Что такое зрительные диктанты
Зрительные диктанты
Достаточно часто родители обеспокоены тем, что ребёнок медленно читает, да и пишет с ошибками. Хочется помочь маленькому ученику, но не всегда есть возможность тратить дополнительные средства на репетитора-профессионала. Что же делать в этом случае и можно ли самостоятельно помочь своему ребёнку?
Как научить ребенка читать быстрее?
Для этого существует множество способов. О некоторых из них я уже рассказывала в статье «Как увеличить скорость чтения ребёнка».
Также необходимо учитывать причины из-за которых тормозится техника чтения ребенка.
А сейчас хочу поделиться с вами ещё одной эффективной методикой.
Психологами установлено, что развитие техники чтения часто замедляется из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. Например : ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью.
Попробуйте писать с ребёнком не просто диктанты, а зрительные диктанты. Зрительный диктант отличается от привычного диктанта тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самим ребёнком. Но для увеличения скорости чтения, нужно использовать еще и специальную методику, описанную ниже.
Опираясь на свой многолетний личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данное упражнение помогает всем, без исключения, детям.
Когда можно начинать писать зрительные диктанты?
Опять же, опираясь на свой практический опыт, могу с уверенностью сказать, что начинать писать зрительные диктанты можно уже во втором полугодии первого класса. Даже скорее нужно, чем можно!
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко
Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.
Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Обязательно ознакомьтесь с правилами. Только при строгом их выполнении можно получить желаемый результат!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Ссылки
—Метки
—Цитатник
Где самое вакцинированное место на Земле? Фашистам Голиковой, Мурашко и Поповой на заметку: бол.
Полезные программы для компьютера. Привет, всем пользователям! Рассмотрим, какие полез.
“Иммунитет как услуга”. Для чего на самом деле заставляют вакцинироваться абсолютно всех? «О.
Финансируемые заблуждения медицины Кому они выгодны? Болезни – искусственно сгруппированные симпт.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко
Зрительные диктанты
Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. Например : ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью.
Попробуйте писать с ребёнком не просто диктанты, а зрительные диктанты. Зрительный диктант отличается от привычного диктанта тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самим ребёнком. Но для увеличения скорости чтения, нужно использовать еще и специальную методику, описанную ниже.
Опираясь на свой многолетний личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данное упражнение помогает всем, без исключения, детям.
Когда можно начинать писать зрительные диктанты?
Опять же, опираясь на свой практический опыт, могу с уверенностью сказать, что начинать писать зрительные диктанты можно уже во втором полугодии первого класса. Даже скорее нужно, чем можно!
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко
Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.
Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Обязательно ознакомьтесь с правилами. Только при строгом их выполнении можно получить желаемый результат!
Методика «Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко»
Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений, длина которых увеличивается пошагово. Учащимся нужно запомнить не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.
Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу необходимо: терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло; следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие; писать предложения только на отдельных листочках; записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные буквы, а старались откладывать в голове целые слова; следить за успеваемостью; выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Т ексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
Время экспозиции (с)
Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.
Зрительный диктант как один из приёмов коррекционной работы
Зрительный диктант как один из приёмов коррекционной работы
школа «Возможность»г. Дубна
Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя школы «Возможность», имеющего многолетний опыт работы с детьми, имеющие комплексные нарушения.
Статья адресована, в первую очередь, учителям коррекционных школ, логопедам и дефектологам, а также может быть полезна широкому кругу читателей, заинтересованному в воспитании детей с комплексными нарушениями.
Введение. Методика работы со зрительными диктантами. Примеры зрительных диктантов. Заключение.
Какие же виды памяти должны работать при усвоении грамотного письма? Конечно многие. Зрительная, слуховая, логическая и т. д.
Учителя советуют детям больше читать, если они допускают много орфографических ошибок. Этот совет положителен во многих отношениях, но даже и он не всегда помогает.
Как помочь ученику преодолеть данные трудности? Надо развивать зрительную память. Если у ребёнка она недостаточно сильна, что делать тогда? Как можно повлиять на зрительную память школьника, заставить её работать? Один из видов специальной работы условно называется зрительным диктантом.
18 наборов по 6 предложений составляет материал для проведения диктантов. Первый набор включает предложения, которые состоят всего из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы.
Набор состоит из пяти предложений. Когда одно из них показывается на экране, остальные сдвигаю вниз так, чтобы было видно только первое предложение на небольшое количество времени, ученики читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По окончании времени предложение закрывается, и ученики записывают их в тетради. После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. В подобранных текстах диктантов каждое предложение на одну букву больше предыдущего.
1. Тает снег. (8 букв)
5. Запел соловей. (12
По методике Федоренко зрительные диктанты проводятся ежедневно, но, к сожалению, небольшое количество часов не позволяет этого сделать. Можно использовать данный вид работы как элемент логопедического занятия.
При первом знакомстве с текстами, может показаться, что ни очень сложные. Но при постоянной работе при упомянутой методике ученики легко справляются при написании предложений при достаточном небольшом времени показа. Рекомендуется начинать работу со зрительными диктантами (наборы с 1-го по 8-ой) во 2 полугодии 2 класса. В оформлении слайдов нет ничего, что отвлекало бы детей от запоминания слов. Эта работа будет полезна не только учителям, но и родителям. Своё первое знакомство со зрительными диктантами по методике Федоренко осуществила по совету учителя начальных классов, как помощь сыну, в тот момент ученика 2 класса.
Думаю, что проводить зрительные диктанты можно не только с учениками начальной школы. При работе с детьми в школе «Возможность» данный вид деятельности используется и среднем звене, как элемент на уроках русского языка. При этом учитываются индивидуальные особенности зрительной памяти.
При проведении зрительных диктантов необходимо с терпением относиться к тем детям, которые не могут запомнить. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментарий переведёт внимание со зрительного на слуховое восприятие.
После окончания записи набора предложенных предложений всеми учащимися, их вновь демонстрируют, и школьники проверяют написанное.
Если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем занятии;
Наборы предложений, применяемых в качестве зрительных диктантов
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.
После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.
Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.
Зрительные диктанты
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Двор чист. | 8 | 4 |
2 | Маша шила. | 8 | 4 |
3 | Идёт дождь. | 9 | 4 |
4 | Рома пишет. | 9 | 4 |
5 | Я иду в лес. | 8 | 4 |
6 | Мама мыла. | 8 | 4 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Лето жаркое. | 10 | 5 |
2 | Журчат ручьи. | 11 | 5 |
3 | Блестит роса. | 11 | 5 |
4 | Лес зеленеет. | 11 | 5 |
5 | Сено скошено. | 11 | 5 |
6 | Выпала роса. | 10 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Лиса рыла нору. | 12 | 6 |
2 | Маша была мала. | 12 | 6 |
3 | Мы были в парке. | 12 | 6 |
4 | Там липы и дубы. | 12 | 6 |
5 | Мама мыла раму. | 12 | 6 |
6 | Сова – ночная птица. | 13 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Солнце светит. | 12 | 6 |
2 | Повеяло весною. | 13 | 6 |
3 | Март – утро года. | 12 | 6 |
4 | Грачи прилетели. | 14 | 6 |
5 | Я пасу козлёнка. | 13 | 6 |
6 | В лесу красиво. | 12 | 6 |
№ | Текст | Количество букв |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Один в поле не воин. | 15 | 8 |
2 | Весна днём красна. | 15 | 8 |
3 | Без труда нет плода. | 16 | 8 |
4 | Дело мастера боится. | 17 | 8 |
5 | Без дела слабеет сила. | 18 | 8 |
6 | Делу – время, потехе – час. | 18 | 8 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Вот деревенский луг. | 17 | 6 |
2 | Мы тут любим гулять. | 16 | 6 |
3 | Здесь растут тополя. | 17 | 6 |
4 | Они стройные и высокие. | 19 | 6 |
5 | На тополях гнёзда грачей. | 21 | 6 |
6 | Осенью грачи улетают на юг. | 22 | 6 |
№ | Текст | Количество букв |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Пчёлы опыляют растения. | 20 | 5 |
2 | Сегодня у пчёл много дел. | 20 | 5 |
3 | Цветы акации богаты мёдом. | 22 | 5 |
4 | Пчёлы торопятся собрать. | 21 | 5 |
5 | Они работают с утра до вечера. | 23 | 5 |
6 | Труд кормит, а лень портит. | 21 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Жизнь дана на добрые дела. | 21 | 4 |
2 | Срубил дерево – посади два. | 21 | 4 |
3 | Каждому мила своя сторона. | 22 | 4 |
4 | Поспешишь – людей насмешишь. | 23 | 5 |
5 | Белые руки любят чужие труды. | 23 | 5 |
6 | Кто спит весною, плачет зимою. | 24 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Всякая работа мастера хвалит. | 23 | 5 |
2 | Всякое дело за себя постоит. | 23 | 5 |
3 | Добрый портной с запасом шьет. | 25 | 5 |
4 | Одна книга тысячи людей учит. | 24 | 5 |
5 | Ученье — свет, а неученье — тьма. | 23 | 5 |
6 | Коли в мае дождь – будет и рожь. | 23 | 5 |
№ | Текст | Количество букв |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Кто в слове скор, тот в деле спор. | 30 | 5 |
2 | Грамоте учиться всегда пригодится. | 30 | 5 |
3 | Ласточки низко летают – дождь обещают. | 31 | 6 |
4 | Не одежда красит человека, а добрые дела. | 33 | 6 |
5 | Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. | 33 | 6 |
6 | Как в марте зима ни злится, а весне покорится. | 33 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Полынь – это многолетнее растение. | 28 | 5 |
2 | Серебристый цвет степи придаёт полынь. | 33 | 6 |
3 | В народе говорят: «Горький запах полыни». | 31 | 6 |
4 | На Руси знали о целебных свойствах полыни. | 35 | 6 |
5 | В период цветения полыни собирают листья и корни. | 41 | 7 |
6 | Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый. | 35 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | У постели в колыбели братик маленький лежит. | 37 | 6 |
2 | Он лежит, не кричит, только носиком сопит. | 33 | 5 |
3 | Я его слегка качаю, тихо песню напеваю. | 31 | 5 |
4 | Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю. | 27 | 4 |
5 | Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?» | 41 | 7 |
6 | Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны. | 39 | 5 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Золото добывают из земли, а знания из книги. | 35 | 5 |
2 | Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить. | 35 | 5 |
3 | На чужой сторонушке рад и родной воронушке. | 36 | 5 |
4 | Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой. | 38 | 6 |
5 | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. | 44 | 6 |
6 | Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь. | 38 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Бабочки издавна привлекали внимание человека. | 40 | 6 |
2 | По разнообразию окраски бабочки вне конкурса. | 39 | 6 |
3 | Бабочки олицетворяют собой красоту природы. | 38 | 6 |
4 | Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна. | 39 | 6 |
5 | Живите, радуйтесь и дарите радость другим. | 35 | 5 |
6 | Дневные бабочки активны днём, а ночью они отдыхают. | 42 | 6 |
№ | Текст | Количество букв | |
1 | Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги. | 41 | 5 |
2 | На берегах этой реки стоят замечательные города. | 41 | 5 |
3 | Разнообразен животный и растительный мир России. | 42 | 5 |
4 | Волга одна из самых полноводных и красивых рек России. | 45 | 6 |
5 | Очень важно нам беречь и охранять природу родного края. | 46 | 6 |
6 | Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе. | 45 | 6 |
- Что такое зрительное восприятие
- Что такое зрительный бугор