собор климента папы римского в москве
Храм Климента Папы Римского
ГЛАВНОЕ
Храм священномученика Климента, Папы Римского, расположен в историческом центре Москвы на Пятницкой улице. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека.
Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре (с итальянского la perla barocco – «жемчужина необычной формы»). Храм обладает нехарактерными для православных храмов иконостасами, а его центральный резной деревянный позолоченный иконостас со скульптурами не имеет себе равных в Москве.
Если посмотреть на храм св. Климента со стороны, то первые два яруса напоминают барочный дворец. Общая площадь храма составляет почти полторы тысячи квадратных метров. Церковь состоит из храмового зала с пятью приделами, трапезной с двумя приделами и колокольни. Это памятник архитектуры Федерального значения, включенный в экскурсионный и паломнический маршрут Золотого Кольца.
Кто такой святой Климент?
Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», по счёту четвертым епископом Рима (Папой). В его времена еще не произошло разделения христианских церквей на православную и католическую. По легенде, рукоположил Климента в епископы Рима сам апостол Петр. Климент был подвергнут гонениям со стороны римского императора Траяна, отправлен в ссылку в крымские каменоломни. Однако и там он не прекратил свои проповеди, организовав службы и крещение язычников. За это он был утоплен римлянами в 103 году. Позже его нетленные мощи были обретены его учениками на дне отступившего моря.
В Киевской Руси св. Климента считали святым покровителем. Часть его мощей была помещена князем Владимиром в Десятинной церкви в Киеве – первом христианском храме на Руси.
История храма
История храма уходит корнями в XVII век, когда у небольшой крепости, выстроенной казаками по соседству с деревянным храмом св. Климента, состоялось одно из сражений Смутного времени. В 1612 году Климентовский острожек стал форпостом борьбы с интервентами и символом стойкости православных воинов. В ходе тяжелых боев русским казакам удалось выбить из крепости войска гетмана Ходкевича, спешившего на помощь засевшему в Кремле польскому гарнизону. Эта победа стала прологом к освобождению Москвы и России от иноземных захватчиков.
Считается, что немного позже думным дьяком (министерское звание тех времен) Александром Дуровым было выстроено и первое небольшое каменное здание храма, в знак благодарности Богу за свое чудесное спасение. Осужденный на казнь во времена царя Михаила Романова, дьяк молился в тюрьме перед иконой Знамения и получил видение, что его помилуют. И действительно, его вскоре освободили, потому что такое же видение было и самому царю.
Существующий же пятиглавый храм, по основной версии, был выстроен в середине XVIII века одним из богатейших купцов Москвы, Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице. По другой версии, никак документально не подтвержденной, заказчиком строительства мог быть генерал-фельдмаршал и канцлер Российской империи А. Бестужев-Рюмин, живший по соседству с храмом. 25 ноября 1741 года, на день памяти св. Климента состоялся дворцовый переворот, который привел к власти императрицу Елизавету. Тогда в Санкт-Петербурге и Москве стали строить храмы с посвящением св. Клименту.
Неизвестен в точности и автор проекта. Считается, что им был знаменитый Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, крестник царя Петра I и автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге. Отличающуюся по стилю колокольню выстроил главный архитектор Москвы князь Дмитрий Ухтомский.
Советское время храм св. Климента мог не и пережить. В 1920-е годы храмовое имущество, кроме икон, было изъято в казну, а в 1930-е годы храм подготовили к сносу. Уже были снесены церковная ограда и павильон, который выполнял роль Святых врат. Но за храм вступились известные реставраторы – профессор П. Барановский и академик И. Грабарь. В результате храм постигла не самая худшая судьба: в нем были размещены фонды Библиотеки имени В. Ленина. В этом можно видеть Божий промысел, ведь св. Климент считается покровителем книг и науки.
В 2008 году храм был передан православной церкви, и его реставрация стала важной страницей в жизни прихожан московской епархии.
Внутреннее убранство храма
В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурныйязык московского барокко. Недаром искусствоведы сравнивают его с фасадом дома Апраксиных-Трубецких на Покровке и другими барочными постройками Москвы. Возможно, что иконы главного иконостаса были написаны Василием Василевским и Дмитрием Левицким, которые в эти годы над похожими иконостасами в храмах на Ордынке и на Солянке.
Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».
Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.
В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.
Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Еще два придела находятся на хорах, куда можно подняться по лестнице: придел Рождества Богородицы и Вознесенский придел. Они более всего пострадали в советское время из-за протекавшей кровли.
Церковь Климента Папы Римского (Москва)
Мiръ Россия Москва Церковь Климента Папы Римского (Москва)
Храм священномученика Климента, Папы Римского — храм Московской городской епархии Русской православной церкви, расположенный в Москве на пересечении Климентовского переулка и улицы Пятницкой. Крупнейший храм Замоскворечья.
Содержание
История [ править ]
Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжёлые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога.
Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его».
Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров перестроил храм с тремя приделами: Преображения Господня, Знамения и святого Николая.
Храм был перестроен и освящен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро Антонио Трезини. В рукописном «Сказании о церкви Климента папы Римского в Замоскворечье» (обнаружено в сер. XIX в. в Верхнеуральске) утверждается, что 70 тыс. на строительство ассигновал генерал-фельдмаршал А. Бестужев, чья усадьба стояла в околотке.
В 1929 году храм был закрыт; в 1934 году отдан под книгохранилище обменно-резервного фонда библиотеки им. Ленина. Архитектурные обмеры храма произвёл в 1932 году архитектор С. Ф. Кулагин.
В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. В течение нескольких лет богослужения совершались только в северном приделе. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация, которая была завершена в 2014 году. 27 сентября 2014 года Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного храма. Настоятелем назначен протоиерей Леонид Калинин.
Святыни [ править ]
Часть почитаемых икон находится в храме с древних времен (с момента его постройки), а некоторые — появились в храме уже в новейший период его существования. Все древние иконы, о которых мы расскажем в этом разделе, прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в период с 2010-2016 гг.
(находится в пристенном киоте справа от входа в центральную часть храма)
Этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века. По нашим предположениям, в прошлые века центральная часть иконы вынималась из рамы с клеймами и в особо торжественных случаях выносилась на крестные ходы и молебны.
(находится в трапезной части храма (слева)
Этот образ, удивительный по духовной глубине и качеству написания, на протяжении всей истории храма пользовался любовью и почитанием прихожан. Ранее находился в киоте в Никольском приделе. В Советское время стараниями сотрудников Реставрационного центра им. Грабаря были проведены работы по реставрации и консервации, поэтому образ неплохо сохранился до нашего времени.
(находится в трапезной части храма (слева). В настоящее время — на реставрации.
Ранее образ находился в киоте в Знаменском приделе храма. Так же как и предыдущий образ, икона была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. Очень редкий иконографический образ. Оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.
(находится в трапезной части храма (справа)
Икона конца XVI века была вывезена в 1974 году из заброшенной карельской деревни, в которой жила благочестивая женщина, спасшая и сохранившая икону из сожженного в годы революции храма. 6 декабря 2013 года, накануне праздника священомученика Климента (8 декабря), икона была передана нашему храму москвичём И.И. Виноградовым.
(находится в центральной части храма)
Образ написан в 2010 г. известным московским иконописцем Анной Калининой — супругой нашего настоятеля. Частица мощей сщмч. Климента передана нашему храму в дар в 2009 г. Киево-Печерской лаврой.
(находится в трапезной части храма в Климентовском приделе (справа)
Икона написана в 2005 г. в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде.
(находится в трапезной части храма (справа)
Икона написана московским иконописцем Михаилом Дорожкиным в 2007 г. За основу взят образ святых целителей из храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово и адаптирован к барочному стилю иконописи нашего храма. На иконе изображены: мч. Аникита, мч. Фалалей, мч. Трифон, мч. Диомид, мч. Фотий, мч. Кир, бессрк. Иоанн, бессрк. Косма, прп. Сапсон странпр., великомученик Пантелеймон целитель, сщмч. Ермолай, бессрк. Дамиан.
(находится в трапезной части храма (слева)
27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма и передал в дар нашему храму икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
(находится в Никольском приделе центральной части храма (справа)
Точная копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была принесена в наш храм 6 сентября 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар нашему храму архиепископом гор. Турина монс. Чезаре Нозилья.
(находится в Знаменском приделе в центральной части храма, слева)
Икона находится в храме с конца XVIII века. В 50-х годах прошлого века была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. В 2016 году икона прошла сложную реставрацию.
Престольные праздники [ править ]
Преображение Господне — Главный престол (празднование 19 августа)
Вознесение Господне (празднование 17 мая)
Рождество Пресвятой Богородицы (празднование 21 сентября)
Священномученика Климента папы Римского (память 8 декабря)
Священномученика Петра архиепископа Александрийского (память 8 декабря)
Святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца (память 19 мая)
Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (празднование 17 сентября)
Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (празднование 10 декабря)
Как добраться [ править ]
Адрес: 119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
Паломнику [ править ]
Фото [ править ]
Икона сщмч. Климента папы Римского и свт. Николая Чудотворца
О храме
Наш храм является неповторимым и удивительным памятником церковной архитектуры. Храм пережил пожар Москвы 1812 года, войны и революции, сохранив подлинные интерьеры XVIII века, чудом дошедшие до нашего времени.
Известно, что храм во имя священномученика Климента, особо почитавшегося в Древней Руси, уже существовал в XVI веке, а во второй половине XVII века вплотную к нему была пристроена церковь во имя иконы Божией Матери « Знамение». Современный облик храм приобрел в середине XVIII века, Начало его строительства было связано с восшествием на престол Императрицы Елизаветы Петровны, совпавшим с Днем памяти священномучеников Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского.
Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах придает ему особую торжественность.
Благодаря богатому архитектурному и художественному убранству Климентовский храм по своей красоте не уступает красивейшим европейским храмам и храмам Санкт-Петербурга.
В 30-е годы ХХ века, согласно « революционным» планам реконструкции Москвы, на месте храма должен был быть разбит сквер. Благодаря вмешательству реставраторов П. Барановского и И. Грабаря сталинский нарком Климент Ворошилов содействовал передаче здания храма для хранилища книг Ленинской библиотеки.
20 марта 2005 года была отслужена первая после десятилетий забвения Божественная Литургия, что положило начало регулярным Богослужениям в храме.
В конце 2008 года по благословению Патриарха и решению Правительства Москвы в храме начались масштабные реставрационные работы. В конце 2013 года все основные строительные и отделочные работы были завершены, и с этого времени приход храма приступил к благоукрашению интерьеров и реставрации икон.
27 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма. Этот уникальный храм претерпел и пережил сражения против польских интервентов в начале XVII века, войну 1812 года с ее страшным пожаром Москвы, революцию 1917 года, разруху… Пережил этот храм и царей, творивших историю, и советских чиновников, желавших стереть с лица земли это удивительное вместилище Божией благодати, место, где возносились сердечные молитвы к великому просветителю и подвижнику священномученику Клименту папе Римскому.
Храм священномученика Климента папы Римского является памятником архитектуры федерального значения и включен в один из основных экскурсионных и паломнических маршрутов Золотого кольца Москвы.
Приглашаем Вас посетить наш храм!
Однако духовно-литургическая жизнь в древней замоскворецкой святыне началась лишь в 2005 г., и только в одном из его приделов — Знаменском. До этого, в течение нескольких лет, верующие молились у церковной ограды, и никакие погодные условия не были им помехой. Так складывался современный приход легендарного московского Свято-Климентовского храма, закрытого в апреле 1934 г. и тогда же переданного в аренду Государственной библиотеке имени В.И. Ленина. Естественно, его пространственную среду переоборудовали под нужды книгохранилища.
К счастью, Господь сохранил великолепную церковь целой и невредимой, и ее уникальный интерьер не претерпел существенных изменений, дойдя до наших дней практически в целостности.
Более семидесяти лет храм во имя священномученика Климента пребывал в запустении. Но не в забвении, что неудивительно. Один только внешний облик барочного памятника архитектуры европейского значения мало кого оставит равнодушным. Впрочем, летописное бытие этого подлинного участника отечественной истории еще более впечатляет.
Духовенство храма
Настоятель Храма протоиерей Леонид Калинин
Родился 5 ноября 1968 г. в Москве в семье коренных москвичей художников Дмитрия Викторовича и Ирины Борисовны Калининых.
В 1982-1986 гг. учился в Московской средней художественной школе при Российской академии художеств ( МСХШ).
В 1986-1994 гг. учился в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова ( МГАХИ им. В. И. Сурикова).
В 1987-1989 гг. служил в армии.
С 1991 по 2005 гг. служил в Спасском соборе Андроникова монастыря чтецом, псаломщиком, диаконом ( с 1993 г.) и священником ( с 1996 г.).
В 1995 г. начал работу как консультант группы архитекторов-разработчиков проекта строящегося Храма Христа Спасителя в Москве.
В 1996 г. вступил в члены Международного Союза художников России.
С 1997 г. ― член Комиссии по художественному убранству, с 1998 г. ― руководитель Координационной группы специалистов по воссозданию Храма Христа Спасителя в Москве.
В 1999-2003 гг. ― руководил работами по художественному убранству Патриаршего Никольского кафедрального собора в Нью-Йорке ( США).
В 2003 г. назначен духовником Фонда сохранения христианских памятников им. св. апостола Павла к сопровождению проектов Фонда в Сирии ( Каукаб 2005 г., монастырь Херувимов).
В апреле 2006 г. возведен в сан протоиерея.
В 2005-2007 гг. ― куратор архитектурно-художественного убранства храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси в Москве.
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 января 2015 г. назначен на должность епархиального древлехранителя Московской городской епархии.
Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал № 18) назначен председателем новоучрежденного Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
1994 г. ― МГХАИ им. Сурикова.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента – папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом – фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.
Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.
Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.
Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.
С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.
Источник
Его два любимых ученика – Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.
Также Климент чрезвычайно известен своим произведением «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.
Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.
Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.
По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.
Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.
По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.
Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.
Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.
Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.
Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.
Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.
Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.
Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.
Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.
Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.
Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.
Источники и дополнительная информация: