собор нотр дам в реймсе
Собор нотр дам в реймсе
Главная достопримечательность Реймса — кафедральный собор Notre-Dame de Reims, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор был построен в XIII веке (уже позже Собора Парижской Богоматери в Париже и собора Шартра). Это один из самых известных памятников готической архитектуры во Франции. Со Средневековья до XIX века в соборе короновались практически все французские монархи.
Реймсский собор Нотр Дам
В галло-римский период на этом месте находились термы, которые в V веке заменили первым собором. Его построил епископ Никазий, а посвятили Деве Марии. В 498 году в Реймсском соборе святой Ремигий, епископ Реймса и апостол франков, крестил Хлодвига I, первого короля из династии Меровингов, вместе с 3000 его воинами и приближенными. Этот момент считается обращением салических франков в христианство, ставшим одним из клюевых в истории европейского христианства вообще. Именно тогда Реймсский собор стал тем местом, где в будущем короновались все короли и императоры Франции.
История реймсского собора
Коронация Карла VII в 1429 году
В 1027 году здесь проходит коронация Генриха I. Благодаря появлению легенды о св. Стекляннице, Реймсские архиепископы получили большое политическое влияние, а Реймсский собор стал постоянным местом коронации и слеюущих правителей Франции.
Здание старого собора было уничтожено разрушительным пожаром в 12010 году. Год спустя, 6 мая, архиепископ Реймса Обри де Умбер заложил здание нового собора, посвященного Богоматери. Строительство собора продолжалось непрерывно в течении 20 лет. В 1241 году был закончен хори, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада.
Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года).
Во времена столетней войны собор был под осадой англичан в 1359-60 гг. После падения города, англичане владели Реймсом и собором вплоть до 1429 года, когда город был освобожден Жанной д’Арк, что позволило 17 июля 1429 года провести коронацию дофина Карла.
Славянское реймсское евангелие
В 1574 году в собор попало так называемое славянское Реймсское евангелие — пергаментный документ, считавшийся «таинственной восточной рукописью». Ее первая часть написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви. Вторая же ее часть написана хорватской угловатой глаголицей для совершения католического богослужения на славянском языке. И что интересно, именно на этой славянской рукописи присягали французские монархи во время коронации.
Вторая мировая война
Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи собора.
В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью «Pro aris» (пер. с лат. «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили русские художники объединения «Мир искусства».
Реставрация
Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Архитектура Реймского собора
Длина собора внутри — 138,69 м. Высота нефа под сводами равняется 37,95 м.
Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, башни образуют с фасадом единое целое. Порталы и окна собора украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада.
Одними из самых высоких строений Франции и по сей день считается пара башен на западном фасаде Нотр-Дама – их высота 80 метров. Башни могли «вырасти» и выше за счёт шатров, увенчанных шпилями, но идея провалилась. Помимо этого, в плане было строительство пяти дополнительных башен, но план тоже канул в Лету.
Центральный неф длиной в десять пролетов, граничащий с обеих сторон с двумя боковыми нефами, поднимается на три уровня – классика французской готики 13 века в своей наиболее гармоничной форме, впервые примененной в Шартрском соборе. Высота арки большого нефа до замкового камня составляет почти 38 метров. Одна из уникальных деталей интерьера – цилиндрические опоры, обрамленные пучком тонких колонн.
План Реймсского собора отличается от соборов в Шартре, Суассоне и Амьене: он длиннее, но не с таким высоким нефом и более коротким трансептом. Вдоль полукруглого завершения хора находится деамбулаторий, переходящий в венец из пяти капелл. Самой глубокой из них является центральная часовня, находящаяся на главной оси собора. Для того чтобы сохранить главный алтарь на прежнем месте, которое он занимал в прежнем романском соборе, хор был продлен, заняв в результате несколько пролетов нефа.
Порталы Реймсского собора украшают круглые витражи-розы, довольно необычные по композиции. Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала — заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над вторым ярусом традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера.
Особого внимания заслуживают многочисленные витражи, среди которых есть как сохранившиеся со времен строительства собора (13 век), так и современные.
Витражи Марка Шагала
Три витража центральной капеллы были созданы в 1974 году Марком Шагалом.На левом витраже изображены Древо Иессея и Жертвоприношение Исаака, на центральном витраже – распятый Христос. Правый витраж представляет главное событие в истории Реймсского собора.
Улыбка Реймса
Собор прославился на весь мир также своими великолепными скульптурами: в «Галерею королей» входит около 500 уникальных фигур епископов, королей, рыцарей, ремесленников и даже святых, которые были созданы в основном в XIII столетии. Знаменитый собор также называют – «собор ангелов», так много здесь фигур ангелочков, из которых самый известный – это улыбающийся ангел у северного портала. Этот образ даже прозвали «улыбкой Реймса». Этот шедевр готической скульптуры датируется первой половиной XIII столетия.
В период Первой мировой войны каменная статуя разбилась, когда упала с высоты четырех метров. Её остатки бережно собрал аббат Жюль Тино и спрятал в церковном тайнике. И только после тщательнейшей реставрации в 1926 году «Улыбающийся ангел» вернулся на фасад кафедрального собора.
Именно его загадочной улыбке посвятила свое тихотворение «Ангел Реймса» поэтесса Ольга Седакова:
Ты готов? —
улыбается этот ангел.
Я спрашиваю, хотя знаю,
что ты несомненно готов:
ведь я говорю не кому-нибудь,
а тебе,
человеку, чье сердце не переживет измены
земному твоему Королю,
которого здесь всенародно венчали,
и другому Владыке,
Царю Небес, нашему Агнцу,
умирающему в надежде,
что ты меня снова услышишь;
снова и снова,
как каждый вечер
имя мое высказывают колоколами
здесь, в земле превосходной пшеницы
и светлого винограда,
и колос и гроздь
вбирают мой звук —
Но все-таки,
в этом розовом искрошенном камне,
поднимая руку, отбитую на мировой войне,
все-таки позволь мне напомнить:
ты готов?
К мору, гладу, трусу, пожару,
нашествию иноплеменных, движимому на ны гневу?
Все это, несомненно, важно, но я не об этом.
Нет, я не об этом обязан напомнить.
Не за этим меня посылали.
Я говорю:
ты
готов
к невероятному счастью?
Декор реймсского собора
Фрагмент скульптурной композиции «Страшный суд» над северным входом
Всего же в соборе насчитывается 2303 статуи разных форм и размеров — это самая большая коллекция каменных изваяний в одном соборе в Европе. В результате проведенных исследований было выявлено, что монохромные скульптуры во времена далекого средневековья были еще и цветными. И сейчас по вечерам, благодаря современным технологиям свето- и цветопроекции, возвращается средневековая палитра, раскрашивая стены и статуи собора в различные цвета и визуально воссоздавая их первозданную красоту.
В южной башне собора имеются два больших колокола. Один из них называется «Шарлотта» («Charlotte»), он был отлит в середине XVI века и весит около 11 тонн.
Реймсский собор во время светового шоу
Гребень крыши уркашен трилистниками и лилиями, в напоминание о том, что именно здесь проводились коронации королец Франции. Ихъятые и уничтоженные во время Французской революции, они были восстановлены в 1924-26 гг. Вершину фасада, выходящего на дворец Тау, украшает скульптура стрельца. У основания крыши хора находится очередная скульптура Ангела. Башня над хором по периметру украшена фигурами кариатил.
Во время фестивалей летом собор подсвечивается цветными огнями на шоу «Мечта света» (Rêve de couleurs)
Легенда о Святой Стекляннице
Святая Стеклянница, или Ампула Реймсская, — это сосуд особой формы в виде фиала, в котором находился священный елей (масло), якобы использованный в V веке при крещении короля франковХлодвига. Первоначальная стеклянница по сути являлась флаконом из древнеримского стекла высотой примерно 3,8 см.
Доля этого елея примешивалась в миро, использовавшееся в церковном обряде помазания монархов Франции в ходе церемонии их коронации. Первым документально зафиксированным помазанием с использованием этой реликвии считается коронация в 1131 году короля Людовика VII папой римским Иннокентием II. Стеклянница хранилась в аббатстве святого Ремигия в Реймсе.
Святая Стеклянница в своём первоначальном ковчежце (литография, 1843 год)
Архиепископ Реймса Гинкмар, пытаясь укрепить за своей церковью право помазывать королей на царство, записал рассказ, заимствованный, по его словам, из старинной рукописи о принесении святой ампулы белым голубем в минуту крещения Хлодвига: святой Ремигий оказался в затруднении, потому что прислужник, державший сосуд с миро, был оттёрт толпой. Рассказ стал переходить от одного писателя к другому, украшаясь подробностями. Аймоин в IX веке уже прямо говорил, что ампулу принёс св. Дух в образе голубя. Гийом Бретонец в XIII веке рассказывал, как дьявол намеревался погубить душу Хлодвига грехом нетерпения, и поручил ангелу принести ампулу. В обряд коронации государей Франции католическая церковь внесла молитвы и гимны, относящиеся к тому чудесному событию, и реймское духовенство хранило святыню.
Стеклянница была разбита 7 октября 1793 года во время французской революции членом Национального конвента Филиппом Рюлем при большом скоплении народа на площади Руаяль в Реймсе. Украшавшая эту площадь статуя Людовика XV в те дни была уже демонтирована и подготовлена к отправке на переплавку в артиллерийские орудия. Именно о пьедестал этой статуи революционеры разбили Стеклянницу, а оставшиеся осколки, в качестве доказательства, были отправлены в Париж.
В 1821 году объявился говоривший, что он спас осколок чудесного сосуда, к которому пристала капля застывшего масла. Реймским капитулом осколок был признан достоверным, отделан золотом и алмазами как часть подножия новой ампулы, в которую к капле спасённого масла прилили миндальное, и Карл X был помазан из этого нового сосуда в 1825 году.
Кафедральный собор на карте Реймса на карте:
Реймский собор
Если задаться целью посетить все великие готические храмы Франции, возможно, уже на втором-третьем появится чувство дежавю — все они имеют сходные черты. Реймский собор или Notre-Dame de Reims поразительно похож на своих собратьев в Амьене и Шартре: тот же изящный, утонченный стиль лучистой готики, те же рвущиеся вверх арки и шпили, то же обилие скульптур. При этом у каждого храма — свои особенности и своя история. Так, кафедральный собор в Реймсе издавна был местом восхождения на престол всех французских королей.
Ажурная архитектура Реймского собора
История
Считается, что на месте Нотр-Дам-де-Реймс когда-то стояла древняя базилика, выстроенная еще до нашей эры. Она же, в свою очередь, была основана на фундаменте древнеримских терм. Но, как бы там ни было, первым важным историческим событием, связанным с собором в Реймсе, стало крещение короля франков Хлодвига I в 498 году. Так будущая Франция была обращена в христианство, а сделал это епископ Ремигий, позже признанный святым.
Крещение Хлодвига I Святым Реми, 498 год
В 891 году Нотр-Дам в Реймсе выбрал для своей коронации Людовик I Благочестивый, а в 1027 году здесь был помазан Генрих I. С тех пор и пошла традиция, согласно которой все коронации французских монархов происходили именно в этом храме.
Коронации Людовика XIV, 7 июня 1654 год
Однако в начале 13-го века древний Реймский собор был разрушен в результате пожара. Впрочем, уже спустя год после разрушения на том же месте по инициативе архиепископа Обри де Умбера началось строительство нового здания. Оно продлилось более 20-ти лет и завершилось около 1285 года, хотя и после этого еще велись отдельные работы. В итоге появился тот самый Нотр-Дам-де-Реймс, которым мы можем любоваться и сегодня.
Коронация Людовика XV, 25 октября 1722 год
В 14-м веке храм пережил Столетнюю войну, попав на долгое время под власть англичан. А в 1429 году он был освобожден вместе с городом и принял коронацию Карла VII, ознаменовавшую собой окончание войны. В этом событии активно участвовала небезызвестная Жанна д’Арк, поэтому ее конный памятник сегодня можно увидеть рядом с собором.
Памятник Жанне д’Арк на площади перед собором
Еще одно серьезное испытание храм перенес во время Первой мировой войны. Из-за постоянных бомбардировок он серьезно пострадал — потерял все свои витражи и часть статуй, утратил изящное окно-розу. Позже все это было восстановлено, но отдельные фрагменты реставрируются до сих пор.
Бомбардировка собора во время Первой мировой войны
Интересно: во времена позднего Средневековья в собор попала славянская рукопись, написанная на кириллице и глаголице — так называемое Реймское евангелие, на котором с тех пор приносят клятву все французские монархи во время коронации.
Как добраться до Реймского собора
Знаменитый собор находится в центральной части Реймса, на тихой уютной площади с магазинчиками и кафе. До него легко добраться от любого из двух железнодорожных вокзалов Реймса: Gare de Reims, куда приходят региональные поезда TER, и Champagne-Ardenne, куда приходят скоростные поезда TGV.
Точный адрес: Place du Cardinal Luçon, 51100 Reims, Франция.
От вокзала Gare de Reims:
Пешком:от ж/д вокзала Reims в центре Реймса можно дойти пешком через Cours Jean-Baptiste Langlet, расстояние — около 1 км.
От вокзала Champagne-Ardenne:
Поезд:от ж/д вокзала Champagne-Ardenne на окраине Реймса можно доехать поездом TER до вокзала Reims за 12 минут.
Пешком:от вокзала Reims до собора расстояние около 1 км.
Витраж главного фасада собора
Из аэропорта Шарля-де-Голля (Париж):
Реймский собор на карте
Что посмотреть
Реймский собор многие считают самым интересным и гармоничным в ряду французских готических храмов, хотя на самом деле он по сей день является незавершенным. Согласно изначальному плану, здание должно было иметь куда больше ажурных островерхих башен. Однако это не мешает храму оставаться настоящим шедевром пламенеющей или лучистой готики.
Фото Реймского собора сверху
Нотр-Дам-де-Реймс снаружи
Самым интересным в плане архитектуры является западный фасад — с традиционными тремя порталами и огромным окном-розой над ними. Центральный портал, как и весь собор в целом, посвящен Богоматери. Ее скульптура красуется между дверными проемами.
Выше центрального портала проходит ажурная галерея с длинными узкими окнами, и за счет нее здание кажется еще более легким, уточненным. А следующим ярусом идет «Галерея королей» — еще одна традиционная особенность средневековых французских храмов. Она содержит 56 статуй, но не только монархов, а также известных епископов, рыцарей и святых. В центре находятся изваяния первого короля франков Хлодвига с женой, а также епископа Ремигия.
Стоит отдельного внимания и северный фасад. Украшающее его окно-роза посвящено истории сотворения мира — на лепестках можно рассмотреть фигуры Адама и Евы, братьев Каина и Авеля, а также других библейских персонажей. Здесь тоже есть три портала, и один из них — правый — считается самым древним. По одной из гипотез еще до постройки здания храма на его месте была дверь в склеп. Все три портала украшены скульптурами Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов и святых.
Всего же на фасадах Реймского собора и внутри него находится более 2 300 скульптур, и каждая интересна по-своему. Большинство фигур представляют ангелов и святых, а самой яркой по всеобщему мнению является статуя «Улыбающийся ангел». Она необычна уже тем, что единственная в своем роде — ангелы очень редко изображаются с улыбкой на лице. Во Франции это изваяние получило неофициальное имя «Улыбка Реймса».
Нотр-Дам-де-Реймс внутри
Как и все католические базилики, Реймский собор выполнен в форме латинского креста. И первое, что обращает на себя внимание в его интерьере — это огромный, узкий и длинный центральный неф. Он вытянулся более чем на 138 метров, а в высоту составляет около 38 метров, и это обилие свободного пространства придает всей обстановке особое величие.
Западная стена внутри храма посвящена событиям до рождения Иисуса Христа — каменные изваяния рассказывают всем знакомый библейский сюжет. В восточной стороне проходят хоры, и здесь расположены самые древние витражи, созданные еще в 13-м веке и реставрированные после Первой мировой войны. На южной стене можно увидеть сцены Страшного суда, а в северной части — изображения на тему Страстей Господних.
Также одной из жемчужин интерьера являются 17 старинных гобеленов, выставленных в боковых нефах. Эта коллекция руки неизвестного мастера была создана еще в 16-м веке по заказу архиепископа де Ленонкура.
Интересно: часть витражей Реймского собора выполнена уже в 20-м веке, их автором является знаменитый Марк Шагал.
Авторские витражи Марка Шагала
Часы работы и стоимость билетов
Нотр-Дам-де-Реймс, как действующий храм, открыт ежедневно:
Последние посетители допускаются внутрь за 15 минут до закрытия.
Вход бесплатный, и каждый может осмотреть храм самостоятельно в любое время (не мешая проводимым там мессам).
Для групп возможны экскурсионные туры, которые организует общество «Искусство и вера». Заказать такой тур можно за 15 дней до желаемой даты, обратившись в секретариат прихода.
Индивидуальные посетители также могут присоединиться к экскурсиям, что предлагаются в расположенном рядом епископском дворце Тау, но туры проходят только на французском языке. Зато кроме осмотра храма экскурсия предполагает подъем на одну из башен, где открывается прекрасный вид на город.
Официальный сайт Нотр-Дам-де-Реймс: cathedrale-reims.com.
План собора в Реймсе
Правила посещения
Интересные факты
Рисунок не сохранившегося мраморного пола собора
Световое шоу на фасаде собора «Мечта света»
Виртуальная экскурсия
Средневековый Реймский собор — в числе самых величественных сооружений не только Франции, но всей Европы. Это одно из тех зданий, к которым можно возвращаться снова и снова, каждый раз находя какие-то удивительные и не замеченные раньше детали. Впрочем, и сам Реймс может стать отличным местом для экскурсии. Здесь есть на что посмотреть: красивая Королевская площадь, дворец Тау (между прочим, совсем рядом с Нотр-Дам-де-Реймс), базилика Сен-Реми, где нашел последний приют святой Ремигий, и еще один средневековый храм Сен-Жак. Словом, в городе обязательно стоит задержаться на пару дней — он дышит историей, легендами и тайнами Французского королевства.
Визитная карточка
Адрес
Place du Cardinal Luçon, 51100 Reims, Франция
Реймс. Собор Нотр Дам
Собор Нотр Дам Реймс. Внешнее убранство
Кафедральный собор в котором короновалось большинство французских королей, мы увидели с западного фасада.
Уже более 800 лет прошло с момента закладки первого камня в основание храма. Это случилось в 1211 году, 6 мая. Хотя история кафедрального собора в Реймсе началась задолго до этого. Его предшественник сгорел в пожаре 1210 года. Был в Реймсе храм, построенный в V веке от Р.Х. Ещё ранее в Реймсе поселился святой епископ Сикст и первые христианские постройки в городе датируются III веком!
Собор Нотр Дам Реймс. Западный фасад
Подойдём поближе к храму. Мы видим его западный фасад. Огромный и удивительно гармоничный собор будто соединяет между собой землю и небо. Мы не торопясь подходим к нему, глаз уже не может охватить всё сооружение целиком, а останавливается на деталях — фасаде, окне-розе, скульптурах. Их обилие может показаться случайной прихотью мастера. На самом деле в готических храмах всё выстроено в логическом порядке и подчинено христианской идее, политическим задачам и архитектурным особенностям. Например, три портала западного фасада соответствуют трём нефам собора. Они украшены скульптурными композициями, которые выражают три основные темы. Первая тема посвящена Деве Марии. В центральном фронтоне, над стрельчатой аркой мы видим Реймсскую Богородицу, коронованную её сыном Иисусом Христом. Сцена состоит из трёх частей:
1.В центре — коронование Богородицы.
2.Слева — сцена Благовещения и посещение святой Елизаветы.
3.Справа — Сретение.
В левом портале представлена тема Христа и страстей Христовых. В стрельчатой арке левого портала — Распятие, в ярусах свода — сцены страстей, на барельефе в стрельчатой арке слева — обретение святой Еленой честного креста Господня.
Внизу у двери слева и справа изображены святые Реймса.
В правой арке — Христос-судия. На изгибах свода помещаются сцены Апокалипсиса.
Спаситель снова придёт в мир чтобы судить в сопровождении апостолов, представленных правее двери правого портала.
Он вернётся, как об этом возвестили пророки. Их статуи находятся слева от двери, напротив апостолов.
Тема Воскресения Христа повторяется в простенках, там установлены фигуры Христа, указующего на раны св.Фоме, Марии Магдалине, св.Петру.
Схема расположения фигур на порталах западного фасада:
На схеме цветом указаны мастерские и даты изготовления скульптур.
Ещё одна тема скульптурного убранства церкви — помазание на престол. Она очень важна именно для Реймсского собора, где проходили коронации французских королей. Над центральным окном-розой установлена сцена борьбы Давида и Голиафа (фигуры реставрируются).
В изгибах арки помещены сцены жизни царей Давида и Соломона, фигуры ветхозаветных царей. Они как бы предваряют изображения королей, эти композиции связаны с христианской темой, ведь Франция приняла христианство именно в Реймсе. Здесь крестился первый король Хлодвиг — помазанник божий. Он был помазан, подобно Давиду и получил благословение быть победителем сил зла на земле. Правители династии Каролингов ввели обычай коронации, который напоминал библейское помазание на царство Давида пророком Самуилом. Первым здесь короновался Людовик Благочестивый в 816 году, он последовал примеру Хлодвига, имя которого носил — «Людовик» — производная от «Хлодвиг».
Галерея королей опоясывает основание башен. Всего в галерее 63 фигуры, каждая — высотой 4 м, весом от 4 до 5 тонн. Центральная группа — шесть фигур окружают короля Хлодвига, погружённого в купель.
Святой епископ Реми крестил короля Хлодвига в Реймсе в 498 году. У основания башен — фигуры монархов разных династий. Приводим схему расположения скульптур на западном фасаде храма. В центре — крещение Хлодвига. По бокам — галерея королей.
В центре — крещение Хлодвига. По бокам — галерея королей.
