Боюсь работы что делать
Страх работы – Эргофобия
Труд учит, воспитывает, закаляет человека. Проснувшись, с утра человек сразу начинает трудится. Готовить завтрак, застилать постель, работать, учиться. Возможно, кто-то ленится трудится. Но существуют люди, которые очень боятся этого занятия. Это эргофобы.
Эргофобия – страх выполнения работы. Это состояние очень портит человеку социальную жизнь. Этот страх кроет в себе страх перемен.
Таким страхом страдают люди, которые привыкли все делать идеально. Так как их репутация на высоком уровне, они боятся брать новые задания, чтобы не опозориться.
Причины появления страха работы:
Окружающие и коллеги по работе могут не замечать страха своего коллеги. Человек очень хорошо скрывает свои эмоции, а иногда даже в какой-то мере их контролировать. Но в дальнейшем ситуация усугубляется и приводит человека к отстранению от общества и глубокой депрессии.
Симптомы боязни работать:
Самопомощь:
Лечение страха:
Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация и симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей проблеме, которую Вы хотите решить.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического консультирования. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке и записаться на консультацию. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.
Избавляемся от страха перед первым трудоустройством
Кадр из к/ф «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности
Недавно я проводил очередное индивидуальное занятие по программированию. В отличие от обычных занятий, темой стала не конструкция языка и не проблема при решении задачи. Студент поделился своим беспокойством на тему будущего трудоустройства. Сам ученик был довольно сообразительным. Один из тех, кто приходит на курсы, проходит всю программу быстрее всех и с оригинальными решениями, но все время искренне недооценивает себя. На мой взгляд, такие сомнения возникают только от недостатка информации. Этот пробел я постарался заполнить экспромтом во время занятия.
Вопросы были примерно такие:
Статья писалась от разработчика для разработчиков. Однако если вы планируете заниматься тестированием, администрированием или чем-нибудь другим в IT, то часть советов вам тоже пригодятся.
Вообще не наймут
Когда представляешь себе, что ежегодно множество университетов выпускают сотни студентов, то становится неуютно. Как конкурировать с такой огромной толпой?
К сожалению далеко не все выпускники имеют достаточную техническую подготовку. Попробуйте спросить какого нибудь знакомого студента из универа: как люди в его группе получают допуск к экзаменам по дисциплинам вроде «базы данных» или «основы алгоритмизации и программирования»? В группе из 30 человек в лучшем случае найдется 3-5 «продвинутых» ребят, которые все реально сделали сами. Остальные просто списывают у них, зубрят ответы на вопросы и сдают.
Так было когда я учился сам. Однако мой опыт мог быть нерепрезентативен. Поэтому этот вопрос я задавал нескольким разным студентам. Ответ был примерно такой же. Отвечающие были из разных ВУЗов и колледжей. Рассуждения о причинах оставлю за пределами этой статьи. На полноценное исследование меня не хватит, поэтому я сделаю вывод из имеющихся фактов.
Cреди сотен выпускников, лишь пара десятков представляют интерес для работодателей
Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение
Чтобы прохождение собеседований не превращалось в безумие, после каждой новой попытки нужно становиться лучше. Запоминайте или записывайте вопросы, которые вам задавали во время собеседования. По возвращению домой, просматривайте этот список и проверяйте себя с помощью интернета. Так вы поймёте где ошиблись вы, где — интервьюер. Такое тоже бывает. Повторите или изучите темы, в которых вы ответили плохо, и попробуйте снова.
Кроме того, существует ярко выраженная сезонность рынка труда. Грамотные компании планируют найм с учётом дат выпуска из учебных заведений. Весной вакансий для новичков больше, чем в остальное время. Однако и конкуренция в это время выше.
Тупой — уволят
Когда принимают на работу человека без опыта, к нему есть соответствующие ожидания.
От новичка на работе ожидают:
Еще бывают технические вводные курсы, но их полезность сомнительна. Если дело дошло до трудоустройства, значит наниматели убедились что вы имеете какой-то достаточный уровень знаний. Лучше всего такие курсы просто пройти добросовестно, как небольшую формальность. Может быть в них действительно будет что-нибудь полезное.
Когда вы приступите к работе, помните, что новичку точно не поручат решение срочной, сложной и одновременно важной задачи. Скорее всего будет только одно из этих свойств. Либо простое, но срочное: поправить верстку, переслать кому-нибудь какой-нибудь файл, воспроизвести проблему. Либо сложное, но без всякой надежды на завершение — ради того, чтобы новичок собрал побольше граблей. Либо важное, но экспериментальное. Например проект, который все давно хотят, но не могут выделить время на реализацию.
Задачи по освоению инструментария будут «сложными» и искусственными. Скорее всего это будет упрощенный вариант основной системы. В подобных задачах используется тот же стек технологий и те же термины из предметной области, что и во всем проекте. При этом результат выполнения не будет отдаваться конечному пользователю. Это может демотивировать, но этому настроению лучше сопротивляться. Искусственную задачу нужно делать добросовестно, как будто от нее зависит судьба проекта.
Результат решения вашей первой задачи составит первое впечатление о вас у коллег, которых не было на собеседовании.
Другой вариант задачи на освоение инструментария это «запустить проект на локальной машине/тестовой среде». Иногда этот процесс описан в инструкции. Но они, как правило, старые и местами неактуальные. Можно принести реальную пользу проекту, если написать новую инструкцию с уточнениями по возникшим проблемам. Наверняка в ВУЗе приходилось писать РГР для отчёта по каким-нибудь дисциплинам. Тут почти то же самое. В документе должны быть отражены действия, которые нужно выполнить для запуска.
Обычно действия для запуска продукта на тестовой среде примерно такие:
В процессе запуска системы локально неизбежно будут возникать непредвиденные проблемы.
Некоторые задачи могут казаться простыми для опытных разработчиков и вызывать затруднения у стажёров. Это нормальное явление.
Оформление ваших изысканий в виде документа позволит:
Вам нужно уметь рассказывать статус своих задач коллегам
Периодически, коллеги будут интересоваться вашими успехами и делиться своими. На это ежедневно или еженедельно выделяют немного времени.
Если вы не отслеживаете встреченные и решенные проблемы, то описание ваших успехов будет выглядеть как: «Я попытался сделать задачу, но у меня не получается. Пока что ищу решение». Из такого рассказа не ясно, делал стажёр что-нибудь или просто сидел хабр читал. Нужна ли ему помощь? Изменилась ли ситуация со вчерашнего дня?
Если вести документ с поиском решений, то можно будет сказать «я пытаюсь сделать вот эту задачу. У меня возникали такие ошибки. Такие то я решил вот так. Вот с этой ещё не справился. Есть вот такие гипотезы и варианты решения. Сейчас проверяю их».
Если задача хоть как-то может быть измерена, то в статусе должны звучать цифры. Например для задачи «написать юнит тесты для модуля» можно сказать «планирую сделать 20 тестов, сейчас написал 10».
Чем больше подробностей вы сообщите, тем лучше ваши коллеги будут понимать что вы делали. Это сформирует у коллег положительное отношение к вам и позволит им понять, нужна вам помощь или нет.
Не стесняйтесь обращаться за помощью
Выше я писал, что при появлении проблемы, вам нужно формулировать гипотезу о ее причинах и варианты решения. Однако бывает такое, что гипотезы не оправдываются, а самостоятельно найденные решения проблемы не работают. В таком случае, лучше попросить помощи. Чтобы не злоупотреблять вниманием коллег, над каждой проблемой нужно посидеть самостоятельно. Если за пару часов не удалось найти решения, пора искать совета у более опытных товарищей.
Лучше всего начать с вопроса: «сталкивался ли кто-нибудь с проблемой раньше?» с кратким описанием проблемы. Желательно приложить кусок сообщения об ошибке или скриншот. Это сообщение первый раз лучше направить в какой-нибудь общий чат по работе. Так вы не отрываете от работы тех, кто действительно занят. Свободные коллеги при этом увидят ваше сообщение и смогут помочь.
Если после сообщения в общем чате никто не помог, попробуйте поймать опытного коллегу во время перерыва: обеда, похода за чаем/кофе, партии в теннис или перекура. Если такого не получилось, то сообщите о своих затруднениях на летучке или стендапе.
При решении известных проблем на этом все может и закончиться. Если же проблема новая, то начнется расследование, где нужно будет действовать по обстоятельствам.
«Важные» задачи новичков, которые нужны конечному пользователю, будут скучные и маленькие. Например «добавить дополнительную колонку в отчет» или «поправить опечатку в печатной форме» или «реализовать метод модели для загрузки атрибутов клиента из СУБД». Цель таких задач в том, чтобы новичок ознакомился с предметной областью и встроился в ежедневную работу.
Важно не только технически решить задачу, но и расширить знания предметной области.
В описании задачи, в чатах и разговорах будут встречаться термины. Они могут выглядеть как давно знакомые существительные. Однако в рамках информационной системы, у них появляется особенный, более точный смысл. Значение обнаруженных терминов лучше всего записывать в специальный документ — словарь терминов. При добавлении в словарь достаточно написать свое понимание слова, а за настоящей расшифровкой лучше обращаться к аналитику. Если он отсутствует, то к старожилам проекта. Ведение словаря терминов — один из простейших способов приобщения к предметной области проекта.
Как только вы найдете общий язык с коллегами, они начнут видеть в вас не новичка-стажера, а равного себе специалиста.
Есть особенные задачи, например «написать юнит-тесты на модуль». На ней вряд ли можно надолго застрять с поиском решений. При этом она достаточно серьезная и даётся не только для обучения стажёра. Написанные тесты увеличивают стабильность проекта путем уменьшения багов в приложении и уменьшения времени на тестирование людьми. В идеальном мире юнит-тесты пишутся сразу по ходу разработки, но реальность как всегда иная. Бывает что разработчик модуля полностью удерживает его в голове и не видит необходимости их писать. «Все очевидно, что тут тестировать?» Иногда модули пишутся в авральном режиме и на юнит-тесты не остаётся времени. Так что в реальном мире юнит-тестов может не быть. Поэтому задачу по написанию юнит-тестов поручают новичку. Так стажер сможет быстрее освоиться в проекте, а проект сможет сэкономить время более высокооплачиваемых специалистов.
Бывает, что стажерам и новичкам поручают роль полноценных тестировщиков. Обычно перед этим нужно развернуть продукт локально и почитать требования. В качестве результата от нового сотрудника ждут:
Накосячишь — уволят
В нормальной организации, если вдруг случится такое, что неопытный сотрудник получит к доступ к чему-нибудь критичному и что-нибудь испортит, то виноват будет тот, кто допустил такое. Потому что у новичка по-умолчанию нет доступа к критичной инфраструктуре. При адекватном руководстве, спускать всех собак на неопытного стажёра не будут.
Если вдруг что-нибудь случится, то увольнять из за одного инцидента не будут. На ошибках люди учатся. Накосячивший стажёр получил ценный урок и этим сильно отличается от других стажёров. Если уволить накосячившего, то на его место придет другой и накосячит точно так же.
Главное — учиться на ошибках и больше их не повторять.
Даже если вас лично не уволят за косяк, такое происшествие доставит нежелательных проблем вашей команде и проекту в целом. Поэтому будьте особенно аккуратны с операциями удаления или создания таблиц в базе данных, файлов, инстансов сервисов и документов в базе знаний по проекту. Если встречаете адрес нового подключения, уточните хотя бы у двух разных людей, что там можно делать. Проверяйте свои права на окружениях не методом проб и ошибок, а соответствующими командами. Например права на удаление файлов с помощью команды `ls`, права на работу с таблицами в mysql с помощью команды `SHOW GRANTS FOR ‘user’@’host’;` и тому подобное. Практически в любом инструменте у вас будет подобная возможность.
При редактировании файлов, на всякий случай сохраняйте себе копию оригинала.
Между стажером и конечным потребителем выстраивают несколько барьеров.
Если бы вы могли сразу отдать свой продукт потребителю, вы бы смогли не устраиваться на работу, а пуститься в «свободное плавание». Но пока у вас нет такой возможности (а заодно и ответственности), вам нужно пройти несколько стадий контроля на проекте.
Первая из них — проверка наставником. Он оценивает решение новичка с технической точки зрения. Если наставник не был назначен, то нужно его найти. Для этого нужно выбрать кого-нибудь из старожилов проекта и на перерыве попросить его посмотреть решение: правильно ли решена задача? Если начнет смотреть и отвечать, значит наставник найден. Если проигнорирует — значит стоит спросить ещё кого-нибудь.
Следующая стадия — Quality Assurance. По-русски — тестировщики. По советски — нормоконтроль и ОТК. Они должны убедиться, что результат работы стажёра соответствует поставленной для него задаче. Они редко будут вчитываться в код. Чаще всего тестировщики будут проверять собранный проект, который разработчик сохраняет в системе контроля версий.
Третья стадия — релиз менеджер. Отдельного человека для этой задачи может не быть, но роль все равно кто-то исполняет. Он проверяет, что тестировщики подтвердили что проект можно выпускать. После этого, он выполняет действия по доставке продукта конечным пользователям.
В мелких организациях эти барьеры по различным причинам могут отсутствовать. Однако в них не поставят новичку задачу на изменение чего-то важного. Потому что этот риск никому не нужен.
Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет.
Наполеон Бонапарт
Надеюсь, что статья поможет вам перебороть свою неуверенность и отправить своё первое резюме. Разумеется, вы предварительно должны подготовиться. Но не нужно чрезмерно затягивать. Вы скорее всего и так уже несколько лет проучились в ВУЗе или колледже. Куда уж дальше тянуть? В конце концов, лучше один раз услышать «нет» от специалиста и провести работу над ошибками, чем каждый день говорить «нет» самому себе и остановиться в профессиональном росте.
После трудоустройства нужно сконцентрироваться на том, чтобы вырасти из стажера в полноценного члена команды. Подобный рост обычно сопровождается увеличением вашей оплаты труда.
8 главных страхов человека, который ищет новую работу, и как с ними бороться
Страх перед новым коллективом
Тут на первый план обычно выходят два момента. Во-первых, боязнь перемен, свойственная многим людям с анальным вектором. Новые люди им, как и вообще все новое, представляются угрозой, источником опасности, неизвестным и потому пугающим фактором, от которого не знаешь, чего ожидать. Во-вторых, зрительная неуверенность в себе и повышенная чувствительность к мнению окружающих, которая и раздувает страх перед новым коллективом.
Пару лет назад компании, в которой я работала, предстояло масштабное сокращение. Мой коллега Антон просто впал в панику от такой перспективы. Что говорить, если у него налицо был страх искать работу, не то что ее менять. Когда он отправлял резюме, у него дрожали руки, это было слышно по тому, как нервно он клацал мышкой. А когда ему звонили насчет собеседования, он просто менялся в лице… «Как я буду там работать? Я там никого не знаю! И это совсем другой конец Москвы!» — истерично жаловался он после очередного собеседования.
Другая коллега, Нина, после извещения о сокращении впала в депрессию и даже временами всхлипывала перед монитором своего компьютера. «Я так к вам ко всем привыкла… Как я буду работать с чужими людьми?» — приговаривала она сквозь слезы. При этом у нее усиливалось сердцебиение, потели ладони и начинались головные боли. Страх новой работы совершенно испортил ее последние дни в нашем дружном коллективе…
Страх четвертый. Собеседования, общение с рекрутерами
Страх публичных выступлений — один из самых больших после страха смерти. И даже если слушатель всего один, бывает так трудно совладать с эмоциями, не нервничать, говорить спокойно и не краснеть. Для некоторых интервью представляется настолько страшным, что они предпочитают оставаться на нелюбимой работе, мол, нет, спасибо, я это уже проходил, больше не хочу.
Но без собеседования, общения с эйчаром или потенциальным работодателем устроиться на работу совсем не реально.
Что делать:
Не бойтесь менять работу, если она не приносит вам ни удовольствия, ни прибыли. Бойтесь оставить все как есть, особенно когда ваша карьера зашла в тупик. А Work.ua всегда поддержит и подскажет, как все сделать правильно!
Читайте нас в Telegram
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
Хочу сменить работу, но боюсь…
На одном из новых мест работы я, кстати, так и не прижилась. Каждое утро я просыпалась с мыслью, что боюсь идти на работу. Коллектив оставался чужим и агрессивным, со мной почти никто не разговаривал. Начальница давала непонятные задания, ничего не объясняя и не идя навстречу. Офис казался неуютным и враждебным, и каждый новый день только добавлял фрустраций. Единственным плюсом была зарплата, и я заставляла себя ходить на работу, надеясь, что все наладится. Это была настоящая каторга. Три-четыре сигареты, каждое утро выкуриваемые перед входом, доводили до тошноты, слегка притупляя липкий, противный страх. По вечерам на борьбу со стрессом выходил алкоголь… Даже много лет спустя этот негативный опыт вспоминается как кошмар наяву.
Как преодолеть страх перед новой работой? Ответ на этот вопрос и сложен, и прост. Для начала надо разобраться в главных причинах страха, которые кроются глубоко внутри. Действительно ли это страх работы или боязнь чего-то другого?
Страх третий. Разочаровать работодателя
Как же я уйду? Без меня все пропадет! Так мыслят специалисты-перфекционисты, которые заботятся о нанимателе, а о себе и своей карьере не очень. Они боятся, что если оставят компанию, то проекты сорвутся, договоры не будут подписываться, сделки перестанут заключаться, а так и до банкротства недалеко.
Лояльность к работодателю это, конечно, похвально, но как насчет лояльности к себе?
Что делать:
Страх перед начальником
Среди страхов перед работой особняком стоит страх перед начальником. Хотя бы потому, что нежданно-негаданно его можно заполучить, даже не меняя места работы.
Так случилось с моим братом, который уехал в другой город, соблазнившись на предложение производственной компании с мировым именем. Сначала ему было непросто на новом месте, пришлось преодолевать и страх перед новой работой, и отчужденность коллектива, привыкать к новым обязанностям… Через несколько месяцев он вполне освоился, прошел испытательный срок, сдружился с коллегами, стал ходить на работу с удовольствием. Тут-то и грянул гром: на предприятии сменился начальник. Вместо предыдущего босса, который, собственно, и пригласил к себе иногороднего работника, руководителем назначили агрессивного самодура. Этот начал свое «правление» с тотального подавления любой личной инициативы подчиненных, с грубости и личных оскорблений…
Увы, не все смогли преодолеть страх перед новым начальником, включая и моего брата. Ему пришлось уволиться и уехать из города, к которому он с таким трудом и упорством привыкал…
В жизни каждого человека бывают моменты, когда он боится потерять работу или, уже потеряв ее, боится идти на новую работу. Это может быть связано с боязнью перемен, со страхом нового коллектива, страхом не справиться с работой, опозориться, оказаться не на высоте и т. д. Однако какие бы страхи ни сопровождали процесс выхода на работу, его не миновать. Жизнь диктует необходимость зарабатывать и содержать себя и свою семью… И чем меньше стрессов и страхов будут сопровождать перемены в нашей трудовой биографии, тем успешней и счастливей мы будем. Иногда для этого нужно совсем немного, например пройти тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана и избавиться от страха перед работой навсегда. Бесплатные онлайн-лекции уже скоро — присоединяйтесь, чтобы узнать больше! Регистрация здесь.
Корректор: Анна Катаргина, Гиляра Темирьянова
Страх первый. Перемены
Да, любые изменения сопровождаются дискомфортом. И смена работы, в том числе. Но не думайте, что в вашем случае обязательно все будет плохо. Просто будет по-другому.
Задумайтесь, мы проводим на работе примерно одну треть своей жизни. Это очень много. Так можем ли мы и дальше оставаться невостребованным, недооцененным, позволять не доплачивать нам или унижать? Однозначно, нет.
Что делать:
Страх второй. Не найти новую работу
Очень странная фобия. Работа есть всегда, даже в кризисные времена, даже когда ваш сосед не может найти себе подходящую должность второй год подряд, даже если СМИ трубят о растущей безработице.
В среднем соискатели находят новую работу в течение 3-6 месяцев. Длительность поисков зависит от сферы деятельности, опыта и ситуации на рынке труда. Но вы в любом случае ее найдете, свою релевантную должность.
Другой вопрос, если причина ваших беспокойств — в вас, недостаточной компетентности и уверенности, что вы вряд ли окажетесь еще кому-то нужны, кроме нынешнего работодателя. Но тут еще нужно разобраться, не надуман ли этот страх.