неофитство в православии это что значит

Стать неофитом

неофитство в православии это что значит. Смотреть фото неофитство в православии это что значит. Смотреть картинку неофитство в православии это что значит. Картинка про неофитство в православии это что значит. Фото неофитство в православии это что значит

Большая неправда вырастает из маленькой, а маленькая — очень часто из недоразумения. Порой всё, что требуется для установления истины, — это вернуть словам их первоначальное значение.

Во всём этом больше возмущает не сам факт подмены, а та наглость и уверенность, с которой меняют значение привычных слов на прямо противоположное. И чем меньше удивляет этой наглостью, например, реклама в телевизоре, тем более режет слух, когда наизнанку выворачивают, казалось бы, совершенно незыблемые понятия — церковные. Уже мало кого можно удивить негативным оттенком при употреблении абсолютно специфических церковных терминов «катавасия» или «богадельня». Скомпрометирован самый дивный цвет — голубой. Кто теперь помнит о том, что это цвет Богородицы, что храмы, посвящённые Ей, по обычаю, цвета ясного неба?

Ортодоксия подразумевает традицию. У Церкви нет лишних слов. Более того — лишних букв тоже нет. Первые расколы и жестокие споры породила всего одна маленькая йота. От одной буквы зависела судьба Церкви и судьба европейской культуры…

Традиция — это верность наследию. Когда наследство растрачивается, остаётся лишь корыто со свиным кормом. Немалая доля наследства христиан приходится на слова. Их много, слов, которые нам переданы на хранение. Собственно, весь этот разговор — об одном из них. Красивом и лёгком, как дыхание ребёнка, — слове «неофит».

Понятие «неофит» сегодня имеет негативную окраску. С ним постепенно, но прочно связали множество пороков. Гордыня, склонность к поучениям, неразумие, ненависть к ближнему, ревность не по разуму — это ещё не полный перечень. О неофитах пишут разгромные статьи. Неофитам ставят диагнозы. Клинически описывают «синдром неофита», «болезнь неофита». Чётко указываются симптомы и сроки, в которые протекает эта болезнь. В общении между ходящими пять или даже целых десять лет к обедне нет более тяжкого оскорбления, чем обвинение в неофитстве. Но так было не всегда…

Слова о том, что появление нового христианина сродни рождению ребёнка, когда‑то были не просто словами. Готовили и готовились к этому событию порой не один год. Молитвой, постом и словом. Точнее — словами.

Огласительные беседы, которые проводили с готовящимися к Крещению, составили немалую часть святоотеческого наследия. И это были не простые посиделки за чашкой чая. Святитель Кирилл Иерусалимский, например, проводил трёхчасовые огласительные занятия по будним дням. Его курс предполагал около двадцати таких занятий. Всё было серьёзно: будущие неофиты сдавали самый настоящий экзамен.

Христиане вместе с оглашенными стремились участвовать в подготовке к Крещению. Так родился Великий пост. Не потому, что было желание кого-то в чём-то ограничить. А потому, что хотелось вновь и вновь переживать радость Воскресения и победы над смертью. Крещение для христиан — это воскресение из мёртвых. Слово «неофит» было тесно связано с другим словом — Пасха.

В пасхальную ночь можно вспомнить об этом, если присмотреться и прислушаться. Наш ночной крестный ход когда-то начинался как шествие новокрещёных неофитов. С горящими свечами в руках, в белых одеждах они шли в храм Святой Софии на литургию.

Одно из значений слова «неофит» — «дитя». Дети — создания шумные. Шумели они и тогда, когда их подводили ко Христу. Ученики из соображения дисциплины шикали на них, останавливали. Наверное, не обошлось без подзатыльников. Но слова Спасителя расставили всё по своим местам.

Неофит — это тот, кто сделал выбор и ещё не забыл об этом. Если он определил центром своей жизни Христа, то достоин за это уважения. У него есть свои проблемы и трудности, но он — часть команды. Рядом с неофитом не должен стоять равнодушный и скучающий в своей вере «дембель», отпуская едкие шуточки. Иначе следующими словами, которые подменят и испоганят, уже будут слова «брат» и «сестра».

Когда-то авансом мне был выдан талант. Новенький, сверкающий. Я радовался ему, как ребёнок. Лучи щедрого солнца согревали меня, играя в складках белой одежды. Приумножил я его? Или давно закопал втихаря, прошептав заклинание «крекс-пекс-фекс»?

Расстояние между христианином и тем, на что он дерзает, — неизмеримо. То, что принадлежит вечности, не измеряется километрами и годами. Поэтому все мы — только в самом начале пути.

Источник

Ещё немного о неофитских немощах

неофитство в православии это что значит. Смотреть фото неофитство в православии это что значит. Смотреть картинку неофитство в православии это что значит. Картинка про неофитство в православии это что значит. Фото неофитство в православии это что значит

О «людях, выбросивших телевизор» в 90-е, нецерковном искусстве и кинематографе в жизни христианина и о том, почему важно правильно переоценивать свои ценности, миновав период неофитства, рассуждает настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Горный туризм или альпинизм?

До своего прихода в Церковь человек, как правило, живет, ориентируясь в большей степени на то, что доставляет ему удовольствие, выгодно для него, приятно ему. Спектр его увлечений может быть очень широким — от каких-то вполне невинных занятий до совершенно порочного времяпровождения. Когда же человек всерьез обращается к Богу, то совершенно естественно, что в ходе воцерковления происходит переоценка всей прежней жизни, и человек начинает отсекать то, чего в его новой, христианской жизни быть уже не должно. Во времена первых христиан люди, приходившие креститься, сжигали колдовские книги, с которыми они прожили значительную часть своей жизни; подобное порой происходит и сейчас: человек может отказаться от ночных клубов, от употребления алкоголя в неумеренном количестве, от какого-то явно греховного способа заработка. Всё это, безусловно, и оправдано, и необходимо.

Но бывает так, что человек, переступив порог храма, начинает отказываться и от того, что, по большому счету, не является чем-то страшным, греховным, но оказывается в его сознании совершенно несопоставимым с его новой жизнью в Церкви. Это, к примеру, отказ от «светской» литературы, кинематографа, от занятий спортом, каких-то хобби — например, коллекционирования. Безусловно, и в этом человек волен, но к чему это нередко приводит на практике? К тому, что в жизни такого прихожанина образуется самый настоящий вакуум, потому что из его жизни ушли все те интересы, которыми он жил прежде, а взобраться буквально одним рывком на вершину, где всё его существование наполнит жизнь с Богом, он оказывается не готовым. Зачастую в результате всего этого разрушаются и его социальные связи, поскольку отвергается всё то, что прежде было темой разговоров, областью совместной деятельности с людьми, составлявшими круг его общения. То есть человек, придя в храм, сперва как-то очень быстро и сознательно разрушает всю ту жизненную базу, которая у него была, а потом оглядывается вокруг себя и не может понять, как ему дальше жить.

В чем здесь ошибка и о чем нужно помнить, чтобы ее не совершать? Как говорят святые отцы, по отношению к нашему спасению всё, что нас окружает, делится на три категории: полезное, вредное и нейтральное. Совершенно очевидно, что вредное из своей жизни нужно удалять, полезное в ней должно присутствовать, а вот нейтральное должно быть тем, к чему мы в той или иной степени обращаемся — в той степени, в которой оно нашу жизнь обогащает. Никто не говорит, что нужно взять и очистить свою жизнь от нейтрального.

Безусловно, мы видим примеры жизни древних подвижников и знаем, что многие из них подвизались буквально среди голых скал, в пустыне. Но мы должны понимать, что туда приходили люди, подготовленные к тому, чтобы по этому пути восходить, а человек неподготовленный, не рассчитавший своих сил, там попросту погибнет.

Можно провести такую аналогию: не все люди ходят в горы, а среди тех, кто ходит, кто-то занимается горным туризмом, а кто-то — альпинизмом, это совершенно разная степень напряжения и разные риски. Если это перенести на жизнь христианскую, можно сказать, что человек должен сначала привыкнуть к жизни на равнине, потом перейти к горному туризму, а потом уже, возможно, думать об альпинизме. Иначе можно просто в какой-то момент сорваться: когда человек сразу запрещает себе всё то, что в его состоянии, может быть, запрещать бы и не стоило, он как бы сжимает некую пружину, и эта пружина потом в какой-то момент со страшной силой распрямляется, и человек впадает в такие грехи, которых не совершал даже до прихода в храм. Такова бывает сила противодействия излишне жестким запретам, а вернее, соединение двух сил — собственно человеческой и бесовской, вражеской. Причем враг может даже подталкивать человека к такой чрезмерной ревности, понимая, что в конечном итоге его добрая христианская жизнь в этом недобром пламени сгорит.

Пора ли выбрасывать телевизор?

Помню, как однажды, в самом начале 90-х, мне — тогда еще новоначальному христианину — довелось побывать на выборах членов приходского совета. Кандидаты в новый состав кратко рассказывали о себе, и мне очень запомнился тогда один мужчина, который, перечисляя вехи своего воцерковления, говорил: «В таком-то году я пришел в храм, в таком-то — выбросил телевизор, в таком-то — избавился от библиотеки…». Оставалось только еще книжный шкаф топором порубить… Для того времени и для того состояния церковной жизни это было довольно типично и даже как-то трогательно — такое кардинальное «отречение от телевизора» является характерной чертой неофитства, а неофитами тогда было абсолютное большинство наполнивших храмы людей. Но то, что с нами происходит в неофитстве, мы должны обязательно, став уже в полной мере церковными людьми, христианами, подвергнуть пересмотру. Не все неофитские привычки в нашей жизни останутся, не все они будут нам полезны. Это можно сравнить с костром: когда его разжигают, то используют различные жидкости для розжига, чтобы ни влага, ни ветер не затушили разгорающийся огонек, но когда костер уже горит, никто не плещет туда горючее, потому что тогда всё может прогореть очень быстро и в результате погаснуть.

Так что не надо торопиться ни выкидывать телевизор, ни жечь библиотеку, ни раздавать знакомым свой «светский» гардероб или спортивный инвентарь — всё это уже не будет занимать прежнего места в нашей жизни, но еще вполне может нам пригодиться.

О книгах — нецерковных и антицерковных

О книгах, литературе в жизни христианина хотелось бы сказать особо. Бытует мнение, что человеку воцерковленному стоит ограничить круг своего чтения литературой аскетической. Но если мы посмотрим на жизнь духовных писателей, самих авторов аскетических творений, то увидим, что их интерес распространялся на самые разные области знаний. Если мы обратимся к жизнеописаниям святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, от нас не скроется тот факт, что их учителями были языческие философы. Если возьмем святителей Феофана Затворника или Игнатия (Брянчанинова), то это также были люди широко образованные, разбиравшиеся и в искусстве, и в медицине, и в общественной жизни, и в современных проблемах как таковых. Или можно вспомнить, например, преподобного Нектария Оптинского, который уже в скиту прочитал практически всю библиотеку мировой литературы. Есть и много других примеров. И мы можем увидеть, что служение многих подвижников — особенно миссионерское — опиралось на их кругозор, на базу полученных прежде знаний.

Я помню, как в том же начале 90-х часто звучал вопрос: «Может ли христианин читать стихи? Может быть, из поэзии стоит читать только Псалтирь?». Может быть, и я даже скажу, когда. Если Псалтирь стала для человека единственной поэзией, утешающей его и услаждающей, то за томик стихов можно уже не браться. Но если мы просто по неразумию такой огромный пласт культуры, как поэзия, из своей жизни выкинули, ничто не мешает нам его вернуть обратно.

Могу сказать, что у меня в жизни есть целый ряд «светских» книг, которые мне дали колоссально много. Это, например, романы Торнтона Уайлдера — «День восьмой», «Мост короля Людовика Святого». Это произведения Грэма Грина, который был, безусловно, человеком далеко не безгрешным и всю жизнь от этого страдал. Это роман Артуро Переса-Реверте «Кожа для барабана, или Севильское причастие», который многие считают антиклерикальным, но при этом я убежден, что он может принести человеку верующему большую пользу. Вообще, необязательно читать только тех авторов, которые пишут о Церкви исключительно хорошо. Для меня, к примеру, стала открытием книга Уильяма Лобделла «Теряя веру», в которой автор, американский религиозный журналист, пишет о том, почему он не стал членом Католической Церкви, разочаровался в католицизме и потерял христианскую веру: она дает колоссальную пищу для размышлений, готовит к разговору с людьми сомневающимися, колеблющимися, разочаровавшимися. Читая ее, я не мог не вступать в мысленную полемику с ее автором. И эта книга еще раз укрепила меня в убеждении, что если вера у человека подлинная, ее невозможно потерять оттого, что что-то в окружающем нас мире или в Церкви не так. Всё Евангелие говорит нам о том, что вокруг нас всегда всё будет не так, поскольку мы по-прежнему живем в том самом мире, который Христа распял.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в этом мире невозможно знать всё, но тем не менее, возможно овладеть механизмами узнавания всего. И эта универсальность мышления, универсальность познания должна быть христианину нашего времени, на мой взгляд, обязательно присуща. Это важно потому, что без этого трудно быть человеком сильным, трудно быть человеком мужественным и трудно быть человеком по-настоящему искусным. И в христианской жизни, и в жизни как таковой.

Источник

Неофит: молодое или недавно насажденное растение

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Как-то один мой коллега по работе, который закончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) – ведущий вуз Русской Православной Церкви – посмеиваясь, вспомнил одну историю. Его однокурсники пошли в деканат жаловаться на то, что им читают курс истории философии. Дескать, зачем все эти ненужные мудрствования, когда истина итак ясна и очевидна? И, поскольку они только отвлекают от веры, как посчитали эти горячие, но несколько немудрые сердца, то лучше бы вообще этот курс (да и многие другие) православным студентам не читать.

– Ну и чем все кончилось? – заинтересовался я.

– Да чем-чем. По ушам им в деканате надавали и велели больше таких глупостей не делать.

Сегодня подобное усердие не по разуму обычно зовется неофитским. Свойственно оно, как правило, только пришедшим в Церковь людям, духовно еще очень неопытным, однако уже претендующим на учительскую роль.

Между тем в эпоху древней Церкви слово «неофит» еще не несло отрицательной нагрузки. Оно просто означало новообращенного человека, будучи образовано от древнегреческих слов νέος (neos) – новый, молодой, юный, и τό φῠτόν (fyton) – растение, побег. Так что «неофит» дословно значит – молодое или недавно насажденное растение. И неофитами в древности просто называли людей, совсем недавно принявших Святое Крещение. Кстати, в ботанике неофитами сегодня тоже называют недавно появившиеся в местной флоре растения – в результате хозяйственной деятельности человека или естественной миграции.

Сам по себе феномен неофита в Церкви, а именно, ее нового члена – явление, конечно, хорошее. Еще одним новоначальным христианином стало больше – что же тут плохого? Важно только, чтобы это молодое растение не претендовало на роль старого мудрого дуба, способного противостоять любым ветрам. В таком случае и возникает неофитство – поведение неумеренно восторженных христиан, приносящих вред себе и другим. Например, осуждением окружающих и нетерпимостью, чем особенно порой отличаются многие неофиты.

Безусловно, в искреннем неофитстве заложен положительный импульс – горячность или ревностность в вере. А если честно, именно этого так не хватает современному расхоложенному миру. Другое дело, что ревностность должна сопровождаться трезвомыслием и рассудительностью.

Поучительных и печальных историй на этот счет, увы, очень много. Вот одна из них. У опытного старца был ученик, который страстно желал стать мучеником. Напрасно старец уговаривал его соразмерять свои желания со своими силами. Ученик таки «выбил» из старца благословение, пошел в пустыню, наткнулся там на врагов – сарацинов, и, не выдержав пыток, отрекся от Христа.

неофитство в православии это что значит. Смотреть фото неофитство в православии это что значит. Смотреть картинку неофитство в православии это что значит. Картинка про неофитство в православии это что значит. Фото неофитство в православии это что значит

Иллюстрация: Одилон Редон. Ок. 1914

Источник

Неофит — это … Значение понятия и синдром неофитства

Один батюшка учил, что если плюнуть на землю, враг узнает твои мысли, а ещё один учил, что если перекреститься неправильно, радуются бесы. Всё это глупости, которые не имеют ничего общего с православием.

Но кто такие новички в церкви, неофиты — как не малые дети? Когда ты ничего не знаешь, любую информацию можно принять за истину и пойти неверным путём. Это сложный период, через который приходится проходить каждому православному христианину.

Раньше неофитами называли христиан после крещения и только что постриженных монахов. Неофитами называют людей, только что обращённых в любую религию. В христианской традиции это слово исторически имело два смысла:

человек, познающий учение Христа

Сегодня в христианстве неофит — это скорее уровень понимания учения Христа и образ жизни, чем стадия посвящения. Но об этом мы поговорим дальше.

Кто такой неофит в православии?

Неофитство в православии — явление многогранное. Казалось бы, какое определение подойдёт неофиту? «Человек, который в христианстве меньше десяти лет»? Есть подобные соображения, но они в корне неправильны.

Можно десять лет ходить в тренажёрный зал, но если там просто сидеть, не делать никаких упражнений, то фигуру это никак не улучшит.

То есть неофит — это не указание на христианский стаж, а на что-то иное. На что же? Скорее, на вектор его духовной жизни. Неофит — это тот, который встал на путь познания Христа и идёт по нему.

Неофитство — это не статус, а процесс. Нельзя встать на путь, поставить всё на паузу, грешить направо и налево, но формально оставаться неофитом. Ты либо идёшь по этому пути, либо сходишь с него. Стоять на нём невозможно.

И, конечно, нет никакой справки о том, что человек неофит. Неофитами называют новичков, но главное — чтобы те сами считали себя людьми на духовном пути. Важно не то, кем нас считает окружение, а то, что у нас внутри.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин так и сказал, в контексте разговора о введении документов, проходящих через компьютер:



Кто такой неофит

Разберемся подробнее, откуда происходит данное слово, и что означает это понятие.

Происхождение слова

Слово «неофит» греческого происхождения (neophitos). Означает neo — новый и phitos — растение, насаждение, росток. То есть: новое растение или недавно посаженный. Термин имеет непосредственную связь с древними мистериями, закрытыми мистическими сообществами и орденами, религиозными конфессиями. В этой плоскости он выражает понятие «новообращенный», приверженец какой-либо идеологии или духовного течения.

Сегодня этим словом обозначают всех недавно приобщенных к любой религиозной конфессии, однако на протяжении достижимых для изучения эпох, значение этого слова не было таким однозначным.

Значение понятия

Разберемся детальнее со значением термина.

Иные определения в различные периоды истории:

Кроме этого, данное слово еще обозначает новичка в какой бы то ни было сфере деятельности. В ботанике им обозначают растения, осваивающие новый ареал произрастания.

Православие радо появлению новых неофитов, но требует от них должного прилежания

Какой религиозной традиции не всё равно, сколько у неё приверженцев? Православие — не исключение. Новый воцерквлённый человек — это всегда радость. И радость не с формальной позиции организации, которая получила ещё одного члена, а радость духовная.

Стоит напомнить, что в православии есть убеждение, что только путь за Христом ведёт к спасению. Соответственно, каждый новый член Церкви — это потенциально спасённая душа.

Но сам факт того, что человек пришёл в церковь, покрестился, купил свечку, ещё ни о чём не говорит. Можно посадить цветок в горшок, но если за ним не ухаживать, он завянет. Так и православное общество должно заботиться о неофите, чтобы тот не почувствовал себя чужим в церкви Божьей.

Формы и падежи, склонения имени Неофит

Происхождение имени влияет на его склонения и формирования падежей. Нередко имена иностранного происхождения имеют комплексные правила склонений. Таблица ниже перечисляет все варианты падежей и склонений имени Неофит.

Падежи и формы имени
ИменительныйНеофит
РодительныйНеофита
ДательныйНеофиту
ВинительныйНеофита
ТворительныйНеофитом
Предложныйо Неофите

Синдром неофита — это горделивость, импульсивность и крайности в духовной жизни

Синдром неофита — это не болезнь, а досаждающее окружающим поведение. Скажем, жил себе человек спокойно и вдруг наткнулся на христианство. Его окатил поток откровений, кажется, вся жизнь встала с ног на голову. Всё прекрасно и обещает быть ещё лучше.

Неофит с головой ныряет в новую для себя сферу, а попутно пытается туда же затянуть окружающих. Если это не удаётся, он начинает на них злиться, мол, недалёкие, тёмные, чужие люди, ничего не понимают.

Всё это признаки не духовного человека, а того, кому не хватает житейской мудрости. Этот запал со временем утихает, но на первых парах подобный энтузиазм делает неофита просто невыносимым для окружающих.

Имя Неофит

Кроме всех перечисленных значений, Неофит — греческое мужское имя. Его принимали многие епископы, патриархи, архимандриты, монахи Элладской (Греческой), Болгарской, Русской, Александрийской православных церквей, в частности:

Что такое неофит? Это и составная часть некоторых топонимов — названий болгарских сел Неофит-Рильски (Варненская область) и Неофит-Бозвелиево (Кырджалийская область).

Прозелитизм — бич всех неофитов

Прозелитизм — это стремление всех обратить в свою веру и процесс этого обращения. Это стадия становления многих религий. Если бы в своё время прозелитизмом не занимались апостолы, то христианство просто бы вымерло.

Понятно, что раз есть религия, нужны её приверженцы. А где их брать? Конечно же, обращать тех, кто согласится пересмотреть свои убеждения.

Но на современном уровне развития общества и религиозной мысли прозелитизм — дурной тон, признак фанатизма и скудоумия. Нет ничего благочестивого в том, чтобы заявиться со своим уставом в чужой монастырь и потребовать соблюдения канонов своего Священного Писания от иноверцев.

В самом деле, мы же не ездим в США требовать от американцев принять русский язык в качестве национального? С религией — то же самое: Бог с каждой нацией говорил на своём языке, доступными ей образами.

Любой индуист или буддист, если он захочет стать христианином, сможет ознакомиться с достаточным количеством информации, чтобы принять решение. И сам потом придёт в храм. Аналогично и христианину доступна любая информация о других религиях. Нет никакой войны за души людей. Есть лишь свободный выбор.

Новый Завет писали в иных условиях, в I веке. Там миссионерская проповедь служила инструментом выживания. Но неофиту это неизвестно. Он стремится всех и вся обратить в христианство, не задумываясь, нуждается ли тот человек в такой услуге.

Характер Неофита

Общество и коллектив
Общительность
Чуткость
Отзывчивость
Уважение
Доброта
Доброжелательность
Деятельность
Трудолюбие
Добросовестность
Исполнительность
Дисциплина
Ответственность
Целеустремленность
Отношение к себе
Скромность
Гордость
Самокритичность
Честность
Отношение к вещам
Бережливость
Аккуратность
Щедрость
Бескорыстие

Характер Неофита наполнен такими чертами, как гордость, чуткость и ответственность. Кроме этого, отмечаются щедрость и бережливость. Порой человек наполнен сложными, а то и вовсе противоречивыми качествами. Но не все из них проявляются на постоянной основе. В жизни порой требуется много времени, чтобы проявились определенные черты характера.

Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть

Истощение — тот естественный итог бездумного неофитства. Распылив все силы, человек угасает и теряет интерес к религии (хотя и не только к ней, неофит-вегетарианец ничем не спокойнее неофита христианина).

Увы, сделать следующий шаг способен далеко не каждый верующий. Многие так и остаются неофитами. Встречали ли Вы ворчливых старух в церкви, которые ругают молодых девушек за короткие юбки, неправильно поставленные свечи и т.д.? Вот они — тот самый случай, когда христианство шиворот на выворот: атрибуты впереди учения. Ни смирения в них, ни любви, один формализм.

Формализм не должен быть впереди учения.

Неофитам на религиозном пути можно дать два совета:

Комбинируя и то, и другое, будет намного проще понять саму суть христианской веры и приблизиться к духовному совершенству.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

О неофитах — важно!

В современных книгах и Интернет-ресурсах можно встретить такое понятие, как «неофит», данное определение в тематике воцерковления очень важно, оно скрывает в себе взлеты и падения, потому как новообращенным Господь дает много благодати, но до поры до времени. И от того, как человек пройдет этот этап, будет зависеть дальнейшее его духовное развитие.

Итак, определение: «Неофит — новообращенный верующий, новичок в каком-нибудь деле».

В действительности Господь дает человеку при начальном этапе воцерковления много сил и Божественной благодати, которая покрывает его от искушений. Но через некоторое время Господь начнет испытывать твердость человеческой веры, и наступит пора искушений, поэтому важно на этапах воцерковления знать о типичных состояниях и ошибках новообращенных.

Не потерять искренность, жертвенность, а возрастить ее

Воцерковляющиеся люди полны искренности, ревности в вере, жертвенности, готовности отказаться от своих привычек, грехов и исполнять волю Божию, много молиться, дабы угодить Богу и послужить Церкви. И это очень хорошее рвение, но столько сил появляется у человека неспроста, это Господь ему дает с большим авансом столько Божественной благодати, чтобы тот окреп в вере и потратил благополучное время именно на укрепление в ней.

Однако воцерковляющиеся зачастую совершают одни и те же ошибки.

Так, неофит не подозревает: то, что он сейчас испытывает, это не человеческие силы, сколько благодати дал человеку Господь, и когда Господь начнет испытывать, то сам человек может быстро растерять все то, что он сейчас чувствует.

Внимание и еще раз внимание, под контролем духовника

Святые отцы говорят, что бесы в период воцерковления затягивают человека на большие подвиги: кто-то рвется на служение в монастырь, хочет быть священником, кто-то берет непосильные подвиги поста по максимуму, продает и раздает все свое имущество и так далее. Воцерковляющийся думает, что он делает дела Господни, но он на мушке у беса и совсем скоро, когда Божественная благодать оставит человека, ему будет очень больно падать с высоты таких деланий, человеческую душу быстро заполнят уныние, разочарование и прочие сопутствующие греховные страсти, после такого взлета некоторые выпадают из Церкви навсегда, потому что неверно понимали, не знали и не думали, какова духовная жизнь.

Именно поэтому прежде, чем человека рукополагать во священники, его зачастую долго испытывают, около 10 лет.

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов»

Вторая особенность — неофиты очень требовательны не только к себе, но и к другим, они требует много от окружающих людей, тем самым являются полной противоположностью более духовно опытным людям. Опытный человек много требует с себя и очень снисходительно относится к немощи и ошибкам других людей.

Начни с себя и не лечи других, лечи себя!

Третья особенность новообращенных — это желание изменить ближних. Кто-то не успел окрепнуть, а уже начинает сам учить, такое делание вредно не только учителю, но и ученику, потому как первый может сильно заблуждаться пока во многих вопросах, а второй смотрит на него, как на пример, и бывает даже такое, что положительного примера и не находит.

Благоговение не потерять и духовный опыт приобрести

Что же посоветовать людям, переживающим сейчас такие прекрасные чувства ревности во Христе. Я бы порекомендовал отбросить всякую торопливость и поспешность и понять, что Вы новичок, Вы еще ничего не знаете, многое остается неизведанным, поэтому не делайте раньше времени выводы, не лечите и не учите других, будьте разумны, общайтесь со священниками и сконцентрируйтесь не на глобальных вещах и не на изучении догматических истин, не на поиске смысла жизни и прочих высоких определениях. Как пишет Паисий Святогорец, это очень вредно для новоначальных и может привести к очень опасным состояниям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *