теория без практики как
Про «теоретиков» и «практиков»: извечный спор с непонятным результатом
Теория без практики мертва, практика без теории слепа.
А.В. Суворов
Спор о «теоретиках» и «практиках» в юриспруденции представляется столь обыденным, что уже давным давно всем известны возможные и невозможные доводы. Ваш покорный слуга более-менее подробно по вопросу высказывался здесь, тем или иным способом превознося теорию над практическими занятиями. Знатокам диалектического материализма можно «практику» и «теорию» вообще выводить из закона единства и борьбы противоположностей.
А в споре участвуют представители как ведущих юридических школ страны (коих меньшинство), так и основной массы региональных или частных вузов, различающихся друг от друга как небо и земля, как альфа и омега.
Но аспирантура присутствует. Как и магистратура, как и иные опции, которые должны быть в университете в соответствии с законом об образовании.
Но регион маленький (остальные регионы, в массе своей, не больше), а потому заранее известно, кто будет учиться на бюджетных местах, кому дадут поступить на платное, кому придётся идти в другие вузы. Кто пойдёт в магистратуру, кому дадут место в аспирантуре (вместе с тем или иным соответствующим постом в администрации или без такового). Не Северный Кавказ, конечно, но свои «элиты», в том числе потомственные, тихо-мирно за последние 70 лет нахождения региона в составе России сформировались.
Потому «практики» зачастую обоснованно недолюбливают «теоретиков», а «теоретики» свысока смотрят на «практиков». Но ни те ни другие зачастую не являются действительными профессионалами.
Что важнее: практика или теория?
Многие безоговорочно считают, что практика важней теории. Попробую многосторонне описать теорию, отметить её основные функции и доказать, что она значительна ничуть не менее практики. Понятия теории и практики будем рассматривать в общем смысле, без внедрения в конкретные примеры, т. е. ущемим практику и уподобимся теории, что в данной ситуации никак не скажется на правильности выводов.
Итак, начнём с того, что не будем отрицать тесную связь теории с практикой. Несомненно, в основе теории лежит практика, ведь теоретические выводы делаются, исходя из каких-либо практических действий (например, наблюдений, опытов).
Но несмотря на это, теория и «помогает» практике. Прежде чем провести какой-нибудь эксперимент, сначала нужно тщательно изучить его теоретическую базу, в том числе основополагающие принципы данной сферы и стратегически важные нюансы. Кстати, с таким изучением проблем не возникнет, ведь в большинстве случаев теория кодифицирована, систематизирована и содержится на материальных носителях. Это могут быть, например, и учебники, и энциклопедии, и словари, и книги. Также незаменимым источником теории является Интернет, в «паутине» которого можно найти и электронно-цифровые аналоги материальных носителей, и много того, что ещё не попало на «бумагу», а может, и никогда не попадёт.
А вот информацию о практике бывает трудно добыть. Ведь чаще всего она исходит из неофициальных источников, поэтому её характерным признаком нельзя назвать достоверность. Для её изыскания придётся приложить значительные усилия, которые смогут отнять не только время, но и денежные средства.
Исходя из вышеотмеченных положений, можно с точностью заверить читателей, что теория не только является подготовительным этапом для внедрения в практику, но и помогает постоянно её развивать.
Если кто-то в будущем и не собирается заниматься практикой, то это ему не мешает углубиться в теорию, которая позволит повысить интеллект и расширить свой кругозор. Вот именно таких людей и называют начитанными, которые всё обо всём знают. Здесь уже не столь важно показать свою «рукодельность», как просто удивить окружающих своими умственными способностями по объёму памяти головного мозга.
Изучать же практику без теории представляется непростой задачей, ведущей к весьма поверхностным практическим познаниям. Про таких людей обычно говорят: «сам не понимает, что делает». «Рукодельность» свою покажет, но объяснить ничего не сможет, действовать, исходя из меняющийся ситуации, тоже не сможет, ведь в этом он не разбирается, а просто выполняет запомненные «шаблонные» действия.
Теперь с полной уверенностью можно отметить ещё одну черту теории: она имеет смысл и без применения на практике, а вот практике без теории «будет нелегко».
В значимости практики, конечно, никто и не сомневается, но и теорию слишком далеко на второй план всё же отодвигать не стоит, ведь она является постоянной «спутницей» и «помощницей» практики — и друг без друга они бы не смогли существовать.
Изучайте теорию, занимайтесь практикой и не пренебрегайте ни одной из «сестёр»!
Теория без практики как
«Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя»
Альбер Камю
Четвертый год продолжаю преподавать курс «Право» (правовая среда бизнеса) (обязательный предмет) на Экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. По истечение времени, начинаю чувствовать, не только социальную ответственность, но и профессиональное удовольствие от нахождения в системе, государственной системе науки и высшего образования.
Основные правила усвоения студентами авторского курса:
Макет учебного комплекса
«Право»
(правовая среда бизнеса)
Кафедра: Управление организацией ЭФ МГУ. Ауд. 389;
Сайт: http://lidia.econ.msu.ru/
Статус дисциплины: Обязательный, читается в 1 семестре на программе бакалавров по направлению «Менеджмент»
Автор программы: к.ю.н. Сараев Владимир Васильевич, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Преподаватель: к.ю.н. Сараев В.В., e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;
17 недель (осень)+3 недели = сессия
Контактная работа со студентами (часы)
Самос
тоятельные
Аудиторная
Практическая
Отчет
соотнесенный с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Дисциплина направлена на формирование и развитие следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
Данный курс предполагает, что на момент начала обучения студенты должны обладать базовыми знаниями по истории и обществознанию, параллельно изучать дисциплины: «Введение в менеджмент», «Стратегический менеджмент», «История».
Курс «Право», в более широком понятии как правовая среда бизнеса, призван сформировать у студента, прежде всего, базовые экономико-правовые знания о современной бизнес-среде и предпринимательской деятельности, об их формировании и развитии через правовое регулирование и правовую охрану, вертикально-упорядоченный, но одновременно, межотраслевой и комплексный характер правового воздействия на бизнес и предпринимательство, об основных источниках и направлениях правового регулирования, правовом статусе, границах деятельности и юридической ответственности субъектов предпринимательства, о месте норм международного права и внешнеэкономических правовых институтов в современной бизнес-среде, ключевых факторах, влияющих на успешное развитие бизнеса и предпринимательства: сделки, налоги, конкуренция, лицензирование, саморегулирование, банкротство и др., роли правовых стимулов и ограничений для эффективного бизнес-развития, о системе судопроизводства и арбитражного (третейского) разбирательства с участием субъектов предпринимательской деятельности, о современных тенденциях и перспективах правового обеспечения бизнеса, о законодательных инициативах и новеллах в правовом регулировании бизнеса.
Данный курс является базовым в последующем изучении дисциплин (обязательных, по выбору), включенных в учебный план Программы подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент»: «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Налоговая система», «Управление проектами», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Управленческое консультирование».
Объектом изучения являются общественные отношения, формирующие современную правовую среду бизнеса.
Предметом изучения являются актуальная нормативно-правовая база, правоприменение и экономико-правовая деятельность субъектов предпринимательской деятельности в бизнес-среде, в правовых взаимоотношениях внутри бизнес-пространства, и между бизнесом и государством.
4.1. Структура дисциплины (см. Табл.1).
Таблица 1. Структура дисциплины по формам работы (в часах):
Контактная работа со студентами
Самостоя-тельная работа студентов
Инд. и групп. консуль-тации
4.2. Темы дисциплины и их содержание, формирующее подтемы:
Тема 1. Бизнес и предпринимательская деятельность. Формирование правовой среды бизнеса.
Понятие и характеристика регулируемых общественных отношений. Взаимосвязь права и бизнеса. Понятия и определения «бизнеса» и «предпринимательской деятельности». Схожесть и различия «бизнеса» и «предпринимательской деятельности», их позиционное соотношение и правовое обозначение. Сто такое «индустрия»? Особенности современного правового развития бизнес-пространства. Пути формирования правовой среды бизнеса. Уровни правовой среды бизнеса: по вертикали, по юридико-техническому выделению (подходу), по структурно-позиционному формированию правовой среды бизнеса. Предпосылки и условия формирования правовой среды бизнеса. Необходимость в актуализации и поддержании правовой среды бизнеса. Можно ли управлять правовой средой бизнеса?
Практические занятия: Порядок образования организации (компании) на базе учебной группы (далее – «групповая» организация (компания), ГОК). Требования к оформлению летописи жизнедеятельности ГОК через письменную презентацию и «облачные» технологии.
Тема 2. Характеристика правовой среды бизнеса: межотраслевые и комплексные значения.
Желаемое и действительное в правовой среде бизнеса. Виды предпринимательской деятельности (предпринимательства) и виды ведения бизнеса, их законодательное закрепление и актуальные законодательные инициативы в отношении различных видов предпринимательства. Ключевые виды предпринимательства на современном этапе: инновационное, технологическое, социальное. Источники формирования правовой среды. Отраслевые и межотраслевые значения. Комплексность в правовом воздействии на бизнес-среду. Отраслевые и кодифицированные начала. Нормативные правовые акты. Классификация нормативных правовых актов. Систематизация, бланкетность, пробелы, коллизии. Правовые основы цифровизации экономики. Пути правового регулирования базы Blockchain и системы Bitcoin на территории Российской Федерации. Пределы участия государства в правовом регулировании и правовой охране бизнес-среды. Обратная связь: что требует от государства бизнес-среда?
Практические занятия: выбор сферы и отрасли деятельности ГОК, выбор названия юридического лица (далее – ЮЛ), разбор ЕГРЮЛ и ОКВЭД-2.
Тема 3. Субъекты бизнеса: статусы и особенности.
Практические занятия: выбор для ГОК вида юридического лица и организационно-правовой формы, обоснование выбора. Определение структуры ЮЛ, выборы органов управления, проведение соответствующих «выборных» собраний (заседаний), оформление соответствующих протоколов и положений.
Тема 4. Нормы международного права и внешнеэкономические институты: их место в правовой среде бизнеса.
Общая характеристика международного права, его роль в формировании внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности. Национальное внешнеэкономическое законодательство. Таможенное законодательство Российской Федерации. Экспорт и импорт. Субъекты внешнеэкономической деятельности. Конвенции МОТ ООН. Международные договоры и нормы международного права при образовании и деятельности ЕАЭС. Таможенный кодекс ЕАЭС. Международные правила купли-продажи, типовые договоры (контракты). Правила ИНКОТЕРМС. Договоры об избежание двойного налогообложения. ЮНИСИТРАЛ. ВТО. Источники права Европейского союза, влияющие на бизнес, европейское корпоративное право. Переговоры, договоры и внешнеторговые контракты. Новые возможности и существующие формирования в пространстве внешнеэкономического сотрудничества. Деловые и правовые культуры в международном бизнесе и при ведении переговоров. Где и когда произойдет встреча с иностранным контрагентом, готовы ли вы к ней? Иностранный инвестор – кто это?
Практические занятия: выбор каждой группой страны предполагаемого «партнера», изучение субкультуры представителя компании-«партнера», сценарий проведения переговоров, подготовка проектов внешнеэкономических договоров (контрактов), ориентированных на сферу (отрасль) деятельности каждой ГОК.
Тема 5. Национальное гражданское законодательство как основа правового регулирования бизнес-среды. Предпринимательский договор, его виды.
Гражданское законодательство Российской Федерации: история, современное настоящее, прогноз на будущее. Структура и содержание. Законодательная актуализация и законотворчество в интересах бизнеса. Правоприменение. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Способы защиты гражданских прав. Судебная защита гражданских прав. Самозащита гражданских прав. Объекты гражданских прав. Сделки. Формы сделок. Недействительность сделок. Исковая давность. Обязательственное право, виды обязательств (договоров). Предпринимательский договор, его виды. Инвестиционный контракт: понятия и особенности. Правовое оформление инноваций. Способы обеспечения исполнения обязательств. Внедоговорные отношения. Обязательства вследствие причинения вреда. Неосновательное обогащение. Международное частное право. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Можно ли быть успешным бизнесменом, не став законопослушным предпринимателем? Бизнес – право – мораль.
Практические занятия: Определение перечня видов обязательств (договоров), применяемых ГОК при осуществлении, выбранных видов экономической деятельности. Структура и основные положения договоров. Разработка проектов основных договоров.
Формулирование фирменного наименования ГОК, практическое приобретение конкретного доменного имени, разработка товарного знака ГОК.
Тема 6. Налоги и сборы: разумность и достаточность. Правовые основы финансирования и инвестирования бизнеса и предпринимательской деятельности.
Налоговое законодательство Российской Федерации. Место налоговых органов и других специализированных государственных органов (фондов) в системе финансовых отношений. Взаимоотношения налоговых органов и субъектов предпринимательской деятельности. Виды налогов и сборов. Основные налоги и сборы. Специальные режимы налогообложения. Актуальное налоговое администрирование. Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Налоговые права и обязанности. Налоговый контроль. Необоснованная выгода: понятие, нормативно-правовое регулирование и судебная практика. Ответственность за нарушение налоговых обязанностей. Налоговая ответственность. Налоговое бремя: как быть предпринимателю и вести честный бизнес? Современные правовые основы финансирования и инвестирования бизнеса и предпринимательской деятельности. Стимулы и ограничения в налоговой сфере. Дробление бизнеса: вопросы допустимости. Технологии и инновации на службе налогового контроля.
Практические занятия: выбор для каждой ГОК отдельного режима налогообложения, обоснование выбора, моделирование исполнения налоговых обязанностей, применительно к совершаемой сделке (договору).
Тема 7. Антимонопольное законодательство и защита конкуренции.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Роль и правовой статус Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных управлений. Структура. Защита и стимулирование конкуренции. Роль и место антимонопольных органов. Государственные закупки. Правовые основы. Правовые различия по предметам правового регулирования, субъектам и процедурам. Формы контроля. Рассмотрение обращений и споров. Порядок защиты прав предпринимателя через антимонопольные органы и судебные органы. Недобросовестная конкуренция, как предупредить и защититься? Информационные технологии и электронные площадки при проведении государственных закупок. Европейский союз: защита конкуренции, органы, процедуры. Мировой опыт. Санкции и контрсанкции на современном этапе, их внутренний, международный и внешнеэкономический аспекты, соотношение с ВТО.
Практические занятия: моделирование ГОК-участником государственной закупки, формирование перечня документов на электронной плащадке.
Тема 8. Правовое регулирование труда в предпринимательской деятельности. Трудоправовые и гражданско-правовые отношения. Профсоюзы и работодатели. Привлечение к труду работников-иностранцев. Участие иностранных граждан в бизнесе и предпринимательской деятельности, корпоративный аспект.
Трудовой кодекс Российской Федерации, структура, содержание, основные положения Схожесть и различия трудовых и гражданско-правовых договоров на оплачиваемую деятельность персонала. Особенности регулирования труда отдельных работников. Особенности труда и оформления трудовых отношений с руководителем и менеджментом компании. Заработная плата, стимулирующие выплаты. Возмещение материального ущерба, причиненного работнику или работодателю. Комиссия по трудовым спорам: правовой статус и полномочия. Правовые основы профсоюзного движения, работодателей (объединений работодателей), социальное партнерство, коллективные договоры и соглашения. Профессиональные стандарты. Квалификационный справочник, должностная инструкция. Правовые основы и порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы: квоты, разрешения. Правовые основы и порядок участия иностранных граждан в создании организаций (ЮЛ) на территории Российской Федерации, выстраивание корпоративных отношений, участие в управлении компанией, заработная плата, стимулирующие выплаты, дивиденды. Статус налогового резидента Российской Федерации.
Практические занятия: разработка структуры и штатного расписания ГОК, составление проектов трудовых договоров с работником, с руководителем организации, с иностранным гражданином.
Тема 9. Лицензирование, аккредитация, аттестация, сертификация, стандартизация. Саморегулирование в бизнесе (СРО).
Понятия и определения лицензирования, аккредитации, аттестации, сертификации, стандартизации. Их схожесть и различия. Законодательное обеспечение и правоприменение на современном этапе. Причины и условия введения каждого правового инструментария. Объекты правового регулирования. Перспективы расширения и внедрения этих институтов в бизнес-среду. Примеры успешного функционирования. Квалификационная аттестация. Лицензия или СРО? Сферы применения, стимулы и ограничения. Порядок лицензирования, алгоритм действий. Понятие саморегулирования, создание саморегулируемых организаций (СРО) в обязательном и добровольном порядке, субъектный критерий (состав), алгоритм действий.
Практические занятия: разработка в ГОК правил аккредитации, аттестации, сертификации, стандартизации, составление положений.
Тема 10. Государственное судопроизводство и арбитражное (третейское) разбирательство как способ защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Исполнительное производство.
Практические занятия: моделирование спора в сфере экономической деятельности с участием ГОК, игровое проведение судебного разбирательства, вынесение законного и обоснованного решения по результатам рассмотрения хозяйственного, корпоративного или административного спора.
Тема 11. Корпоративное и «мягкое» право – движитель современного бизнеса и предпринимательства.
Понятие корпоративного и «мягкого» права. Роль и их значение в правовой среде бизнеса. Предметы и объекты правового регулирования. Источники корпоративного и «мягкого» права. Формирование, оформление корпоративных актов и их правоприменение. Взаимосвязь с законодательством и возможности его «замены». Судебная практика. Основные процедуры. Разрешение коллизий. Уровни формирования во внешней и внутренней среде организаций – субъектов современного бизнес-пространства. Особенности формирования и применения норм корпоративного и «мягкого» права в отдельных сферах предпринимательской деятельности (страховая деятельность, рынок ценных бумаг, профессиональный спорт). Акционерное соглашение, соглашение между участниками ООО. Корпоративные процедуры и корпоративный контроль. Формы документов, их практическая разработка, изучение положительных примеров.
Практические занятия: разработка в ГОК акционерного с оглашения, положений и внутренних документов ЮЛ, соотношение этих документов с уставом ЮЛ.
Тема 12. Несостоятельность (банкротство).
Законодательные основы и регулирование несостоятельности (банкротства) организаций и граждан. Причины и условия банкротства. Банки, налоговые органы и другие кредиторы. Основания и признаки банкротства организаций и граждан. Порядок запуска процедуры банкротства, особенности арбитражного судопроизводства. Стадии банкротства. Очередность погашения задолженностей. Завершение банкротства. Юридическая ответственность за преднамеренное, фиктивное и «халатное» банкротство. Особенности субсидиарной ответственности владельцев и руководителей организации по долгам обанкротившегося предприятия. Особенности правового регулирования банкротства при наличии налоговой задолженности. Административное и уголовное наказание за противоправные банкротства. Практические особенности банкротств и их последствий в отдельных видах предпринимательской деятельности. Признается ли криптовалюта частью конкурсной массы для расчетов с кредиторами, правовой и практический аспекты?
Практические занятия: составление алгоритма риска и угроз для ГОК, влекущих признания должника банкротом.
Тема 13. Безопасность бизнеса и функционирования хозяйствующих субъектов.
Национальная экономическая безопасность. Понятие и система безопасности бизнеса. Основные субъекты и сферы компетенций. Законодательное обеспечение. Предупредительные и превентивные меры. Корпоративный комплаенс. Риск-менеджмент. Защита от рейдерства. Предпринимательское мошенничество, примеры из практики. Противоправность использования инсайдерской информации. Защита на рынке ценных бумаг и фондовом рынке. Противодействие финансовым нарушениям и легализации средств, нажитых преступным путем. Роль Центрального Банка, исполняющих банков, Росфинмониторинга в предотвращении сомнительных операций и выявлению противоправных сделок. Промышленный шпионаж. Экономическая и финансовая бизнес-разведка. Коррупция. Специальный правопорядок по обеспечению различных видов безопасности. Информационная и интеллектуальная безопасность. Новые вызовы и угрозы, что делать?
Практические занятия: составления перечня рисков и угроз для каждого ГОК, исходя из выбранных видов экономической деятельности, сформированных органов управления, внутренних процедур и др.; составление перечня мер (мероприятий), требуемых для исключения рисков, предотвращения угроз или решения возникших проблем.
Тема 14. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Правонарушения и преступления предпринимателей.
Понятие юридической ответственности в бизнесе. Виды ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, трудоправовая, налоговая, корпоративная, дисциплинарная и др. Деликты, правонарушения и преступления в современной бизнес-среде, особенности некоторых составов противоправных деяний: хищение, мошенничество, присвоение или растрата, преступления в сфере экономической деятельности, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др. Особенности привлечения к юридической ответственности руководителей организаций и других лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях. Тенденции правотворчества в усилении/либерализации юридической ответственности в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Практические занятия: моделирование рабочего дня руководителя ГОК, оценка на правомерность или противоправность, принимаемых управленческих решений, выработка рекомендаций по принятию законных и юридически обоснованных решений, а также их исполнению.
Тема 15. Законодательные ограничения и контроль над бизнес-средой: стимулы и ограничения, пределы допустимого.
Правовые стимулы и ограничения: что это такое? Необходимость в их существовании и поддержании баланса. Контрольно-надзорные функции для бизнес-среды. Проверяющие органы. Порядок осуществления проверок. Применяемые меры ответственности и воздействия. Надо ли уменьшать контрольно-надзорное воздействие на современную бизнес-среду? Государственный и местнический подход. Социальная ответственность бизнеса. Правовые основы национальных и религиозных возможностей ведения бизнеса, актуальные практические примеры. Новое – это хорошо забытое старое?
Практические занятия: выработка общего алгоритма назначения, проведения и завершения проверки субъекта предпринимательской деятельности; документальные и видеоматериалы фактов по правовой среде национального или религиозного бизнеса на современном этапе.
5.1. Литература:
5.2. Интернет-источники:
5.3. Периодическая печать:
6.1.1. Контроль посещаемости и активности на лекциях: посредством наблюдения и фиксации в письменной форме и выборочной переклички.
6.1.2. Контроль посещаемости и активности на семинарских занятий: посредством наблюдения и фиксации в письменной форме и выборочной переклички.
6.2. Анализ конкретных ситуаций (кейсов) и выполнение упражнений по теме курса: работа в малых группах с последующей защитой результатов работы и сдачей результатов в письменной форме.
6.3. Домашние задания: письменные ответы на вопросы из указанных учебных материалов. Студент сдает домашнее задание до начала следующего задания в электронной форме (посредством портала on.econ.msu.ru или, в исключительных случаях, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ).
ДЗ-1: Вопросы по теме №№ 1 (Конституция РФ, учебники по предпринимательскому праву, тезисы лекции, интернет-источники (электронные ресурсы), энциклопедические словари.
ДЗ-2: Вопросы по темам №№ 1-2 (Конституция РФ, учебники по предпринимательскому праву, учебники по основам и источникам права, Гражданский кодекс РФ, тезисы и презентация лекции, интернет-источники (электронные ресурсы), энциклопедические словари.
ДЗ-3: Вопросы по темам №№ 2-3 (учебники по предпринимательскому праву, учебники по основам и источникам права, Гражданский кодекс РФ, тезисы и презентация лекции, СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс»).
ДЗ-4: Вопросы по теме № 3 (учебники по предпринимательскому праву, Гражданский кодекс РФ, интернет-источники (электронные ресурсы), тезисы и презентация лекции).
ДЗ-5: Вопросы по теме № 4 (учебники по предпринимательскому и коммерческому праву, Гражданский кодекс РФ, интернет-источники (электронные ресурсы), тезисы и презентация лекции).
ДЗ-6: Вопросы по теме № 4 (учебники по предпринимательскому и коммерческому праву, Гражданский кодекс РФ, интернет-источники (электронные ресурсы), тезисы и презентация лекции).
ДЗ-7: Вопросы по темам №№ 3,7 (Гражданский кодекс РФ, СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс», тезисы и презентация лекции).
ДЗ-8: Вопросы по темам №№ 5,8 (Гражданский кодекс РФ, тезисы и презентация лекции).
ДЗ-9: Вопрос по темам №№ 3,9 (СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс», тезисы и презентация лекции).
ДЗ-10: Вопросы по темам №№ 3,10 (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс», тезисы и презентация лекции).
ДЗ-11: Вопросы по темам №№ 5,11 (Гражданский кодекс РФ, Корпоративное право. И.С. Шиткина, Экономика и жизнь, тезисы и презентация лекции).
ДЗ-12: Вопросы по темам №№ 5,12 (Гражданский кодекс РФ, СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс», тезисы и презентация лекции).
ДЗ-13: Подборка и обсуждение кейса по безопасности бизнеса из современных событий по информации открытых СМИ, тезисы и презентация лекции.
ДЗ-14: Вопросы по темам №№ 3,5,14 (Гражданский кодекс РФ, СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс», Соотношение преступлений и иных правонарушений…: матер. конф. 2005., тезисы и презентация лекции).
ДЗ-15: Подборка и обсуждение кейса по юридической ответственности менеджеров и руководителей организаций из архивных событий по информации открытых СМИ, тезисы и презентация лекции.
Вопросы для ДЗ (домашних заданий) формируются преподавателем заранее, 1) обозначаются на лекции, 2) дублируются посредством портала on.econ.msu.ru и, в случае необходимости, 3) дополнительно, направляются преподавателем на, специально созданный студентами, групповой почтовый ящик. Преподавателем допускается корректировка вопросов по результатам проведенных лекций и семинаров.
6.4. Промежуточная контрольная работа: Тест из 7 (Семи) утверждений с необходимостью указания правильного ответа по пройденным темам дисциплины №№1-12. + 5 (Пяти) открытых вопроса.
6.5. Итоговый экзамен состоит из двух частей:
6.5.1. Тест: 15 (Пятнадцати) утверждений с необходимостью указания правильного ответа по всем темам дисциплины (письменно) + 12 (Двенадцать) открытых вопросов.
6.5.2. Анализ кейса (индивидуально, письменно).
6.6. Типовой формат вопросов теста для оценки знаний студента по дисциплине «Право» (правая среда бизнеса):
1 часть. Прочтите и оцените данные утверждения, которые являются истинными или ложными
— Если утверждение, по Вашему мнению, истинно, отметьте «ДА»
— Если утверждение, по Вашему мнению, ложно, отметьте «НЕТ» и сформулируйте истинное утверждение
№ вопроса
Формулировка утверждения
Если «НЕТ», то сформулируйте истинное утверждение
Для совершения сделки в бизнес-среде предусмотрены две формы: устная, письменная.
2 часть. Открытые вопросы
Согласно Налоговому кодексу РФ установлены следующие налоги:
6.9. Перечень тем и компетенций с указанием этапов их формирования и результатов обучения.
Таблица 2. Перечень компетенций и планируемых результатов обучения:
Формируемые компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
З(знания)О-1. Знать общую сущность и картину социально-экономических и правовых процессов в современном бизнес-пространстве.
ЗО-2. Знать и различать сферы бизнеса, правовое регулирование и правовую охрану бизнеса и предпринимательской деятельности.
ЗО-3. Знать распределение профессиональных функциональных направлений в организации (предприятии).
У(умения)О-1. Уметь работать в условиях правомерных корпоративных правил и законопослушания.
УО-2. Уметь и научится учиться в условиях инноваций и технологического прорыва.
ЗОП-1. Знать сущность управления профессиональной деятельностью внутри и вне субъекта бизнес-среды.
УОП-1. Уметь анализировать ситуацию с экономико-правовой позиций и принимать правильные правомерные управленческие решения.
ЗОП-2. Знать общность и разность субъектов предпринимательской деятельности, виды организаций (юридических лиц) и их организационно-правовые формы, порядок и последовательный алгоритм государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, реорганизации и прекращению деятельности.
УОП-3. Уметь ясно выражать и аргументировать свою позицию перед контрагентом и деловым партнером. Применять правила межличностного делового общения, способствующих заключению сделки.
ЗОП-3. Знать и понимать необходимость выработки правомерных решений, соответствующих корпоративной стратегии организации-субъекта бизнеса.
ЗП-1. Знать основы конфликтологии, деликтологии и предупреждения (пресечения) противоправности в бизнес-среде
УП-1. Уметь правильно применять полученные знания с учетом современных реалий и постоянной актуализации правовой информации.
УП-2. Уметь выявлять причины и условия проблемных и противоправных ситуаций в предпринимательской деятельности, предупреждать их и формировать правильное правоприменение.
ЗП-2. Знать правовые основы бизнеса и условия ведения правомерной предпринимательской деятельности.
УП-3. Уметь разрабатывать, принимать и осуществлять законные управленческие решения по развитию бизнеса.
№ недели
Наименование
раздела дисциплины
Форма самостоятельной работы
Форма
текущего
контроля
успеваемости
Трудо-
емкость
(в час.)
Изучение материалов лекции и рекомендуемой учебной литературы по теме. Выполнение домашнего задания (ДЗ)