собор святой женевьевы в париже
Пантеон в Париже
Метро | линия 10 (станция «Cardinal Lemoine») |
Автобус | 21, 24, 27, 38, 75, 82, 84, 85, 89 (остановка «Pantheon») |
Поезд | линия RER B (станция «Luxembourg») |
Пантеон — здание, расположенное в Латинском квартале, которое первоначально построили как церковь, посвященную Святой Женевьеве, но после многочисленных реставраций оно стало местом захоронения знаменитых людей. Это одно из первых сооружений неоклассического направления с фасадом, созданным по образцу фасада Пантеона в Риме, увенчанное небольшим куполом.
Университет Сорбонна
Парижский Пантеон объединен общей площадью с одним из самых известных городских высших учебных заведений — университетом Сорбонна. Сорбонна является резиденцией ректората Парижской академии и канцелярии парижских университетов.
Два этих здания неразрывно связаны общей историей, поражая туристов своей монументальностью в сочетании с постоянным движением молодых людей в их окрестностях. Университет Париж I Пантеон-Сорбонна является многопрофильным учреждением высшего образования с преподаванием на французском языке, специализирующегося в области экономики и управления, искусства и гуманитарных наук, законов и политологии. Его административные центры и основные учебные помещения расположены в Сорбонне и на площади Пантеона, в самом сердце Латинского квартала в Париже, к западу от пятого округа.
Будучи одним из наследников бывшего Парижского университета, университет Сорбонна теперь принимает около 40 тысяч студентов, разделенных на десять учебных и исследовательских подразделений и четыре института.
Архитектор Суффло
С Пантеона, расположенного в 5-ом районе Парижа на Холме Святой Женевьевы, открывается вид на весь Париж. Его архитектор Жак-Жермэн Суффло хотел совместить легкость и яркость готического собора с канонами классической архитектуры. Суффло умер до завершения строительства, поэтому его замысел был реализован не полностью. Тем не менее, Пантеон остается одним из самых значительных архитектурных достижений того времени и первым крупным неоклассическим памятником.
Конструктивно здание выполнено в виде греческого креста с массивным портиком из коринфских колонн. Это огромное сооружение 110 метров длиной, 84 метров шириной и 83 метров высотой с не менее грандиозным склепом величественно возвышается над городом. Начиная с 1874 года, святилище украшали картины на холсте, выполненные в стиле «marouflé», иллюстрирующие жизнь святого Женевьева и эпическую историю возникновения христианства и монархии во Франции.
История Пантеона Парижа
Парижский Пантеон в настоящее время является архитектурно-историческим памятником французского классицизма, но изначально он был построен как церковь святой Женевьевы, и лишь позднее стал известной усыпальницей выдающихся людей Франции.
Церковь Женевьевы
Церковь святой Женевьевы, которой изначально являлся парижский Пантеон, всегда была в почете у жителей города, ведь здесь лежали в целости и сохранности мощи самой святой. Также на территории церкви в свое время был похоронен один из первых королей, который был посвящен в христианскую веру — Хлодвиг (а также его жена и дочь).
Раку святой Женевьевы отреставрировали в 1242 году, поместив ее под центральный престол. Позднее ее полностью изменили, выполнив, на этот раз, из серебра с позолотой. Под церковью находилось подземелье со сводами, в котором много лет подряд проводились христианский молитвы во избежание гонений.
Церковь святой Женевьевы много раз была ограблена и сожжена норманнами (в 846, 884, 892 годах). После трагедий ее каждый раз ремонтировали, а полностью восстановлена она была в XIII–XIV веках. В то время здание было украшено мраморными образами кардинала Ларошфуко. В периоды эпидемий раку святой Женевьевы торжественно проносили по улицам города.
Здание Пантеона
Фундамент Пантеона заложили в 1758 году, но из-за финансовых трудностей строительство всего здания завершилось только в 1789 году после смерти Суффло под руководством его ученика Жана-Батиста Ронделе. Во время Французской революции новое правительство распорядилось преобразовать церковь в мавзолей для погребения великих деятелей Франции и поручило скульптору Жану Гийому Муатту создать фронтон «Родина, коронующая героические и гражданские добродетели» (который заменили во время Реставрации Бурбонов на произведение скульптора Давида д’Ангра).
В 1851 году физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый маятник Фуко под сводом центрального купола Пантеона. В 1946 году оригинальную железную сферу маятника переместили в Пантеон из Национальной школы искусств и ремесел. Позднее устройство было удалено, а затем снова установлено в 1995 году.
Часы работы Пантеона в Париже
Время работы Пантеона зависит от календарного месяца:
Пантеон закрыт: 1 января, 1 мая, 25 декабря. Последний вход — за 45 минут до закрытия.
Стоимость входного билета в Пантеон составляет:
Также в Пантеоне действует Парижский музейный пропуск.
Пантеон в Париже
Пантеон в Париже (Panthéon)
Пантеон в Париже – одна из самых известных достопримечательностей столицы Франции, представляющая собой ярчайший образец французского неоклассицизма. Это величественное архитектурное сооружение изначально задумывалось в качестве культового – как церковь Святой Женевьевы, однако впоследствии превратилось в настоящий мавзолей, став усыпальницей выдающихся личностей страны.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Пантеон в Париже
Общая информация
Повышенный интерес туристов к этому историческому памятнику – предмет особой гордости французов. И сегодня, спустя столетия, уже ничего не напоминает о том, что парижане неодобрительно отнеслись к появлению данного объекта, посчитав, что он своим стилем и простотой форм противоречит архитектурному облику города. Однако со временем Пантеон, как и ряд других достопримечательностей, которые поначалу тоже отвергались – например, Эйфелева башня или небоскреб Монпарнас – полюбился столичным жителям, которые стали воспринимать его как неотъемлемую часть городской инфраструктуры.
Пантеон в Париже относится к числу узнаваемых архитектурных символов французской столицы наряду с той же Эйфелевой башней, Лувром и серьезно пострадавшим от пожара в апреле 2019 года собором Парижской Богоматери. Он завораживает своей величественностью, запечатленной на открытках и другой сувенирной продукции. Снимки достопримечательности украшают многие издания, и на них она чаще всего заснята в вечернее время, когда включается подсветка, придающая зданию особенную красоту и притягательность.
В знаменитой усыпальнице нашли покой кардиналы и президенты, адмиралы и маршалы, политики и банкиры, философы и учёные, писатели и путешественники, актеры и художники. Оказавшись внутри, многие ожидают увидеть длинные ряды могил. Но вместо этого окунаются в особую атмосферу, торжественную и одновременно спокойную и умиротворяющую. Сами же могилы перенесены в крипту, попасть в которую можно по расположенной за бывшим алтарем лестнице. В Пантеоне немного сумрачно и прохладно даже в летний зной, и осматривая его внутреннее убранство, украшенное ценными реликвиями различных эпох, понимаешь, что именно так должны выглядеть покои ее величества Истории, увековеченной в личностях выдающихся деятелей прошлого.
История Пантеона в Париже
Первый проект Ж. Суффло
Через одиннадцать лет Людовик вдруг вспомнил о своем обещании. Назначив младшего брата новой фаворитки маркиза де Мариньи инспектором королевских владений, он поручил последнему подыскать опытного архитектора. Маркиз предложил кандидатуру своего учителя Жака-Жермена Суффло, который в 1755 году приступил к работе над проектом грандиозного строительства. В качестве основы для будущего культового сооружения было выбрано аббатство Святой Женевьевы. Парижане почитали ее как покровительницу города, к тому же здесь хранились ее останки и рака. Верующие обращались к этим реликвиям в самые трудные времена, когда город охватывали эпидемии и возникали другие неурядицы.
Суффло, работая над проектом, предусмотрел в будущем здании колоннаду в греческом стиле. Он видел его накрытым строгим лаконичным куполом, с расписанным в романской манере потолком, а интерьер предполагал обустроить в готическом стиле. Расположение колоннад архитектор задумал по принципу древних святилищ Греции и Рима, то есть они должны были находиться не только снаружи, но и украшать собой внутренний зал. Контуры будущего храма Суффло представлял соответствующими греческому кресту. Его длина вместе с преддверием должна была составлять 104 м, а ширина между перекрытиями – 76 м. Венчать эту легкую, просторную и воздушную конструкцию должен был высокий свод, который бы удерживали четыре колонны. По задумке автора, они должны «потеряться» среди остальных опор. Последние, в свою очередь, должны были складываться в четыре самостоятельных креста.
Проект, однако, пришёлся не по душе католической церкви. Она усмотрела в этом нарушение ее вековых традиций в строительстве культовых сооружений, и высшие чины духовенства написали Людовику XV письмо, решительно протестуя против «вольности» архитектора. Аргументы святых отцов показались королю убедительными, и в конечном итоге он распорядился удалить два крыла, что придало бы будущему собору вид католической базилики. Но главная неприятность ждала впереди: когда рабочие завершали укладку на пол мраморного покрытия, на нескольких колоннах вдруг обнаружились трещины. Это говорило о том, что Жак-Жермен в своих расчетах где-то допустил ошибку, и что процесс разрушения начался еще до того, как завершилось строительство. Чтобы храм Святой Женевьевы не сложился, как карточный домик, требовались радикальные меры. Задача стояла непростая: укрепить колонны и столбы, не перестраивая здание с нуля. Только вот трудился над ней в конце 1770-х годов уже не сам Суффло, он к тому времени скончался, а его ученик Жан-Батист Ронделе.
Первый камень в храм в 1764 году заложил сам Людовик XV. Строительство заняло в общей сложности несколько десятилетий и обошлось казне государства в 15 миллионов ливров. Стоимость проекта могла оказаться куда больше, если архитектор не внёс бы в свой первоначальный план, предусматривавший использование дорогих материалов и деталей, существенные коррективы в сторону их удешевления. Пожертвовать пришлось и портиками, которые должны были располагаться с трёх сторон храма, и сегодня на главном фасаде можно видеть лишь фронтон с колоннами. Король, скончавшийся от оспы в мае 1774 года, так и не увидел окончание строительства своего детища – оно было завершено четырнадцать лет спустя.
Пантеон в 1900 году
В собственно Пантеон храм превратился во время Великой французской революции 1789-1799 годов. Первым делом революционеры «расправились» с мощами святых, хранившихся в его стенах, посчитав их пережитком прошлого. Не мудрствуя лукаво, они просто-напросто сожгли останки на Гревской площади, являвшейся в Париже традиционным местом казни. Каким-то чудом уцелели фаланга руки Женевьевы и ее рака – они поныне хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.
Когда в 1804 году к власти пришёл император Наполеон I Бонапарт, усыпальница вернула свой религиозный статус, снова став церковью Святой Женевьевы, но при этом и мавзолеем быть не перестала. При Наполеоне в Пантеоне находили последний покой не только высшие чины его империи, но и другие деятели, снискавшие себе славу талантом или героическими качествами. В 1814 году было восстановлено правление династии Бурбонов, вошедшее в историю как период Реставрации, и при короле Людовике XVIII в храме продолжили отделочные работы. В частности, над росписью потолка работал барон Гро.
После Июльской революции 1830 года, свергнувшей короля Карла X, одного из самых консервативных правителей Франции, и положившей конец монархии Бурбонов, церковь Святой Женевьевы вновь стала Пантеоном, и с тех пор статус усыпальницы больше никогда не изменялся.
Архитектурные особенности
Пантеон в Париже входит в число самых величественных зданий не только во Франции, но и во всем мире, являя собой пример классической школы. И это несмотря на то, что он сочетает в себе одновременно несколько стилей – в частности, готический, классический, греко-римский – с явным доминированием черт греческой античности.
Бывший собор Святой Женевьевы стал образцом для архитекторов из других стран, вдохновив их на собственные проекты. Так, черты величественной усыпальницы, особенно ее купола, диаметр которого составляет 23 м, легко угадываются в зданиях Исаакиевского собора Санкт-Петербурга и Капитолия в Вашингтоне.
Главный фасад сооружения украшает портик с коринфскими колоннами, увенчанный, в свою очередь, треугольным фронтоном работы Давида д’Анже. На центральном барельефе фронтона изображена Родина, по-матерински вручающая венцы свободы своим детям. Справа от нее изображена История, представленная Наполеоном I Бонапартом и другими выдающимися личностями Франции, слева – учёные, философы, писатели и художники. Назовем лишь несколько имен: Гаспар Монж, Мари Франсуа Ксавье Биша, Жан-Жак Руссо, Пьер Корнель, Пьер-Симон Лаплас, Вольтер, Жак-Луи Давид.
В центральной части Пантеона находится знаменитый маятник Фуко, установленный в 1851 году по указанию императора Наполеона III, экспериментально доказывающий суточное вращение планеты Земля вокруг своей оси. Спустя 150 лет детище физика и астронома Леона Фуко, весящее 28 кг и закрепленное под куполом стальной проволокой, что позволяло ему свободно вращаться, было демонтировано и переустановлено.
Внутреннее убранство
Стены усыпальницы украшены картинами, на каждой из которых запечатлены те или иные события из истории Франции, а также барельефы с декоративными орнаментами. О Святой Женевьеве и ее благочестивых деяниях рассказывают фрески Пюви де Шаванна.
Над куполом Пантеона в Париже находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающая панорама французской столицы. Многие туристы приходят сюда специально, чтобы насладиться видами города на Сене с высоты птичьего полета. То обстоятельство, что туда и обратно предстоит преодолеть 206 ступеней, их совершенно не останавливает.
Внутри парижского Пантеона
Кто захоронен в Пантеоне
На входе в усыпальницу выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». И действительно, последнее пристанище здесь нашли сплошь известные личности, внесшие заметный вклад в укрепление государственности и обороноспособности Франции, в историю, культуру, науку и литературу страны.
Первым человеком, захороненным в этом мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – ревностный революционер и непревзойденный оратор. Случилось это в 1791 году, но спустя три года останки названного деятеля с позором перезахоронили на кладбище для преступников, даже не удосужившись установить на могиле надгробную плиту. Причиной стали доказательства связи графа с королем Людовиком XVI, казненным революционерами 21 января 1793 года, которые предоставил лидер якобинцев Жан-Поль Марат. Впрочем, посмертная судьба самого Марата оказалась не лучше, а во многом даже хуже. После того как 13 июля 1793 года пламенного деятеля революции заколола дворянка Шарлотта Корде, ярая поклонница жирондистов, его тоже похоронили в Пантеоне, но вскоре останки вынесли оттуда и даже не стали предавать земле, а просто выбросили в канаву. Сам же граф был реабилитирован и, что интересно, в настоящее время он стоит в очереди на повторное захоронение в парижской усыпальнице.
Случаи с Мирабо и Маратом стали хорошим уроком на будущее, поэтому французы решили впредь более тщательно отбирать кандидатуры для захоронения, чтобы потом не переносить туда-сюда тела покойников. Так, знаменитый писатель Александр Дюма-отец был перезахоронен в Пантеоне только в 2002 году, то есть спустя 132 года после смерти. Этого срока оказалось более чем достаточно, чтобы точно быть уверенным, что эта выдающаяся личность достойна того, чтобы быть упокоенной в настолько почетном месте.
Усыпальница парижского пантеона
В 1791 и 1794 годах в мавзолее появились гробницы, соответственно, Франсуа-Мари Аруэ, более известного по псевдониму Вольтер, и Жан-Жака Руссо. Несмотря на то, что деревянные гробы обоих философов были раскрашены и покрыты сусальным золотом, это не спасло древесину, и они сгнили. Известно, что тело Руссо в 1815 году выкрали религиозные фанатики и выбросили в яму с известью. По слухам, останки Вольтера тоже были похищены, но официально эта информация опровергается.
Великий французский романист Виктор Гюго, кардинал Джованни-Баттиста Капрара, политики Эмиль Золя и Жан Батист Пьер Бевьер, выдающийся физик Пьер Кюри, гуманист Анри Грегуар, математик Гаспар Монж, создатель шрифта Брайля для слепых Луи Брайль, ставший жертвой убийства президент Франции Мари Франсуа Сади Карно, маршал Жан Ланн, генерал Пьер Гарнье де Лабуассьер, борец за отмену рабства Виктор Шельшер, лауреат Нобелевской премии мира Рене Кассен, герои французского Сопротивления во Второй мировой войне Пьер Броссолетт, Жан Зе и Жермен Тийон – и это далеко не полный перечень выдающихся людей, в разное время захороненных в парижской усыпальнице. Среди них всего три женщины: физик Мария Склодовская-Кюри, ставшая с мужем Пьером Кюри первооткрывателями радиоактивности, политик и борец за права женщин Симона Вейль и химик Софи Бертло, похороненная вместе с мужем, политиком и химиком Марселеном Бертло. Среди женщин, чьи имена увековечены в Пантеоне, нередко называется и племянница генерала де Голля, участница Сопротивления Женевьев де Голль-Антоньоз. Но в мавзолее находится лишь горстка земли с ее могилы, поскольку родственники были против переноса сюда останков, поэтому в данном случае о полноценном захоронении говорить не приходится.
Свой последний покой нашел здесь и архитектор Жак-Жермен Суффло, тот самый, который спроектировал церковь Святой Женевьевы, ставшую впоследствии Пантеоном. Его перезахоронили здесь в 1829 году.
Интересные факты
Время работы и стоимость билетов
Пантеон в Париже в периоды со 2 января по 31 марта и с 1 октября по 31 декабря открыт для посещения с 10:00 до 18:00. С 1 апреля по 30 сентября доступ в мавзолей осуществляется с 10:00 до 18:30. За 45 минут до закрытия допуск новых посетителей прекращается. Выходными являются только три дня в году: 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Экскурсии в усыпальницу платные. Полный взрослый билет обойдётся в 9 евро, льготный, а также групповой – в 7 евро (при условии, что в группе не меньше 20 человек и имеется гид).
Молодые люди в возрасте 18-25 лет и младше, являющиеся гражданами стран Европейского Союза, с января по март и в первое воскресенье каждого месяца могут посещать Пантеон бесплатно. В остальное время они платят за билет 4,5 евро. В первое воскресенье ноября и декабря предусмотрен бесплатный доступ для лиц с ограниченными возможностями.
Как добраться
Пантеон находится в Латинском квартале, что соответствует 5-му округу Парижа. Это один из самых престижных и дорогих районов французской столицы. В окрестностях много ресторанов, кофеен и различных отелей.
Добраться до Пантеона можно на общественном транспорте. Ближайшие станции метро – Maubert-Mutualité и Cardinal Lemoine (линия 10). Автобусами № 84 и 89 едете до остановки Pantheon, автобусами № 21, 27, 38 и 85 – до остановки Luxembourg.
Пантеон в Париже: памятник честолюбию и страстям
Пантеон (Церковь Женевьевы в Париже), полное описание и исторические факты, официальный сайт, купить билеты.
Пантеон в Париже – памятник честолюбию и бушующим страстям
История французских памятников архитектуры насыщена, увлекательна, и порой сумбурна настолько, что сами их наследники удивляются метаморфозам, которые происходили за весь период их существования. Непостоянство можно считать еще одной особенностью национальной культуры, в которой свое почетное место занимает Пантеон в Париже – усыпальница великих соотечественников, задуманная изначально, как собор Святой Женевьевы.
«Игры престолов»
Пантеон стал еще одним зданием, которое парижане в свое время встретили в штыки, поразившись его простоте форм и непонятному стилю. По их мнению, он словно выступал против остального города, выбиваясь из привычного зодчества, да и внутренний конфликт направлений создавал уникальное противоречие самому себе, противопоставляя величественный купол скромному греческому портику.
Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже. Приобрести Museum Pass можно по ссылке
Но было бы еще удивительней, если б мнение было иным, ведь в привычках столичных жителей все воспринимать с некоторой настороженностью, а порой и в штыки. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню или современный небоскреб Монпарнас и район Ла Дефанс. И это только единичные примеры, когда люди требовали прекратить разрушать ауру Парижа, вплетая в нее чужеродную архитектуру.
Со временем каждое строение становилось любимой и неотъемлемой частью города. То же случилось с мавзолеем, приютившим много известных личностей. Однако изначально здание задумывалось как храм, который еще не знал, что судьба уготовила ему бросаться из крайности в крайность, несколько раз меняя свое предназначение.
Усыпальница Пантеон в Париже
Во время революции, когда многие церкви подвергались разрушению, собор Святой Женевьевы не тронули, чтобы хоронить в нем выдающихся сынов отечества. И все же ради этого пришлось понести некоторые жертвы – с его купола сняли крест и убрали статую святой покровительницы, а на их месте появились новые композиции – статуи Родины-матери и Славы.
Во времена Первой империи Наполеон Бонапарт снова возвращает Пантеон в лоно церкви с прежним названием и крестом св. Женевьевы, но сохранил идею захоронения в его подземельях верховных чиновников и мужей, прославивших своими героическими подвигами Францию. А вот самого императора там нет. Его похоронили в доме Инвалидов, но поставили в очередь на рассмотрение как кандидатуры по заселению.
Людовик XVIII
При Людовике XVIII собор начали реставрировать, расписывая потолок и создавая четверку картин, рассказывающих о разных исторических периодах Франции, начиная с Карла Великого. Завершающим должно было стать полотно, посвященное Наполеону, но планам помешало его падение, и вместо этого на картине показали новое пришествие Бурбонов, мастерски расположив в облачной дымке Людовика XVI и его жену с сыном.
Французы, казалось, не могли принять окончательное решение, и в 1830 году во время очередного революционного переворота снова переиграли, обратив церковь обратно в Пантеон, которым он остается и по нынешний день.
Священная клятва короля
В 1744 году король Людовик XV вел свои войска к победе над австрийцами, он сам стал жертвой. Его свалил недуг, и высокая температура держалась несколько дней, предвещая скорую кончину монарха. Пребывая в полубредовом состоянии и чувствуя прикосновение смерти, король взывает к Святой Женевьеве – заступнице больных и защитнице от разных напастей, которая считается покровительницей Парижа и сегодня. Он просит сохранить ему жизнь взамен на прекрасный храм, который он обещает построить в ее честь.
Людовик XV
Людовик выздоравливает, а вот его любовница – герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него вирусную инфекцию, умирает. Король в печали, и забывает о данной клятве, но поскольку его сердце было предназначено скорее для любви, чем для скорби, вскоре он находит новую фаворитку в лице маркизы де Помпадур и неожиданно вспоминает о намерении возвести грандиозное святилище.
Младшего брата любовницы – маркиза де Мариньи, он назначает инспектором по королевским владениям, и поручает найти опытного архитектора для проекта. Маркиз вспоминает о своем учителе Жак-Жермене Суффло, и в 1755 году тот приступает к работе над чертежами. Так, между роковой болезнью его величества с обетом святой деве и началом проекта пролегает 11 лет.
Основой прекрасному собору послужило аббатство св. Женевьевы, пользующееся у жителей столицы неизменным почтением. В нем хранились останки и рака покровительницы, к которой приходили на поклон верующие во время болезней и неурядиц в стране, а с 1229 года во времена эпидемий серебряный с позолотой гроб носили по городу.
Рака и фаланга руки Женевьевы
Однако революционеры посчитали это пережитком, недостойным прогрессивного человека, а потому на Гревской площади, которая всегда считалась традиционным местом казни, сожгли ящики с мощами святых. Чудом можно считать то, что рака и фаланга руки Женевьевы уцелели, и теперь хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.
Несколько раз аббатство подвергалось нападению, грабежам и пожарам, но ему всегда удавалось возродиться из пепла, пока в XIII-XIV веках не было отстроено окончательно, украшенное образами и мрамором кардиналом Ларошфуко.
Задумки, реалии и трудности строительства
Как уже было сказано, Pantheon как-то сразу не пришелся по душе парижанам, привыкшим к пышности барокко с его преувеличенной роскошью и величием образов, блеском и стремлением приблизить иллюзию к реальности. Его элементы повсюду наблюдались в городской архитектуре, а собор Женевьевы выбивался из общего фона слиянием нескольких направлений.
Архитектор Жак-Жермен Суффло
Работая над планом здания, Суффло привнес в него греческую колоннаду, накрытую лаконичным куполом в строгом стиле, потолок которого должен был расписан в романской манере, а сам интерьер предполагалось сделать по типу готики.
Колонны появились не только снаружи, но и во внутреннем зале по принципу римских и греческих святилищ. Благодаря такой планировке собор стал выглядеть воздушным, легким и просторным.
По задумке он должен был повторять контуры греческого креста с длиной 104 м вместе с преддверием и с шириной между перекрытиями в 76 м. Венчал конструкцию высокий свод, удерживаемый 4-мя легкими колоннами, которые терялись среди остальных опор, складывающихся в свою очередь в самостоятельные 4 креста.
Католическая церковь посчитала себя оскорбленной, что нарушаются ее устоявшиеся традиции, и высшие представители религии написали Людовику XV письмо с решительным протестом против чертежей главного архитектора. Вняв аргументам «святых мужей», было решено удлинить два крыла, чтобы придать строению вид католической базилики.
Пантеон Париж (История)
Как ни старался Суффло, но в его расчеты где-то закралась ошибка, и когда велись заключительные работы внутри по укладке мраморного пола, рабочие обнаружили на нескольких колоннах трещины. Это был тревожный звоночек о том, что здание не простоит долго, и процесс разрушения уже начался.
Требовалось предпринять радикальные меры по укреплению колон и столбов, не нарушая общего убранства постройки. Задача оказалась непростая, но вполне выполнимая, а работал над ней Рондела в конце 1770-х годов, поскольку сам Суффло к этому моменту давно покинул суетный мир.
Первый камень Пантеона в 1764 году заложил Людовик XV, тем самым изменив архитектурный ансамбль и расположение храма, и прошло 25 лет до события, когда он был полностью завершен в 1789 году, но ни Жак-Жермена, ни самого венценосного сына Франции уже не было среди живых.
История строительства Пантеона
Другие трудности носили чисто финансовый характер. Короли всегда славились своим расточительством, связанным с пышными балами и подарками любовницам, а на остальное вечно не хватало денег. Поскольку план Суффло изобиловал дорогими материалами и деталями, воплотить задумку в жизнь без упрощений не представлялось возможным.
К тому же многочисленные королевские фаворитки, желая любимому скорее исполнить свою клятву, пытались ему помочь, делая от руки наброски украшательств, которые, по их мнению, идеально бы дополнили здание, и настаивали, чтобы архитектор учел их пожелания.
Хотя Жак-Жермен не воспринимал их требования всерьез, проект все равно оставался непосильным для государства, и пришлось чем-то жертвовать, в том числе и портиками с трех сторон собора, и теперь мы видим лишь фронтон с колоннами на главном фасаде.
Строительство заняло несколько десятилетий и поглотило 15-миллионный капитал. Сегодня Пантеон считается одним из наиболее величественных зданий и примером классической школы, хотя и включает сразу 4 стиля с явно проступающими чертами греческой античности. Он вдохновил мастеров других стран на собственные проекты, и его черты легко узнать в куполе вашингтонского Капитолия и Исаакиевском соборе Петербурга.
Жаль только, что не сохранились окна свода, предусмотренные Суффло. В XVIII веке революционеры посчитали, что они пропускают в усыпальницу слишком много света, и заложили их кирпичом. Теперь обитель мертвых внутри обрела более мрачную суровость, как ей и положено.
Захоронения в Пантеоне
Первым, кто удостоился чести быть похороненным в мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – заслуживший славу непревзойденного оратора и ревностного революционера. Случилось это в 1791 году, но достойным подобной чести он был всего три года, после чего его останки с позором перенесли на кладбище для преступников, и даже не позаботились о надгробной плите.
«Услужил» ему в этом лучший друг – побратим в революции Жан-Поль Марат, предоставивший доказательства связи Мирабо с королем.
В этом же 1794 году сам Марат был убит и похоронен в Пантеоне, но и его бренные останки не задержались в привилегированной усыпальнице, и тоже были выдворены оттуда, причем тело просто выбросили в канаву. Самого же графа реабилитировали, и он стоит в очереди на повторное заселение в парижскую гробницу.
Жан-Поль Марат
Позже, задуманный как склеп революционеров и ее последователей, Пантеон пересмотрел это правило и стал принимать всех, кто прославлял Францию, работаю на ее имидж и славу. Чтобы в дальнейшем не играться с вносом и выносом тела, парижане впредь решили более тщательно подходить к вопросу захоронения, хорошенько обдумывая кандидатуры.
Так, спустя 132 года после смерти Александра Дюма старшего, в 2002 году его вдруг решили осчастливить, перезахоронив в парижском мавзолее. Уж этого срока точно достаточно, чтобы убедиться в его гениальности, как писателя.
Тут нашли свой вечный покой политики, путешественники, актеры и философы, художники и писатели, президенты и ученые, кардиналы, маршалы, адмиралы, генералы и даже банкиры. Некоторые урны пусты, в некоторых лишь сердце или горстка земли, как знак уважения и памяти о них.
Среди поселенцев мавзолея много известных всему миру имен. Своим творением архитектор Жак-Жермену Суффло увековечил свое имя и тем самым обеспечил внутри него уютное местечко, которое занял в 1829 году.
Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau)
Задолго до него в числе первых поселенцев тут появились гробницы Вольтера (1791 г.) и Руссо (1794 г.). Их деревянные гробы раскрасили и покрыли сусальным золотом, но внешний декор не способствовал сохранности древесины, и они быстро сгнили.
Эти двое словно и после смерти не могли прийти к согласию, и в знак протеста разместились по разным сторонам усыпальницы. Есть также момент, который многих ставит в тупик – почему французы решили похоронить Руссо в Пантеоне, ведь он был швейцарцем.
Стоит упомянуть, что в 1815 году тело Руссо выкрали религиозные фанатики, а затем бросили в яму с известью. О судьбе Вольтера тоже ходят слухи, якобы его и останки были похищены, но по официальным данным он все еще находится на своем месте.
Виктор Гюго
Тут отдыхает великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго; писатель и политический деятель Эмиль Золя; создатель письма для слепых – Луи Брайль; физики муж и жена Кюри. Причем Мария Склодовская-Кюри в компании имеет всего одну женщину – Софию Бертло, которая находится тут со своим мужем Марселеном Бертло, оставившим след в области химии и политики. Можно было бы назвать еще одно женское имя – Женевьев Де Голль-Антоньоз, племянницу генерала де Голля, но в Pantheon привезли лишь горстку земли с ее могилы.
Врата в величественный храм упокоения открыты для уснувших вечным сном достойных лиц Франции и сегодня. В 2015 году помимо Женевьев сюда перенесли тела троих героев Сопротивления.
В стенах Пантеона нашли покой более 70-и человек, так или иначе внесших вклад в развитие Франции, и в благодарность им у входа высечена эпитафия, которую можно перевести, как: «Величайшим людям от благодарного отечества».
Пантеон, как достопримечательность
Вдохновлялся Суффло итальянской архитектурой, и Римский Пантеон Агриппы послужил прототипом для создания храма в Париже. Сегодня он знаменит всему миру, конкурируя по красоте с соборами Святого Павла в Лондоне и Святого Петра в Ватикане.
Он стоит в Латинском квартале – одном из престижных и дорогих районов, что соответствует пятому округу в центре столицы на левом берегу Сены. Тут находятся университет Сорбонна, Термы Клюни, Люксембургский сад и музей Средневековья. Благодаря стольким интересным историческим объектам сюда ежедневно приходит множество туристов.
Перед склепом полукругом раскинулась площадь с симметричными зданиями по бокам. Между ними вдаль уходит улица имени главного королевского зодчего – Суффло, а в конце нее красуется Эйфелева башня. Место выбрано не случайно, а с целью открыть лучший обзор на храм. Для этого в планах Жак-Жермена даже было изменение вершины холма.
Особенно великолепен мавзолей вечером, когда зажигается подсветка. Создается впечатление, что здание само излучает торжественный свет, направляя его прямо в небо. Фото Пантеона украшают многие издания мира, и чаще всего он снят именно в ореоле теплого света, разгоняющего сумерки.
Внешнее убранство
На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.
Париж (Пантеон), внешнее убранство!
Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.
Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.
Внутренний декор
Оказавшись внутри, невольно чувствуешь торжественность атмосферы и прохладу даже в летнюю жару. Это покои ее величества Смерти, и не стоит нарушать умиротворение тех, кто поселился в этой роскошной гробнице.
Но не рассчитывайте с порога увидеть лес могил. Их давно перенесли в крипту, а попасть туда можно по лестнице, которая находится за бывшим алтарем.
Пантеон внутри (Париж)
С 1874 года стены святилища украшают картины, иллюстрирующие историю Франции на разных этапах и барельефы с декоративными орнаментами. Тут можно насладиться фресками Пювиса де Шавана, посвященными благочестивым деяниям св. Женевьевы.
Пантеон в Париже (внутри)
Париж (Пантеон внутри)
Если посмотреть влево, не ускользнет от внимания статуя Жанны д’Арк, скачущей на коне, и кроме изваяния Орлеанской деве посвящены еще несколько панно и картин.
Смотровая площадка
Чтобы подняться на смотровую площадку под куполом, предстоит преодолеть 206 ступеней. Отсюда открывается потрясающий вид на Париж, ради которого сюда стоит прийти специально.
Смотровая площадка Пантеона
Предварительно надо узнать время работы площадки, которое зависит от погоды, но если ничего не мешает, с апреля по конец сентября доступ сюда открыт ежедневно с 10 до 18:30. С начала октября по конец марта время посещений сокращается на полчаса, и только на три праздничных дня Пантеон закрывают: в день католического Рождества, на Новый год и 1 мая. Когда до закрытия остается 45 минут, новых посетителей уже не пускают.
Панорама Пантеона в Париже
Маятник Фуко в Парижском Пантеоне
Еще одним ценным экспонатом мавзолея является маятник Леона Фуко, который впервые был установлен тут в 1851 г. с подачи Луи Бонапарта. Он демонстрировал траекторию суточного вращения нашей планеты, но некоторые видят в нем и другой смысл – символ переменчивой судьбы Пантеона при разных политических силах, которые превращали страну из монархии в республику, империю и коммуну.
Маятник Фуко в Парижском Пантеоне
Маятник весил 28 кг и был закреплен под куполом стальной проволокой, позволяющей ему свободно вращаться.
Внизу был насыпан и выровнен песок так, чтобы во время движения маятник оставлял след, по которому спустя 32 часа после начала эксперимента можно было увидеть весь его путь.
Фуко, Жан Бернар Леон
Оригинал давно разобрали, и на его месте стоит уменьшенная копия, а возле нее в камне застыла статуя, изображающая египетскую кошку.
Такое интересное соседство вызывает у туристов удивление, и каждый строит собственную версию о единении сдержанной вечности и неустанного человеческого стремления вперед.
Стоимость посещения
Чтобы осмотреть Пантеон в Париже, предстоит купить билет: