Что такое звено в хоккее
Четыре тройки: хоккейная арифметика
Когда-то в хоккей играли в три тройки нападения, и тренеры комплектовали звенья по заветам сказки «Конёк-Горбунок»:
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Внутренняя структура звеньев, как правило, также компоновалась по троичному принципу. В тройке играл один снайпер, пасовал ему плеймейкер, а в защите подчищал за них «чернорабочий» или, как сейчас говорят, силовой форвард.
Всё было просто и логично, пока кто-то и где-то (вроде бы это был Тихонов в рижском «Динамо») не перешёл на игру в четыре тройки. Интенсивность и скорость игры резко возросли, а скорость тренерского мышления стала отставать. Дирижировать по ходу матча игрой четырёх троек оказалось сложнее, чем руководить тремя сменами. Даже обычные пересменки превратились в проблему, резко участились удаления за нарушения численного состава. Поэтому, как это часто бывает, попытались не решить проблему, а избавиться от неё.
В советском, а затем и в российском хоккее четвёртое звено всё чаще стали воспринимать в качестве микрофилиала молодёжной команды, а не как боевую единицу. Идею звена «масочников» даже закрепили официально, приняв правило о молодёжном лимите. Так тренеры сумели вернуться к привычному режиму управления тремя звеньями, переведя четвёртое в разряд необременительной игрушки. И польза была, Россия в этот период несколько раз выиграла молодёжный чемпионат мира. Ещё немного, и, глядишь, под разговоры из ФХР о необходимости поднимать женский хоккей (во имя Сочи) в клубах КХЛ появились бы пятые звенья, уже женские!
Мода на сдерживающие звенья коснулась всех клубов КХЛ. И всё вернулось на круги своя, тренеры вновь, как и в стародавние времена, руководят тремя играющими тройками, их так и называют – игровые звенья. Затем выбегают четвёртые сдерживающие звенья и соответственно сдерживают друг друга. По мне, это настоящая профанация интенсивного и скоростного хоккея, то есть всего того, ради чего затевалась игра в четыре тройки нападения.
Но есть и исключения, и тут я с изяществом антилопы гну возвращаюсь к своей любимой команде. «Салават Юлаев» перед домашней встречей с минским «Динамо» потерпел пять поражений подряд, требовались перемены в составе и тактике. Главные изменения произошли в четвёртой тройке «Салавата». В центре нападения поставили Мерескина (самый забивной центрфорвард юлаевцев в этом сезоне), а по краям пустили креативных Панкова и Слепышева. Так к атакующим звеньям Макарова, Зиновьева и Кайгородова добавилось четвёртое атакующее звено. Все разговоры о специализации, сдерживании и чекерах были забыты. Пусть минчане ломают голову над тем, как сдерживать наши атакующие тройки! Под такие фанфары, к середине третьего периода мы горели 1:2. Но как же классно при этом юлаевцы играли, набегали на ворота, бросали и неслись добивать. Потом смена, и следующая тройка неслась повторять всё по новой.
Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,
Бубенчик не смолк под дугой
Не сбились. И на 49-й минуте минчане «посыпались», не выдержав безостановочного давления команды, нанёсшей 47 бросков за 60 минут! «Салават Юлаев» победил 5:2, а мог забросить и больше. Мы увидели, каким ярким может быть хоккей, если не тратить игровое время на микроматчи звеньев, состоящих только из оборонительных форвардов. Для такого зрелищного хоккея с многочисленными бросками и острыми моментами не нужны новые дорогостоящие арены с маленькими, как в НХЛ, площадками. Достаточно отменить молодёжный лимит и расширить квоту на легионеров, чтобы клубы могли выставлять на матч даже не четыре тройки, а четыре пятёрки мастеровитых и опытных игроков. Кто-нибудь из тренеров (тот же Юрзинов) сможет с таким составом показывать зрелищную и современную игру уже не эпизодами.
Вот такие у меня мечты о будущем, прекрасном, хоть и далёком. А пока у нас на повестке дня ответная, уже гостевая игра с минчанами. Увидим ли мы и в этом матче карусель юлаевских атак? Удачи «Салавату»!
5 важных терминов в хоккее: power break, гол, дриблинг, звено
Хоккей — это один из самых популярных видов спорта. В лексиконе игроков и продвинутых болельщиков часто используются слова, смысл которых новичок не всегда может понять. О пяти наиболее распространённых терминах читайте в нашем материале.
Важнейшие понятия в хоккее
В словарях можно найти десятки различных понятий. Остановимся на самых интересных среди них.
Как расшифровать термин «гол»?
Результат засчитывается в нестандартных случаях:
Это интересно! В 40-е годы за воротами находились сигнальные фонарики, обычно горевшие зелёным светом, но которые вспыхивали красным огоньком, если фиксировался гол. Сейчас применяются звуковые оповещения.
Игровой счёт не меняется, если:
Что такое power break?
Такого выражения, как «повер брейк» в этом виде спорта нет. По-русски это означает «отключение питания». И если вы слышали, что кто-либо его употребляет, вероятно, возникла путаница с другим определением: power play (сокращённо PP).
Под этим словосочетанием подразумевается численное превосходство одной из команд во время матча. Оно возникает, если один игрок (или больше) соперника был в наказание удалён с арены. Такие ситуации могут происходить до 6 раз за игру и зачастую определяют конечное место клуба в рейтинге.
Некоторые нюансы использования этого преимущества:
Важно! Период удаления влияет на саму возможность и длительность PP. Шайба, забитая в течение первых двух минут, не отменяет наказание, если назначены 4 минуты. Независимо от попадания снаряда по воротам, полностью длится 5-минутный промежуток. Если применяются сроки от 10 до 20 минут, то происходит смена штрафника запасным хоккеистом, количество участников не уменьшается.
Дриблинг — что это?
Термин означает мастерство владения шайбой. Это искусство включает в себя:
Победа в матче определяется профессионализмом хоккеистов, и в первую очередь их уровнем дриблинга. Важно при этом не только вести шайбу, но и соблюдать правила игры.
Необходимые навыки начинают тренировать с детского возраста, постепенно сложность задач возрастает. От обучения обычному ведению снаряда переходят к увеличению скорости, затем к различным уловкам и хитростям. Опытные игроки всю свою карьеру старательно оттачивают эту технику, доводя её до совершенства.
Звено в хоккее — что значит?
Так называется пятёрка партнёров, в настоящий момент принимающих участие в матче (в это число не входит вратарь). Это 3 форварда и 2 защитника, именуется она по фамилии центрального нападающего.
Каждая команда может указать в заявке до 22 участников (2 из них голкиперы), из которых образуется 4 полноценных группы. Спортсмены, входящие в связку, должны уметь слаженно и быстро действовать, обеспечивая совместную стратегию.
Помимо обозначенного формата, существует ещё 2 способа формирования звена: из хоккеистов, использующих атакующие манёвры, либо ориентированных на защиту (выбивание снаряда со своего поля, борьба с соперником). Первый вариант часто используется при реализации большинства, второй – в случаях, когда команда оказывается в меньшинстве.
Игра требует периодической смены звеньев, чтобы уставшие игроки восстановили силы. Эти вопросы в ведении тренера, он может в любое время вывести на арену другую комбинацию с целью улучшить результаты.
На заметку! Североамериканские клубы не используют подобные сочетания. У них сложилась практика применять парные связки наиболее сильных игроков (1+1).
Что такое драфт?
Это необычное название получила лотерея, ежегодно проводимая в рамках НХЛ, начиная с 1963 года. На неё приглашаются молодые перспективные хоккеисты Европы и Америки, соответствующие определённым условиям, на которых заявляют свои права профессиональные команды.
Возраст юных талантов начинается от 18 лет. Допускаются 17-летние кандидаты, однако они должны достигнуть нужной возрастной планки до 15 сентября года проведения процедуры. Если же день рождения выпадает от 16 сентября до 31 декабря, клуб, заинтересованный в таком игроке, обязан предоставить НХЛ письменную заявку до начала мая или в течение недели по завершении участия в турнире.
Процедура состоит из нескольких этапов:
Справка! Стало практикой решать вопрос первого выбора жеребьёвкой. Были случаи, когда клубы намеренно проигрывали в турнирах, чтобы заполучить желаемого игрока.
Не допускаются к участию спортсмены:
Существуют 2 дополнительных значения термина:
В ситуации, когда команда желает расстаться с игроком, он в течение 24–48 часов может перейти в другой клуб (если появится такая заявка). Среди нескольких коллективов, желающих взять в состав спортсмена, выбирается претендент с наиболее низкими игровыми результатами. По окончании срока контракт с хоккеистом расторгается.
Любителям хоккея, чтобы понимать все тонкости игры, полезно знать специфический спортивный язык. Надеемся, что наш материал помог читателю продвинуться по этому непростому пути.
ТАКТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСНЫХ ИГРОКОВ И СМЕНА ЗВЕНА НАПАДАЮЩИХ
В отличие от других видов спорта в хоккее игроки меняются на ходу примерно каждые 40 секунд. Дело тренера – решать, какое звено вывести на лед, а обязанность игрока – быть готовым. Однако за их согласованными усилиями скрывается нечто большее.
Мы не раз повторяли, что именно владение тактикой распределения запасных игроков отличает ведущих тренеров от тренеров среднего или более низкого уровня. Скотти Боумен, признанный одним из величайших наставников за всю историю хоккея, пользовался большим авторитетом у игроков и тренеров других команд благодаря своему таланту распределения запасных игроков. Какими же навыками необходимо обладать, чтобы делать это так, как Скотти Боумен?
Выдающихся тренеров и игроков объединяет их способность «видеть лед». У них есть уникальное свойство замедлять игру: они наблюдают за ней, регулируя темп, и редко упускают что‑либо, что происходит на площадке. После окончания игры они (а некоторые даже много лет спустя) могут ясно припомнить определенные моменты. Чтобы наилучшим образом «видеть лед», тренер должен быть постоянно сосредоточен на игре. Не отвлекайтесь на то, что происходит на скамье, или на мелочи, которые случаются на площадке. Держите свои эмоции под контролем. Живите настоящим. Вы должны все время пребывать в ожидании того самого поворота в игре, который даст вашей команде преимущество.
Основное, что делает тренера выдающимся, – подготовленность к игре. Узнайте о своих противниках все, что можно. Кто их лидеры, кто, напротив, считается слабой точкой и какие особенности у тех и у других? Существует ли какая‑либо статистика, выявляющая командные и индивидуальные склонности? Что представляет собой их тренер? Тасует ли он звенья по ходу матча или сокращает число запасных игроков? Каков его фирменный стиль игры?
Например, если вам известно, что тренер противников любит тасовать звенья, подстраивая определенную пятерку под вашу, попытайтесь сделать так, чтобы ему было сложно подобрать подходящее звено. Перестраивайтесь на ходу, меняйте очередность смены звеньев (вместо 1–2–3, сделайте 1–2–1–3) или перемещайте ведущих игроков из звена в звено. Все это может помешать точному наложению звеньев.
Необходимо досконально изучить противников: по возможности посмотрите видеозаписи их игр или найдите тех, кто видел, как они играют. Найдите приятеля или члена их персонала, чтобы заранее разведать о них. Главное, вам нужно составить для своей команды список из пяти‑шести ключевых моментов на основе того, что вы разузнали о другой команде. Игроки будут понимать, что вероятность успеха зависит от того, как они претворят в жизнь вашу установку, которая включила в себя информацию о сопернике.
Управление составом игроков
Убедитесь, что составу команды на скамейке известны их функции и обязанности во время игры. Если у вас на скамье запасных есть двое помощников, то одному тренеру вы должны поручить смену защитников, а другой должен обеспечивать обратную связь между вами и игроками. Большинство главных тренеров руководят группой нападающих, однако немногие любят работать со всем составом запасных игроков. Каковы бы ни были ваши предпочтения как тренера, обязательно дайте указания своим помощникам относительно того, за чем они, по‑вашему, должны следить или что делать.
Хотите ли вы, чтобы они следили за ведущими атакующими игроками, наблюдали, какие необходимо сделать тактические изменения, оценивали ваших игроков или собирали статистические данные? Убедитесь, что под рукой есть доска со схемой площадки, где в учебных целях можно зарисовать отдельные игровые эпизоды.
Поскольку большинство матчей развиваются динамично и в высоком темпе, важно снабжать игроков информацией в виде комментариев, но они должны быть лаконичными и точными. Те комментарии, которые игроки получают от помощников тренера, должны касаться исключительно реализации вашей системы игры или того, как реагировать в ответ на действия другой команды.
Главный тренер может давать комментарии относительно усилий, действий, дисциплины и деталей плана игры. Во время игры помощники тренера могут давать игрокам более пространные комментарии, а главный должен следить, чтобы их разговоры касались сути и ни в коем случае не отходили от тем, затрагивающих события на хоккейной площадке. Важно найти правильное соотношение конструктивных и положительных комментариев. Кроме того, при любых обстоятельствах все, кто находится на скамейке запасных, должны контролировать свои эмоции. Порой тренеры ожидают окончания игры, чтобы дать свои комментарии, но если разговор короткий и по существу, можно воспользоваться отличной возможностью и провести инструктаж на скамье.
Обозначьте, кто из тренеров будет отслеживать игру бригад большинства, меньшинства и вбрасывания. В большинстве команд обязанности по наблюдению за бригадами большинства или меньшинства поделены между одним или обоими помощниками и главным тренером. Необходимо, чтобы один тренер отвечал за наблюдение за вбрасыванием и был подготовлен к любым особым случаям при вбрасывании. При этом самое важное – это ситуации с заменой вратаря. Независимо от того, играете ли вы в обороне или в наступлении в последние пару минут, когда происходит замена вратаря, команде нужно знать, что делать и кто определяет направление.
Проследите также, чтобы врачу и ответственному за экипировку (если вам посчастливилось обзавестись таковыми) были известны их обязанности. Врачи находятся на скамье в основном для того, чтобы принимать соответствующие меры при травмах и следить, чтобы игроки пили воду, однако они также наблюдают за перемещениями и дистанцией, на которую они совершаются, следят, каких игроков вводит команда противника, и фиксируют броски. Ответственный за экипировку должен присутствовать, чтобы подавать клюшки, если они ломаются, точить коньки и решать любые проблемы с экипировкой.
Общение с судейской бригадой
Перед игрой выясните, кто входит в судейскую бригаду и, по возможности, что они из себя представляют в плане назначения штрафов и налаживания обратной связи. У большинства арбитров своя манера судейства: разузнайте, строга ли она или предполагает определенную долю свободы. Когда вы это выясните, сможете подготовить команду к тому, за что им могут назначить штраф в ходе игры. Если же вы подвергаете сомнению решения судьи, обязательно делайте это уважительно, а кроме того, не забывайте о правилах.
Обычно со временем тренеры, которые контролируют свои эмоции, при необходимости разговаривают с судьями и сквозь пальцы смотрят на некоторые пропущенные штрафы, в конце концов, получают послабления. Помните, что это стремительная игра и между 10 хоккеистами происходит много событий, поэтому бывает, что судьи упускают что‑то или напрасно назначают штраф. Сегодня совсем нередки случаи, когда тренеры и менеджеры просматривают записанную на видео игру и удивляются, как же судье удалось заметить какое‑либо нарушение. Но это происходит лишь после многократных просмотров игры, а порой и в замедленном темпе. Напомним: обращайтесь к судьям уважительно, и вы получите ответ.
Изменение стратегии игры
Сначала убедитесь, что у команды нет сомнений в том, как они должны играть, чтобы победить. Ни в коем случае нельзя менять присущие только вашей команде особенности, но в ходе матчей зачастую требуются отдельные изменения системы. Повторимся, что время и характер этих изменений зависят от мастерства тренера. Способность принимать такие решения приобретается с опытом.
Если команда противника хорошо подготовлена и отражает ваш прессинг при реализации какой‑либо схемы выхода из зоны, то предполагается, что вам нужно внести в нее определенные изменения. Зачастую они будут незначительными; в редких случаях это будет полный переход к другой системе форчекинга. Один из участков, где происходит большинство изменений, – это бригады большинства или меньшинства. В данном случае также в зависимости от того, насколько подготовлена команда противника, вы, вероятно, будете постоянно корректировать свою схему игры в большинстве/меньшинстве или сообщать игрокам о том, какие факторы они должны оценивать.
Управление звеньями
Перед игрой любому тренеру надо решить, будет ли он подстраивать звенья или пары защитников под соперника или же будет назначать кого захочет, предоставив заботу о подборе подходящего противодействующего звена команде противника. Тренеры придерживаются разных концепций относительно подобного: некоторые вообще не стремятся к этому, а другие стараются придерживаться строгого соответствия.
Преимущество подстройки пар: вы добиваетесь того, что вашим нападающим или защитникам противостоят хоккеисты другой команды, которых ваши подопечные, вы уверены, переиграют. Например, ведущим атакующим игрокам соперника будет непросто организовать какую бы то ни было атаку, если вы все время выводите на лед своих лучших защитников. Или же вы, возможно, предпочтете, чтобы ваш ведущий атакующий блок играл против ведущего блока противника, полагая, что это побудит ваших ребят быть универсалами, а также не подпустит противника к своей обороне.
Во время игры возможно множество вариантов наложения. Наиболее широко используется противостояние защитников звену, которое они с наибольшей вероятностью обставят. Гораздо проще сменить одного или двух защитников за игру, чтобы найти подходящую пару, чем заменить звено нападающих.
Недостаток тактики наложения звеньев в том, что она нарушает цикличность смены игроков. Одних все время быстро заменяют другими, чтобы обеспечить соответствие. Такая смена игроков на скамье не так ритмична, как при поочередной (1–2–3). Иногда это приводит к штрафу за нарушение численного состава из‑за постоянной смены игроков на ходу. При строгом соответствии командных звеньев пара защитников зачастую будет иметь большее значение и дольше находиться на площадке, чем блоки нападающих. Это вторая причина, почему некоторые тренеры не любят строгого наложения звеньев.
Принимайте решения об изменении расположения игроков на поле своевременно. В этом и состоит искусство тренера: вы доверяете своему природному чутью и меняете сочетания звеньев, корректируете пары защитников или меняете вратаря, если видите, что эти игроки испытывают затруднения или команда играет плохо. В некоторых случаях лучшее решение – не производить смену, а дать игрокам возможность самостоятельно разобраться с ситуацией.
У большинства тренеров умение производить правильную замену приходит с опытом, как и искусство оценивать ребят на ранних стадиях игры. Вам также нужно знать индивидуальные особенности ваших игроков. Испытывайте своих хоккеистов и давайте им время на ответные действия, прежде чем производить замену.
Смена звеньев
В отличие от других видов спорта в хоккее игроки меняются на ходу примерно каждые 40 секунд. Дело тренера – решать, какое звено вывести на лед, а обязанность игрока – быть готовым. Однако за их согласованными усилиями скрывается нечто большее.
Хоккей с его быстрой сменой направления движения подразумевает быструю смену игроков. Один из секретов любого матча заключается в том, как команда производит смену игроков и использует время на льду. Победа по большей части зиждется на темпе игры, а значит, его нужно наращивать и поддерживать. Темп игры в хоккее в значительной степени обязан удачной смене звеньев. Некоторые тренеры предпочитают по очереди менять все 4 звена, делая это как можно чаще, поддерживать темп со скамьи и пытаться добиться отдачи от каждого члена команды. Другие любят придать интерес своим матчам, дольше оставляя на льду хоккеистов, искусно владеющих техникой нападения и в результате гораздо больше задействованных в игре, чем другие хоккеисты.
То, как тренеры предпочитают производить смены игроков и накладывать определенные звенья, – зачастую в большей степени искусство, чем наука. Некоторым тренерам нравится ставить оборонительное звено против атакующего, однако побочным эффектом такого образа действий нередко является то, что их собственные атакующие звенья проводят на площадке меньше времени. Некоторые тренеры любят как можно чаще менять все 4 звена, а другие предпочитают придавать своим матчам больший интерес за счет того, что наиболее одаренные атакующими качествами хоккеисты проводят гораздо больше времени на льду.
Независимо от личных предпочтений большинство тренеров сходятся в ряде принципов, они составляют базовые правила для успешной смены звеньев и поддержания темпа, который благодаря такой смене наращивается. Давайте рассмотрим основные принципы смены звеньев в хоккее.
✓ Производите смену во время нападения на противника, а не во время отступления или бэкчекинга. Если вы убедитесь, что шайба либо находится в зоне нападения, либо направляется туда, вы застрахуете себя от оборонительных действий в численном меньшинстве из‑за смены звеньев. Очевидно, что замену пятерых игроков на ходу лучше производить, когда шайба находится глубоко в зоне нападения (рисунок 12.1). Редкий случай, когда пятерых игроков сменяют одновременно, а если нужно заменить все звено игроков, то защитник дальнего фланга зачастую остается на льду, чтобы предотвратить длинный пас через три четверти площадки, который может спровоцировать выход один на один.
Рисунок 12.1. Смена звена во время наступления на противников.
Рисунок 12.2. Когда смена звена на льду подходит к концу, начинается поочередная замена игроков, которые находятся ближе всего к скамейке запасных, на ходу.
✓ Смена звеньев на ходу (во время игры) должна производиться с учетом стратегии и расположения игроков. Когда смена звена на льду подходит к концу, начинается поочередная замена игроков, которые находятся ближе всего к скамейке запасных, на ходу (рисунок 12.2). Более молодые игроки, видя, что производится замена одних игроков другими, думают, что их тоже должны сменить, даже если они осуществляют бэкчекинг или преследуют владеющего шайбой игрока. Момент смены игроков в значительной степени определяется логикой и стратегией. Чем опаснее ситуация, когда противники могут создать голевой момент, тем меньше вероятность, что появится возможность заменить игроков. И вот простой пример: если игроки видят, что шансы перехвата шайбы в нейтральной зоне очень велики, они не будут пытаться смениться. В некоторых случаях ожидание займет несколько секунд, но если шайба будет перехвачена во время замены, команда противника, безусловно, получит отличный голевой шанс.
✓ Запасные игроки должны все время быть начеку. Замены на ходу производятся стремительно и нередко непредсказуемо. Как только тренер подал сигнал, какое звено выходит на лед следующим, дело за игроками: они должны четко понимать, кого они заменяют. Во время большинства матчей НХЛ каждый запасной игрок называет имя того, кого он заменяет. Предложите хоккеистам обмениваться информацией («Я беру Джонни» или «Не забудьте, что Линда сейчас центральный»). Когда игроки бросаются на замену, пусть одна группа направляется к выходу, а другая по возможности выходит через борта.
✓ При подготовке к замене запасные игроки должны быть в курсе того, что происходит на площадке. Зачастую хоккеисты настолько сосредоточены на том игроке, которого они собираются заменить, что не вполне понимают, что происходит на площадке. Нередко игрок выпрыгивает на лед и оказывается прямо рядом с шайбой возле скамейки запасных еще до того, как другой игрок окончательно покинул площадку. Это, безусловно, приводит к нарушению численного состава и игре в меньшинстве, если бдительный судья заметит случившийся казус. Когда игроки в курсе того, что происходит на площадке, они смогут быстро осуществлять ответные действия в атаке и в обороне. Выходящему на лед игроку должны быть также известны и его обязанности после своего выхода: будет ли он играть в нападении или действовать в обороне?
✓ Темп игры можно увеличить за счет плавности замены игроков. Команды привыкают к ритму замены игроков, и, когда хоккеисты выкладываются по полной, этот ритм и задает игре настоящий темп и является преимуществом. Игрокам отведена зона возле скамейки запасных площадью 10 футов для выполнения смены, поэтому под плавностью подразумевается замена точно в этой зоне в нужное время (когда игроки не слишком устали) и в нужной ситуации.
✓ Временная координация замены имеет решающее значение. В спорте от временной координации зависит все. Время, которое игроки проводят на льду, и то, в какой момент производится или не производится смена звеньев, говорит специалисту многое о характере и особенностях, присущих команде. Нередко ведущие хоккеисты в стремлении забить гол мухлюют. Они остаются на площадке дольше, чем обычно, и из‑за этого порой разрушают хрупкий эмоциональный баланс. Если после замены центрального и правого нападающего левый остается на площадке, это может нарушить согласованность действий определенной комбинации звеньев и даже рассердить следующего левого форварда, который не дополучает игровое время.
Тренер, распределяющий время на площадке, – совсем как дирижер оркестра. Его цель – соединить таланты и сильные стороны каждого из игроков в одно общее усилие или впечатление, которое стало бы необоримым и приятным глазу.
В распределении запасных игроков есть определенные трудности и выгоды в зависимости от того, проводится ли матч дома или в гостях. Тренер команды, играющей дома, имеет преимущество последней замены, и очевидно, что благодаря этому наставник команды‑хозяина может лучше справиться с шахматной задачей, т. е. с распределением игроков на льду. Тренеры гостевой команды стараются чаще менять игроков на ходу, чтобы добиться определенного желаемого соответствия звеньев.
Тренер НХЛ Майк Кинэн предложил для нашей книги следующее. Просто самое лучшее: «Вот что еще мне нравится: динамика игры. Можно спросить зрителей, сколько минут длится хоккейный матч, и они обычно отвечают «60». На самом деле 720. 360 минут основного времени матча распределяется между двумя командами, в каждой из которых 20 игроков, поэтому вы предоставляете вратарю 60 минут (большинство команд рассмеются, когда я говорю им это, и говорят, что я никогда этого не делаю, поскольку я всегда заменяю вратаря). Еще есть 300 минут, которые распределяются с вашей стороны, не считая штрафных. У другого тренера столько же. В том, как вы управляетесь с этим временем, кому и в какой момент его предоставляете, и состоит искусство. И вы должны оценивать игру и своих подопечных по мере того, как развиваете его в себе».
Во время матчей любого уровня выход на лед и уход с него на скамейку запасных нередко говорит о том, насколько команда сплоченная и активная. Можно пристально понаблюдать за тем, как меняются игроки, чтобы понять, каково настроение команды на определенном этапе сезона. Многие утверждают, что для хоккея в большей степени, чем для других видов спорта, характерной моделью руководства является сотрудничество. Если так, то это в высшей степени верно в отношении распределения запасных игроков и смены звеньев.
Использовать момент
И, наконец, если вы действительно хотите руководить запасными игроками так же, как Скотти Боумен, тогда нужно научиться «использовать момент». Как правило, последние 5 минут любой игры гораздо более напряженные, чем первые 55, но нужно понимать, что ключевой и поворотный эпизод может случиться в любое время. Когда ведется напряженная игра (счет сравнялся, команда опережает или отстает от противника, выполняет натиск или набирает скорость, или же судья удаляет двоих игроков), вы как тренер не должны отвлекаться от событий на площадке. Ни в коем случае не позволяйте посторонним мыслям помешать восприятию ситуации. Думайте о том, что происходит и что нужно сделать. Попросите помощников прокомментировать ситуацию.
Как упоминалось ранее, живите настоящим и напоминайте об этом своим подопечным. Перед игрой нужно подготовить себя ко всему, что может произойти, чтобы случившееся не было для вас новостью и откровением… а ничто так не снижает напряжение, как уверенность в том, что нужно предпринять.
Об авторах
Райан Уолтер – помощник тренера команды «Ванкувер Кэнакс», выступающей в Национальной хоккейной лиге. За 15 сезонов он провел более 1000 матчей с командами «Уошингтон Кэпиталс», «Монреаль Канадьенс» и «Ванкувер Кэнакс». Райан был вице‑президентом Ассоциации игроков Национальной хоккейной лиги, в 1992 году получил награду «Человек года НХЛ», а в 1993 году участвовал в матче всех звезд НХЛ. На чемпионате мира среди молодежных команд Уолтер был капитаном канадской сборной, а также в составе сборной Канады участвовал в четырех Международных чемпионатах. Он выступал в качестве консультанта для нескольких команд НХЛ и телевизионного аналитика во время репортажей НХЛ. Уолтер живет в канадской провинции Британская Колумбия.
Майк Джонстон – главный тренер и генеральный менеджер команды «Портленд Уинтер Хокс», выступающей в Западной хоккейной лиге. Прежде чем занять этот пост, Джонстон 9 лет являлся помощником тренера в командах НХЛ «Ванкувер» и «Лос‑Анджелес». В пяти из шести сезонов, в течение которых он тренировал «Ванкувер Кэнакс», клуб заканчивал сезон с более чем 90 очками, а в двух случаях перевалил за отметку в 100 баллов. В 2004 году «Кэнакс» выиграли чемпионат Северо‑Западного дивизиона. На международном уровне, подготавливая канадскую сборную к матчам чемпионата мира, Джонстон собрал семь медалей. Будучи помощником тренера в Международной молодежной сборной, с 1994 по 1995 год он завоевал несколько золотых медалей подряд. На чемпионатах мира среди мужских команд в 1997 и 2007 годах он также выиграл золотые медали, в 1995 году – бронзу, а в 1996 и 2008 годах – серебро. Кроме того, Джонстон входил в тренерский состав канадской сборной на Олимпийских играх 1998 года в Нагано в Японии. Именно тогда игроки НХЛ впервые участвовали на Олимпиаде. Джонстон, который в настоящее время живет в Портланде штата Орегон, – обладатель степени магистра по тренерской работе.