Ботанический барельеф что это
Ботанический барельеф
Что такое ботанический (флористический) барельеф? Это ничто иное, как объемные оттиски растений на гипсовой поверхности. Технология художественного литья уже давно используется во многих сферах декоративно-прикладного искусства. Первой ласточкой была британская художница Рэйчел Дейн (Rachel Dein). Ее работы сразу нашли отклик в сердцах поклонников ботанического искусства и технология эта семимильными шагами распространяется по планете.
Ботанический барельеф это объемное изображение растений, полученное путем литья гипса в глиняную форму с отпечатками растений. Отпечатки на поверхности получают путем вминания растений в сырую глину. Гипсовый барельеф называться ботаническим, если объемное изображение растений является слепком натуральных растений. Это основное технологическое отличие ботанического барельефа от классического барельефа.
Ботанический барельеф из гипса используется для декора внутренних помещений. Эту технологию применяют в ювелирном деле, в производстве предметов интерьера и декора предметов быта.
Ботанический барельеф с каждым годом становится все популярнее. Поверьте, это увлекательное занятие дарит много положительных эмоций и впечатлений!
Ваш покорный слуга начал заниматься ботаническим барельефом летом 2019 года и вот, что из этого получилось.
Дорогие друзья! К международному женскому дню 8 марта я сделал скидку 50% на все работы. Возьмите себе и своим близким подарок к празднику!
Особенности ботанического барельефа
Освоив технологию ботанического барельефа, можно получить очень необычный предмет для декора интерьера. Особенностью такого рукодельного искусства является сохранение всех особенностей природного материала.
Что это такое?
Ботанический барельеф представляет собой разновидность рукотворного искусства, суть которого заключается в получении объемных оттисков растений на гипсовой поверхности. Процесс происходит следующим образом: сперва формируется заготовка из сырой глины, в которую как бы вдавливаются цветы, листки или коряги для формирования отпечатка. На следующем этапе глиняная форма заполняется гипсовым раствором.
Необходимо упомянуть, что барельефная ботаника подразумевает использование только натуральных элементов в своем естественном виде. Если во время процесса мастер подправлял получающиеся отпечатки пальцами или инструментом, то его творение уже нельзя будет назвать ботаническим барельефом. Не имея возможность трансформировать технологию, художник, однако, может создать необычную концепцию объединения растений. Перед началом работы необходимо не только сформировать композицию на плоскости, но и определиться с формой самого барельефа.
Материалы
Как уже было сказано, для создания ботанического барельефа, помимо самих растений, потребуются глина для лепки, гипс для скульптурных работ, деревянная скалка и, возможно, пинцет. Петельку для подвешивания композиции на стену будет легко соорудить из кусочка проволоки. Форму барельефа удобнее создавать при помощи раздвижной формы для выпечки.
Как сделать своими руками?
Только пошаговая инструкция создания ботанического барельефа позволит освоить не совсем простую технику изготовления.
Работа начинается с того, что деревянной скалкой раскатывается приблизительно 2,5 кг глины. Инструмент должен двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. В финале первого шага должен образоваться пласт, толщина которого составляет приблизительно 1,5 см. Живые цветы располагаются на глине, согласно продуманной композиции. Важно помнить, что при создании отпечатка все то, что находилось справа, окажется с левой стороны.
Далее, придерживая цветы, необходимо скалкой, расположенной в центре, довольно глубоко вдавить ботанические элементы в глиняную поверхность. Как только это сделано, цветы можно аккуратно убирать при помощи пинцета.
Разъемная форма для выпечки диаметром примерно 23 см вдавливается в глину. Края лучше дополнительно промазать, чтобы не образовывалось промежутков. Около 0,5 кг гипса в отдельной емкости смешиваются с 0,5 л воды. Перемешав смесь до полной однородности, можно залить ее в форму.
Приблизительно через 10 минут в гипс погружается проволочная петелька. Когда гипс застынет, шпателем нужно будет отделить края глины от формы для выпечки. Ее остатки смываются с барельефа при помощи губки, после чего поверхность зачищается жесткой стороной того же инструмента. Следующую неделю гипсовому декору предстоит просыхать.
Красивые примеры
В интерьере легко могут сочетаться ботанические барельефы разных форм и размеров. Например, на одной и той же стене могут разместиться миниатюрные овалы, средние квадратные конструкции и большие круглые композиции.
Кроме того, готовый барельеф можно окрасить в любой понравившийся цвет, однако сами растительные элементы лучше оставить белыми. А также нельзя забывать и о том, что растительную комбинацию можно оформить в рамке. Для контраста с белым гипсом лучше использовать лаконичные деревянные «обрамления» природных оттенков.
О том, как сделать ботанический барельеф своими руками, смотрите в следующем видео.
С помощью этой техники можно увековечить любимые цветы и создать необычное украшение для интерьера.
Нам понадобится:
2. Положите коробочку на раскатанный пласт и обрежьте излишки глины.
3. Вложите получившийся пласт в коробочку.
4. Разложите выбранные цветы и травы, как вам нравится.
5. Аккуратно прикатайте их, стараясь не сдвигать.
6. Стебли должны хорошо погрузиться в глину.
7. По краю листа можно дополнительно пройтись стеком или спицей, тогда оттиск будет более чётким.
8. Затем осторожно подцепляем и вытаскиваем растения. Стараемся максимально сохранить получившиеся отпечатки.
9. Чем мягче выбранное растение, тем деликатнее оттиск. Если растение имеет плотные листья, оттиск получится более рельефный и графичный.
11. Насыпаем гипс в ёмкость, которую не жалко выбросить. (Хочу сразу предупредить: не сливайте остатки гипсового раствора в канализацию! Гипс очень быстро схватывается и попросту забьет трубы. Остатки гипсового раствора лучше выбросить вместе с ёмкостью, в которой разводили).
12. Обычно гипс разводится 1:1, но лучше ознакомиться с инструкцией именно вашего гипса и приготовить ровно столько воды, сколько потребуется для того объёма сухого гипса, который вам необходим.
13. Гипс очень быстро схватывается, старайтесь побыстрее размешать раствор до однородной консистенции.
15. Делаем из проволоки петлю и погружаем её в ещё не застывший гипс, ориентируясь на нашу метку. Чтобы петля не утонула, оставляем её на спице или шпажке.
16. Буквально через полчаса гипс затвердеет. Но для того, чтобы набрать максимальную крепость, ему нужно просохнуть, поэтому не торопитесь и подождите сутки, прежде чем вынимать работу из формы.
17. Снимаем глину и видим чудо! Каждая прожилочка, каждый стебелёк рельефно выступает.
18. Остатки глины легко смываются щёткой и водой.
19. Готовую работу можно покрыть пропиткой и затонировать, а можно оставить более архаичный вариант.
В последнее время все чаще и чаще делаю что-то своими руками — леплю, создаю оттиск интересных мне растений, играюсь с цветом итогового изделия. Сегодня приглашаю вас на мастер-класс по созданию тарелочки из скульптурного гипса с ботаническим барельефом, которую я использую в качестве хранения украшений
Теперь приступим к делу! Берём необходимое количество глины (я делаю все на глаз), смачиваю руки и водой и скалкой раскатываю блин высотой 1-2 см (приблизительно), затем берём контейнер/ведро с вырезанным дном, обозначаем границы. Берём наши цветочки (у меня под рукой оказалась статица, но барельеф в итоге получился так себе), советую брать свежесобранные листочки, цветочки и прочее И раскатываем скалкой один раз (для точного и ровного рисунка):
Чтобы наша тарелочка не была плоской, подкладываем маленький предмет под низ нашей ткани, по центру раскатанной глины. У меня бетонные мини подставки. Можно взять носовой платок/кусочек ткани, сложенный в 4 раза (первое, что пришло на ум :)) Должно получится вот так:
Затем смешиваем гипс с водой. Я беру скульптурный, потому что он ценится своей высокой прочностью, хорошо работает с колерами, готовые изделия получаются уже через 30 минут! Изделия на ощупь невероятно нежные! Не сравнится с бетоном и строительным гипсом. Я очень люблю его в работе и последние изделия в моем магазинчике изготовлены именно из этого гипса.
