Брахмачарья что это значит

Брахмачарья-

Представляете ли вы себя с попкорном, колой, в драных джинсах и футболке с надписью «#мнеможно» в партере симфонического концерта?

Скорее всего, нет. Почему в кино так можно, а в концерт нельзя? Простой ответ: «Так принято, так культурно и исторически сложилось?»

А если задуматься и понаблюдать за ощущениями, становится понятно, что вибрации симфонической музыки приводят нас в высокое состояние, в котором психологически невозможно шуршать попкорном и булькать колой. Разум приподнят над грубой материальной действительностью, в данный момент поглощается пища более тонкого порядка.

И разве мы несчастны от того, что не можем есть попкорн под Чайковского? Ни капли. Нервное дрожание смычков на струнах дарит нам куда большее счастье и удовлетворение, чем огромное ведро попкорна.

Этим примером я потихоньку подбираюсь к объяснению сути Брахмачарьи, принципа Ямы, который привычно трактуется, как сексуальное воздержание, однако, в традиции Раджадхираджа йоги это не так.

Тонкая энергия всегда сильнее. Классическая музыка отбивает всякое желание грызть попкорн, не отнимая при этом удовлетворения жизнью. Брахмачарья отбивает всякое желание размениваться на мелкую суету и гонку за материальными удовольствиями, одновременно окуная в мощный поток наслаждения каждым днем. А вся наша гонка она для чего в итоге? Для наслаждения. Тогда почему не использовать более продвинутый и приятный способ его получить?

Для более глубокого понимания, почему Брахмачарья так работает, надо разобраться в системе чакр, но про это напишу отдельно. Пока просто проведем эксперимент, попрактикуем Брахмачарью и сделаем собственные выводы.

Как практиковать Брахмачарью

Вот скамейка. Разве это просто кусок древесины? Чтобы она появилась, должно было вырасти дерево. Чтобы выросло дерево, в землю упало семя. Маленькое семя, которое содержит в себе архив огромного дерева. По каким-то чудесным законам, просто от земли и дождя, архив распаковался и запустилась программа роста дерева. Все это происходило на планете, которая в это время облетала вокруг звезды, а на звезде происходили миллионы ядерных реакций, чтобы дать дереву тепло и свет.

Разве это не картина крутейшего на свете сервиса и технологической мощи. Разве это не картина совершенной любви, с которой сотворен наш мир? Где для жизни маленького семечка запускаются ядерные реакторы гигантских звезд.

Но, вернемся на землю. Со скамейкой, собачкой, приятными нам людьми в общем-то легко впасть в тотальную Брахмачарью. Куда сложнее с трудным соседом-алкоголиком, например. Как пробиться к Высшему Сознанию через синее лицо, вонь, грязь, безумие?

Универсальный рецепт звучит так: делайте медитацию, асаны, изучайте йога-философию и постепенно разовьется сострадание и любовь к ближнему, даже алкоголику. Но, это вряд ли прямо сейчас помогло, верно?

Что можно сделать не откладывая, так это начать заботиться. Не нравится мне сосед-алкоголик, бесит меня, окей. Имею право не любить его, он сам виноват. Но, с другой строны живая ведь душа, дай-ка хоть супчика ему горяченького отнесу, пусть порадуется. И настрой такой, что не для него я это делаю, а для Высшего Сознания, которое во всем этом мраке потерялось.

Ох, непростая острая тема. Тут большой разговор нужен, совместное размышление. Позвольте мне закончить. Понимаю, что идея не раскрыта, и как раскрыть в маленькой статье не знаю. Будем считать её первым шагом к пониманию Брахмачарьи. Очень рекомендую посмотреть фильм «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь». Он как раз про это.

Все статьи о Яме и Нияме вы найдете здесь.

Если хотите участвовать в бесплатных онлайн йога-вебинарах на тему Ямы и Ниямы и другие темы йога-философии присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу. Там мы публикуем ссылки на трансляции. Обычно они проходят по вторникам в 19:00 мск.

Источник

Брахмачарья что это значит

Брахмачарья что это значит. Смотреть фото Брахмачарья что это значит. Смотреть картинку Брахмачарья что это значит. Картинка про Брахмачарья что это значит. Фото Брахмачарья что это значит

О понятии «брахмачарья».

Вообще говоря, под брахмачарьей понимается отказ от сексуальных влечений и взаимоотношений. Некоторые люди идут настолько далеко в этом, что совершенно отказываются от каких-либо отношений с людьми противоположного пола — вплоть до того, чтобы не разговаривать с ними и не смотреть на них. Это, однако, не является истинным значением понятия «брахмачарья». Слово «брахмачарья» состоит из двух частей: Брахман, «чистое сознание», и чарья, «тот, кто действует». Таким образом, это слово означает «тот, кто живет в постоянном осознавании Брахмана», «тот, чье осозна-вание поглотилось чистым сознанием, чей ум выше двойственности мужского и женского, кто видит Атмана во всем». Брахмачари — это тот, кто находится в постоянном общении с атмой.

Истинный брахмачари может быть вовлечен в сексуальные отношения, но сохранять при этом осознавание только высшего переживания. Когда он или она входит в контакт с противоположным полом, страсть не возникает в его или ее уме. В йоге и тантре это объясняется как сохранение бинду (точки, капли семени), то есть избежание потери бинду, или семени. Бинду должно сохраняться в мозговом центре, где оно производится. Оно не должно протекать через половые органы, а если оно делает это, то должно втягиваться обратно. Для этой цели в йоге имеется много техник, посредством которых сдерживается производство половых гормонов и реструктуризируются органы воспроизведения. Йога воздействует на всю эндокринную систему путем регулирования работы шишковидной железы и гипофиза.

Брахмачарья обычно принимается как средство воздержания от сексуальной активности, поскольку при отказе от сексуальной стимуляции сексуальные импульсы и производство половых гормонов уменьшаются. Сексуальное воздержание может быть необходимым в самом начале, пока вы пытаетесь взять власть над телом и умом, но если вам удается это и вы можете сохранять осознавание высшей реальности, то сексуальные отношения не будут для вас барьером. В тантре, на самом деле, никогда не говорилось, что сексуальные отношения вредны для духовного пробуждения. Наоборот, тантра утверждает, что половой акт может быть использован для запуска духовного пробуждения.

Избегая сексуальных контактов, человек совсем не автоматически становится брахмачари. Вы можете воздерживаться от половых отношений тридцать или сорок лет и все же не быть брахмачари. Если ваш ум одержим сексуальными фантазиями или если у вас имеют место неконтролируемые потери семени даже при избежании любых видов контактов, то вы определенно не брахмачари. Вы подавляете свои желания и вызываете в себе расстройство и разочарование, а это приносит скорее вред, чем пользу.

В хатха-йоге поэтому имеются специальные техники, которые помогают в брахмачарье путем регулирования работы желез внутренней секреции. Тогда «надевается узда» на сексуальные мысли и желания. Что, в конце концов, вызывает сексуальное желание? Химическая реакция в мозге и теле или, скажем так, гормоны. Полный контроль за гормонами приводит к истинной брахмачарье. Когда бинду остается в мозговом центре, сексуальные страстные желания контролируются и мозг остается погруженным в осозна-вание Высшего. Это и есть реальная брахмачарья.

(Хатха йога Прадипика. Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананда Сарасвати)

Источник

Брахмачарья: что это такое?

Брахмачарья что это значит. Смотреть фото Брахмачарья что это значит. Смотреть картинку Брахмачарья что это значит. Картинка про Брахмачарья что это значит. Фото Брахмачарья что это значит

«Желанием всё мирозданье одето.
Желание — недруг Познанья и Света.
Враг Мудрости — Мудрость ввергает в пыланье,
То алчное пламя в обличье желанья».

Что вы знаете о Брахмачарье? Наверняка в большинстве случаев вы сталкивались с такой трактовкой этого понятия, как половое воздержание. Однако это лишь один из аспектов этого принципа. В нашей статье мы рассмотрим, что же на самом деле подразумевается под принципом Брахмачарьи и как его практиковать.

Брахмачарья — контроль желаний

Брахмачарья (санскр. ब्रह्मचर्य) — четвёртый принцип морально-нравственного свода правил Ямы «Йога-сутр» Патанджали, подразумевающий (вопреки устоявшемуся мнению — что это обет безбрачия) самодисциплину, воздержание от чувственных удовольствий и удовлетворения своих эгоистичных потребностей, избавление от зависимостей и пристрастий, взятие под контроль своих желаний, устранение несдержанности, умеренность во всём. Целибат вряд ли мог вменяться в обязанность абсолютно всем, следующим по духовному пути, независимо от расы, времени и места жизни. Ведь, согласно «Йога-сутрам», Яма — это великий долг, или всеобщий обет «Махавратам», обязателен к исполнению всем, вставшим на путь духовного развития, и является универсальным.

А вот контроль своих желаний — необходимое условие для ученика, вступившего на путь духовного саморазвития. Поэтому приближенным к истине можно считать комментарий Вьясы к «Йога-сутрам» в «Йога-бхашье»: «полный контроль функции половых органов, скрытых потребностей и желаний». Также под Брахмачарьей понимается «пребывание в Брахме», то есть состояние вне влияния Эго, достигаемое осознанием своей божественной природы и пониманием, что всё в мире пребывает в единстве и является проявлением единой божественной сути.

В «Йога-сутрах» Патанджали (глава II Садханапада, сутра 38) говорится о результатах соблюдения принципа Брахмачарьи: ब्रह्मचर्यप्रतिष्ठायां वीर्यलाभः (brahmacarya-pratiṣṭhāyāṃ vīrya-lābhaḥ) — «Утвердившийся в Брахмачарье обретает силу». Вирья (энергия, сила) увеличивается у того, кто контролирует свои желания и не тратит энергию впустую. Когда человек идёт на поводу у своих желаний и страстей, он неизбежно рассеивает огромное количество энергии через Свадхистана-чакру в направлении объектов чувств. Тогда он лишается жизненной силы, растрачивая её запас на удовольствия. Это касается удовлетворения желаний, побуждаемых чувственной природой человека, но особенно колоссальные потери энергии происходят при беЗконтрольном удовлетворении полового инстинкта.

«Сексуальность становится основным способом самовыражения на уровне Свадхистана-чакры, что сопровождается огромными потерями жизненной энергии».

Пока сознание человека находится на уровне Свадхистана-чакры, основной побуждающей силой в его действиях будет наслаждение, получаемое от органов чувств. Чем больше энергии уходит через Свадхистана-чакру, тем больше в нас растёт потребность в удовольствиях, тем сложнее становится усмирить их. Низкие вибрации энергия обретает, когда она порождена эгоистичными желаниями. В желаниях как таковых нет ничего плохого, их вибрационное качество зависит от того, какова их природа.

Брахмачарья что это значит. Смотреть фото Брахмачарья что это значит. Смотреть картинку Брахмачарья что это значит. Картинка про Брахмачарья что это значит. Фото Брахмачарья что это значит

Для начала выясним, почему возникают желания, и мы находимся в их власти? Причиной невоздержанности в удовлетворении своих потребностей и получении удовольствий является авидья (невежество), когда человек становится жертвой ложного самоотождествления. Пока мы находимся во власти Эго, наше сознание направлено на удовлетворение эгоистичных потребностей, а не на стремление духовно самосовершенствоваться, с целью принести благо миру.

Нужно ли практиковать брахмачарью

Почему же так сложилось, что под Брахмачарьей стали понимать именно обет безбрачия? Брахмачарином называют ученика, который в течение определённого периода времени находится в обители своего духовного наставника, Гуру, познаёт Веды, беЗпрекословно слушается наставлений учителя, соблюдая определённые аскезы, направленные на отказ от суетных желаний и накопление жизненной энергии, в том числе соблюдает обет безбрачия. Следующей стадией жизни ученика, по возвращении его домой из обители Гуру, является жизнь домохозяина и создание семьи. Поэтому также мы не можем считать обет безбрачия необходимым, так сказать, пожизненным условием для следования духовному пути. Брахмачарья не предполагает полного воздержания от половой жизни в случае, если у вас есть семья. Согласно принципу Брахмачарьи, для поддержания рода и создания здорового и добродетельного потомства необходимо поддерживать чистоту и умеренность в половых отношениях в семье.

Существуют различные мнения относительно необходимости следовать принципам Ямы и Ниямы в жизни человека, вступившего на путь йоги. Согласно одному из них, сначала необходимо утвердиться в практике Асан и Пранаямы, а уже потом переходить к внедрению в свою жизнь основных морально-этических принципов. Тем не менее, неспроста Патанджали упоминает о Яме и Нияме в самом начале сутр, как о первых ступенях йоги, предшествующих остальным: Асане, Пранаяме, Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи. Это основа йоги, которую недопустимо избегать человеку, вставшему на путь духовного самосовершенствования.

Все принципы Ямы строятся на выполнении первого этического правила Ахимсы — непричинения вреда, поскольку Астея (неворовство), Сатья (правдивость), Апариграха (ненакопительство), как и рассматриваемый нами в статье принцип Брахмачарьи, подразумевающий ограничение потакания своим эгоистичным желаниям за счёт других, особенно в случае использования других людей в качестве средства удовлетворения своих личных потребностей, как и использование органов чувств не по прямому предназначению, а для удовольствий, — все принципы Ямы основываются на необходимости соблюдения принципа ненасилия как над другими живыми существами, так и в отношении самого себя.

Если вы занимаетесь йогой только в физическом аспекте, то, выполняя асаны и не зная принципов Ямы, в частности — ненасилия, вы в стремлении самоутвердиться или превзойти других, можете причинить себе вред, переступая через боль при выполнении асан и не соблюдая правил травмобезопасности, поскольку Эго требует как можно быстрее достичь желанного результата.

Мы видим на примере принципа ненасилия всю важность освоения Ямы и Ниямы как первоочередной задачи каждого духовного искателя, ибо практика этих принципов направляет нас на истинный духовный путь. Иначе мы рискуем войти в ряды увлекающихся таким развлечением, как, например, «пивная йога» и тому подобные грубые искажения древнего учения Йоги, являющиеся следствием игнорирования её основополагающих принципов. Это является одним из примеров того, как нарушается принцип Брахмачарьи людьми, не понимающими важность контроля своих желаний и ведущими неосознанный образ жизни, пребывающими в рабстве у своих желаний, неспособными избавиться от вредных привычек и пристрастий, которые завладели их умом настолько, что они начинают внедрять их в практику Йоги. В этом случае йога становится способом получения удовольствия, но не духовной практикой, и подобное осквернение древнейшего учения однозначно приведёт к весьма плачевному кармическому исходу.

Практика Брахмачарьи

Брахмачарья — обширное понятие, не ограничивающееся лишь контролем удовлетворения половых влечений, но предполагающая также умеренность во всём, то есть умение не впадать в крайности. Это значит не давать волю своим желаниям, при этом не погружаться в жёсткие запреты и самоограничения без осознания истинной необходимости этого. Во всём надо научиться видеть целесообразность — это основа осознанного бытия, постепенное растворение пелены невежества, окутавшей сознание.

Поэтому практика Брахмачарьи подразумевает не только сознательный контроль, но и проработку своих желаний на подсознательном уровне. Чтобы проработать энергии желаний и страстей уровне подсознания важно перенаправить их, или трансформировать.

Далее будут приведены рекомендации, которые помогут вам начать практиковать Брахмачарью.

Вы можете дать себе установку действовать согласно вышеперечисленным рекомендациям в течение определённого периода времени, для начала можно практиковать 3 недели — успокойте свой ум тем, что это ненадолго, чтобы он сильно не сопротивлялся. А тем временем ваши энергии будут трансформироваться. Ваше внимание в течение этого времени не будет сфокусировано на привычных старых объектах желаний, так на подсознательном уровне будет происходить преобразование. Вы постепенно сами увидите, что прошлые привычки и развлечения больше не приносят такой же радости, как раньше.

Брахмачарья для мужчин и женщин: отличия

Теперь поговорим о том, какие отличия в практике Брахмачарьи у женщин и мужчин. Научиться контролировать свои желания — задача любого человека, независимо от половой принадлежности. Мы представили вашему вниманию в статье основные рекомендации и советы, которые могут помочь в практике Брахмачарьи. Так или иначе, желания есть у всех. Поэтому Брахмачарья для женщин или для мужчин практикуется одинаково. Простой установки на беЗстрастие, конечно, недостаточно, чтобы желания больше не возникали. Они будут продолжать будоражить ваш ум первое время практики. Но постепенно, следуя принципу Брахмачарьи, вы научитесь наблюдать свои желания со стороны и выявлять, есть ли действительная необходимость в их удовлетворении. Не прикладывая усилий в этом направлении, мы так и останемся на низком уровне сознания, слепо и неосознанно следуя инстинктам. В животном мире мы наблюдаем, что удовлетворение потребностей связано в основном с добычей пищи, присвоением территории, стремлением к размножению и т. п. — это базовые потребности, которые соответствуют уровню эволюции животного сознания. Конечно, это естественные потребности всех живых организмов, но человеку надо двигаться дальше, а не останавливаться на этом уровне.

Практика Брахмачарьи: эффекты

В результате практики Брахмачарьи вы постепенно начнёте замечать, что у вас стало больше жизненной энергии. Всё, что раньше вы откладывали на потом, ввиду невозможности осуществления и отсутствия сил, теперь вы способны быстро и эффективно воплотить в жизнь. Ваша деятельность становится более плодотворной. Высвобождается потенциал для новых свершений и реализации творческих идей. Благодаря практике Брахмачарьи укрепляется сила воли, повышается уровень энергии и сознания. Ваша жизненная энергия теперь идёт не на удовлетворение своих эгоистичных желаний, а на созидательную, благотворную деятельность. У вас стали меньше проявляться негативные реакции, ушла агрессия и злость. Теперь вы распределяете время своей жизни более эффективно, понимая ценность каждого мгновения и не растрачивая его впустую на просмотр телевизора и пустые развлечения, которые более не приносят вам позитивных эмоций. Ваша жизнь становится более осознанной и целенаправленной. У вас появляется уверенность в себе при ясном понимании того, чего вы хотите, поскольку теперь вы управляете своими желаниями, а не они владеют вами.

Источник

Брахмачарья (сексуальное воздержание)

Брахмачарья что это значит. Смотреть фото Брахмачарья что это значит. Смотреть картинку Брахмачарья что это значит. Картинка про Брахмачарья что это значит. Фото Брахмачарья что это значит

Без брахмачарьи не возможен духовный прогресс. Можно очень красиво рассуждать и философствовать о Боге, о строении Вселенной, можно иметь высокие посвящения в древние традиции, гнуться в сложные асаны, задерживать дыхание на 20 минут и владеть определенными психическими силами, но при этом оставаться в тотальном рабстве чувств и низких желаний.

Мы любим придумывать красивые теории для оправдания своих слабостей. Но о каких тонких материях можно говорить, если мы не способны контролировать обычное грубое тело?

Брахмачарья (сексуальное воздержание) – это не вопрос морали и нравственности, как многие думают. Это вопрос разумного распределения доступных ресурсов. Даже если вы способны удерживать вашу прану во время сексуального контакта, всё равно определенное количество энергии будет поглощаться растревоженными *индриями, и при этом вы зарабатываете глубокие *самскары (бессознательные впечатления), которые потом долго не оставят вас в покое.

Но следует помнить, что брахмачарья подходит далеко не всем, и многим она способна даже навредить. Если не происходит процесса сублимации, то происходит процесс застаивания и брожения энергии, что может привести к различным нежелательным эффектам на ментальном и физическом уровне. Нужно адекватно рассчитывать свои силы, и поддерживать внутренний баланс. Иногда встречаются люди с огромным количеством сексуальной энергии, но такие люди редко становятся на духовный путь, и поэтому тема брахмачарьи для них не актуальна, хотя, если бы они смогли направить эту энергию вверх, они бы стали настоящими сиддхами (полу-божествами).

Сексуальный инстинкт – это величайшая потребность человека. Сексуальная энергия и страсть управляют поведением человека. Сексуальная энергия заполняет ум, праны, чувства и всё тело.

У человека есть тысяча и одно желание. Но центральное и сильнейшее желание – это сексуальное желание. Все остальные желания связаны с этим центральным желанием. Желание денег, потомства, желание собственности, и другие желания следуют потом.

Весь мир сексуален

Страсти правят во всех уголках света. Разум людей наполнен сексуальными мыслями. Мир полностью сексуален. Весь мир находится под воздействием сильнейшей сексуальной интоксикации. У людей извращенные мысли. Никто не думает о Боге. Никто не говорит о Боге. Все разговаривают о моде, машинах, ресторанах, обедах, вечеринках, о кино. Жизнь состоит из поедания пищи и продления рода. И всё.

Людей терзает похоть. Они теряют чувство реальности, пространства и времени. Они не отличают хорошее от плохого, и позабыли всякое чувство стыда. Почитайте криминальные сводки: убийства, изнасилования, грабежи, похищения – причиной всех этих преступлений является похоть – похоть до денег или до плотских утех. Похоть уничтожает всё – жизнь, здоровье, благополучие и мудрость.

Человеку с его раздутым интеллектом следует поучиться у животных и птиц. Даже у животных больше самоконтроля, чем у человека. Под влиянием страстного желания человек совершает недостойные поступки снова и снова. У него нет и капли самоконтроля, он полностью во власти страсти. Он марионетка в руках страсти. Он размножается как кролик, производя множество детей, пополняя ряды попрошаек. Львы, слоны, быки и другие крупные животные имеют гораздо больше самоконтроля чем человек. Львы спариваются только раз в год. После зачатия, львица никогда не подпустит к себе самца до того момента пока потомство не подрастет и не окрепнет.

Человек нарушает законы природы и поэтому страдает от множества болезней. В этом плане человек деградировал гораздо ниже уровня животных.

Плоть должна находиться под контролем духа, направленного на достижение высших целей, удовлетворение мирских желаний порочно. Человек был создан для духовного союза с Богом, но он пал жертвой демонов, которые склонили его к чувственной жизни и привязали его к мирскому существованию.

Моральное благо – это отказ от чувственных удовольствий и от привязанности к мирской жизни при помощи бесстрастия и способности различать. Следует вести возвышенную духовную жизнь и воспитывать в себе божественные качества. Чувственность не сочетается с мудростью и святостью.

Привязанность к объектам будет постепенно уменьшаться если человек серьезно начнет задумываться об иллюзорной природе этого мира. Человека сжигает огонь похоти. Необходимо принять меры для избавления от похоти. Людям должны быть известны разные методы по борьбе с похотью – если один метод не сработает, можно попробовать другой. Человеку должно быть стыдно постоянно прибегать к чувственным удовольствиям, если он знает что цель его жизни — это самореализация через постоянную медитацию.

Пробудитесь, друзья, от иллюзии этой *самсары. Страсти наделали много бед, пока вы пребывали в *авидье (неведении). Сколько миллионов отцов, матерей, мужей, жён и детей у вас было в предыдущих рождениях? Откажитесь от мохи (cоблазна) этого тела. Это просто глупость. Также откажитесь от идентификации с этим телом благодаря медитации на шуддха атман (чистый атман). Хватит поклоняться этому телу. Поклонники материального тела — это асуры (божества низкого ранга, иногда называются демонами) и ракшасы (демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме).

Брахмачарья – нужда наших дней

Мои дорогие братья! Помните, что вы не есть это бренное тело из костей и плоти. Вы есть бессмертный, вездесущий *Сат-Чит-Ананда Атман («бытие», «сознание» и «блаженство»). Я есть Атман. Я есть Истина. Я есть Брахман. Я есть вечное сознание. Можно достичь этого высшего состояния только соблюдая брахмачарью. Дух брахмачарьи должен пронизывать всю вашу жизнь и все ваши поступки.

Многие говорят о брахмачарье, но практикуют её лишь немногие. На этом пути много трудностей. Но для человека с железной волей и терпением нет никаких трудностей. Нам нужны настоящие брахмачари, люди ведущие идеальную жизнь, обладающие благородным характером и духовной силой. Простые разговоры тут бесполезны. Человечеству нужны примеры реализованных брахмачари. Пусть они выйдут вперед и ведут за собой молодое поколение, вдохновляя их своим примером и духовной аурой. Живой пример лучше любых предписаний

Самскары подсознательного ума

Половой акт оставляет * самскару (отпечаток), в читте (хранилище подсознательного ума). Этот отпечаток затем вызывает вритти (мыслеформу), которая приводит к новым самскарам. Удовольствие уплотняет *васаны (склонность к определенному поведению). Сексуальное желание появляется из памяти и воображения. Воспоминание о образе женщины тревожит ум. Если тигр вкусил однажды человеческую кровь он всегда будет охотиться на людей. Так же наш ум, вкусив сексуальное удовольствие, будет стремиться испытать его снова и снова.

Из хранилища *самскар и * васан и при помощи памяти ум создаёт воображаемый объект (кальпану). Потом происходит привязанность. Вместе с воображением активизируются эмоции и импульсы. Они идут рука об руку. Потом появляется сексуальное раздражение, жажда и жжение в уме и в теле. Жжение в уме проникает в тело так же как вода в горшке начинает выкипать и выплескивается на поверхность. Если вы очень бдительны, то вы сможете пресечь весь процесс в самом начале на этапе воображения. Но даже если вы позволили воришке воображению пройти первые ворота, будьте внимательны у вторых ворот, когда появится сексуальное жжение. Вы можете остановить это.

Вы можете остановить сексуальный импульс, прежде чем он войдет в ваши *индрии — выполните уддияну и кумбхаку (элементы пранаямы- йоговского дыхания), и направьте этот импульс вверх, в головной мозг. Перенаправьте ваш ум. Повторяйте «Ом» или любую другую мантру с концентрацией. Молитесь, медитируйте. Если вам всё же сложно контролировать ваш ум, ищите сатсанг (собрание людей вокруг просветленного человека), не оставайтесь одни. Если импульс полностью проявит себя и поступит в ваши органы, вы забываете обо всём и становитесь слепы. Вы становитесь жертвой похоти. Потом вы будете раскаиваться.

Сексуальные желания сильны даже у слепого человека, который от рождения целибат (девственник) и никогда не видел лица женщины. Это происходит по причине *cамскар и впечатлений накопленных в прошлых рождениях, которые хранятся в подсознательном уме. Всё что вы делаете, и всё о чём вы думаете, оставляет отпечаток в читте (вашем подсознательном уме). Эти впечатления можно сжечь только при помощи знания атмана, высшего Я. Когда сексуальная *васана заполняет ум, эти *самскары активизируют вритти (мощные ментальные волны), которые мучают несчастного слепого.

