Борьба баритсу что это
Боевая анкета-9: Бартитсу
Общие вопросы:
1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении
— Можно даже в одном слове: самооборона. Сейчас звучит банально, но на рубеже XIX – XX веков это было совершенно новой концепцией, основанной не на идее спорта или сословного, аристократического боевого искусства, каковым тогда было фехтование, а на идее уличной безопасности и элементарной защиты от разбойников и агрессивных бродяг. И эта самооборона по замыслу отца-основателя должна была быть доступна всем: и далеким от спорта законопослушным джентльменам, и слабым женщинам.
2. Девиз стиля (школы, направления)
— Мне очень нравится высказывание персонажа Бориса Акунина, японца Масихаро Сибато: «. о смертоносной борьбе барицу мне слышать не доводилось, я даже не могу себе представить, какими иероглифами может писаться такое слово». На девиз мало похоже, однако, на мой взгляд, очень точно отражает суть «японской» борьбы, ее авантюрную природу и своеобразный градус таинственности, окружающий это оригинальное искусство.
3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)
— Основатель бартитсу хорошо известен. Это английский мастер Эдвард Уильям Бартон Райт. Собственно, его имя и зашифровано в названии школы «бартитсу»: первая часть слова (барт) от имени Бартон, а окончание (итсу) — от популярного в те годы джиу-джитсу.
Бартон Райт родился 8 ноября 1860 года в Индии, в семье железнодорожника. Колониальная политика Великобритании вынуждала семью постоянно переезжать с места на место, но будущему мастеру боевых искусств это пошло только на пользу. Детство он провел в экзотических странах, последней из которых была Япония, где, по собственному утверждению, закалялся в непрестанных уличных боях с местным населением.
Так Эдвард Уильям получил свои первые уроки самообороны. Впоследствии его экзотические навыки и стали одной из основ бартитсу.
Кроме того, Бартон Райт добавил в бартитсу элементы швейцарской борьбы на поясах швинген, и оригинальную систему физической подготовки.
4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести.
5. Методика обучения
— Методика обучения в Академии бартитсу базировалась на моделировании уличных ситуаций. При этом, все занятия проводились в уличной одежде, чтобы быть максимально приближенными к потенциальной уличной ситуации. Приемы бартитсу изучались в своеобразных этюдах: мастер идет по улице, разбойник нападает и т. д.
Кроме этого, учащиеся должны были изучать четыре дополнительных дисциплины, на основе которых и базировалось бартитсу: джиу-джитсу, английский бокс, французский бокс сават и фехтование тростью. Каждое направление в Академии бартитсу преподавал отдельный специалист. Так, например, джиу-джитсу возглавлял известный японский мастер Юкио Тани, а фехтование тростью — швейцарский фехтмейстер Пьер Виньи.
6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т. д.)
7. Тактика направления
8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?
— В бартитсу совершенно не практикуются соревнования. Идея соревновательного (изначально равного) спортивного поединка вообще противоречит концепции бартитсу, основанной на внезапном нападении, неравной численности, неравном и разнообразном вооружении.
— Бартитсу развивалось в те годы, когда большую популярность набирали различные гимнастики, такие как шведская, немецкая, чешская. Поэтому исторически мастер бартитсу имел возможность практиковать тренировку тела с помощью соответствующих снарядов. Прежде всего, такими снарядами были лестница и скамейка (шведская гимнастика), а так же гимнастический конь и канат (немецкая гимнастика).
Так же, в систему бартитсу входила собственная система физической подготовки, но информации о ней практически нет. Можно предположить, что она строилась на использовании своего веса, и на упражнениях с партнером.
10. Работа против группы
— Работа против группы нападающих — одна из составляющих бартитсу. Противодействие группе в основном строилось с помощью маневрирования. Боец старался выстроить противников таким образом, чтобы иметь возможность поражать каждого из них по очереди, избегая одновременных атак с разных линий.
11. Работа против оружия/с оружием
— Также одна из ключевых тем бартитсу.
12. Работа на земле (в партере)
— Теоретически, этот раздел должен был быть развит в бартитсу. Однако, таких приемов в работах Бартона Райта нет. Видимо, идея о том, что во время боя и джентльмен может оказаться на земле, еще не сформировалась.
13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)
— Нестандартные условия близки концепции бартитсу. Замкнутое тесное пространство или ограничение видимости (темнота) должны были играть большую роль в подготовке универсального бойца. Но, видимо, такие упражнения остались за кадром, и не вошли в известный нам арсенал бартитсу.
14. Психологическая подготовка
— Я думаю, что за психологическую подготовку бойца бартитсу в начале XX века отчасти отвечала сама идея самообороны, которая была новой, невиданной и необычной. Это сейчас, каждый второй (и даже более) мужчина так или иначе в своей жизни соприкасался с боевыми искусствами. А в те времена это было довольно редкое явление. Тем более, не боевые искусства вообще, а именно самооборона. То есть идея, которая позволяет джентльмену оставаться в полной безопасности в любой ситуации. Это формировало особый образ адепта бартитсу — сильный, бесстрашный, спокойный, внимательный. В январе 1901 года журналиста Мери Ньюджент написала об Академии: «Огромный подземный зал, сверкающие белым кафелем стены, электрический свет и чемпионы, бродящие как тигры».
15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)
— Известно, что кроме, собственно, боевых искусств, Бартон Райт серьезно увлекался целительством. В систему бартитсу были включены терапевтические процедуры, связанные с применением тепла, вибраций, света и различных излучений.
В дальнейшем, после закрытия Академии, Бартон Райт продолжил свою профессиональную деятельность именно как целитель. Причем, свои методы излечения он так же называл бартитсу.
16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)
Возможно, именно поэтому современное бартитсу заметно отошло от первоначальных идей и даже породило новое явление — неабортитсу. Авторы этого направления утверждают, что необартитсу, это такое бартитсу, каким оно могло бы стать сейчас, если бы в 1903 году Академия не закрылась, и существовала бы до наших дней. Идея интересная, но не бесспорная. Во всяком случае, основная форма воплощения необартитсу сегодня — сценический бой. Технически это, возможно, близко к идеям многообразия Бартона Райта, но идеологически — вряд ли.
17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления).
— А вот такой пример в нашей практике имеется. Причем, как ни странно, связан он именно с практикой необартитсу, то есть — со сценическим направлением.
Есть и пример из легенды Бартона Райта. Его проиллюстрировал другой наш инструктор, который не занимался бартитсу. Он подвергся нападению, когда совершал прогулку на велосипеде. Далее — все по сценарию отца-основателя. Отбить атаку смог, но поразить противника помешал велосипед. Злоумышленник ушел безнаказанным.
Доп. вопросы:
18. Почему такая интересная и новаторская Академия закрылась?
— По закрытию Академии. Вот фрагмент из моей статьи о бартитсу:
Академия бартитсу не выдержала конкурентной борьбы с более традиционными и (что немаловажно) более дешевыми клубами. Дополнительные трудности возникли из за нескольких неудачных показательных выступлений, где ставленники Бартона-Райта «подмочили» репутацию Alma Mater. В довершение всех бед, наиболее авторитетные инструктора академии, такие как японские мастера Юкио Тани (Yukio Tani) и Садеказу Уениси (Sadakazu Uyenishi) и швейцарский авторитет Пьер Виньи (Pierre Vigny), внезапно открыли собственные школы, первыми учениками которых стали, как и полагается в подобных неджентльменских случаях, клиенты, пришедшие по рекламной компании Бартона Райта.
Бартитсу: как отбиться от гопников, если ты джентльмен и усат
Бартитсу — это стиль самозащиты и полузабытое боевое искусство, разработанное английским джентльменом специально для других английских джентльменов. На рубеже XIX-XX веков его изобрел британский инженер Эдвард Уильям Бартон-Райт. Пробыв некоторое время в Японии и изучив там джиу-джитсу и дзюдо, он вернулся в Лондон и решил создать что-то свое, более подходящее для реалий его родины.
Бартон-Райт разработал систему, совмещающую джиу-джитсу, английский бокс, французский сават и canne de combat — искусство борьбы на тростях. Название стиля, «бартитсу», возникло благодаря смешению имени основателя и «джиу-джитсу». Со временем явление стало настолько модным, что к единоборству начали проявлять внимание даже царственные особы. Как и любой гуру, Бартон-Райт не ограничился одним лишь преподаванием приемов самозащиты, но и разработал систему оздоровления на основе дыхательной гимнастики, а также использования жара, света, вибрации и даже облучения радиацией.
Кстати, популяризацией бартитсу занимался Артур Конан Дойль: Шерлок Холмс в его произведениях признается, что владеет приемами этого стиля, и они не один раз спасали его в трудных ситуациях. В советском фильме о Шерлоке тоже реализовали эту страсть сыщика к необычной борьбе: в сцене сражения с Мориарти оба пытаются пользоваться бартитсу. Так как получить в то время достоверные сведения не удалось, приемы были выдуманы постановщиками сцены едва ли не с нуля. Так что вышло, мягко говоря, не совсем достоверно.
Несмотря на явные преувеличения в угоду зрелищности, в фильме Гая Ричи о Шерлоке баритсу вышло несколько более достоверным, хотя местами больше напоминает китайский вин-чун.
Сейчас проводятся попытки возродить бартитсу, но выглядят они пока не слишком обнадеживающе. Долгое время стиль никем не практиковался, и сейчас его восстанавливают любители экзотических видов единоборств и викторианской Англии одновременно. Неожиданно оказалось, что таких уникумов не так уж и мало. Они создали международное общество бартитсу, самые активные участники которого сняли документальный фильм, посвященный Бартону-Райту и его наследию. Кроме того, написан неожиданно серьезная и пафосная двухтомная монография Bartitsu Compendium. В последнее время даже произошел своеобразный раскол на ортодоксов, выступающих за чистоту стиля, и новаторов, ратующих за развитие модернизированного нео-бартитсу.
Пока бартитсу так и остается скорее забавным хобби для хипстеров или фанатов стимпанка, чем серьезной борьбой. Но положение постепенно меняется вместе с распространением информации о стиле. К примеру, один из известнейших современных фантастов и авторов исторических романов Нил Стивенсон — давний фанат и популяризатор бартитсу. Возможно, это единоборство когда-нибудь снова станет модным и даже обыденным. Все зависит от энтузиастов.
Баритсу Шерлока Холмса
Полагаю, большинству читателей излишне напоминать произведение, в котором английский писатель Конан Дойль с такой трепетной любовью описал поединок знаменитого сыщика Шерлока Холмса и криминального гения профессора Мориарти, случившийся в 1891 г. у Рейхенбахского водопада, неподалёку от местечка Мейринген, что в Швейцарии. Эти захватывающие строки, пожалуй, известны всем, но многие ли любители детективной литературы задавались вопросом, существовала когда-нибудь на самом деле японская борьба баритсу или она всего лишь плод неиссякаемого воображения уважаемого автора?
Приёмы борьбы баритсу. В центре фотопортрет Эдварда Уильяма Бартон-Райта. Коллаж с сайта sanjuro.cocolog-nifty.com
Я не модный писатель Борис Акунин, но я, как он и как многие другие любители детективного жанра, долгое время не верил в существование баритсу. Почему не верит Акунин, мне неведомо, однако момент истины однажды посетил меня, и я с удивлением узнал, что борьба баритсу существовала в действительности.
Вернувшись домой, я переоделся и отправился к сэру Джорджу. Вначале он, разумеется, всё отрицал, но когда я рассказал в подробностях, что произошло той ночью, он стал угрожать мне и даже схватил висевшую на стене трость. Я знал, с кем имею дело, и мигом приставил револьвер к его виску. («Берилловая диадема»)
Я вытащил револьвер и положил его на угол стола. Холмс принёс с собой длинную, тонкую трость и поместил её возле себя на кровать вместе с коробкой спичек и огарком свечи. Потом задул лампу, и мы остались в полной темноте. («Пёстрая лента»)
Я взял шляпу и свою самую толстую трость. Холмс, я заметил, достал из ящика письменного стола револьвер и сунул его в карман. Было ясно, что нашу ночную поездку он считает делом серьёзным. («Знак четырёх»)
Оставив дверь незапертой, он повёл её по тропинке через пустошь, и тут его встретил или догнал тренер. Началась драка, Симпсон проломил тренеру череп тростью, сам же не получил и царапины от ножичка Стрэкера, которым тот пытался защищаться. («Серебряный»)
Эдвард Уильям Бартон-Райт мечтал о том, чтобы его школа превзошла по многим параметрам весьма популярную в те годы школу французского бокса, руководимую швейцарским профессором Пьером Вини. Надо сказать, использование прогулочной трости неплохо повлияло на результат. Основные принципы баритсу изобретатель этой экзотической борьбы хорошо выразил на страницах своей книги «Как изобразить из себя сильного человека» (1899):
— предвосхитить противника прежде, чем тот найдёт время для восстановления сил;
— использовать силу противника против него самого;
— при любой возможности захватывать конечности противника и те части его тела, которые не способны сопротивляться механическому воздействию на них.
И ещё немного из той же книги:
«В Баритсу включены элементы бокса (использование кулака одновременно как ударного и защитного средства боя), удары ногами (для различных манёвров в рукопашной перепалке), трость (элемент неожиданности). По сути, Баритсу можно считать борьбой, направленной против противника, владеющего различными боевыми искусствами: от классического бокса и вплоть до экзотических Дзю-До и Джиу-джитсу. Для понятия основных принципов Баритсу достаточно знать, что эта борьба основывается на работе рук, ног и трости, что вкупе даёт возможность противостоять практически любому противнику в любом месте, где его только можно повстречать».
Возможно, баритсу так и канула бы в лету, не живи в Лондоне врач и маэстро детективного жанра Артур Конан Дойл. В 1903 г. из-под его пера вышел очередной рассказ о любимом миллионами Шерлоке Холмсе, в котором Конан Дойл устами сыщика во всех красках передавал атмосферу смертельного противостояния Добра и Зла у гибельного Рейхенбахского водопада. Читатели были в восторге, а Конан Дойл, по всей видимости, просто не совсем хорошо разбирался во всех тонкостях, а может быть, банально опечатался, обозначив в тексте «Пустого дома» баритсу как японскую разновидность боевых искусств. А ведь, по правде сказать, ошибиться мог (да и может) каждый. Ведь само написание баритсу (baristsu или bartitsu) больше ассоциируется с Востоком, нежели с Западом. Не так ли?
Остаток жизни основоположник баритсу работал врачом, продолжая при этом заниматься практическими исследованиями воздействия на организм человека агрессивных сред. В 1950 г. Эдвард Бартон-Райт дал последнее интервью японскому информационному бюллетеню «Будоквай», посетил съезд мастеров восточных единоборств, а через год (в девяностолетнем возрасте) умер в своём доме в Лондоне. На его могиле, как пишет в своих мемуарах исследователь боевых искусств Ричард Боуэн, начертана весьма и весьма печальная эпитафия: «Могила нищего».
Но на этом судьба Эдварда Бартон-Райта, к счастью, не оборвалась. Исследователи творчества Конан Дойла долгое время ломали головы над вопросом существования японской борьбы баритсу. Тайна «отца» Шерлока Холмса, скорее всего, так и осталась бы тайной за семью замками, не попадись в руки исследователей боевых искусств мемуары упомянутого несколькими строками выше Ричарда Боуэна.
В 2001 г. английский журнал «Electronic Journals of Martial Arts and Sciences» (EJMAS) опубликовал в Интернете избранные материалы из единственной, но интригующей работы Ричарда Боуэна. Тексты почти мгновенно привлекли внимание так называемых шерлокианцев (в большей части, исследователей книг о Шерлоке Холмсе и вообще творчества Артура Конан Дойла), особенно материалы, касающиеся самообороны тростью. Буквально через год появилась «Международная ассоциация энтузиастов баритсу». Фантастика? Пожалуй, даже больше, чем просто фантастика. Уверовав в реальность существования баритсу, последователи Эдварда Бартон-Райта сумели докопаться до истоков этого единоборства. Вскоре появилось два направления баритсу: каноническое и нэо. Тем более что с тех времён и поныне в Лондоне (да и в любой другой стране мира) мало что изменилось в плане преступности.
Страшная борьба Борицу действительно существует.
Ты не поверишь! Страшная борьба Борицу, которую ты мог увидеть в бою нашего Шерлока Холмса и Мориарти — действительно существовала в Англии в 19 веке. И существует и по сей день!
Правда в оригинале ее название немного отличается от интерпретации нашего фильма и даже записи Артура Конан Дойля. Её создателем был Эдвард Вильям Бартон-Райт. Который в 1885 году путешествовал в Японию и познакомился там с Дзигаро Кано. Основателем дзюдо.
Вернувшись в Лондон Эдвард создал свою школу боя. Которую и назвал Бартитсу. Видимо по аналогии с джиу джитсу, добавив свою фамилию в название стиля, как это часто делали и делают японские мастера.
В 1989 году Эдвард создал свой стиль для джентльменов. Так как и сам был бароном. Он собрал его из приемов японского дзюдо, французского савата и английского бокса. Возможно это была достаточно рабочая система. Допуск к которой был у единиц из высшего общества. Эдвард не стеснялся брать достаточно большие деньги за обучение.
Бартон первый в мире запустил женский класс самообороны!
Бартицу клуб просуществовал до 1901 года. Уступив место Японскому джиу джицу. Сам Бартон-Райт умер в 1951 году. Он был первым человеком, который смешал японские и европейские боевые искусства.
Перевод текста с английского авторский. Что касается нашего фильма, то здесь ситуация анекдотическая.
Шерлок Холмс и Мориарти в схватке Барицу!
Создатели фильма не имели ни малейшего представления о самой борьбе, описанной в романе Конан Дойля. Поэтому сражение двух адептов загадочной борьбы в исполнении Василия Ливанова и Виктора Евграфова смотрится довольно уморительно.
Актеры пытались изобразить некое невиданное смертельное боевое искусство, но получилось у них кране хреново. Посмотрите на боевую стойку буквально сложенного вдвое профессора Мориарти. Лихорадочно перебирающего пальцами рук.
Постановщик трюков рассказал, что в этот момент Евграфов издевался над режисером в отместку за то, что его заставили скакать по мокрым камням над пропастью. Дескать, вот вам ваше баритсу, выкусите!
Сейчас выбор единоборств довольно велик. И ты можешь заниматься практически любым стилем единоборств, в том числе и Бартицу. Последователи Бартона Райта возродили его борьбу по записям и фотографиям.
В 2002 году была создана международная организация Общество Бартитсу.
На сегодняшний день полностью сформирована каноническая школа этой борьбы и есть ветвь ее развития. Так называемое необартитсу. Создатели общества приняли решение развивать эту школу как программное обеспечение с открытым исходным кодом. Где каждый может внести свою лепту в развитие Бартитсу.
Клуб Бартицу является «боевой лабораторией», участники которой спортсмены, историки и аналитики. Различные бойцы принесут различные специфические приемы, и ты сможешь учиться и тестировать боевые навыки разных единоборств.
Увлекаешься ли ты историей, или очарован перспективами перекрестного обучения — Барицу для тебя. Разумеется, инструкторы должны быть хорошими учителями и профессионалами своего дела.
Думаю теперь я знаю, что мы с тобой будем дополнительно развивать в Академии боя! Если тебе близка задумка, пиши комментарии и приходи к нам на тренировки.
Желаешь заниматься барицу? Приходи к нам в клуб! Будем формировать группу.
Бартитсу: боевое искусство настоящих джентльменов
Возможно, бартитсу — первый вид смешанных единоборств. Уильям Бартон использовал элементы бокса, джиу-джитсу и французского кикбоксинга для создания системы самозащиты, которую могли бы использовать джентльмены на улицах Лондона времен правления Эдуарда VII. Новый вид борьбы стал настолько популярным, что даже Шерлок Холмс практиковал бартитсу во время своих таинственных приключений.
Интерес к борьбе исчез в начале XX века, однако Уильям Бартон оставил свой след в истории боевых искусств.
История бартитсу
Бартитсу было создано Уильямом Бартоном-Райтом, английским инженером. Работа Бартона привела его в Японию, где он три года посвятил изучению джиу-джитсу. Он учился в школе Дзигоро Кано. Бартон был настолько впечатлен борьбой, что по возвращении в Англию он оставил карьеру инженера и открыл свою школу боевых искусств, где практиковал джиу-джитсу.
В 1899 году в издании Pearson’s Magazine Бартон опубликовал статью под названием «Новое искусство самозащиты». В ней он рассказал о новой системе самозащиты, которую назвал «бартитсу». Это слово является акронимом его собственной фамилии и названия борьбы джиу-джитсу. В основе нового вида боевых искусств лежала борьба джиу-джитсу, но в статье Бартон объяснял, что помимо джиу-джитсу система включала в себя элементы бокса, кикбоксинга и борьбы с применением прогулочных тростей.
Бартон открыл школу, которую назвал Клуб Бартитсу. Он привез лучших учителей боевых искусств со всего мира. Среди них были выдающиеся японские мастера К. Тани, С. Ямамото и Ю. Тани, а также учителя из Швейцарии — Пьер Виньи и Арман Черпилл. Один журналист описал Клуб Бартитсу как «…огромный подземный зал с белыми кафельными стенами, электрическим освещением и учениками, крадущимися по залу словно тигры».
В Англии бартитсу обрело невероятную популярность. Сэр Артур Конан Дойл даже «заставил» Шерлока Холмса заняться «баритсу» (неправильное произношение «бартитсу») в своем рассказе «Пустой дом». Из-за ошибочного написания названия единоборства поклонники Шерлока Холмса долгое время путались.
Бартитсу начало терять интерес к себе столь же стремительно, как и набирало. К 1903 году Клуб Бартитсу закрыли и большинство учителей открыли в Лондоне школы, где преподавали собственные системы самозащиты. Бартон продолжал совершенствовать бартитсу и заниматься обучением до 20-х годов. Однако интерес к борьбе был настолько мал, что ему пришлось оставшуюся часть своей карьеры заниматься лечебной физкультурой. Он умер в 1951 году в возрасте 90 лет.
Бартитсу как вид боевого искусства
Бартитсу представляло собой сочетание нескольких видов боевых искусств. Вот некоторые из них.
В отличие от современного стиля боксеры XIX и начала XX века уделяли большое внимание жесткой вертикальной стойке. Обычно ведущая рука была вытянута, другая рука защищала область груди.
Джиу-джитсу
Всем известно, что часть своего названия бартитсу получила от японского единоборства джиу-джитсу. В конце XIX века этот вид боевого искусства обрел большую популярность на Западе. Даже президент США Теодор Рузвельт практиковал эту борьбу. В марте 1899 года в издании Pearson’s Magazine Бартон раскрыл три основных принципа джиу-джитсу:
Сават
Борьба с применением прогулочных тростей
Также известная как «la canne» борьба с применением тростей — еще один вид французского боевого искусства. Бартон пригласил щвейцарского мастера Пьера Виньи обучать «la canne» в своем Клубе Бартитсу. В то время многие английские джентльмены носили с собой трости и зонты, поэтому Виньи изменил традиционный стиль борьбы с использованием палок, позволив использовать более распространенный подручный инструмент. Его система была простой и эффективной. Для защиты от нападающего использовались удары по лицу, шее, голове, рукам, коленям.
Импровизационная борьба
Бартон также включил некоторые новые и эффективные техники самообороны, которые играли на элементах неожиданности. Например, в своей статье он описывал, как можно использовать собственное пальто или шляпу, чтобы отвлечь внимание противника.
Защита в бартитсу
Использование верхней одежды
Плащ или пальто можно эффективно использовать в качестве инструмента защиты, даже если нападающий вооружен ножом. Отправляясь на прогулку, накидывайте пальто на плечи, не продевая руки в рукава. Во время нападения правой рукой возьмите левый ворот пальто и движением снизу вверх накиньте пальто на голову противника. Вы собьете его с толку и лишите возможности видеть происходящее, затем просто ударьте его в живот или голову.
Вы также можете зайти сзади, схватить его лодыжку левой рукой и потянуть на себя, чтобы противник упал лицом вперед.
Использование шляпы
Шляпу можно использовать, чтобы отвлечь внимание нападающего или временно ослепить его. Когда противник подходит к вам, снимите шляпу и тем же движением снизу вверх наденьте шляпу на лицо атакующего. Затем резко ударьте его в живот или удушающим захватом уложите его на землю.