самый строгий монастырь в россии
Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Северная Фиваида, жемчужное ожерелье обителей, возникших в глухих лесах и на побережье холодного моря, на берегах рек и озер, посреди топких болот. Список всех монастырей Русского Севера займёт много страниц. Уникальный регион — суровый, труднодоступный, — на многие века стал духовным центром России. У каждой обители — свои особенности, каждая — как самоцвет в большой мозаике. Здесь мы рассказываем только о восьми уникальных обителях, а чтобы с головой окунуться в прекрасный и загадочный мир Русского Севера и его святых мест, приглашаем вас зайти на сайт нашего проекта «Путь на Полночь».
1. Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. Даже те счастливцы, кто был на Соловках несколько раз, и, кажется, исходил острова вдоль и поперек, приезжая вновь, уверены, что их снова ждут открытия.
Монастырь — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Большой Соловецкий остров. Архитектурный ансамбль с 500-летней историей. Оборонительная крепость, веками защищавшая Север России. Осматривать здесь нужно не только Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь, боевые башни крепости и одностолпную Трапезную палату — можно рассматривать каждый камень, каждую клеть, каждое, даже самое, кажется, неприметное строение. За всеми — история. А есть ещё скиты, Ботанический сад, храм-маяк на Секирной горе, каналы, множество музеев и удивительная природа Соловецких островов.
Представляем вам десять интересных мест, которые стоит посмотреть туристу на Соловках:
Узнайте десять важнейших мгновений из истории великой обители:
и ещё десять интересных фактов о Соловецких островах:
2. Кирилло-Белозерский монастырь
Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским.
Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.
В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож.
В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться.
Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель:
3. Троице-Гледенский монастырь
Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.
Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.
В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас.
Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале:
4. Успенский Трифонов монастырь
Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.
В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.
Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.
Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли:
5. Спасо-Прилуцкий монастырь
В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков.
С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.
Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…
И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А в 1992 году монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений.
Какой знаменитый поэт похоронен в некрополе Прилуцкой обители? Почему башни монастыря так «весело» раскрашены? Читайте в нашем материале:
6. Ферапонтов монастырь
Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.
Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий. В обители томился в заточении низложенный Патриарх Никон. Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей.
Для вас — шесть интересных фактов о Ферапонтовом монастыре:
7. Печенгский монастырь
В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил восвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.
В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.
Несколько раз монастырь подверался разорению, переезжал и вновь возрождался и расцветал. В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон.
Узнайте, как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси:
8. Борисоглебский монастырь
Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Великие русские князья и первые русские цари любили Борисоглебский монастырь и считали его своим домашним.
Узнайте больше о Борисоглевском монастыре и его удивительной истории:
Самый строгий монастырь в россии
Тайные грани монашества
Репортаж из самой северной в мире обители
Антон Скрипунов
Летом здесь нет ночи, а зимой — дня. Нет толп паломников. Нет и суеты мира. Зато в Трифоновой Печенгской обители есть то, ради чего сюда стремятся, невзирая на суровый климат и отсутствие цивилизации. Корреспондент РИА Новости провел несколько дней в самом северном в мире монастыре и выяснил, почему это место влечет наиболее отчаянных и отчаявшихся.
«Не влезай, убьет!»
Дорога к святыне трудна и извилиста, причем буквально. Людей из других регионов тут, на западе Мурманской области, у границы с Норвегией, встретишь нечасто, поэтому по умолчанию ты местный. «Да на 31-м километре выйдешь и спокойно доберешься до поселка Луостари, там и монастырь рядом!» — бурчит водитель автобуса, словно ему задали самый глупый в мире вопрос.
«Пойдем, чаю попьешь, а то дрожишь весь», — этими словами встречает меня у монастырских ворот ночной сторож: он просидел здесь в ожидании меня до часу ночи.
Трифонов Печенгский монастырь находится за 69-й параллелью, почти на 400 километров севернее Полярного круга. Это севернее Норильска, Исландии и даже Чукотки.
Летом здесь редко бывает больше плюс 15, а зимой в среднем порядка минус 25 градусов: тепло Гольфстрима, который уходит в Северный Ледовитый океан (а от монастыря до него около 40 километров), дает о себе знать.
Здесь много низкорослых лесов. И комаров — монахи говорят, что кровососы летают в «педагогических целях»: тренируют терпение и смирение. На пару со здешним суровым климатом. Именно сюда 500 лет назад пешком из Торжка пришел монах Трифон.
Об этом мне рассказывает Виктор. Сам он уже семь лет ежегодно приезжает сюда из родного городка Полярный — потрудиться. А в свободное время любит половить рыбу на реке Печенге, что протекает в десятке метров от обители.
«Вот такенную вчера видел! — с восторгом разводит он в стороны руки. — Я ее пытался на блесну взять: пару раз сорвалась. Но ничего, дай Бог, поймаю. Есть у меня одна задумка…»
Кроме Виктора в монастыре около восьми мирян и монахи. «Шесть монахов. А не, погоди… так… семь!», — загибая пальцы высчитывает Виктор. «Еще отец Онисим — отшельник. Вон в там подвизается», — загадочно произносит он, указывая на деревянную башню с маленьким окошком. Одна из ее стен усеяна скворечниками, а возле двери табличка с черепом. А под ним подпись: «Не влезай, убьет!».
«У нас подъем в 5:30, собираемся на молитву в храме. Добрых снов!» — бросает Виктор на прощание. Настенные часы, отбрасывая солнечные зайчики, показывают два часа пополуночи.
Чудо на реке
Молиться, трудиться и таким образом спасать свою душу: эти принципы важны не только для монахов, но и для мирян, временно оказавшихся в монастыре в качестве трудников.
«Я тут уже два года. Периодически езжу домой, в Апатиты. Это в 400 километрах отсюда», — рассказывает Александр. Суровый он лишь с виду — на самом деле постоянно шутит и улыбается. Лишь когда заходит речь о вере, он предельно серьезен.
«Здесь как нигде ощущаешь желание остаться. Я это понял два года назад, когда со мной случилось чудо. Я ведь был заядлым курильщиком, 25 лет смолил. А тут после службы — раз! — и не тянет к куреву, все! Бог хочет, чтоб мы к нему пришли, и поэтому шлет такие чудеса», — рассуждает Александр.
«А кому-то и не такие. Вон, преподобному Паисию Великому, еще когда он только ушел в пустыню, явился сам Христос! Вот как повезло человеку-то!» — в разговор неожиданно вклинивается отец Паисий, который сам стал монахом считаные недели назад. В миру он был священником в одном из мурманских приходов. Трое взрослых детей пошли по его стопам.
Вот какое чудо произошло с ним: «Неделю назад решил порыбачить. И прежде чем пойти, помолился со словами: «Господи, Ты повелел апостолам закинуть сеть у лодки, и им удалось поймать много рыбы. Так помоги и мне, грешному, хотя бы одну рыбку поймать для утешения братии!» И знаете что? Только закинул — и клюнула! Блесна, особые крючки — фигня это все! Помогает лишь молитва», — смеется батюшка.
Беседу прерывает звон рынды — корабельный колокол установлен в жилом корпусе монастыря. Братия, кроме таинственного отца Онисима, собирается в трапезной и стоит в ожидании, когда игумен начнет общую молитву. А уже затем все садятся за стол. Кроме одного человека. Как говорится, не хлебом единым: во время трапезы (а здесь это только обед и ужин) собравшимся читают жития святых — вот откуда в монастыре знают, что Паисию Великому являлся сам Христос.
Все молча слушают чтеца и едят. Овощной салат, чечевичный суп, рис или гречка — вот и все монастырское меню. Предельно простое, но после нескольких часов физического труда чудо какое вкусное! Что давали на обед, то будет и на ужин.
«Житейское море»
Рында созывает братию не только на трапезу. Пробудившись от сна, все идут в храм на общую утреннюю молитву, которая длится около часа. Вечером, около семи часов, то же самое. Кроме того, пару раз в день монахи читают акафисты, псалтирь и служат панихиду.
Добирались мы к известному монастырю преподобного Саввы Освященного по каменистой Иудейской пустыне на машине.
Я люблю пустыни. Объять необъятное. xотя Иудейская пустыня — самая маленькая в мире. Для меня пустыни нескучны. И маленькие, и большие.
Этот монастырь — самый труднодоступный в Палестинах. Находится он в 14 км на юго-восток от Иерусалима.
Вокруг — невысокие золотистые холмы.
Говорят, сейчас паломники (группы с гидом) ходят и пешком эти километры. Я не знала, или тогда такого не было, когда я была там, a то бы я пошла, долго не раздумывая.
Хотя, знаю, что дорога там, по пустыне, нелегкая. Дорога пролегает через арабские селения. Лежит монастырь в зоне Западного берега реки Иордан.
Монастырь святого Саввы расположен в котловане, в пустынном разломе
(сразу и не увидишь сами монастырские строения). Он — в глубине Иудейской пустыни, у Кедронского потока.
Кедронская долина со своим известным потоком тянется сюда от Старого города Иерусалима. И — к обители святого Саввы. А далее — к Мертвому морю.
Существует монастырь Саввы Освященного более 1500 лет. Известна точная дата его основания — 484-й год.
За все время своего существования монашеская жизнь и служение Богу здесь не прекращались. Монастырские высокие крепостные стены были надежной защитой монахам от всех земных врагов.
Эти стены мы увидели сразу.
У укрепленных стен этого монастыря я была дважды. Но только у стен, которые не пускали меня внутрь. Внутрь, на территорию монастыря, женщинам вход закрыт. Сюда никогда не ступала женская нога.
По приезде мужчины пошли осматривать монастырь, а мы, женщины, остались их ждать у монастырских стен.
Монах, который нес послушание у ворот, вынес нам кофе, чай, монастырские сухарики (вку-у-у-сные!). Потом он вынес нам (поклониться-приложиться) ковчежец с частицами мощей святых,
12-ти святых подвижников, среди них — частицы мощей Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, святых целителей Иоанна и Кира.
Затем вынес масло от лампадки, что у мощей преподобного, и флакончики святой воды из источника преподобного Саввы.
А потом он вышел к нам еще раз, подошел ко мне и молча протянул два листочка от какого-то дерева, молитовку на русском языке и маленькую иконку преподобного Саввы. Глаза у монаха были такие теплые, добрые и ласковые. Никогда не забуду их…
Я растерялась, не понимая, почему мне он дает все это, а не кому другому. Вопросительно обвела людей взглядом и тут одна женщина из нашей группы сказала мне:
«Бери. Эти листики — с финикового дерева, которое растет на месте дерева cв. Саввы, его дерево. Это — чтобы детки были».
Я удивилась уже вслух:
«Но у меня уже взрослые дети и не намечается других…»
И хватило у меня ума не передать все, что получила от монаха, кому другому. А желающие были.
Я тогда, стоя рано утром у ворот монастыря cвятого Саввы, не знала, что у меня той ночью умерла моя мамочка и через два года у меня (вернее, у моей дочери, а значит, у меня) родится долгожданный мальчик.
Я дочери тогда по приезде отдала все, что получила от монаха. И верю в то, что именно преподобный Савва помог нам обрести наше солнышко, нашего Левушку.
Тогда мы, помню, писали записочки-требы за здравие своих родных и близких и передали их тому монаху. Я заказала Сорокоуст о здравии моей мамы, чтобы 40 дней читали монахи на церковных службах в этом монастыре. Ее уже не было в живых, а я — о здравии…
Потом, когда узнала эту горькую весть, я спрашивала монахинь на Елеоне, где жила среди них 2 месяца, весь Великий пост, что я о здравии мамы подавала, а мамы уже не было тогда в живых… Они мне отвечали:
«У Бога все живы, Лена».
Никогда не забуду, как тяжело мне было, когда узнала о смерти моей мамочки. Очень плакала, сильно переживала, винила себя, что отключила мобильник в монастыре в дни Великого поста и узнала о ее смерти только на 9-й день, когда ее уже похоронили.
Монахини утешать умеют по-своему. Они мягко, сочувственно сказали:
«Лена, Господь знает, кого приставить к телу умершего, а кого — к его душе. Тебя Бог к душе твоей матушки определил. А значит, не лей слезы, а иди ко Гробу Божьей матери и молись там, читай кафизмы. Каждый день до ее 40 дней по смерти читай».
Мощи Саввы Освященного
«Ты только подумай, как много людей хотели бы побывать на Святой земле и далеко не у всех получается приехать сюда. А ты вот и не мечтала, и не планировала, а оказалась здесь. Господь дал тебе это. Значит, это надо тебе и душе твоей покойной матушки. Благодари Бога.»
И еще в утешение мне монахини сказали тогда:
«Когда у нас умирают близкие, нас обычно не благословляют ехать на похороны в другую страну. Матушка говорит молиться здесь, на Святой земле, так больше пользы будет и душам умерших, и своей душе».
Матушка игуменья благословила меня ходить ко Гробу Божьей матери каждый день, пока я оставалась на Святой земле, и читать кафизмы в память о маме. Я так и делала. Ходила и читала. Каждый день. По 3–4 часа.
Келья Иоанна Дамаскина в Лавре Саввы Освященного
Монахи-греки, служители на Гробе, узнавали меня, подставляли мне низенькую скамеечку, чтобы хоть как-то помочь мне. Кафизмы можно читать сидя, их еще называют «сидальни».
По прошествии лет я поняла, что тогда это было не просто посещением новой страны, но серьезным путем к Богу. И путь этот мне дал Сам Господь. Я поняла, что тот приезд нужен был не только мне, но и моей маме.
Пусть паломничество, которое я совершила в Иерусалим земной, станет паломничеством, которое моя мама совершила в Иерусалим Небесный.
Я верю, что она тогда была со мной, ходила моими тропами, стояла со мной на службах в храмах. Всегда была там рядом со мной. И мы обе возрaстали с ней духовно. И у великих стен великого монастыря преподобного Саввы Освященного моя глубоковерующая, воцерковленная, православная мама стояла рядом.
Астрально, как сейчас говорят. Не люблю я, правда, это слово. Я просто верю, что она была там, на Святой земле, всегда со мной.
Мы с женщинами, ожидая мужчин из нашей группы, ушедших в монастырь, сидели у каменной стены и читали вслух Житие Саввы Освященного. Места там очень намоленые. Воздух пропитан молитвой. Каждое слово до Господа доносится.
Монастырь Саввы Освященного — самый строгий православный монастырь в мире, не только в Палестинах.
Один афонский монах из монастыря Зограф, отец Кирилл, с которым я познакомилась на Пасху на Елеонской горе и разговорилась, сказал мне, что даже на Афоне не так строго в монастырях, как здесь.
В Монастыре святого Саввы монахи в основном молчат. Молчальники.
Пищу здесь вкушают только один раз в сутки. Сухоядение. Сыроедение. В субботу и воскресенье — два раза.
По своему монастырскому уставу никогда не едят яблок (вот уже много веков такое правило), помня, что через этот плод враг-искуситель соблазнил первого человека, Адама.
Службы здесь совершаются ночью по 6–7 часов.
Усыпальница Саввы Освященного
В этом монастыре никогда не было и сейчас нет проведенного электричества, а значит, и других «благ» (не удержалась, закавычила) цивилизации, как то мобильные телефоны, интернет.
Живут в этом монастыре по библейскому исчислению времени (день — от одного заката солнца до другого. День разделяется на 3 части: утро, полдень, вечер, как-то так).
Именно в этом монастыре был создан Иерусалимский богослужебный устав, который используется и по сей день и не только здесь, но и принят всеми палестинскими монастырями. Устав — Типикон.
Монастырь Саввы Освященного — самый крупный в Палестинах. Как он выглядит сейчас, так он выглядит с 40-х годов позапрошлого века, благодаря старанию и деньгам Царской России.
За монастырем св. Саввы следуют палестинские монастыри cв. Георгия Хозевита и Феодосия Великого.
По старшинству, что ли, по величине.
Монахи монастыря преподобного Саввы Освященного всегда участвуют в совершении литании (специального молитвословия) перед схождением Благодатного огня в Храме Гроба Господня.
Настоятель монастыря святого Саввы — сам Иерусалимский патриарх Феофил 3-й (141-й Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона).
а управляет монастырем назначенный им архимандрит с 2-мя помощниками.
Монастырь относится к Иерусалимской православной церкви.
В монастыре подвизаются два десятка монахов. А когда-то, во времена преподобного Саввы, в 5-м веке, насельников было 5 тысяч… 5-й — 6-й века — золотые века монашества.
В этом монастыре духовно возросли более 20 святых, которые почитаемы православной церковью. Могу назвать здесь несколько известных насельников, подвизавшихся здесь в разное время, в разные века.
Это — cв. Иоанн Дамаскин, 8 век (составил свое нетленное творение — Пасхальный Канон, он 50 лет жил в этом монастыре), cв. Андрей Критский (составил Великий Канон, читаемый Великим постом), cв. Кирилл Скифопольский (биограф и историк монашествующего движения), cв. Савва Сербский, cв. Иоанн Молчальник, cв. Филумен Святогробец, cв. Феофан Затворник (переводил древние книги).
Здесь же жил полтора года в начале 12-го века русский игумен Даниил, паломничавший по Святой земле. Он оставил свои замечательные записи-воспоминания:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обеим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены».
Вот так красиво о страшном писал игумен Даниил.
Во-первых, по преданию, когда наступит Страшный суд Господень, потечет здесь, в долине Кедронской, река Огненная.
А еще в том месте приготовляли сыны Израилевы «козла для отпущения»
«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Ветхий Завет, 3-я книга Моисеева, гл. 16, 21–22)
Уже ближе к нашему времени писатель Иван Бунин сказал: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской»
Снова звучит слово «страшная»…
Именно сюда пришел святой Савва и поселился здесь один в пещере, а потом уже на этом месте с собравшейся братией построили большую, великую лавру.
И боролись здесь Божьи люди веками против темных сил. Борятся и сейчас.
А теперь пора настала рассказать о самом святом Савве.
Основатель этой древнейшей лавры,
преподобный Савва, родился в 439 году в Каппадокии от благочестивых родителей — Иоанна и Софии. Когда ему исполнилось только 8 лет, ушел в монастырь. Господь призвал. Своя воля тут ни при чем. Своя воля в монастырь не ведет. Только Божья. Монашеский постриг св. Савва принял в 17 своих лет.
Наставником, духовным отцом его был Евфимий Великий, который называл его отроком-старцем. Наставник чувствовал быстрое духовное возрастание своего духовного чада. Старец Евфимий Великий заботливо воспитывал отрока в высших иноческих добродетелях.
Когда св. Савве исполнилось 30 лет, он получил благословение наставника быть в затворе 5 лет. Это значит, он покидал свою пещеру только по субботам, чтобы пойти в монастырскую церковь на службу. Только пещера, молитвы, возносящиеся к Богу, строгий постоянный пост и — ни души рядом. Tак — 5 лет.
Келья преподобного Саввы
Когда духовный отец монаха Саввы Евфимий Великий отошел ко Господу в 473-м году, монаху Савве было 34 года.
Простившись с почившим учителем, cв. Савва пошел в Иудейскую пустыню и встретил там Ангела, который указал ему пещеру, где ему быть. Он поселяется в отшельнической пещере у Кедронского потока.
Но долго быть одному ему не дали. К нему стал идти народ, иноки, которые искали учителя, наставника себе. Они выбрали Савву. И основали со временем Великую лавру.
Вообще чем отличается лавра от монастыря?
В лавре монахи жили уединенно в своих отшельнических пещерах, встречаясь вместе только на совместную церковную службу по субботам и воскресеньям. И в лаврах было гораздо больше иноков, нежели в монастырях. В лаврах иноков и монахов было от тысячи и до пяти тысяч, как было у преподобного Саввы Освященного к концу его жизни.
В общежительных монастырях (киновиях) монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали молитвы с ручным трудом (занимались разным ремеслом).
Были и анахореты, которые вели еще более строгий образ жизни, чем лаврские отшельники.
Они большую часть жизни жили в затворе в пещере, уйдя полностью от мира и истязая свою плоть постоянным, непрекращающимся постом и суровым воздержанием. Их кельи были кругом разбросаны в ущельях у Кедрона.
Во времена святого Саввы был расцвет монашества и устраивались в основном лавры. Было много анахоретов.
Первой постройкой в лавре Св. Саввы Освященного была пещерная церковь.
Сейчас на территории бывшей лавры, а ныне монастыря cв. Саввы стоит 9 церквей.
1. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон, т. е. главный храм).
Строили его в 494-501гг братья Геласий и Феодул Исавры.
Император Юстиниан 1-й поддерживал и много помогал лавре. При нем завершилось строительство кафоликона и построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня. Она так и называется «Юстинианова башня». Это — самая высокая точка монастыря.
Помимо Юстиниановой башни, здесь есть еще одна, очень известная башня, называемая «Женскою башнею».
Ее я увидела издалека, когда подъезжали к крепостным стенам монастыря. Она была справа от них.
Мы уже знаем, что ни одна женщина ни в какие века существования этой лавры не допускалась внутрь лавры, будь та женщина даже матерью самого преподобного Саввы.
Для своих матерей, сестер монахи со временем и построили эту Женскую башню,
как странноприимный дом для женщин, желающих жить рядом с лаврой, где иночествуют их близкие.
Когда к св. Савве приехала его мать София навестить его, он устроил ее на ночлег вне стен лавры, вот где-то на этом месте, где стоит сейчас башня.
Отсюда просматривается часть монастырских построек.
Собор Благовещения, кафоликон, был отремонтирован в 6-м веке.
Собор этот однонефный, с одним куполом, каменный. Собор перекрыт крестовыми сводами. Длина храма — 27 м. С западной части имеется притвор. Один-единственный купол опирается на 6 колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен франтоном с греческой надписью — «Святая лавра Саввы Освященного»
В этом главном соборе в стеклянной раке почивают святые нетленные мощи преподобного Саввы.
Он почил в 532-м году в возрасте 94-х лет.
В алтаре храма есть мощи других святых.
2. Церковь Софии (матери Св. Саввы).
3. Церковь собора святых Архангелов (ее построили недавно, в 1970-м, на месте бывшей древней церкви). Храм этот двухэтажный, однокупольный.
Дозорная башня, называемая Юстиниановой
Есть здесь и скиты, и часовни.
Святые мощи преподобного Саввы почивали здесь, пока крестоносцы не взяли и не увезли их в 1256-м году в Венецию. Католики вернули святые мощи в монастырь только в 1965-м.
Мощи хорошо сохранились. Святые мощи преподобного, говорят, теплые…
Много чудес творит св. Савва и после своего упокоения. От мощей святого Саввы происходят и в наши дни исцеления больных, даже онкологических. Так здесь говорят.
В монастыре сейчас много нетленных мощей. Их так много, что невозможно всех канонизировать. Не знают, с кого начинать.
Почивших монахов здесь хоронят в специальных склепах. Там нет запаха тления.
Больше всего разрушений досталось лавре от врагов — персов в 614-м году.
Придя сюда, несмотря на укрепленные стены лавры (она смотрится, как крепость),
oни полностью разграбили святое место и убили всех монахов.
Незадолго до этого святой Савва ушел вглубь Иудейской пустыни
для более глубокого подвига, на строгую молитву.
Когда вернулся в лавру, увидел, что все насельники ee мертвы, а монастырские церкви разграблены.
Преподобный сам похоронил всех братьев и продолжил свой монашеский подвиг служения Богу. Мощи убиенных персами монахов находятся в усыпальнице.
Вскоре к нему в лавру пришли новые иноки.
Преподобный Савва удостоился от Бога дарa чудотворения за свою святую, молитвенную отшельническую жизнь молчальника, которая неуклонно вела его вверх по лестнице Божьей в небесный храм.
Чудеса, творимые св. Саввой, — разные.
Во время засухи, по молитвам святого, пролился обильный дождь. Происходили исцеления бесноватых и больных.
Он пожалел своих монахов, которые носили воду издалека. По его молитвам появилась в лавре вода. Высохший источник вновь наполнился водой.
Есть она здесь и по сей день.
В обители есть святой источник и мы, паломники, получаем воду из него, как благословение Саввино.
Вода из монастырского источника только для питья. И монахам, и паломникам. Для других нужд здесь сооружены цистерны для сбора дождевой воды.
Святой Савва совершал подвиги и чудеса, но был крайне смиренного мнения о себе, не возвышался.
Перед своей смертью преподобный собрал все свои последние силы и пошел в Храм Гроба Господня попрощаться на Гробе.
Вернулся к себе в лавру и мирно почил, отошел кo Господу.
Я благодарю Господа, что Он дал мне Благодать побывать здесь, в этих святых местах, хотя бы около (не внутри) этой чудной обители, и обрести еще одного горячего заступника и молитвенника перед Господом нашим! Слава Богу за все!
За то, что стояла у ворот этого монастыря и молилась о моих родных, о моей маме. Молилась о ней, как о живой, не зная, что она тогда умерла уже несколько часов назад… У Бога все живы!