Что такое ментальная доступность
Как работает эффект иллюзии правды
Эвристика доступности
Я задам несколько странных вопросов. От чего погибает больше людей: от убийств или самоубийств? Вы удивитесь, но самоубийств совершается чуть ли не в два раза больше. Как вы считаете, что опаснее для жизни: кокосовый орех или акула? Не торопитесь отвечать, подумайте. На самом деле, как ни странно, опаснее кокосовые орехи: от их падения с дерева умирает больше людей, чем от зубов страшной акулы. Автомобиль или самолет? Мало припомню людей, которые боятся ездить на машине, а вот знатных аэрофобов у меня среди знакомых полным-полно. Однако даже велосипед — более опасный вид транспорта, чем современный самолет. Кого вы больше боитесь: собаки или террориста? Удивительно, но шансы умереть от укусов собаки намного превышают шансы стать жертвой террористической атаки.
Почему же мы боимся совсем не того, чего в действительности стоит опасаться? Ответ на этот вопрос мы получим, рассмотрев следующее когнитивное искажение.
Эвристика доступности — когнитивное искажение, основанное на легкости вспоминания и представления тех или иных событий. Это склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на легкость нахождения примеров-подтверждений. Человек считает более вероятным и распространенным именно то, что ему легче и проще вспомнить или представить. Думаю, никто не станет спорить с тем, что часто случающиеся события вспоминаются нами гораздо быстрее и проще, чем те, которые случаются редко. Логично, что это приводит к необъективности, ведь на ум всегда приходят либо наиболее яркие, эмоциональные и необычные события, либо те, в которых мы участвовали лично, либо те, что произошли не так давно. Это приводит к систематическим ошибкам.
Мы принимаем решения с помощью эвристики доступности, когда ищем подходящие примеры и иллюстрации в своей памяти. Вы же понимаете, что если какое-то событие легко представить, это вовсе не означает, что оно более вероятно. Если же подходящих примеров в памяти человека нет, он начинает подключать воображение, опять же ориентируясь на свой опыт.
Эвристика доступности приводит к некорректной оценке вероятности события. Мы считаем наиболее вероятным именно то событие, которое легче вспомнить, или то, которое произошло недавно и еще свежо в памяти. Это когнитивное искажение также приводит к неправильной оценке частоты события. Мы уверены, что наиболее вероятным будет именно то, что недавно произошло с вами или с вашими друзьями, или то, о чем сообщали пару дней назад в новостях. Например, люди будут судить о вероятности онкологического заболевания или сердечного приступа на основании того, сколько таких случаев произошло в их окружении. Эвристика доступности также приводит к некорректной оценки связанности событий. Большинство из нас будет считать наиболее связанными между собой те события, которые легче представить вместе, или упоминать те связки событий, которые несколько раз встречали в своей жизни.
Термин «эвристика доступности» был введен в оборот в 1973 г. Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски в работе «Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения». Чтобы подтвердить свою гипотезу, Канеман и Тверски провели серию любопытных экспериментов. Например, испытуемым зачитывали список мужских и женских имен. В нем были неизвестные имена, а также имена знаменитостей. Далее испытуемых просили ответить, людей какого пола было больше в списке. В каждом случае респонденты ошибались, потому что всегда называли тот пол, который был представлен наиболее известными людьми. То есть если в списке было больше мужчин-звезд, испытуемые давали ответ, что в списке доминируют мужские имена, хотя на самом деле женщин было больше. Испытуемые делали выводы, диаметрально противоположные действительности. Люди склонны ошибаться в своих оценках, потому что одно событие легче приходит им на ум, чем другое.
Как влияет эвристика доступности на нашу жизнь? Мы даем завышенную оценку вероятности тех событий, которые легко представить. На наш взгляд, то, что мы легко себе представляем, на самом деле существует, а то, что не можем представить, не существует. Например, мы судим о вероятности заболевания той или иной болезнью на основании того, сколько подобных случаев произошло вокруг нас, с нашими знакомыми и близкими. Если среди наших знакомых нет людей, умерших от рака легких, мы продолжаем курить, считая, что никакого риска нет. Если на работе уволили несколько человек, нам, конечно, начинает казаться, что уволят и нас, но мало того — мы предполагаем, что вокруг происходит настоящая катастрофа: во всех фирмах всех повально увольняют. Увидев несколько выпусков новостей об авиакатастрофах, мы ошибочно начинаем считать, что самолет — это самый опасный вид транспорта, и каждый полет превращается в кошмар. Мы слышим историю о том, что кто-то бросил нелюбимую работу, воплотил детскую мечту, стал артистом и добился больших успехов на этом поприще, — и вот эвристика доступности вновь будоражит воображение: нам начинает казаться, что мы сможем так же легко сделать что-то подобное. Если в новостях выходит репортаж о счастливчике, который выиграл джекпот в лотерею и мгновенно стал мультимиллионером, многие бросаются покупать лотерейные билеты. Неужели они думают, что если кто-то выиграл, то обязательно следом выиграют и они? Узнав, что Билл Гейтс и Стив Джобс сделали блестящую карьеру и изменили мир, не имея высшего образования, многие рассуждают так: чтобы стать миллиардером, учиться не нужно, успех и так придет. Но много ли в реальности таких «необразованных» миллиардеров?
Эвристикой доступности блестяще пользуются маркетологи, пиарщики и рекламщики на благо крупных корпораций. Вы теперь понимаете, зачем они стремятся создать наиболее яркую рекламу с вирусным эффектом? Зачем разрабатывают простые и запоминающиеся логотипы? Зачем играют на близких и стереотипных ассоциациях? Зачем известные бренды тратят баснословные деньги на постоянную рекламу, хотя их и так все прекрасно знают?
Этим эффектом пользуются пропагандисты и политтехнологи. Чем чаще какие-то события оказываются на слуху, чем более сенсационными и эмоциональными они будут выглядеть, тем более вероятными и правдивыми они представляются людям. Группа исследователей задались вопросом: какие причины смерти люди признают наиболее вероятными? Оказалось, именно те, которые чаще упоминались в СМИ. Про реальную статистику, конечно же, никто в большинстве своем не вспоминает.
Эта ментальная ловушка приводит к систематическим заблуждениям и, конечно, мешает нам в жизни. С другой стороны, эвристика доступности — это очень удобный механизм принятия решений в знакомых и простых ситуациях, когда можно обойтись без лишних усилий и долгих раздумий. Например, учуяв запах гари, мы понимаем, что может быть пожар, и предпринимаем необходимые действия. Или, увидев страшную аварию, начинаем быть осторожнее. При столкновении с выбором в условиях неопределенности или нехватки времени эвристика доступности позволяет людям быстро прийти к определенному выводу. К сожалению, не всегда правильному.
Эффект иллюзии правды
Удивительно, но мы считаем более правдивой ту информацию, которую слышали много раз. Именно это обстоятельство и лежит в основе следующего когнитивного искажения под названием «эффект иллюзии правды». Мы больше доверяем той информации, которая нам знакома. Чем больше раз мы о чем-то слышали, тем более правдивой кажется эта информация. Вот почему эту когнитивную ошибку часто называют «эффект повторения».
Эффект иллюзии правды был выявлен в 1977 г. в Университете Вилланова и Темпльском университете. В ходе исследования участникам сообщали 60 фактов, которые выглядели вполне вероятными, например: «Первая военная авиабаза была создана в Нью-Мексико» или «Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1925 г.». Испытуемым предлагалось оценить по шкале от 1 до 7, насколько правдивыми им кажутся данные суждения. Через какое-то время участников вновь собирали и повторяли им эти факты наряду с другими, новыми. Чем больше раз людей собирали и чем чаще они слышали те же факты, тем сильнее повышалась оценка их правдивости у тех же участников. Испытуемые чаще всего не помнили, что эти факты им уже назывались в ходе эксперимента, но почему-то были точно уверены, что где-то о них слышали. А если где-то слышали — значит, это похоже на правду. Когда наш мозг сталкивается с уже знакомой информацией, он начинает быстрее реагировать на нее и неправильно воспринимает это как признак ее истинности. Мы склонны использовать кратчайшие пути для оценки правдоподобности. Позже эффект иллюзии правды был подтвержден и другими исследованиями и экспериментами.
Издательство: Альпина Паблишер
Вы можете сказать: «Наверняка этот эффект действует, когда люди не уверены в истинности того или иного утверждения». Но недавние исследования (2015 г.) показали, что эффект иллюзии правды срабатывает и в случае абсолютной лжи. Например, испытуемые неоднократно сталкивались с утверждениями типа «Сари — это короткая клетчатая юбка, которую носят шотландцы» или «Атлантический океан — самый большой океан на планете». Даже если участники изначально знали, что высказывание ложное, при многократном повторении они начинали сомневаться в этом. То есть работает модель с определенной последовательностью: «Это однозначно ложно», «Это, скорее, ложно», «Я сомневаюсь», «Это может быть верно», «Это верно».
То же самое происходит с ложными новостями и абсурдными заголовками. В 2016 г. психолог Гордон Пенникук провел исследование, взяв за основу поддельные новости, якобы позаимствованные из президентской кампании Дональда Трампа. В первой части исследования 2000 участникам было предложено прочитать шесть реальных и шесть поддельных заголовков новостей. Через некоторое время испытуемые познакомились со списком уже из 24 заголовков, который включал все поддельные заголовки, показанные им ранее. Гордон Пенникук повторил классический вывод: если участники ранее сталкивались с фальшивыми (иногда даже абсурдными) новостями, они гораздо выше оценивали их достоверность (10% по сравнению с 5% в первой итерации).
Это когнитивное искажение было открыто и описано с научной точки зрения относительно недавно, но глупо говорить, что о нем не знали ранее и уже тем более что его не использовали. Вспомните хотя бы знаменитую фразу «Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem delendam esse). Римский сенатор Катон Старший завершал каждое из своих выступлений этим призывом, прекрасно понимания, что повторения приведут в конечном итоге к согласию.
Эффект иллюзии правды лежит в основе работы постоянной, навязчивой рекламы. Чем чаще я слышу рекламный слоган, тем больше он кажется мне аксиоматичным. Тот же эффект используется и в политике во время избирательных кампаний, и в пропаганде. Кстати, это был один из излюбленных приемов Йозефа Геббельса, министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха.
Ментальность и ментальное здоровье — Как они взаимосвязаны?
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Что такое ментальность
Слово «менталитет» с латинского («mens») означает ум, душевный ресурс, сознание, образ мышления. В современном толковом словаре этот термин является синонимом слова «менталитет» (от латинского mentalite — умственный). И то и другое расшифровывается как сочетание разума и чувств, отраженное в наборе ментальных и духовных установок индивида или группы.
Проще говоря, менталитет — это призма, через которую мы смотрим на мир. Она включает в себя моральные ценности, набор психических и поведенческих реакций, адаптивные черты, воспитание, отношение к религии, культуре.
Следует помнить, что менталитет отдельного человека — это опыт многих поколений его семьи, народа, страны, поэтому он представляет собой смесь глубинного коллективного бессознательного и индивидуального сознания.
В психологическом плане менталитет — это отражение содержания психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружающей средой и какой образ жизни ведет. Привычки, поступки и отношение являются отражением менталитета. Обуславливающим фактором является окружение человека — семья и общество.
Анализ понятия «ментальный»
Значение этого слова в широком смысле следует рассматривать как сложное понятие, затрагивающее многие аспекты духовной жизни человека, сам термин довольно трудно определить. Это связано с тем, что данный термин относится не только к историческим и антропологическим наукам, но и неотделим от философии. Что означает «ментально», можно долго анализировать. Многое зависит от того, к каким источникам информации обращаться, но независимо от того, куда обращаться, есть общие черты, характеризующие этот термин.
Концепции менталитета активно развивались в духовной сфере и по этой причине характеризуются отказом и уходом от централизации исторического развития на европейской культуре в целом. Вместо этого в центре внимания оказывается стабильность внутреннего «я» индивида, что приводит его к желанию объединения с историческими и социальными сообществами. Исходя из этого, термин «ментальный» можно понимать по-разному. Значение слова теперь можно рассматривать как средство анализа и интерпретации гуманитарного знания.
Ментальность общества
Ментальность не материальна, как мышление и воображение, поэтому ее нельзя измерить количественно, ее нельзя почувствовать, попробовать на вкус или услышать. Она не может быть непосредственно наблюдаема, рассматривается как равноправный компонент взаимодействия, не оказывает прямого влияния на формирование явлений и процессов.
Менталитет — это содержание внутренней сферы субъекта, которое формируется в процессе жизни, в результате преобразования природного и социального мира в акты субъективности.
Ментальность не существует вне своих материальных носителей. Живя долгое время в одном месте, люди организуются в социальные группы, их менталитет начинает меняться одинаково, потому что на них постоянно влияют одни и те же факторы. Существование этого факта подтверждает, что менталитет един, присущ каждому социальному образованию, но он может радикально отличаться от менталитета другого общества (например, группы людей другой религии).
На содержание менталитета общества большое влияние оказывают традиции и ценности данной среды субъектов. Менталитет общества — это культурная среда, в которой мы воспитывались, учились, получали образование и живем в настоящее время. Это основной фактор, влияющий на мышление каждого субъекта сообщества, его/ее повседневное поведение и решения.
Менталитет состоит из двух уровней:
генетический: природные ресурсы, с которыми субъект рождается — уровень, который нельзя изменить.
приобретённые: наше воспитание, наше окружение — уровень, который можно изменить.
Менталитет, как субъективная форма, составляет духовный мир личности, отражая динамику внутренних психических состояний и психических свойств индивида, которые он проявляет в специфических реакциях на уникальные для него влияния культуры и общества. Менталитет всего общества, как совокупность поступков субъектов, формирует набор мотивационных норм поведения в данной социальной группе. В своей субъективной форме менталитет превращает индивида в личность, а группу — в целостное общество, объединенное ценностями и культурой. Этимологическое значение менталитета — «душа», точнее, «состав души». Однако современное использование этого термина не отождествляет его конкретно с душой. Понятие души распространяется лишь на половину тех явлений и их свойств, которые входят в понятие психики. В ипостаси души она играет роль душевного настроя субъекта, выражая личностные характеристики поведения.
Менталитет, как способ видения мира, не тождественен понятию идеологии. Это не научная, философская или этническая система, а психологический уровень воспроизводства информации, в котором эмоции едины с мыслями. В настоящее время понятие менталитета используется не только для обозначения культурных стереотипов, своеобразия мышления больших социальных коллективов, но и для интерпретации специфических верований, способов мышления малых групп. Исследователи психики считают, что ее формирование начинается в возрасте 3 лет и длится около 12 лет. В то же время они выделяют наиболее важные факторы, влияющие на его формирование:
Конечно, этот список можно продолжить, но следует отметить, что менталитет этнической группы, который формируется на протяжении длительного периода времени, в свою меру влияет на формирование абсолютно всех этих условий, которые потом оказывают большое влияние на каждого субъекта.
Менталитет формирует набор характеристик определенного этноса или социального слоя. И ключевое слово здесь не количество, а качество, как социальной и национальной структуры, сформированной исторически и впитавшей в себя вековые традиции и культуру.
Наглядные примеры ментальности
Что такое менталитет на простых примерах.
Виды ментальности
Если вы поселите группу людей на необитаемом острове: они поселятся, у них будут свои правила и нормы взаимодействия, ценности, взгляды на определенные события внутри и вне их общества.
Последующие поколения перенимают их мировоззрение: так исторически формируется ментальная связь между людьми разных времен.
Можно выделить различные типы менталитета:
Нельзя утверждать, что менталитет — это фиксированное явление. Историческое изменение менталитета со временем можно представить в виде игры «Сломанный телефон», когда люди по цепочке передают друг другу слово или жест.
В то же время каждый вносит что-то свое, и последний участник демонстрирует нечто совершенно отличное от того, что было задумано изначально. Поэтому мировоззрение современных людей радикально отличается от мировоззрения людей, живших несколько веков назад.
Что такое ментальное здоровье
Психическое здоровье — это понятие, которое описывает внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и психическое благополучие человека и отсутствие у него психических проблем.
Это духовное или психическое здоровье, указывающее на умственную зрелость. Что такое психическое здоровье:
Если ментальный уровень человека находится «на должном уровне», он способен максимально раскрыть свой потенциал — реализовать свои способности и превратить их в таланты.
У такого человека высокая степень стрессоустойчивости, поэтому он легко адаптируется к изменениям в окружающей среде и эффективно справляется с трудностями. Работа человека приносит ему удовольствие и в то же время вносит качественный вклад в жизнь общества.
Почему важно сохранять свое ментальное здоровье
Психическое здоровье необходимо для полноценной жизни. Вы можете быть физически больны, но психически здоровы, наслаждаться жизнью и чувствовать себя хорошо.
Но если человек психически болен, никакое физическое здоровье не сделает его счастливым. Психические страдания являются самыми тяжелыми. И их нелегко вылечить, волшебные таблетки не помогут, только длительная работа с собой. Это требует как минимум силы воли.
Если у человека ухудшается память, внимание, мышление, он считается больным, даже если у него нет физических недостатков.
Симптомы, которые говорят о том, что человек психически болен:
Как помочь себе сохранить ментальный уровень
Практикуйте самоанализ. Это помогает заглянуть внутрь себя и увидеть свои реакции на различные ситуации. Самоанализ помогает определить чувства и эмоции. Почему вы ведете себя так в одной ситуации и по-другому в другой?
Окружите себя хорошими людьми. Важно, чтобы обстановка была позитивной, чтобы вам было комфортно находиться рядом с ними, чтобы вы могли им доверять. Токсичные люди должны быть вычеркнуты из вашей жизни, вы должны попрощаться с ними, избегать их.
Занимайтесь физической активностью. Спорт помогает вам чувствовать себя лучше, у вас больше времени на дела, вы меньше спите. Ваш разум не затуманен, и у вас появляется все больше энергии для новых свершений.
Дайте себе больше свежего воздуха и кислорода для мозга. Вы почувствуете себя лучше уже через несколько дней.
Занимайтесь новыми делами. Старайтесь исследовать неизвестное, больше читайте, размышляйте, учитесь. В общем, кормите свой мозг полезной информацией. Не позволяйте себе деградировать, всегда двигайтесь вперед, достигайте новых высот.
Принимайте людей с их недостатками, слабостями и проблемами. Если кто-то дорог вам, не вспоминайте о нем, не пытайтесь его изменить, примите его. Борьба отнимает много энергии, много негативных эмоций выльется наружу. Также будут стресс, гнев, беспокойство, чувство вины. Не мучайте себя этими чувствами, освободитесь от них. Скажите себе: «Да, он такой, но я не собираюсь играть в его игру и злиться на его чрезмерную заботу, я просто приму его таким, какой он есть, потому что он тот, кто мне дорог».
Тренируйте свою уверенность. Не бойтесь говорить, выражать свои мысли и чувства. Вы — личность, а значит, имеете право на собственное мнение. Молчать — значит отбросить свои потребности, чувства и желания в угол. Это приводит к душевным страданиям, чувству неполноценности.
Попросите о помощи. Если вы не можете справиться, не берите на себя это бремя, не мучайте себя чувством вины, чрезмерной ответственностью, страхом, что вы не справитесь. Просто попросите близкого человека о помощи, доверьтесь ему, разделите бремя. Это не признак слабости, это любовь к себе.
Анализируйте ситуации. Негативные эмоции усугубляют ситуацию, не позволяйте им поглотить вас. Проанализируйте, почему вы испытываете раздражение, гнев, ярость в то или иное время. В чем или в ком заключается проблема? Вам нужно найти причину. Это недосыпание, усталость или дело в конкретном человеке? Измените свой распорядок дня, расписание или постарайтесь свести к минимуму общение с этим человеком.
Планируйте, ставьте цели и стремитесь к их достижению. Хаос в вашей голове приводит к разрушению в вашей жизни. Организуйте свои мысли. Составьте план и порядок действий, чтобы было легче следовать ему. Не накапливайте в голове много ненужной информации, лучше запишите ее. Не перегружайте свою голову ненужными заботами.
Если вы не можете сделать это самостоятельно, то психолог, психотерапевт, а иногда и психиатр — именно те люди, которые помогут вам разобраться со своими мыслями. Не бойтесь обращаться к профессионалам.
Ментальное расстройство
Человеческая жизнь часто полна трудностей, с которыми необходимо справляться, и справляться регулярно. И иногда это может быть очень трудно.
Хорошо, когда у человека гибкий ум и он способен приспособиться ко всему, но иногда ему может не хватать моральных ресурсов. Тогда у изначально психически здорового человека может развиться ряд неврозов.
Когда вы не можете справиться с чем-то, в вашей психике возникает сопротивление, и вы можете заметить следующие симптомы:
Часто ментальное расстройство может являться результатом аномии (девиации) человека, которая формируется в ходе антропогенеза личности. Прочитать подробнее можно по ссылкам.
Разновидности психических отклонений
Психические расстройства (ПР) — это нарушения психики, мышления, восприятия реальности и поведения. Эта группа расстройств имеет индивидуальный характер и развивается в зависимости от характерных черт личности. Они не всегда поддаются четкой классификации, поскольку не до конца понятны.
В ожидании ликбеза
Слово регулятора
Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Банка России напомнил, что в прошлом году был принят трехлетний стратегический документ «Основные направления развития финансовых рынков». Одна из его целей – содействие росту качества жизни граждан за счет использования ими финансовых услуг. В Центробанке регулярно оценивают показатели эффективности исполнения этого документа. В частности, замеряют индекс ценовой доступности финансовых услуг. Отдельная категория оценки – доля финансовых услуг, доступных через цифровые каналы.
Михаил Мамута не мог не упомянуть и о защите прав потребителей. Совершенствуется система работы с жалобами и обращениями. «Количество таких жалоб возрастает, и это нормально. Значит, растет финансовая грамотность» – сделал он парадоксальный, на первый взгляд, вывод. Финансово грамотные потребители понимают, что могут защищать свои права, и знают, куда обратиться. В Центробанке запущен режим централизованных хабов по обработке обращений, который помогает ускорить обработку жалоб. Каждая жалоба, по словам Мамуты, обрабатывается в течение нескольких часов, в пределах суток. У потребителя остается достаточно времени для того, чтобы воспользоваться возможностями закона для своей защиты. Раньше, когда Банк России отвечал потребителям в 30-дневный срок, на момент получения официального ответа они уже не могли ничего исправить, так как истекал отведенный на это законом срок.
Такая разная доступность…
Представитель регулятора затронул тему доступности финансовых услуг. Оказалось, доступность бывает разная – ценовая, физическая, ментальная и ассортиментная. «Ментальная доступность – очень важная вещь, она имеет свое гендерное преломление, возрастное преломление» – высказал точку зрения Мамута, когда дело дошло до этой категории. Некоторые люди просто боятся пользоваться финансовыми услугами, так как не понимают их. Доступность финансовой инфраструктуры у нас в стране на сегодня неплохая, даже если сравнивать ее с инфраструктурой стран G7. На должном уровне находится количество банкоматов и банковских отделений. По словам Мамуты, Банк России проводит с розничными банками разъяснительную работу, рекомендуя им при закрытии физического офиса в каком-либо населенном пункте заранее готовить его жителей к работе с банкоматом или с дистанционными каналами. Отдельная работа ведется для того, чтобы обеспечить равенство возможностей для людей с ограничениями здоровья. На сегодняшний день не в каждом банке они могут получить доступ к финансовым услугам.
Нуждаются в просвещении
Михаил Мамута перешел к главному: финансовая доступность без финансовой грамотности создает несбалансированные возможности. Он дал определение финансово грамотного человека. Оказалось, это тот, кто обладает знаниями (о предназначении финансовых инструментов и услуг) и навыками, способен принимать обоснованные решения в данной сфере, поддерживает и улучшает свое благосостояние. Представитель Банка России уточнил, что чаще всего, к сожалению, решения гражданами принимаются как раз необоснованные, и базируются они на эмоциях. Что в сфере пользования финансовыми инструментами, конечно, недопустимо. По этой причине Банк России совместно с Министерством образования и науки РФ решили заниматься всесторонним просвещением и для этого даже подписали комплексное соглашение. Работа будет проводиться с дошкольниками, с учениками начальной и средней школы. Подготовлен учебник «Основы финансовой грамотности». Банк России создает специальный сайт по финансовому просвещению. Появятся мобильные приложения для определения подлинности банкнот.
Легкие деньги и «запрещенка»
«Очень многие паттерны, то есть стереотипы финансового поведения, основаны на мифах. Например, мы столкнулись с тем, что многие граждане думают: для того чтобы заработать на фондовом рынке, достаточно купить акции какие-нибудь или облигации, и доход будет сам собой каждый год прирастать» – рассказал Мамута.
По секрету со всего света
Следующая сессия была посвящена национальным стратегиям разных стран в сфере финансовой грамотности и финансовой доступности. В президиуме отметились представители Португалии и Великобритании, а также международных организаций.
Флор-Анн Месси, директор департамента финансов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) заявила, что в глобальном масштабе уровень финансовой грамотности сегодня низок. Это было выявлено в ходе специального исследования. Причем Россия по среднему показателю финграмотности находится ниже среднемирового показателя. Есть несколько полезных поведенческих навыков, которые, как ни удивительно, редко встречаются, посетовала Месси. Например, только 60% взрослых во всем мире ведут домашний бюджет. А в России и того меньше – 50% взрослого населения.
Представитель OECD отметила важность раннего финансового образования, в идеале – со школьной скамьи. Также она подчеркнула необходимость поощрять активный выбор финансовых продуктов (здесь речь уже, конечно, о взрослых) при помощи налогового стимулирования и других мер. Не помешают создание общедоступных инструментов для ведения личного бюджета и очные консультации на тему определения приоритетности расходов.
Все на марафон!
Палки в колеса финграмотности
Стабильность по-русски
Компанию иностранных коллег в этой сессии разбавила Анна Зеленцова, координатор Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Она отметила, что финансово грамотный человек подготовлен к различным шокам, «и это тоже стабильность». Зеленцова напомнила о распространенном среди россиян стереотипе, что за их собственные финансовые решения должен отвечать кто-то другой. Но по факту ответственность все больше переносится с государства и организаций на самих граждан.
Представитель Минфина рассказала о том, что сейчас завершается разработка национальной стратегии по повышению финграмотности, рассчитанной на семь лет. Ее совместными усилиями создают Минфин, Банк России, Минобрнауки, Роспотребнадзор и Пенсионный фонд.
Стратегии нет, но мероприятия уже проводятся. В девяти регионах России реализуются комплексные программы по повышению финграмотности. Как следует из опросов, они уже дают результаты. В школьный курс обществознания введены обязательные элементы финансовой грамотности. Для вузов и трудоспособного населения также разработаны свои программы обучения. Каждый год проводится Всероссийская неделя сбережений. А в этом году в апреле пройдет Детская неделя финансовой грамотности. Создан общенациональный портал Вашифинансы.рф. Миллионными тиражами изданы буклеты, разъясняющие азы вроде «куда обращаться с жалобами на действия банков». (Некоторые соотечественники думают, что их принимает Сбербанк.)
Зеленцова отметила, что финансовые организации сегодня предоставляют недостаточную информацию о финансовых продуктах. Например, банки иногда предлагают «застрахованные» вклады, а на деле выясняется, что Агентство страхования вкладов тут ни при чем. Нужно разрабатывать упрощенные продукты, которые будут доступны «незащищенным» гражданам и не позволят снизиться качеству их жизни, подытожила чиновник.
Кто виноват в ошибках потребителей?
После перерыва на кофе началась вторая сессия под названием «Психология потребителя финансовых услуг: кто в ответе за ошибки?». (Параллельно в соседнем зале говорили про образование.) Модератор дискуссии, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев сразу предупредил выступающих, что собирается «надевать кепку плохого парня» и с пристрастием выяснять, кто же все-таки виноват в ошибках потребителей. Но это не помешало спикерам поначалу методично уходить от ответа.
Ольга Томилова, консультант по разработке законодательных инициатив Консультативной группы по оказанию помощи бедным (CGAP) для начала пояснила, что за должностью с таким сложным названием скрывается работа в одном из подразделений Всемирного банка. Она сообщила, что, согласно демографической классификации ООН, российское общество уже считается старым. Доля россиян старше 60 лет в 2016 году достигла 20%.
Сергей Антонян, руководитель направления исследований финансовых технологий Аналитического центра НАФИ совместно с Ольгой Томиловой представил презентацию «Готовы ли пожилые люди к дигитализации?». Оказалось, конечно, что не совсем. Пожилые люди сегодня часто оказываются вне финансовых услуг. А если и пользуются ими, то крайне редко, и преимущественно платежами (за квартиру, телефон и т.п.). К банкомату пожилые прибегают крайне редко, и при этом все равно просят помощи сотрудников банка. Пользование банкоматом создает определенный психологический дискомфорт: пожилые люди чувствуют, что им «дышат в спину», что они делают все очень медленно, задерживают других. Кроме того, им зачастую хочется сесть, поставить сумку. Но есть и хорошие новости. Компьютерная грамотность среди пожилых растет. Из них 44%, по данным 2014 года, имели возможность доступа к интернету, однако современные каналы платежей ими все равно не используются, и использовать их они не планируют. Мехтиев тут же предположил, что здесь могли бы помочь некие преференции за пользование цифровыми каналами.
— Скорее, причина нежелания в том, что они считают онлайн-каналы неудобными и небезопасными – предположила Томилова. Существует даже специальный сервис: в банке готовы поставить печать на оплаченную квитанцию, распечатанную из интернета. И сервис этот довольно востребован. Пожилые люди считают, что если у них на руках нет документа об оплате, то она недействительна.
— Я не понимаю, что происходит, но и предыдущий оратор, и вы, ушли от ответа на вопрос: кто же все-таки виноват? – возмутился «плохой парень», передавая слово Наталье Коршунковой, эксперту «Народного рейтинга» портала Banki.ru.
Коршункова предположила, что в ошибках потребителей больше виноват банк, потому что на его стороне дипломированные экономисты, юристы, психологи, которые тщательно готовят банковские продукты. А потом рассказала немного о народном рейтинге, который Мехтиев охарактеризовал как «стену плача».
Алишер Акбаралиев, исполнительный директор Ассоциации микрофинансовых организаций Кыргызской республики, поведал, что 33% кредитного рынка Кыргызстана – это микрофинансовый сектор. По его словам, в регионе с прошлого года реализуется программа по повышению финансовой грамотности, и результаты уже заметны. Уровень перекредитованности (количества заемщиков, которые не могут обслуживать свои долги) снизился с 30% до 17%. Увеличилось количество депозитариев физических лиц в 3-4 раза за последние 2-3 года. Он также рассказал, что в Кыргызстане кредитор не имеет права выдавать кредит, если он превышает 50% месячного дохода семьи за вычетом всех обязательных платежей.
Руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин привел данные любопытного исследования. По его данным, многие респонденты винят в том, что потеряли деньги. средства массовой информации. Хотя сами и выбирали их в качестве финансовых «советчиков». Половина респондентов считает, что СМИ время от времени их обманывают. При этом около 20% из них даже в этом случае не хотят проверять полученную информацию. Но есть и позитивные тенденции: за последние пять лет в полтора раза выросла доля респондентов, которые перепроверяют информацию в интернете.