направление на смп что это
Порядок получения направления на госпитализацию для оказания СМП
ПОРЯДОК
НАПРАВЛЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНАМ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Настоящий Порядок определяет правила направления граждан, нуждающихся в оказании специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи (далее соответственно — пациенты, специализированная медицинская помощь), для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме в медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти (далее — федеральная медицинская организация), за счет средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета.
2. Направление пациентов в федеральные медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется лечащим врачом медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи (далее — лечащий врач).
3. Выбор федеральной медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с пунктами 17 и 21 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденного настоящим приказом (далее — Положение).
4. Лечащий врач при направлении пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи определяет наличие одного или нескольких медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи, предусмотренных настоящим Порядком.
5. Медицинскими показаниями для оказания специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях являются медицинские показания, предусмотренные подпунктом «б» пункта 9 и пунктом 10 Положения, при условии:
а) нетипичного течения заболевания и (или) отсутствия эффекта от проводимого лечения;
б) необходимости применения методов лечения, не выполняемых в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
в) высокого риска хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием коморбидных заболеваний;
г) необходимости выполнения повторных хирургических вмешательств в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б», «в» настоящего пункта;
д) необходимости дополнительного обследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовки у больных с осложненными формами заболевания и (или) коморбидными заболеваниями для последующего хирургического лечения;
е) необходимости повторной госпитализации по рекомендации федеральной медицинской организации.
6. В случае выявления у пациента медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи в федеральной медицинской организации лечащий врач оформляет выписку из медицинской документации пациента в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 19 Положения, и направление на госпитализацию в федеральную медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 Положения.
Выписка из медицинской документации пациента и направление на госпитализацию в федеральную медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, выдается на руки пациенту (его законному представителю).
7. Руководитель медицинской организации, осуществляющей направление (далее — направляющая организация), или иное уполномоченное руководителем лицо обязан личной подписью заверить выданное лечащим врачом направление на госпитализацию в федеральную медицинскую организацию и с использованием доступных средств связи (телефон, телефон/факс, электронная почта) уведомить о направлении пациента в федеральную медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, и согласовать с ней возможность и сроки госпитализации пациента.
8. При необходимости федеральная медицинская организация запрашивает выписку из медицинской документации пациента и иную информацию, содержащуюся в медицинской документации пациента, для решения вопроса о возможности и сроках госпитализации пациента.
9. Основанием для госпитализации пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи является решение врачебной комиссии федеральной медицинской организации.
10. Основанием для рассмотрения на врачебной комиссии федеральной медицинской организации вопроса о наличии (отсутствии) медицинских показаний для госпитализации пациента в целях оказания специализированной медицинской помощи являются документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка.
11. Врачебная комиссия федеральной медицинской организации в срок, не превышающий семь рабочих дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 7 настоящего Порядка, принимает решение о наличии (отсутствии) медицинских показаний для госпитализации пациента в целях оказания специализированной медицинской помощи.
12. Решение врачебной комиссии федеральной медицинской организации оформляется протоколом, содержащим следующие данные:
а) основание создания врачебной комиссии федеральной медицинской организации (реквизиты нормативного акта);
б) дата принятия решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации;
в) состав врачебной комиссии федеральной медицинской организации;
г) паспортные данные пациента (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, сведения о месте жительства);
д) диагноз заболевания (состояния) и кода диагноза по МКБ-10;
е) заключение врачебной комиссии федеральной медицинской организации, содержащее одно из следующих решений:
о наличии медицинских показаний для госпитализации пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи с указанием диагноза, кода диагноза по МКБ-10, планируемой даты госпитализации пациента;
об отсутствии медицинских показаний для госпитализации пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи с рекомендациями по дальнейшему медицинскому наблюдению и (или) лечению пациента по профилю его заболевания;
о наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, с указанием диагноза, кода диагноза по МКБ-10, кода вида высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Протокол решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации оформляется на бумажном носителе в одном экземпляре и хранится в федеральной медицинской организации.
14. Врачебная комиссии федеральной медицинской организации в случае принятия одного из решений, указанных в подпункте «е» пункта 12 настоящего Порядка, уведомляет с использованием доступных средств связи (телефон, телефон/факс, электронная почта и др.) направляющую медицинскую организацию или Министерство здравоохранения Российской Федерации при направлении пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в случаях, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, о своем решении в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня его принятия, с направлением выписки из протокола решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации путем электронного взаимодействия.
15. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в случае принятия врачебной комиссией федеральной медицинской организации решения, указанного в абзаце третьем подпункта «е» пункта 12 настоящего Порядка, обеспечивает дальнейшее лечение пациента в соответствии с рекомендациями, указанными в выписке из протокола решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации, в объемах, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
16. Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее — Министерство) осуществляет направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные медицинские организации в случаях, если:
1) пациент не имеет регистрации по месту жительства (временного проживания или пребывания) на территории Российской Федерации;
2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по месту жительства (временного проживания или пребывания) пациента не обеспечил направление пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи в соответствии с настоящим Порядком.
17. Основанием для направления Министерством (уполномоченным структурным подразделением Министерства) пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи является письменное обращение пациента (его законного представителя) в Министерство с информацией о причинах обращения в Министерство с целью направления в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи.
18. Письменное обращение пациента в Министерство должно содержать следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) данные о месте жительства (месте временного проживания или пребывания);
в) реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство пациента;
г) почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений;
д) номер контактного телефона (при наличии);
е) электронный адрес (при наличии).
19. К письменному обращению пациента в Министерство прилагается письменное согласие на обработку персональных данных пациента и копии следующих документов:
б) свидетельство о рождении (для пациента в возрасте до 14 лет);
в) полис обязательного медицинского страхования пациента (при наличии);
г) свидетельство обязательного пенсионного страхования пациента (при наличии);
д) выписка из медицинской документации пациента с рекомендациями о необходимости оказания пациенту специализированной медицинской помощи.
20. В случае обращения от имени пациента его законного представителя в письменном обращении в Министерство дополнительно указываются сведения о законном представителе пациента или доверенном лице пациента, указанные в подпунктах «а» и «е» пункта 18 настоящего Порядка, и дополнительно к обращению прилагаются:
а) копия паспорта законного представителя пациента;
б) копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента.
21. Уполномоченное структурное подразделение Министерства в течение десяти рабочих дней со дня регистрации в Министерстве письменного обращения пациента (его законного представителя) и прилагаемых к нему копий документов, предусмотренных пунктами 19 и 20 настоящего Порядка, обеспечивает направление письменного запроса в федеральную медицинскую организацию и в копии уведомления пациенту о необходимости определения наличия (отсутствия) медицинских показаний для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в федеральной медицинской организации с приложением копий документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.
22. В случае отсутствия одного или нескольких копий документов, предусмотренных подпунктами «а»-«д» пункта 19 настоящего Порядка, уполномоченное структурное подразделение Министерства в течение 2 рабочих дней подготавливает письменный ответ в адрес пациента (его законного представителя) за подписью директора уполномоченного структурного подразделения Министерства (лица, его замещающего) с разъяснениями о перечне документов, необходимых для направления пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи.
23. Врачебная комиссии федеральной медицинской организации в случае принятия одного из решений, указанных в подпункте «е» пункта 12 настоящего Порядка, уведомляет с использованием доступных средств связи (телефон, телефон/факс, электронная почта и др.) уполномоченное структурное подразделением Министерства о своем решении в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня его принятия, с направлением выписки из протокола решения врачебной комиссии федеральной медицинской организации в адрес уполномоченного структурного подразделения Министерства и пациента (его законного представителя).
24. Пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи на любом этапе, а также действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Направление на смп что это
На вопросы о ВМП отвечает медицинский юрист Антон Евгеньевич Радус. С января 2015 года все виды высокотехнологичной медицинской помощи перешли в категорию специализированной, а значит, включены в территориальные программы госгарантий, финансируемые из средств ОМС. Однако до конца текущего года большую часть ВМП можно будет по-прежнему получить только по квотам.
— Что такое квота?
— Сегодня понятие «квота» является синонимом высокотехнологичного лечения. Квота — это определенный объем денежных средств, который переводится за лечение пациента в медицинское учреждение, оказавшее эту услугу. Процедура получения квоты на ВМП менялась на протяжении последних нескольких лет. В настоящее время предоставление квоты на ВМП осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 28 декабря 2011 г. № 1689н.Квота — это определенный объем денежных средств, который переводится за лечение пациента в медицинское учреждение, оказавшее эту услугу.
— Какие медицинские услуги можно получить по квоте?
— Список медицинских услуг, входящих в понятие «высокотехнологичная медицинская помощь», очень большой. Подробное перечисление видов ВМП по разделам медицины содержится в Приказе Минздрава России от 10.12.2013 N 916н.
— Давайте более подробно рассмотрим процедуру получения квоты.
— Эта процедура состоит из трех этапов.
Начинать надо с лечащего врача. Выписка из медицинской документации пациента, оформленная лечащим врачом, должна содержать диагноз заболевания, код диагноза по МКБ, сведения о состоянии здоровья пациента, проведенной диагностике и лечении, рекомендации о необходимости оказания ВМП. К ней прилагаются результаты лабораторных, инструментальных и других видах исследований по профилю заболевания пациента, подтверждающие установленный диагноз.
