Брахма и брахман в чем отличие

76. Брахман, Брахма, Брама

76. Брахман, Брахма, Брама

76. БРАХМАН, БРАХМА, БРАМА — сс. Безличностное безатрибутное начало. Безличный абсолютный дух. Сущность, творящая самое себя и мир, имеющая различные аспекты и обретающая в процессе творения из себя самой признаки, которые отсутствовали ранее. Бог. Абсолют. Впервые термин встречается в ведах. В упанишадах Брахман — абсолютная единая реальность. Процесс творения цикличен. Брахман то развертывается в мир, то возвращается в исходное состояние. В индуизме он персонифицирован и имеет свою иконографию. Брахман входит в индуистскую троицу (Тримурти) наряду с богами Вишну и Шивой. Брахман — творец, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель мира. В начале каждого нового цикла (кальпа) Брахман творит по следам, сохранившимся в его памяти. Творческий аспект Брахмана (ишвара) в некоторых учениях выступает как самостоятельное божество. В творении принимает участие майя, причина иллюзорного восприятия мира человеком. В результате сс. активности мир предстает как разделенный (бхеда). На уровне высшей истины мир един, и Брахман не имеет признаков (ниргуна-Брахман), но на мирском уровне он воспринимается как обладающий признаками (сагуна-Брахман). Древнейшие определения Брахмана строятся по апофатическому принципу как «не то, не то» (нети, нети), что подчеркивает его неописуемость, трансцендентность, но затем он стал считаться вечным (нитья), непреходящим (акшара), лоном (йони), порождающим мир, блаженством (ананда) и т. д. Согласно одному из мифов, он появился из Золотого Зародыша (хираньягарбха), или из Золотого Яйца, которое плавало в космических водах. Выйдя из него, Брахман создал землю и небеса (сварга). Культ Брахмана как бога называют брахманизмом, его жрецов — брахманами, как и представителей высшего сословия (варна). Брахманы — это произведения, содержащие руководства по совершению ритуалов, обрядов. В джайнизме брахман — зарок, отказ от совершения прелюбодеяний. В буддизме брахманы, брахмы — иллюзорные сущности, воспринимаемые в процессе духовной практики. Будда Шакьямуни боролся с брахманизмом, но среди брахманов у него были единомышленники. Брахманы становились его последователями и учениками. Среди них были образованные люди, стремящиеся к духовному совершенству. «В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман». Эти слова, как считают, сказаны Буддой («Дхаммапада»). Термин «буддист» (бауддха) появился позднеё Брахмой называют один из пранических каналов (брахма-нади).

Читайте также

БРАХМА

БРАХМА И не было сначала ничего — ни земли, ни звезд, ни солнца, ни луны. Была только одна вода, которая простиралась без конца и края. Воды было столько, что породила она огонь, и от тепла родилось в волнах великого океана Золотое Яйцо. Долго плавало Золотое Яйцо, никто не

4.4.2. Брахма, Шива и Вишну

4.4.2. Брахма, Шива и Вишну (А — Л. С. Васильев) Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое (тримурти) — Брахма, Шива и Вишну. Обычно отмечают, что эти трое в системе индуизма как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции —

«Брахма Кумарис»

«Брахма Кумарис» «Начинающий йог очень скоро сталкивается с тем, что ум – это большое препятствие в его духовной работе»; «Практика йоги требует отказа от своего ума». (Б.К.Джагдиш Чандер Хассиджа. «Раджа йога: метод и цель».- Санкт-Петербург, 1994.- С.52,87.)Другие названия: Полное

Атхаато Брахма-джиджняасаа

Атхаато Брахма-джиджняасаа В нескольких словах сутра (афоризм) содержит обширный смысл и безмерные глубины основополагающего значения. «Брахма Сутры» создали науку Веданты. Они собирают многоцветье со всех Упанишад и сплетают их вместе, создавая очаровательную

Шри Шри Брахма-самхита-пракашини Разъяснение

Шри Шри Брахма-самхита-пракашини Разъяснение Слава Шри Шри Гуру и Гауранге!Ом Вишнупада Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур(Предисловие к его бенгальскому переводу и комментариям)С великим тщанием Господь Брахма собрал (составил) эту драгоценную «Шри

Брахма Шри деви даси Тюмень

Брахма Шри деви даси Тюмень Впервые я увидела эти книги в 1980-м году. Однажды мы с мужем бежали на электричку, и по дороге я заметила очень яркие книги. Это было как миг, но я сразу отметила, что таких книг не видела никогда.— Что это? — спросила я у мужа. Он сказал:— Нам бежать

Брахма-вимохана-лила

Брахма-вимохана-лила Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту, что гопы рассказали обитателям Вриндавана о победе Кришны над Агхасурой год спустя после нее. Махараджа Парикшит сразу же заинтересовался, почему им понадобился целый год, ведь жизнь во Вриндаване все

Брахма

Брахма Первое сотворенное живое существо, вторичный творец материальной

Брахман

Брахман Безличный аспект Абсолютной Истины.

БРАХМАН (инд.)

БРАХМАН (инд.) В индуизме: священная сила, опора всего сущего, сокровенный смысл

Глава 13 Брахма похищает мальчиков и телят.

Глава 13 Брахма похищает мальчиков и телят. Эта глава описывает как Господь Брахма пытался похитить телят и мальчиков-пастухов, а также описывает замешательство Господа Брахмы, и, наконец, избавление его от иллюзий.Хотя инцидент с Агхасурой произошел одним годом ранее,

“Брахма Кумарис”

“Брахма Кумарис” 1. Псевдоиндуистский монашеский орден “Брахма Кумарис” подает себя как “Духовный Университет”, который, впрочем, “не выдает никаких свидетельств и дипломов и не присваивает званий”.[515] На самом деле это псевдоиндуистская апокалиптическая секта,

Брахма

Брахма Брахма, первое живое существо во вселенной, родился не из чрева, он родился из цветка лотоса, который вырос из живота Господа Вишну. Он является праотцом и духовным учителем полубогов, он дал [людям] Веды, он управлял ваикритой или вторым этапом космического

Брахман

Брахман Этот санскритсткий термин происходит от корня бри, что означает «расти» или «эволюционировать, развиваться». В «Чхандогья-упанишад» (3.14) Брахман описывается как таджалан то есть то (тат), из чего возникает (джа) мир, во что он возвращается (ла) и чем поддерживается

Источник

Тема: Брахма и Брахман

Опции темы
Поиск по теме
Отображение

Брахма и Брахман

Я также знаю, что слово БрахмАн иногда переводят как БрахмО. Не знаю, с чем это связано.

гр?в?й?? джаналоко ’сйа
таполока? стана-двай?т
м?рдхабхи? сатйалокас ту
брахмалока? сан?тана?

Пословный перевод:
гр?в?й?м — до шеи; джаналока? — планетная система Джаналока; асйа — Его; таполока? — планетная система Таполока; стана- двай?т — начиная с груди; м?рдхабхи? — головой; сатйалока? — планетная система Сатьялока; ту — но; брахмалока? — духовные планеты; сан?тана? — вечны.

Перевод:
Между грудью вселенской формы Господа и Его шеей располагаются планетные системы Джаналока и Таполока, а высшая планетная система, Сатьялока, находится на голове вселенской формы. Однако духовные планеты вечны.

Комментарий:
На этих страницах мы уже неоднократно описывали духовные планеты, расположенные за пределами материального неба, и этот стих еще раз подтверждает сказанное ранее. Здесь особого внимания заслуживает слово сан?тана. Эта идея вечности выражена в «Бхагавад-гите» (8.20), где говорится, что за пределами материального мира простирается духовное небо, где все вечно. Иногда Сатьялоку, планету, на которой обитает Брахма, тоже называют Брахмалокой, однако Брахмалока, упоминаемая в данном стихе, не имеет никакого отношения к планетной системе Сатьялока. В отличие от Сатьялоки эта Брахмалока вечна. И чтобы подчеркнуть разницу между ними, в данном стихе использовано прилагательное сан?тана. По мнению Шрилы Дживы Госвами, Брахмалока, упоминаемая здесь, это лока (обитель) Брахмана, Верховного Господа. Все планеты духовного неба, по сути дела, неотличны от Самого Господа. Господь полностью духовен, и Его имя, слава, качества, игры и т. д. неотличны от Него, поскольку Он абсолютен. Поэтому планеты в царстве Бога также неотличны от Него. Там не существует разницы между телом и душой. Время, под властью которого мы находимся в материальном мире, не распространяет своего влияния на эти планеты. Неподверженные влиянию времени, планеты Брахмалоки, кроме того, духовны по своей природе и потому не подлежат уничтожению. Все многообразие форм на духовных планетах также неотлично от Господа, и потому ведическая истина экам эвадвитиям применима лишь к вечной (сан?тана) атмосфере духовного многообразия. Материальный мир — это всего-навсего тень, призрачное отражение духовного царства Господа, и, как тень, этот мир не может быть вечным. Разнообразие материального мира, мира двойственности (духа и материи), не идет ни в какое сравнение с разнообразием духовного мира. По своему невежеству недалекие люди иногда ошибочно полагают, что в призрачном материальном мире такие же условия, как и в духовном, поэтому они принимают Господа за обусловленную душу, а Его игры в материальном мире кажутся им деятельностью обусловленной души. В «Бхагавад- гите» (9.11) Господь осуждает таких недалеких людей:

Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего. Комментируя этот стих, Шрила Шридхара Свами справедливо замечает, что упомянутая в нем Брахмалока — это Вайкунтха, царство Бога. Оно — санатана (вечное) и потому отличается от описанных выше материальных творений. Вселенская форма Господа вират — это воображаемая форма, предназначенная для материального мира. Она не имеет ничего общего с духовным миром, царством Бога.

Из санскритского словаря:

brahma n. the one self-existent Spirit, the Absolute

brahman n. (literally»growth»,»expansion»,»evolution»,»development»»swelling of the spirit or soul», fr.2. b?h-) pious effusion or utterance, outpouring of the heart in worshipping the gods, prayer View this entry on the original dictionary page scan.

brahman n. the br?hma?a- portion of the veda- View this entry on the original dictionary page scan.

brahman n. religious or spiritual knowledge (opp. to religious observances and bodily mortification such as tapas-etc.) View this entry on the original dictionary page scan.

brahman n. holy life (especially continence, chastity; see brahma-carya-) View this entry on the original dictionary page scan.

brahman n. the class of men who are the repositories and communicators of sacred knowledge, the Brahmanical caste as a body (rarely an individual Brahman) View this entry on the original dictionary page scan.

brahman n. food View this entry on the original dictionary page scan.

brahman n. wealth View this entry on the original dictionary page scan.

brahman n. final emancipation View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. (brahm/an-), one who Prays, a devout or religious man, a Brahman who is a knower of Vedic texts or spells, one versed in sacred knowledge etc. ([ confer, compare Latin,fla1men]) View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. Name of b?has-pati- (as the priest of the gods) View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. brahm?- or the one impersonal universal Spirit manifested as a personal Creator and as the first of the triad of personal gods (= praj?-pati- q.v;he never appears to have become an object of general worship, though he has two temples in IndiaSee ;his wife is sarasvat?- ) etc. View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. an inhabitant of brahm?-‘s heaven View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. the sun View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. the veda- (?) View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. the intellect (equals buddhi-) View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. Name of a star, Aurigae, View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. a particular astronomy yoga- View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. Name of the 9th muh?rta- View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. (with jaina-s) a particular kalpa- View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. Name of the servant of the 10th arhat- of the present avasarpi??- View this entry on the original dictionary page scan.

brahman m. of a magician View this entry on the original dictionary page scan.

Источник

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология и родственные термины

В более позднем использовании санскрита:

История и литература

Ведический

Концепция Брахмана упоминается в сотнях гимнов Вед. Слово Брахма встречается в гимнах Ригведы, таких как 2.2.10, 6.21.8, 10.72.2, и в гимнах Атхарваведы, таких как 6.122.5, 10.1.12 и 14.1.131. Эта концепция встречается в различных слоях ведической литературы; например: Айтарейя Брахмана 1.18.3, Каушитаки Брахмана 6.12, Сатапатха Брахмана 13.5.2.5, Тайтирия Брахмана 2.8.8.10, Джайминия Брахмана 1.129, Тайтирия Араньяка с 4.4.1 по 5.4.1, Ваджасанейи Самхита с 22.12.4 по 23.25 : С 16.2 по 4.9.2: 122.15. Эта концепция широко обсуждается в Упанишадах, включенных в Веды (см. Следующий раздел), а также упоминается в Веданге (части Вед), таких как Шраута-сутра 1.12.12 и Параскара Грихасутра с 3.2.10 по 3.4.5.

Упанишады

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Гэвин Флад резюмирует концепцию Брахмана в Упанишадах как «сущность, мельчайшую частицу космоса и бесконечной вселенной», «сущность всех вещей, которые нельзя увидеть, но можно испытать», «Я внутри каждый человек, каждое существо »,« истина »,« реальность »,« абсолют »,« блаженство »( ананда ).

Упанишады содержат несколько маха-вакй или «Великих изречений» о концепции Брахмана :

Это моя Душа в самом сокровенном сердце, больше, чем земля, больше, чем воздушное пространство, больше, чем эти миры. Эта Душа, это мое Я и есть тот Брахман.

Критика этой концепции маха-вакья

Ниже приведены слова А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады из избранной части комментария Ади 7.128.

Обсуждение

Брахман как метафизическое понятие

Атма: высшая реальность

Майя: воспринимаемая реальность

Ниргуна и Сагуна Брахман

Брахман как онтологическое понятие

Брахман вместе с Самостью (Атманом) являются частью онтологических предпосылок индийской философии. Различные школы индийской философии придерживались совершенно разных онтологий. Буддизм и школа индуизма чарвака отрицают существование чего-либо, называемого «Я» (индивидуальный Атман или Брахман в космическом смысле), в то время как ортодоксальные школы индуизма, джайнизма и адживиков считают, что существует «Я».

Брахман как аксиологическое понятие

Брахман и Атман являются ключевыми понятиями индуистских теорий аксиологии : этики и эстетики. Ананда (блаженство), как утверждает Майкл Майерс и другие ученые, имеет аксиологическое значение для концепции Брахмана как универсальной внутренней гармонии. Некоторые ученые приравнивают Брахман к высшей ценности в аксиологическом смысле.

Аксиологические концепции Брахмана и Атмана занимают центральное место в индуистской теории ценностей. Такое утверждение, как «Я Брахман», утверждает Шоу, означает «Я связан со всем», и это основная предпосылка сострадания к другим в индуизме, поскольку благополучие, мир или счастье каждого человека зависят от других, включая других. существа и природа в целом, и наоборот. Титж утверждает, что даже в недвойственных школах индуизма, где Брахман и Атман трактуются онтологически эквивалентными, теория ценностей делает упор на индивидуального агента и этику. В этих школах индуизма, утверждает Титж, теория действия основана на сострадании к другому, а не на эгоистической заботе о себе.

Брахман как телеологическое понятие

«Люди, которые спрашивают о Брахмане, говорят: В

чем причина Брахмана? Почему мы родились? Чем мы живем? На чем мы основаны? боль, каждый в своей ситуации?

Одна из причин того, почему Брахман должен быть реализован согласно Упанишадам, заключается в том, что он устраняет страдания из жизни человека. Это потому, что человек обладает способностью и знанием различать неизменное (Атман и Брахман) и постоянно меняющееся ( Пракрити ), и поэтому человек не привязан к преходящему. Следовательно, человек доволен только собой, а не своим телом или чем-то еще, кроме себя.

Брахман как сотериологическое понятие: мокша

Школы мысли

Веданта

Источник

БРАХМАН

Полезное

Смотреть что такое «БРАХМАН» в других словарях:

брахман — брамин, браман, жрец, варна, пандит Словарь русских синонимов. брахман сущ., кол во синонимов: 10 • браман (3) • брамин … Словарь синонимов

брахман — БРАХМАН, а, м. (или задумчивый брахман). То же, что брахмапутра, 1., 2. От общеупотр. «брахман» жрец в индуизме … Словарь русского арго

Брахман — (брахманизм) көнеүнділік діни мәтіндерде (текстерде) және соларға негізделген философиялық ілімдерде жоғары шындық (высшая реальность), абсолют, барлық бардың қайнар көзі дегенді білдіреді. Сонымен бірге бұл термин (ұғым) абыз, Құдай (Брахма),… … Философиялық терминдердің сөздігі

БРАХМАН — БРАХМАН, 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности… … Современная энциклопедия

БРАХМАН — 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой либо… … Большой Энциклопедический словарь

БРАХМАН — (санскр. священная сила) в умозрении и сопряженных философских учениях Древней Индии на ранних их этапах обозначение ритуальной процедуры, заклинания (древнейшие тексты Вед); позже это сила, придающая совершаемым жертвенным обрядам должную… … Новейший философский словарь

БРАХМАН — БРАХМАН, брахмана, муж. см. брамин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БРАХМАН — БРАХМАН, а, муж. Член высшей жреческой касты в Индии. | прил. брахманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Брахман — (санскр.) в древнеиндийской философии и умозрении высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахма… … Религиозные термины

Источник

Брахманы – жизнь и происхождение высшей касты жрецов в Индии.

Брахманы, или брамины, – высшее сословие традиционного индийского общества. Они сыграли первостепенную роль в формировании и поддержании сословного (кастового) строя на территории полуострова Индостан. Эта система производственных отношений, возникшая более 2000 лет назад, оплела все сферы жизни общества, и ее влияние до сих пор ощущается в Индии.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

История появления варн и каст в Индии

Ведийская цивилизация возникла в результате завоевания персидскими народами коренных племен полуострова Индостан. Персы проникали волна за волной с приграничных, северо-западных территорий, оседая в долине Инда и его притоков. Их самоназвание – «арии» – в переводе с санскрита означает «благородный». Оно упоминается в Ригведе – древнейшем религиозном тексте в мире, который составлялся в период с 1700 по 1100 г. до н.э.

На момент начала формирования сословного строя в обществе индоариев уже существовали социальные классы жрецов и воинов, но они еще не были замкнуты в себе. В их союзах появлялись на свет будущие правители и духовные лидеры новой цивилизации.

К тому же браки заключались и с правителями туземцев, которых причисляли к высоким сословиям. Эти союзы нужны были для установления власти на местах.

Кастовый строй общества был установлен правящей элитой и преследовал следующие цели:

Термин «варна» переводится с санскрита как «качество, цвет, категория» и обозначает 4 основных социальные группы традиционного индийского общества. Это понятие впервые встречается в Ригведе. В сцене жертвоприношения боги расчленяют на жертвенном костре первочеловека Пурушу. Разные части тела имеют метафорическое значение в соответствии со своими функциями. Рот первочеловека становится жрецами (брахманами), руки – воинами (кшатриями), бедра – земледельцами и ремесленниками (вайшьями), ноги – слугами (шудрами).

Три высшие варны были сформированы из арийцев, покоренное местное население дало человеческий ресурс для низшего сословия. Ключевым визуальным различием был цвет кожи: светлокожие завоеватели противопоставляли себя темнокожим туземцам.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

По мере формирования варн внутри них началось деление на более мелкие замкнутые группы – касты, или джати. В каждой из них действовали свои правила. Каста человека определяла всю его жизнь. Она характеризовалась в первую очередь наследуемой профессиональной деятельностью. Например, в семьях ремесленников мальчики с раннего детства познавали родовое дело, помогая отцу в работе. Уже в 10 лет они делали простые вещи на продажу, а в 15 были готовы сменить старшее поколение. Профессиональная преемственность обеспечивала бесперебойное появление новых мастеров.

Ведическая философия, лежавшая в основе древнеиндийского общества, претерпела ряд изменений и постепенно превратилась в брахманизм, а затем и в индуизм в его современном виде. Помимо самих Вед, священную литературу брахманизма составляли написанные жрецами комментарии к ним: брахманы (для жрецов), араньяки (для отшельников) и упанишады (для учеников).

Некоторые классические положения были изменены для обоснования социального неравенства. Согласно Ведам, душа может воплотиться только в человеке, причем преимущественно той же касты. В брахманизме же она может оказаться не только в ином сословии, но и вовсе утратить человеческий облик: телесные грехи приводят к возрождению в растении, словесные – в теле животного, а умственные – в представителе более низкой касты. Эта вера помогла сформировать общество, обеспокоенное судьбой своей бессмертной души и стремящееся исполнять дхарму – универсальный закон бытия.

Концепция дхармы подкрепляла значение кастовой системы на идеологическом уровне. Согласно ей, человеческое общество – естественный компонент мироздания. Каждый член социума должен направлять усилия на его поддержание и выполнять обязанности, закрепленные за ним с рождения. Регламентировалось все, включая одежду, тип жилья, пищи, сосудов для ее приготовления.

Социальный долг сакрализован: при несоблюдении правил одним человеком нарушается и общая дхарма.

Кастовое деление общества

Юридически кастовая система была закреплена в Законах Ману – сборнике права, датированном II в. до н.э. В нем были выделены все социальные группы, расписаны их права и обязанности в соответствии с концепцией дхармы: «когда он (закон) не соблюдается, – губит и разрушает, а когда он соблюдается, он защищает. Поэтому дхарма не должна нарушаться, а иначе, нарушенная, она уничтожит нас».

Брахманы – жрецы

Слово «брахман» созвучно с индийским идеалистическим понятием абсолюта и означает «благоговение; мировая душа; Бог-творец». Представляя бога на земле, жрецы общались с высшими силами посредством различных ритуалов: жертвоприношений, песнопений, чтения религиозных текстов. Постепенно круг их обязанностей расширился. Как самые образованные члены общества они становились учителями, писарями, учеными, чиновниками. Их варна продолжительное время оставалась самой консервативной в плане преемственности профессии.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

С рождения брахманы были окружены заботой и почетом. Им подобало быть благочестивыми и делиться мудростью с окружающими. В философии брахманизма особое место занимает непосредственная передача знаний от учителя к ученику. Считалось, что лишь знание, полученное напрямую от наставника, ведет человека по прямому пути.

Внешне жрецов отличали светлый цвет кожи и высокий рост. Традиционным цветом одежды браминов был белый – символ благости и святости.

Кшатрии – воины и правители

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Как и брахманы, они были высокими и светлокожими. Кшатрии носили одежду красного цвета, символизирующего страстный темперамент и власть.

Вайшьи – торговцы и земледельцы

«Вайшьи» переводится с санскрита как «преданность, зависимость». Ведические тексты предписывали им заботу о скоте и земле. Защита коровы как священного животного и основы сельского хозяйства была первым пунктом в списке обязанностей вайшьев. Также, согласно Законам Ману, им вменялись раздача милостыни, участие в жертвоприношениях, изучение Вед, торговля, управление финансами и земледелие.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

От третьей варны зависело экономическое благосостояние населения аграрного государства. Для исполнения своей дхармы вайшьям нужно было обладать сметливым умом, расчетливостью, обширными знаниями, искренней заинтересованностью в приумножении своих доходов. Для представителей этой варны характерна одежда желтого цвета, который обозначал трудолюбие.

Изначально к вайшьям относились свободные земледельцы. Но из 3 высших варн земледельцы были наиболее подвержены смешению с местным населением, поэтому со временем их положение ухудшилось: с начала нашей эры большинство крестьян и ремесленников потеряли независимость и перешли в варну шудр, а к третьей касте относили в основном торговцев.

Шудры – слуги и чернорабочие

Название «шудры» не имеет санскритского корня, происходит из коренных диалектов и точный перевод его неизвестен. Эта варна состояла из наемных работников и слуг и являлась самой многочисленной социальной группой. Шудрам было запрещено участвовать в религиозных обрядах, прикасаться к вещам для жертвоприношений, изучать Веды. Они не могли подавать пищу представителям высших сословий и дотрагиваться до них. Преимущественно это люди тяжелого физического труда, необразованные и социально уязвимые.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Изначально четвертая варна состояла из племен, завоеванных индоариями. Позднее состав группы расширился: в нее вошли земледельцы, скотоводы, ремесленники. Некоторые правила были менее строгими, чем у других варн: например, было разрешено замужество вдов. Более всего в поведении шудр ценились преданность и покорность хозяину. Они считались слугами всех сословий, и допускалось убивать их безнаказанно.

Шудры обладали низким ростом и темной кожей, одежду носили черную.

Неприкасаемые

Неприкасаемые (далиты) не являются варной, но могут делиться на джати по профессиональному и территориальному признакам. Для этой группы характерны самые грязные занятия: уборка мусора, убой скота, работа с кожей, ассенизаторские работы, сожжение трупов и т.п. Неприкасаемые оскорбляли представителей «чистых» каст одним своим присутствием, взглядом и отброшенной тенью, поэтому жили на окраинах обособленными группами. Для них было недопустимо пользоваться общественными источниками воды – колодцами и колонками.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Формально они считались индуистами, но заходить в храмы и участвовать в ритуалах им было запрещено. Впоследствии далиты массово переходили в буддизм: смена религии автоматически выводила члена общества из кастовой системы. К тому же буддизм обещал освобождение всем вне зависимости от социального статуса. Мусульманство и христианство также подходили для этой цели.

У неприкасаемых была наиболее темная кожа и низкий рост, одежда была либо черного цвета, либо та, которую они снимали с трупов.

При всех тяготах жизни далиты все же были частью кастового общества, имели свою дхарму и доблесть. Еще ниже по социальному статусу были изгнанники. Люди, отверженные своими джати, становились зависимыми от совета старейшин – панчаята, который должен был решить, принять ли нового члена в свою общину. Но даже при положительном вердикте судьба новичка была незавидна. Не впитав с молоком матери дхарму далита и гордость им быть, он страдал и физически, и морально: от неумения делать их работу, жить их жизнью, от унижения из-за необходимости взаимодействовать с ними.

Такое наказание для члена высших сословий было страшнее смерти. Поэтому многие отвергнутые оставались жить вне каст. Они стояли ниже всех – вне зако­нов, лишенные правил и дхармы. Уделом большинства становилось нищенство, потому что в четкой структуре этого общества не находилось применения лишним рабочим рукам.

Варна-санкара

Институт брака поощрялся ведической системой, в т. ч. потому, что помогал сохранять кастовую чистоту. Семья – основа традиционного общества. Варна-санкара – нежелательное потомство. Такие дети могут появиться и в браке, если беременность была незапланированной, но в особенности это касается незаконнорожденных.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Незамужняя женщина, вступившая в сексуальную связь, считается оскверненной и может рожать только варна-санкара. Социум относился к таким детям с предубеждением и опаской. Считалось, что любой ребенок, родившийся у согрешившей женщины, предрасположен к беспокойству души, преступлениям и бунту.

По мнению Вед, большое количество таких людей разрушает дхарму общества и приводит его к упадку и нестабильности.

Деление варн на джати

Варны распадаются на более мелкие группы – джати, или касты, – в период раннего Средневековья. Термин «каста» имеет португальское происхождение и изначально применялся к сословно-расовым группам Латинской Америки. В Индию это слово пришло в XIX в. с британскими колонизаторами.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Джати – аналогичный термин санскритского происхождения, в переводе обозначает род, класс. Джати связаны с местом проживания и наследуемой профессией. Для них характерна эндогамия – браки внутри социальной группы. Сегодня насчитывается около 3,5 тыс. каст, называемых политкорректно community – «общины».

Взаимодействие каст между собой

Жизнь внутри каст и порядок их взаимодействия были строго урегулированы священными и юридическими текстами, такими как Веды и Законы Ману. Выполнение предписаний тщательно контролировалось кшатриями. Нарушение социальных норм, а значит, и дхармы, каралось в соответствии с тяжестью преступления и варной. Например, за оскорбление равного себе по социальному статусу или ниже назначался штраф, но аналогичный проступок в отношении высших каст влек за собой физическое наказание: отрезание частей лица или тела.

Старшие джати жили ближе к центру, низшие – на периферии. Представителям низших каст нельзя было прикасаться к людям с более высоким статусом, находиться в некоторых помещениях. Отдельная группа запретов касалась приготовления и приема пищи: высшие сословия не должны были принимать еду от низших и трапезничать с ними.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Браки между кастами были строго запрещены. Считалось, что дети, рожденные от родителей из разных джати, обладают смешанными наклонностями к труду и испытывают постоянное беспокойство от неопределенности и невозможности испытывать умиротворение проживания своей дхармы. Их относили к варна-санкара – нежелательному потомству, их рождение порицалось. Соблюдение семейных традиций помогало высшим сословиям сохранять замкнутость групп и социальное неравенство.

Все варны находились в урегулированном взаимодействии. Так, брахманы становились наставниками в семьях других каст с высоким социальным статусом и царскими советниками. Кшатрии должны эффективно управлять государством, а от вайшьев зависит экономическое благополучие общества. Не пользовавшиеся уважением и какими-либо привилегиями шудры и неприкасаемые обеспечивали выполнение «грязной» работы, тем самым внося свой вклад в общую дхарму.

В деревнях земледельцы обязательно соседствовали с ремесленниками. Крестьяне не могли обходиться без изделий, производимых гончарами, кузнецами, ткачами. Потомственные мастера обеспечивали друг друга необходимыми товарами и услугами. Между семьями продавцов и покупателей образовывалась многовековая взаимная порука, которую нельзя было беспричинно прерывать.

Такие производственные связи были основой, на которую наслаивалась многосторонняя жизнь любого поселения.

Четыре ступени духовной жизни – ашрамы

В индуистской философии духовный путь человека состоит из 4 ступеней – ашрамов, связанных с его возрастом и зрелостью. Буквально «ашрам» переводится как «духовное убежище». Таким убежищем для хрупкой души, оказавшейся в материальном мире, должна быть вера в бога и следование дхарме. Относительно каждого из ашрамов в Ведах даются необходимые для данного периода жизни наставления. Согласно этой системе, переход на следующую ступень должен происходить мягко, когда на предыдущей закрыты все вопросы и не осталось нерешенных проблем.

Получать знания о духовных процессах позволено было членам 3 старших варн. Мальчики из семей брахманов, кшатриев и вайшьев проходили обряд посвящения, упанаяна. В ходе ритуала они получали священный шнур, материал и цвет которого символизировали их принадлежность к варне (у брамина был белый хлопковый шнур, у кшатрия – красный шерстяной, у вайшьи – желтый льняной).

Упанаяна завершает детство и приглашает молодого человека к изучению Вед. Посвящение считалось вторым, духовным рождением, поэтому все прошедшие обряд получали статус двиджа (дваждырожденного) и ученика – брахмачари.

Брахмачари

Первый ашрам ученика начинается с посвящения и продолжается до 25 лет. Минимальный возраст для посвящения в разных варнах отличался: для брахмана это 7 лет, для кшатрия – 13, для вайшья – 17. Эта разница характеризует представления о возможностях и потребностях в духовном развитии членов различных варн.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Брахмачари – период образования, изучения Вед и шастр под руководством гуру, соблюдения аскез, обучения самоконтролю. При этом каждый выбор, сделанный учеником в пользу самоограничений и простоты, должен быть осознанным и приносить ему удовлетворение, иначе процесс духовного развития будет нарушен.

Полная преданность гуру должна замещать у ученика привязанность к материальному. Обучение продвигалось от постижения таких глобальных явлений, как устройство мира, божественный пантеон, законы мироздания, к собственному миру: профессии, своему месту на земле.

Цель этого процесса – целостная личность, знающая, как жить и как исполнить свою дхарму.

Грихастха

Термин «грихастха» означает «тот, кто живет дома». Семейный период жизни человека продолжается до 50 лет. После изучения Вед мужчине следует жениться и завести детей. В ведической культуре только в этот период человек может общаться с противоположным полом. Невесту выбирали родители жениха в пределах своей касты.

Главная задача для мужчины в этот момент – стать гуру для своей семьи, передать жене и детям ведическую мудрость, обеспечить их всем необходимым в материальном плане. Женщине следовало посвятить себя служению семье и дому. Сексуальные желания нужно было контролировать с помощью медитаций, молитв, чтения священных текстов. Интимные отношения были регламентированы, как и все остальные аспекты бытия, и имели единственную цель – рождение детей.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Совместно с женой мужчине следовало выполнять 3 священных долга: перед богами – совершение ритуалов, перед предками – рождение сыновей, ублажение и угощение гостей, преимущественно брахманов. Считалось, что недовольный гость заберет с собой благополучие.

Ванапрастха

Ванапрастха – период отшельничества, удаления от мирского. В 50 лет, когда дети уже выросли и создали собственные семьи, благочестивому индусу пристало удалиться в лес, чтобы практиковать аскезу, изучать священные тексты и медитировать. Жена может последовать за мужем и принять ванапрастху, но ей тоже следовало вести аскетичный образ жизни. Между супругами в этом периоде не должно быть сексуальных отношений, мужу пристало воспринимать жену как мать.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

В третьем ашраме человек путешествует по святым местам и делится мудростью с другими, совершенствуясь духовно и готовясь к следующей ступени – санньясе.

Санньяса

Последний период жизни человека – с 75 до 100 лет – предполагает полный отказ от материального в пользу духовного развития. Санньясины живут на подаяние, занимаются миссионерской деятельностью. Для практики непривязанности странствующий отшельник должен постоянно перемещаться, не задерживаясь ни в одном месте дольше 3 дней. Высшая цель этого духовного процесса – освобождение из сансары, круговорота рождений и смертей.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Когда санньясин чувствует, что его время в материальном мире подошло к концу, он медитирует и впадает в нирвикальпа самадхи – высшее состояние покоя и блаженства, предшествующее освобождению.

Выход из сансары является наградой за осознанное проживание всех 4 ашрамов.

Философия и жизнь брахмана

Дхарма брахмана включала беспрерывную духовную работу и аскетичный образ жизни. Этому он обучается в период брахмачари и практикует всю жизнь.

Духовные представления и предназначение

Согласно Ведам, у брахманов была возможность освободиться из круга перерождений и смертей. Основно предназначение жрецов как проводников божественной мудрости – направлять своих последователей, оказывать им духовную поддержку на пути исполнения долга.

Главные обязанности

Главными социальными задачами и обязанностями брахманов были:

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Привилегии

Представители высшей варны имели следующие привилегии:

Запреты для браминов

Несмотря на высокий статус и привилегии, на браминов, как и на другие касты, накладывались строгие ограничения. Нарушения этих запретов грозили им как земными наказаниями, так и духовными: перерождениями в низших существ в следующей жизни.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Высшие сословия особенно трепетно относились к эндогамии. Старшей варне было важно сохранять исключительность своего статуса богов среди людей. Возможность «социального лифта» посредством неравного брака была исключена. Для верующего индуиста перерождение в теле брамина с последующей перспективой освободиться и покинуть сансару – вершина стремлений, мощная мотивация следовать своей дхарме.

С древних времен брачные союзы носят договорной характер. Иногда пара выбирали из брахманских каст, проживающих в соседнем поселении. Это делали, чтобы избежать кровосмешения, риск которого был велик при формировании семьи внутри небольшой общины.

В 1942 г. громкий скандал сопутствовал замужеству дочери первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру, Индиры, с парсом и зороастрийцем Ферозом Ганди. Семья Неру относилась к варне брахманов, и межкастовый и межрелигиозный брак считался преступлением против дхармы. Союз по любви, с точки зрения традиционалистов, не имеет смысла и аморален, т. к. легализует половое влечение.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Сейчас договорные браки превалируют, но не являются обязательными: количество неравных союзов растет по мере того, как общество становится более светским. Отношение к ним зависит от прогрессивности взглядов семей жениха и невесты. Касту в разных регионах присваивают либо низшую из двух, либо по отцу.

Разводы в высших варнах не допускались, это была прерогатива шудр и далитов.

Положение женщин – стри-дхарма

Стри-дхарма – дхарма индуистской жены и матери.

Поскольку выйти из сансары может только мужчина, рождение в теле женщины уже само по себе можно рассматривать как расплату за грехи в прошлой жизни. Только беспрекословное служение, благочестивость и следование своей дхарме могло улучшить ее статус в жизни следующей.

В традиционном индийском обществе женщина воспринималась как собственность семьи: сначала отца, затем супруга. После наступления полового созревания девушка считалась нечистой и по статусу была не выше шудр вне зависимости от касты, к которой она принадлежала по рождению. При вступлении в брак она переходила от отца к мужу, часто выбранному без ее участия.

С самого детства девочек обучали служению семье. Женщина любой джати создана, чтобы с их помощью «мужчины могли возродиться в своих детях», и признается обществом, лишь выйдя замуж и родив детей. Она не может быть самостоятельной и независимой ни одной минуты своей жизни: сначала находится под покровительством отца, потом супруга, а после – сыновей.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Следующая стри-дхарме замужняя женщина находится под защитой и пользуется уважением окружающих. Мужчине предписывалось относиться к жене с почтением, исполнять супружеский долг, нести ответственность за материальное благополучие семьи и принятие решений.

Считалось, что брак заключается не на одну жизнь, души супругов связаны. По этой причине если женщина оставалась вдовой, повторное замужество было запрещено во всех высших кастах. Она символически умирает для общества, но имеет право на наследование имущества в интересах своих детей. В некоторых регионах распространенной практикой было самосожжение («сати»).

Одно из текстовых наставлений для женщин, датированное XVIII в., называется Стридхармападдхати («Путеводитель в женской дхарме»).

Собранные в нем шастры в мельчайших подробностях регламентируют все аспекты жизни женщины, дают указания по поводу каждой прожитой минуты, действия или мысли.

Вся энергия женщины должна быть направлена на домашний очаг, поэтому в высоких кастах приветствовались ее затворничество, ношение одежды, состоящей из многометровых драпировок, выход из дома только в сопровождении слуг. При этом представительницы низких джати могут работать за пределами дома: в поле, на фабрике, в других домах.

В современной Индии социальное положение женщин постепенно меняется: они могут получать образование, устраиваться на работу. Семейный уклад остается традиционным: браки в основном договорные, главной миссией по-прежнему считается служение мужу и деторождение. Часто диплом о высшем образование становится не более чем бонусом в приданом, и женщина по специальности никогда не работает.

Касты в современной Индии

С начала XX в. началась борьба за равноправие каст. Махатма Ганди, выходец из вайшьев, был активистом этого движения. Воспитанный в религиозной семье, образованный и развитый духовно, он использовал ненасильственные методы противодействия: бойкоты, забастовки и личный пример. Ганди принимал неприкасаемых у себя дома, разделял с ними пищу, называл их хариджанами – божьими детьми.

Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть фото Брахма и брахман в чем отличие. Смотреть картинку Брахма и брахман в чем отличие. Картинка про Брахма и брахман в чем отличие. Фото Брахма и брахман в чем отличие

Второй лидер освободительного движения – доктор юриспруденции Бхимрао Рамджи Амбедкар, один из первых представителей неприкасаемых, получивший высшее образование. Ганди и Амбедкар уважали друг друга, но их взгляды различались. По мнению Амбедкара, Ганди идеализировал деревенский уклад жизни неприкасаемых, а название «божьи люди» считал высокомерным и презрительным. Он выступал за получение далитами образования, переезды в города и право на гражданскую позицию. Резко высказывался против индуизма и мусульманства, проводил акции, привлекая внимание к проблеме каст.

Проект Конституции был создан Амбедкаром в 1950 г. Благодаря ему в индийской Конституции все касты были признаны равными, а неприкасаемые наделены юридическим полноправием. Было введено уголовное наказание за их дискриминацию. Понятие «джати» заменяется понятием «община» (community). Таким образом, был запущен механизм позитивной дискриминации.

В современной Индии считается крайне неприличным интересоваться у человека, к какой касте он принадлежит. Государственным служащим это запрещено на юридическом уровне. Все индийцы, включая девочек и неприкасаемых, получили право на бесплатное среднее образование. Каждый университет должен предоставлять некоторое количество бюджетных мест далитам, для них же выделяются рабочие места в госучреждениях.

Результативность введения квот для неприкасаемых имеет противоречивый характер: с одной стороны, становится больше образованных далитов, уменьшается количество нищих. С другой, среди пользующихся квотами много тех, кто не хочет развиваться и приносить пользу обществу. Их интерес ограничивается бесплатным общежитием и дальнейшей нетяжелой работой, с которой их не могут уволить.

Кастовая система сохраняет влияние в быту и ритуальной сфере. На протяжении 2000 лет в людях поощрялась покорность дхарме. По сей день большинство молодых людей предпочитают вступать в брак внутри своей касты и ориентироваться на нее при профессиональном самоопределении. В городах изменения в сознании людей происходят быстрее, в деревнях, склонных к традиционному укладу, – медленнее.

Руководящие позиции в основном занимают представители высших каст, хотя бывают и исключения. Например, в 1997 г. президентом впервые был избран выходец из касты неприкасаемых, а в 2008 г. далит впервые возглавил Верховный суд Индии.

Большую часть индусов, живущих за чертой бедности, составляют шудры и неприкасаемые. Как и 2000 лет назад, они задействованы в выполнении самой тяжелой и грязной работы: с нечистотами, трупами и глиной. Нескольким десяткам далитов удалось благодаря труду и таланту стать миллионерами. Большинству же крайне сложно изменить сложившийся тысячелетиями менталитет в условиях сохраняющегося презрительного отношения представителей высших джати. Многие далиты, перешедшие в другую религию, продолжают жить в соответствии с традициями, к которым привыкли.

Несмотря на все сложности, связанные с преодолением многовекового уклада, Индия вошла в десятку стран, наиболее преуспевших в преодолении бедности. Начало XXI в. ознаменовалось уменьшением количества нищих более чем на 270 млн человек, это около 20% населения.

Возможно ли стать брахманом в наше время

По мере того как повышается уровень образованности населения, общество становится более светским, а информация – доступной, брахманы теряют свое влияние. Их все еще почитают верующие индуисты, но появление новых тенденций и изменение приоритетов в социуме снижают популярность жрецов как преподавателей духовного знания. Освоение традиционных ведических наук требует большого времени и труда, но не дает преимуществ при приеме на работу, не заменяет собой школьное или университетское образование.

В основном брамины продолжают выполнять свои изначальные функции – ритуальную и духовно-просветительскую, занимают посты чиновников, ведут научную деятельность. Обнищавшие жрецы становятся странствующими отшельниками-миссионерами, живущими на подаяние. Подстраиваясь к условиям изменяющегося мира, но не желая прекращать духовно-просветительскую деятельность, некоторые из брахманов принимают в ученики шудр и женщин, что запрещено классическими Ведами. В связи с этим на базе индуизма возникают многочисленные секты.

В некоторых регионах Индии в межкастовом браке назначение касты происходит по отцу. Таким образом, у женщин-небрахманок есть возможность стать матерью брамина.

Фамилия человека является одним из признаков принадлежности к той или иной варне. Некоторые индийцы меняют несколько букв в фамилии и делают новые документы, чтобы повысить социальный статус в глазах общественности. Это осуществимо, только если человеку позволяет внешность. Если он достаточно высок и светлокож, теоретически он может сменить фамилию на характерную для брахманов: Бхаттачария, Дикшит, Гупта, и надеяться, что обман не будет раскрыт.

По одному из мнений, совершая медитации, соблюдая аскезы и изучая Веды, можно стать брамином. Однако оно противоречит этому понятию как названию одной из классических варн. Поэтому, как и 2 тыс. лет назад, рождение в семье брахманов является наиболее надежным, если не единственным, способом им стать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *