Что такое качество проекта

Управление качеством проекта

Что такое качество проекта. Смотреть фото Что такое качество проекта. Смотреть картинку Что такое качество проекта. Картинка про Что такое качество проекта. Фото Что такое качество проекта

Качество проекта — целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Управление качеством проекта включает следующие процессы, обеспечивающие выполнение проекта. Планирование качества— определение стан­дартов качества, применимых к проекту, и мер, необходимых для их достижения. Обеспечение качества— регулярная оценка общего хода выполнения проекта для обеспечения соответствия принятым стандартам качества.

Контроль качества— контроль результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетвори­тельного выполнения. Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:•качество является неотъемлемым элементом проекта в целом, а не некой самостоятельной функцией управления; качество рассматривается с позиции потребителя, то есть оно должно соответствовать требованиям потребителя, а не изготовителя; ответственность за качество должна быть адресной; внедрение новых технологий — необходимое условие для ре­ального повышения качества; повышения качества можно добиться только совместными усилиями всех работников предприятия; контроль рабочего процесса — контролировать процесс все­гда эффективнее, чем результат (продукцию); политика в области качества должна быть продуманной со­ставляющей обшей политики предприятия. Ключевые аспекты качества. Качество проекта — совокуп­ность атрибутов качественного и количественного характера, за­висящих от соответствующих характеристик продукции, деятель­ности и услуг по проекту. Качество рассматривается в разрезе стратегий, планов, процедур, проектных решений, материаль­но-технического обеспечения и объединяется системой поддерж­ки качества в рамках так называемого всеобщего управления ка­чеством.

Планирование качества включает определение стандартов ка­чества, относящихся к проекту, и путей их достижения. Оно неразрывно связано с планированием других областей проекта (стоимости, рисков, сроков). Команда проекта должна знать один из фундаментальных принципов управления качеством — качество планируется, а не подвергается проверке. Принято различать четыре ключевых аспекта качества; Первый аспект качества — это соответствие продукции рыноч­ным потребностям и ожиданиям. Этот аспект качества достигает­ся благодаря точному анализу возможностей рынка, а также бла­годаря эффективному определению и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения. Второй аспект качества — наличие четких планов, достигает­ся благодаря тщательной разработке и планированию проекта и его продукции. Третий аспект — контроль, обеспечения качества является со­ответствие реализации проекта его плановой документации и раз­работанным характеристикам продукции проекта для потребите­лей и других заинтересованных лиц. Четвертый аспект — обеспеченность ресурсами, достигается благодаря должному материально-техническому обеспечению.

Что такое качество проекта. Смотреть фото Что такое качество проекта. Смотреть картинку Что такое качество проекта. Картинка про Что такое качество проекта. Фото Что такое качество проекта

Анализ проекта (временные характеристики)

Что такое качество проекта. Смотреть фото Что такое качество проекта. Смотреть картинку Что такое качество проекта. Картинка про Что такое качество проекта. Фото Что такое качество проекта

Процессы управления коммуникациями

Управление коммуникациями обеспечивает поддержку системы связи (взаимодействий) между участниками проекта, передачу управленческой.

Что такое качество проекта. Смотреть фото Что такое качество проекта. Смотреть картинку Что такое качество проекта. Картинка про Что такое качество проекта. Фото Что такое качество проекта

История развития проект менеджмента

С 1930 х годов зарождается и выделяется в самостоятельную дициплину — управление проектами, это связанос разработками специальных.

Источник

Понятие «качество» и его использование в проектах

Управление качеством в проектах организации

В обобщенной форме, качество можно охарактеризовать в качестве степени соответствия определенных характеристик проекта (услуг и продуктов) определенному перечню требований. Требованиями, в свою очередь, являются ожидания и потребности (заказчиков и покупателей), которые являются общеизвестными и документально закрепленными. Требования также могут быть общепринятыми.

Управление качеством и качество в современной экономической науке обладают высоким стратегическим значением для обеспечения конкурентоспособности организации.

Приводя характеристику управления качеством в различных проектах, можно выделить два аспекта:

В качестве критического момента управления качеством проекта выступает процесс перевода желаний, ожиданий и потребностей участников в конкретные требования, которые выполняются в процессе анализа участников в ситуации планирования сущности проекта.

Требование потребителей, а также соответствие им выступают в качестве предмета стандартизации.

Установление общих требований к системе менеджмента качества в каждой организации, которая хочет показать собственную способность стабильно выдавать продукты, которые отвечают требованиям потребителей и соответствующим нормативным требованиям, а также могут повышать уровень удовлетворенности потребителя отражено в серии стандартов ISO 9000:2000.

Принципы оценки качества в проектах организации

Основу стандарта составляют три основополагающих принципа:

Принцип постоянного улучшения предполагает, что все основные процессы оставались измеримыми, а также чтобы для них были установлены и определены критерии и механизмы непрерывной оптимизации и улучшения. В стандарте содержится развитая система поддержки сертификации – то есть подтверждение соответствия стандартам.

Принцип постоянного улучшения предполагает, что все основные процессы оставались измеримыми, а также чтобы для них были установлены и определены критерии и механизмы непрерывной оптимизации и улучшения. В стандарте содержится развитая система поддержки сертификации – то есть подтверждение соответствия стандартам.

Ориентация на потребителя направлена на то, чтобы качестве услуги, либо продукта определялось в качестве степени удовлетворенности потребителя. Вопросам организации коммуникации с потребителем в стандарте отведена большая роль.

В процессном подходе предполагается, что качественно функционирующее предприятие обладает установленными процессами, а также то, что качество процесса может предопределять качество продукции.

В требованиях стандарта определяется, что все организационные процессы должны быть четко установленными (то есть должны обладать механизмом четкого воспроизведения, не быть рассчитанными на удачу и не быть случайными) и определенными (то есть должны детально документировать весь массив используемых операций, документов и регламентов).

Сертификация должна производиться независимыми специализированными структурами по сертификации, которые обладают международной признанной аккредитацией.

Аудиторами органов по сертификации проводится проверка того, что все организационные процессы соответствуют установленному регламенту и документации и фактически реализуются в точном соответствии с тем, как это описано в документации предприятия.

Обязанностями аудиторов не является установление того, какие процессы можно считать «правильными» для конкретного предприятия. Сертификаты предоставляют сведения о том, что организация реализует все действия, которые отражены в документах – не более, и не менее этого. Исходя из этого, стандарты в этой области отличаются гибкостью, динамичностью и широким применением во всем мире.

Так как принципы, которые заложены в стандартах, соответствуют идеологии проектного управления, можно утверждать, что управление проектами соответствует стандартам ISO. Кроме того, наблюдается тесная взаимосвязь проектного менеджмента и управления качеством.

Самый распространенный принцип обеспечения качества основывается на системном подходе, а также постулатах общей системы менеджмента качества (Total Quality Management – TQM). Ожидания и потребности потребителей в этой области управления определяют настройки управленческих процессов на работу по обеспечению качества, а также масштаб действий.

Процессы управления на основе TQM реализуются в соответствии со следующей схемой:

TQM является работой в области непрерывного улучшения самого проекта и продукции. В него включается отслеживание действий конкурентов, приобщение всех членов проектной команды в совершенствование продукции, а также поощрение командной работы.

Основой всех процессов в области обеспечения качества основываются на применении стандартов ISO серии 9000, а также аналогичных им российских стандартов.

Стандарты и процессы управления качеством проекта в организации

Стандарты EN 29001 и ISO 9001 необходимы для обеспечения качества при разработке, проектировании, монтаже, производстве и обслуживании. Они включают в себя следующие элементы:

Стандарты EN 29002 и ISO 9002 необходимы для обеспечения качества при монтаже и производстве. Данные стандарты также необходимы для обеспечения качества в ситуации контроля конечного продукта и его испытаниях.

В Российской Федерации используется система строительных норм «Система нормативных документов в строительстве.

Основные положения» (СНиП 10.01–94). Ее основными положениями является:

На основании философии управления проектами, которая закладывается PMI, качество выступает в качестве одного из ограничений для проекта, одним из углов «магического треугольника», который также содержит в себе затраты на реализацию проекта и сроки выполнения проекта.

В случае, если увеличение бюджета проекта является невозможным, требования к качеству поставок продукции проекта могут снижаться в более краткие сроки применительно к существующему бюджету.

Процессы управления качеством проекта включают в себя следующие виды воздействия:

Источник

Определение качества проекта

Одной из ключевых функций управления проектом наряду с такими, как управление стоимостью и временем, является управление качеством проекта.

Качество – это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Обычно потребности формируются с помощью характеристик на основе установленных критериев. Потребности могут включать в себя, например, эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие на окружающую среду, экономические, эстетические и культурно-исторические требования.

Понятие «качество» следует отличать от понятия «градация» (сорт, класс). Под последним понимается категория или разряд, присвоенный объектам, имеющим то же функциональное применение, но иные требования к качеству. Низкое качество – это всегда проблема, низкий сорт – не обязательно.

Принято различать четыре ключевых аспекта качества:

1. Качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Этот аспект качества достигается благодаря эффективному определению и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения требований потребителя и точному анализу возможностей рынка.

2. Качество разработки и планирования проекта. Вторым аспектом является качество, достигаемое благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции.

3. Качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией. Третьим аспектом является качество, обеспечиваемое благодаря поддержанию соответствия реализации проекта его плану и обеспечению разработанных характеристик продукции проекта и самого проекта и произведенных ценностей для потребителей и других заинтересованных лиц.

4. Качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:

-качество – неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

-качество – это то, что говорит потребитель, а не производитель;

-ответственность за качество должна быть адресной;

-для реального повышения качества нужны новые технологии;

-повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

-контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

-политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами:

1. Роль руководства. В мероприятиях по управлению качеством на основе принципов TQM огромная роль отводится руководству. Руководство должно возглавить деятельность по управлению качеством. Оно должно быть искренне привержено системе, верить в ее ценности. Руководство должно интегрировать систему управления качеством в общую модель управления проектом. Свое воздействие следует осуществлять не столько в виде организационно-распорядительной документации, сколько в виде конкретных слов и поступков, однозначно и выразительно передающих позицию руководства. Стиль руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на кооперативный, либеральный.

2. Основное внимание – клиентам. Внимание к клиентам должно проявляться не в лозунгах, а в практической, повседневной деятельности. Прежде всего, следует определить круг клиентов. Сотрудники, и в первую очередь руководители, должны четко знать, кто является потребителем продукции проекта. Затем следует определить потребности своих клиентов и разработать систему показателей, определяющих степень удовлетворенности клиентов продукцией проекта. После этого полученную систему показателей следует положить в основу системы мотивации сотрудников и системы управления фирмой в целом в качестве основного индикатора успешности проекта. Большую роль в повышении эффективности взаимодействия с клиентами играет информационная система проекта, которая должна быть, безусловно, совместима с информационными системами основных клиентов.

3. Стратегическое планирование. Большое внимание в TQM уделяется процессам планирования вообще и стратегического планирования, в частности. При этом планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких, которые до последнего времени рассматриваются как неосязаемые и неизмеримые, как уровень удовлетворенности потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и прочее.

4. Вовлечение всех сотрудников. В TQM предполагается делегировать больше ответственности на нижние уровни управления. При этом не следует забывать, что сотрудники должны быть специально подготовлены для принятия этой новой для них ответственности. При увеличении ответственности рядовых сотрудников возрастает роль обратной связи, которая становится основной составляющей информационной системы предприятия. Естественно, такой подход не снимает необходимости традиционного управления, но оставляет для высших уровней управления больше времени для решения стратегических задач. Кроме этого, важную роль играют социальные и психологические факторы. Самоконтроль и контроль со стороны коллег работает эффективнее, чем формальный контроль сверху.

5.Подготовка персонала. При расширении полномочий и обогащении функциональных обязанностей возникает необходимость постоянной подготовки персонала, причем не только узко профессиональной. Другой новой характеристикой подготовки в TQM является обязательная оценка эффективности обучения.

6.Награды и признание. Для того, чтобы новая система работала, необходимо, чтобы она была подкреплена соответствующей системой мотивации. При этом формальные награды и признание должно гармонировать с неформальными. Таким образом, система менеджмента качества интегрируется в корпоративную систему управления, формируя определенную организационную культуру.

7.Разработка продукции и услуг должна адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся и усложняющиеся потребности и ожидания потребителей. Важнейшими являются такие показатели как улучшение качества разработки, т. е. соответствие разработок требованиям клиента, а так же продолжительность цикла разработка – внедрение.

8.Управление процессом. Основополагающим принципом TQM является концентрация усилий на конкретных процессах, в особенности на процессах, непосредственно влияющих на качество конечной продукции проекта.

9.Качество поставщиков. Требования к качеству продукции поставщиков аналогичны требованиям к своей собственной. Соответственно необходимо организовать действенный контроль за работой и своевременно отказываться от услуг ненадежных (если это возможно).

10.Информационная система. Для нормального функционирования системы TQM необходимо разработать и внедрить информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить и использовать данные, информацию и знания. Для этого следует четко определить, какие данные собирать и как их обрабатывать и распространять.

11. Лучший опыт. Одним из действенных инструментов повышения качества и улучшения системы управления является определение и использование лучшего опыта других компаний. Обычно эта деятельность состоит из определения процессов, которые предполагается улучшать, моделирования собственных процессов, изучения собственного опыта других компаний, анализа выводов и использования полученных результатов.

12.Оценка эффективности работы системы управления качеством. Для такой оценки необходимо разработать систему критериев и порядок проведения таких оценок. Полученные и проанализированные результаты должны быть использованы для дальнейшего совершенствования управления проектом.

Изложенные выше принципы TQM легли в основу разнообразных концепций менеджмента качества, таких как ИСО 9000, многих национальных государственных моделей управления качеством, а также явились базой для выработки системы менеджмента качества.

Что такое качество проекта. Смотреть фото Что такое качество проекта. Смотреть картинку Что такое качество проекта. Картинка про Что такое качество проекта. Фото Что такое качество проекта

Рисунок 3 – Структура управления качеством проекта

Источник

Управление качеством проекта

Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:

Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000 :2000:

Стандарт ISO10006 имеет название » Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами». Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

Управление качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта. На рис. 8.1 представлены стадии управления качеством проекта.

Стадия «Концепция». На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. «Концепция» имеет следующие разделы :

Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:

Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.

Что такое качество проекта. Смотреть фото Что такое качество проекта. Смотреть картинку Что такое качество проекта. Картинка про Что такое качество проекта. Фото Что такое качество проекта

Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.

Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.

Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.

Источник

Лекция «Управление качеством проекта»

Урок 10. Управление качеством проекта

Понятие качества проекта и стандартизация.

Управление качеством проекта.

Одной из ключевых функций управления проектом наряду с такими, как управление стоимостью и временем, является управление качеством проекта.

Качество — это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Обычно потребности формулируются с помощью характеристик на основе установленных критериев. Потребности могут включать в себя, например, эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие на окружающую среду, экономические, эстетические и культурно-исторические требования.

Понятие «качество» следует отличать от понятия «градация» (сорт, класс)». Под последним понимается категория или разряд, присвоенный объектам, имеющим то же функциональное применение, но иные требования к качеству. Низкое качество — это всегда проблема, низкий сорт — не обязательно.

Принято различать четыре ключевых аспекта качества:

1. Качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям.

2. Качество разработки и планирования проекта. Вторым аспектом является качество, достигаемое благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции.

4. Качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего его жизненного цикла.

Международный опыт управления качеством обобщен в пакете международных стандартов ISO 9000 по обеспечению качества.

Стандарты ISO 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

В нашей стране существуют национальные стандарты по качеству, соответствующие международным стандартам семейства ISO 9000: ГОСТ Р ИСО 9000—2001. Системы менеджмента, качества. Основные положения и словарь; ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Системы менеджмента качества. Требования; ГОСТ Р ИСО 9004—2001. Системы менеджмента качества. Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Государственный Комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

2. Управление качеством проекта.

Управление качеством проекта — это система методов, средств и

Структура управления качеством проекта:

Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий:

» анализ затрат и выгод;

» установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;

• причин-следствий (диаграмма Исикавы), иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами.

• блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом;

В результате планирования качества появляется план качества (план организационно-технических мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.

В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции. В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.

Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.

Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.

Что такое качество проекта. Смотреть фото Что такое качество проекта. Смотреть картинку Что такое качество проекта. Картинка про Что такое качество проекта. Фото Что такое качество проекта

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:

» контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса.

» статистических методов анализа

Контроль качества может завершиться следующими решениями:

» идентификацией брака и реализацией действий по управлению несоответствующей продукцией;

» переработкой продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *