему доказательств этого. Нередко наблюдаются бред реформаторства, бред дисморфофобии и т.д.
В одних случаях паранойяльный бред ограничен содержанием ревности или преследования или реформаторства (монотематический бред), в других бред разного содержания возникает у одного и того же больного последовательно или, что бывает значительно реже, почти одновременно (политематический бред). Различное содержание бреда может быть объединено в единую систему или существовать изолированно.
Степень систематизации бреда имеет важное прогностическое значение: высокая степень обычно свидетельствует о достаточной стабилизации состояния, в то время как отсутствие взаимосвязи между отдельными фабулами бреда в картине паранойяльного синдрома говорит о нестойкости синдрома и возможности трансформации его в другие, более тяжелые и сложные состояния.
Больные с паранойяльным бредом обычно отличаются высокой активностью: одни борются с преследователями, являясь «преследуемыми преследователями», или, напротив, мигрируют, спасаясь от преследователей; другие следят за партнером по браку с целью обнаружения мнимого соперника, третьи добиваются всестороннего медицинского обследования, чтобы подтвердить диагноз, и т.д. Таким больным свойственна обстоятельность мышления, ограничивающаяся пределами бредового содержания или распространяющаяся на мышление в целом.
Паранойяльный синдром в одних случаях является хроническим состоянием, в других развивается остро. Хроническая форма синдрома отличается прогредиентным развитием бреда, постепенным расширением и систематизацией патологического содержания, отсутствием выраженных аффективных расстройств, нарушением мышления, монотонностью, нарастанием изменений личности. Для острой формы характерны внезапное и быстрое формирование бредовой системы, возможность развития эпизодов острого чувственного бреда, яркость аффекта и очерченность состояния с последующим исчезновением всех перечисленных расстройств.