Брасс музыка что это
Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей
Скорее всего, вы часто слышали такие слова как «диксиленд» или «брасс-квинтет» и не особо задумывались об их значении. Эти слова обозначают типы различных джазовых ансамблей. Некоторые по таким «заморским» названиям пытаются их классифицировать, а мы попытаемся просто объяснить, что к чему.
Что такое брасс-квинтет?
Брасс-квинтет – коллектив, являющийся основой всех основ в джазовом деле. Слово «брасс» переводится на русский как «медь». «Квинтет» образовано от «квинта» – «пять». Отсюда и выходит, что брасс-квинтет – группа исполнителей на пяти медно-духовых инструментах.
Наиболее популярный состав: труба, валторна (на худой конец альт), баритон, тромбон и туба (или бас-баритон). Для такого ансамбля написано огромное количество всевозможных переложений, ведь по сути, это маленький оркестр, где валторна играет роль малого барабана, а туба – роль большого.
Итак, репертуар брасс-квинтета может быть весьма разнообразным: я лично слышал исполнение таким составом исполнение известной всем Хабанеры из оперы «Кармен», то бишь популярной классики. Но, между прочим, этаким составом весело будет играть и так называемый садовый репертуар: вальсы, романсы. Не исключено и исполнение эстрадных и эстрадно-джазовых произведений.
Что за состав – диксиленд?
Если же к брасс-квинтету прибавить банджо и контрабас (ещё неплохо сюда вписался бы и кларнет), то получится совершенно иной коллектив – диксиленд. «Диксиленд» дословно переводится как «страна Дикси» (а Дикси – это южная область американского материка, которую в своё время облюбовали белые люди).
Исторически сложившийся факт: диксилендам чаще всего «вручают» не тот джазовый репертуар, что основан на традициях негритянского фольклора, а европейские произведения, которые отличаются мягкостью звучания, плавностью и мелодичностью. Связано это с тем, что диксиленды исполняли «белый» джаз и не брали в свои команды чёрных джазменов. Состав ориентирован на исполнение лёгкой, подвижной эстрадной и джазово-эстрадной музыки.
Что можно назвать биг-бендом?
Если же к диксиленду прибавить большую ритмическую секцию (ударные и клавишно-струнные), ввести секцию деревянных духовых (если этого не было сделано в исходном составе диксиленда), а также увеличить количество музыкантов, играющих на родственных инструментах, дабы получить полифоническое звучание и переплетение партий, то получится настоящий биг-бенд. С английского языка «биг-бенд» переводится как «большая группа».
На самом-то деле состав выходит не совсем большой (до двадцати человек), но он уже считается законченным джазовым коллективом, готовым исполнять самый разнообразный репертуар – начиная от строевых маршей и заканчивая такими популярными композициями, как «IfeelGood» Джеймса Брауна или «WhataWonderfulWorld» Луи Армстронга.
Итак, вам, дорогие читатели, были представлены основные виды джазовых ансамблей. После такого тотального просветления в этой маленькой “неразберихе” позволительно немного расслабиться. Для вас у нас припасена хорошая музыка:
Ленинградский диксиленд играет “Чунга-чангу”
Глас трубный: что происходит с брасс-ансамблями в России
Ситуация с духовой музыкой в России не может не расстраивать честного христианина, ведь именно христианскому миру поручено славить Господа гласом трубным. Ясный и звонкий тембр этого инструмента доходит даже до медвежьего уха. Однако ни труба, ни другие медные ее собратья по брасс-секции пока не заслужили широкой народной любви. Что происходит с медными духовыми в России и каковы причины такого незавидного положения брасса?
Брасс-секция — это группа медных духовых инструментов, к которым относятся труба, тромбон, валторна, туба, саксофон и некоторые другие разновидности металлических инструментов. Современная поперечная флейта тоже сделана из металла, хотя ее исторического предка производят из дерева. Мягкий шелковый тембр флейты, в отличие от звонкой меди, имеет «деревянный оттенок», поэтому она является единственным металлическим исключением в группе деревянных духовых инструментов.
В выражении «огонь, вода и медные трубы» последние призваны испытывать человека славой: парадоксально, но к сегодняшнему дню сами инструменты этой славы не испытали. Кроме библейской миссии прославления у трубы есть и более мирская задача — призывать воинов на рать. Голос сражений, завоевавший себе место в симфоническом оркестре, до сих пор не вышел на равные позиции со сладкоголосыми любимчиками толпы — скрипками и флейтами. Чтобы понять, что происходит с брасс-ансамблями сегодня, мы посетили один из лучших и показательных концертов в жанре духовой музыки.
Брасс-ансамбль Дягилевского фестиваля. Источник
26 мая в органном зале Пермской краевой филармонии выступил брасс-ансамбль Дягилевского фестиваля. Концерт, как обозначил трубач и конферансье Павел Курдаков, являлся вечером Маттиаса Хёфса и его учеников: большая часть ансамблистов учились или учатся у маэстро в Высшей школе музыки Гамбурга. При полном зале на этом концерте фестиваля было меньше всего критиков и прочих селебрити музыкального мира. Кажется, что слушатели в основном состояли из приближенных к миру духовой музыки и случайных людей. Почему брасс-ансамбли до сих пор в слепом пятне?
Существуют меломаны, коллекционирующие записи струнных квартетов, несть числа любителей классической оперы, но, когда речь заходит о «медяшках» (так в просторечии называют медные духовые инструменты), количество знатоков и любителей резко уменьшается. Тромбон, а еще чаще туба выступают героями музыкальных мемов, а сами духовики нередко подвергаются остракизму и стереотипизации. Однако всерьез говорить об этой несправедливости не спешат. Впрочем, как и ходить на концерты брасс-ансамблей.
Один из многочисленных мемов о тубисте. Источник
Если вы не знаете, как проявить свой незаурядный вкус, обратите внимание на брасс-ансамбли: велика вероятность, что вы не найдете себе конкурента в обсуждении вопроса даже через шесть рукопожатий.
Вместо того чтобы обходить неудобные углы, стоит взглянуть проблеме в лицо и выяснить, почему меломаны до сих пор не освоили такое непаханое поле, как ансамблевая духовая музыка. Как так получилось и почему при высоком авторитете саксофона остальная медная секция всё еще курит в сторонке?
Медные духовые получили высокий статус в XX веке, вместе с расцветом джаза. Уличные диксиленд-оркестры использовали эти инструменты, потому что они были достаточно громкими и подходили для сопровождения похоронных или праздничных процессий.
В джазовом оркестре брасс-секция стала ключевой: именно по слаженной игре медных духовых оценивается уровень биг-бэнда.
Но что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, и академическая музыка здесь вовсе не в роли Юпитера.
Квартет тромбонов Music Brass
В XIX веке возник симфонический оркестр, каким мы знаем его сегодня, — на его создание больше всего повлияли Бетховен, Берлиоз и Вагнер. Хотя тромбон уже использовали в своих операх Глюк и Моцарт, в оркестр на постоянной основе его взял Бетховен. С Пятой симфонии он начинает использовать его регулярно.
Три пьесы для квартета тромбонов, Людвиг ван Бетховен
Несмотря на то что медные духовые не так давно «вышли в свет», их репертуар не ограничивается последними эпохами. Переложения и аранжировки барокко для меди звучат не менее интересно, чем оригинал, в этом можно было убедиться и на концерте Дягилевского брасс-ансамбля. Интересной особенностью профессии является умение создавать переложения произведений, что в положительную сторону отличает духовиков от скрипачей, которым этот навык не требуется. В первом отделении концерта прозвучали талантливые аранжировки Маттиаса Хёфса и тромбониста Андрея Салтанова.
Аранжировка Андрея Салтанова для шестнадцати тромбонов
Еще в 1820-х годах дирижеры позволяли себе менять партии местами и отдавать музыку, предназначенную для духовых, другим инструментам. Это приводило в ярость Берлиоза, который нередко приходил со своими друзьями громить подобные постановки. Но такие акции прямого действия не давали результатов, пока сам Берлиоз не взялся за дело: ему принадлежат основные труды по оркестровке и дирижированию. Тромбон заиграл новыми красками и у Вагнера: теперь ему поручались лирические темы любви.
Отрывок из увертюры к опере «Тангейзер» Вагнера. Ведущая мелодия поручена секции тромбонов
Помимо прочего, он создал инструмент, который впоследствии назовут вагнеровской тубой (хотя правильнее классифицировать ее как валторну). К ее созданию приложил руку и Адольф Сакс — знаменитый создатель саксофона. На концерте ансамбля этот инструмент был представлен отдельно; поясняющие реплики Павла Курдакова об инструментах и композиторах легко и ненавязчиво добавляли мероприятию образовательную компоненту.
Репетиция квартета вагнеровских туб
Принято считать, что эпоха современной академической музыки начинается с Камерной симфонии Шёнберга, в которой каждый инструмент получает право на собственную мелодию. С этих пор инструменты всё меньше используются как часть своей секции, появилась альтернатива привычной «игре строем», и вместо создания отдельных спецэффектов каждый из них отныне имеет право на свою песню. Тем не менее более ранняя классическая музыка всё еще доминирует, а традиционный романтический оркестр используется и в эстрадных оркестрах, и в киномузыке. По поводу применения тромбонов в качестве спецэффектов существует немало юмористических видео. Впрочем, это скорее грустно, чем весело.
Концерт глазами тромбониста
Второй фортепианный концерт Рахманинова глазами тромбониста
В XX веке для каждого инструмента создается свой репертуар — они могут как играть самостоятельно, так и солировать под аккомпанемент других инструментов. Если раньше туба выполняла только второстепенную роль, а низким медным доставалась в основном поддерживающая басовая линия, то сейчас все они могут быть в центре внимания.
Неоклассицист Пауль Хиндемит в первой половине XX века сочиняет концерты и сонаты почти для всех инструментов, и туба в их числе.
Эта инициатива не нова — в начале эпохи барокко тем же самым занимался Антонио Вивальди. Однако инструменты тех времен сильно отличались от нынешних, а некоторых модификаций духовых еще не существовало.
Соната для тубы и фортепиано Пауля Хиндемита
Концерт для фагота ми минор Антонио Вивальди
Что же происходит с брасс-секцией сегодня? Получив высокое положение в джазовом оркестре, медные инструменты тем не менее до сих пор остаются на обочине большой музыкальной жизни. И если широким массам известно имя Луи Армстронга, то назвать хотя бы одного знаменитого тромбониста или валторниста уже не так легко. Необходимо создавать условия для того, чтобы духовая музыка развивалась и находила пути к своему слушателю, поэтому включение концерта медных духовых в программу можно назвать правильной активистской позицией фестиваля.
Оркестр тромбониста Гленна Миллера
Концерт валторниста и мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера
Еще одна широкая область применения медных духовых — киномузыка. Родом из эстрады и джаза, она предъявляет к духовикам высокие требования в плане ритмической организации, однако в России это как будто бы неизвестно. Каждый академический духовой концерт, включающий популярную киномузыку, снижает уровень мероприятия, и концерт 26 мая не стал исключением. Но можно ли ожидать чего-то иного в стране, где топовые академические пианисты позволяют себе «джазовые» бисы любительского уровня?
BRASSmafia исполняет произведения Энтони ди Лоренцо
Впрочем, проблема не только в предложении, но и в спросе. С джазом в России всё очень неровно: столичные бэнды не могут похвастаться такой слаженностью брасс-секции и качеством свинга, как, например, сибирские или питерские. Неизбалованный хорошим исполнением потребитель довольствуется игрой вразнобой, лишь бы музыка была понятной.
Спрос рождает предложение, и вместо того чтобы создавать свою аудиторию, духовые ансамбли подстраиваются под интересы толпы, даже если не могут в силу специфики своего образования исполнять ходовой репертуар на должном уровне. Именно поэтому на концерте Дягилевского брасс-ансамбля стоячие овации после популярных номеров только усугубляли ощущение глубокой музыкальной провинции, к которой относится не только Пермь, но и Россия вообще. Справедливости ради стоит заметить, что и европейские джазовые оркестры не всегда могут сравниться по уровню с американскими, да и отсутствием понимания специфики эстрадно-джазовой музыки грешат не только у нас.
Snarky Puppy, Metropole Orkest — Gretel
Труба является христианским сакральным инструментом, но эта история настолько непопулярна, что сегодня отдается эхом разве что в фестивалях вроде «Спасской башни». Военные оркестры — то, с чем профессиональный музыкант хочет ассоциироваться в последнюю очередь.
