на что ставят холст художники
Стол или мольберт? Что выбрать художнику для рисования?
Что для художника важнее – талант или мастерство?
Как нарисовать портрет в технике Старых мастеров
Стол или мольберт? Что выбрать художнику для рисования?
Несмотря на то, что мольберт на протяжении многих веков является неизменным атрибутом художника, тем, кто только начинает свой путь в изобразительном искусстве, его преимущества не очевидны. Не лучше ли рисовать за столом, за которым комфортней и привычней? Однако опытные художники всегда предпочитают работать стоя, и для этого есть ряд весомых аргументов.
Что представляет собой мольберт
Мольберт – это приспособление, предназначенное для установки полотна вертикально или под небольшим углом к вертикали. Большинство моделей также регулируется по высоте, что позволяет с удобством использовать одну и ту же установку людям разного роста. Это особенно актуально для художественных школ и студий, где работает большое количество учеников.
Существуют стационарные и мобильные мольберты. Первые представляют собой массивные, прочные и устойчивые конструкции, способные выдерживать тяжелые холсты любого размера. Полотно крепко зажимается специальной планкой или устанавливается на планшетную подставку. Стационарные модели имеют в нижней части утяжелители, поэтому не качаются даже при энергичном письме. Недостаток стационарных моделей в том, что они требуют дополнительного места в доме, но, если вы собираетесь заниматься живописью профессионально, рано или поздно придется задуматься о приобретении именно такого мольберта.
Если вы рассматриваете живопись как хобби или как занятие для ребенка, можно купить мольберт-хлопушку, который по окончании работы можно сложить и поставить у стены либо расположить в проеме между шкафом и стенкой. Такие конструкции несколько тяжеловаты и недостаточно устойчивы, но в нерабочем состоянии практически не занимают места.
Для этюдов оптимальным вариантом будет складной портативный мольберт, выполненный в виде треноги или имеющий телескопическую конструкцию. Треноги складываются до длинной планки, а «телескопички» – до короткой связки реек.
Преимущества мольберта
Мольберт практичен и удобен при рисовании на габаритном полотне, которое можно зафиксировать по центру, не опасаясь, что оно перевернется при нажиме на переферийные участки. В свою очередь, для устойчивости лежащей на столе картины, стол должен быть таких же размеров, как она сама. Чтобы убедиться, насколько это непрактично, попробуйте представить процесс написания картины, которую художник рассматривает в этом видео, на столе
Сказать, что будет неудобно – ничего не сказать, особенно если работать в технике Старых мастеров, когда требуется скрупулезное внимание к мелочам. Посмотрите, насколько тщательно проработаны фактура и мелкие детали, вплоть до волоска, травинки и складок одежды. Увидеть все эти нюансы, располагая полотно горизонтально невозможно и вот почему.
Перспективное искажение
Когда лист бумаги, холст или другое полотно для рисования лежит на столе, художник смотрит на него под углом, что приводит к перспективному искажению всех объектов. Эти особенности нужно учитывать и все время представлять, как изображаемые элементы будут выглядеть, если поставить картину вертикально – так, как на нее смотрит зритель. Прокручивать в голове подобный «паззл», учитывая, что под углом линии и формы вытягиваются и искривляются, достаточно сложно и под силу только опытным художникам. Но даже они не станут утруждать себя такой работой, поэтому отдают предпочтение мольберту.
Удобство просмотра
Чтобы обеспечить целостность композиции и видеть все недочеты, художнику приходится постоянно отходить от картины и смотреть на нее издалека. При рисовании за столом можно увлечься и забыть об этом. С другой стороны, отходя назад, вы увеличиваете угол обзора, что приводит к еще большему искажению изображаемых объектов.
Рисование на мольберте не имеет подобных недостатков, потому что художник работает стоя, а картина располагается вертикально. Такие условия сами подталкивают живописца к тому, чтобы он оценивал свое творение с расстояния потенциального наблюдателя. На курсе изучения технологии оптических просветов мы рекомендуем своим ученикам еще один действенный прием при рисовании на мольберте – поворот картины. Поворачивая время от времени полотно, можно увидеть места, которые требуют доработки. При каждом повороте всплывают все новые и новые нюансы, поэтому менять ракурс картины следует постоянно. А на этапе проработки изображения наждачной бумагой, когда закладывается воздушная перспектива и объем, поворачивать полотно нужно как можно чаще, чтобы не выпустить из виду даже малейшую погрешность. Подробнее о смене ракурса и о том, на что нужно обращать внимание при каждом повороте, рассказывается в этом видео.
Забота о здоровье
Длительное сидение за столом приводит к тому, что мышцы спины и шеи перенапрягаются и становятся малоподвижными, что увеличивает риск появления остеохондроза и искривления позвоночника. Работа за мольбертом лишена подобных проблем. Художнику не нужно постоянно наклонятся вперед или в стороны, чтобы увидеть мелкие детали или оценить изображение с другого ракурса – достаточно подойти ближе, отойти дальше либо сделать шаг вправо-влево. Таким образом, спина всегда находится в ровном положении, и мышцы получают умеренную нагрузку.
Безусловно, к мольберту нужно привыкнуть, и сначала будет казаться, что работать за ним не слишком удобно. Но это только в самом начале. В дальнейшем вы оцените все преимущества и будете с удовольствием рисовать стоя, не опасаясь за свое здоровье. А, если при этом вы хотите писать «живые», гармоничные природе картины, технология оптических просветов (ТОП) станет верным помощником в реализации ваших идей. Она основана на многослойной технике Старых мастеров и эффективных современных методах живописи, благодаря которым можно создать гармонию цвета, завораживающее пространство и реалистичную фактуру. Подробнее о ТОП рассказывается в книге, которую можно бесплатно скачать по этой ссылке.
В моменты вдохновения создавать шедевры можно хоть на письменном столе или просто на коленке, присев на лавочку в живописном парке. Но такая муза быстротечна, а творчество требует комфортной обстановки. И создать её помогают мольберт и этюдник.
Вечные конкуренты — этюдник и мольберт. Проблема выбора варианта для обустройства рабочего места остро стоит перед начинающими художниками. Они не всегда понимают, с чего начинать. А чтобы сделать выбор, нужно знать отличия между изделиями.
Рисование на мольберте: почему стоит сделать выбор в его пользу?
Мольбертом называют специальное приспособление для закрепления листа бумаги, холста или планшета. Листы или холсты крепят в вертикальной плоскости с небольшим наклоном для удобства художника. Это помогает творить, сидя с ровной спиной и созерцая перед собой модель или виды, которые решено запечатлеть на бумаге.
Художник у мольберта может писать часами, наслаждаясь процессом. Эта конструкция обеспечивает ему эргономичное пространство, дает простор для движений и возможность творить в любом месте.
Сделав выбор в пользу удобной подставки для холста, возникает другой вопрос — как выбрать мольберт для рисования? Мольбертов существует несколько видов и у каждого свое предназначение:
Хлопушка – простейшая конструкция, которая складывается, а в разложенном состоянии фиксируется под углом. Мольберт используют для небольших мастерских, часто его можно увидеть в художественных школах. Причина в доступной цене и удобстве этого вида.
Мачтовый – тонкие линии основы, минимум деталей делают модель актуальной для выставочных залов. На мольберте можно рисовать, но для мастерской художники редко останавливают выбор на этом варианте.
Станковый или студийный – конструкция большая и громоздкая. Представляет она из себя напольный горизонтальный мольберт, подходит для масляной, акриловой, акварельной живописи в горизонтальном положении. Она идеальна для крупных полотен и часто встречается в профессиональных художественных мастерских и в художественных студиях.
Настольный – компактные предложения, которые устанавливают на стол. Конструкция подходит для написания небольших картин, но вряд ли заинтересует профессионала. Скорее это учебный вариант для того, кто только познает азы профессии.
Тренога – универсальный вариант, актуальный везде. Он компактный, прочный, удобный и может быть установлен на разной высоте. Производятся из дерева и алюминия. Штатив-тренога складывается в считанные секунды, легко помещается в рюкзаке, поэтому его удобно брать с собой на природу.
Что такое этюдник для рисования?
Этюдники для живописи – небольшие деревянные ящики, в которых можно хранить кисти, краски и остальные необходимые инструменты для художества. Ящики можно носить с собой, поэтому они всегда есть в списке обязательных принадлежностей пейзажиста или художника, который предпочитает творить на природе.
Моделей много, поэтому у новичков часто возникает вопрос, какой этюдник лучше выбрать. Ответ зависит от того, где и как вы планируете творить, потому что у каждого вида свои преимущества:
Классический с ножками – комплект художника для выездных сеансов. Ножки раскладываются, крышка ящика создает подобие планшета мольберта, а сам ящик становится удобной полочкой со всем необходимым для живописи. Такие предложения имеют разные размеры, так что подобрать тип можно для рисования на листах бумаги или на крупных холстах.
Этюдный ящик – просто коробка без ножек. В ней удобно хранить все, что может пригодиться в процессе творчества. Но установить такой вид можно разве что на колени. Рисовать на коленях можно, но вряд ли будет удобно провести много времени в этом положении. Такой вид подходит для тех, кто редко выбирается на улицу для создания картин, но любит держать инструменты в порядке.
Наручный – маленькие компактные приспособления, которые можно крепить на руке. Очень помогают держать все при себе во время работы. Но используются только в сочетании с мольбертом.
Профессиональный художник обязательно имеет все – и мольберт, и вместительный этюдник с ножками. Он обеспечиваем себя приспособлениями, способствующими созданию максимально комфортной обстановки во время работы, где бы не пришлось творить.
Новичок, если станет развивать творческую деятельность, тоже со временем обзаведется всем. Но пока он делает выбор в пользу своей первой конструкции. И ответы на вопросы, чем отличается мольберт от этюдника, помогут ему сделать правильный выбор.
Каверзный вопрос — На чем же можно писать картины?
То есть, можно писать на картоне, оргалите, дереве.
Можно покупать картины, написанные на этих основах. Они не испортятся!
А существует еще холст, наклеенный на картон или оргалит. Это ещё более прочная основа, чем просто холст.
Я не хочу сказать, что льняной холст, натянутый на подрамник, хуже, чем картон, оргалит, дерево.
Но и не однозначно лучший из всех.
В конце-концов, художник пишет просто на картоне, оргалите, доске, холсте только в зависимости от того, какую он задачу решает, какую технику применяет.
В чем очевидные преимущества картины, написанной на оргалите, картоне или на том же холсте, но наклеенном на оргалит.
Такую картину можно оформить в любую раму. Багет бывает очень бюджетный по цене, красивый, но его бывает сложно применить для тяжелого подрамника.
А вот тонкий картон или оргалит вполне таким багетом можно облагородить. То есть у вас больше свободы в выборе оформления.
И это не все. Картину на оргалите можно оформить кроме багетной рамы еще и в паспарту. И этот прием очень часто используют декораторы для определенных целей. Есть техники (акварель, пастель) которые оформлять в паспарту и под стекло просто необходимо.
Но кто сказал, что в паспарту нельзя оформить картину, написанную маслом или акрилом? Там просто не нужно стекло. А выглядит иногда красивее, чем просто в багет. Взгляните!
Казалось бы, для чего это нужно?
А иногда это очень выгодно. В оформлении каких-то уголков вашего жилища важны не только стиль и цвет, но и пропорции. Иногда пропорции играют наиболее важную роль.
И вот вам нравится небольшая картина, а куда ее приспособить, чтоб она не потерялась, вы не представляете.
И на помощь приходит паспарту. Паспарту может быть очень большим, даже больше, чем размеры картины. Этим только подчеркивается ценность и значимость картины.
Но не забывайте правило, чем шире паспарту, тем уже должна быть багетная рама.
Можно создать целую композицию из небольших картин, оформленных в паспарту.
Композиция может быть и симметричной, и хаотичной. Ее можно менять и дополнять как угодно. По настроению.
Кроме того, паспарту поможет расставить цветовые акценты. Взгляните, как одна и та же картина подана в различных интерьерах. Различны только паспарту.
Картину взяла свою, во избежание недоразумений.
Следующее преимущество картин на оргалите это бОльшая сохранность холста, по сравнению с холстом на подрамнике.
Представьте, что картина на подрамнике оформлена в багет и размещена на стене.
Как часто владельцы картины смотрят на обратную сторону, ухаживают за ней? Да почти никогда. А там скапливается пыль, а в пыли могут быть микроклещи и всякая другая дрянь. И эта дрянь может постепенно разрушать холст с изнанки.
Да, безусловно, художники обрабатывают антисептиком холст.
Я точно обрабатываю тот холст, который проклеиваю и грунтую сама. Но бывает и фабричная грунтовка. Бывают погрешности везде.
Вывод: когда холст наклеен на картон или оргалит, изнанка картины защищена, так же как и лицевая, красочная сторона.
Вот такие плюсы есть у картин, написанных на картоне, холсте, наклеенном на картон. Это то, что я вспомнила сразу.
Может быть вы знаете еще что-то интересное по этой теме. Поделитесь, пожалуйста своими мыслями в комментариях!
И спрашивайте, пожалуйста, о чем бы вы хотели почитать касательно живописи, оформления интерьера.
Почему художники рисуют на мольберте? Почему не стоит рисовать на столе?
И не зря, ведь рисуя за мольбертом, мастер не только облегчает физически процесс создания картины, но и бережёт собственные силы и здоровье. Не зря рисовать на мольберте приучают увлечённых изобразительным искусством детей с самого раннего возраста, ведь это не прихоть или красивый атрибут профессии, а необходимость. Разберём тему подробнее.
Значит, если лист бумаги, на котором рисует художник, располагать на столе, то это может быть формат не более А3, да и то, рисовать на нём придётся стоя, чтобы покрыть визуально всю его площадь.
Восприятие картины издалека.
Чтобы избежать ошибок в рисунке или посмотреть на картину со стороны, с позиции зрителя (чуть издалека), художник вынужден постоянно отходить от своей работы в процессе её создания. Это гарантирует цельность и ясность изображения и гармоничное общее впечатление от картины или рисунка. Рисуя за столом, можно настолько увлечься живописью, что про отход на расстояние можно забыть напрочь, ведь сидеть за столом так комфортно и удобно.
Для того, чтобы не забывать проверять рисунок на ошибки таким образом и следить за цельностью изображения, художники рисуют за мольбертом, обычно стоя. При положении сидя, достаточно просто отклониться назад, чтобы увидеть будущую картину со стороны или на расстоянии. Обычно, чем крупнее картина, тем дальше отходит художник во время рисования (почему, описала выше).
Во время рисования на мольберте не приходится наклоняться вперёд и в сторону, как при письме, например, спина всё занятие расположена ровно, она меньше напрягается и легче переносит длительные сеансы живописи. Особенно полезно рисовать стоя, чтобы не горбиться и хотя бы немного двигаться во время занятий рисованием.
Это сложно в самом начале, когда происходит привыкание к мольберту и положению листа или холста, но самочувствие художника во время таких занятий намного лучше. Если мольберт подобран и установлен правильно, то художник быстро привыкает заниматься живописью стоя и рисует в своё удовольствие, не отвлекаясь на технические моменты.
При правильно организованном процессе и пространстве, рисовать за мольбертом проще и быстрее, чем на столе.
Если рабочий стол во время занятий рисованием постоянно приходится разгружать от лишних вещей, а также снова приводить в прежнее состояние после сеанса, то мольберт может служить не только местом создания картины, на нём можно оставить картину для просушки или, отставив в сторону, наблюдать какое-то время за уже нарисованным. Это полезно, если вы пишете одну работу за несколько сеансов и время от времени думаете над тем, что ещё можно поправить в картине, чтобы стало лучше.
И ещё один нюанс: в процессе рисования за столом краски, палитра, пробные куски бумаги, банки с красками и водой, разбавители и прочее стоят тут же, на столешнице и занимают часть рабочего пространства. Немудрено нечаянно смахнуть со стола что-то, активно размахивая кисточкой. Да и тянуться за нужной банкой краски, чтобы положить её на палитру неудобно.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Мольберты для рисования: как выбрать свой и не ошибиться
Содержание
Когда вас охватывает вдохновение, то, конечно, можно рисовать на чем угодно, хоть на коленке, хоть на столе. Но практика показывает, что муза чаще приходит к тем художникам, которые правильно организуют свое рабочее место.
Мольберт – это приспособление для закрепления планшета, полотна, картона или другой основы для творчества. Он создает эргономичное пространство, помогает быстрее овладеть тонкостями техник рисования, сохраняет здоровье художника и отлично подходит для демонстрации готовых картин. От того, насколько правильно вы выберете мольберт, напрямую зависит, будет ли вам комфортно рисовать и надежно закреплять работу.
При выборе мольберта важно учитывать:
Если вы собираетесь работать на бумаге, то обязательно потребуется планшет (специальная доска), чтобы крепить листы. Единственный мольберт, у которого есть встроенный планшет – это хлопушка. К другим моделям нужно покупать его отдельно.
Для маленьких полотен (формат А4, А3) подойдут хлопушки, настольные и переносные модели, этюдники. Для средних работ размером до 1 м оптимальны А-образные мольберты (их также называют лирами). Для крупных работ с габаритами от 1-2 м советуем выбрать лиру или станковые мольберты. Если вы не можете определиться, то лучше всего взять лиру, это универсальный вариант.
Начинающему художнику не стоит тратиться на дорогой «навороченный» мольберт. Обычная лира или мольберт-хлопушка из необработанной сосны тоже отлично служат. Например, на лире вы с легкостью можете закрепить полотно размером до 1-1,5 м. Также новичкам подойдут треноги и переносные мольберты, хлопушки.
Для ребенка лучше всего приобрести мольберт-хлопушку, высота которого соответствует росту юного художника, чтобы он мог работать стоя и сидя. Эта модель есть практически во всех художественных школах. Она занимает мало места, удобна для хранения и рисования в разных техниках. Если ребенок предпочитает маленькие форматы, то для дома подойдут также акварельный столик или настольный мольберт.
Если вы любите рисовать в альбоме и не планируете переходить на более крупный формат, то обратите внимание на настольные модели и этюдники. Они подойдут также для работ размером 50х70 см.
Профессиональные художники с уже сложившимися вкусами и рабочими привычками предъявляют самые разные требования к мольбертам, и обычно в их мастерской можно увидеть несколько моделей: от походных этюдников до больших станков.
Для поклонников пленера и рисования на улице существуют специальные легкие переносные мольберты и планшеты, которые очень удобно носить с собой. Если вам нужно носить с собой краски, лучше обзавестись этюдником, имеющим ящик для инструментов и материалов.
В случае, когда мольберт нужен для работы дома или в студии, то подойдет любая модель, соответствующая площади помещения, которая удовлетворяет творческие потребности художника.
Виды мольбертов
Мольберт-хлопушка
Это самая простая и популярная модель, предназначенная для художественных школ и училищ. Свое название она получила из-за характерного звука, с которым складывается. Хлопушка имеет встроенный планшет из фанеры, необходимый для крепления листа. Благодаря простой конструкции в сложенном виде, мольберт занимает очень мало места, его можно хранить за дверью или под кроватью. Многие хлопушки имеют специальную полочку для инструментов, в этом случае вы сможете поставить на нее небольшой подрамник. Единый формат для всех моделей – А1.
Мольберт выпускается с ножками разной высоты, поэтому можно легко подобрать подходящий размер для ребенка, подростка или взрослого.
Лира, или А-образный мольберт
Свое название приспособление получило из-за сходства формы с одноименным древнегреческим инструментом. Оно имеет треножную конструкцию и два бегунка, позволяющие закрепить работы разных форматов. Для бумаги нужно покупать планшет, его также фиксируют бегунками. Наклон и высоту положения полотна можно регулировать.
Лиры считаются универсальными мольбертами, поэтому очень популярны и у новичков, и у опытных художников.
Мачтовый мольберт
Эта модель – нечто среднее между хлопушкой и лирой. Она позволяет менять высоту и угол наклона полотна, и в то же время довольно компактна. Из-за элегантного внешнего вида чаще всего мачтовые мольберты используют не для работы, а для показа картин на выставках.
Мачтовые мольберты не так популярны, как хлопушка или лира, но значительно превосходят их по изяществу формы.
Станковый мольберт
Это большие и очень сложные по своей конструкции мольберты, которые предназначены для написания тяжелых полотен крупного формата. Станковые модели имеют множество креплений и бегунков, позволяющих художнику настроить их под себя.
Станковые мольберты выбирают в основном профессиональные художники и реставраторы.
Акварельный столик
Эта модель мольберта представляет собой стол с наклонной поверхностью. За ним очень удобно работать, также есть место для хранения инструментов и красок. Можно даже сказать, что это мини-студия. Наклон столешницы регулируется.
Акварельные столы, хоть и стационарный вариант, но они подходят для небольших квартир.
Настольные мольберты
Это прекрасный вариант для работы в домашних условиях, поскольку мольберт не имеет ножек, поэтому практически не занимает места, его можно хранить даже в шкафу. Используется только для небольших форматов.
Настольные мольберты – реальный выбор для детей, поскольку его можно поставить на поверхность любой высоты с учетом роста ребенка.
Штатив-тренога
Штатив-тренога предназначен для работы, где угодно: дома, в студии, на пленере. Благодаря подвижной штанге легко складывается, положение полотна регулируется по высоте и углу наклона. Вес металлической треноги – примерно 2,5-3 кг.
Несмотря на легкую конструкцию, штативы-треноги отличаются очень хорошей устойчивостью.
Переносной мольберт
Переносной мольберт – подходящий вариант, если вы планируете заниматься живописью дома или на пленере только время от времени. Он легко раскладывается и разбирается. В разложенном виде, это мольберт обычного размера.
Настольные мольберты – реальный выбор для детей, поскольку его можно поставить на поверхность любой высоты с учетом роста ребенка.
Некоторые переносные мольберты оснащены складной скамеечкой, что очень удобно при выездах на натуру.
Этюдники, эскизные коробки и планшеты
Это прекрасный вариант для работы в домашних условиях, поскольку мольберт не имеет ножек, поэтому практически не занимает места, его можно хранить даже в шкафу. Используется только для небольших форматов.
Этюдник, в отличие от эскизного ящика, имеет съемные и складные ножки и в разложенном виде становится полноценным мольбертом, только еще с местом для хранения.
При желании этюдник можно использовать и дома. Если убрать ножки, то он станет отличным настольным мольбертом.
Важен ли материал мольберта?
Деревянные мольберты, особенно если они покрыты лаком, не только очень красиво выглядят, но еще и долго служат. Обратите внимание на то, чтобы на дереве не было зацепок, сучков, трещин и других дефектов.
Металлические мольберты выполняются из алюминия. Это очень практичный вариант для работы на пленере, ведь не нужно беспокоиться о коррозии. Минус таких мольбертов – под тяжелыми большими полотнами они прогибаются.
Если вы только начинаете свой творческий путь или ищете мольберт для ребенка, не спешите покупать дорогие сложные по конструкции модели. У новичков, как правило, не очень много мотивации. Позаботьтесь о том, чтобы за мольбертом легко работалось. Отдавайте предпочтение моделям, которые легко складываются, просты в регулировке наклона и высоты фиксации полотна.
Желаем вам творческих успехов и вдохновения!