на чем ездить по песку
Азбука офф-роуда. Учимся правильно ездить по песку
Когда мы слышим «езда по песку», то прежде всего вспоминаем гонщиков «Дакара», преодолевающих громадные дюны. Однако в действительности первое, с чем придется столкнуться начинающему любителю бездорожья, – это песчаный пляж или дорожка к нему.
На первом уроке (4×4 Club № 10’2013) мы говорили о тех мелочах, которые всегда должны быть в багажнике любителя внедорожья. Если предстоит поездка по песку, проверьте, взяли ли вы с собой лопату. Не помешают и трапики (сэнд-траки).
Их можно заменить досками. Но, скорее всего, их вы не возьмете, потому что просто лень. А вот компрессор для шин лучше даже и не выкладывать, оставьте его в багажнике навсегда.
Практически в любом песке (кроме влажного, плотно утрамбованного) машина имеет склонность вязнуть. Следовательно, прежде чем в него заехать, включите полный привод и понижающую передачу. И даже это может не спасти, если песок сухой и рыхлый. Ни в коем случае не ленитесь понизить давление в шинах. Сразу смело выбирайте величину давления в 1 атм. Дальше имейте в виду следующее. Самое главное условие для того, чтобы не застрять в песке, – это низкое давление в покрышках. Снизив его до 0.5 атм., вы сможете ехать почти как по асфальту, даже отключив полный привод (не отключайте, не надо). Но при езде с таким низким давлением в шинах нужно неукоснительно соблюдать определенные правила. Педалями орудовать следует крайне нежно, избегая резких ускорений и торможений. Все делать плавно и замедленно, как в воде. Руль поворачивать на небольшой угол и тоже очень плавным движением. Никаких поворотов с полностью вывернутым рулем. Иначе весьма велика вероятность разбортировать покрышку, после чего веселая прогулка по пляжу закончится долгой и мучительной заменой колеса.
Преодоление песка на спущенных колесах — обычные машины в необычных ситуациях
Коллеги, прошу «старших товарищей» помочь с материалом. Ваши предложения дополнения?
Оригинал материала с фотографиями на www.sv70.com/?p=334
Восточно-Казахстанская область славится своим разнообразным ландшафтом, одной из обязательных составляющих которого являются пески. Особенно там, где мы занимаемся кайтингом и виндсерфингом. И конечно же в этих песках с завидным постоянством кто-то застревает. Год назад я уже проводил eXperiment с покорением барханов на Паджеро 4.
Итог того eXperiment-а достаточно закономерен – больше скорость, дальше едешь.
А после публикации видеосюжета мне поступило много отзывов-советов, смысл которых сводился к одному – надо было снизить давление в шинах!
Действительно, подумал я, вот уже больше 10 лет мы наблюдаем, как народ попадает в песчанные ловушки, потом с общей помощью из них выбирается, и ни разу, повторюсь, ни разу за 10 лет никто не спускал шины! Почему этот простой и довольно известный всем способ никому не пришел в голову?
Любая теория требует подтверждения на практике, но этот сезон как назло не давал возможности для полноценного теста. Затяжные дожди выбили бреши в кайтовом сезоне, все барханы покрылись буйной растительностью, а под песком сформировался влажный плотный слой. В те дни, когда песок просыхал, под рукой не оказывалось «запасного» джипа, а засадить своего Паджерика при тестировании и бежать за трактором – спасибо, на этот год уже набегался 🙂
Снижение давления в шинах приводит к увеличению площади контакта с поверхностью и улучшению сцепления с грунтом, за счет чего повышается проходимость автомобиля. Рекомендуется снижать давление до 1- 1, 5 атм. Но при подобного рода экспериментах нужно учитывать, что на обычных автомобилях ( а я провожу все тесты на серийном Паджеро без всякой джиперской подготовки) могут стоять бескамерные шины и при снижении давления с ростом нагрузки возникает риск разбортовать или повредить покрышки. Особенно сильно увеличивают шанс разбортировать покрышки на передней оси резкие манипуляции с рулевым колесом. Снизить этот риск можно установкой камеры (в моем случае от УАЗа) в бескамерные шины. Вторая проблема – при снижении давления уменьшается клиренс автомобиля, что также может негативно сказаться на проходимости. Поэтому снижать давление, когда вы уже засели, нужно с особой осторожностью.
Все это очень детально изложено в «Руководстве компании Goodyear Tire & Rubber Co»
Любой, у кого есть такой опыт, знает, как много надо затрачивать энергии, в попытках остаться на ходу, и как мощность двигателя «съедается» песком. Если песок мягкий и машина не очень мощная, может быть необходимо двигаться на нижних передачах. Во всех случаях, если двигатель позволяет переключиться на более высокую передачу, надо постоянно давить на педаль газа. При снижении давления в шинах на 50% они, существенно увеличивается зацепление, но ниже 50% давление снижать бессмысленно, так как зацепление увеличится незначительно, а нагрузка на структуру шины возрастет.
Если невозможно продвигаться вперед без пробуксовки, надо отъехать назад, до точки, с которой можно начать с большей скорости. Если машина встала неподвижно, надо приподнять ее, засыпать песок под колеса и, если надо, подкладывать доски.
Гораздо проще ездить по влажному песку, это особенно заметно утром.
Хотелось бы добавить небольшой комментарий по последнему пункту из собственного опыта. При езде по влажному песку нужно помнить, что всего за час песок может превратиться из влажного в сухой и вы окажетесь в ловушке. Именно так мы попали 5 лет назад, заехав на берег водохранилища по влажному песку, а на следующий день машины пришлось выносить буквально на руках.
И еще – песок имеет способность очень сильно нагреваться под солнцем до температуры, при которой ходить босиком по нему становится невозможно. Если вы буксуете в песке имеет смысл посматривать на датчик температуры. т.к. раскаленный песок + нагрузка на двигатель могут привести к неприятным последствиям. Хотя, если у вас арабский Паджеро, он способен перенести и не такие температуры без ущерба для себя 😉
Тема не давала покоя, поэтому я решил провести недо-eXperiment. Те пески, которые были под рукой, на полном приводе Паджеро проходил вполне спокойно, поэтому я решил проверить проходимость только на заднем приводе (чтобы обезопасить себя на случай «за трактором»). Поверхность песка идет с небольшим уклоном вверх, отключаю задний привод и уже через два метра Паджеро начинает зарывать зад. Провожу еще несколько заездов с разгона и точка непроходимости определена.
Приступаем к снижению давления. Напомню, что на машине стоит резина 285/60R18, штатное давление поддерживается на уровне 2.2-2,4 атм. Начинаем «сдувать». Проходит несколько минут, оказывается сдувается не очень быстро. Чтобы не мучиться я снимаю шланг с компрессора, наворачиваю его на сосок. Дело пошло веселее, наконец манометр показывает 1.0. Странно, визуально размер шины особо не изменился. При том, что давление упало в 2,2 раза. Снижаю еще до 0.7 атм в нарушение всех правил. Итак давление снижено более чем в 3 раза! Результат на приложенных фотографиях. Говорить о каком-то заметном увеличении «пятна контакта» не приходится. Конечно появилась определенная бочкообразность и борт шины тоже примет участие в борьбе за проходимость, но … Похоже, что на низкопрофильной резине, когда борт шины невысок, получить заметный эффект от снижения давления в шинах не удастся. И повторная поездка это подтвердила, Паджерик на спущенных шинах смог проехать на 1 метр дальше и также успешно зарыться.
Промежуточный вывод:если ваш автомобиль укомплектован стандартной бескамерной низкопрофильной резиной, не стоит рассчитывать, что снижение давления в шинах существенно улучшит его проходимость по сухому песку. Наверное, я бы порекомендовал спускать шины заранее, если участок песка имеет ограниченный размер, и спуск шины по вашим расчетам может помочь «с ходу» его проскочить. Иначе лучше ехать по песку на нормальном давлении, а если вы стали застревать – спустить шины и выбраться назад. При таком подходе вы оставляете себе какой-то шанс на возврат.
И нужно помнить, чтобы спустить, а затем накачать все 4 колеса, вам потребуется существенное время и мощный компрессор.
Но, как я уже писал, это было не полноценное тестирование, а реальный тест на полном приводе надеюсь мне удастся провести в следующем году.
Как проехать по песку? 6 водительских приемов и столько же вещей, без которых не обойтись
Летом автолюбителя так и тянет к реке, берегу озера, водохранилища или моря. «За рулем» рассказывает, как не застрять на прибрежном пляже.
С ситуацией, когда предстоит проехать по песку, автолюбитель встречается не только на берегу водоема, но и на обычных грунтовых дорогах.
Лучше всего чувствует себя в песке авто с широкими и снабженными грунтозацепами шинами и мощным мотором с хорошим запасом эффективности системы охлаждения.
Важен вес автомобиля, а вернее удельное давление на грунт. Чем меньше весит автомобиль и чем большего диаметра и ширины шины на нем установлены, тем лучше он будет пробираться по песку.
Впрочем, и на моноприводном автомобиле можно проехать, если соблюдать некоторые правила.
Правила движения по песку
Вначале представим себе, что песчаный участок грунтовой дороги начался неожиданно.
Если же не получилось, придется применять специальные методы и дополнительное оборудование.
Как подготовиться к движению по песку?
Если вы точно знаете, что вам нужно будет преодолевать песчаный участок пути, то следует подготовиться заранее.
После преодоления значительных песчаных препятствий следует осмотреть нижнюю часть автомобиль — не оторвалось ли чего. А еще полезно вынуть воздушный и салонный фильтры, чтобы оценить их состояние и попытаться вытрясти хоть часть пыли. В идеале их следует заменить.
Удачной всем дороги. В комментариях поделитесь, какими способами вам довелось выбираться из песчаного плена.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Завтра туриста: азбука путешественника и уроки езды по песку
О том, что посетить и без чего нельзя отправляться в путь, расскажет совместный проект “Автоцентра” и “Первого Автомобильного“.
В рамках проекта журналисты посетят легендарные и малоизвестные уголки Украины. Будет целая серия публикаций, но первая из них адресована любителям отдыха на природе. А он зачастую не обходится без внедорожных приключений, поэтому может преподнести неприятные сюрпризы даже опытным автотуристам.
Для путешествий по Украине, конечно, оптимальным является полноприводный автомобиль. В нашем случае это Suzuki Vitara c 1,4-литровым бензиновым турбомотором мощностью 140 сил.
На примере Витары мы смоделировали ситуации, в которые хотя бы раз попадал каждый – застревал в песке и не мог откопать машину. Большинство водителей уверены, что знают, как ездить по песку. Но одно дело теория, и совсем другое – практика. Поэтому за советом и помощью мы обратились в Клуб внедорожных приключений, члены которого больше времени проводят на песке и в грязи, чем на асфальте.
Вещи первой необходимости
Независимо от класса автомобиля и типа привода, отправляясь на природу, необходимо укомплектовать его вещами первой необходимости. Прежде всего, в багажнике должна быть лопата. Именно это нехитрое орудие труда может спасти вас от необходимости бежать за трактором за тридевять земель. Компрессор для подкачки шин желательно иметь даже тем, кто редко съезжает с асфальта, а любителям активного отдыха вообще его вообще лучше не выкладывать из авто. Равно, как и буксировочный трос. А лучше – два.
Любые неприятности на природе в осенне-зимний период могут продлить время пребывания на свежем воздухе и способны заставить, как хорошенько вспотеть, так и сильно замерзнуть. Поэтому не будет лишним закинуть в автомобиль запасные теплые вещи и хотя бы минимальный запас воды и топлива.
Элементарные правила
Съезжая на песок, первым делом следует понизить давление в шинах. Это самое простое и действенное, что поможет не загрузнуть. Снижение давления до 0,8-1 атм. позволит существенно увеличить пятно контакта. К слову, на бездорожье немаловажную роль играют и покрышки, которые могут помочь не застрять даже на моноприводном авто. Конечно, оптимальными будут грязевые и специальные офф-роуд шины. Но их покупка оправдана только в случае регулярных поездок по бездорожью.
Наша «Витара» обута в дорожные шины – Continental ContiVikingContact 6. Стоит отметить, что эти зимние шины более пригодны для песка, чем летние, поскольку имеют больше поперечных канавок, необходимых для создания тягового усилия. А ContiVikingContact 6 – в числе победителей теста зимних шин «Автоцентра» 2017 года.
Без резких движений. Песок не прощает резких движений. Запомните это раз и навсегда! Даже если у вас новейший внедорожник за 100 тысяч евро, его можно «засадить» по самые пороги одним неаккуратным вращением руля или неосторожным нажатием на педаль газа. Двигаться по песчаной местности надо так, будто плывете по воде – прямолинейно и стабильно. Категорически нельзя резко тормозить, остро маневрировать и перегазовывать. В то же время не стоит и очень медленно ехать, поскольку есть риск остановиться и уже не тронуться. Кстати, такие электронные помощники, как ESP и антибукс, лучше отключить – на песке системы стабилизации могут лишь ухудшить проходимость.
Если песок сухой – лучше ехать по целине, а не по колее. Если песок мокрый – лучше, наоборот, двигаться по накатанной колее. Преодоление подъемов нужно осуществлять только «ходом». Как понять, какой песок под колесами? Не обязательно выходить и проверять его на ощупь. Есть более простой метод – если песок влажный, на нем остаются следы от протектора шин. Если же сухой – их нет.
Идти за трактором?
Если что-то пошло не так, и вы все же стали жертвой песчаных дюн, не надо сразу идти за трактором. В 70% случаев выбраться из западни можно самостоятельно. В этом случае нужно вооружиться лопатой и разгрести песок (или снег) вокруг застрявших колес.
После этого берем все подручные средства, которые могут помочь выбраться. Это могут быть ветки деревьев или даже салонные коврики. Главное – обеспечить сцепление колес. Если автомобиль не сдвигается, можно попробовать вращение рулем, раскачав его, чтобы сдвинуться с «мертвой точки». Если вы застряли всей компанией, члены экипажа могут стать на пороги и попробовать раскачку кузова. Иногда это здорово помогает, равно как и поддомкрачивание. Если загрузнул передок, так можно пересадить всех на задний ряд. Но в данном случае имеет значение тип привода.
Ничего не удалось? Тогда лучше звать на помощь до наступления темноты. Вариантов немного – буксировка или выталкивание.
Выжить любой ценой
Отправляясь в путешествие на автомобиле, составьте список вещей первой необходимости и дополните его тем, без чего вам будет трудно выжить в экстренной ситуации. Например, спички и портативная зарядка для телефона (или хотя бы кабель для подключения в авто). Ведь застрять осенью в песке не так страшно, как оказаться в снежном плену…
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
среда, 21 ноября 2018 г.
Вождение автомобиля по песку
При движении по песку давление в шинах нужно уменьшить до 1,5 атмосферы. Если есть возможность, то включите блокировку передних колес.
Главное при движении по пескам – мягкость в движении.
Невозможно резко тронуться с места: колеса мгновенно закопаются и мгновенно закопаются и автомобиль даже не пошевелится. Аккуратно на второй передаче практически без газа отпускаем сцепление сразу после того, как колеса начнут двигаться, и плавно набираем скорость.
То же и с поворотом руля. Сначала нужно найти сцепление с песком (мягкие движения рулем), и только потом автомобиль начнет поворачивать.
Еще сложнее остановится. Если просто нажать на педаль тормоза, то все получится, но тронуться с места после этого будет сложнее. При торможении колесо собирает перед собой песок, и его тем больше, чем резче тормозишь. Автомобиль стремится зарыться в песок. Поэтому в момент остановки важно отпустить педаль тормоза и переехать этот песчаный валик или остановиться на нем.
При остановке на гребне дюн нужно рассчитать скорость так, чтобы можно было остановиться, едва перевалив вершину, для оценки обстановки и дальнейшей траектории движении. По сути, автомобиль должен сам встать на самом верху дюны. Если скорость мала – автомобиль не въедет в гору и придется сдавать назад для разгона и повторной попытки. А если скорость окажется слишком великой – возможны различные варианты проблем, вплоть до серьезной аварии.
Когда становиться понятно, что скорости для подъема не хватило, необходимо, преодолев страх, отпустить педаль газа и позволить машине самой остановиться на подъеме. Лишь в самый последний момент можно нажать на тормоз и выжать сцепление, не дав двигателю заглохнуть. В большинстве случаев водитель продолжает упорно давить на газ, закапываясь все глубже. Это самая распространенная ошибка. Однако даже если смелости хватило и автомобиль плавно остановился на подъеме, остается только один путь – назад. Сдавая назад, нужно помнить, что чем больше места останется для разгона, тем легче будет преодолеть подъем. Чаще всего приходится въезжать задним ходом на противоположную горку, ведь тронуться с места проще, когда автомобиль стоит на спуске.
При езде по гребням дюн главное – удерживать автомобиль от сноса мягкими движениями руля, постоянно ловить сцепление с песком. Поворачивать нужно стараться только на вершине или у подножия дюны. Опасно менять траекторию на подъеме: некоторые дюны имеют склоны до 45 градусов, а горизонта не видно. Поворот на спуске тоже непростая затея, но здесь гораздо проще управлять автомобилем: сила инерции на стороне водителя.
Нельзя начинать спуск вниз, не оценив обстановку. Подъехали к вершине, зависли на некоторое время и, только если уверены в своих действиях, начинайте спуск.
Представьте себе большую воронку с небольшим пятнышком дна. Если остановиться внизу, то выбраться из этой ямы будет крайне сложно, ведь на самом дне автомобиль резко теряет скорость из-за рыхлого песка. Есть два основных способа самостоятельно выехать наверх. Если песок позволяет, то можно попробовать раскачаться, подобно маятнику, предварительно понизив давление шинах. Однако можно попробовать и другой способ, техника которого напоминает езду вверх по спирали. Используя центробежную силу, прижимающую автомобиль к стенке и не дающую ему начать заваливаться на бок, нужно постепенно подниматься вверх, стараясь увеличивать радиус. Можно скомбинировать оба способа в одни, набирая скорость с помощью склона вниз, но не к центру воронки, а как бы по овалу, вокруг него. Важно помнить, что песок неоднороден: в некоторых местах он будет плотным, но может встречаться и очень сыпучий, сухой песок. Видеть такие разнородные пятна и уметь их использовать – целое искусство. Чаще всего мягкий и сухой песок встречается на солнечной стороне склона, но ветер в считанные минуты может перенести его куда угодно, ведь песчаные дюны не стоят на месте.