Смешали. РАБОТАЕМ ОЧЕНЬ БЫСТРО. Добавили колер (на ваше усмотрение, мне хочется на море, поэтому моя тарелочка цвета морской волны) и выливаем на глину:
Двигаем (не знаю, как сказать по-другому) нашу ткань с творчеством в разные стороны, равномерно распределяя гипс по всей поверхности глины. Снова прикладываю наше ведро с вырезанным дном, обозначая границы нашей будущей тарелочки. Получается вот так:
Ждём минут 20-30, убираем лишнюю глину по краям, вынимаем ведро и аккуратно убираем оставшуюся глину.
Влажной тряпочкой смело вытираем остатки глины, ножом убираем лишние неровности по краям и вуаля—- наша тарелочка готова! Сейчас она ещё влажная, поэтому такого яркого насыщенного цвета. Плюс я фотографировала ночью с помощью специального фильтра, потому что фотографии с телефона очень тусклые
А это фотография тарелочки на следующий день (и моя стопка предыдущих):
Высохшие изделия я покрываю акриловой пастой.
Кстати, вазу тоже делала я, и свечу с шестигранником. И тоже с помощью скульптурного гипса (но уже совсем другая история, читать голосом Леонида Каневского :))
Другое применение скульптурного гипса ищите у меня в магазинчике!
Портреты растений
Семь лет назад дизайнер Дарья Ершихина устала от интерьерных проектов и решила переключиться на административную работу. А потом увидела бетонный горшочек для цветов и захотела сделать такой же. Благодаря этому горшочку в Петрозаводске появилась арт-студия, где люди учатся делать прекрасное своими руками. От красоты просто так не уйдешь.
Сейчас в мастерской Дарьи Ершихиной бетон — не главный материал. Строительная глина, гипс и живые цветы — из этого появляются ботанические барельефы разных форм, цветов и форматов. А еще в глине и гипсе могут оказаться руки, ноги и любые части тела. Так рождаются анатомические барельефы. Из сухих цветов и воска здесь делают ботанические свечи.
Работы Дарьи Ершихиной. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
Мастер-класс
Глину Дарья покупает в строительных магазинах в больших и тяжелых мешках. Прежде чем начать с ней работать, глину надо неделю вымачивать, а затем разминать, доводя до нужной консистенции.
«Глина — очень чувствительный материал, ее нужно раскатать, выбрать форму для вашего барельефа. Это может быть круг, овал, квадрат, прямоугольник. Теперь комок нужно расплющить руками, взять скалку и прокатать ровный пласт от центра к краям», — так начинается мастер-класс по ботаническому барельефу в мастерской Дарьи Ершихиной.
Затем на правильно раскатанную глину мы выкладываем живые цветы, лепестки и травинки. Делаем это так, как подсказывает чувство прекрасного. Кто-то добавляет фигурку ящерицы, кто-то делает оттиск вязаной авоськи.
«Вы должны понимать, что передний план — это все то, что мы сначала кладем на глину. Задний план — это всё, что идет дальше. Пропечатается всё, что коснется глины. Композиция зеркальная, поэтому всё, что слева на глине, окажется справа на панно», — уточняет мастер.
Дарья Ершихина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
Используем только живые растения и листья, сухоцветы для этой работы не подойдут. Летом Дарья собирает полевые цветы, ягоды и листья — всё, что находит по дороге в мастерскую. Что-то растет прямо в студии на подоконнике. Осенью и зимой мастер покупает цветы в магазинах.
«Почему нельзя использовать в этой работе сухоцветы?! Мы их просто не сможем снять из отпечатков. Все думают, что на наших панно цветы остаются внутри, они залиты гипсом и похоронены, но это не так. Просто глина очень четко повторяет все моменты, даже отпечатки пальцев», — объясняет Дарья.
Проходим по глине с цветами скалкой. Немного усилий, чтобы композиция была четкой и выразительной. Потом вынимаем цветы и глиняную форму с отпечатками заливаем гипсом, который замешивается по специальному рецепту, придуманному Дарьей.
Гипс, кстати, используют не строительный, а скульптурный. Такой материал берут для изготовления лепнины, например.
«Мы заливаем гипс в нашу форму барельефа и ждем, когда он начнет отдавать тепло. Минут 20, мы сможем перевернуть наше панно и увидим, что получилось. Идею ботанического барельефа придумала не я, впервые увидела его у знаменитой художницы Rachel Dein, за что я ей очень благодарна. И сразу сделала свой первый оттиск и до сих пор нахожу новые варианты исполнения», — продолжает Дарья.
Отметим, что глина здесь используется несколько раз, после мастер-класса Дарья убирает ее в пакеты. А цветы моет и высушивает, а потом их использует при изготовлении ботанических свечей. Так что производство получается экологичное.
От надоевших ландшафтов к WOW-эффекту
«Я занималась дизайном интерьеров и ландшафтом с 2008 года, училась в институте и воспитывала двух дочерей. К 2014 году я выгорела: устала от работы за компьютером, от ответственности, которую несешь перед заказчиком, от общения со строителями. Тогда я решила родить третьего ребенка и отдохнуть от проектов в декрете. От проектов я, конечно, отдохнула, но особо возвращаться к дизайну не хотелось», — рассказала Дарья Ершихина.
После полугода в декрете Дарье захотелось чего-то нового. В то время как раз очень активно начали развиваться социальные сети, разные группы, которые можно было вести прямо из дома в любое время.
«И тут мне приснился сон про какую-то красоту, а именно воздушную йогу. Эти атласные ленты и полеты — в общем, я загорелась. Нашла способ обучить инструктора, нашла помещение, собрала людей. Всё, конечно, не сразу получилось. Но постепенно мы открыли студию хатха-йоги Yogarden. И было интересно», — рассказала Дарья.
В студии сделали ремонт, и, по задумке Дарьи, там всё должно было быть наполнено цветами, как в саду.
«А потом я увидела такой бетонный горшочек для цветов и подумала, столько лет работала с бетоном и воспринимала его чисто как строительный материал. А тут такой минималистичный декор», — рассказала Дарья.
Дарья Ершихина: «Я дизайнер, придумываю новые вещи, адаптирую их, делаю красивыми и безопасными». Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
Так дизайнер начала делать разные интерьерные вещи из бетона.
«Как-то я купила три килограмма цемента, кое-какие инструменты и собрала из картона свою первую геометрическую форму. Тут я поняла, зачем в школе нужна была геометрия. Я залила форму цементом и оставила все это дело в студии йоги. Утром рванула туда, чтобы скорее увидеть результат. Горшочек получился, и этот WOW-эффект, когда достаешь из формы предмет, остался со мной до сих пор».
Через какое-то время первый горшочек Дарьи треснул. Так она поняла, что важно соблюдать технологию: состав раствора, температурный и временной режим.
Партию бетонных горшков с цветами Дарья попробовала продать на новогодней ярмарке, но зимой они не очень пользовались спросом. А вот через пару месяцев, перед 8 Марта, у мастера купили всё, что было.
«Пару месяцев я помучилась, бегая с ведрами воды по коридору, моя и убирая за собой всю пыль и грязь в студии, и, конечно же, бетон перевесил административную работу. Тогда я решила продать студию и найти помещение для мастерской. Был у меня, как и у всех мастеров, домашний период, но дома этим заниматься невозможно. И вот в мае 2017 года я въехала в новую мастерскую, где и обитаю по сей день», — рассказала Дарья.
Мастерская Дарьи Ершихиной. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
Когда работа спасает
Сначала Дарья Ершихина делала декор на продажу для ярмарок, небольшие вещи для подарков и сувениры. Со временем работы становилось больше, заказы крупнее, появился запрос на мастер-классы.
Но в жизни случаются страшные вещи, и они меняют людей. Вскоре наша героиня узнала, что у ее мамы диагностировали рак. Она жила в Хельсинки, и Дарья ездила навещать ее.
«Это был адский год. Всё как в тумане, мало что помню, и как я работала — тоже. Всё кусками, отрывками и непонятными эпизодами, от которых ком в горле. Мама быстро угасала, а параллельно разваливалась моя семейная жизнь, я работала над заказами, которые меня, видимо, и спасали. Вскоре мама умерла, а я развелась. За это время я скатилась в жесткую анемию, в депрессию на два года, хотя иногда кажется, что до конца не вышла. В общем, ощущение самого глубокого дна, какое только может быть. Но, как ни странно, в этом ужасе я немало сделала и поняла», — поделилась мастер.
В этот сложный период, говорит Дарья, она много думала о смерти. И пришла к тому, что это не конец, а лишь трансформация. Результат этих размышлений художника — анатомические барельефы.
Делаем тарелочку из гипса с ботаническим барельефом
В последнее время все чаще и чаще делаю что-то своими руками — леплю, создаю оттиск интересных мне растений, играюсь с цветом итогового изделия. Сегодня приглашаю вас на мастер-класс по созданию тарелочки из скульптурного гипса с ботаническим барельефом, которую я использую в качестве хранения украшений
Теперь приступим к делу! Берём необходимое количество глины (я делаю все на глаз), смачиваю руки и водой и скалкой раскатываю блин высотой 1-2 см (приблизительно), затем берём контейнер/ведро с вырезанным дном, обозначаем границы. Берём наши цветочки (у меня под рукой оказалась статица, но барельеф в итоге получился так себе), советую брать свежесобранные листочки, цветочки и прочее 🙂 И раскатываем скалкой один раз (для точного и ровного рисунка):
Чтобы наша тарелочка не была плоской, подкладываем маленький предмет под низ нашей ткани, по центру раскатанной глины. У меня бетонные мини подставки. Можно взять носовой платок/кусочек ткани, сложенный в 4 раза (первое, что пришло на ум :)) Должно получится вот так:
Затем смешиваем гипс с водой. Я беру скульптурный, потому что он ценится своей высокой прочностью, хорошо работает с колерами, готовые изделия получаются уже через 30 минут! Изделия на ощупь невероятно нежные! 🙂 Не сравнится с бетоном и строительным гипсом. Я очень люблю его в работе и последние изделия в моем магазинчике изготовлены именно из этого гипса.
Смешали. РАБОТАЕМ ОЧЕНЬ БЫСТРО. Добавили колер (на ваше усмотрение, мне хочется на море, поэтому моя тарелочка цвета морской волны) и выливаем на глину:
Двигаем (не знаю, как сказать по-другому) нашу ткань с творчеством в разные стороны, равномерно распределяя гипс по всей поверхности глины. Снова прикладываю наше ведро с вырезанным дном, обозначая границы нашей будущей тарелочки. Получается вот так:
Ждём минут 20-30, убираем лишнюю глину по краям, вынимаем ведро и аккуратно убираем оставшуюся глину.
Влажной тряпочкой смело вытираем остатки глины, ножом убираем лишние неровности по краям и вуаля—- наша тарелочка готова! Сейчас она ещё влажная, поэтому такого яркого насыщенного цвета. Плюс я фотографировала ночью с помощью специального фильтра, потому что фотографии с телефона очень тусклые 🙂
А это фотография тарелочки на следующий день (и моя стопка предыдущих):
Высохшие изделия я покрываю акриловой пастой.
Кстати, вазу тоже делала я, и свечу с шестигранником. И тоже с помощью скульптурного гипса (но уже совсем другая история, читать голосом Леонида Каневского :))
Другое применение скульптурного гипса ищите у меня в магазинчике! 🙂
Спасибо всем за внимание! Остались вопросы? Пишите в комментарии или в личных сообщениях, с удовольствием отвечу на все вопросы! ❤