собор в или англия
Кафедральный собор Ely (Англия)
Кафедральный собор Ely (Англия)
На территории Великобритании находится огромное количество культовых сооружений, в частности соборов. Все они славятся и характерными готическими чертами, что делает их необычайно привлекательными, и богатой историей.
Всякий раз, проезжая из Лондона в Бирмингем мимо городка Ely, я видела из окна поезда этот великолепный собор, и всегда хотела познакомиться с ним поближе.
И только недавно мое желание сбылось. Я не только увидела его близко, но и попала на предрождественский базарчик, который был здесь организован уже в ноябре. Получила огромное удовольствие от его посещения и хочу поделиться им с вами.
Строительство собора продолжалось почти триста лет, с 1083 года по 1375 год. Ранее на этом месте располагалась церковь, основанная ещё в VII веке Святой Этельдредой, саксонской принцессой и его первой аббатисой (она также известна как Святая Одри) вместе с монастырём, разрушенным в IX веке викингами. Постройка самого собора начата местным аббатом Симеоном. Церковь была разрушена, но её реликвии были сохранены и позже перенесены в собор, провозглашенный кафедральным в 1109 году. И четыреста лет после этого он был епископской кафедрой, собором и монастырем бенедиктинцев, пока Генрих VIII не упразднил все британские монастыри.
Западная башня собора
Это один из самых старых и больших соборов Англии (163 м в длину и 58 м в ширину), и один из лучших представителей норманнского стиля (в остальной Европе этот стиль называли романским). Западная башня имеет высоту 66 м, была построена в 1174—1197 гг. Поздние элементы здания относятся к ранней английской готике. В 1321—1349 гг с северной стороны была пристроена часовня.
Смешанный монастырь (мужской и женский), основанный в 673 св. Этельдредой, был самым богатым аббатством в Англии, а собор, возникший позже на его месте, на протяжении веков был в центре внимания огромного количества средневековых паломников. Монастырь процветал в течение 200 лет, пока не был разрушен датчанами, а потом возвращен бенедиктинской общине в 970 году.
Изображения Святой Этельдреды Илийской
На протяжении всей своей истории собор неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. Во время секуляризации он пострадал меньше, чем его собратья по всей Англии, однако его жемчужина — усыпальница св. Этельдреды — была повреждена.
Реставрация Илийского собора началась только в XVIII в., второй этап последовал в 1839 г. Работы продолжались и в XX в., и завершились в 2000 г., к началу нового тысячелетия. И сегодня эта жемчужина архитектуры радует величием и красотой своих посетителей.
Великолепный расписной потолок главного нефа находится на высоте 26 м от уровня пола.
Английский город Или
Или (Ely – буквально «остров угрей») громоздится на вершине глинистого холма, стоящего над рекой Грейт-Уз. Он действительно был островом до осушения болота в XVII веке. До того времени город окружали коварные топи, которые можно было пересечь только при помощи местных «болотоходов», которые знали надёжную дорогу. В 1070 году Херевард Уэйк (будитель) превратил недоступность города в военное преимущество, выступив против норманнов и заставив Вильгельма Завоевателя предпринять долгую осаду – и в конце концов построить импровизированную плавучую дорогу из связок хвороста.
Столетия спустя викторианский писатель Чарльз Кингсли воскресил этот давний конфликт в своём романе «Херевард Уэйк». Он представил своего героя как последнего из англичан, который «никогда не гнул шеи под норманнским ярмом и поддерживал те свободные институты, ставшие впоследствии зародышем нашей британской свободы», – горячая смесь национализма и исторического вздора, которые вызвали всеобщее восхищение. С тех пор Или ассоциируется с Херевальдом, что весьма странно, поскольку Или, помимо всего прочего, является церковным и в придачу норманнским городом.
Норманны построили главный ориентир Или, высокий собор, видимый на многие мили вокруг. С городом легко познакомиться во время однодневного путешествия из Кембриджа, но Или заслуживает того, чтобы задержаться здесь на пару дней. Кроме того, он близок к другим историческим достопримечательностям Кембриджшира – например собору в Питерборо (Peterborough), не говоря уже о малопосещаемой и не переполненной туристами Уикенской топи (Wicken Fen).
Прибытие и размещение в городе Или
Или стоит на пересечении железных дорог, прямые поезда ходят сюда из Ливерпуля, Нориджа и Лондона, а также Кембриджа, который находится в двадцати минутах езды на юг. Вокзал находится в десяти минутах ходьбы от собора (прямо по Station Road и её продолжению, Back Hill). Автобусы (из Кингс-Линн и Кембриджа) останавливаются на Market Street, сразу на север от собора. Туристическое бюро находится в доме Оливера Кромвеля, оно выпускает бесплатные карты города и помогает с размещением.
В Или есть несколько привлекательных пансионов, самый лучший из которых – удобный Cathedral House (17 Saint Mary’s Street). Это привлекательный городской дом в стиле Георга с тремя комфортабельными номерами с удобствами. Несколько других хороших вариантов сосредоточено вдоль Egremont Street, примерно в пяти минутах ходьбы на север от собора по Линн-роуд (Lynn Road), включая просторный Old Egremont House в доме № 31 (кредитные карты не принимаются) с видом на собор и обнесённым стеной садом.
Из многочисленных кафе города The Almonry, расположенное в северной части территории собора, значительно лучше остальных, с его садовых скамеек открывается отличный вид на Восьмиугольную башню. Хороший запасной вариант – Steeplegate Tea Rooms, по адресу: 18 Хай-стрит, который стоит позади собора. Самым лучшим рестораном является The Boathouse (5 Annesdale), большое современное заведение у реки. В Или есть два прекрасных паба, оба на Силвер-стрит (Silver Street), прямо на юг от собора, недалеко от галереи. Это гостеприимный и непринуждённый Fountain в доме № 1 и Prince Albert в доме № 62. В обоих подают настоящий эль.
Достопримечательности города Или (кафедральный собор)
Кафедральный собор Или лучше всего виден с юга: тогда зубчатые башни западной его части идеально уравновешиваются колючими наконечниками на восточной части, с характерным деревянным фонарём, который поднимается над обеими сторонами. Чтобы подойти с этой стороны, идите по пешеходной тропе, которая начинается на холме на огороженной территории собора, от Брод-стрит (Broad Street) – второй поворот направо, если вы идёте от вокзала по Стейшн-роуд (Station Road).
На конце тропы пройдите через средневековые ворота Порта (Porta), которые раньше были главным входом в монастырский комплекс, и сверните направо, чтобы попасть к главному входу в несимметричном западном фасаде – один из поперечных нефов упал во время бури в 1701 году. Первое, что потрясает, когда вы входите в неф, – необычайная длина здания и расписанный яркими красками потолок (XIX века), в значительной степени созданный художниками-любителями.
В нефе вереница простых поздненорманнских арок, построенных в то же время, что и арки в Питерборо, создаёт архитектурную особенность, которая отличает Или: они образуют восьмиугольник (единственный в Англии), построенный в 1322 году, чтобы заменить разрушенную центральную башню. При его сооружении использовали самые большие дубы, какие можно было найти в Англии, для поддержки примерно четырёх сотен тонн стекла и свинца. Это одно из чудес Средневековья, и эффект, когда вы смотрите на этот готический собор, таков, что у вас захватывает дыхание. С марта по октябрь экскурсии в Восьмиугольную башню отправляются два-четыре раза в день от стойки при входе.
Когда центральная башня разрушилась, она упала на восток, на хоры, первые три пролёта которых были восстановлены одновременно с восьмиугольником в декоративном стиле – по контрасту с более простым раннеанглийским стилем остальных пролётов. Дальше на восток находится пресвитерия, где помещены останки Святой Этельдреды, основавшей аббатство в 673 году. Несмотря на то, что она была замужем два раза, по церковным канонам её считают девственницей. Также в восточном конце собора находятся три часовни, самая очаровательная из которых (слева) создана в эпоху Ренессанса, в 1533 году.
Другим чудом Или является часовня Богородицы (Lady Chapel) – отдельное здание, куда можно попасть через северный трансепт. Она лишилась скульптур и витражей во время Реформации, но её веерные своды остаются исключительным примером английской готики. Вернувшись назад, вы найдёте поблизости от входа Музей витражей (Stained Glass Museum) – прибыльное заведение, где показаны образцы этого прикладного вида искусства с 1240 года до наших дней.
Позади собора находится красивый ансамбль средневековой домостроительной архитектуры, сумбурный набор старинных каменных, кирпичных и фахверковых зданий, которые тянутся от Лазарета на юг, мимо пресвитерии, до жилища настоятеля. Многие здания используются Королевской школой-интернатом (King’s Boarding School), в которой обучаются хористы собора, а другие использует церковь. Вы не сможете войти ни в одно из них, но всё же приятно побродить вокруг. В соборе можно получить бесплатную карту и брошюру.
Остальная часть города Или
Остальная часть Или тоже довольно мила, но ей трудно соперничать с великолепием собора. На севере лежит Хай-стрит (High Street), с её домами в стиле Георга и старомодными магазинами, – приятное место для прогулок. Если вы пройдёте мимо Market Place (на восточном конце Хай-стрит), вниз по Forehill и её продолжению Waterside, то скоро дойдёте до галереи «Вавилон» (Babylon Gallery), где проводятся оригинальные выставки современного искусства и ремёсел в помещении красиво перестроенного пивного склада.
Или же отправьтесь на запад от входа в собор через Palace Green, к Дому Оливера Кромвеля (29 Saint Mary’s Street), фахверковому бывшему дому викария, в котором находится небольшая выставка, посвящённая десятилетнему пребыванию в Или Джона Ланкастера, когда он служил сборщиком церковной десятины.
Окрестности города Или (городок Питерборо)
Примерно в 30 милях на северо-запад от Или процветающий городок Питерборо (Peterborough) стряхнул с себя кирпичную пыль (здесь много веков производили кирпич) и превратился в центр высокотехнологичной промышленности. Работники новых заводов заселили широко раскинувшиеся зелёные окраины, окружающие компактный центр. Но для случайного посетителя у Питерборо есть всего одна заметная достопримечательность Англии – великолепный норманнский собор.
Христианские богослужения проходили здесь с VII века нашей эры, однако первые две церкви были разрушены: первоначальный саксонский монастырь – датчанами в 870 году, а то, что его заменило, – пожаром 1116 года. Строительство нынешнего собора началось через год после пожара, и было практически закончено через сто лет. Более поздним дополнением является западный фасад XIII века, один из самых красивых в Англии, состоящий из трёх торжественных, сильно углублённых арок, хотя чистоту замысла несколько нарушает центральный портик, добавленный в 1370 году.
Интерьер собора – великолепный образец норманнской архитектуры. Круглые арки нервюрных сводов и неглубокие глухие аркады обрамляют неф, а наверху расписной деревянный потолок, который датируется 1220 годом, является изумительным примером средневекового искусства, одним из самых значительных в Европе. В соборе есть несколько интересных захоронений, включая могилу Катерины Арагонской, которая похоронена в северном крыле пресвитерии, под плитой из чёрного ирландского мрамора.
Катерина была первой женой Генриха VIII, и решение короля развестись с ней, чтобы жениться на Анне Болейн, ускорило английскую Реформацию. Брак был объявлен недействительным в 1533 году, но, к большому огорчению короля, Катерина до самой своей смерти (в 1536 году) настаивала, что является законной женой Генриха VIII. Королева Шотландии Мария также была похоронена здесь, в южном крыле, после казни в 1587 году, но 25 лет спустя её прах был перенесён в Вестминстерское аббатство Лондона.
Благодаря регулярному сообщению со многими городами, включая Или, в Питерборо легко попасть на поезде. До вокзала легко дойти через пешеходный центр города, следуя указателям от собора. Туристическое бюро находится в красивом маленьком дворе у собора, в домах № 3-5. В центре города много кафе, наиболее рекомендуемое из которых – Beckett’s, предлагающее отличные закуски на территории собора.
Собор Или
Собор Или (англ. Ely Cathedral ) — кафедральный собор в городе Или (Кембриджшир), центр диоцеза Или и резиденция епископа Или.
Высота западной башни составляет 66 м, длина собора — 163 м, из них длина нефа, до сих пор остающегося длиннейшим в Великобритании — 75 м. Над средокрестием собора высится восьмиугольная осветительная башня высотой 52 м. [1]
При упразднении монастырей Генрихом VIII собор пострадал относительно мало, хотя были серьёзно повреждены статуи в часовне и усыпальница Этельдреды. К 1541 году собор был восстановлен.
В XVII веке епископом Или стал Мэтью Рен, дядя знаменитого архитектора сэра Кристофера Рена, который в 1650-е гг спроектировал на северной стороне собора Ворота в готическом стиле.
В соборе захоронены многие известные люди:
Напишите отзыв о статье «Собор Или»
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Собор Или
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.
Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Православие для многих англичан оказалось более понятным и близким
— По-моему, вы преувеличиваете. Конечно, в жизни нашего довольно многочисленного прихода принимают участие самые разные люди, но я лично не спрашиваю у них ничего, кроме имени на исповеди. Бывает, что приходят те, кто сами желают рассказать о себе, о своей жизни, проблемах, но это только если они проникнутся доверием к священнику. Я не могу достоверно сказать, кто из «элиты» время от времени посещает наши богослужения, хотя, конечно, исходя из общих соображений, они должны быть. Но, как правило, такие прихожане особо себя не афишируют, поэтому наши представления о том, кто кем является у нас в приходе, очень приблизительные.
— Насколько православная паства в Англии отличается от прихожан, к примеру, среднестатистического российского храма?
— Прихожане действительно другие, чем в Москве и в среднем российском городе. Эмигранты отличаются по характеру и по внутреннему мироощущению от тех, кто остался на родине. Они более активные, деятельные, иногда даже более агрессивные. Это люди, которые ориентируются на достижение успеха, которые не хотят сидеть на месте и ждать у моря погоды, а желают делать что-то быстро и энергично, немедленно. Потому и уехали в поисках лучшей доли. Происходит своеобразный искусственный отбор. Поэтому общаться с такими людьми может быть непросто. Они знают себе цену, не любят терять время, в общении с ними уместны несколько иные формы пастырского душепопечения, чем в России.
— Нужно быть более жестким?
— Что еще отличает Вашу паству?
— Важно, что основу прихода заложил митрополит Антоний, который был выдающейся личностью, настоящим пастырем. Он постарался построить приход миссионерского типа, в котором каждому будет место, независимо от национальных и культурных особенностей, заложил основы доброго и по-хорошему миссионерского отношения к каждому, кто приходит сюда. Мы стараемся хранить его наследие.
Важно и то, что люди здесь чрезвычайно разнообразные, в отличие даже от Москвы, которая тоже отнюдь не грешит монотонностью. В Лондон люди приезжают отовсюду, и по большей части не из Центральной, коренной, России, а из республик бывшего Советского Союза, в особенности тех республик, которые вступили в Европейский Союз. Например, жители стран Прибалтики имеют здесь право на работу, в отличие от граждан России, Украины и Белоруссии. У многих молдаван есть гражданство Румынии, что тоже упрощает им переезд на Британские острова. Кроме того, в службах участвуют православные поляки, словаки, сербы, болгары и, конечно, англичане.
В связи с этим понятно, что церковные традиции, которые соблюдаются в России, далеко не всегда применимы на английских приходах и не являются чем-то непререкаемым. Приходится учитывать это.
Отличаются традиции исповеди. Люди, которые приезжают из разных мест, по-разному начинают исповедь: некоторые произносят перед началом «формулу», несколько обязательных слов, кладут два пальца на Евангелие и, если эту формулу не произнесут, будут себя чувствовать неуверенно и даже обвинят батюшку в том, что он не дал им соблюсти важную часть таинства.
Греки, сербы не считают обязательной исповедь перед каждым причастием, при митрополите Антонии для постоянных членов прихода она тоже была необязательной, хотя он и призывал соблюдать традицию. Он позволял эту практику в то время, когда приход был сравнительно маленьким, он знал всех, кому нужно срочно исповедоваться, а кого можно и так допустить. Потом приход вырос, а обычай остался. Хотя сегодня все возвращается к среднероссийской норме.
Разнообразию подходов к церковной жизни способствует то, что здесь есть возможность ходить в другие православные храмы. Повторюсь, что практика представителей других поместных Православных церквей здесь иногда довольно сильно отличается от нашей. Так что очень много традиций, и чему-то приходится удивляться, чему-то учиться, а что-то просто молчаливо терпеть.
— А в плане внешнего вида как-то отличаются прихожане и прихожанки английских храмов от российских?
— Я могу оценивать только наш приход, и, в общем, тенденции и здесь, в России, и там одинаковые. То, что считалось невозможным, сейчас почти везде становится допустимым. Например, женщина в брюках. Я помню, что когда-то в России за это могли в церковь не пустить, да и сейчас есть храмы, куда ее не пустят.
В нашем приходе не принято удалять таковых. Хотя попробуй удали некоторых! По этому поводу существуют разные мнения, в том числе и у наших прихожан, они иногда нам довольно активно это высказывают.
Сторонники большей строгости в манере одеваться хотят, чтобы женщины обязательно носили платочки и отказались от брюк. Причем иногда это не вновь прибывшие люди, а как раз новообращенные из англичан, которые пришли сюда именно потому, что в Церкви Англии им не хватало такого здорового консерватизма.
При мне один из англичан, членов прихода, очень возмущался, когда газетчики обвинили в пуританстве и чрезмерной строгости новоприбывших русских. Якобы мы всех женщин заставляем надевать платочки, что здесь ассоциируется не с христианством, а скорее с исламом. Этот англичанин уверял, что платочки были его требованием, а не мифических русских ортодоксов. Либерализма ему хватало и у англикан, и уж если он перешел в более консервативную Православную церковь, то и хотел, чтобы она оставалась в хорошем смысле консервативной.
— Почему же Вы не заставили женщин носить платочки?
— Кстати, много ли англичан среди прихожан, тех, кто приходит из Англиканской церкви в Православную?
— Насколько я понимаю, англиканство ближе к православию, чем к католицизму, в начале прошлого века было даже оксфордское движение, которое в некотором смысле выступало за объединение с православием.
К сожалению, сегодня Англиканская церковь уже не та, изменились ее учение, практика.
— Правда, что на одно из богослужений приходил принц Чарльз? Как Вы считаете, может, к православию есть действительный интерес в королевской семье?
— Меня еще не было здесь, но есть свидетели того, что он присутствовал на богослужении. Об этом мне рассказывала одна прихожанка, работавшая тогда на королевскую семью. Это произошло в то время, когда был жив митрополит Антоний, во время Страстной седмицы. Известно, что принц Чарльз бывал на Афоне, православие его интересует. Но у него вообще довольно широкий круг интересов, и он бывает в самых разных местах. Так что я не придавал бы этому слишком большого значения. Кстати, монархи здесь «по должности» возглавляют Англиканскую церковь, так что современные принципы религиозной свободы не для них.
Это касается не только монарха, но и премьер-министра, от которого, по традиции, зависит выбор нового архиепископа Кентерберийского. В случае исповедания премьером другой веры возникает если не юридическая, то этическая коллизия. Тони Блэр долгие годы в соответствии с личными убеждениями был католиком, но только после своей отставки смог поехать к папе Римскому для официального принятия католицизма.
— Далеко не у всех епархий Русской православной церкви есть свое регулярное печатное издание. У Вашей епархии выходит свой журнал. Расскажите, пожалуйста, об этом издании и о истории его создания.
Однако издание журнала прервалось на несколько лет, и, когда по благословению владыки Елисея мы взялись его восстанавливать, нам показалось, что это нужно делать на новом уровне, на новой базе. Действительно, сейчас его невозможно узнать: преимущественно печатаются оригинальные статьи, но также на английском языке. Статьи рассказывают о том, как существует Церковь в России, о жизни Сурожской епархии, о серьезных вопросах православия, особенно актуальных для живущих за рубежом, о взаимодействии английского и русского внутри православия, в Сурожской епархии, и об истории межправославных контактов. Каждый раз мы открываем что-то новое не только для читателей, но и для себя самих. На удивление много фигур, связывающих Англию и Россию именно по линии православия. Ведущая статья последнего номера была посвящена Елизавете Федоровне, которая является внучкой королевы Виктории и которая, не теряя английскости, была абсолютно русской, более того, русской святой.
— Журнал распространяется только по подписке?
— И по подписке, и в розницу.
— В Великобритании вовсю расцветает ювенальная юстиция. Становились ли Ваши прихожане жертвами произвола, связанного с ней?
— Содержание термина «ювенальная юстиция» разнится от страны к стране. Я бы не советовал зацикливаться на названиях. Важно, что под ними имеют в виду те, кто эти термины используют.
Конечно, то, что я вижу в Англии, меня волнует и беспокоит. У меня есть ощущение, что беспокойство ощущают и местные специалисты, родители, учителя. Сдержанность, послушность, вежливость, почтение к родителям уходят в прошлое. Подростки ведут себя вызывающе, зная, что с ними просто побоятся связываться. Позвонить в полицию, чтобы пожаловаться на родительский шлепок, пусть и за дело, стало нормой.
В то же время дети остаются очень уязвимыми. Недавно в Англии всплыл страшный случай: маленький ребенок был систематически избиваем своим приемным отцом, а социальные работники, которые действовали в рамках ювенальной юстиции, ничего не замечали, хотя навещали семью много раз. Последний раз социальный работник и доктор пришли, когда ребенок уже лежал со сломанными ребрами и переломанным позвоночником, весь перемазанный шоколадом, чтобы замаскировать синяки. Ноль результата. Мальчик скончался, не получив помощи.
Вопрос: а что будет в России? Избавит новая ювенальная политика хоть какую-то часть детей от действительно существующих вопиющих случаев издевательства, насилия? Или эти случаи будут по-прежнему игнорироваться, а сам аппарат ювенальной юстиции будет способствовать тому, что появятся новые павлики морозовы, которые будут доносить на своих родителей, и что ребенка невозможно будет взять с собой, допустим, в церковь, если он закапризничает.
Мне кажется, что в России есть возможности, чтобы в соответствии с законом защитить детей от насилия, просто нужно применять закон как следует, и этого будет уже достаточно.
Можно наизобретать новых законов, и потом убедиться в их бездейственности просто потому, что люди халатно следят за их соблюдением. В то же время эти самые законы могут оказаться репрессивным инструментом по отношению к «чрезмерно религиозным» родителям, вот это меня как раз и беспокоит.
— Каковы главные проблемы английских приходов?
— Проблем много, но они характерны для всех зарубежных приходов Русской православной церкви. Начнем с того, что нас мало, а паства наша рассеяна. Даже люди, живущие по много лет в Лондоне, приходя к нам в первый раз, иногда сообщают, что «привела знакомая», хотя есть информация в Интернете, русскоязычных газетах. И это самый известный приход Русской православной церкви на территории Великобритании! То есть существует проблема информации.
Сложности связаны и с тем, что часто люди живут очень далеко от приходов. Сотни тысяч православных людей живут в Лондоне и вокруг Лондона, но им нужно долго ехать, иногда можно и не успеть на службу. Вопреки мнению, что на Западе хороший транспорт, в Англии постоянно что-то ремонтируется и закрывается, причем главным образом в субботу и воскресенье.
В то же время у людей есть потребность в священнике, потребность бывать на богослужении, они показывают иногда удивительные примеры самоотверженности: отдают последние силы, чтобы помочь церкви соорудить иконостас, снять место для богослужений, приютить батюшку, который приезжает за тридевять земель, чтобы отслужить хотя бы одну литургию.
Некоторые из наших священников работают на светской работе, другие получают пенсию и так выходят из положения.
— В Англии в первые века христианства проповедовало много святых неразделенной Церкви, там много мест, не известных русским паломникам. Не планируется ли разработать специальные паломнические маршруты для православных верующих?
Несмотря на это, мы в Англии совершаем паломничества и ходим по этим местам. Вот недавно архиепископ Елисей возглавил паломничество в городок Сент-Олбанс, который посвящен памяти мученика Олбана, там в бывшем монастыре чудом сохранилась рака его мощей. Для нас, православных внутри Англии, это очень важно в духовном смысле, но если речь идет о туристах и паломниках из-за рубежа, то с точки зрения зрелищной, боюсь, это не слишком впечатляюще. Особенно на фоне того богатства, которое существует в России, других православных странах.