Travel tech что это
Как поменялся TravelTech: ИИ для семейных поездок, виртуальные гиды и QR-паспорт
Рынок TravelTech в период пандемии переживает не лучшие времена: выручка компаний отрасли упала еще год назад, а путешествия по популярным туристическим маршрутам осложнены в связи с новой волной COVID-19. Показываем, как изменилась индустрия и какие стартапы стали интересны клиентам и инвесторам.
Читайте «Хайтек» в
Согласно исследованию КПМГ, проведенному в конце 2020 года, у туристов изменились предпочтения: многие планируют путешествия самостоятельно без посредничества турагентов и туроператоров, используя технологичные онлайн-сервисы и мобильные приложения. Участники рынка отмечают, что для привлечения клиентов готовы искать новые рыночные ниши и разрабатывать новые продукты.
Эксперты ожидают роста прямых продаж туров операторами через свои сайты, мобильные приложения для бронирования услуг и мессенджеры. Появилась тенденция к замене традиционных туристических услуг их онлайн-форматом — онлайн-экскурсии, выставки и мастер-классы c помощью VR/AR-технологий, технологий машинного обучения, ИИ стали доступными и приобрели самостоятельную ценность. Рассказываем о восьми перспективных стартапах из России, Европы и Америки, которые могут заметно повлиять на рынок TravelTech.
Переосмыслить семейные поездки
Идея TripAbrood родилась у Алексы-Марии Рэтбоун Баркер в 2018 году, когда она изо всех сил пыталась забронировать отпуск с мужем и тремя маленькими детьми в обычных сервисах. Стартап использует машинное обучение для того, чтобы переосмыслить идею семейных путешествий, убрать нерелевантные варианты из поиска и найти варианты с уникальными характеристиками.
Основой сервиса стал ИИ-помощник для организации семейных поездок, помогающий пользователям подобрать оптимальные локации и даты поездки: алгоритмы упрощают процесс планирования и частично заменяют турагента.
Виртуальный ассистент Skye запускает на сайте чат, расспрашивает пользователя о его семье и привычках, ищет лучшие варианты среди сотен тысяч объектов и дает индивидуальные рекомендации. Сервис позволяет избежать бесконечных прокруток и фильтров и консультирует 24/7.
Разделить чеки
Launchtrip — первая в мире платформа для бронирования путешествий, ориентированная на групповые поездки и мероприятия. Сервис помогает друзьям планировать сложные маршруты, находить интересные локации, события и делить чеки за поездку. Кроме того, Launchtrip предлагает скидки большим группам.
Интересный гибрид Travel- и FinTech-решений создан серийным предпринимателем Джулианом Ингом. Проект находится на стадии бета-тестирования, но присоединиться к закрытой версии на iOS или Android можно уже этим летом.
Проверить локацию
Часто при планировании путешествий не до конца понятно, стоит ли посетить разрекламированную локацию. Платформа 360STORIES позволяет воспользоваться виртуальным туром, удаленно знакомиться с достопримечательностями под руководством гидов и решить, насколько сильны впечатления и нужно ли ехать туда на самом деле. На платформе возможны групповые туры и мероприятия.
В сервисе от участников Московского инновационного кластера можно использовать AR-функционал во время живых экскурсий. Представьте, что вы посещаете Нью-Йорк. С очками AR к вам может присоединиться виртуальный гид, который даст вам рекомендации по ресторанам или расскажет о достопримечательностях. Платформа доступна в десктопной версии, iOS или Android.
Заселиться в отель виртуально
Сервис AVATOUR позволяет отелям удаленно проводить румтуры с помощью недорогой и мобильной технологии захвата на 360°. Владельцы гостиниц могут подробно показать потенциальным постояльцам номера, а обычные пользователи — удаленно провести вечеринку, пригласив гостей со всего мира.
Если вы проводите тур, то понадобится камера с возможностью съемки на 360°, палка для селфи и аудиогарнитура. С помощью приложения AVATOUR Host можно пригласить гостей, которые присоединяются к туру в браузере или с помощью гарнитуры VR для полного погружения. Во время встречи число участников ограничено до 20 гостей, люди из любой точки мира могут присоединиться к вам виртуально и смотреть видеопоток, прокручивая панораму на своем экране и задавая вопросы про локацию. Приложение AVATOUR Host работает на iOS и Android.
Когда нужен переводчик
Проект PIE помогает клиентам удаленно подключать устного переводчика при любых непонятных условиях. Например, при покупке билетов в другой стране возникает внештатная ситуация или в чужом городе туристу приходится взаимодействовать с полицией.
Воспользоваться сервисом можно круглосуточно. Клиент заказывает переводчика через приложение, бронирует время, указывает нужный язык, специфику разговора, например, если речь о медицине или юридических вопросах. В личном кабинете клиента в назначенное время запустится видеовстреча с переводчиком. Сейчас менеджеры вручную подбирают переводчиков с любого языка из партнерской базы, в будущем стартап планирует запустить маркетплейс переводчиков и назначать их автоматически.
Рассказать о себе для экстренной ситуации
Сервис QRepublik разрабатывает QR-коды безопасности для путешественников, которые выполняют роль Travel ID. Клиент заводит аккаунт на QRepublik, при желании покупает браслет или силиконовую насадку для часов с QR-кодом, в личном кабинете рассказывает о себе основную информацию для экстренной ситуации: историю болезни, принимаемые лекарства, возможные аллергии. В одном аккаунте может быть несколько профилей. В кризисной ситуации QRepublik переведет информацию на 24 языка и поможет получить квалифицированную помощь от врача.
Данные хранятся в облаке, а в системе они полностью обезличены, что делает их бесполезными для кражи. Технологии деперсонализации QRepublik Key позволяют безопасно хранить медицинские данные клиента. Проект разработан участниками технологического конкурса Travel Tech Challenge.
Прогуляться с личным гидом
Сингапурский сервис Port помогает найти в другой стране человека и отправить его на конкретную локацию, например, в музей, на конференцию или на промышленную выставку. Гидов специально обучает Port. Пользователь может делать видеозвонки личному гиду из любой точки по всему миру, посещать важные мероприятия в режиме реального времени, делать нужные снимки, взаимодействовать с другими людьми.
Авторы Port уверяют, что сервис, доступный в браузере, на iOS и Android, экономит бюджет на путешествиях и дает полное погружение в мероприятия, делая сессии клиентов продуктивными.
Платить за билеты можно потом
Стартап Fly Now Pay Later предлагает финтех-сервисы для путешественников. Клиент может выбрать подходящий формат кредита или рассрочки и оформить путевку. Вы выбираете поездку через сервис вроде Trivago или Booking, бронируете ее через приложение, затем Fly Now Pay Later оплачивает ее у поставщика путешествий, а вы платите за него в течение нескольких месяцев. Сервис зарабатывает на единовременной комиссии за рассрочку.
Команда стартапа заявляет, что ее цель — построить будущее, в котором можно меньше времени проводить в мечтах о своей следующей поездке, а больше времени тратить на изучение мира и получение новых впечатлений. Доступен в iOS и Android.
Инновационные туристические продукты, сервисы с использованием искусственного интеллекта, отраслевые маркетплейсы продолжают развивать рынок, а где-то даже открывают новые ниши, создавая продукты на стыке нескольких индустрий вроде Travel и FinTech.
Сэкономить с помощью travel-tech: пять технологий, которые уже доказали свою эффективность
Для туристического рынка, где динамика ценообразования и потоки клиентов зависят и от геополитической ситуации, и от трендов в Instagram, задача поиска баланса между расходами и доходами особенно актуальна. Игроки экспериментируют с технологиями, чтобы привлечь как можно больше клиентов, удовлетворить их потребности и существенно сократить расходы. Рынок travel-tech, активно работая с персонализацией коммерческих предложений, VR- и AR-экскурсиями, тревел-чатботами и блокчейном, уже сегодня меняет рынок, сокращает расходы для туроператоров и авиакомпаний, а также создает более комфортную среду и выгодные предложения для клиентов. Руководитель продукта сервиса для планирования путешествий Movista Сергей Тарабрин рассказал о технологических инновациях в сфере туристического бизнеса, которые приносят реальную пользу и выгоду всем.
Читайте «Хайтек» в
Туристический бизнес, как и любая индустрия сегодня, активно экспериментирует с технологиями. Travel-tech-платформы, гостиничные сети, авиакомпании адаптируют инновации, добиваясь разного эффекта — иногда только маркетингового (проще говоря — хайпа). Яркий пример — использование человекоподобных андроидов. Например, в китайской провинции Шаньдун открылся ресторан, где вместо официантов работают роботы. А посетителей отеля Hilton в городе Маклин недалеко от Вашингтона встречает робот-консьерж.
Но существует пятерка технологий, которые уже успели доказать свою экономическую эффективность и позитивное влияние на бизнес-показатели. Некоторые из них уже стали стандартом для отрасли, другие скоро перейдут из области экспериментов в категорию must have.
Искусственный интеллект и машинное обучение
Эффективность: снижение бизнес-издержек в области клиентского саппорта до 80%, возможности предиктивного анализа цен — удешевление стоимости билетов для конечного потребителя на 35–50%.
Разработки в сфере ИИ и машинного обучения открывают большие возможности для игроков туристического бизнеса и их потребителей. ИИ в туризме — ультраперсонализированный механизм бронирования, автоматизация обслуживания самолетов, а также более эффективное управление трафиком путешественников.
Например, компания Chatme создала тревел-чатбот, способный с легкостью заказать трансфер или аренду автомобиля, зарегистрировать на рейс, сообщить о погоде или даже пообщаться с клиентом на отвлеченные темы. По данным компании, использование решения позволяет снизить расходы на первую линию поддержки на 80%, что в денежном эквиваленте может составить до 10 млн рублей в год.
Бот аномальных цен Aviasales, который проводит мониторинг изменения цен по заданным параметрам за покупателя и сообщает ему о максимально выгодных предложениях, по собственным оценкам платформы позволяет удешевить среднюю стоимость билетов для пользователя на 34,6%. Опцию уже подключили 34 тыс. человек, которые совершили почти 10 тыс. путешествий.
Авиакомпании не отстают и внедряют чат-боты, которые позволяют снизить нагрузку на специалистов компаний. S7 запустила решение для помощи клиентам в подборе и бронировании билетов. Lufthansa Group пошла далее, первыми в мире позволив пользователям также совершать перебронирование через чат-бот.
Виртуальная и дополненная реальность
Эффективность: рост продаж в отелях на 5%.
Технологии VR и AR сегодня — мощный тренд в туризме. Их используют операторы, гостиничные сети и музеи по всему миру. Например, один из отелей класса премиум Atlantis Dubai в ОАЭ дополнил стандартный набор маркетинговых инструментов экскурсией в формате 360-градусного видео. Потенциальный клиент получил возможность на несколько минут ощутить себя постояльцем гостиницы, полежать на огромной кровати или даже постоять под виртуальным душем.
Технология позволяет ознакомиться с достопримечательностями, курортами, пляжами до их реального посещения, изучить местность и узнать больше о предстоящей поездке. AR воссоздает первоначальный облик знаменитых объектов старины, а потому активно используется в популярных экскурсионных программах.
Экономическую эффективность пока мало кто считает. Однако некоторые игроки уже готовы называть цифры. Британский Premier Inn увеличил количество посетителей отеля на 5% благодаря приложению дополненной реальности — путеводителю по самым знаковым местам Лондона.
Эксперты DataArt считают, что AR станет главным инструментом маркетинга и персонализации по итогам 2019 года, что обязательно отразится на росте продаж.
Интернет вещей
Эффективность: внедрение IoT сокращает расходы на электроэнергию на 28%. В России экономический эффект от интернета вещей McKinsey оценивает в 0,4–1,4 трлн рублей ежегодно.
Вслед за умными домами и офисами сегодня появляются умные отели и аэропорты. Технология IoT активно внедряется в индустрии гостеприимства и путешествий.
London City Airport разработал свою систему на базе IoT. Она управляет перемещениями пассажиров, измеряет время в пути, создает программы лояльности и предоставляет услуги в зависимости от локации посетителя аэропорта. Система показывает высокую эффективность при поиске пропавших пассажиров и багажа.
Аэропорт Хитроу, используя специальные сканеры, и вовсе собирается отказаться от использования паспортов и посадочных билетов для пассажиров, чтобы снизить организационные издержки. Инновация значительно облегчит процедуру регистрации и сократит время её прохождения. Для этого пассажирам нужно будет нужно заранее загрузить свои данные в специальное приложение. Технологию планируют запустить в тестовом режиме уже в 2019 году.
Прямой эффект при использовании технологии отмечают, в основном, гостиничные сети. В Starwood Hotels уменьшили расход энергии, установив в каждом номере датчики, регулирующие интенсивность освещения в зависимости от солнечной активности.
Big data
Эффективность: для отрасли авиаперевозок достигается экономия времени на поиск неисправностей в 10 раз, рост выручки у крупных игроков оценивается где-то в миллиард рублей.
Современные tech-платформы планирования и бронирования путешествий сталкиваются с огромными объемами данных: информация о геополитических событиях, погодных условиях, макроэкономических показателях, предпочтениях пользователей, актуальных расценках перевозчиков и изменениях в расписании транспорта.
Любой массив данных при правильной обработке может дать множество полезной информации, которую невозможно извлечь вручную. Именно поэтому технология Big data все активнее применяется в туризме, ее возможности можно назвать безграничными.
Примеры использования Big data в туристическом бизнесе:
Яркий пример эффективного применения Big data в авиации — компания «Аэрофлот». Система обрабатывает данные клиентов, собирая воедино важные показатели: пол, возраст, семейное положение, интересы, предпочтения и историю полетов. Формируется профиль клиента, на основании которого каждому предлагаются более персонифицированные предложения с учетом индивидуальных данных. Внедрение технологии в конечном счете принесло «Аэрофлоту» дополнительный миллиард рублей.
Аэрокосмическая сфера взяла технологию на вооружение во всем мире и получает отличные результаты. Например, авиакомпания Korean Air сократила время на поиск неисправностей на 90% благодаря автоматизированному изучению и анализу больших объемов информации.
Блокчейн
Экономическая эффективность: исключение из платежной цепочки комиссии посредников (2–3%) при средней марже в travel-сегменте в 3–15%. В бизнес-процессах — это сокращение документооборота и полная автоматизация транзакций.
Несмотря на некоторые завышенные ожидания и последующее разочарование в технологии блокчейн на tech-рынках, сегодня она активно реабилитируется в некоторых отраслях. И туристический бизнес — как раз та область, в которой технология может раскрыть себя по полной и подарить пользователям «свободные» путешествия.
Одно из основных преимуществ технологии в том, что она позволяет совершать безопасные транзакции, не требующие дополнительной верификации. Невозможность фальсификации данных означает, что однажды можно будет путешествовать, не имея при себе ни наличных, ни паспорта.
Второе огромное преимущество технологии — на ее основе можно построить систему оплаты, исключая из цепочки множество финансовых посредников, что способно ощутимо снизить стоимость билетов. Например, отели и авиакомпании смогут получать оплату непосредственно от клиентов, минуя банки.
Применение технологии для финансовых расчетов на сегодняшний день нельзя отнести к области must have. На туристическом рынке она пока используется только при b2b-транзакциях. Например, авиакомпания S7 построила новую платформу для прямой работы с агентами на технологии блокчейн. Благодаря этому решению, деньги от проданных билетов компания получает моментально, а не через две недели, как раньше. В компании отмечают снижение организационных издержек за счет полной автоматизации транзакций и документооборота без привлечения человека. Решение выгодно и партнерам: больше не нужны агентские договора, для оформления которых небольшим компаниям нужны неподъемные банковские гарантии.
Технологическое преобразование travel-индустрии неизбежно. Самые активные путешественники сегодня — миллениалы (по данным MGD, они на 23% чаще летают по миру, чем их родители), которые предпочитают цифровые инструменты бронирования и ценят персонализацию. Более того, на смену им приходит еще более «технологичное» поколение Z, которое уже сейчас составляет четверть населения планеты и, по данным Bloomberg, переходит в активную фазу потребления. Нужды и вкусы тех, кто сегодня считает смартфон продолжением руки, а наличие Wi-Fi расценивает важнее, чем работающий унитаз, диктуют необходимость перемен в отрасли.
Для цифрового поколения виртуальная реальность и умные датчики — такая же обыденность, как для миллениалов — цветной телевизор. Поэтому существующие показатели экономической эффективности стоит рассматривать с поправкой на эту категорию. Те же AR-инструменты, применяемые в крупных отелях, пока дают довольно скромную финансовую «прибавку», но все изменится, когда основными потребителями станут «зеты».
Поймать тренд на TravelTech: как агрегатор авторских туров вырос в 2,5 раза за прошлый год
Рынок путешествий меняется: крупные агрегаторы аренды жилья, такие как Airbnb, запускают индивидуальные экскурсии, а пакетные предложения сменяются авторскими турами. В погоню за небывалым спросом на персонализированные путешествия вступает и малый бизнес. Ольга и Иван Бортниковы, основатели YouTravel.me, рассказывают, как продают авторские туры, возвращают упущенную в пандемию выручку и обучают гидов.
Супруги Иван и Ольга Бортниковы много путешествовали и самостоятельно планировали каждый маршрут. Но последняя поездка в Китай оказалась неудачной: понадеявшись на туроператора, ребята купили пакетный тур и столкнулись со множеством неприятностей — от задержки рейса на 5 часов до нечестности гида. Вернувшись в Москву, они решили найти сервис с авторскими маршрутами, но выяснили, что идеального в России просто нет.
Зато Ольга и Иван узнали, что такой отдых организуют тревел-эксперты — профессиональные гиды, набирающие небольшие группы для активных поездок в любую точку мира. Однако агрегатора подобных путешествий не было, и тогда было решено создать его самостоятельно. В запуск YouTravel.me вложили собственные средства — около 600 000 рублей: деньги пошли на разработку сайта и рекламу.
На старте супруги чётко распределили роли: Иван занимался маркетингом, Ольга — управлением. Разработчика нашли на бирже, объединяющей инвесторов, стартаперов и исполнителей, и предложили долю в проекте. Но через пару месяцев поняли, что разработка движется медленно и тормозит запуск. Пришлось искать нового СТО (Chief technical officer — технического директора), и с его появлением площадка начала развиваться и привлекать первых клиентов.
На этом проблемы с наймом сотрудников не закончились. В течение первого года предприниматели сотрудничали с пятью внештатными SMM-менеджерами, и ни один, по их мнению, не смог донести философию продукта до пользователя. « Авторские туры — продукт не массовый и не такой понятный, как пакетный туризм, поэтому SMM-щик не может копировать чужие модели — нужно что-то изобретать», — рассказывает Ольга. Тогда Бортниковы приняли решение взять человека в штат, чтобы он погрузился в работу сервиса с головой.
100 млн ₽
оборот компании за 2019 год
250 млн ₽
оборот компании в 2020 году
21 человек
в команде, все — на удалёнке
100 млн ₽
оборот компании за 2019 год
250 млн ₽
оборот компании в 2020 году
21 человек
в команде, все — на удалёнке
На каких условиях маркетплейс сотрудничает с тревел-экспертами
Главная идея проекта — собрать на одной платформе максимум качественных и интересных туров от проверенных гидов-путешественников. Сервис сосредоточен только на небольших организаторах — с оборотом не более 14 млн ₽ в год.
«Частные гиды и небольшие компании предоставляют качественные персонализированные услуги, но им нужна стандартизация процессов, маркетинг и масштабирование. С этим и помогает агрегатор, привлекая дополнительный поток клиентов. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам»,
Авторский тур, в отличие от пакетного, содержит нестандартное наполнение и разработан конкретным человеком. «Тревел-эксперт создаёт уникальное путешествие: оно всегда завязано на активностях — от йоги до прыжков с тарзанки — и вертится вокруг экскурсий», — объясняет Иван Бортников. В стоимость туров обычно включены проживание с завтраками, трансфер и билеты в культурные места. Перелёты клиент оплачивает отдельно.
от стоимости тура — комиссия, которую платит гид маркетплейсу за привлечение клиента
гидов на платформе
10 146
туров в 90 стран мира представлено на платформе
от стоимости тура — комиссия, которую платит гид маркетплейсу за привлечение клиента
гидов на платформе
10 146
туров в 90 стран мира представлено на платформе
Сервис регистрирует только профессионалов, поэтому тревел-экспертов проверяют по специальной скорринговой модели. Среди критериев отбора — опыт работы, финансовая устойчивость, а также активность в социальных сетях. «По фотографиям в Instagram можно многое узнать: какие путешествия организует эксперт, как долго этим занимается», — говорит Ольга.
План спасения: как маркетплейс перестроил работу в пандемию
.
Обработали все возвраты и предложили альтернативу
В начале 2020 года спрос на авторские туры рос, и основатели YouTravel.me планировали выходить на зарубежный рынок. Но пандемия спутала все карты: с появлением первых упоминаний СМИ о распространении коронавируса и прекращении авиасообщений возвраты начали приходить один за другим. Предприниматели изучали опыт туристического бизнеса в условиях предыдущих кризисов.
Первым делом обработали все отменённые туры: клиентам предлагали перенести поездку на другие даты, дарили сертификат на путешествие или полностью возвращали деньги, а гидам — оплаченную комиссию. «Мы старались входить в положение каждого: и клиентов, которые потеряли деньги из-за сорванного путешествия, и организаторов поездок, оплативших бронирование в гостиницах за свой счёт», — объясняет Иван Бортников. Благодаря такому подходу YouTravel.me разобрались с возвратами и сохранили лояльность клиентов. Но убытки были колоссальными — маркетплейс за месяц потерял 75% выручки.
.
Перестроились на внутренний туризм
До пандемии предприниматели развивали международные направления в 130 странах, а весной 2020-го за месяц полностью перестроились на российские направления — и сформировали для этого новую базу туров. «Мы были уверены, что путешествия по России станут актуальными уже к лету и спрос на них возрастёт в несколько раз, поэтому старались доносить это до каждого тревел-эксперта», — рассказывает Ольга. За два месяца удалось собрать около 500 предложений по всем регионам. «Нам было важно поддержать сотрудников в это непростое время: быстро переключившись на внутренний туризм, мы сохранили штат — никого сокращать не пришлось», — говорит предпринимательница.
Когда регионы России начали пускать первых туристов, Бортниковы зафиксировали небывалый скачок спроса. «Тогда мы выросли примерно в 40 раз по внутренним предложениям по сравнению с докризисным временем», — вспоминает Ольга.
.
Запустили образовательное направление
Реабилитировать бизнес и создать финансовую подушку основателям помогло образовательное направление BeGuide, которое Бортниковы запустили в марте 2020 года. На площадке собраны обучающие онлайн-лекции от тревел-экспертов, которые работают более 10 лет и сотрудничают с YouTravel.me. «Наши поставщики были заинтересованы в том, чтобы рынок авторских курсов рос, а компетенция тревел-экспертов повышалась, поэтому согласились сотрудничать», — поясняет Ольга. Площадка работает по подписной модели — 900 рублей за год доступа ко всем курсам. Узнать о работе и спикерах BeGuide можно бесплатно в Telegram-канале: там есть вебинары и мастер-классы от профессиональных гидов.
После первой волны коронавирусных ограничений рынок частных авторских туров начал стремительно расти: в гонку за клиентов вступили неопытные гиды, которые хотят работать в этой нише, но не знают её специфику.
«Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие ребята, которые хотят стать тревел-экспертами, пытаются набирать группы через Instagram и едут на популярные направления, например Алтай. Они не знают, как правильно организовать людей, и на выходе получают массу негатива»,