Но наследование сакрального титула трубы идет именно по этой военной линии. В XX веке с этим феноменом работал Родион Щедрин: в его хоровой опере «Боярыня Морозова» трубный тембр олицетворяет карающую власть.
Такой же подтекст вкладывает в медный тембр Шостакович, используя его как образ бюрократической или, по другой версии, фашистской машины.
Марш из Седьмой симфонии Шостаковича
Кажется, что военный флер не покидает медные духовые, хотя джаз должен был сместить этот акцент. Если бы только российский военный репертуар был более восприимчив к современным тенденциям и джаз в нашей стране освободился бы от репутации «музыки вражеской державы», можно было бы ожидать развития субкультурного направления военной музыки.
Шоу американского военного оркестра
Отсутствие развития хоровых и военных оркестров указывает на невысокие притязания нынешней власти в области искусства. Впрочем, неумение использовать сильнейший пропагандистский инструмент играет на руку оппозиционно настроенному большинству. А что касается религиозной оптики, можно сказать, что «священная труба должна зазвучать только в руках у достойного».
Дождемся ли мы нового золотого века трубы? Когда и в связи с чем это произойдет? Можно написать массу альтернативных исторических фантазий на этот счет, но из мертвой точки сложно увидеть какую-то перспективу. Остается надеяться, что модные музыкальные критики когда-нибудь перестанут хмуриться при упоминании брасс-концертов, а слушательский интерес будет подстегивать исполнителей повышать свой профессиональный уровень. Пока что с большинства концертов духовой музыки хочется только уйти «в небо по трубе».
Оркестры, которые шагают не в ногу
Московское брасс-движение: учителя, программисты, менеджеры и даже музыканты
Брасс-бенды, исполняющие новоорлеанский джаз, появились в США во второй половине XIX века, но в нашей стране такие коллективы только начинают находить своего слушателя. В России духовые оркестры традиционно играют военные марши или классику. Члены брасс-бенда, напротив, стремятся писать собственную авторскую музыку и часто импровизируют на ходу — играть в толпе или шествовать на празднике для брасс-оркестра дело обычное. При этом разброс по жанрам, в которых работают московские брасс-музыканты, самый широкой — от клубного хауса, драм-н-бейса и каверов на песни поп-исполнителей до авторской балканской музыки.
Типичная история создания брасс-бенда выглядит примерно так: сначала несколько друзей собираются и играют вместе для себя, постепенно этой идеей загораются их знакомые, они становятся частью оркестра, впоследствии самые успешные коллективы начинают выступать перед публикой. Как правило, в брасс-бенде нет лидирующего музыканта, все участники равноправны, сочиняют музыку вместе, и каждый приносит в нее что-то свое — так и формируется репертуар коллектива. Бывает, что российские шагающие оркестры состоят из любителей с минимальным музыкальным образованием, а то и вовсе без него. «В этом нет ничего необычного, — считает участник коллектива «МосБрас» и руководитель творческого объединения «Позовите оркестр!» Леонид Семирухин. — Когда в Новом Орлеане зарождался джаз, у подавляющего большинства музыкантов специального музобразования не было». Брасс-музыка — это в какой-то степени магия, волшебство и фокус. Главное, чтобы коллектив был харизматичным и веселым.
Летом в парке «Музеон» с успехом прошел первый в России Фестиваль шагающих оркестров, почти все брасс-бенды выступали с концертами на Дне города. А оркестр «МосБрас», например, можно будет услышать на фестивале «Московских новостей» «Город как мы любим». Он состоится в парке «Красная Пресня» уже 15 сентября.
«МосБрас»: джаз и латина в пижамах
Леонид Семирухин
— Музыка для нас не профессия и не заработок, а образ жизни. Брасс-культура — это невероятный праздник, музыканты и слушатели очень открытые и позитивные люди, тут нет ни намека на снобизм и высокомерие, которое можно иногда наблюдать в джазовых кругах. Наша музыка идет прямо из сердца, а в репертуаре есть очень разные направления — и латина, и джаз, и драм-н-бейс, и техно. Такая полистилистика — отражение музыкальных вкусов каждого из участников.
Как появился «МосБрас»? Когда-то давно я и несколько моих нынешних коллег играли в фанк-группе «Поzитива», но позже мы увлеклись идеей брасс-коллектива и в 2009 году решили попробовать. Мы периодически собирались и играли вместе — нам нравился звук, нравилась подача, нравилось сочинять музыку вместе. Со временем мы стали одной большой семьей, у нас в команде практически братские отношения. Сейчас в «МосБрасе» одиннадцать человек: у нас две трубы, три тромбона, два саксофона, туба, барабанная установка, конги, и тимбалес. Из текущего состава у нас только два человека профессиональные музыканты — тубист и альт-саксофонист. В целом же профессионально мы разнородная команда. Один тромбонист — учитель немецкого в школе, другой — программист. Барабанщик — менеджер широко профиля. Еще у нас есть менеджер по продажам, специалист по импорту, системный администратор, менеджер по логистике и инженер.
Каждый привносит что-то свое в коллектив. К примеру, во время фестиваля «Пустые холмы» в Калужской области наш музыкант-инженер придумал прикрепить в раструбы и на барабаны светодиодные ленты на батарейках. Представляете, опен-эйр, ночь, мы играем в поле, а раструбы нашего оркестра горят огнями! Это производило невероятное впечатление и на слушателей, и на нас самих.
Каких-то традиционных нарядов для выступлений у нас нет — мы исповедуем свободное творчество. Но иногда все же придумываем себе костюмы. Недавно для выступления на фестивале «Усадьба Jazz» мы сшили себе веселые пижамы. Строго говоря, это были комбинезоны, но пресса и телевидение окрестили их «помесью пижамы и смирительной рубашки».
В целом интерес к брасс-движению в России только растет, постоянно появляются новые коллективы. Нас регулярно приглашают выступать на разных площадках. Этим летом в Москве прошел первый международный Фестиваль шагающих оркестров, в котором участвовали только брасс-бенды. На фестиваль пришло невероятное количество людей, это был фантастический и очень необычный для нас всех праздник со своей особой атмосферой. Брасс-бенды играли не только на сцене, но прямо в толпе людей, публика никак их не отпускала и даже после того, как выключили свет и звук, все музыканты из всех коллективов еще долго импровизировали вместе.
В 2013 году мы создали творческое объединение «Позовите оркестр!», чтобы объединить брасс-бенды России и обратить внимание широкой публики на это музыкальное течение и популяризовать его. В этом году мы провели наш первый международный фестиваль брасс-бендов «Фестиваль шагающих оркестров» в парке искусств «Музеон». На нем в общей сложности выступали восемь брасс-бендов — шесть из России и два из Франции. В следующем году мы планируем расширить фестиваль как по числу брасс-бендов, так и по количеству представляемых городов России и других стран, ведь у каждой страны своя уникальная культура, свой национальный колорит, и это все, безусловно, отражается в брасс-музыке. Ну и в ближайших планах у нас — проводить подобные фестивали не только в Москве, но и других городах России.
«Пакава Ить»: радикальное медное звучание
Александр Ночин
— Когда я окончил школу, мне как и большинству молодых людей было неохота идти в институт, а пришлось, потому что армия. Пошел я заниматься филологией — наука классная, но оказалось, что не для меня. Дальше, как и любой нормальный молодой человек, я стал пытаться найти себе какое-нибудь занятие по душе, чтоб было не так тухло. В начале 2000 года мы с друзьями вчетвером поехали в Ленинград, а там в Апраксином дворе есть шикарный музыкальный магазин. Мы туда зашли — один из нас купил саксофон, второй купил трубу, а я как самый маленький захотел себе что-нибудь побольше и взял здоровое электронное пианино и тубу. Приехали в Москву, инструменты у нас пылились где-то недели две, и мы подумали, что надо начинать уже с ними что-то делать.
И все — дальше закрутилось! Ведь когда ты молодой, у тебя много амбиций и много сил на их реализацию. Мне было около двадцати, я пошел в обычную музыкальную школу на Таганке и стал там заниматься на тубе, а мои друзья стали брать частные уроки игры на своих инструментах. В музыкальной школе я познакомился с нашим будущим тромбонистом, впоследствии он привел и второго. С трубачами у нас вообще была какая-то сложная ситуация, человек шесть поменялось, с годами к нам прибились банджист и перкуссионист.
То, что мы создали именно брасс-бенд, во многом счастливое стечение обстоятельств. Мы начали играть весной — денег на репетиционную базу не было, а формат брасс-бенда как раз позволяет свободно выходить играть на улице без проводов и комбиков. Минимум затрат! И так всю весну, лето и начало осени. Играть нам сначала было нечего, поэтому мы просто репетировали на бульварах, люди шикарно реагировали, принимали нас очень хорошо. Мы постоянно получали комплименты! Потом стали играть на улицах концерты — и денег за это не брали совсем.
С самого начала мы решили, что будем играть только свое. Пишем музыку вместе. К примеру, я только вернулся из Марокко, привез на флешке множество местных звуков, музыкальных мотивов — впоследствии, что-нибудь из этих записей меня обязательно вдохновит.
Название нашей команды сложилось как-то внезапно. Однажды мы отдыхали все вместе в Крыму, и так получилось, кажется, что все время какая-то птица кричала что-то вроде «пакава» а словечко «ить» было у нас в компании в ходу и раньше. И вот как-то так из этих двух составляющих сложилось название.
Сейчас в России есть мода на дудки и духовые инструменты, пошла она где-то с двухтысячного года. Но я не думаю, что брасс-музыка когда-нибудь обретет массовую популярность — у народа же в целом очень дурной вкус. Что для народа главное в музыке? Чтоб выпив, можно было затянуть песню, поэтому по радио у нас и крутят то, что крутят. А как ты напоешь мотив без слов? В общем, брасс вряд ли станет музыкой для всех, да и, наверное, к лучшему.
1/2 Orchestra: транс и хип-хоп на трубе и саксофоне
Павел Пахомов
— В Москве брасс-бенды стали появляться года два-три назад. Примерно в это время мы с друзьями, вдохновившись западными примерами, решили поиграть на улице. На Чистых прудах тогда собиралось по тридцать человек духовиков, мы играли для себя, люди останавливались, кто-то начинал танцевать. Поняв, насколько это круто и какая сильная идет энергетика, часть музыкантов захотела создать свой настоящий брасс-бенд, и весь следующий год мы собирались и репетировали, у нас даже имени не было. Со временем мы разделились на два коллектива — «МосБрас» и 1/2 Orchestra.
Изначально наш саунд был брасовым, но потом мы все же решили, что мы не из Нового Орлена, и пошли своим путем. Теперь используем брасс-музыку лишь как один из источников вдохновения, а в основном миксуем панк с хип-хопом и фьюжном, часто обыгрываем электронный клубняк — транс, хаус. Издалека услышишь нас — можно подумать, что это дискотека, а на самом-то деле духовой оркестр! Люди очень удивляются. Мы в 1/2 Orchestra играем исключительно авторские вещи, нам интересно в первую очередь созидать, у нас около сорока своих композиций, из них всего две — авторские аранжировки. Мы называем стиль нашей группы «нью эйдж брасс», тем самым давая отмашку новой эре в брасс-музыке.
Мы хотим раздвигать жанровые границы как можно шире и выходить за них как можно дальше. У нас есть электронный саксофон, который издает кучу космических звуков, множество других электронных примочек, которые позволяют создавать разные звуковые эффекты, например эхо, но сам процесс извлечения звука всегда остается живым. Всего нас сейчас шестеро — барабаны, перкуссия, саксофон, тромбон, две трубы и еще один саксофон. Играют как любители, так и профессиональные музыканты.
Brevis Brass Band: Рианна и Кайли Миноуг больше не попса
Антон Захаров
— Бревис — это одна из самых длинных нот, максима, почти бесконечная. Сейчас этот музыкальный термин считается устаревшим. Но длинные ноты — основа хорошего звука, особенно в духовой музыке. Мы в Brevis Brass Band давно играем вместе и надеемся, что это надолго. Именно этот смысл обыгрывается в названии нашей группы.
В составе Brevis Brass Band семеро профессиональных музыкантов. Знакомы мы все очень давно, играем вместе больше двенадцати лет — еще с музыкального училища.
Какие ассоциации чаще всего вызывает словосочетание «духовой оркестр»? Военные, марши, вальсы, парады. Мы хотим уйти от этого стереотипа и позиционируем себя как кавер-группу. Понимаете, абсолютно любую музыку можно переложить для духового оркестра. К примеру, на YouTube куча роликов, снятых во время выступлений американских брасс-бендов перед различными матчами и состязаниями — они играют самую свежатину, тот же «Гангнам стайл»! Мы сами ничего не имеем против маршей, но этого всего мы наигрались выше головы на наших основных работах и поэтому хотим делать что-то непохожее.
Играем мы авторские каверы и аранжировки, в основном переигрываем популярных исполнителей, от которых кайфуем сами, — к примеру, Майкла Джексона, Кайли Миноуг. Попса обычная уже звучит не как попса, когда ее переигрывает духовой оркестр, ее и попсой-то стыдно называть. Одна из наших коронных вещей — саундтрек из фильма «Рокки». С момента выхода фильма нам всем хотелось эту вещь сыграть.
Как формируется наш репертуар? Мы мониторим чарты, смотрим, какие песни выстреливают, а уже из них выбираем те, которые больше всего полюбились нам. Есть одна магическая песня в нашем репертуаре — Umbrella Рианны: когда мы ее играем, никогда не бывает дождя — тучи, если они есть, сами расходятся.
Пока авторскую музыку не получается играть, но мы идем к этому. На будущее у нас наполеоновские планы — хотим добавить к нашим выступлениям элементы шоу, отработать совместные движения, возможно, устраивать выступления с нашими друзьями — коллективом барабанщиков.
Bubamara Brass Band: балканские мотивы и цыганские танцы
Александр Каштанов
— По специальности я инженер, но мне всегда интересно было заниматься музыкой. В какой-то момент я пересмотрел все фильмы Эмира Кустурицы и влюбился в музыку балканских стран. Bubamara Brass Band появился в 2005 году, а до этого была группа «Водоворот», где мы сначала играли авторскую музыку, а позже балканскую. «Бубамара» в переводе означает «божья коровка», так из-за маленького роста прозвали героиню фильма Кустурицы «Черная кошка, белый кот».
Bubamara — мой личный проект. За те годы, что он существует, состав менялся много раз, лишь один участник работает со мной с самого основания. Новые участники появляются по-разному — когда-то я ходил по концертам в Москве и знакомился с понравившимися музыкантами, приглашал их к себе, бывало, что ребята сами звонили и говорили, что хотят играть у меня. Все духовики в Москве ведь друг друга знают — либо вместе учатся, либо вместе в оркестрах играют.
Сейчас у нас десять человек: скрипачка, она же вокалистка, две трубы, саксофон, два баритона, аккордеон, туба и ударные. У нашей вокалистки Наташи потрясающий голос, его часто называют демоническим. Порой, когда слышишь ее голос на записи в альбоме, по коже мурашки бегут. А так человек она очень требовательный к музыке и музыкантам, она всех нас строит.
Большинство наших текстов — на сербском, цыганском и румынском, хотя и на русском тоже есть. Тексты пишу я — сербский изучал, пару фраз связать могу, но, конечно, искусно песню перевести целиком не могу, поэтому сначала пишу тексты песен на русском, а потом при необходимости отношу их на перевод в агентство. Сейчас мы исполняем несколько песен Кустурицы, а большая часть репертуара — мои авторские песни. Уже вышло три моих альбома с авторской акустической балканской музыкой. Выступаем мы в основном в парках — в «Сокольниках», в Саду Баумана, парке Горького. Скоро поедем в Тулу на фестиваль «Театральный дворик».
Совершенно разные люди приходят к нам на концерты — это могут быть и студенты, и люди значительно старше. За десять лет существования коллектива своя постоянная аудитория у нас, конечно, сформировалась. Это люди определенного, довольно высокого уровня интеллектуального развития — любители шансона к нам не приходят.
Несколько раз я пытался как-то привести к единому знаменателю внешний вид участников оркестра: друг присылал мне на всех музыкантов туники из Таджикистана, потом я заказывал футболки с нашим логотипом и очень красивые жилетки, но ничего из этого таки не прижилось. А потом я решил, что этого и не нужно — ребята все творческие, одеваются интересно и необычно. Единственное, что у нас запрещено, это повседневная и спортивная одежда на сцене. Музыка наша предполагает некую бесшабашность, цыганщину, так что все на выступление одеваются красиво и ярко.