Братний в золоте кафтан что это такое

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Александр Александрович Блок. «Колыбельная песня»

Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть фото Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть картинку Братний в золоте кафтан что это такое. Картинка про Братний в золоте кафтан что это такое. Фото Братний в золоте кафтан что это такое

Александр Александрович Блок

Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса,

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,
Спрячусь в Божием саду,

А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…»

Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть фото Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть картинку Братний в золоте кафтан что это такое. Картинка про Братний в золоте кафтан что это такое. Фото Братний в золоте кафтан что это такое

Отдельный фрагмент сборника «Круглый год» посвящен летней тематике. Живописная картина угасания жаркого дня изображена в произведении «Летний вечер». Постепенно исчезают лучи закатного солнца, воцаряется безветрие, утихают звуки — на смену суете и ежедневным заботам приходит «дремота розовая». Умиротворяющий пейзаж предваряет «сонную» тему, центральную для анализируемого текста.

Заглавие произведения, датированного сентябрем 1904 г., отсылает к жанру народной песни, предназначенной для укачивания младенцев. Ему соответствует идейно-образное наполнение стихотворения, в основу которого легли фольклорные традиции.

Зачин открывается лексической анафорой, служащей отправной точкой для развития главенствующего мотива сна. Ему подчиняется семантика природной зарисовки, организованной по принципам антропоморфизма. Для олицетворения образов лугов, лесов, речных струй автор привлекает глаголы. Если в описании первых двух объектов подчеркивается их пассивность, то лишенный сна водный поток обладает способностью к словесному выражению собственных размышлений. В качестве активного персонажа также выступает луна. Она является полноправной правительницей ночи, и поэтому наделяется не только зрением, но и способностью повелевать.

Луна обращается к маленьким слушателям с речью, в содержание которой включены элементы волшебной сказки. Смена дня и ночи представлена как чередование периодов «бодрствования» солнца и луны, брата и сестры. Рассказ героини изобилует оттенками драгоценного: у нее сарафан шит серебром, а кафтан братца — золотом.

Место отдыха небесных светил обозначено как Божий сад. Такой же эпитет характеризует ночную росу, и оба определения придают идиллической картине особый колорит. Гарантом спокойствия и гармонии земного существования выступает божественное начало.

Мысль о мудром устройстве окружающего мира дополняется указанием на цикличность действий основных персонажей: каждое утро брат сменяет сестру, очередь которой настает после заката солнца. Луна намерена повторять ежевечерний ритуал и обещает детям присылать приятные сновидения и рассказывать «тихую» «сонную» сказку.

Многочисленная лексика с семантикой сна аккумулируется к концу текста. Цель художественного приема соотносится с прагматической направленностью народной колыбельной, располагающей малышей к спокойному отдыху.

Источник

Колыбельная песня

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан,

Встречу брата и пойду,
Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснет
И меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…»

Статьи раздела литература

Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть фото Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть картинку Братний в золоте кафтан что это такое. Картинка про Братний в золоте кафтан что это такое. Фото Братний в золоте кафтан что это такое

Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть фото Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть картинку Братний в золоте кафтан что это такое. Картинка про Братний в золоте кафтан что это такое. Фото Братний в золоте кафтан что это такое

Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть фото Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть картинку Братний в золоте кафтан что это такое. Картинка про Братний в золоте кафтан что это такое. Фото Братний в золоте кафтан что это такое

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть фото Братний в золоте кафтан что это такое. Смотреть картинку Братний в золоте кафтан что это такое. Картинка про Братний в золоте кафтан что это такое. Фото Братний в золоте кафтан что это такое

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

5 нежных колыбельных, которые сможет спеть своему малышу любая мама

Любящие мамы, укладывая детей спать, потихонечку напевают им колыбельные песни. Каждый человек с детства помнит слова и мелодию самых популярных колыбельных, которые им напевали мамы, или те, что слышали с экранов телевизоров.

Невозможно переоценить роль колыбельных песен в развитии малыша. И это важно не только с точки зрения скорейшего засыпания ребенка, но и необходимо для формирования спокойного устойчивого психологического фона.

Неоценимая роль колыбельных в развитии ребенка

Детские психологи утверждают, что колыбельные песни в развитии психоэмоционального развития ребенка играют немалую роль. У детей, с младенчества слышащих лирические песни народного фольклора, с которыми их укладывали спать мамы, быстрее формируется чувство патриотизма и любви к музыке. Духовный запас малыша мал, поэтому младенцы, как губки, впитывают в себя и ласковый голос мамы, и спокойно льющуюся музыку. Главные персонажи колыбельных песен – это, как правило, добрые зверюшки, домашние животные и птицы, являющиеся настоящими друзьями детей. Благодаря тому, что ребенок каждый вечер слышит умиротворяющие звуки музыки и песенные стихи, у него быстрее развиваются речевые навыки. Не зря колыбельные называют «спутниками детства».

Мамы в разных странах сами ощущают потребность напевать своему малышу перед сном детскую лирическую песенку. Это успокаивает не только детишек, но и настраивает на позитивный лад маму. Дети быстрее засыпают, слыша спокойный, монотонный голос мамы.

С возрастом у них усиливается привязанность и любовь к родителям, дому, добру и справедливости, о чем повествуют детские песенки.

Конечно, не каждая женщина наделена вокальными способностями. Зато каждая мама поет «душой» колыбельные своему любимому младенцу.

Колыбельная песня

Спокойный размеренный ритм колыбельных песен вдохновил многих величайших поэтов на создание красивых стихов для колыбельных. Исполнять эти песни принято тихим ласковым голосом, который способен убаюкивать малыша, позволяет ему успокаиваться, расслабляться.

Александр Блок не стал исключением и также написал стихи для колыбельной песни. Ее можно и петь, а можно и размеренно читать ребенку, находящемуся в кроватке. В любом случае, успокаивающий слог песни позволит малышу настроиться на сон.

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,

Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,

В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,

Спрячусь в Божием саду,

А под вечер брат уснет

И меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,

Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,

Спите, спите, спать пора.

Стихи этой колыбельной позволяют младенцу уснуть благодаря размерности слога, воспринимаемого ребенком. А детям дошкольного возраста, которые уже могут воспринимать стихи в буквальном смысле, они обеспечивают полет фантазии. Им видится луна в красивом переливающемся серебром сарафане, она такая же красивая и ласковая как мама или бабушка.

Ее братец – розовощекий веселый день в золотом кафтане, обязательно придет разбудить вас, когда его сестрица вернется с прогулки.

А про какой Божий сад говорит луна в песне нетрудно догадаться: это рай!

«Спи, моя радость, усни!»

Не меньшей популярностью пользуется колыбельная песня на стихи немецкого поэта Фридриха Вильгельма Готтера «Спи, моя радость, усни!» Она перешагнула свой 200-летний рубеж, не став менее популярной, чем во время выхода в широкие массы. Мелодия песни поражает своей напевностью и красотой, легко вписываясь в атмосферу перехода ребенка в царство Морфея.

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

В доме все стихло давно,

В погребе, в кухне темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной –

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот;

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!

В этой премилой песенке мама расписывает беззаботную и счастливую жизнь своего ребенка. У него нет ни тревог, не забот, зато вдоволь игрушек, сладостей. Он много и весело играет, являясь затейником. Но за день ребенок устает, поэтому он должен быстрее заснуть, чтобы новый день принес ему радость и веселье.

«Спят усталые игрушки»

Все дети Советского Союза выросли на замечательной колыбельной песне «Спят усталые игрушки». В стране было принято укладывать спать детей после просмотра программы «Спокойной ночи, малыши!»

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Что бы ночью нам присниться.

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее.

В сказке можно покататься на луне.

И по радуге промчаться на коне.

Со слоненком подружиться

И поймать перо Жар-птицы.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень,

Скажем всем: «Спокойной ночи!»

Слова этой песни откладывались в сознании взрослых людей, которые укачивая детей, напевали замечательные строчки. Песня призывала малышей уснуть, ведь уже спят после напряженного дня и игрушки, и книжки, а мягкие ласковые подушки и одеяла поджидают своих владельцев, чтобы подарить им волшебный сон. В нем можно покататься на луне, поймать волшебное перо Жар-птицы.

«Колыбельная Медведицы»

Не менее популярна песня Медведицы из мультфильма про забавного и любознательного белого медвежонка Умку, который со своей мамой проживает среди вечных снегов. Ласковая мама-медведица, укладывая шалуна спать, напевает ему красивую колыбельную песню. В ней она рассказывает сынишке об их совместном путешествии на льдине по седым суровым морям.

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине, как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи, звездные медведи,

Светят дальним кораблям.

И всю ночь соседи, звездные медведи,

Светят дальним кораблям.

Ложкой снег мешая, ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Центральным образом песни является медвежонок, которого мама пытается уговорить заснуть: ведь уже идет большая полярная ночь, мешая ложкой снег. Все соседи – белые медведи спят, так что и Умка должен закрыть глазки и заснуть сладким сном.

«Песня звездочета»

Детский фильм «Про Красную Шапочку» украсила колыбельная «Песня звездочета». В ней рассказывается о сказочных сокровищах нашей Вселенной, о лунном медведе, который может самостоятельно читать книжки и сказки, о разговоре звезд между собой.

Ни пасмурного ветра –

В полночный безоблачный час.

Для зорких и радостных глаз.

Мерцают, словно дышат,

Звенит потихоньку зенит…

Они прекрасно слышат,

Как звезда с звездою говорит:

— Там, на Земле, в этот час лучше всего видно нас!

Как хорошо, от души

Спят по ночам малыши,

Весело спят – кто в люльке, кто в коляске.

Пусть им приснится во сне,

Как на Луне, на Луне

Лунный медведь вслух читает сказки.

А тем, кому не спится

Один удивительный факт:

Вот я считаю звезды,

А звездам счета нету

И это действительно так.

Смотрите в телескопы

И тоже открывайте иные миры и края

Но только надо чтобы

Была на планете Земля.

Кто-то пролил молоко,

И получилась млечная дорога.

А вдоль по ней, вдоль по ней

Между жемчужных полей

Месяц плывет, как белая пирога.

Там, на Луне, на Луне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной

Шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

Звездочет открывает детям секрет: он призван считать звезды на небе, но сделать это невозможно, потому что им счета нет.

Однако, он уверяет, что интереснее его работы и быть не может. Что может быть увлекательнее, чем открывать новые планеты, смотря в телескоп и наблюдая за звездами.

И все же, несмотря на обилие красивых звезд, самая красивая планета – это наша Земля.

Все колыбельные песни учат детей любить природу, относиться по-доброму к братьям нашим меньшим – зверушкам. А главная цель этих песен – спокойный сон малышей – всегда достигается, ведь мамы все делают для своих любимцев. Все колыбельные песни учат детей любить природу, относиться по-доброму к братьям нашим меньшим – зверушкам. А главная цель этих песен – спокойный сон малышей – всегда достигается, ведь мамы все делают для своих любимцев.

Источник

«Колыбельная песня» А. Блок

Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса,

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,
Спрячусь в Божием саду,

А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…»

Дата создания: 25 сентября 1904 г.

Анализ стихотворения Блока «Колыбельная песня»

Отдельный фрагмент сборника «Круглый год» посвящен летней тематике. Живописная картина угасания жаркого дня изображена в произведении «Летний вечер». Постепенно исчезают лучи закатного солнца, воцаряется безветрие, утихают звуки – на смену суете и ежедневным заботам приходит «дремота розовая». Умиротворяющий пейзаж предваряет «сонную» тему, центральную для анализируемого текста.

Заглавие произведения, датированного сентябрем 1904 г., отсылает к жанру народной песни, предназначенной для укачивания младенцев. Ему соответствует идейно-образное наполнение стихотворения, в основу которого легли фольклорные традиции.

Зачин открывается лексической анафорой, служащей отправной точкой для развития главенствующего мотива сна. Ему подчиняется семантика природной зарисовки, организованной по принципам антропоморфизма. Для олицетворения образов лугов, лесов, речных струй автор привлекает глаголы. Если в описании первых двух объектов подчеркивается их пассивность, то лишенный сна водный поток обладает способностью к словесному выражению собственных размышлений. В качестве активного персонажа также выступает луна. Она является полноправной правительницей ночи, и поэтому наделяется не только зрением, но и способностью повелевать.

Луна обращается к маленьким слушателям с речью, в содержание которой включены элементы волшебной сказки. Смена дня и ночи представлена как чередование периодов «бодрствования» солнца и луны, брата и сестры. Рассказ героини изобилует оттенками драгоценного: у нее сарафан шит серебром, а кафтан братца – золотом.

Место отдыха небесных светил обозначено как Божий сад. Такой же эпитет характеризует ночную росу, и оба определения придают идиллической картине особый колорит. Гарантом спокойствия и гармонии земного существования выступает божественное начало.

Мысль о мудром устройстве окружающего мира дополняется указанием на цикличность действий основных персонажей: каждое утро брат сменяет сестру, очередь которой настает после заката солнца. Луна намерена повторять ежевечерний ритуал и обещает детям присылать приятные сновидения и рассказывать «тихую» «сонную» сказку.

Многочисленная лексика с семантикой сна аккумулируется к концу текста. Цель художественного приема соотносится с прагматической направленностью народной колыбельной, располагающей малышей к спокойному отдыху.

Источник

Кафтан

( перс.) — старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые — кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах, с драгоценными пуговицами и украшениями; малоимущие — кафтаны из недорогих тканей и дешевого меха, с медными и оловянными пуговицами. В XVI-XVII вв. кафтан был самым распространенным видом одежды; по характеру покроя и назначению имел разные наименования: длинный, смирный, ездовой, становой и т. д. До начала XX в. кафтаны носили в разных местностях России, шили из недорогого, иногда домотканого сукна (последнее называли сермяга, зипун, тяжелко); короткий кафтан называли полукафтаном.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

( перс.— греч.) — верхняя мужская и женская одежда. Первоначально — длинная свободная одежда персидских воинов и приближенных царя: с рукавами, стянутая широким поясом. Попав в Европу, кафтан претерпел некоторые изменения. В 14-15 вв. это довольно узкая одежда до колен или до середины икр (обычно опоясанная). Надевали кафтан пожилые люди при выходе на улицу В Италии это распашная одежда со стоячим воротником. Видоизменяясь, кафтан в европейских странах дожил до начала 20 в.

В допетровской Руси это была распространенная одежда всех слоев населения. Кафтаны шились разные — и по покрою, и по назначению, с удлиненными рукавами. В основном, это была двубортная одежда с глубоким запахом и застежкой на левой стороне груди; однобортные кафтаны были редки. Спинку делали цельной и вставляли клинья по бокам; позже стали делать с отрезной спинкой и сборами. Короткий кафтан назывался полукафтаном.

Мужской костюм 18 в. в России состоял из кафтана, камзола и коротких штанов. Костюм этот соответствовал указам Петра I и с небольшими изменениями существовал несколько десятилетий. Только в конце 18 в. меняется крой кафтана: у него значительно скашиваются полы; он становится уже; появляется высокий стоячий воротник. Соответственно камзол становится короче, и его шьют без рукавов.

Для изготовления парадных костюмов использовали шелк и бархат, украшая их удивительными по красоте и исполнению вышивками.

Большой интерес представляет мундирное платье императрицы Екатерины II сшитое по образцу формы лейб-гвардии Преображенского полка (1763 г.). Оно состояло из верхнего платья-кафтана, камзола и юбки из зеленого шелка, выложенного золотым форменным галуном.

Платье-кафтан было сшито в соответствии с французской модой того времени — на фижмах, со знаменитыми складками Ватто на спине (фасон контуша). В то же время в наряде были использованы элементы русского национального костюма: расположение галуна — как на русском сарафане; в мундирном платье по форме лейб-гвардии конного полка — длинные откидные рукава. В народном быту кафтан употреблялся до начала 20 в.

Кафтан польский — отрезной по талии, с плотно охватывающим фигуру лифом, нижние полы широкие, сшитые из собранных в сборку кусков ткани. Кафтан такого покроя пользовался популярностью в Европе в 17 в.

Кафтан становой — носили в Московской Руси, надевая на ферязь, он был с перехватом, с широкими недлинными рукавами, с пуговицами на груди, с разрезами на подоле, длиной до щиколоток.

Кафтан турский — носили в Московской Руси, без воротника, застежка только у шеи и на левом боку.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

(слово, по-видимому, заимствовано из татарского языка)

мужская и женская одежда восточного происхождения.

Трудно добраться до истоков этой одежды, но определенно одно: она означала отказ от драпировки тела, столь характерной для древнейших цивилизаций.

При феодальных порядках у кафтана был почетный статус: султан жаловал его высшим сановникам по их вступлении в должность. Послов, которым оказывалась его милость, тоже одевали в дареные кафтаны.

По всей видимости, русские цари и князья следовали тому же обычаю, принимая у себя крымского хана, калмыцких и ногайских послов: «А сколько их будет, послов, — будет и с ними людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти на приезде у царя и на отпуске готовят платье: на послов — шубы отласные золотные, на куницах и на белках, да однорядки суконные красные с круживы, кафтаны камчатые, шапки лисьи высокие, сапоги» (Г. Котошихин, 1630–1667).

Различали кафтаны исподние, теплые и холодные (без подкладки). Широкие кафтаны без воротника, всего с двумя застежками, у шеи и на левом боку, назывались турскими, что указывало на их турецкое происхождение. Становые («по стану») кафтаны были приталены, имели воротник, пуговицы на груди, на разрезах по бокам и подолу (для украшения). Другая их особенность — широкие и короткие рукава.

Но, как правило, кафтаны знати в допетровские времена имели непомерно длинные рукава, спускавшиеся до земли

Кафтаны носили все — мужчины и женщины, цари и крепостные. Правда, у одних кафтаны были сермяжные (из грубого некрашеного сукна) или из крашенины (из крашеного холста), а у других — атласные, бархатные, камчатные (из цветного шелка), из объяри (шелковой «волнистой» ткани), из тафты, зуфные (шерстяные), мухояровые (из бухарской бумажной ткани).

Старинного покроя кафтаны с неотрезной спиной в XVII–XVIII веках называли досельными.

В старину мужская одежда на Руси состояла минимум из четырех предметов. На рубаху (см.) надевали зипун (см.), а поверх него натягивали распашную, с завязками спереди, ферязь (см.), достававшую до икр или лодыжек. Выходя со двора, на ферязь надевали длинный до пят кафтан — суконный, атласный, а в особых случаях — парчовый. Дорогие парчовые кафтаны хранились в царских палатах и «ссужались только сановникам и почетным боярам» для торжественных церемоний и приемов послов.

К середине XIX века кафтаны заметно укоротились, стали пригодными для двора и для улицы. Крестьяне шили их из домотканого серого, иногда желтого, сукна, сермяги или понитка (ткани с основой из льна и утком из шерсти). На праздничные кафтаны шло синее, белое или черное сукно, домотканое или фабричное (оно было дороже), а то и плис — «бумажный» бархат.

Чем дальше находилась деревня от крупного города, тем дольше держались в ней старинные традиции в одежде. Но с развитием фабричного производства домашние рукомесла не выдерживали натиска, и народная одежда постепенно подчинялась городскому стандарту.

Во Владимирской губернии праздничный кафтан ласково называли кафтанчиком или казакином (см.): его не подпоясывали, а в теплые дни носили нараспашку.

Зимние кафтаны шили из овчины и сверху покрывали сукном. Деревенский богатей носнл кафтан на мерлушке с двумя рядами костяных пуговиц. Однако зимой выходить на улицу в одном кафтане никто не решался, поэтому под него обязательно надевали овчинный полушубок.

(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *