Братья вернеры что изобрели
Братья вернеры что изобрели
Ретро мотоциклы запись закреплена
Чтобы не переписывать объёмную, но интересную статью, мы просто советуем прочитать её по ссылке на главу из книги о русской эмиграции: http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/rusemigratio..
Если вам не хочется много читать, приведём последнюю пару абзацев:
«Проследив главную линию развития конструкции мотоцикла, которую представляли Готлиб Даймлер и такие фирмы как «Гильдебрандт и Вольфмюллер» и «Де Дион-Бутон», мы увидели, что у братьев Вернеров были предшественники. Вернеры, конечно, заимствовали у них идею создания мотоцикла и ряд конструктивных решений. Но мы видели также, что по своим показателям (литровой мощности и удельной массе) уже первый «Мотоциклет» Вернеров превосходил своих предшественников. Его появление в 1897 г. вызвало в период 1898—1899 г. целую волну возникновения мотоциклетных фирм. Вторую волну инициировал, начиная с 1902 г., мотоцикл «новый Вернер», имевший уже классическую компоновку. Чтобы быть объективнее, предоставим общую оценку вклада Михаила и Евгения Вернеров в создание мотоцикла нашим иностранным коллегам. Э. Трагач: «Братья Вернеры русского происхождения, вероятно, были величайшими пионерами мотоциклетной промышленности». Характеризуя «новый Вернер» как «первый ортодоксальный мотоцикл», С. Каунтер констатирует: «Новая формула, типизированная этой конструкцией, является той базой, на которой с тех пор развивалось огромное большинство мотоциклов». В книге английских историков Р. Хау и Л. Дж. К. Сетрайта мотоцикл Вернеров получает такую оценку: «Это по крайней мере был мотоцикл, который на самом деле был мотоциклом. Это была машина, которая вызвала волну нового производства, нового спорта и нового средства коммуникации».»
Истории вещей. Рассматриваем немецкий мотоцикл из Музея обороны Москвы
В основной экспозиции Музея обороны Москвы представлено множество образцов военной техники как советской, так и немецкой. Один из экспонатов — немецкий мотоцикл времен Второй мировой войны. Он появился в собрании в 1993 году, до этого машина хранилась в частной коллекции реставратора антикварной мототехники Ярослава Конкина. Сегодня этот экспонат — часть инсталляции «Техника и вооружение вермахта», расположенной в первом зале музея.
Все началось с велосипеда
В начале XIX века популярность велосипеда в Европе росла бешеными темпами — все больше и больше людей интересовались этим средством передвижения, появлялись общества, объединявшие энтузиастов велотранспорта. Постепенно изобретатели начали задумываться о модернизации конструкции и создании самоходного велосипеда. Одним из первых сумел добавить к двум колесам паровой двигатель французский техник Луи-Гийом Перро, который подал патент на свою модель в 1869 году. Однако его паровой велосипед был слишком громоздким, да и скорость — максимум 15 километров в час — оставляла желать лучшего.
Спустя несколько лет в Германии эксперименты над созданием бензинового двигателя внутреннего сгорания проводили Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Интересно, что изобретение мотоцикла не было конечной целью немецких изобретателей — они стремились создать четырехколесную повозку на своем бензиновом двигателе. Осуществить задумку они смогли уже в 1886 году. А за год до этого они представили устройство, которое считается первым мотоциклом. Изобретение получило название Daimler Petroleum Reitwagen, что переводится с немецкого как «керосиновая повозка для верховой езды Даймлера». Первым ее испытал сын Даймлера Пауль.
Идеи Даймлера и Майбаха развил другой дуэт немецких изобретателей — Хенрик Хильдебранд и Алоиз Вольфмюллер, которые в 1894 году представили первый серийный мотоцикл. Хильдебранд и Вольфмюллер усовершенствовали творение своих предшественников — с пустым баком их мотоцикл весил всего 50 килограммов и мог разогнаться до 45 километров в час. Первое время их фирма была довольно успешной — к концу 1894 года завод выпускал по 10 мотоциклов в сутки, и они быстро раскупались. Однако вскоре успех сошел на нет: новых покупателей стала отталкивать высокая цена агрегата. Кроме того, в ходе эксплуатации выявились некоторые технические несовершенства: мотоцикл был неустойчив и сложен в управлении. Некоторые клиенты фирмы попадали в аварии, что приводило к судебным искам. К 1897 году производство мотоцикла полностью остановили. По современным подсчетам, за три года Хильдебранд и Вольфмюллер успели выпустить около двух тысяч машин.
Свою лепту в развитие мотоцикла внесли и выходцы из Российской империи. Братья Михаил и Евгений Вернеры, которые в 1891 году переехали во Францию, в 1896-м стали работать над своей версией. Спустя год они выпустили первую модель на рынок. Всего за несколько лет братья сумели собрать более трех тысяч мотоциклов. В 1901 году они представили публике новую модель, которую можно было назвать революционной.
В конструкцию мотоцикла было внесено значительное изменение: двигатель установили не на переднюю часть рамы, а между двух колес. Продукция братьев Вернеров пользовалась популярностью как в Европе, так и в Америке. Этот успех позволил им в 1906 году приступить к выпуску автомобилей.
R-12 в мирное время и на войне
Свой первый мотоцикл немецкая фирма BMW выпустила в 1923 году. 28 сентября концерн представил на Берлинской автомобильной выставке модель R-32. После этого в течение нескольких лет BMW увеличивала мощности производства и создавала все более совершенные мотоциклы. Одной из самых известных моделей в их линейке была R-12.
О преимуществах этой модели писали еще в 1935 году в выпуске рекламного журнала корпорации: «В целом конструкция чрезвычайно крепкая, настолько, что вилка при своей упругости обеспечивает достаточный уровень безопасности… Можно ехать без заносов по выбоинам на полной скорости. Машина также в невероятной степени позволяет делать развороты».
Производство этой модели началось в 1935 году. Изначально она собиралась лишь для гражданских целей (кроме того, ее поставляли немецкой полиции), но в 1938 году эти мотоциклы стали отправлять исключительно в войска. В течение семи лет, в течение которых выпускали модель R-12, с конвейера баварского завода успело сойти более 36 тысяч экземпляров, около 16 тысяч из них пошли на нужды армии. В действующие войска этот мотоцикл поставлялся в двух модификациях — с коляской и без нее.
Немецкие военные использовали R-12 в разных целях: проводили разведку, выслеживали партизан, обеспечивали коммуникацию. Главная причина популярности модели заключалась в ее надежности — мотор очень редко перегревался, а в случае поломки его можно было легко починить. Кроме того, отличительной особенностью R-12 стала высокая проходимость — немецкие инженеры изначально стремились создать модель, которая с легкостью могла бы передвигаться по сельским дорогам.
Мотоцикл мог развивать довольно высокую скорость — до 100 километров в час. Кстати, спортивная модификация R-12 долгое время была рекордсменом по скорости. В 1937 году немецкий гонщик Эрнст Якоб Хенне разогнал свой мотоцикл до 279 километров в час. Этот рекорд продержался 14 лет.
Помимо своей истории, R-12 интересна конструкторским решением. В этой модели впервые была использована телескопическая вилка с гидравлической амортизацией. Вилки такого типа применяются в мотостроении по сей день.
Александр Овчаренко, Алексей Ренкель
(ДЕНЬГИ № 35 (143) от 24.09.1997)
13 STORY: Семейный бизнес братьев-изобретателей
В 1816 году в городке Ленте под Ганновером в небогатой многодетной семье Сименсов родился сын Вернер. Перешагнув тридцатилетний рубеж, послужив офицером артиллерии и постоянно экспериментируя и что-то из обретая, Вернер занял у дяди денег, нанял троих рабочих и 1 октября 1847 года с товарищем открыл телеграфную мастерскую Siemens & Halske. Так 160 лет назад были заложены основы германского промышленного гиганта, концерна мирового значения Siemens AG.
Как все начиналось
У Вернера Сименса было девять братьев и сестер, трое из братьев стали тоже изобретателями. Но самым изобретательным в семье был все же Вернер. С раннего детства он очень любил заниматься всякими техническими экспериментами, но по воле отца отправился в армию. Окончил Берлинское артиллерийско-инженерное училище, служил в небольшом гарнизоне Магдебурга.
Там Вернер по молодости разругался с сослуживцем, устроил дуэль и был осужден военным судом на 10 лет лишения свободы. Отправляясь в тюрьму, осужденный дуэлянт прикупил химикатов и прямо в камере соорудил лабораторию, где проводил свои опыты (в частности с электролизом). Благодаря чему получил известность, а вскоре и свободу – королевское помилование и предписание явиться в Шпандау заниматься фейерверками.
В армии Вернер Сименс экспериментировал, изучал и изобретал вовсю. Именно там он глубоко вник в телеграфное дело, развитию которого затем немало поспособствовал. Именно он создал электрическую телеграфную линию, связавшую резиденцию правительства в Берлине и парламент во Франкфурте-на-Майне.
По этой линии в марте 1849 года в первый же час после избрания Франкфуртским национальным собранием прусского короля Фридриха Вильгельма IV наследственным императором Германии в Берлин и пришло важное сообщение. Вернер Сименс стал героем дня, почти как король.
Выйдя в отставку, Вернер вплотную занялся бизнесом. После смерти отца именно на него легли заботы о немалой сименсовской семье.
В 1847 году в столице Пруссии Берлине он вместе с инженером-механиком Йоханом Георгом Гальске открывает фирму-мастерскую по производству телеграфного оборудования, из которой со временем вырастет крупный концерн Siemens & Halske. Совместно с Гальске и своими младшими братьями-изобретателями Вернер разрабатывает и внедряет различную технику: кабельно-телеграфную, электротехническую, стекольную (патент на изготовление закаленного стекла).
В 1846 году Вернер изобретает винтовой пресс. Изготовил его Гальске. Смысл изобретения состоял в том, чтобы без швов закатывать в гуттаперчевый изолятор телеграфные провода, прокладываемые под землей.
Гуттаперча тогда была новинкой, и брат, работавший в Англии, прислал Вернеру на всякий случай образец. Изобретатель сразу оценил ее свойства приобретать эластичность при нагреве и затвердевать при охлаждении и нашел ему применение в качестве изолятора проводов. Позже Вернер придумал и стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей, которую используют до сих пор.
В 1856 году Вильгельм и Фридрих Сименсы патентуют регенератор, который использует тепло дымовых газов сталеплавильных печей для подогрева воздуха и газообразного топлива. Проще говоря, братья создали принципиально новую, революционную технологию литья стали.
Печи, работающие по этой технологии, мы зовем мартеновскими, между тем как в Германии они именуются не иначе как сименс-мартеновскими.
В 1866 году Сименсы изобрели генератор постоянного тока, динамо-машину, до сих пор остающуюся главным компонентом техники для выработки электроэнергии. В 1879 году братья построили на Берлинской промышленной выставке первую в мире электрическую дорогу и пустили по ней первый электрический локомотив. В 1880 году запустили первый электрический лифт, в 1881 году – первый трамвай, в 1892 году – троллейбус.
В 1888 году германский кайзер Вильгельм I возводит выдающегося немецкого изобретателя Вернера Сименса в дворянское достоинство и жалует ему аристократическое «фон» перед фамилией. В конце 1892 года Вернер фон Сименс, проводивший дни на своей уединенной вилле, скончался от воспаления легких.
Мировая экспансия братьев Сименс
Достижениям Siemens & Halske на родине сопутствует и успешная мировая экспансия фирмы. 1860 год – компания получает контракт на прокладку телеграфного кабеля длиной 5500 км от египетского Суэца до пакистанского Карачи, 1868-й – начинает прокладку кабеля из Лондона через Торн (сейчас польский Торунь) в Тегеран.
В начале восьмидесятых годов XIX века Сименсы внедряют в германских городах системы электрического освещения улиц. Создаются многочисленные дочерние фирмы и фабрики в Австро-Венгрии, Франции, Британской империи, США.
Отношения с Британской империей – отдельная песня в сказании о семействе Сименсов. Их вдохновитель – Карл Вильгельм Сименс (1823-1883), младший брат Вернера. Отец хотел сделать из него банкира, даже отправил учиться к дяде, но Вернер решил иначе: либо изобретай, как все, либо продвигай семейный бизнес. В итоге Сименс-старший оценил его выше других братьев: «Карла я считаю наиболее одаренным из всех нас. Он всегда надежен, верен, добросовестен. Проницательный, всестороннне развитый ум сделал из него дельного коммерсанта».
В 1843 году 20-летний юноша продает лондонской фирме за немалые деньги (?1600) сталелитейное ноу-хау Сименсов. Вернер, преисполненный радости и гордости за брата, засылает его обратно в Лондон с самыми широкими полномочиями. Карл Вильгельм вызывает к себе еще двух братьев, и вместе они активно берутся за предпринимательство и изобретательство. Поначалу молодые Сименсы организуют на берегах туманного Альбиона дочернее предприятие Siemens & Halske, а в 1858 году их фирма Siemens Brothers добивается полной независимости от Берлина и приступает к самостоятельной экспансии, прежде всего в Северной и Южной Америке. 1874 год – кабель из Лондона в США, 1875 год – из Рио-де-Жанейро в Монтевидео. В 1883 году за большие заслуги перед Британской империей королева жалует слегка переименовавшемуся Чарльзу Уильяму Сименсу дворянский титул.
Siemens становится Сименсом
Важное место в международной экспансии бизнеса Сименсов заняла Российская империя. Еще в 1851 году Siemens & Halske поставляет 75 пишущих телеграфов для единственной тогда в России линии Петербург-Москва. Вернер Сименс едет в многообещающую далекую страну для переговоров с правительством о создании национальной телеграфной сети. Сделка была заключена. А лично Вернеру поездка принесла встречу с будущей женой, профессорской дочкой Матильдой Друман. Она родила ему четырех детей, а когда скончалась, Вернер женился на сестре Матильды. Вторая профессорская дочь родила ему еще двоих.
Представлять интересы Siemens & Halske в России отправляется 24-летний брат-изобретатель Карл. Несмотря на молодость, он активен и успешно налаживает дело. В 1853 году на Васильевском острове открывается электротехническая и механическая фабрика «Сименс и Гальске». Сименсы опутывают Россию своими хорошо изолированными телеграфными проводами, связывают Москву, Киев, Одессу, Севастополь, Петербург, Кронштадт, укладывают кабель на дно Балтики, организуют надежную связь с Западной Европой.
В 1869 году в Сормово по сименсовским чертежам построена первая печь Сименса-Мартена. В начале 1980-х годов в Москве на Ходынском поле открывается первая 300-метровая трамвайная линия, построенная «Сименс и Гальске».
Siemens во Второй мировой
С 1918 по 1941 год во главе дома Siemens стоял младший сын Вернера Карл Фридрих фон Сименс. Он вел бизнес стабильно и последовательно, не пытаясь извлекать сверхприбыли. К 1930-м годам положение Siemens на германском рынке было более чем устойчивым. В Генеральный совет по экономике, созданный Гитлером в 1933 году, Карл Фридрих фон Сименс вошел вместе с крупнейшими немецкими промышленниками Круппом, Бошем, Тиссеном и другими. Концерн выполнял многочисленные военные заказы.
В годы Второй мировой Siemens, как и остальные германские промышленные гиганты, активно использовал труд заключенных и гражданского населения, депортированного из СССР и Восточной Европы. По данным гамбургского еженедельника Die Zeit, к 1944 году на заводах Siemens работали свыше 38 тыс. военнопленных, узников концлагерей, депортированных рабочих. На Нюрнбергском процессе семейный клан Сименсов не был причислен трибуналом к числу военных преступников – в отличие от руководства ряда других крупных германских компаний. Арестованный американцами Герман фон Сименс, который c 1941 года возглавлял концерн, после нескольких месяцев заключения был выпущен на свободу.
А в начале 1960-х годов концерн Siemens выплатил компенсации многим еврейским узникам концлагерей.
Возрождение
Вторая мировая серьезно подорвала могущество Siemens. Многие заводы были конфискованы, разрушены или частично демонтированы союзниками. Особенно массовыми эти конфискации были в Пруссии, попавшей в оккупационную зону СССР (там Siemens потерял около 90 % своей промышленной собственности), а также в Венгрии и других странах Восточной Европы. Но трудности были преодолены, и в 1966 году довольно независимые части Siemens объединились в акционерный концерн Siemens AG.
С 1992 года во главе правления компании стоит Генрих фон Пирер – правовед, экономист, журналист и, главное, менеджер. Его деятельность оценивается не совсем однозначно: в Германии достаточно сильно противостояние двух культур управления. Традиционно германский стиль предпочитает большую внутреннюю устойчивость фирмы, умеренность в экспансии на иностранных рынках, значительные резервные финансовые отчисления вместо биржевых игр. Американский стиль ориентирован на постоянный рост прибылей, открытость бизнеса для акционеров, рискованные фондовые операции и стремительную экспансию за рубежом.
Фон Пирера считают представителем американской модели. И, как предписывает американская модель, концерн постоянно ведет структурную перестройку и повышает эффективность своей работы. Например, у многих в Германии вызвал сильное неприятие тот факт, что за последние несколько лет концерн Siemens сократил свыше 40 тыс. рабочих мест – руководство концерна большое внимание уделяет промышленному «бегству» с весьма затратного рынка ФРГ в страны третьего мира.
Михаил и Евгений Вернеры
Михаил и Евгений Вернеры
Литераторы, книгоиздатели, торговцы, изобретатели. Создатели первого в мире мопеда, пионеры создания мотоциклов.
Биография братьев Вернеров известно лишь в самых общих чертах, многое до сих пор не очень известно.
Братья получили образование за границей. Являлось оно гуманитарным или техническим, пока трудно сказать, но их деятельность свидетельствовала о том, что они хорошо знали типографское дело и полиграфию.
Поселившись в Москве, Вернеры приобрели типографию на Арбате. Одним из первых их начинаний было возобновление в 1885 г. в Москве издания журнала «Вокруг света» (выходившего в 1860–1869 г. в Петербурге). Именно братья Вернеры познакомили русскую публику с произведениями таких писателей как Буссенар, Стивенсон и Хаггарт. Некоторое время спустя Вернеры стали издавать детский журнал «Друг детей» и юмористический журнал «Сверчок», с которым сотрудничали Антон Чехов и его брат Михаил Чехов. Однако вскоре их издательская прогорела, они разорились и были вынуждены уехать заграницу – это произошло в 1891 г.
Братья осели во Франции, где Вернеры сначала хотели продолжить свою журналистскую деятельность, но успеха не добились. Тогда они занялись ремонтом и продажей фотоаппаратов, пишущих машинок и граммофонов.
В 1896 г. одному из братьев пришла идея установить маленький бензиновый двигатель на велосипед. Горизонтальный четырехтактный двигатель поместили над задним колесом, передача к которому осуществлялась с помощью роликовой цепи и фрикционных дисков. Но после испытаний двигатель (теперь уже вертикальный) перенесли на переднюю вилку. Результат превзошел все ожидания. Мотоцикл с эмблемой «Вернер Фрер» («Братья Вернер») оснащался одноцилиндровым четырехтактным двигателем воздушного охлаждения. Он развивал мощность 0,75 л. с. при 1200 об/мин.
В 1897 году было выпущено 12 таких велосипедов, в 1898 г. для их производства была основана фирма «Братья Вернер и К°». Они назвали свой моторный велосипед «мотоциклетом». Отсюда и пошло русское — мотоцикл, (хотя по сути это был мопед).
Мотоциклы Вернеров в течение нескольких лет одерживали победы на многих крупных состязаниях и получили свыше 30 первых и вторых призов. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже им были присуждены золотая и серебряная медали.
Конструкция Вернеров вызвала многочисленные подражания. Легкие мотоциклы (или все-таки мопеды) с моторчиком над передним колесом начали выпускать фирмы «Циклон», «Шайберт», «Комет» в Германии, «Иксьон» во Франции. А завод, строивший машины «Вартбург» в немецком городе Эйзенахе, даже приобрел у Вернеров лицензию на производство их мотоцикла. К 1901 г. было выпущено свыше 3500 мотоциклов «Вернер».
Литераторы, книгоиздатели, торговцы, изобретатели. Создатели первого в мире мопеда, пионеры создания мотоциклов.Биография братьев Вернеров известно лишь в самых общих чертах, многое до сих пор не очень известно. Но их изобретение до сих пор «живо» и хорошо знакомо нашим современникам.
Братья получили образование за границей. Являлось оно гуманитарным или техническим, пока трудно сказать, но их деятельность свидетельствовала о том, что они хорошо знали типографское дело и полиграфию.
Поселившись в Москве, Вернеры приобрели типографию на Арбате. Одним из первых их начинаний было возобновление в 1885 г. в Москве издания журнала «Вокруг света» (выходившего в 1860–1869 г. в Петербурге). Именно братья Вернеры познакомили русскую публику с произведениями таких писателей как Буссенар, Стивенсон и Хаггарт.
Некоторое время спустя Вернеры стали издавать детский журнал «Друг детей» и юмористический журнал «Сверчок», с которым сотрудничали Антон Чехов и его брат Михаил Чехов. Однако вскоре их издательская фирма прогорела, они разорились и были вынуждены уехать заграницу – это произошло в 1891 г.
Братья осели во Франции, где Вернеры сначала хотели продолжить свою журналистскую деятельность, но успеха не добились. Тогда они занялись ремонтом и продажей фотоаппаратов, пишущих машинок и граммофонов.
В 1896 г. одному из братьев пришла идея установить маленький бензиновый двигатель на велосипед. Горизонтальный четырехтактный двигатель поместили над задним колесом, передача к которому осуществлялась с помощью роликовой цепи и фрикционных дисков. Но после испытаний двигатель (теперь уже вертикальный) перенесли на переднюю вилку. Результат превзошел все ожидания. Мотоцикл с эмблемой «Вернер Фрер» («Братья Вернер») оснащался одноцилиндровым четырехтактным двигателем воздушного охлаждения. Он развивал мощность 0,75 л. с. при 1200 об/мин.
Первые попытки создать мотоцикл предпринимались и до Вернером. Они относятся к 1885 году, когда Г. Даймлер в Каннштадте установил на специально для этого построенный деревянный велосипед вертикальный бензиновый двигатель. Конструкция оказалась слишком громоздкой и дальнейшего развития не получила. Однако в 1893 году два других немецких изобретателя — Гильдебрандт и Вольфмюллер начали в Мюнхене выпуск мотоциклов, у которых шатуны двухцилиндрового горизонтального двигателя действовали как у паровоза, непосредственно на ведущее колесо, в результате чего машина двигалась рывками. Смена лопнувшей шины влекла за собой необходимость заново регулировать двигатель. Эта конструкция также не оставила заметного следа в истории транспорта. Поэтому можно утверждать, что первый практичный мотоцикл, от которого ведут родство его современные собратья, был создан русскими изобретателями Евгением и Михаилом Вернерами.
В 1897 году было выпущено 12 таких велосипедов, в 1898 г. для их производства была основана фирма «Братья Вернер и К°». Они назвали свой моторный велосипед «мотоциклетом». Отсюда и пошло русское — мотоцикл, (хотя, по сути, это был мопед).
Мотоциклы Вернеров в течение нескольких лет одерживали победы на многих крупных состязаниях и получили свыше 30 первых и вторых призов. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже им были присуждены золотая и серебряная медали.
Распространением мотоциклов «Вернер» в России в 1898— 1900 гг. занимался один из четырех братьев — Ипполит Антонович, магазин которого помещался в Москве на Петровке.
Конструкция Вернеров вызвала многочисленные подражания. Легкие мотоциклы (или все-таки мопеды) с моторчиком над передним колесом начали выпускать фирмы «Циклон», «Шайберт», «Комет» в Германии, «Иксьон» во Франции. А завод, строивший машины «Вартбург» в немецком городе Эйзенахе, даже приобрел у Вернеров лицензию на производство их мотоцикла. К 1901 г. было выпущено свыше 3500 мотоциклов «Вернер». Тогда же братья создали новую конструкцию с открытой рамой (здесь они уже учли опыт завода «Лаурин-Клемент»). Двигатель этого мотоцикла был расположен посредине (как у современных), и его картер служил одним из звеньев рамы. С 1902 года подобные конструкции стали строить многие мотоциклетные фирмы в разных странах. С 1906 года фирма «Вернер» занялась производством автомобилей, которое было прекращено в 1914-м в связи с войной.
Нужно отметить, что легкие мопеды с двигателем над передним колесом дожили и до наших дней. Одна из крупных французских фирм, производящих мопеды, «Велосолекс» на протяжении многих десятилетий выпускала мопеды с такой компоновкой («За рулем», 1985, № 1). Поэтому мы с полным правом можем назвать братьев Вернеров изобретателями мопеда в самом современном смысле этого слова.