тренировка дикции по станиславскому
Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых
Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:
Станиславский о роли дикции
Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».
Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:
Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.
Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
Как улучшить дикцию: советы, упражнения и готовая программа занятий
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Сегодня мы с вами будем учиться красиво говорить. Я расскажу вам, как улучшить дикцию и сделать свою речь четкой, стройной и убедительной. Вместе мы выполним десяток логопедических упражнений, поработаем над дыханием и внедрим полезные ораторские привычки. Погнали!
Что такое дикция и зачем ее развивать
Слово “дикция” произошло от латинского dictio, что переводится как “произношение”. Под дикцией мы подразумеваем произнесение различных звуков в соответствии с нормами языка. Чем четче и красивей получаются эти звуки, тем лучше у человека дикция.
Хорошая дикция нужна не только актерам, ведущим и ораторам. Речь – главное средство общения между людьми. Причем формальный аспект речи не менее важен, чем содержательный. То есть значение имеет не только то, что человек говорит, но и то, как он говорит. Даже самые правильные мысли могут не найти отклика в душе у собеседника, если они сказаны кое-как.
Другое дело – красивая плавная уверенная речь. Она захватывает внимание и заставляет прислушаться независимо от того, что с помощью нее сообщается. Поэтому хорошая дикция является дополнительным козырем во всех сферах, связанных с общением. Будь то личная жизнь или дружба, учеба, работа и так далее.
Как улучшить дикцию: советы логопедов и профессиональных ораторов
Научиться красиво говорить может каждый. Давайте рассмотрим общие рекомендации, которые помогут вам улучшить речь.
Больше говорите и читайте вслух
Как правило, молчуны испытывают проблемы с дикцией и артикуляцией чаще, чем болтливые люди. Хотя здесь не совсем понятно, что первично: скудная речь, которая не дает возможности развивать произношение, или проблемы с дикцией, которые провоцируют комплексы и заставляют человека молчать.
В любом случае этот замкнутый круг нужно разорвать. Если увеличить количество живого общения с вашим активным участием пока не представляется возможным, начните говорить наедине с собой.
Некоторым людям бывает трудно преодолеть внутренний барьер и начать говорить с самим собой. Можете прибегнуть к хитрости и в качестве собеседника назначить своего питомца или какой-то неодушевленный предмет.
Следите за темпом речи
Помню, когда мы в детстве рассказывали стихи на уроке литературы, каждому второму ученику учительница делала замечание по поводу скорости речи. “Куда ты несешься, – говорила она, – как будто за тобой волк гонится”.
Привычка говорить быстро и суетливо очень сильно сказывается на качестве речи. Хромают окончания, теряются предлоги и союзы, страдает интонация. Поэтому следите за тем, чтобы темп речи был нормальным, т. е. не слишком быстрым и не очень медленным. За образец можете взять речь какого-нибудь известного человека: актера, дающего интервью, стендап-комика, выступающего на сцене, мотивационного оратора и т. д.
Раньше я тоже страдала этой особенностью. Говорила скороговорками, хотя мне казалось, что у меня нормальная скорость речи. Копнув глубже, я пришла к выводу, что виной тому проблемы с оперативной памятью. Я просто не могла удерживать мысль в голове дольше 5 секунд, так что стремилась высказать ее как можно скорее. Занятия по развитию памяти помогли решить эту проблему.
Наблюдайте за тем, как говорят другие
К сожалению, очень мало людей могут похвастаться хорошей дикцией. Но это нам в каком-то смысле на руку. Свои погрешности заметить гораздо сложнее, чем чужие. Поэтому возьмите за правило прислушиваться к чужой речи и отмечать несовершенства.
Во время общения с собеседником спрашивайте себя, что бы вы изменили в его речи, чтобы сделать ее более красивой, красноречивой и убедительной. Это может быть темп, интонация, громкость, произношение отдельных звуков. Постарайтесь смоделировать, как звучала бы идеальная речь из уст этого конкретного человека.
Изучайте нормы орфоэпии
Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения звуков, их сочетаний и постановки ударения в словах. Если вы хотите работать над дикцией, знать их необходимо.
В русском языке, в отличие, к примеру, от английского и французского, достаточно однозначные и прозрачные нормы произношения. Однако есть моменты, на которые стоит обратить внимание.
Записывайте свои разговоры на диктофон
Внутри черепной коробки голос звучит иначе, чем снаружи. Поэтому большинству людей свой истинный говор кажется чужим и неприятным. Но согласитесь, совершенствовать то, что раздражает, совсем не хочется. Поэтому сначала вам придется привыкнуть слышать себя таким, каким вас слышат другие люди.
Начните уже сегодня знакомиться со своим истинным голосом. Выберите любой отрывок из книги и прочитайте его под запись. Затем прослушайте и отметьте, какое впечатление он на вас производит. Если в целом ваша речь вызывает у вас положительные эмоции, то это уже хорошо. Если же впечатление скорее негативное, то прослушайте запись еще несколько раз, пока не начнете воспринимать ее спокойно.
Когда звук вашего голоса перестанет вызывать у вас желание поскорее выключить запись, можно начать работать над недочетами. Выделите все слабые стороны вашей речи и постарайтесь их исправить. Возможно, вы нечетко произносите какие-то звуки, съедаете окончания, неправильно расставляете интонации. Проработав недочеты, снова запишите на диктофон тот же отрывок и отметьте, есть ли прогресс.
Избавляйтесь от разговорных сокращений
Очень часто возникает соблазн вместо часто употребимых слов использовать их сокращения. Например, “здрасьте” вместо “здравствуйте”, “ваще” вместо “вообще”, “щас” вместо “сейчас”. Старайтесь этого не делать.
Во-первых, это делает речь ленивой и расхлябанной. Сразу же пропадает желание напрягать речевой аппарат для произнесения остальных слов. Со временем это перерастает в дурацкую привычку. Встречали, наверное, таких людей, которые как будто все время жуют жвачку во время разговора. Их речь похожа на сырую неоформленную массу.
Во-вторых, все эти сокращения производят не самое приятное впечатление на собеседника. Человек, постоянно использующий их в своей речи, кажется несерьезным и не внушает доверия.
Следите за дыханием
Дыхание играет первостепенную роль в процессе говорения. Очень важно уметь правильно распределять воздух на каждую фразу, чтобы не прерываться и не терять некоторые звуки.
Следите за тем, чтобы ваш выдох был в несколько раз длиннее вдоха. Каждый раз, когда у вас будет свободная минутка, тренируйте замедленный выдох. Наберите в легкие побольше воздуха и постепенно выдыхайте его, стараясь растянуть выдох как можно дольше. Постарайтесь дотянуть хотя бы до 25–30 секунд.
Упражнения для развития дикции
Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.
Скороговорки
Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.
Вот вам несколько коротких скороговорок:
Разговор с препятствиями
Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.
Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.
После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.
Озвучка
Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.
Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.
Произнесение сложных слов
Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.
Вот вам список слов для примера:
Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.
Отработка звуков Ж и Ш
Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.
Отработка звуков К и Г
Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.
Отработка звуков З и С
Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.
Отработка звуков Б и П
Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.
Отработка звука Ц
Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.
Предлоги
Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.
Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:
Окончания
Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.
Программа занятий по улучшению дикции на неделю
Я не понаслышке знаю, как сложно применить чужие советы в жизни, будь они хоть трижды гениальными и сверхполезными. Уже через час после прочтения статьи в вашей голове останется лишь 40 % полученной информации. А значит, 6 из 10 советов и упражнений окажутся невостребованными.
Чтобы избежать этого, я составила мини-программу по работе над дикцией. Скопируйте ее куда-нибудь или сохраните статью в закладки, чтобы каждый день выполнять упражнения.
Понедельник:
Вторник:
Среда:
Четверг:
Пятница:
Суббота:
Воскресенье:
Заключение
Хорошая дикция дает ее обладателю серьезное конкурентное преимущество. Люди, которые это понимают и активно работают над красотой своей речи, имеют гораздо больше шансов достичь успеха в жизни. Особенно это касается тех, кто постоянно взаимодействует с людьми.
Начните работать над своей дикцией, пока это еще не стало мейнстримом. Иначе потом будете вынуждены догонять своих более красноречивых конкурентов. Тем более это несложно и не отнимет у вас много времени.
Делитесь своими успехами в комментариях. Если что-то непонятно, спрашивайте.
Урок 3. Дикция и артикуляция
В этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.
На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.
Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Содержание:
Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!
Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.
Вот наши органы артикуляции в общем виде:
А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.
Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.
Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.
Компоненты дикции:
Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.
Станиславский посвятил развитию дикции и речи несколько разделов своей книги «Работа актера над собой» [К. Станиславский, 2017]. Мы укажем на самое главное из этой работы, что может позаимствовать из актерской практики любой человек, чтобы научиться правильно артикулировать и развить красивую отчетливую речь. Начнем с дыхания.
Упражнения на дыхание:
Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.
Артикуляционная разминка:
Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.
Упражнения для дикции:
Если вы не вполне представляете себе правильную артикуляцию на каких-либо буквах либо имеете дефекты речи, изучите «Положение речевого аппарата при произнесении звуков», и контролируйте положение артикуляционных органов в соответствии с описанием [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].
И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
Простые скороговорки:
Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.
Когда у вас начнут получаться простые скороговорки в быстром темпе без запинок, можно перейти к более сложным вариантам на тренировку отдельных букв и буквосочетаний. Например, таких, которые вам даются сложнее всего. Наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р».
Скороговорки на шипящие:
Последняя скороговорка повышенной сложности позволяет также поставить звук «к». Если он у вас получается не очень внятным, откроем секрет: попробуйте говорить «к», зафиксировав на лице улыбку. Или представив, что вы сейчас будете говорить на английском, а сами начинайте говорить на русском. Так вы легче преодолеете букву «к» везде, где она вам встречается. А с помощью скороговорки про кукушку научитесь произносить сочетания букв, требующих разной артикуляции.
Скороговорки на свистящие:
И, наконец, скороговорки для улучшения звука «р». Это наиболее сложный для корректировки произношения звук. Поэтому если с ним возникают проблемы, начните со скороговорок попроще.
Скороговорка на «р»:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
А теперь вариант для тех, кто хочет совместить тренировку звука «р» и звука «к». Не забывайте улыбаться перед словом, где содержится буква «к»:
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.
Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.
Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:
1 | Прочитайте текст в медленном темпе вслух – так вы поймете, как участки текста даются тяжелее всего. Можно попробовать подобрать синонимы или, если категорически нельзя менять текст, поработать отдельно над труднопроизносимыми сочетаниями. Не забывайте делать вдох в нижнюю часть легких и удерживать бока раздутыми на протяжении чтения всего предложения. Не выдыхайте весь воздух в начале фразы. |
2 | Сделайте разметку текста – где будут логические паузы и логические ударения, где вы будете добирать воздух, какой участок текста стоит прочитать более выразительно, чтобы акцентировать на нем внимание. |
3 | Начитайте текст ритмично, хлопая в такт своей речи – так вам будет легче поймать оптимальный ритм доклада, удобный для вас и слушателей. |
4 | Включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, но уже без подсказки ритма в виде хлопков. |
5 | Прослушайте запись, отметьте для себя наиболее удачные и неудачные отрезки начитки. Подумайте, почему какие-то фразы прозвучали удачно – возможно, вам стоит в этом темпе и ритме читать и все остальное. Послушайте еще раз, как отрезки текста прозвучали невнятно – возможно, вам стоит заменить неудобные слова синонимами. |
6 | Если наблюдается какая-то закономерность (допустим, невнятно звучат все слова, начинающиеся с буквы «и», «т», «к», любой другой), найдите в статье «Положение речевого аппарата при произнесении звуков» нужные вам звуки и потренируйте слова с этими звуками отдельно, контролируя положение артикуляционного аппарата [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020]. |
7 | Возьмите в зубы карандаш, включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
8 | Отложите карандаш и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
9 | Сравните все аудиозаписи и убедитесь, что третий вариант текста, начитанный после разбора ошибок и тренировки с карандашом в зубах, звучит более внятно, чем первый. |
10 | Решите для себя, устраивает ли вас полученный вариант, или стоит поработать над текстом еще. |
Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.
Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.
Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.
Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.
И вот тут мы подходим к еще одному важному вопросу: что делать, если есть дефект дикции? Отказаться от любых видов деятельности, требующих публичных выступлений, или попытаться как-то исправить ситуацию? Если дефекты не слишком серьезные, можно попытаться их исправить. Как? Сейчас разберемся.
Исправление наиболее распространенных дефектов дикции
Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.
Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.
Как мы уже обсудили ранее, наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р». Есть нюанс: недостатки шипящих звуков «ж-ш» легче устранить в том случае, если остальные буквы получаются нормально.
Как поставить звуки «ж-ш»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ж»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ш»:
Как поставить звуки «с-з»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «с»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «з»:
Как поставить звук «р»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «р»:
Логопеды считают звук «р» наиболее трудным для постановки. Особенно, если человек уже привык произносить его как бы горлом. Однако некоторых улучшений всегда добиться можно. Более подробно о постановке звуков расскажут логопеды Юлия Орлова и Ольга Сахаровская:
Звук «ш»:
Звук «с-з»:
Звук «р» (для просмотра перейдите на YouTube):
Тем, кто хочет выйти на более высокий уровень развития дикции и речи, можно посоветовать книгу «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016].
Также много полезной информации содержится в учебном пособии «Анатомия, физиология и патология органа речи» [Е. Боярчук, И. Иванюра, В. Самчук, Н. Скрыпник, 2007].
И, наконец, тем, кто решил глубоко вникнуть в проблему, можно посоветовать изучить «Логопедический атлас» (периферический речевой аппарат) [А. Ахметзянова, Т. Корнийченко, Л. Суздальцева, 2016].
Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.
К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.
А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.
С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.
Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.
Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.