Бчб что это значит
Что это за новый флаг, с которым белорусы ходят на протесты?
Один из главных символов белорусских протестов — бело-красно-белый флаг, который в Беларуси для удобства называют “БЧБ” (с белорусского: “бел-чырвона-белы”, “бело-красно-белый”). Его можно увидеть на всех митингах, его цвета рисуют на лицах и вывешивают на посольствах в других странах. Его накидывают на памятники Ленину — и он противопоставляется более привычному для нас красно-зеленому флагу.
— Почему вообще бело-красно-белый, если у Беларуси другой флаг?
Нынешний флаг Беларуси (красно-зелёный с национальным орнаментом сбоку) был введён в 1995 году после национального референдума, инициатором которого выступил Александр Лукашенко. Там решалось сразу несколько вопросов (например, после него русский язык стал вторым государственным), среди которых и национальная символика.
После распада СССР в 1991 году флагом Беларуси был как раз бело-красно-белый флаг (с которым белорусы исторически связывали независимость). А после референдума за основу взяли флаг советской эпохи, чуть изменив его под новые времена.
После этого бело-красно-белый флаг стал ассоциироваться с политической оппозицией и использовался, чтобы подчеркнуть их отличия и цели от действующей власти. Если по-простому: правление Лукашенко — это про колхозы и “совок”, оппозиция — про “новую, независимую и свободную” Беларусь.
— А откуда он взялся?
Первые упоминания о похожих знамёнах уходят ещё в средние века — тогда под такими цветами воевали представители Великого княжества Литовского (которое существовало на территории современной Беларуси, а также включало в себя территории Литвы, Украины и России).
Официальным символом бело-красно-белый флаг стал в 1918 году, когда после Февральской революции возникла Белорусская Народная Республика. Она сперва отделилась от развалившейся Российской Империи, но просуществовала недолго. Когда БНР вошла в состав Советского Союза, ее флаг сменили на более привычный многим красно-зелёный вариант.
— А бело-красно-белый флаг запретили?
На официальном уровне — нет. Но есть несколько подводных камней. Показательная история из 2015 года: летом в Минске проходил фестиваль, при досмотре у одного из посетителей нашли и изъяли бело-красно-белый флаг, а в магазин, где он был куплен, пришёл с проверкой участковый.
Местные СМИ обратились за комментарием в МВД и получили развёрнутый ответ. Бело-красно-белый флаг не является зарегистрированным как государственный, политический или какой-то ещё символ (в 2018 активисты пытались сделать его историко-культурной ценностью, но инициатива ни к чему не привела). При этом для того, чтобы использовать любые флаги в рамках «собраний, митингов, уличного шествия, демонстрации или пикетирования», его нужно зарегистрировать “в установленном порядке”.
За сложными формулировками проглядывается простой ответ: долгое время в Беларуси были не рады бело-красно-белой символике. Вероятно, из-за тесных ассоциаций с оппозицией.
— Его называют “нацистским флагом”. А почему?
На днях проправительственный телеграм-канал “Пул первого” опубликовал стикер-пак, где есть изображение бело-красно-белого флага с подписью: “Да это же нацистский флаг! Знали?”
В чём суть: во время немецкой оккупации на территории Беларуси было вновь разрешено использование бело-красного-белого флага. Заодно его использовали и коллаборационисты, лояльные к Германии. Флаг использовался в том числе и на парадах в поддержку оккупационного режима.
Этот факт, правда, не превращает флаг в “нацистский символ”. По такой логике к ним можно причислить и нынешней флаг России, и Андреевский крест (символ Военно-морского флота): их изображения можно было встретить на форме поддерживающих Вермахт коллаборационистов.
— А что за человек на белом коне на красном фоне?
Это герб “Погоня” — также один из исторических символов Беларуси, появившийся ещё в 14 веке и изначально бывший гербом Великого княжества Литовского. С бело-красно-белым флагом его объединяет общая история в 20 веке: сперва они побыли символами БНР, потом с 1991 по 1995 появились в Беларуси, а дальше “ушли в оппозицию”. Только если БЧБ флаг — это чисто белорусское явление, то вариация “Погони” до сих пор остаётся гербом Литвы.
Символ протестов в Беларуси: история бело-красно-белого флага
Власти Беларуси хотят объявить экстремистским бело-красно-белый флаг. Как этот флаг вообще появился, что означает и почему так популярен? DW обратилась к ученым.
Чтобы выразить свой протест против политики Лукашенко, результатов выборов президента и применения насилия по отношению к участникам мирных протестов, многие используют сейчас в Беларуси белый-красный-белый флаг. Почему он стал столь популярным? Какая у этого флага история? Об этом DW поговорила с учеными из Беларуси и Германии.
Бело-красно-белую символику использовали белорусские военные
Тогда же предприняли первую попытку создать проект белорусского национального флага. Архитектор Леон Дубейковский считал в 1916 году, что цвета флага должны быть традиционными «общеславянскими». Это красный, белый и синий, которые, как объясняет Владимир Ляховский, у сербов, словенцев, хорватов, чехов и словаков отсылают к идеям Великой Французской революции. Но эта идея не прижилась.
Минск, 1918 год: бело-красно-белый флаг на здании народного секретариата БНР
Во время Февральской революции, когда стали создаваться национальные формирования, белорусские офицеры и солдаты на фронтах и Балтийском флоте все чаще использовали бело-красно-белые ленты на своей форме, что отличало их от представителей других национальностей бывшей царской армии. Заказ разработать эскиз национального флага поступил от белорусского воинского комитета в Петрограде. К лету 1917 года горный инженер и архитектор, студент Петроградского горного института, а позже один из основателей Белорусской Народной Республики Клавдий Душевский (Дуж-Душевский) объединил белую, красную и белую полосы на полотнище.
Белый и красный цвета как культурный код
Празднование первой годовщины основания БНР. Гродно, 25 марта 1919 года
Спорный момент в истории флага
Профессор Гиссенского университета и спикер Белорусско-немецкой исторической комиссии Томас Бон (Thomas Bohn) также считает, что следует противопоставлять цели белорусского национального движения интересам немецких оккупантов: «Разрешая бело-красно-белую символику, национал-социалистический режим стремился подчеркнуть различия между коммунистическим Советским Союзом и генеральным округом Белоруссия, где был установлен оккупационный режим». Бон подчеркивает, что национал-социалистическая политика «третьего рейха» никак не предусматривала учет интересов белорусского национального движения и его поддержку, не говоря уже о создании автономного государства в какой бы то ни было форме. Он призывает тщательно анализировать источники и учитывать исторический контекст.
На подписании соглашения о создании СНГ 8 декабря 1991 года
Бело-красные против красно-зеленых: к чему ведет война флагов в Беларуси
Основным символом белорусского протеста стал бело-красно-белый (бел-чырвона-белы, БЧБ) флаг. Он был государственным флагом Беларуси в 1991–1995 годах, когда идеологический тон в республике задавали националисты во главе с Белорусским народным фронтом Зенона Позняка. После 1995 года этот стяг стал знаменем националистической оппозиции, которая, как оказалось, не имеет широкой поддержки в белорусском обществе.
С чем связан невероятный всплеск популярности бело-красно-белой символики? Эти флаги не только абсолютно доминируют на протестных акциях. Их вывешивают в окнах домов подобно тому, как вывешивались российские триколоры в Севастополе и Крыму во время «русской весны» 2014 года. Из-за флагов граждане вступают в конфликты с «тихарями» (переодетыми в штатское сотрудниками правоохранительных органов), которые пытаются снять самовольно установленные символы.
Можно сказать, что в Беларуси уже развернулась полноценная война символов.
Почему БЧБ-флаг популярен?
Белорусские националисты любят распространять миф о древности бело-красно-белого флага. Однако при том, что подобное сочетание цветов вполне традиционно и широко распространено, использование флага такой расцветки на белорусских землях в далеком прошлом никак не задокументировано.
Как и большинство флагов «молодых» восточноевропейских наций, не имевших в прошлом устойчивой традиции государственности, БЧБ-флаг явился продуктом бурного национального строительства начала ХХ века и имеет конкретного автора — архитектора Клавдия Дуж-Душевского.
В качестве символа национального самоопределения бело-красно-белый флаг попытались использовать деятели Белорусской народной республики. Однако инициатива малочисленных национал-романтиков так и не нашла широкого отклика, и БНР сгинула в революционном водовороте подобно многим другим эфемерным образованиям, провозглашенным в те дни на руинах Российской империи.
Намного более успешным оказалось левое крыло белорусских националистов, сумевших втереться в доверие к большевикам и навязать им свое видение белорусского вопроса. Однако дальнейшее национальное строительство на белорусских землях происходило уже под красным советским флагом, региональной версией которого стал появившийся в 1951 году красно-зеленый флаг БССР с вертикальной полосой орнамента сбоку — прямой предок современного государственного флага Республики Беларусь.
Бело-красно-белый флаг остался символом немногочисленной белорусской эмиграции, не принявшей советскую власть.
Представители этого течения попытались взять реванш за свой предыдущий проигрыш в годы Второй мировой войны, развернув «национальное строительство» под бело-красно-белыми флагами в рядах коллаборационистских формирований.
Очередное пришествие БЧБ в Беларусь состоялось в годы перестройки и распада СССР. В этот период на волне отрицания всего советского поднятое Белорусским народным фронтом бело-красно-белое полотнище казалось безальтернативным символом новой белорусской государственности.
Однако первые годы независимости обернулись для белорусского общества настоящим шоком — не только из-за резкого падения уровня жизни, но и из-за агрессивной культурно-языковой политики, развязанной под давлением БНФ и оказавшейся крайне дискомфортной для русскоязычного большинства. Все это очень быстро свело на нет авторитет бело-красно-белого флага как национального символа.
К тому же история использования этого флага коллаборационистами также оказывалась веским аргументом против него для поколений, воспитанных на героике Великой Отечественной войны.
Вот почему на референдуме 1995 года большинство белорусов поддержало возвращение слегка видоизмененного красно-зеленого флага. Сомневаться в достоверности результатов того референдума не приходится, поскольку тогда Александр Лукашенко еще не имел такого всеохватного контроля над политической системой республики, включая ЦИК.
Но история БЧБ-флага на этом не закончилась. Его падение одновременно стало началом реабилитации и восхождения к новому успеху.
С течением времени и ослаблением мифологии Великой Отечественной войны история коллаборационизма постепенно перестала восприниматься как несмываемое пятно на репутации БЧБ-флага в глазах молодых поколений.
Зато романтическая история этого флага как первого национального символа стала играть все возрастающую роль.
Эпоха 1991–1995 годов, когда БЧБ был государственным символом, в сознании молодых белорусов все чаще стала отражаться как время несбывшихся надежд и упущенных возможностей, а нарастающее недовольство затянувшимся правлением Александра Лукашенко придало бело-красно-белому флагу новый смысл — он стал восприниматься как знамя борьбы за свободу и перемены.
Что не так с красно-зеленым флагом?
Почему официальный красно-зеленый флаг так и не смог укорениться в качестве легитимного символа в сознании политически активной части белорусского общества?
Флаг, отсылающий к традициям Белорусской ССР, был принят на волне всплеска советской ностальгии, вспыхнувшей на фоне социально-экономического шока и воинствующей белорусизации начала 90-х.
Однако ресурс советской ностальгии оказался ограниченным. Красно-зеленое знамя осталось ностальгическим флагом, но никакого проекта будущего, связанного с ним, обществу предложено так и не было.
Консервация и поддержание на плаву советских индустриальных гигантов и сохранение советской «социалки» позволили смягчить шок переходного периода, однако со временем такая модель начала восприниматься как тупиковая.
Фактический отказ от глубокой экономической и политической интеграции с Россией, на рынок которой изначально и был ориентирован весь белорусский промышленный комплекс, делает его дальнейшее выживание все более туманным, превращая в бездонную прорву бюджетных дотаций.
Социальный пакет, бывший предметом гордости Лукашенко, также становится все более тощим. На этом фоне в республике успела сложиться аффилированная с властью прослойка крупного бизнеса, что делает апелляции к советским традициям и социалистическим идеям еще менее убедительными.
В этих условиях красно-зеленый флаг, лишенный красивой национальной мифологии, способной составить конкуренцию БЧБ, все более и более проигрывал в глазах общества.
Как следствие, БЧБ с его романтическим мифом и более выигрышной эстетикой (красно-зеленая гамма официального флага давно получила в народе ироничное прозвище «закат над болотом») оказывается более привлекательным как для городского класса, так и для молодежи — наиболее активно и протестно настроенных социальных групп.
Немалую роль в популяризации БЧБ-флага сыграло и то, что на протяжении всего периода правления Лукашенко роль «оппозиции его величества» играли практически исключительно белорусские националисты.
Именно поэтому БЧБ превратился в безальтернативное знамя протеста — никаких иных символов попросту нет.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: не перерастут ли протестные выступления в Беларуси в националистический реванш? Такой риск, безусловно, есть.
Любая революция (а то, что в Беларуси происходит именно попытка революции, не вызывает сомнений) всегда строится на радикальном отрицании предыдущей власти.
Радикальный разрыв с «наследием Лукашенко» будет означать смену не только флагов, но и идеологических ориентиров в целом.
Учитывая, что сам Лукашенко пришел к власти на отрицании националистического «возрождения» 1991–1995 годов, сегодняшние протестующие с готовностью идеализируют тот период как время упущенных возможностей.
Именно благодаря такому настрою, в частности, стала возможна идея возвращения Конституции 1994 года, которая лишает русский язык статуса государственного.
То, что идеологический вакуум в белорусском обществе заполняется националистическими идеями, вполне закономерно.
Националисты при Лукашенко фактически обрели монополию на любую протестную активность.
Поддержкой белорусского национализма систематически занимались западные игроки — на фоне полного отсутствия какой-либо контригры со стороны России. То, что улицы белорусских городов заполонили бело-красно-белые флаги, лишь зримое проявление этих подспудных процессов, которые шли в белорусском обществе длительное время.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Ровно 30 лет назад бело-красно-белый флаг стал государственным символом Беларуси. Рассказываем его историю
4 945 19.09.2021 17:33 Фото носит иллюстративный характер. Источник фото
Сегодня бело-красно-белый флаг стал символом мирного протеста белорусского народа. Без какого-либо пропагандистского навязывания он самолично отменил понятие «несанкционированная символика».
Государственные пропагандисты, промывая сознание граждан от «непотребных» мыслей, пытаются убедить в том, что бело-красно-белый (белор. «бела-чырвона-белы» – БЧБ) флаг не является ни историческим, ни национальным. Мол, это не более чем флаг маргинальной политической группы.
Фото:
Пытаясь дискредитировать БЧБ, его называют «псевдообъединяющим, внедренным ради порабощения умов». Акцентируют внимание на том, что сторонники перемен используют символику, которую в годы Второй мировой войны использовали вместе с символикой фашизма белорусские коллаборанты, сотрудничавшие с оккупационными властями в расчете на создание какого-то белорусского государства под протекторатом Германии.
Однако улицы наших городов сегодня (Этот материал был подготовлен к 29-й годовщине утверждения БЧБ в качестве официального флага Республики Беларусь. Тема продолжает оставаться актуальной и в 2021 году.) окрашены в бело-красно-белые цвета. Благодаря массовому признанию БЧБ флаг стал национальным символом стремления к свободе.
Дата признания – декабрь 1917 года
Появился бело-красно-белый флаг сравнительно недавно.
«Хотя комбинации красного и белого цветов на вексиллологических материалах, происходящих из Беларуси, встречаются в эпоху Средневековья, искать бело-красно-белый флаг в глубокой древности все же не стоит», – пояснил «БГ» заведующий отделом генеологии, геральдики и нумизматики института истории НАНБ, кандидат исторических наук, доцент Алексей Шаланда.
Первичным государственным символом ВКЛ был герб Погоня. Он использовался во второй половине XIV века. «Государственными» флагами в те времена чаще всего были штандарты монархов. В ВКЛ таким флагом служило красное полотнище с белым всадником в доспехах на белом коне.
Бело-красно-белый флаг в качестве национального появился намного позже, в процессе формирования самоосознающей себя белорусской нации. Не могло быть национальной символики, когда и самой-то нации как таковой не существовало. Белорусы не были исключением из общеевропейской практики.
Об этом рассказал кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений Белорусского государственного университета Владимир Ляховский: «Создание таких символов для большинства стран Центральной и Восточной Европы началось с «Весны народов» 1848-1849 годов и окончательно закрепилось в конце Первой мировой войны, во время разрушения полиэтнических Российской и Австро-Венгерской империй».
Впервые бело-красно-белое знамя как символ национально-освободительного движения, целью которого было государственное самоопределение белорусов, появилось во время Февральской революции 1917 года. Она дала мощный импульс развитию национальных движений в бывшей царской империи, в том числе и белорусскому.
Долгое время имя автора бело-красно-белого флага оставалось неизвестным. «И только в начале 1990-х годов историками было выяснено, что его авторство принадлежит одному из основателей Белорусской Народной Республики, горному инженеру и архитектору Клавдию Душевскому (1891–1959), – поясняет Владимир Ляховский. – Есть все основания полагать, что заказ Душевскому поступил от белорусского воинского комитета Петроградского гарнизона. Эта символика к декабрю 1917 года приобрела широкую популярность среди белорусских военных. С невероятной скоростью бело-красно-белые ленты на военной форме распространились по всем общероссийским фронтам Первой мировой войны, а также на Балтийском флоте. Белорусские офицеры и солдаты, объединенные в национальные кружки и комитеты, начали активно использовать бело-красно-белые ленты на своей форме и пальто, что отличало их от представителей других национальностей бывшей царской армии. В первую очередь, это выделяло их из россиян, а также поляков, входивших в состав дислоцированного в Беларуси польского корпуса ген. Довбар-Мусницкого, агитировавшего за создание польского национального государства в границах 1772 г. (последние использовали флаги и петлицы не только в biało-czerwonych, но в красно-бело-красных цветах бывшей Речи Посполитой, претендуя тем самым на белорусские территории».
Клавдий Душевский
Образ полотнища из трех равновеликих бело-красно-белых полос создавался с учетом как геральдических традиций, так и народного декоративно-прикладного искусства (узоры на рушниках, традиционная одежда).
«Бело-красно-белый флаг был официально признан в декабре 1917 года на Всебелорусском конгрессе – фактически первым общенациональным предпарламентом Беларуси, – продолжает Владимир Ляховский. – Этот факт подтверждает корреспондент минской большевистской газеты «Советская правда» (от 5 декабря 1918 г., №19), который в своем репортаже сообщил, что на третий день съезда от имени местного исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западного края и фронта выступил большевистский комиссар Людвиг Резовский, предложивший заменить бело-красно-белый флаг красным полотнищем Интернационала. Резовский с особым цинизмом оскорбил флаг, назвав его «национальной тряпкой», и потребовал сбросить его. В ответ делегат съезда, генерал-лейтенант Константин Алексеевский припустился на одно колено и поцеловал край белорусского национального полотнища. Флаг стал свидетелем жестокого разгона большевиками белорусского конгресса».
Президиум белорусской рады в Вильно. Февраль 1918
Символ независимости
С провозглашением Белорусской Народной Республики в 1918 году бело-красно-белый флаг окончательно закрепился в качестве ее национального символа. Деятели БНР утвердили его как «государственный флаг республики». С тех пор бело-красно-белый флаг олицетворяет собой стремление белорусов к независимости. Как атрибут политической солидарности он сыграл немаловажную мобилизующую роль в развитии белорусского национально-освободительного движения в последующее время.
Государственный флаг БНР
«В Западной Беларуси, оказавшейся под властью Польши, бело-красно-белый флаг активно использовался как символ, олицетворяющий национально-освободительное движение белорусов против насильственного ополячивания, политического, социального и культурного угнетения белорусского населения. Все основные белорусские партии активно использовали бело-красно-белую символику в своей политической деятельности. Под бело-красно-белым флагом функционировали все основные западнобелорусские общественные организации (Товарищество белорусской школы, Белорусский студенческий союз, Белорусский учительский союз и др.)», – пояснил Владимир Ляховский. История у этого флага давольно богата и содержательна. А тем, кто утверждает, что БЧБ флаг – новодел, следует признать, что такими же новоделами являются флаги многих государств.
С созданием Советской Социалистической Республики Беларусь в 1919 г. (позднее – БССР) встал вопрос о ее символах. Национальная символика по политическим и идеологическим мотивам была отвергнута. Были созданы новые флаг и герб. Примером для них стала советская символика, которая посредством красного цвета и серпа с молотом презентовала идею союза рабочих и крестьян. В 1951 году его поменяли на красно-зеленый с белорусским народным орнаментом, серпом, молотом и звездой.
Использование национальной символики коллаборантами не повод от нее отказываться
Сегодня белорусская государственная пропаганда активно муссирует тему использования национальной символики коллаборантами в годы Второй мировой войны. БЧБ флаг фактически приравнивается к нацистской символике. Да, белоруские коллаборационисты использовали флаг. Но следует знать, что коллаборационисты были во всех без исключения оккупированных странах Европы и, позиционируя свои движения как национальные, все они использовали свою национальную символику.
«В то время на территории Беларуси под своими национальными флагами действовали украинские, литовские и латвийские карательные батальоны. Под российским триколором бригада СС «Русская освободительная народная армия» под командованием Б.Каминского в борьбе с партизанами уничтожила в рамках зачистки тысячи мирных жителей на Витебщине», – рассказывает Владимир Ляховский.
Коллаборационистское правительство Франции времен ее оккупации нацистской Германией также использовало национальный флаг. Но, как видим, ни для русских, ни для французов, а вкупе с ними венгров, румын, итальянцев, болгар и других факт использования национальных флагов воинскими формированиями, служившими нацистам, не стал поводом для отказа от своей национальной символики.
К сказанному можно добавить, что во время оккупации бело-красно-белое полотнище белорусские коллаборационисты использовали в частном порядке, оно не имело официального статуса. В отличие, скажем, от французского триколора, который использовал марионеточный вишистский режим. И Франция почему-то не отказывается от флага, который был официальным символом французской коллаборации.
Нацисты, считавшие белорусские земли своей колонией, отказывались давать им хотя бы марионеточную государственность, поэтому во времена оккупации здесь был только один официальный флаг – нацистский со свастикой. «Нацистский режим в борьбе с Советским Союзом на оккупированных территориях Беларуси, Латвии, Литвы, России, Украины Эстонии и других стран активно использовал враждебные большевицкой политике силы в своих имперских интересах. При этом оккупантами поощрялось использование национальной символики. Но если в странах Балтии эстонские, латвийские и литовские «карманные» правительства хотя бы имели статус гражданской администрации на своих территориях, то белорусские коллаборанты в лице Белорусской народной самопомощи, Рады доверия, Центральной белорусской рады и Белорусской краёвой обороны были определены оккупантами как чисто совещательные структуры и зачастую как низовой вспомогательный аппарат германской административной системы. Геополитический расчет части белорусской национальной элиты на гитлеровский режим в своей борьбе со сталинизмом был трагической ошибкой. Следует при этом отметить, что белорусская национальная символика де-юре так и не была утверждена ни руководством Ostland, ни Минстерством оккупированных Восточных территорий А.Розенберга, про что свидетельствует переписка лидеров БНС и Рады доверия с данными ведомствами в 1942 – 1944 гг., сохранившаяся в архивах. Больше того, лидер Белорусской народной самопомощи Иван Ермаченко, наиболее активный сторонник идеи создания белорусского протектората под опекой Третьего рейха, за свои политические инициативы в сентябре 1943 г. был арестован гестапо и чудом избежал расстрела. Одновременно СД и гестапо были физически уничтожены наиболее активные белорусские национальные деятели, инициаторы создания в зоне оккупации подпольных структур сторонников белорусской независимости (В.Годлевский, Ст.Гляковскій, А.Дасюкевич, Св.Ковш и др.). Только весной 1944 г. за несколько месяцев до прихода советской армии оккупационная администрация дала добро (де факто, без юридического закрепления) на свободное использование бело-красно-белого флага и герба «Погоня», – поясняет Владимир Ляховский.
К сказанному Владимир Ляховский добавляет: «Часть белорусских национальных деятелей отказалась сотрудничать с нацистами. Многие из них в рядах франузского Сопротивления (Л.Рыдлевский), а также в составе британских вооруженных сил (В. Жук-Гришкевич, П.Сыч, К.Акула и др.) воевали против нацистской Германии. Кстати, автор бело-красно-белого флага К.Душевский, проживавший тогда в Каунасе, не участвовал в коллаборантских организациях и в годы оккупации спас от уничтожения несколько еврейских граждан, пряча их у себя в квартире».
Реинсталляция
После распада СССР бело-красно-белое знамя было утверждено в 1991 году в качестве государственного флага новообразованного белорусского государства. Таким образом первым государственным флагом независимой Беларуси стал БЧБ флаг. Именно под ним принимал свою первую президентскую присягу Александр Лукашенко, и тогда никто не говорил, что это фашистский флаг.
Присяга Александра Лукашенко в 1994 году. Источник фото: https://www.intex-press.by/
Ренессанс, к сожалению, оказался недолгим. В 1995 году власти инициировали референдум, на который был вынесен и вопрос о символике. Сделано это было не случайно. Главной оппозиционной силой в то время являлся Белорусский народный фронт, с которым власть, видя угрозу, хотела покончить раз и навсегда. Сделать это можно было, лишь рубанув ростки «смуты» под корень – отнять у «противника» его главные завоевания, в числе которых историческая символика – бело-красно-белый флаг.
Белорусы, в массе своей испытывающие ностальгию по распавшемуся государству, в силу резкого падения уровня жизни в первые годы независимости, приняли возвращение привычного для них советского символа. Вернувшийся флаг имел те же цветовые характеристики, что и флаг БССР, только без серпа, молота и звезды. Изменилась и цветовая гамма орнамента (на флаге БССР он был белый на красном, а на современном флаге РБ – красный на белом).
Долгое время бело-красно-белый флаг находился на нелегальном положении, его публичная демонстрация расценивалась как правонарушение. «Авторитарный режим, существующий в Беларуси, не заинтересованный в нагнетании напряженности в отношениях с соседними государствами, вполне лояльно относится к национальным (государственным) символам соседних стран, на которых также лежит тень коллаборационизма. Зато в отношении белорусской национальной символики, которая имеет за собой столетнюю традицию борьбы народа «каб людзьмі звацца» и олицетворяет его твердое стремление к свободе и демократическим реформам, местечковый репрессивный аппарат применяет всевозможные запретительные и репрессивные меры. Но манипуляция общественным мнением, построенная на «советских скрепах», давно уже перестала работать. Белорусы идут вперед под бело-красным-белым флагом», – констатирует Владимир Ляховский.
Последние события в стране показали, что гонимое знамя продолжает жить. В сознании народа сегодня оно реинсталлировалось в качестве подлинно почитаемого национального символа, который воплощает в себе решимость белорусов защитить свое достоинство и свободу.
Брест. 23 августа. Брест. 23 августа. Встреча работников Gefest с руководством предприятия. Брест. 19 августа. Фото: телеграм-канал Брест. 16 августа.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости