Бортировочный шнур на велосипеде что это
Рекомендации по выбору покрышек для МТВ
Шины оказывают огромное влияние на эксплуатационные характеристики велосипеда. Мы раскроем все секреты.
Камера: Быть или не быть?
В обычных шинах используется внутренняя камера, накачанная воздухом, но как работают бескамерные шины?
В большинстве специализированных бескамерных шин применяется система Michelin и Универсальная бескамерная система Mavic (UST): шина с толстыми боковинами, которая устанавливается в специальный герметичный обод UST.
Преимуществом такой системы является воздухонепроницаемое уплотнение с жидким герметиком внутри или без него, а также стабильность, устойчивость к защемлениям и проколам и низкое давление.
Среди недостатков — более высокая цена, сложная установка, при которой для обеспечения герметичности необходимы чистые обод и шина, а также насос большого объема для накачки.
Наличие чистых шин и бортовых насосов сложно обеспечить в полевых условиях, и даже с углекислотным картриджем вам, скорее всего, придется использовать внутреннюю камеру, чтобы добраться домой и отремонтировать шину позже. Хотя небольшие проколы можно устранить, большое отверстие может сделать шину непригодной для дальнейшего использования.
Наборы для переделки обычных колес в бескамерные (Tubeless kits), например, Stan’s No Tubes, позволяют создавать собственное бескамерное колесо с помощью жидкой смеси на основе латекса и резиновой ободной ленты для герметизации внутренней части обычной шины и обода.
В этом случае вы получите большую часть преимуществ, которые дает система UST, т.е. проколоустойчивость и способность работать с низким давлением, но с почти неограниченным выбором ободьев и шин — вы можете использовать даже те, которые имеются у вас, — при затратах только на начальный комплект и латексные заполнители.
Полученные в результате шины будут легче, чем модели системы UST. Хотя проблема неудобной замены шины в полевых условиях остается актуальной. Эти шины также отличаются меньшей стабильностью, чем модели UST и могут даже соскочить при большой нагрузке на повороте.
Компания Bontrager разработала компромиссное решение — систему Tubeless Ready, при которой используется более легкая, но воздухонепроницаемая шина стандарта UST с бортировочным шнуром, которая легко герметизуется в бескамерном ободе с помощью состава на основе латекса Super Juice. Эти шины потенциально сочетают в себе лучшие качества от двух систем и пока выглядят хорошо, а кроме того, дешевле, чем UST.
Легкие или тяжелые
Не забывайте о существенном влиянии, которое оказывает вес на динамичность и ускорение велосипеда. Легкие покрышки значительно облегчают набор скорости, изменение направления и даже остановку, поэтому отлично подходят для применения на велосипедах для кросс-кантри.
Более тяжелые шины обычно более толстые, что означает устойчивость к проколам и «змеиным укусам», а также они реже хлопают и соскакивают при низком давлении. Более тяжелые шины также увеличивают гироскопический эффект колеса, что делает велосипед более устойчивым на земле или в воздухе.
Что касается действительно тяжелых шин, покрышки DH с усиленным каркасом предназначены для того, чтобы работать при сверхнизком давлении (ниже 20фунтов/дюйм), не лопаясь и не отрываясь от обода, и нуждаются в силе тяжести, чтобы привести в движение их огромный вес.
Выбор размера
Диапазон ширины шин весьма велик — от 1.5 до 3 дюймов, но данные испытания в основном проводились на шинах для трейл байков шириной 2.2 дюйма и больше и шинах DH шириной 2.5 дюймов и больше. Причина заключается в том, что они обеспечивают хорошую защиту и сцепление с дорогой для агрессивной езды. Более узкие шины дают меньшую амортизацию и меньшую площадь опорной поверхности, которая обеспечивает сцепление с дорогой. Устойчивость к проколам типа «змеиный укус» ниже, если давление не высокое. Тем не менее, они имеют меньший вес и обеспечивают более быстрое движение, и часто лучше проходят через липкую грязь и вязкую среду.
Шины с квадратным профилем имеют большую площадь опорной поверхности, но тяжелее кренятся на поворотах. Закругленные шины легче наклоняются в поворотах и обеспечивают более предсказуемую траекторию при скольжении. Хотя сцепление боковой поверхности с дорогой не такое агрессивное.
Скорость или тяга
Утверждение о том, что шины, которые обеспечивают хорошее сцепление с дорогой благодаря клейким соединениям, и имеют высокие выпуклости с нескошенными кромками, обеспечивают большую тягу, чем остальные, является несколько упрощенным, но верным. Однако при этом обобщении существует несколько достойных упоминания шин, которые обеспечивают более высокую скорость за счет немного скругленного рисунка протектора, нескольких компаундов протектора или применения «прочного» каркаса. И наоборот, некоторые покрышки, которые едва ли имеют какой-либо протектор, обеспечивают такое же сцепление с дорогой, как и резина с выпуклостями средней высоты.
Глоссарий
Как правильно выбрать шины для горного велосипеда
И новички и продвинутые велосипедисты часто задают себе вопрос: какие шины мне следует использовать? Широкие, толстые и с хорошим протектором — вот первое, что приходит на ум новичкам. Более опытные товарищи уже понимают, что все не так просто.
Некоторые считают, что именно покрышки — самая важная деталь велосипеда, ведь от них зависит реализация всех потраченных вами усилий и средств. От резины зависят управляемость, динамика и поведение Вашего велосипеда в различных условиях. Спрос рождает предложение, и сегодня можно найти резину, подходящую для любых задач, которые вы ставите перед своим велосипедом.
Конструкция покрышки
Покрышка состоит из трех частей:
О каркасе мы уже писали в статье « Что такое TPI », рекомендуем ознакомиться перед дальнейшим чтением для более глубокого понимания темы. Сейчас поговорим о типах протектора: их наплодили множество, и бывает трудно сразу разобраться что для чего.
Рисунок протектора
Любая покрышка обеспечивает определенный баланс сцепления и скорости. В первую очередь на это влияет рисунок протектора. Небольшие, часто расположенные зубцы протектора имеют меньшие сопротивление качению и сцепление, чем большие и редкие. Они лучше катят по твердому грунту, но «плывут» по грязи.
Протектор можно условно разделить на две зоны: центральная(соприкасающаяся с покрытием при езде по прямой) и плечевая(обеспечивающая сцепление в поворотах). Часто встречаются покрышки с третьей, переходной зоной, которая нужна для большего контроля в поворотах. Дополнительные зубцы, расположенные между центральной и плечевой зонами дают больше гладкости и контроля на виражах, но создают дополнительное сопротивление качению и снижают скорость.
Типы протекторов
Сликовые шины практически не имеют протектора, а иногда и с небольшими каналами для отвода воды. Эти шины хорошо едут и тормозят исключительно на дороге или твердом грунте, и то только в том случае, если на нем нет грязи или воды. Пример: любая дорожная шина, соответствующая размеру вашего колеса.
Полуслики заполняют нишу между дорожными и внедорожными шинами. Протектор такой покрышки имеет грунтозацепы только по бокам, а посередине — слик, с канавками для отвода воды. Их можно использовать и на ровных лесных дорогах или тропах. Небольшой вес и отличная скорость делают их хорошим выбором для гонок по сухим трассам. Пример: Continental Speed K ing, Schwalbe Furious Fred.
Гоночные шины пытаются делать хорошо все сразу. Получается, прямо скажем, не всё и не у всех. Рисунок протектора у них обычно представлен несколькими рядами небольших зацепов. Шины подходят и для городской дороги, однако они быстро стираются. Пример: Schwalbe Racing Ralph, Continental Race King, Maxxis Ikon, Michelin Wild Racer.
Поливалентные шины имеют агрессивный протектор для лучшего сцепления с дорогой. Они представляют собой компромисс между сцеплением и скоростью. Если Вы любите катать по пересеченной местности, но при этом не хотите отказывать себе в городских прогулках, то для Вас такие покрышки должны быть номером один. Пример: Continental X-King, Schwalbe Rocket Ron
Шины для пересеченной местности. Из-за больших выступов на рисунке протектора этот тип шин имеет хорошее сцепление практически в любых условиях. Катят они не очень быстро, а на асфальте быстро стираются, но вы все равно можете использовать их в соревнованиях XC, чтобы чувствовать себя в «приклеенным» к трассе. Не спешите заканчивать гонку, получайте удовольствие 🙂 Пример : Continental Mountain King, Schwalbe Nobby Nic, Michelin Wild Grip’r.
Какая резина лучше?
В протекторах велосипедных шин используются специальные резиновые смеси — компаунды. Они различаются по твердости, для измерения которой используется дурометр. Результат измерений представляет собой двузначное число. Чем число больше — тем резина тверже.
Более твердая покрышка имеет меньшее сопротивление качению и более высокую износостойкость, но хуже цепляется за поверхность. Мягкая шина «липнет» к покрытию, поэтому производители рекомендуют ставить твердую резину на заднее колесо, а мягкую — спереди.
При этом сам протектор тоже не обязательно будет однородным. В качественной покрышке центральные зубцы делают из более твердой резины, чтобы скомпенсировать постоянную нагрузку, а боковые грунтозацепы — из мягкой, для большего сцепления.
Учтите, что твердость резины находится на уровне ощущений. В игру вступает маркетинг, и в топовых шинах используются материалы с громкими названиями вроде «Black Chilli Compound» от Continental или «GumX» от Michelin, но рисунок протектора все еще играет значительно большую роль, если вы только не ездите на сликах.
Бортировочный тросс
Переходим к следующему элементу конструкции. В зависимости от того, из какого материала сделан этот тросс, покрышка может быть жесткой и складной. Жесткие шины имеют в месте крепления на обод металлическое кольцо и больше весят, чем складные, где оно выполнено из нейлона или кевлара. Единственное преимущество жесткой покрышки — цена, которая может быть в полтора-два раза ниже, в зависимости от бренда.
Выбор шины — непростая задача, но я надеюсь, что советы, которые мы Вам дали, помогут определить верный курс среди их разнообразия.
Продолжение предыдущего поста. Резина.
Маркировка покрышки выглядит например так: Wire 26×2,0 70a TPI 60, теперь давайте разберем что все эти символы значат.
На корд наносится компаунд (на картинке протектор), собственно резина из которой сделан протектор. 70a это как раз о ней и означает эта цифра жесткость. Чем больше цифра, тем жестче материал, следовательно износоустойчивее и накатистее, но с худшим сцепление на грунте. Для города и леса около дома лучше жесткий компаунд (60, 62,72)a, для грязи и леса с мягкой землей мягкий (40, 42)a, для гор средний (3C, dual, RSR, тут производители каждый свое придумывает) и он самый дорогой. Я советую жесткий, т.к. мягкий актуален только спортсменам катающим в горах, а средний слишком дорогой для повседневной езды.
Все это дело крепится на бортировочном тросе, который регулярно с кордом путают. Он бывает стальной или кевларовый. Второй легче и позволяет сложить покрышку, но стоит больше. Я за кевлар, т.к. он значительно легче, а если комплектов резины несколько то их удобно хранить. Wire это о тросе. Стальной обозначается steel(сталь) или wire, кевларовый: кевлар или folding (фолдинг).
Также есть куча технологий защиты усиления и улучшения иных характеристик покрышек, технологии часто похожи. но у каждого производителя называются по разному.
Теперь поговорим о рисунке протектора. В целом делится на 3 типа: слик, полуслик и агрессивная.
Ещё есть грязевая, там большие шипы стоят далеко друг от друга чтобы не забивалась грязь.
Большинству я бы советовал покрышки полуслики типа maxxis wormdrive или очень популрных kenda small block 8 (на картинке). Отлично катит по асфальту и также прекрасно держит на твердом грунте и все это на одном давлении.
Я в свое время катал на одном из велов на continental travel contact шириной 1.75. Накачивая до 75 pci я получал отличный накат на шоссе, а спуская до 35 нелохое сцепление на жестком грунте. Такие покрышки подходят для тех, кто 95% времени проводит на асфальте.
Очень частый вопрос: бескамерка, стоит ли ставить?
Я считаю, что если вы катаете что-то агрессивное в горах то однозначно стоит. В кросскантри для снижения веса и ещё более низкого давления стоит поставить, остальным смысла нет, т.к. надо периодически менять герметик. Есть конечно технология UST, позволяющая ставить без герметика, но без него бескамерка не ок. В городе от бескамерки толку нет.
Колесо знакомого, Колян, если ты читаешь, привет тебе, летел ты красиво. Жаль я в этом году не приехал.
От такого не спасло бы ни одно колесо.
Если есть личные вопросы, то меня можно найти в вк.
Спасибо за внимание, надеюсь ничего не упустил:)
Выбираем покрышки для горного велосипеда (полное руководство)
Ваши шины оказывают огромное влияние на комфорт и характер езды. Они обладают множеством различных характеристик. Самые основные различия попробуем разобрать с Вами.
Камерные или бескамерные покрышки?
Традиционные шины использую внутреннюю камеру для удержания формы и давления. А как работают «бескамерки»?
Бескамерные покрышки специально разработаны, что-бы сохранять герметичность благодаря дополнительному слою резины или особенному латексному герметику, который используется в качестве основы.
Система Mavic UST
Бренд Mavic разработал Универсальный Бескамерный Стандарт (UST), который использует толстые боковые стенки покрышки и специальную принцип их фиксации на ободе. Хотя эта система и позволяет применять большое количество покрышек, но устанавливать их можно только на UST-ободах. Преимуществами этой системы является хорошая герметичность с герметиком и без, покрышки более стабильны и проколоустойчивы, хорошо справляются при низком давлении. Недостатки это большая цена и больший вес. Такие покрышки используются, например, на колесах Mavic Crossmax XL WTS.
Сейчас на большинстве «бескамерок» применяетя то, что называется «бескамерно-совместимая» система. Такая система обязательно требуют герметик, а также ободную ленту для герметизации спицевых отверстий. Преимущество такого подхода в том, что колеса легче, чем UST и предоставляется большой диапазон в выборе покрышек. Недостатком является отсутствие единого стандарта между шинами и ободами, поэтому приходиться экспериментировать, что-бы подобрать оптимальную комбинацию. Но это, все-равно, самый распространенный вариант бескамерных покрышек, с которым Вы столкнетесь.
Тяжелые или легкие
Помните, что вес колеса оказывает прямое влияние на Вашу маневренность и ускорение. Легкие шины гораздо легче вращаются, в них быстрее можно изменять направление движения, и, даже, останавливаться. Поэтому советуем выбирать легкие покрышки для пересеченной местности и города.
Тяжелые, как правило, толще, поэтому они лучше сопротивляются проколам, у них лучше прижимная сила, они хорошо себя проявляют при низких давлениях. Более тяжелые шины увеличивают гироскопический эффект колеса, что делает велосипед более устойчивым на земле и в воздухе.
Тяжелые усиленные каркасные шины «даунхильные» шины предназначены для спусков на очень низких давлениях 20psi, что обеспечивает дополнительную устойчивость, а также преимущество в виде повышенного веса велосипеда.
Выбор размера
Диапазон ширины шин очень широкий от 1.5 до 5 дюймов. Большинство горных велосипедов ездят в диапазоне от 1.9 до 2.5 дюймов. Такие модели дают высокую надежность и хорошее сцепление. Узкие шины обеспечивают меньшую амортизацию и хуже сцепление, но у них меньше сопротивление, они легче и катятся быстрее, хотя и часто могут застревать в грязи.
Квадратный профиль обеспечивает лучше сцепление, но меньший крен в поворотах. Округлый профиль легче поворачивается.
Вид протектора
Покупая покрышку определитесь с тем, где и при каких условиях планируете ездить. Это повлияет на то, какой вид протектора Вам нужен.
Слик. Полностью гладкие шины, в которых можно развивать высокую скорость, но при условии сухой погоды, так как эти покрышки имеют самое плохое сцепление.
Полуслик. Такие покрышки имеют не высокий и одинаковой высоты по всей покрышке протектор. Хороший выбор для города, так как обеспечивают не плохой накат, при хорошем сцеплении на асфальте в дождь. Плохой вариант для грунта, грязи и снега.
Высокий или грязевой протектор. Покрышки с высотой протектора от 5 до 12 мм обладают хорошим сцеплением, позволяют преодолевать грунт, грязь и снег, но страдают гораздо меньшим накатом. С особо широким протектором от 10 мм развить высокую скорость Вам, вряд ли, удастся. При покупке таких шин обратить внимание на распределение рисунка протектора. Покрышки с равномерной высотой дают лучший накат, покрышки где боковой протектор выше, обладают хорошим сцепление на поворотах и устойчивостью.
Шипованная резина. Абсолютно не применима в городе, но идеальный вариант для зимы, для езды по леду и снегу. Если Вы планируете купить один комплект на весь год и на все случаи жизни, то шипованную резину покупать не рекомендуем.
Другие критерии выбора покрышек
Существует ряд показателей, которые при выборе шин часто игнорируют, но они могут оказать большое влияние на комфорт и эффективность езды.
TPI — количество нитей на дюйм. Как правило, покрышки высокого качества имеют большее количество нитей, но, например, компания Tioga использует меньшее количество нитей, но большей толщины.
Durometer — показатель мягкости резины. 70 — жесткая резина, 60 — средняя, ниже 50 — мягкая. Мягкая резина обеспечивает лучшее сцепление на камнях, но быстрее изнашивается.
Multi compound — шины с использованием различных смесей. Двойной компаунд жесткий по середине для лучшей долговечности, но мягкий сбоку для сцепления на поворотах. Бренды Schwalbe и Maxxis также выпускают покрышки с тройным компаундом.
Бортировочный трос — стальной шнур у основания покрышки, который, упираясь в край обода, держит шину на месте. Кевларовый или арамидный шнур легче, но значительно дороже.
Каркас — тканевая основа шины, которая выполнена из переплетенных волокон. Более эластичный каркас позволяет покрышке деформироваться на камнях или возвышенностях, как-бы, обволакивая их, что дает дополнительное сцепление, но меньшую устойчивость при низком давлении. Усиленный каркас меньше подвержен проколам, но тяжелый и менее комфортный.
Чем различаются покрышки
Покрышек много, они все разные, дешевые и дорогие, злые и добрые, широкие и узкие.
Чем же они фундаментально отличаются друг от друга. Вам ведь наверняка было интересно почему две одинаковые на вид покрышки стоят абсолютно разных денег, не так ли.
Вот, попробуем разобраться во всех параметрах покрышек в этой статье.
Итак, чем же покрышки друг от друга отличаются.
Чем различаются разные модели
Ну здесь все понятно и не требует длительного разбора. Разные модели покрышек различаются назначением. От этого зависит в том числе и разнообразие версий покрышки внутри категории. Так могут быть легкие и тонкие покрышки с маленькими шипами предназначенные для кросс-кантри и езды по асфальту, а могут быть тяжелые широченные даунхилльные покрышки с огромными шипами.
Чем разлиабтся разные версии одной модели
Вот здесь все сложнее. Существует ряд параметров по которым покрышки различаются, имея при этом одинаковое название
Ширина
Многие модели покрышек имеют разную ширину. Так например покрышка Nobby Nic может быть шириной как 2.1 дюйма, так и 2.6. Чем шире покрышка тем лучше сцепление с поверхностью и держак. Чем уже, тем лучше у нее накат. Также узкие покрышки имеют преимущество в грязи, где разрезают верхний жидкий слой и цепляются за более твердый внизу, а широкие покрышки лучше едут по снегу или песку потому что меньше проваливаются.
Бортировочный шнур
Это кольцо, находящееся в месте, которым покрышка цепляется за обод. Бывает стальным, либо из соображений дешевизны, как в самых дешевых версиях, либо из соображений прочности как на двухслойной горной резине. Держит покрышку мертвой хваткой, но много весит и покрышку нельзя сложить. И бывает кевларовым, особенно важно это в покрышках для кросс-кантри где требуется легкость и накат. Такую покрышку проще сорвать с обода, зато она легкая и складывается в маленький сверток.
Компаунд
Это характеристика резины из которой изготовлена покрышка. Бывает мягкий и жесткий. Мягкий компаунд удобен тем, что липнет к поверхности, обеспечивая хорошее сцепление, но снижая накат, а жесткий наоборот дает больше наката, но меньше сцепления. На дорогих версиях покрышек применяется сразу несколько компаундов в разных местах покрышки, например мягкий на шипах и жесткий на боковинах.
Толщина
Чем больше требований к покрышке со стороны наката, тем она должна быть легче. Некоторые версии кросс-кантрийных покрышек, например Continental RaceSport настолько тонкие, что изорвать их на тряпки можно за пару месяцев.
А еще сушествуют двухслойные горные покрышки, как правило, с мягким компаундом. Очень тяжелые, толстые со стальным шнуром, но в условиях изобилия острых камней позволяют кататься не пробиваясь. На некоторых трейлах однослойную покрышку можно резать и пробивать на каждом спуске, с двухслойными эта проблема перестанет вас волновать.
Количество нитей на квадратный дюйм. Чем дороже покрышка, тем нитей больше. Этим достигается большая прочность при небольшом количестве резины, соответственно теряется вес. Небольшое количество резины правда имеет и некоторый минус. Такая покрышка несколько больше прокалывается всякими острыми штуками
Резюме
В общем, такая вот история с покрышками. Если вкратце, то чтоб правильно выбрать покрышку нужно придерживаться нескольких простых правил. Если вам нужен накат и катание ваше простое, выбирайте максимально легкую и с твердым компаундом. Если наката вам и так хватает, а вокруг полно жести, типа острых камней, то выбирайте самую прочную, двухслойную с мягким компаундом. Все остальные виды вашего катания находятся между этими двумя крайностями