В простенках цифрами обозначены фигуры:
1.Св.Иоанн
2.Христос в Эммаусе.
3.Мария Магдалина.
4.Св.Пётр
Нижний ярус:
5.Обретение честного креста.
6.Апокалипсис.
7.Мария.
8.Святые Реймса.
9.Апостолы.
10.Пророки
5.Обретение честного креста, 6.Апокалипсис, 7.Мария, 8.Святые Реймса, 9.Апостолы, 10.Пророки
Северный фасад. Собор Нотр Дам Реймс
Идём к северной стороне храма. Отойдя на некоторое расстояние от собора, можно оценить его размеры. Здесь особенно заметно, как скульптура вторит архитектуре, «переосмысливает» её, даже скрывает некоторые конструктивные элементы. Рассматривая Нотр Дам в Реймсе, вряд ли кто-нибудь подумает о том, что контрфорсы нужны для распределения тяжести стены, они кажутся обиталищем небесных ангелов. И хотя северный портал всегда погружён в тень, он кажется светлым и лёгким.
Как и на главном, западном фасаде, на северном трансепте находится три портала. Правый портал — самый древний в храме. Известны предположения, что он существовал ещё до строительства собора и был нишей в склепе. Есть основания датировать его 1180 годом. На правый портал помещена фигура Богородицы с младенцем Христом.
В левом портале изображены сцены Страшного суда.
В центре между дверьми — Христос, по бокам — шесть апостолов. Слева от Христа — св. Пётр, св. Андрей, св. Варфоломей. Справа — св. Павел, св. Иаков, св. Иоанн.
Над фигурой Христа слева — Авраам, он принимает избранных и осуждённых.
Над Авраамом в левой части фигуры, олицетворяющие добродетели, справа — пороки (многие фигуры утрачены).
Выше — фигуры восстающих из гроба. Венчает композицию фигура Христа, слева — Дева Мария, справа — Иоанн Креститель.
На изгибах свода изображены мудрые и неразумные девы и диаконы.
На схеме подробно указаны скульптурные композиции.
Центральный портал посвящён святым и мученикам Реймсской церкви. В центре между дверьми изображён святой Каликст.
Вверху слева от него — крещение Хлодвига.
Выше едва читается изображение святого Реми. На изгибах свода в порядке церковной иерархии изображены Римские Папы, патриархи и епископы. Также приводим схему.
Поднимем голову повыше и обратим внимание на окно-розу. Над северным окном-розой в щипце находится сцена Благовещения.
Собор Нотр Дам Реймс. Южный фасад
Чтобы увидеть южную сторону нужно обойти храм, и войти во двор архиепископского дворца. По понедельникам он закрыт, поэтому нам не повезло. Поверьте на слово, что верхний щипец над окном-розой украшен композицией Вознесения, там также представлена Церковь и Синагога.
В верхней части здания продолжена галерея королей, напоминающая о важном политическом назначении храма.
Бросим взгляд на боковые стены храма. Изящная, лёгкая конструкция, большие окна, снизу кажущиеся очень тонкими колонки, хрупкие пинакли (башенки вверху над колоннами) — когда смотришь на это изобилие деталей, меньше всего думаешь об их конструктивном назначении.
И с улыбкой читаешь фразу из путеводителя:
«Восьмиугольные в плане верхушки башен, фланкируемые четырьмя небольшими пирамидами и поддерживаемые двумя изящными колонками, служат укрытием для ангелов с распростёртыми крыльями».
Ничего не поняла. Задержалась немного перед входом в святая святых, стараясь постичь удивительный замысел заказчиков, талант средневековых зодчих, нечеловеческие усилия простых тружеников, которые вручную из грубого камня создали такое грандиозное, гармоничное, великолепное сооружение и воплотили в нём и политическую и христианскую идею, продолжение которой мы найдём внутри храма.
Внутреннее убранство
Те немногие французские готические храмы, которые мы видели, внутри суровы, холодны, скупы на декорации. Их изнанка обнажает внутренний каркас конструкции — своды нефов опираются на колонны, каждая капитель украшена разным орнаментом, чаще всего он не повторяется, где-то в глубине прячется маленькая точка алтаря.
Они подавляют своими размерами и сколько бы произведений искусства их не украшало, любой декор тонет в безмерности пространства и они кажутся пустыми. Можно бесконечно любоваться лишь витражами — они огромные, разнообразные. Стеклянные притчи, жития святых, сцены Ветхого и Нового заветов. Но это лишь частное мнение, оставим его и разберём интерьер Нотр Дам.
Повернувшись лицом на запад, оставим за спиной бесконечно длинный неф. Когда стоишь лицом к западной стене, впечатление от храма меняется. Он уже не кажется холодным и строгим, совсем наоборот — тёплым и необыкновенно красивым. Скульптуры на стене, подобно фрескам в православном соборе повествуют о Библейских событиях. Но если в наших храмах на западной стене по канону изображают Страшный суд, здесь иллюстрации другого рода — события, предшествующие Рождеству Христову.
Схема расположения фигур:
Рассказ начинается с изображения внизу слева трёх пророков — Иоанна Предтечи, Исайи, Давида.
Им соответствуют фигуры слева — сцена причащения воина — предшественник Христа царь Мельхиседек, он одет в одежды XIII века, царь и священник Бога Всевышнего, подносящий хлеб и вино Аврааму.
Во втором ярусе слева: ангел возвещает Иоакиму и Анне о рождении Марии.
В третьем ярусе слева: встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот.
Четвёртый ярус слева: Исайя указывает на ясли.
Пятый и шестой ярусы: Избиение младенцев.
Седьмой ярус (7) — Бегство в Египет и два символа непорочности Марии — Неопалимая Купина и руно Гедеона.
Второй ярус справа: Иоанн Предтеча. В дерево вонзён топор — символ грядущего судного дня.
Третий ярус справа: Иоанн Предтеча обличает Ирода в беспутстве.
Четвёртый ярус справа (11) — Агнец Божий, пятый ярус справа (12) — Захария получает весть о рождении Иоанна:
Роза западного фасада
Эти сюжеты тесно связаны со сценами, изображёнными на окне-розе. Оно бывает особенно красиво в солнечный день на закате, когда в цветных стёклах витражей резвятся солнечные лучи.
Сюжеты витража посвящены Пресвятой Богородице. В центре розы помещена сцена Успения Богородицы (М). В 12 лепестках вокруг Успения изображены 12 апостолов (6). В следующем ряду лепестков, их 24, увидим ангелов с серафимов, готовых вознестись на небо вместе с Марией (5), на внешнем круге розы в четырёхлистниках — пророки и цари-предшественники Христа встречают Богородицу в раю.
Схема витражей центрального окна-розы западного фасада. D — Бог, А — два ангела с коронами, 1- Исайя, 2 — Иеремия, 3 — Иезекииль, 4 — Даниил, 7 — два ангела с коронами, 8 — шесть царей Израилевых
Боковые внутренние фасады западной стены украшены композициями, которые тесно связаны с темами убранства внешней стороны.
В 1914 году собор подвергся артобстрелу. Сгорели деревянные конструкции, огонь повредил многие скульптуры, пострадали витражи. Боковые части западного портала восстановлены в ХХ веке.
С юга (слева) — сцены Страшного суда.
С севера (слева) — сцены Страстей Господних.
Розы трансепта
Проходим вглубь собора, к трансептам храма. Изумительны окна-розы трансептов. В окне-розе северного трансепта витражи выполнены на тему сотворения мира.
1-Сотворение Адама, 2-Адам и Ева в раю, 3-Адам и Ева у древа познания, 4-Первородный грех, 5-Бог, осуждающий Адама, 7-Адам, возделывающий землю и грядущая Ева, А-Твари земные, L-ангелы, 8-кормящая Ева, 9-Каин, возделывающий землю, 10-Приготовление к жертовприношению, 11-Жертвоприношение Адама, 12-Каин убивает Авеля.
Самые старые витражи украшают галереи хора, их выполнили в XIII веке. Хоры находятся в восточной части храма, за алтарём. Вокруг них идёт галерея.
Схема собора, где указаны этапы строительства:
А — Главный алтарь, Пресвятая Богородица.
В — место совершение крещения.
Голубым цветом выделен современный собор. Таким он стал в XIII
Жёлтый — фасад и хор построенный при Самсоне. Расширение собора в XII веке.
Коричневый — собор Нотр Дам Реймс построенный Эббоне и Хинкмаре, IX век.
Розовый — первоначальный собор, построенный при епископе Никезе, V век.
Старейшие витражи собора
Самые старые витражи, 1235 года, украшают верхние окна хоров. Под сводами изображены Распятие и Богородица с младенцем. Их окружают апостолы и епископы. Схема расположения витражей хора.
Схема центральной части.
Три витража слева.
Три витража справа.
Буквами и цифрами на схеме отмечено время изготовления витражей. Дело в том, что существовало два проекта витражей, но первый из них был на время отставлен. Цифрами обозначена последовательность выполнения витражей во второй четверти XIII века. Боковые витражи хора под литерами А выполнены позже, когда возобновили первый проект.
Некоторые витражи храма выполнены в ХХ веке. Прошу простить почтенную публику за столь долгое повествование и столь медленное продвижение к кульминации церковного убранства. Да простят меня специалисты в истории искусств, но для меня замечание супруга о том, что в реймском соборе Нотр Дам есть витражи Марка Шагала, прозвучала так, будто мне назначена аудиенция с самим маэстро.
— Только не говори, где их искать. Я сама узнаю, — поторопилась я и пошла осматривать все витражи, боясь пропустить те, которые с исторической точки зрения большой ценности не представляют. Но разве можно их спутать с другими?
Шагал закончил работу над витражами в 1971 году. Ему помогали витражный мастер Чарльз Марк (Charles Marq) его жена, Бриджит Симон (Brigitte Simon). Специально для прославленного маэстро, Чарльз Марк возобновил реймскую средневековую технику голубого фона XIII века, которая удивительно оттеняет все композиции Шагала.
Центральная часть шагаловских витражей посвящена Ветхому завету, Христу и Аврааму. Вверху в розе — Торжество Святого Духа, ниже справа — Распятие, под ним — Авраам и Мельхиседек, три ангела у Авраама, сон Авраама. В левой части центрального окна сцены Христа, восстающего из гроба (слева от Распятия), ниже — Снятие с Креста, жертва Исаака, Исаак благословляет Иакова, сон Иакова.
Композиции слева повествуют о царях Иудеи и пророчествах. В окне-розе — Пророки, возвещающие пришествие Христа. Слева сверху вниз: Пречистая Дева с младенцем, справедливый суд царя Соломона, древо Иессеево. Справа сверху вниз: Молящиеся народы, Давид, играющий на арфе, отверженный царь Саул.
Поскольку реймсский собор являлся местом коронации, в левом окне представлены композиции из жизни королей Франции. Помазанники Божии с крещения короля Хлодвига, подобно царям Иудейским, они продолжают древо Иессеево в Новом Завете. В верхнем круглом окне — Агнец Божий, окружённый четырьмя Евангелистами. Справа вверху — Небесное Царствие, слева вверху — притча о Добром Самаритянине. Ниже — земные цари. Ниже справа — коронация Карла VII в присутствии Жанны д’Арк, слева — справедливый суд Людовика Святого. Внизу слева — крещение Хлодвига, слева — коронация Людовика Святого.
Схема сюжетов витражей
Потрясённые величием собора, оглушённые неземной красотой витражей мы пропустили коллекцию гобеленов, которые экспонируются в боковых нефах храма. Семнадцать шпалер, выполненных в начале XVI века заказаны архиепископом Робертом де Ленокуром, посвящены житию Богородицы. Выполнены они в неизвестной мастерской в Реймсе или во Фландрии.
Часть сокровищницы реймского собора выставлены во дворце Тау, он прилегает к собору.
Это бывшая резиденция архиепископов. Большой зал дворца первоначально имел форму Т, поэтому дворец называют Тау или, по французски, То. Здесь экспонируются некоторые подлинные статуи собора, золотые и серебряные предметы, в том числе талисман Карла Великого, чьи мощи хранятся в Королевской капелле Аахена. Выставляются здесь и реликвии, связанные с коронационными церемониями.
Для полноты рассказа приведём параметры храма:
Наружная длина: 149,17 м
Внутренняя длина: 138,69 м
Длина нефа: 115 м
Наружная ширина стен нефа: 34,07 м
Ширина трансептов: 61,25 м
Ширина главного нефа по оси опор: 14,65 м
Высота свода главного нефа: 38 м
Высота сводов боковых нефов: 16,40 м
Высота башен: 81 м
Общая площадь под зданием: 6650 кв.м
Общая площадь внутри знадия: 4800 кв.м
К сожалению, меры или шкалы для измерения впечатлений ещё не придумали. В нашей личной иерархии, чувства от встречи с собором занимают одно из самых высоких мест. И если Господу будет угодно, мы непременно снова вернёмся в имперский город Реймс и не откажем себе в удовольствии ещё раз насладится высоким искусством средневековых зодчих, труд которых бережно сохраняли и восстанавливали поколения скульпторов и архитекторов.
В статье использованы материалы и иллюстрации книги Патрика Демуи «Реймсский собор», перевод Бориса Карпова, серия «Искусство познания»