Подробное перечисление видов ВМП по разделам медицины содержится в Приказе Минздрава России от 10.12.2013 N 916н.
Второй этап — Врачебная комиссия.
В течение 3 рабочих дней со дня получения выписки врачебная комиссия медицинского учреждения должна рассмотреть ее и принять решение о направлении или об отказе в направлении документов пациентов в Комиссию субъекта Российской Федерации.
В случае, если принято положительное решение и пациент действительно нуждается в предоставлении ему ВМП, формируется комплект документов. Он должен содержать основные базовые документы:
копию паспорта, пенсионного свидетельства и полиса обязательного медицинского страхования при их наличии,
выписку из протокола решения врачебной комиссии,
выписку из медицинской документации пациента.
Далее, по выбору пациента, Врачебная комиссия отправляет документы вверх по инстанции либо выдает комплект документов ему на руки, и он уже сам подает их на рассмотрение в Комиссию субъекта РФ.
Выписка из медицинской документации пациента, оформленная лечащим врачом, должна содержать:
диагноз заболевания,
код диагноза по МКБ,
сведения о состоянии здоровья пациента, проведенной диагностике и лечении,
рекомендации о необходимости оказания ВМП.
— Какой вариант лучше выбрать?
— Это зависит от ситуации. На мой взгляд, более предпочтителен второй вариант, поскольку у пациента будет возможность проконтролировать этот процесс по срокам и времени обращения. Так сказать, для лишней подстраховки. Первый вариант предпочтительнее для тех пациентов, которые проживают в другом городе или регионе.
— Куда документы идут дальше?
— В Комиссию субъекта РФ (как правило, это региональный Департамент здравоохранения). После того, как документы приняты, пациенту выдается расписка в их получении. Согласно действующему порядку, комиссия субъекта РФ решает вопрос в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения документов.
По результатам рассмотрения документов принимается одно из следующих решений:
О наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП. В этом случае председатель комиссии обеспечивает выдачу пациенту в течение 3 рабочих дней талона на оказание ВМП (форма № 025/у-ВМП), а также согласование предполагаемой даты госпитализации с той медицинской организацией, в которую запрашивается квота. После этого пациент направляется на лечение.
Об отсутствии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП.
О наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию с целью проведения дополнительного обследования. В этом случае орган здравоохранения обеспечивает направление пациента на проведение необходимых обследований.
О наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи. В этом случае орган здравоохранения также обеспечивает направление пациента на лечение в соответствующую медицинскую организацию.
Далее решение о госпитализации принимает уже комиссия медицинской организации, оказывающей ВМП. Данное решение принимается в срок не позднее 10 рабочих дней на основании талона на оказание ВМП с приложением в электронном виде необходимого пакета документов, предусмотренных законодательством.
Согласно действующему порядку, комиссия субъекта РФ решает вопрос в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения документов.
— Что делать, если отказали в квоте, куда обращаться, если пациент считает это решение необоснованным?
— Это зависит от причин отказа и того, на каком этапе отказ произошел. Возникают самые разные ситуации, и единого алгоритма решения проблемы, к сожалению, нет.
Если отказала врачебная комиссия, то имеет смысл напрямую обратиться в федеральный медицинский центр и получить консультацию врачей данного центра. Это может прояснить ситуацию. Если медицинские показания к получению ВМП имеются и подтверждены врачебной комиссией, но пациенту так и не выдали соответствующий талон, то проблему стоит решать уже на уровне Департамента здравоохранения.
Бывает и так, что пациент получил квоту и приехал на лечение, но в самом федеральном центре его не готовы принять по самым разным причинам. Тогда можно обратиться в Департамент здравоохранения и попросить оформить квоту в другой медицинский центр.
В любом случае, учитывая многообразие ситуаций, пациенту не стоит пренебрегать возможностью получить бесплатную консультацию юриста, воспользовавшись Всероссийской горячей линией помощи пациентам 8-800-100-01-91.
Если отказала врачебная комиссия, то имеет смысл напрямую обратиться в федеральный медицинский центр и получить консультацию врачей данного центра.
— Бывают ли такие ситуации, когда врачебная комиссия Федерального медицинского центра, после проведения консультации пациента, собирает документы и направляет их в адрес Департамента?
— Да, такой вариант возможен. Ведь в положении сказано, что решение по поводу необходимости оказания ВМП принимает Врачебная комиссия медицинской организации, но не ограничен перечень таких организаций. Хотя региональные нормативные акты порой содержат подобные ограничения, однако в этом случае уже стоит ставить вопрос о соответствии таких актов федеральному законодательству.
Кроме того, сейчас не обязательно направлять такие документы в бумажном виде —допускается электронный формат. В любом случае, учитывая многообразие ситуаций, пациенту не стоит пренебрегать возможностью получить бесплатную консультацию юриста, воспользовавшись Всероссийской горячей линией помощи пациентам 8-800-100-01-91.
— Получается, что пациент может напрямую обратиться в Федеральный медицинский центр, и если у него будут показания к проведению выскотехнологичной операции, то комиссия этого медицинского учреждения может ходатайствовать перед департаментом по предоставлению ему квоты на ВМП?
— Совершенно верно, но важно учесть, что квоту все равно будет предоставлять департамент того субъекта федерации, в котором пациент имеет прописку. Я в своей профессиональной практике неоднократно сталкивался с подобными случаями. Но иногда возникают и неблагоприятные для пациента ситуации.
К примеру, когда он получает направление на квоту, приезжает на лечение в Федеральный центр из другого города или вообще другого субъекта РФ и выясняется, что ему необходимо пройти дополнительное обследование за деньги. И, к сожалению, с точки зрения законодательства, эта ситуация справедлива.
— Как такое может быть?
— Дело в том, что квота выдается только на проведение операции или других видов медицинских вмешательств, но не включает в себя стоимость обследования, которое, при необходимости, бывает нужно провести пациенту до госпитализации.
Не всегда пациент приезжает в клинику со «свежими» выписками, анализами, ему может быть проведено недостаточное обследование по месту жительства и так далее. Поэтому необходимо учитывать, что по факту, при направлении в Федеральный центр могут назначить дополнительное обследование, которое придется оплатить.
Однако после госпитализации все виды лечения, лечебное питание, медикаменты должны предоставляться пациенту бесплатно.
Квота выдается только на проведение операции или других видов медицинских вмешательств, но не включает в себя стоимость обследования, которое, при необходимости, бывает нужно провести пациенту до госпитализации.
— А что касается проезда к месту лечения, его должны оплатить или пациенту придется добираться до клиники за свой счет?
— Людям, имеющим право на льготу, или инвалидность, его оплачивают в рамках соцпакета. На остальных граждан эта норма, к сожалению, не распространяется.
— Можно ли получить квоту на ВМП в Минздраве России?
— Можно обратиться с письменным заявлением в Минздрав, но это допускается только в случаях, если:
Пациент не проживает на территории Российской Федерации.
Пациент не состоит на регистрационном учете по месту жительства, то есть не имеет прописки.
Орган здравоохранения субъекта РФ не обеспечил направление пациента в медицинские организации для оказания ВМП.
Требования к документам во многом аналогичны описанной выше процедуре.
Направление на смп что это
Что такое СМП и СОНКО в закупках?
Начиная свой путь в нашей сфере, любой участник Госзакупок (как по №44-ФЗ, так и по №223-ФЗ) очень быстро столкнётся с данными сокращениями и задастся закономерным вопросом: «Что такое СМП и СОНКО в закупках?». Расшифровываем и поясняем.
СМП – это субъекты малого предпринимательства.
Отнесение организаций к данной категории регламентировано Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Юридическое лицо признаётся субъектом малого предпринимательства, если:
СОНКО – это социально ориентированные некоммерческие организации.
Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.
В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.
В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 15 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ требует закупить не менее 20 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.
По этой причине №44-ФЗ позволяет установить ограничения и проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, а №223-ФЗ, соответственно, разрешает осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Крупные компании просто не смогут принять участие в таких закупках, представители малого бизнеса будут конкурировать между собой в сравнимых условиях.
Закупки для СМП и СОНКО по №44-ФЗ.
Такие закупки проводятся во всех возможных формах, предусмотренных законом. Начальная максимальная цена закупки с ограничением для СМП и СОНКО не может превышать 20 млн. руб.
Если мы имеем дело с заказчиком, у которого все закупки в течение года превышают установленную сумму, законом предусмотрена возможность выполнить требование о 15 % объёма. В этом случае заказчик объявляет процедуры на общих основаниях, без ограничений, но с условием, что победитель привлечёт соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Доля исполнения контракта такими субподрядчиками заранее устанавливается в документации о закупке и впоследствии учитывается как объём, закупленный у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по №223-ФЗ.
Такие закупки заказчики вправе осуществлять исключительно в виде конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для данных процедур законом установлены чёткие сроки подачи заявок, а также ряд других жёстких требований (к порядку проведения квалификационных отборов, обеспечению заявок, форме заявок, порядку их рассмотрения, порядку заключения договора).
Обычные конкурентные закупки (без ограничений для малого и среднего бизнеса) №223-ФЗ всё ещё позволяет проводить в бумажной форме. «Потолок» для начальной максимальной цены договора закупки, участниками которой могут быть только СМиСП законом не установлен.