Брачный обыск что это
Брачный обыск
Москва
Сообщений: 844
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 193
По установленым формам брачных обысков, священник и тысяцкий давали ручательства в отсутствии препятствий к браку. На практике, конечно, случалось всякое. В «Описании документов и бумаг священного Синода», случаев, когда канон нарушался описано множество. Для выявления таких случаев в деревнях проводились «повальные обыски», т.е опросы местных жителей. Обычно нарушившие запреты шли в отказ, мол «по неграмотности и простоте не думал, что родство является препятствием к браку», но о родстве прекрасно знали и давали заведомо ложные показания в брачных обысках. Истинные причиной было «породнения» 2-х семейств с целью упрочить материальное положение и на пути к цели хороши были всякие средства от ложных показаний в брачных обысках до венчания в другом приходе, где священник свойственник или берет взятку.
Безусловно, не все случаи выявлялись консисторскими ревизорами. Начиналось всё нередко с доноса, кляузы завистливых односельчан в нижний земский суд, потом «доношение» передавалось в губернское правление и только на основании рапорта из губернского правления консистория возбуждала дела, давала ход повальным обыскам и следствию, действуя вместе с администрацией. Иногда священник, который в своем приходе в венчании отказал и видя, что оное все же произошло, напрямую докладывал консистории о безобразии. Лица, признанные виновными в нарушении канонов веры, подвергались обычно наложению епитимии, т.е морального осуждения церковью и дисциплинарному контролю. Брак двоюродных аннулировался, троюродных 50 на 50.
По поводу генеалогической информации, содержащейся в брачных обысках, я согласна со slade. Они, как и исповедные ведомости служат хорошим подспорьем в генеалогических изысканиях, при отсутствии ревизских сказок и метрических книг.
Либо вы нен внимательно читали брачные обыски, или нерадиво составлены они были изначально.
1-е место фактического прохивания супругов, и родственое отношение к домовладельцу.
2-е точная дата рождения ( а не просто возраст как в метрике) и главное место регистрации рождения.
Хорошо если ваши предки сидели в «крепости» (две шаги на лево, две на вправо) и все происходило в одном приходе. По моим ямщикам по ревизии все тут, а разнос рождения детей от Варшавы до Тюмени. Ищи те метрические книги.
3-е собственоручная подпись. Как человек называл сам себя. Прослеживается появление фамилий и бытовое употребление отчеств.
И еще много частных случаев.
Признаюсь, Вы первый намекаете на мою невнимательность.
Скажите, в каких архивах Вам приходилось работать с этими книгами?
Москва
Сообщений: 844
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 193
Москова
Сообщений: 87
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 30
Helmond, The Netherlands
Сообщений: 2678
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 365
Москова
Сообщений: 87
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 30
Присоединяюсь. Очень интересно.
С книгами обысков работал в ГАКО, ГАБО и ГАОО (Курск, Белгород, Орел), записи в основном везде стандартые, хотел прикрепить ксерокопию из своих материалов, но сосканированная картинка весит 11 МБ.
Воспроизвожу запись полностью как она есть в книге.
ГАОО, фонд 220, (Церкви Орловской Епархии), опись 2, дело № 2892. Книги брачных обысков Покровской церкви села Нижняя Залегощь.
Вся запись идет сплошным текстом.
«1866 года Января 28 дня По указу Его Императорскага Величества Села Нижней Залегощи Покровской церкви Священник Сукрутский с своим причтом производилиобыск желающих вступить в брак оказалось следующее: 1. Жених тогож села крестьянин Симеон Сергеев Брылев жительствовал доселе в доме отца сваего тогоже села православного вероисповедания. 2 невеста Тогоже села казенная крестьянская дочь Татиана Аксинтьева Брылева (это не я ошибся, они оба Брылевы), жительствовала доселе в доме отца сваего православного вероисповедания. 3, возраст к супружеству имеют совершенный а именно лет жениху 19 лет а невесте 16 лет оба находятся в здравом уме 4, родства между ними духовнаго или плодскаго родства и свойственнаго препядствующего Поустановлению Святой Церкви брак никакого нет 5, жених холост невеста девица во брак ко бракосочетанию они приступают посвоему взаимному согласию и желанию а не попренуждению имеют позволение родителей своих 7, потроекратному Оглашению сделанному в Церкви сего января 25, 27, и 28 дни препядствий ко сему браку никакого нами необъявлено 8, для удостоверения безпрепядственности сего бака предоставляются письменные документы (все, и не слова какие именно), 9, посему бракосочетанию означенных лиц предполагающим совершить в Покровской Цекви сего Января 28 дня в узаконенным в роли припосторонних свидетелях 10, что в сем вышеписанном о женихе и невесте, есть справедливо в том удостоверяем своею подписью как они сами так в том поручителей с тем что если окажется что ложное то подписавшиеся повинны суду силам Церковенным и законам Государственным. К сему обыску вместо жениха и невесты и поручителей тогож села казенных крестьян по женихе Стефана Иванова. Захара Лаврентьева. по невесте Поликарпа Фомина Павла Дмитриева за безграмотством их по их личному поручению
Соцкий преставитель села Нижней Залегощи Петр Федоров руку приложил (эта запись сделана на самом деле другой рукой)
Производители: Священник Иоанн Сукрутский
Диакон Василий Филитин»
Это все. Кому интересно могу перекинуть копию.
Москва
Сообщений: 3684
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 12029
Сообщений: 622
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 112
Данная тема была образована путем выделения сообщений, касающихся брачного сыска, из темы «Сколько поколений своих предков вы знаете» раздела «Просто генеалогические разговоры».
Брачные обыски и дополнения к ним как неявный источник генеалогической информации (начало)
Однако не все так просто. Венчанию предшествовало несколько церковных и брюкратических процедур, документальное отражение которых может также оказать существенное подспорье в поиске предков.
Прошение о разрешении на брак.
В ГАЗК сохранились несколько ранних (начало XIX века) дел Нерчинского духовного правления с прошениями о разрешении на вступление в брак, в которых указаны имена, сословие, возраст жениха и невесты и сведения о том, когда в последний раз оба были у исповеди и причастия. В случае, если один или оба из брачующихся пренебрегали своими церковными обязанностями и не были у исповеди и причастия более трех лет, церковь могла и отказать в удовлетворении такого прошения до устранения нарушений и назначить наказание. Благонравие жениха и невесты подтверждалось следующей справкой, выданной священником:
«Сим удостоверяется, что ФИО была у исповеди и Св. причастия во Святую Четыредесятницу _________года при _________церкви»
Вот примеры оборотной стороны бланка брачного обыска.(фото мое)
А тут жених и невеста грамотные, сами расписались (фото публикуется с разрешения потомков):
В прошлом году при выполнении очень интересного заказа мне пришлось по самую маковку погрузиться в метрические книги градочитинских церквей и нескольких близлежащих сельских церквей, в том числе изучить несколько дел с общим названием «Брачные обыски» разных церквей за разные годы и выявить еще целый ряд интереснейших документов, которые могут быть полезны в генеалогическом поиске.
1. Обоюдная подписка
При отсутствии родителей согласие семьи на брак выдавалось старшим родственником, имеющим такие полномочия:
«1890 года сентября 13 дня я, нижеподписавшийся крестьянин Верхнеудинского округа Кульской волости Шакшинского селения Иван Васильев Холмогоров, даю сие удостоверение причту Кукинской Святодуховской церкви в том, что родному моему брату Матвею Васильеву Холмогорову, имеющему от роду 26 лет дозволяется вступить в первый законный брак с дочерью казака Титовского станичного правления Притуповского поселка Трофима Толстихина девицей Татьяной, в чем и подписуюсь»
Возраст жениха и невесты устанавливался и уточнялся не только по метрическим книгам, но и по исповедным ведомостям – то есть в справке священника, например, о невесте, указано, что согласно исповедным ведомостям такой-то церкви, девице Марии в 1880 году – 7 лет, а в 1890 году – 17 лет
3.Порядковый номер брака
4. Выпись из Метрической книги.
Выпись из метрической книги представляла собой специальный типографским способом напечатанный бланк, предназначенный для внесения в него только одной записи. На титульном листе имел заголовок: «Выпись из Метрической книги______ церкви, части первой, о родившихся за ________год, выдана _________(кому)» и место для наклейки гербовой марки. Думаю, что для выписей из второй и третьей части метрических книг существовали свои бланки, но мне они не встречались. Бланк при его развороте имел структуру метрической книги с теми же графами.
Обыскъ брачный
Но для современного читателя текст сложный, надо перевести
1886 года месяца ноября второго дня. По указу Его Императорского Величества Московской губернии Клинского уезда Одигитриевской села Городища церкви священно-церковнослужители производили обыск о желающих вступить в брак и оказалось следующее:
а) Жених: запасной рядовой 16 пехотного Ладожского полка Александр Иванов Сливкин, жительствует Клинского уезда Петровской волости в сельце Лукине в приходе вышеозначенной церкви
(Замечу в скобках: у жениха есть фамилия, поэтому и выбрана для примера эта пара. Фамилия довольно редкая. По ней можно проследить жизненный путь… об этом чуть позже)
б) Невеста той же волости крестьянская девица Параскева Димитриева, жительствовала доныне в деревне Пупцовой, в приходе вышеназванной церкви
г) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених двадцати семи лет, невеста двадцати одного года, и оба находятся в здравом уме.
д) Родства между ними духовного…
Замечу вскользь: под духовным родством понимается вовсе не родственность душ, не душевная близость, а нечто другое… Если парень и девушка когда-либо были вместе крестными родителями (подчеркну: вместе принимали младенца от купели) – увы, венчаться им не положено. Или (допустим) мужчина вознамерился жениться на своей крестнице… или (экзотический вариант) женщина хочет замуж за своего крестника… ни-ни, ни в коем случае!
… или плотского родства и свойства, возбраняющегося по установлению Св. Церкви, никакого нет.
е) Жених холост и невеста девица
ж) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют: жених от своего родителя сельца Лукина крестьянина Ивана Павлова и невеста от своего же родителя деревни Пупцова крестьянина Димитрия Дементиева – позволение
Гм… точно ли они шли под венец без принуждения? Бог весть…
Однако эта пара прожила долго. Параскева Дмитриевна родила десять детишек, трое умерли в младенчестве, остальные выросли: четверо сыновей и три дочки. Сыновья женились, дочери вышли замуж. В 1917 году супруги Александр и Параскева Сливкины были живы-здравы, по соседству с ними жили сыновья и взрослые внуки. Откуда знаю? В ЦГА Москвы есть такой документальный блок: списки избирателей в Учредительное собрание по уездам Московской губернии.
з) По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви Октября 22, 26 и Ноября 2 чисел препятствия к сему браку никакого никем не объявлено.
Увы, паспортов (в нынешнем виде) в те далекие времена не было. Наши предки даже представить не могли, что их далекие потомки будут постоянно носить при себе малую книжицу, в которой всё прописано: когда и где человек родился, где жительство имеет, состоит ли в браке, когда и с кем обвенчан… И надобно эту книжицу предъявлять любому «представителю власти»…
Нет, уж лучше троекратное оглашение!
и) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: 1. Свидетельство, данное жениху на вступление в брак с означенною девицею из Петровского Волостного Правления от 29 октября 1886 года за №1402; и 2. билет, данный на временный отпуск от 19 августа 1885 года, каковые и хранятся в подлиннике
Означенных документов на месте не оказалось. Брачные обыски (как и вся церковная документация) велись в двух экземплярах. Один экземпляр оставался в церкви (мало ли, понадобится кому-то справка), а другой передавался в консисторский архив на вечное хранение. Перед нами консисторский экземпляр. Подлинники остались в церковном – и сгинули вместе с ним.
i) Посему бракосочетание означенных лиц предложено совершить в вышепомянутой Одигитриевской церкви сего 1886 года Ноября второго дня в узаконенное время при посторонних свидетелях
к) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждом поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшие повинны за то суду, по правилам церковным и по законам гражданским
Опаньки! Поручители-то рискуют… А впрочем… Они ведь знают жениха и невесту как облупленных. С малолетства. И родителей знают, и всех предков до седьмого колена и далее. Из года в год, из века в век живут рядышком. В любую деревню загляни – всюду встретятся тебе кумовья, сватья, родичи, друзья или просто добрые знакомые.
Жених – Александр Иванов Сливкин – неграмотный
Невеста: Параскева Димитриева – неграмотная
Поручители по женихе: сельца деревни Спецова крестьянин Иван Феодоров и сельца Лукина крестьянин Сергей Иванов
По невесте: деревни Новокова крестьяне Сергей Васильев и деревни Дятлова крестьянин Димитрий Иванов, а за и незнанием их грамоте по их личной просьбе сельца Елгузина крестьянин Матвей Иванов руку приложил.
Брачный обыск
Первоначально основным законодательным документом по вопросам брака был сборник греко-римских законов — Кормчая книга. Затем брачные отношения в России регулировались венечными памятями.
Венечная память являлась документом, который выдавался от имени патриарха или епархиального архиерея доверенными духовными лицами на имя священника на проведение определенного венчания, при этом с жениха и невесты взималась венечная пошлина.
В 1765 году венечные памяти были упразднены Сенатским указом «Об уничтожении венечных памятей и денежного сбора с оных и о произведении обысков прежде венчания вступающих в брак». Указом вводились брачные обыски — акты, составляющие содержание обыскных книг. В конце XIX — начале XX века брачный обыск получил второе название — предбрачное свидетельство.
Брачный обыск включал восемь позиций, подлежащих исследованию священником: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей; 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску.
Брачный обыск подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями и причтом церкви, к нему прилагались подлинные документы, из которых одни (например, разрешение начальства на вступление в брак) хранятся при обыскной книге, с других документов в эту книгу списываются копии (аттестат о службе и т. п.), а подлинники возвращаются с отметкой на них о совершении брака, за подписью священника. Форма брачного обыска установлена в 1765 году, изменена в 1837 году.
После октябрьской революции вышел из употребления в связи с изъятием у Церкви юридического права заключать и расторгать браки. Ныне роль брачного обыска заменяет для венчающихся справка из ЗАГСа: это связано с тем, что Церковь не имеет возможности самостоятельно проверить, является ли заключаемый брак единственным.
Брачный обыск
Из Википедии — свободной энциклопедии
Бра́чный о́быск — письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. В дореволюционной России, как правило, брачные обыски заносились в прошнурованные церковные книги, которые велись при храмах с XVI века [1] вплоть до отделения Русской православной церкви от государства вскоре после Октябрьской революции 1917 года.
Первоначально основным законодательным документом по вопросам брака был сборник греко-римских законов — Кормчая книга. Затем брачные отношения в России регулировались венечными памятями.
Венечная память являлась документом, который выдавался от имени патриарха или епархиального архиерея доверенными духовными лицами на имя священника [2] на проведение определённого венчания, при этом с жениха и невесты взималась венечная пошлина.
Брачный обыск включал восемь позиций, подлежащих исследованию священником: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей [2] ; 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску.