Что такое когнитивная деятельность
Когнитивная деятельность
This page copyright © 1996 V.Dem’jankov, E.S.Kubryakova
Электронная версия статьи:
Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная деятельность // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – С. 51–52.
своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности. Смыслы же выражени считаются тогда объектами когнитивной деятельности и когнитивных установок. Например, в концепции “игровой семантики” Я.Хинтикки [J.Hintikka 1975] смысл выражения является функцией, дающей множеству возможных миров некоторый экстенсионал (предложениям приписываетс некоторое истинностное значение, привязанное к конкретному набору возможных миров).
Результаты К.Д. могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире – т.е. к тому, что индивид знает, предполагает, думает и/или воображает об объектах действительного и возможных миров [Павилёнис 1983: 102] и что входит в концептуальную систему человека.
К.Д. как составная часть сознания человека (другие компоненты сознания: компетенция способность генерировать акты сознания и конкретное знание результат когнитивной деятельности, используемый в дальнейших когнитивных актах человека) разворачивается в определенном культурном контексте, что сильно ограничивает набор допустимых “возможных миров” [E.Morin 1986: 11]. В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религия и др. компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах К.Д. Отсюда и представление о когнитивной деятельности как о наборе процедур, переводящих одну реальность человека в другую.
В более широком значении К.Д. – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, т.е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо. В таком случае связь К.Д. с пониманием предложений не обязательна [Pylyshyn 1984: 197-198]. Иногда поэтому К.Д. соотносится напрямую с понятием мышления, но относится прежде всего к процессам, сопровождающим обработку информации и заключающимся в создании особых структур сознания: тогда в К.Д. участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемце структуры сознани нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация.
когнитивная деятельность
Смотреть что такое «когнитивная деятельность» в других словарях:
Когнитивная нейробиология — наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… … Википедия
Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия
когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о… … Большая психологическая энциклопедия
деятельность психическая у животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия
Когнитивная этология — (лат. cognitio знание) наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия
Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology) — К. п. это междисциплинарная, возникшая благодаря частичному перекрытию психологии и физиологии, область исслед., в к рой предпринимаются попытки разрешить классическую проблему «разумной души» (mind), делая ставку на использование совр.… … Психологическая энциклопедия
Когнитивная терапия депрессии — Одни психотерапевтические методы используют в этом плане выражение теплоты и симпатии, другие – «дать выйти гневу», интерпретировать «потребность страдать», советовать больному принимать себя таким, «какой он есть», поощрять выражать свое чувство … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Когнитивная сложность — [лат. cognitio знание, познание] психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной… … Психологический лексикон
лингвистика когнитивная — ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ направление в языкознании, сложившееся в 70 х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
животное: деятельность психическая — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия
Когнитивность
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
Когнитивность в господствующих направлениях психологии [ ]
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» ( англ. cognitivism ).
Влияния [ ]
Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
Нерешённые проблемы когнитивной теории [ ]
Когнитивная онтология [ ]
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Когнитивность как компрессия [ ]
Когнитивность как социальный процесс [ ]
Когнитивность в культурном контексте [ ]
Обобщение [ ]
См. также [ ]
ar:استعراف cs:Poznání da:Tænkning de:Kognition en:Cognition eo:Kognicio es:Cognición et:Tunnetus (psühholoogia) fa:شناخت fi:Kognitio fr:Cognition he:הכרה hy:Իմացական գործընթացներ id:Kognisi it:Cognizione ja:認識 lv:Kognitīvie procesi nl:Cognitie nn:Kognisjon no:Kognisjon pl:Procesy poznawcze pt:Cognição sk:Poznanie sr:Когниција sv:Kognition ta:அறிதிறன் ur:ادراک yi:באנעם zh:認知
Когнитивные функции
Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.
Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1]. Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.
Что такое когнитивные функции мозга?
Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.
Неврология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].
В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.
Современные методы исследований показывают нам, что же такое когнитивные функции мозга человека и что именно к ним относится. Медикам известно, какие участки коры отвечают за ту или иную способность.
Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.
Разновидности высшей нервной деятельности
Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.
Виды когнитивных функций:
Базовыми считается память и обучаемость. От их уровня функционирования зависит работа других функций мозга. Современные методы помогают не только предотвратить ухудшение памяти, сохранив ясный ум, но и значительно улучшить ее.
Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.
Основы когнитивной психологии
Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.
Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.
Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.
Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.
Основополагающими принципами этой отрасли выступают:
Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].
Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.
Что приводит к нарушению когнитивных функций?
Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.
Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.
Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:
Когнитивная деятельность
Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.
Алгоритм для учащихся по исследованию образовательного объекта
Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию ими образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, математике, словесности, живописи — в любой образовательной области.
1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.
2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.
3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.
4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.
5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.
6. Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.
7. Сделайте выводы из своего исследования. Проведите рефлексию своей деятельности и выполните ее самооценку.
Примеры заданий
Степень успешности когнитивной деятельности учащихся зависит от сформулированного задания. Приведем примеры заданий, предполагающих познавательную продуктивность учеников:
— предложите версию происхождения алфавита, появления письменности;
— объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатеричной — при измерении времени;
— объясните графическую форму букв, цифр, нот, их взаимосвязь и последовательность;
— докажите или опровергните существование богов, духов, домовых;
— исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи;
— проведите опыт по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды;
— мысленно «проживите» все этапы развития растения и опишите
свои чувства;
— найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных
культур;
— выясните, что общего в цвете и музыке, в числах и геометрических
фигурах;
— отыщите общие принципы строения различных государств;
— сформулируйте закон отталкивания в природе;
— выведите закономерности собственной речи.