наскар гонки что это такое
NASCAR: взгляд на американский гоночный автомобиль изнутри (факты и цифры).
Nascar. Многие считают этот вид авто спорта весьма скучным и унылым — яркие и привлекательные машины наматывают массу кругов (а трассы Наскар представляют собой ничто иное как овалы). Наверное, до определенного момента и я относился к их числу, весьма скептично относился к этому виду спорта, пока не набрел во всемирной паутине на несколько источников, более-менее детально описывающие технические аспекты и характеристики автомобилей.
Не буду вдаваться в подробности истории, на D2 есть несколько замечательных записей о истории Наскара.
Итак, перейдем к фактам и цифрам, которые мне удалось найти:
— общего между дорожной версией и гоночным автомобилем — только название (до 70-го года для участия в гонках допускались автомобили, «тираж» дорожной версии которых составлял 500 единиц. В соревнованиях участвовали автомобили подготовленные для гонок, однако они основывались на своих дорожных аналогах. Затем от этой концепции отошли);
— заводы-производители предоставляют командам только блоки двигателя, автомобиль команды строят сами;
— каркас автомобиля: пространственная рама из стальных труб, на которую в последствие навариваются стальные листы, образуя тем самым кузов автомобиля;
— для обеспечения безопасности водителя использутся 6-ти либо 7-ми точечные ремни безопасности;
— размеры: колесная база 110″ (2794мм), длинна 208″ (5283мм), ширина 76,5″ (1943мм), высота 53,5″ (1358мм);
— ародинамические элементы: передний сплитер, задний спойлер и юбки;
— колеса: поставляемые Goodyear слики, крепятся на 5 гаек, размерность 300*54 R15. Многие команды закачивают в шины азот, а не воздух;
— тормоза: чугунные либо стальные, имеют ограничение в диаметре 12.72″ (323,09мм);
— впуск: до 2012 года использовались карбюраторы, позже было принято решение перехода на инжекторы;
— выпуск: отсутствие как такового глушителя и уж тем более катализатора;
— объем топливного бака: 17,75 американских галлона (примерно 67 литров);
— топливо: гоночный высокооктановый бензин марки E15 (15% содержания в нем этанола), поставляется компанией Sunoco;
— масса: 3200-3400 фунтов (без водителя и с водителем и топливом соответственно; примерно от 1450 до 1540кг);
— КПП: 4-х ступенчатая механика;
— и на конец, двигатель: используются V8, 16V (2 клапана на цилиндр), объемом 358 куб.дюйма (5,86 литра, до 1971 года использовались двигатели объемом 429 куб.дюйма — 7 литров), не используются турбины, компрессоры и т.п., степень сжатия 12:1, мощность этого американского атмосферного монстра по разным данным от 750 л.с. до 865л.с. (на некоторых треках (читать Дайтона и Таладега) мощность ограничивают до 445л.с.). Крутящий момент составляет 530 foot-pounds. что равняется примерно 718 Н/м.
— средняя скорость около 333 км/ч;
— время пит-стопа до 14сек, кол-во механиков на пите ограничено 7-ю, разрешено поднимать машину только с одной стороны.
Вот основные тех.характеристики которыми хотел с Вами поделиться. Согласитесь, атмосферный двигатель около 800 л.с., полностью стальной (без использования композитных материалов) кузов и скорость за 300 км/ч не могут не вызывать уважения!
Истории мировых гоночных серий. Nascar.
Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing), Inc — частное предприятие, занимающееся организацией автомобильных гонок и сопутствующей деятельностью. Учреждено Биллом Франсем-старшим в 1947-1948 годах в Соединенных Штатах Америки, и до сих пор находится в собственности семьи Франс. Ассоциация проводит большое количество различных чемпионатов (серий). Три самых крупные серии NASCAR — NASCAR Sprint Cup Series, NASCAR XFinitySeries и NASCAR Camping World Truck Series составляют костяк ассоциации. Региональный дивизион — NASCAR Whelen All-American Series, NASCAR Whelen Modified Tour (автомобили с открытыми колесами), NASCАR K&N Pro Series и т. д. Серии проводятся и за пределами США — в Мексике (NASCAR Toyota Series), Канаде (NASCAR Canadian Tire Series), Европе (NASCAR Whelen Euro Series)
NASCAR ведет свою историю с 1949 г., когда Билл Франс-старший решил объединить проводившиеся на юго-востоке США полулюбительские гонки на серийных машинах в один чемпионат. Ни одна автоспортивная организация не взялась санкционировать это соревнование, и Франс основал санкционирующую организацию сам. С 1949 г. NASCAR проводит три чемпионата — Strictly Stock (строго серийные), Modified (модифицированные) и Convertible (открытые). Первоначально имел успех Modified, но постепенно на первые роли вышел Strictly Stock, про который говорили, что в нём участвуют те же машины, что и ездят по дорогам, и принять участие может любой желающий. Высокие призовые вознаграждения привлекали именитых пилотов, низкие затраты позволяли проявить себя новичкам. Хороший выбор трасс и разумная политика Ассоциации способствовали быстрому росту популярности. В 1959 г. появился специально построенный для гонок NASCAR огромный автодром Daytona International Speedway, а проводившаяся на нём гонка Daytona 500 стала звездой чемпионата.
Постепенно, чемпионат отходил от своей философии участия чисто серийных машин — высокие скорости и асимметричные нагрузки требовали модификаций для повышения безопасности. Поначалу даже гонщики прорезали окно в днище, через которое можно было видеть наиболее нагруженное переднее правое колесо, чтобы вовремя заезжать на смену покрышек. В 1962 г. в чемпионат пришли заводские команды, до этого поддерживавшие свои марки негласно, и началась гонка вооружений и роста скоростей. Прикрываясь определением «серийный автомобиль» компании Большой Тройки выпускали небольшие партии (в 1970 г. для участия в гонках была необходима партия не менее 500 машин) машин, оптимизированных для гонок. В начале 70-х на трассы вышли машины «воздушных войн», типа Plymouth Superbird, однако Ассоциация приняла меры к недопущению дальнейшей гонки технологий и ввела специальные ограничения для подобных машин. Последовавший вскоре после этого энергетический кризис 1973 г. заставил автомобильные компании и вовсе уйти из чемпионата.
Параллельно с технологическим соревнованием компании старались привлекать на свою сторону и именитых гонщиков. Гонщики становились настоящими звездами, однако их попытки создать свою ассоциацию пилотов для борьбы за безопасность были резко пресечены Биллом Франсом-старшим — наиболее активные были отлучены от гонок, невзирая на фамилии, в том числе и сам Ричард Петти.
В 1981 г. Ассоциация полностью сменила техническую политику, и теперь на старт выходили силуэт-прототипы с трубчатой рамой, лишь внешне напоминавшие серийные машины. Технические новации все больше ограничивались, а с целью уравнять участников в вопросах аэродинамики машины теряли даже внешнее сходство с дорожными собратьями.
В 1979 г. впервые была показана в прямом эфире гонка НАСКАР — Дайтона 500 — и начался взлет популярности. Дополнительно задача облегчилась тем, что главный конкурент в автоспортивном мире Америки — CART — с 1996 г. раскололся. В 1996 г. рейтинги Дайтоны 500 обошли рейтинги Инди 500 и сейчас НАСКАР считается вторым по популярности соревнованием США, уступая лишь NFL, а самый популярный гонщик НАСКАР — Дейл Эрнхардт-младший — также является самым популярным спортсменом Америки.
Сток-кары носят имена серийных автомобилей, однако не похожи на них даже внешне. В основе автомобилей лежит трубчатая стальная рама. Заводы (сейчас это — Ford, Chevrolet и Toyota) поставляют командам только блоки цилиндров, и некоторые другие детали — все остальное, включая каркас и внешнюю металлическую обшивку, команды строят сами.
На всех сток-карах стоят V8 рабочим объёмом 5,87 л, конфигурация которых не меняется с 60-х годов прошлого века — используется чугунный блок цилиндров, нижний распредвал и (до 2012 года) карбюраторы. Коробка передач имеет четыре ступени, однако на овальных трассах передачи необходимо переключать лишь при заездах на пит-стопы и при движении под пейскаром. В 2007 году высший дивизион NASCAR начал переход на Автомобили Будущего (Car of Tomorrow). В 2007 году такие машины использовались только на коротких овалах (до 1,33 мили), с 2008 года CoT используются на всех этапах.
На автомобилях Car of Tomorrow двигатели выполнены по ещё более жестким спецификациям, с фиксированным расстоянием между цилиндрами, что делает их фактически одинаковыми. Однако отдача их осталась прежней — нижневальный бензиновый V8 объёмом 5,87 л мощностью около 770 л.с. Кузов выше, шире и длиннее (база составляет 110 дюймов или 2794 мм), спереди появился регулируемый сплиттер (на «классических» машинах передний бампер должен быть строго вертикальным), а сзади вместо огромного спойлера появилось антикрыло. Такая конфигурация дает участникам больший диапазон аэродинамических настроек, и должна компенсировать отказ от «специализированных» машин (сейчас команды строят три типа машин: для быстрых треков, медленных и трасс европейского типа). Кроме того, по расчетам организаторов, новая форма кузова позволит увеличить количество обгонов в гонках. Ещё большее внимание было уделено безопасности, увеличены энергопоглощающие зоны, а гонщик сидит ещё ближе к центру. С введением CoT на полной основе в 2008 г. появилось ещё больше противников CoT. Конечно, авария Майкла МакДауэла в Техасе 06.04.08 сняла все вопросы о том, изменился ли уровень безопасности гонщика в CoT. Но, в то же время, проблемы с покрышками на трассе Индианаполисе Мотор Спидвей, приведшие к тому, что ассоциация приняла решение выбрасывать технический жёлтый флаг каждые 15-18 кругов, связаны именно со спецификой конструкции CoT. Так же CoT не смогли обеспечить одной из главных своих задач — сокращения расходов в связи с универсальностью шасси.
За год в чемпионате Sprint Cup проводится 36 регулярных зачётных этапов (все, за исключением этапов в Сономе и Уоткинс-Глен, на овалах). Также в календаре присутствует 2 незачётные, но весьма престижные гонки — Budweiser Shootout, традиционно проводящийся на знаменитом треке Daytona International Speedway за неделю до 1-го этапа сезона и Sprint All-Star проводящаяся на треке Lowe’s Motor Speedway за неделю до самой длинной гонки сезона Coca-Cola 600, проходящей на том же треке. В Budweiser Shootout принимают участие только обладатели поулов по итогам прошлого сезона, а также все победители Budweiser Shootout прошлых лет. В гонке Sprint All-Star стартуют все победители гонок прошлого сезона, все победители Sprint All-Star прошлых лет, а также пилот победивший в голосовании зрителей. На многие трассы серия приезжает дважды в год — весной и осенью.
В календаре также присутствуют 4 «рестрикторные» гонки на высокоскоростных суперспидвеях Дайтона и Талладега, 1 гонка на трассе в Индианаполисе, 2 гонки на треугольном суперспидвее в Поконо, 6 гонок на 3 «шорт-треках» — Бристоль, Мартинсвилль, Ричмонд.
Нынешняя очковая система НАСКАР действует с 1975 г. с небольшими изменениями. Победитель получает 185 очков, За второе место дают 175 очков, далее, со второго по шестое — с шагом в 5 очков, с седьмого по 11-е — с шагом в 4 очка, и с 12 места — с шагом в 3 очка, до последнего, 43-го места, за которое дается 35 очков. Однако всего очки в зачет владельцев машин получают 54 участника — 11 не вышедших на старт, но занявших в квалификации места с 44-го по 54-е получают от 32 до 3 очков. Кроме того, дополнительно даются 5 очков каждому, кто смог пролидировать хоть один круг, а также 5 очков тому, кто пролидировал больше всех.
В 2004 г. в Кубке введена система «чейза» — Погоня за Кубком. За десять гонок до конца сезона (то есть после 26 этапов) десять лучших пилотов на текущий момент и пилоты, отстающие от лидера чемпионата не более, чем на 400 очков, получают взамен своих прежних результатов очки по следующей системе: лидер чемпионата получает 5050 очков, следующий за ним — 5045 и так далее. В оставшихся 10 гонках все пилоты по-прежнему получают очки, но бороться за титул могут только первые десять гонщиков. С 2007 г. правило 400 очков отменили, а количество участвующих в борьбе за победу пилотов увеличили до 12. Все участники Погони за Кубком получают по 5000 очков вместо всех ранее заработанных, и дополнительно по 10 очков за каждую победу, одержанную в предыдущей части сезона.
26 января 2011 г. в истории NASCAR произошло событие, которое, несомненно, повлияет на его будущее. Руководство гоночной серии опубликовало новую систему начисления очков, призванную сделать её более понятной для простого зрителя, а также внести элемент непредсказуемости в борьбу за титул в 2011 году.
Относительно новой очковой системы (гораздо более простой по сравнению с предыдущей, которая, как посчитало руководство гонок, была слишком сложна для запоминания и подсчета очков) было высказано много сомнений. Теперь разница в очках между позициями на финише с 43-го по 2-е место будет составлять всего одно очко. То есть, гонщик, занявший последнее, 43-е место получит 1 очко, занявший 42-е место — на одно очко больше, то есть 2 очка, 41-е — 3 очка, 40-е — 4 очка и так далее. Гонщик, занявший 2 место, получает, соответственно, 42 очка. И только разница между вторым и первым местом составит 4 очка и, таким образом, победитель гонки получит 46 очков. В новой системе сохраняются дополнительные бонусы: за лидирование хотя бы в одном круге гонки — 1 очко, за лидирование на протяжении большинства кругов в гонке — 1 очко.
Изменениям подверглась и система Погони за кубком: на финальную борьбу за звание чемпиона по-прежнему будет претендовать 12 лучших гонщиков по результатам регулярной части чемпионата, однако теперь последние 2 места в Погоне будут отданы гонщикам, занявшим в итоговой квалификации места с 11го по 20е с наибольшим количеством побед. Таким образом, последние два места в Погоне теоретически предоставляют шанс попадания в финальную часть гонщикам, исповедующим более агрессивный стиль борьбы, которые обычно либо приходят первыми, либо выбывают из гонки в ходе борьбы за лидерство. Все 12 участников Погони получают по 2000 очков, кроме того те из них, кто прошёл в Погоню из первой десятки, получают по 3 очка за каждую победу в течение сезона. Те, кто прошёл в Погоню из второй десятки бонусных очков за победы в ходе предыдущей части сезона не получают. Как и ранее, по итогам Погони Кубок получает тот пилот, который имеет максимальное количество очков после окончания десятой гонки.
NASCAR: простота, разрушение, гонки
Если европеец любит эстетику и красоту, что отражается в спорте, то американца хлебом не корми – дай что-нибудь разрушить. Если Формула 1 – это красота, высокие технологии и гениальное вождение, то гонки NASCAR – это брутальность, заключенная в разрушительную оболочку металла.
Гонки NASCAR появились в середине ХХ века, а точнее, в 1949 году. Основой для будущего чемпионата послужили гонки на серийных машинах, проводимые на юго-востоке США. Тогда эти гонки были зрелищем для простого рабочего класса, машины были доступны, а участвовать мог каждый желающий. Впрочем, сейчас за NASCAR до сих пор сохранилась такая репутация – гонки для белого рабочего класса. Чтобы официально утвердить новые соревнования, необходимо их было санкционировать, за что не бралась ни одна автоспортивная организация. Не бралась она по многим причинам: серийные машины не были предназначены для гонок, большая травмоопасность, а также низкий престиж гонок. Но появился такой человек, как Бил Франц старший, который решил сам создать автоспортивную организацию, которой он дал имя NASCAR (Национальная ассоциация гонок на серийных автомобилях). Кстати говоря, сама ассоциация до сих пор является частной и принадлежит семье Франц.
Сам чемпионат делится на три серии. Одна из них предназначена для «строго серийных» автомобилей. Другая – для модифицированных. Ну, а третья предназначалась для открытых машин. Не трудно будет понять, что главная популярность NASCAR обязана именно первой серии, машины в которых были сняты прямо с фабричного конвейера. Это легко понять. Эти машины – те же самые, что ты можешь встретить на дорогах своего города, ты можешь стать пилотом, имея просто обычную машину и стальные яйца. Ну, и конечно же – призовые. На них в NASCAR никогда не скупилась. Лучшие пилоты зарабатывают просто бешеные деньги, но и риск велик.
Популярность новых автогонок росла как на дрожжах. Вскоре в США появился огромный автодром Daytona International Speedway, который предназначен только для этого соревнования.
Но, как и бывает с любым спортом, деньги одержали верх. Автомобильные компании с самого начала негласно поддерживали свою продукцию на этих соревнованиях, но уже в 1962 году впервые появились заводские команды. Когда автомобильные компании соревнуются с друг другом в спорте, то считай, начинается гонка вооружений, что противоречило изначальным замыслам и идеям, заложенные основателем NASCAR.
Спортивная ассоциация боролась с автомобильными компаниями разными методами, ведь их интересовал в первую очередь спорт, а не повышение продаж той или иной машины. В итоге к 80-м годам ХХ века ассоциация сменила техническую политику таким образом, чтобы гонщики могли заслуживать свои кубки только своим умением, а не технологичностью машин. Добились они этого с помощью определенного технического регламента. Заводы поставляют гонщикам только трубчатую стальную раму (основа автомобиля), блоки цилиндров и некоторые другие детали. Всё остальное команды делают сами. На всех автомобилях стоит двигать V8 5,87 л.
Чтобы понять правила гонок, необходимо немного набраться терпения и запоминать каждый заезд. По сути, победителя выявляют с помощью очковой системы, которая действует с 1975 года. Главный герой получает 185 очков, за второе место дают 174 очков, со второго по шестое – с шагом в 5 очков, далее с седьмого по одиннадцатое – с шагом в 4 очка, с 12 до последнего – с шагом в 3 очка. Таким образом главный лузер соревнования получает 35 очков. Есть, конечно, ещё некоторые тонкости. Например, каждому, кто хоть раз лидировал один круг, дают дополнительные 5 очков, дополнительные 5 очков дают также и тому, кто лидировал дольше всех.
С 2011 года систему очков немного упростили. Она действительно стала проще. Первое место получает 46 очков, второе – 42. Те, кто следует за вторым, отнимают у себя по одному очку. Выходит, третье место – это 41 очко, четвертое – 40 и так далее. Вокруг обновленной очковой системы шли ожесточенные споры, но скорее всего, ассоциация сделала правильный выбор: для новичка это действительно легко запоминается. С другой стороны, когда пропадает хоть какая-то видимая сложность для спорта, и всё превращается в простой просмотр шоу с чипсами и пивом, уже пора задуматься. Впрочем, NASCAR для этого и была создана.
Итак, что ты можешь увидеть, смотря это убийственное соревнование? В первую очередь – скорость. Хотя машины и являются номинально серийными, их всё-таки делают не просто так. Они разгоняются до диких скоростей. Потом – массовость. Если сравнивать с другими гонками, то в NASCAR участвует просто дофига пилотов, это, может, и служит причиной многочисленных аварий. Кстати, аварии – тоже элемент шоу. Мы не понимаем, как вообще можно выжить в некоторых моментах этой автогонки. В любом случае, если ты считаешь, что Формула 1 – это скучно, не интересно и для пижонов, то NASCAR создан для тебя, чувак.
Гайд новичка. Какие термины надо знать, когда начинаешь смотреть НАСКАР
Для человека, который решился смотреть гонки сток-каров, некоторые термины и слова могут оказаться непонятными и вогнать в ступор. Мы подготовили краткий гайд по основным понятиям, которые сделают просмотр соревнований понятнее и интереснее.
1. Развал. Величина, на которую наклонена шина внутрь или наружу в вертикальном направлении. Измеряется в градусах, положительных или отрицательных.
2. Грязный воздух. Термин для турбулентных воздушных потоков, вызванных быстродвижущимися автомобилями, которые могут привести к тому, что конкретный болид может потерять контроль.
3. Прижимная сила. Сочетание аэродинамических и центробежных сил. Чем больше прижимной силы, тем сильнее сцепление с автомобиля с трассой. Но больше прижимной силы также означает больше сопротивления, которое может лишить гоночный автомобиль скорости.
4. Драфтинг. Движение двух или более автомобилей, во время гонки находящихся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда вплоть до контакта. Ведущий автомобиль, вытесняя воздух перед ним, уменьшает плотность воздуха между его задним концом и носом следующей машины и получается, что тянет второй автомобиль вместе с собой.
5. Дрэг. Сопротивление, которое испытывает автомобиль при прохождении через воздух на высокой скорости. Устойчивая сила, воздействующая на автомобиль, параллельная его воздушному потоку и противоположная по направлению к его движению.
6. Вхождение в поворот. Когда гонщики говорят, что у них проблемы с вхождением в поворот, это означает, что автомобиль не движется так, как они хотят (слишком плотно или слишком свободно) в точке, где автомобиль входит в угол. То, как спортсмен приближается к повороту, может зависеть от стратегии: пытается обогнать, набирает скорость, бережёт шины, или проходит кратчайшим путём через угол.
7. Грув (паз). Сленговый термин, обозначающий лучший маршрут на треке — самый эффективный или быстрый путь на круге для конкретного гонщика. «Высокий грув» означает, что автомобиль движется максимально близко к внешней стене, а «низкий грув», в свою очередь, значит, что машина движется максимально близко к внутренней стороне трассы. Спортсмены, гоняющиеся на дорожниках, предпочитают использовать термин «линия». Гонщики стараются найти быстрый грув, который изменяется в зависимости от погодных условий, от дорожных условий, от изношенности шин и многого другого.
8. Свободный (иначе – избыточная поворачиваемость). Ситуация, когда задние шины машины испытывают проблемы с торможением в поворотах. Это становится причиной того, что зад автомобиля превращается в «рыбий хвост», то есть заднюю часть машины выносит наружу. На определенных треках этот эффект необходим для лучшего прохождения круга.
9. Боковина. Листовой металл с обеих сторон автомобиля от передней стойки до заднего бампера.
10. Рестрикторная пластина. Тонкая металлическая пластина с четырьмя отверстиями, которая ограничивает поток воздуха в двигатель. Используется для снижения мощности и скорости. В настоящее время рестрикторы используются в гонках на Дейтоне и Талладеге.
11. Круглый (от клина). Сленговый термин, обозначающий способ регулировки шасси с использованием пружин гоночного автомобиля. Гаечный ключ вставлен в болт крепления, который прикреплен к пружинам, и используется для затягивания или ослабления веса в пружине. Это, в свою очередь, может ослабить или затянуть управление гоночным автомобилем.
12. Короткий пит-стоп. Стратегия остановок, направленная на уменьшение времени дозаправки (если таковая вообще осуществляется) и смены шин на новые. Эта тактика иногда помогает наверстать упущенное время и теоретически взять инициативу в заезде. Такая стратегия позволяет держаться во главе пелотона, пока остальные машины совершают стандартные остановки в боксах, включающие заправку полного бака и смену всех четырех колес. Теоретически, стратегия коротких пит-стопов не зависит от коушенов, так как остановки проводятся чаще.
13. Боковой драфтинг. Когда автомобиль гоняется рядом с другим автомобилем и «сбрасывает» поток воздуха от носа одной машине к спойлеру другой, заставляя другую машину терять импульс и позволяя уже третьей машине обогнать соперника. Эта стратегия применима на таких треках как Талладега, Дейтона и Мичиган.
14. Слингшот. Манёвр, при котором следующий в драфте автомобиль внезапно обгоняет впередиидущего, тем самым уменьшая область разреженного воздушного пространства. Это обеспечивает преследующему автомобилю прибавку скорости, за счёт которой и производится обгон.
15. Сплиттер. Нижняя часть на переднем бампере автомобиля, растянувшаяся на всю его длину. Если спойлер обеспечивает прижимную силу на заднюю часть сток-кара, то сплиттер делает то же самое, но воздействует на переднюю часть. Повреждения сплиттера часто становятся проблематичными и их трудно исправить за короткий промежуток.
16. Спойлер. Металлическая деталь, прикрепленная к задней крышке багажника машины. Помогает ограничить воздушный поток над задней частью автомобиля, обеспечивая прижимную силу и тягу.
17. Коническая прокладка. Металлическая деталь, которая ограничивает количество воздуха, попадающего в цилиндр двигателя, что, в свою очередь, ограничивает количество топлива, которое может попасть в цилиндр, и уменьшает количество произведенной энергии.
18. Плотный. (Иначе – «недостаточная поворачиваемость»). Говорят, что автомобиль «плотный», если передние колеса теряют сцепление с трассой до задних. «Плотный» автомобиль не имеет возможности плавно зайти в поворот, вместо этого машину будет тянуть к внешнему ограждению трека.
19. Трек-панель. Боковая панель, которая удерживает задние шины в центре кузова. Она соединяет раму с одной стороны, а заднюю ось — с другой. Также называется пангардом.
20. Круговая волна. Под этим термином подразумеваются автомобили отстающие на круг. В ситуации, когда выбрасываются жёлтые флаги, первыми на пит-роуд заезжают автомобили, находящиеся в лидирующем круге. После того, как он вернутся на трассу, на пит-роуд могут заехать автомобили, отстающие на круг и более (а могут и не заехать). Таким образом, получается ситуация, когда отстающие на круг автомобили попадают в лидирующий круг, но лидер находится за ними и, фактически, на рестарте он не будет первым. «Круговая волна» позволяет таким автомобилям обогнать автомобиль безопасности и занять место в конце пелотона.