Легко контролировать сознательный ум. Но не так просто контролировать ум подсознательный. Вы можете быть санньяси (человек, отказавшийся от материальной жизни и сосредоточенным на духовном). Вы можете быть человеком высокой морали. Понаблюдайте, как ум проявляет себя во снах. Вы можете воровать во сне. Вы предаётесь разврату во сне. Сексуальные желания, амбиции и низменные желания – всё это прочно сидит в вашем подсознательном уме. Уничитожьте *самскары подсознательного ума при помощи вичары (чрезвычайно сосредоточенное и продолжительное раздумье), брахма-бхаваны (мироощущения «Я есть Все») и медитации на«Ом». Человек, утвердившийся в ментальной брахмачарье никогда не будет иметь дурных снов. Во сне нет *вивеки (различие между реальным и нереальным) и вичары (чрезвычайно сосредоточенное и продолжительное раздумье). Вот почему вы совершаете плохие поступки во сне, хотя в состоянии джаграт (бодрствование) ваши поступки чисты, благодаря вивеке и вичаре.

Жалоба ученика:

«По мере продвижения в медитации из подсознательного ума появляются новые и новые слои нечистот, иногда они так сильны что толкают меня на неправильные поступки. Я не полностью утвердился в правде и брахмачарье. Старая привычка лгать, и похоть всё еще тревожат меня. Похоть ужасно беспокоит меня. Малейшая мысль о женщине выводит из равновесия мой ум, моя садхана (духовная практика) рушится и мой день испорчен. Я всячески пытаюсь усмирить ум, но всё тщетно. Я не знаю, как контролировать эту похоть. Раздражительность, эгоизм, гнев, жадность, ненависть, привязанность все еще не покинули меня. Но похоть — это мой самый главный и самый сильный враг. Я прошу вас, посоветуйте, как можно уничтожить её».

Когда нечистые мысли из подсознания всплывают на поверхность сознательного ума не стоит противостоять им. Повторяйте вашу ишта мантру (мантра, подобранная Учителем, в соответствии со склонностями, характером и духовным уровнем ученика).

Не размышляйте о ваших плохих качествах. Достаточно просто наблюдать их. Не атакуйте ваши негативные качества. Они изобразят удивленные лица. Развивайте благие качества. Не стоит постоянно думать «какой я плохой и несовершенный». Культивируйте саттвические качества.

Благодаря медитации, культивации сатвических качеств и *пратипакша бхаваны (освобождение ума от негатива). Все негативные качества отпадут сами собой. Это верный метод.

Вы можете постареть, ваши волосы поседеют, но ваш ум всегда будет молодым. Возможности могут исчезнуть, но желания останутся с вами даже когда вы достигните почтенного возраста. Желание — это настоящая причина рождений. Семена желаний прорастают в *санкальпу (внутреннее намерение) и действие. Колесо сансары (цепь перерождений) крутится благодаря желаниям. Пресекайте их на корню. Только тогда вы будете в безопасности. Только тогда вы достигнете мокши (освобождение из круговорота рождений), брахма бхавана (мироощущение «Я есть Все», брахма чинтана (размышлениям о брахмане – абсолютном первоначальном бытие) и медитация на «ОМ», вот что поможет искоренить желания. Вы должны искоренить все ростки ваших желаний и сжечь их, чтобы они не проросли снова. Только тогда вы сможете достичь нирвикальпа самадхи (высшее самадхи, состояние устойчивого пребывания в состоянии Просветления).

Один ученик пишет мне:

«Нечистая плоть и кожа кажутся мне очень даже чистыми и красивыми. Я очень похотлив. Я пытаюсь развить материнскую бхаву (умственное отношение) по отношению к женщинам. Мысленно я преклоняюсь перед любой женщиной, представляя, что она есть воплощение *Ма Кали (богиня смерти, разрушения, страха и ужаса).

Но мой ум все равно загрязнен похотью. Что мне делать? Вновь и вновь я желаю смотреть на красивых женщин».

Очевидно, *вайрагья и способность различать не развиты в этом ученике. Старые *самскары и *васаны всё ещё очень сильны.

Даже чистый брахмачари будет терзаем в начале любопытством. Ему будет очень любопытно узнать и ощутить то удовольствие, которое дарует сексуальный союз. Иногда он будет думать: «Хорошо. Я испытаю радость секса всего один раз, и потом искореню это желание полностью, иначе мою любопытство не оставит меня в покое». Ум хочет обхитрить этого брахмачари. Мая (иллюзия, череда перемен, цепь страданий) действует через любопытство. Любопытство вырастает в сильное желание. Удовольствие не сможет удовлетворить желание. Разумней будет уничтожить любопытство с помощью *вичары (исследования) или размышлением над природой атмана (высшее Я) который не имеет пола, тогда сексуальное желание исчезнет, с пониманием силы брахмачарьи и недостатков нечистой жизни.

(это отрывок из «Практика Брахмачарьиьи» Свами Шивананда)

Ниже небольшие разьяснения терминов, встречающихся в тексте:

*Индрии (санскритский термин) — это «щупальцы», которые человек «протягивает» из своих органов чувств, а также умом (манасом) и сознанием (буддхи) — к объектам восприятия или размышления. Индри – это то, что над чем-то господствует, чем-то овладевает. Это функции, которые связывают индивидума с внешним миром, познавательные чувства, с помощью которых внутреннее Я получает знания об окружающем мире и использует их во внешнем мире

Основополагающие знания о работе с индриями изложил Кришна в Бхагавад-Гите. Он говорил об * индриях зрения, слуха, обоняния, осязания, проприорецепции (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве), а также ума.

Удаление индрий с объектов материального мира происходит на ступени *пратьяхара (отрешение), когда открывается возможность к освоению видения в тонких и тончайших слоях многомерного пространства, получается выходить в них из своей материальной оболочки, «обживать» их, приучая себя к их тонкости, нежности и чистоте.

*Самскара или санкхара (санскр. saṃskāra; или пали, saṅkhāra) — бессознательные впечатления. Происходит от сам (сумма) и каара (творец, делатель). Дословно означает «сумма сделанного делателем».

В индийской философии данный термин используется для обозначения отпечатков, оставленных в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее («родимые пятна прошлого»), проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния.

*Авидья (санскр, avidyā, букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия».

*Сатчитананда, или саччидананда (санскр. saccidānanda IAST) — сложное слово из трёх санскритских терминов, сат (санскр, sat IAST), чит (санскр, cit IAST) и ананда (санскр., ānanda IAST) которые соответственно означают «бытие», «сознание» и «блаженство». Используется в различных школах индуистской философии для описания природы безличного Брахмана или личностного аспекта Бога — Ишвары или Бхагавана. Сатчитананда рассматриваются как три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано майей и ошибочно.

*Вайрагья (санскр. «отречение», «отрешённость») — санскритский термин, используемый в индийской философии для обозначения отречения от страданий и наслаждений материального мира. Индийские философы часто указывают на вайрагью как на средство достижения Мокши (освобождение).

*Пратьяхара (санскр., pratyāhāra IAST, букв. «отбрасывание, отрешение») — техника отвлечения чувств от объектов на которые они обычно направлены.

*Васаны (впечатление»), сила привычки, склонность к определенному поведению, который означает действие потенциальных факторов в механизме кармы и сансары.

*Вивека – различение, распознание; восприятие отличности истинного Я,способность отличать истинное от ложного. Путь к вивеке облегчается семистадийным пониманием и связан с отделением Наблюдающего от четырех телесных и трех умственных обусловленностей (страдание, удовольствие, влечение или привязанность, неприятие или отвращение, мышление, восприятие и воля).

*Пратипакша бхавана – метод развития позитивного мышления в раджа-йоге(основная цель которой — контроль ума посредством медитации (дхьяна). Это практика освобождение ума от печали, уныния, беспокойства и напряжения, а также от таких чувств как злоба, ненависть, жадность и гордыня, и содержание его в этом состоянии называется позитивным мышлением. Замена этих отрицательных качеств положительными также называется позитивным мышлением.

Пратипакша бхавана состоит из трех стадий: подавление, или пресечение (вы пытаетесь посредством воли сдержать негативную мысль, не позволяя ей сильно проявиться), замена (удерживая эту мысль на заднем плане, вы начинаете утверждать положительную мысль), сублимация (в процессе замены негативной мысли на позитивную вы обнаружите, что негативное ментальное образование подверглось сублимации и прекратило свое существование). К своему удивлению вы обнаружите, что преодолели то, что казалось невозможным преодолеть.

*Санкальпа – определённое внутреннее намерение, выраженное в краткой, понятной словесной форме в виде позитивного утверждения, которое регулярно повторяется и через какое-то время воспринимается самим человеком таким образом, что становится реальностью. Санкальпа не должна затрагивать материальную сторону жизни, а только духовную. Это важная часть йога-нидры.

али (санскр., Kālī IAST, «чёрная») — Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога.Кали — освободительница, защищающая тех, кто её знает. Она ужасная разрушительница времени, тёмная Шакти Шивы.

*Майя/мая — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путём отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота сансары.

Статьи по теме:

Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *