Бхавы джйотиш что это
Индийское искусство. Расы и бхавы
Основополагающим текстом индийской эстетической теории, на котором базируются дальнейшие теоретические построения и практические художественные руководства, является «Натьяша́стра» (санскр. नाट्य शास्त्र, nātyaśāstra, «Трактат о натье») – один из крупнейших и древнейших трудов по театральному искусству и теории драмы и музыки. Датируется учёными от V века до н. э. до VII–VIII века н. э.
Книга начинается с того, что к «мастеру театра» Бхарате Муни приходят гости и спрашивают его об учении «натьяведа». Тот отвечает, что натьяведа была ниспослана Брахмой. Младшие боги попросили Брахму дать людям понятное откровение для всех варн. Создав натьяведу, Брахма передал ее Бхарате. Натьяведа существует исключительно в форме театрального представления и именно в форме драмы она была явлена мудрецу – представление давали апсары, созданные Брахмой для данной цели Опираясь на это откровение, Бхарата Муни создает трактат «Натьяшастра», описывающий правила устройства театрального представления и закладывающий основы эстетической теории.
Несмотря на то, что основной темой трактата является драматическое искусство, в нем подробнейшим образом рассматривается и систематизируется вопрос передачи эмоциональных состояний, актуальный для любого вида изобразительного искусства. Архитекторы, скульпторы, художники Индии опирались на систему, изложенную в «Натьяшастре».
Основу ее эстетической системы составляют понятия бхава и раса. Говоря обобщенно, бхава (состояние) – это различные эмоциональные состояния и их отдельные физиологические проявления, а раса (вкус) – квинтэссенция комплекса таких состояний и проявлений, передаваемая от актера к зрителю. Их имеет смысл рассмотреть подробнее, чтобы составить представление о универсальном «эстетическом коде», который проявляется во всех сферах индийского искусства.
(Изображение Шивы в форме Натарадха, храм Чидамбарам, Индия)
Бхава [bhāva]
Принято считать, что в слове Бхарата (bhārata – так на санскрите называется Индия) зашифрованы три основных элемента индийского искусства: бхава (чувство, состояние), рага (мелодическая тема) и тала (временной цикл). Обратимся к первому компоненту – бхаве.
Бхавой (от корня bhū – «становиться», пребывать», «давать рождение какой-то вещи») называются эмоции и душевные состояния. Бхава, проявляемая на лице, называется хава [hāva] если ее выражают другими частями тела – это хела [helā].
В философском смысле бхава – первое проявление чувства, сосредоточенное в сердце.
Выделяются следующие типы бхав:
Стхайибхава [sthāyibhāva] («постоянные чувства») – не могут быть скрыты, всегда остаются в сердце и проявляются с помощью расы. Принято считать, что основных бхав девять: любовная, смешливая, печальная, мужественная, гневливая, боязливая, внушающая отвращение, внушающая удивление и умиротворяющая.
Анубхава [anubhava] («симптомы чувства») – появляются после того, как основные чувства оказывают действие; тело человека как бы откликается на них выражением лица, движениями.
Санчари [saṃcārī] («сопровождающие, преходящие чувства»), другое название: вьябхичари [vyabhicāri] – существуют для более четкого выявления основного чувства; проявляются особыми малозаметными движениями, которые подобны пузырям, возникающим на воде, – они лопаются, не оставляя следов. Таких бхав 33:
В «Натьяшастре» описан также пятый тип бхавы, сатвика [sāttvika] – «непроизвольные», «естественные» чувства, которые нельзя сымитировать. Этих чувств восемь:
Путем «сложения« разного рода бхав рождается основание для появления расы.
Стхайибхава понимается как фундамент для построения или как сосуд для приготовления расы.
(традиционный танец в исполнении Суджаты Мохапатры)
Раса [rasa]
Куда движется рука, туда следует взгляд.
Куда следует взгляд – туда движется разум.
Куда движется разум – туда движется чувство (бхава).
Куда движется бхава – там рождается и полнота переживания (раса).
«Абхиная Дарпанам» (трактат по индийским классическим танцам, ХI в.)
Эффект, производимый бхавой, называется раса – «экстракт, главный результат, полнота проявления». Изначально раса – «вкус», «ощущение». В «Натьяшастре» это эстетическая категория качества и полноты переживания: «Так же как вкус (раса) возникает из сочетания различных специй, трав или иных субстанций, эмоция (раса) возникает из взаимодействия различных душевных состояний (бхав). Тем же путем, что сласти, содержащие все шесть вкусов, готовятся из патоки с добавлением специй, трав и иных субстанций, постоянные чувства (стхайибхавы) становятся расами, соединяясь с различными дополнительными бхавами. Здесь могут спросить: «Откуда это название – раса?» Отвечаем: оттого, что она вкушается».
Каким образом раса соотносится с бхавой? Раса – это получаемое кушание, точнее – его вкус; бхава же – исходные ингредиенты, естественные «продукты». Так же как из продуктов можно приготовить блюдо, но не наоборот, бхава становится расой, но не иначе.
В «Натьяшастре» описаны восемь рас, соответствующих восьми «постоянным чувствам» (стхайибхава), которые до сих пор считаются основными.
1. Шрингарам [śṛṅgāraṃ] (любовная, эротическая) происходит от основного чувства рати [rati] (страсть, желание) и бывает двух типов:
2. Хасьям [hāsyaṃ] (смешливая) возникает от бхавы хаса – «смех». Обычно выражается нелепыми, странными движениями, изменением голоса, глупыми жестами. Она подразделяется на четыре типа в соответствии с характером представляемого смеха, но главные из них два: атмастха [ātmastha] (когда смеются над собой) и парастха [parastha] (когда смеются над другим или смешат кого-то). Божества этой расы – Праматха (класс существ из свиты Шивы) либо Шива, соответствующий цвет – белый.
3. Каруньям [kāruṇyaṃ] (печальная) происходит из бхавы шока – «печаль». Выражается через плач, всхлипывание, прерывистое дыхание, каменное лицо и т. д. Божество расы – Яма, бог смерти, цвет – серый.
4. Рудрам [raudraṃ] (гневливая) происходит от бхавы кродха – «гнев». Мужчины выражают ее резкими движениями, раздражением, излишними жестами; женщины используют эту расу обычно только в отношении неверного мужа или поздно пришедшего возлюбленного. Божество расы – Рудра, цвет – красный.
5. Вирам [vīraṃ] (мужественная) – ее не следует путать с предыдущей расой, исполненной ярости. Происходит она от бхавы вира – «отвага». Вира – ощущение силы, но очень сдержанной, спокойной, полностью находящейся под контролем. Известны четыре ее типа: дана-вира (утверждение для дара), дхарма-вира (утверждение для исполнения дхармы), юдха-вира (утверждение для сражения), дайя-вира (утверждение для милосердия). Божество этой расы – Индра, цвет – желто-золотой.
6. Бхайянакам [bhayānakaṃ] (боязливая), происходящая от бхавы бхайя – «страх». Ее божество – Кали. Цвет – черный.
7. Бибхатсам [bībhatsaṃ] (внушающая отвращение), от бхавы джугупса – «отвращение». Возникает при созерцании чего-либо нечистого, неприятного, мерзкого, связанного со злом. Божество этой расы – Махакала, цвет – голубой.
8. Адбхутам [adbhutaṃ] (внушающая удивление) происходит от чувства висмайя, чудесного, волшебного, неожиданного. Она связана с божественной иллюзией Майя. Ее может внушить нечто странное, какое-то внезапное событие или существо. Эффект этого чувства – остолбенение, увеличение глаз, потерянность и т. д. Божество этой расы – Брахма, цвет – желтый.
В IX в. Анандавардхана в поэтологическом трактате «Дхваньялока» добавил к ним девятую расу – «шантам».
9. Шантам [śāntam] (умиротворение, спокойствие) возникает из чувства покоя. Мир, тишина, самоконтроль отражают это духовное состояние. Божеством данной расы полагают Будду (или Вишну), но Ачарья Вишванатх называет вместо него гандхарвов – небесных музыкантов; цвет – белый.
Порядок, в котором перечисляются расы, не случаен. Любовь (шрингарам) оказывается главным первоисточником, причиной всех на свете живых организмов. Радость, которую она вызывает, порождает смех, и так возникает раса хасья. Другой стороной любви является разлука, порождающая печаль, раса каруна. Потеря чего-то, будь то деньги или возлюбленный, вызывает гнев, и так возникает рудра-раса. Однако следование дхарме помогает изменить это состояние, перевести его в сознание силы, чистое священное чувство, свободное от фрустраций, – вира-раса. Когда кто-то демонстрирует свою силу, его враги ощущают страх – возникает раса бхаянака, а с нею и ненависть, и отвращение (раса бибхатса). Однако параллельно с ненавистью у врагов возникает чувство удивления (раса адбхута), которое способствует успокоению, умиротворению, ведет к расе шанта. После этого развитие настроений заканчивается, так как из расы спокойствия очень трудно выйти на какое-то другое чувство.
Итак, раса – результат постоянного, господствующего чувства, наполняющего целое произведение искусства и заражающего слушателя или зрителя. Зритель/слушатель именуется расика («вкушающий»), сахридайя («совпадающий сердцем»), он активно участвует в творении представления, будь то музыка, танец, драма или изобразительное искусство.
Интересно, что термин «раса» встречается в текстах не только в эстетическом контексте, но и в мистическом, религиозном.
Использование театрального представления как мистической метафоры встречается уже в «Шива Сутре» [3.9 – 12]:
Атман – актер
Внутреннее «Я» –сцена
Органы чувств – зрители
В прозрении обретается ясность.
В комментариях Кшемараджи эта метафора раскрывается подробнее: «Прозрение – осознание искушенным мудрецом своей истинной природы. Под его воздействием является совершенство тонкого сияющего внутри Света ясности (саттва). В драме также, благодаря совершенству разума, обретается [сопереживание] происходящему действию».
В комментариях Абхинавагупты на «Натьяшастру» девятая шанта-раса рассматривается как особенная категория, «поскольку она опирается на высшую цель человека, ибо [приносит нам] плоды освобождения, она считается также основанием всех прочих рас». Абхинавагупта уподобляет шанта-расу высшему Атману, а достижение этой расы – методу преображения реальности: «Собственная природа Атмана [временно] окрашивается «смехом», «любовью» и прочим, что может придать ему свой цвет. Однако он остается этой белейшей нитью, что сияет сквозь горстку свободно нанизанных драгоценных камешков. Он обретает формы всех чувств, вроде любви и прочего, поскольку все эти чувства могут придавать ему свои цвета. Однако он тотчас вспыхивает, просвечивая сквозь них, стоит лишь просиять знанию «это Атман»».
В учении натхов «раса джагат» (мир, измерение вкуса) считается шестым из миров маха-сакара-пинды, космического тела Шивы-Шакти. Это состояние, в котором все явления рассматриваются, в первую очередь, через эстетику, а Вселенная – как единое произведение искусства невероятного совершенства.
«Все добро и зло, все нравственное и порочное, все правильное и ошибочное, что развито в космическом процессе и особенно в человеческой природе, переживается как элементы красоты утонченным чувственным сознанием, которое воспринимает расу, проявленную через все подобные моральные двойственности мира дхармы. […] Махайоги наслаждается красотой и величественностью всех форм проявленных самовыражений Шивы-Шакти, и описывает их как чид-виласу (игру сознания)». («Философия Горакхнатха», Акшая Кумар Банерджи)
Бхава. Астрологические дома в Джьотише
Санскритский термин «бхава» означает астрологический дом и переводится как «сфера бытия». Ведическая астрология выделяет 12 значимых сфер бытия, из которых состоит наша жизнь.
Что такое бхава?
Бхава¹ — в джьотише² один из астрологических 12-ти домов. От него происходит название натальной карты в джьотише — бхавачакра. Астрологический дом или бхава – это 12 разделов видимого неба, которые отсчитываются от местного горизонта – от направления на восток.
Шесть бхав (домов) находится выше горизонта и шесть – ниже. Направление на восточный горизонт – это Лагна, или 1-я бхава. Направление на западный горизонт – это 7-я бхава. Направление на зенит (приблизительно вверх) – это 10-я бхава. Направление на надир (приблизительно вниз) – это 4-я бхава.
Размер бхавы равен 30 градусам. Бхавы всегда остаются в том же самом месте относительно горизонта, они фиксированы. Поскольку земля вращается вокруг своей оси, Солнце (Сурья) и остальные планеты (грахи), восходящие на востоке и заходящие на западе, кажутся проходящими через бхавы в течение суток.
Санскритский термин “бхава” более точно отображает смысл и переводится как “сфера бытия” или “сфера отношений”. Эти двенадцать секций ежедневного неба – двенадцать бхав – вступают во взаимоотношения с планетами (грахами), поскольку грахи проходят через бхавы.
1-й дом | Дом здоровья | Эго, душа, здоровье |
2-й дом | Дом богатства | Семья, благосостояние, питание |
3-й дом | Дом силы | Храбрость, энергичность, коммуникации, младшие братья, сила |
4-й дом | Дом счастья | Образование, воображение, комфорт, мать, дом, недвижимость, средства передвижения |
5-й дом | Дом детей | Авторитет, хобби, разум, дети |
6-й дом | Дом врагов | Служение, препятствия, враги, родственники |
7-й дом | Дом брака | Взаимоотношения, супруг(-а), партнеры, страсть, наслаждения, одежда |
8-й дом | Дом смерти | Продолжительность жизни, безбожие, эзотерика, неприятности, болезни |
9-й дом | Дом религии | Нравственность, религия, принципы, удача, гуру, отец |
10-й дом | Дом деятельности | Работа, карма, почет, достижения, статус |
11-й дом | Дом приобретений | Амбиции, друзья, прибыль, старшие братья |
12-й дом | Дом потерь | Потери, освобождение, медитация, сон |
Название бхавы в группе | Бхавы, входящие в группу |
---|---|
Кендра | 1-я, 4-я, 7-я и 10-я |
Дхарма-Трикона | 1-я, 5-я и 9-я |
Трик-бхaва (Дустхaна) | 6-я, 8-я и 12-я |
Упачайа-бхaва [дом роста] | 3-я, 6-я, 10-я и 11-я |
Чатурасра-бхaва | 4-я и 8-я |
Панапхара-бхaва [восходящий дом] | 2-я, 5-я, 8-я и 11-я |
Апоклима-бхaва [нисходящий дом] | 3-я, 6-я, 9-я и 12-я |
Также 12 бхав можно разделить на 4 группы по 3 бхавы в каждой. Число три в данном случае соответствует этапам естественного хода вещей: начало-процесс изменения-конец.
Группа бхав | Дома | Значение |
Дхарма-трикона | 1, 5, 9 дома | “Дхарма” – это свойство, функция всего в этом мире. Например дхарма огня – гореть, дхарма соли – быть соленой. “Трикона” – три. Поэтому эту группу можно перевести как “тройка функций”. 1-й дом определяет нашу природу, наши врожденные качества. Отсюда его показатели — “тело, “эго”, “здоровье”. Следующим этапом мы используем свою природу в творческом процессе, используя разум. Это 5-й дом с его показателями: “разум”, “хобби”, “дети” и “авторитет”, связанный с младшими. Результатом этого творческого процесса является система ценностей, которую мы в конечном счете утверждаем. Отсюда показатели 9-го дома: “религия”, “отец”, “нравственность”, “гуру”. Сюда же Веды относят удачу — наше везение или невезение непосредственно зависит от чистоты наших жизненных принципов. |
Артха-трикона | 2, 6, 10 дома | “Артха” можно перевести как польза, выгода, богатство. Поэтому эта группа – “тройка свершений”. 2-й дом связан с нашим капиталом – основой для любой практической деятельности. Сюда же относится питание и семья, которая в переносном смысле “питает” нас в нашей практической деятельности. 6-й дом — это изнурительный труд, работа сама по себе, не приносящая (пока) никаких результатов. Отсюда его показатели: долги, служение, препятствия. Забавно, что сюда же относятся родственники – все, за исключением самых близких. 10-й дом — желанный результат, след, который мы оставляем во внешнем мире. |
Кама-трикона | 3, 7, 11 дома | “Кама” – наслаждение. Поэтому эта группа – “тройка наслаждения”. 3-й дом — это импульс, порыв, физическая сила. В информационном пространстве это коммуникации. 7-й дом — это процесс взаимообмена с тем, чего нам не достает. Отсюда его показатели — супруг, партнеры, наслаждения и всё, что с этим связано. 11-й дом — то, что мы получаем для себя — исполнение амбиций, прибыль. Сюда же относятся друзья (не имей сто рублей, а имей сто друзей). |
Мокша-трикона | 4, 8, 12 дома | “Мокша” – освободение,”тройка освобождения”. 4-й дом — это наша “зона комфорта”. Сюда относятся такие показатели, как “мать”, “дом”, “автомобиль”, а также базовое образование — информация о том, как комфортно пользоваться этим миром. И, наконец, 12-й дом, указывающий на новое состояние. Отсюда его показатели — “освобождение” (освобождение от нынешнего самоотождествления) и переход к новому, а также “потери”, “сон”, “медитация” и т.д. |
Взаимосвязь астрологических домов
Двенадцатый по счету дом от любого дома — это отрицание искомого. Например, 1-й дом — это наше физическое эго, а 12-й — освобождение от такого эго; 7-й дом — наслаждения, а 6-й — рутинная работа; 9-й дом — религия, а 8-й — безбожие и т.д.
10-й дом от любого дома – это место, где реализуется аспект жизни, определяемый домом, от которого ведется отсчет. Так,
7-й дом от любого дома — это его «полюс».
Посмотрите на пары:
Традиционно в ведической астрологии за первый дом принимают восходящий знак. Также пользуются дополнительной системой, когда хотят рассмотреть какой-либо аспект жизни. В этом случае за 1-й дом принимают знак, в котором расположена планета, связанная с этим аспектом.
Например, если мы хотим рассмотреть вопросы или получить предсказания, связанные с супружеством, то за первый дом мы можем принять знак, в котором расположена Венера. Если нас интересуют финансы, то за первый дом мы можем принять знак, в котором расположен Юпитер. Планеты-хозяева знаков, соответствующих домам, дополнительно берут на себя функции показателей этих домов.
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Бхава — многозначный термин в философских школах индуизма и буддизма (Википедия).
² Джьотиша, джьотиш, джйотиш — астрология индуизма. Также называется индийской астрологией или ведической астрологией (Википедия).
ТРИ УПРАВИТЕЛЯ И АНАЛИЗ БХАВЫ
Джйотиш Гуру — Шри Джаганнатх Центра, основатель Славянского Института Ведической Астрологии (СИВА) в Сербии, Словении, Хорватии и России
ТРИ УПРАВИТЕЛЯ И АНАЛИЗ БХАВЫ
1.Мою силу в этой бхаве (меня);
2.Жизнь человека, представленного этой бхавой.
Коны, отсчитанные от каждой бхавы, будут влиять на судьбу всей бхавы (бхагйа и дхарма), а дусхтаны от этой бхавы могут влиять на неё негативно. Нам нужно изучить рудр, считая от каждой бхавы, и применять все принципы таттв, которые изучили в нашем институте СИВА. Кендры от бхавы наиболее важны, поскольку здоровье, статус и жизнь бхавы видны по ней самой, сукха или дукха и счастье бхавы в 4-м от неё, наслаждения бхавы и её власть или потеря в 7-й, а карма и долголетие бхавы будут находится в 10-й от ней. По этой причине нам нужно изучить три пункта, чтобы понять как долго эта бхава будут существовать и быть в нашей жизни (анубхава или опыт).
1.Сама бхава;
2.Восьмой от неё;
3.10-й от неё.
Вот три бхавы долголетия, считая от любой бхавы. Если их хозяева:
Если три управителя находятся в панапхара-бхаве от них, то продолжительность бхавы средняя, а если в апоклиме, то низкая. Мы примем среднюю продолжительность по стхира-даше, которая в целом равна 96 годам. Так, у нас есть айуш-кханда (от 0 до 32), или короткая, алпа-айю, от 32 до 64 средняя (мадхйа айю) и от 64 до 96 дирга айю.
Если все три сильны, то можно ожидать полную айю, две дают среднюю, тогда как сила лишь одного управителя даёт короткую жизнь человеку, представленному бхавой. Однако, нам нужно изучить все силы, включая храсу и вриддхи. Храса значит «уменьшение», а вриддхи – увеличение. Попробую сделать эти правила проще.
1.Кендра, экзальтация и мулатрикона – это полная сила;
2.Панапхара, собственный и дружественный знак – это средняя жизненная сила;
3.Апоклима, нейтральный или враждебный знак, а также нича – это слабая жизненная сила или короткая жизнь.
Вам нужно оценить все влияния. К примеру, если управитель 10-го от 7-го (хозяин 4-го) экзальтирован, то будет долгая жизнь, но в апоклиме от 4-й бхавы (короткая), то этот управитель даст среднюю жизнь. Таким же образом разумно оценивайте каждого управителя.
1.Вриддхи получается из-за благоприятного (-ых) йути, в особенности Гуру;
2.Храса получается из-за вредоносных йути.
Проверьте планеты, которые становятся причиной храс и вриддхи, чтобы понять, что может продлить или урезать долголетие. Если вы знаете варги, то эти принципы следует применять в варгах для определённых людей, и вы добьётесь очень точных результатов.
Пример:
Лагна в Канйе, Сурйа и Раху в лагне, Кету в 7-й бхаве, Шани нича и ретрограден в 8-й, а Гуру и Мангал в 12-й, Шукра и Будха во 2-й и Чандра в 3-й… Давайте сфокусируемся лишь на этом методе и долголетии супруга.
Управитель 7-го Гуру находится в 6-м от 7-го (апоклима) в соединении с Мангалом (храса) – короткая жизнь, и Мангал несёт опасность.
Управитель 4-го (10-го от 7-го) снова Гуру в 9-м от 4-го (апоклима), снова с Мангалом, несущим опасность (храса).
Так, мы видим две пары, дающие короткую жизнь мужу плюс опасность от Мангала.
Управитель 8-го от 7-го – Шукра в собственном знаке в соединении с Будхой, как правило дирга айю (долгая жизнь), приходящая через эту пару. Однако, для подтверждения нам нужен уччанатх (хозяин знака экзальтации), и это Гуру в плохом положении. Мы можем сделать вывод, что муж не проживёт долго из-за двух пар по его 36 лет, и третьей пары с добавлением к этому ещё нескольких лет… Две пары всегда будут преобладать, если они указывают на больший результат. Скажем, что одна шула-даша, равная 9 годам (грубо) может быть добавлена, и муж человека сможет прожить до возраста от 36 до 5 лет. Мы видим определённую опасность от Мангала, вызывающего храсу в двух частях, а также Будху, становящегося причиной вриддхи для третьей пары. В бхаве нет благодетелей для её увеличения, но есть вредоносное влияние от Раху, Сурьи и Кету. Чандра нича в ганданте в тринах к 7-й бхаве, показывающая плохую судьбу мужа. Сурья соединяется с Кету в шая (7-я) бхаве, считая от 7-й и указывает на серьёзную опасность для судьбы (Сурья в 7-м доме в любой карте показывает опасность затмения и заката).
Теперь, если вы понимаете этот пример, вас не запутает утверждение Парашары об управителе 2-го дома во 2-м, блокирующего детей, или любого поражения управителя 2-го, которое неблагоприятно для детей, а также не запутают утверждения из большого количества классики о том, что некоторые негативные комбинации в 12-й бхаве неблагоприятны для детей… Многие люди захотят узнать о здоровье, продолжительности жизни (агни) членов их семьи или друзей… Это отличный способ для понимания этих вопросов…
ОМ ТАТ САТ
Автор: © Зоран Радославлевич