Что такое затор на перекрестке
Штраф за выезд на перекресток при заторе
Добрый день, уважаемый читатель.
В крупных городах в часы пик это нарушение весьма популярно. Многие водители въезжают на перекресток, не обращая внимание на тот факт, что выехать с него они не смогут, т.к. ехать попросту некуда. Тем самым они перекрывают движение в перпендикулярном направлении. Из-за этого пробки становятся больше, и в итоге нарушители вредят сами себе.
В этой статье речь пойдет про штраф за создание затора на перекрестке, а также будут рассмотрены типичные ситуации, в которых данный штраф может быть наложен:
Штраф за нарушение правил проезда перекрестков в 2021 году
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Итак, штраф за создание затора на перекрестке составляет 1 000 рублей.
Данный штраф может быть наложен сотрудниками ГИБДД и, честно говоря, мне ни разу не доводилось видеть, чтобы за указанное нарушение наказывали на практике. Если Вам известны подобные случаи, напишите об этом в комментариях.
Что касается камер, работающих в автоматическом режиме, то в 2021 году они уже умеют фиксировать данное нарушение.
В каких случаях нельзя выезжать на перекресток?
Рассмотрим пункт 13.2 ПДД 2022 года:
13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
Итак, правила запрещают въезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если за перекрестком образовался затор. Понятие затор в ПДД не расшифровывается, поэтому остается лишь предположить, что под ним понимаются транспортные средства, которые остановились на проезжей части в соответствии с требованиями правил.
На первый взгляд кажется, что выполнить требования пункта 13.2 просто, однако на практике могут возникнуть ситуации, когда водитель вынужден совершить данное нарушение против собственной воли. Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Затор за небольшим перекрестком
Итак, самая простая ситуация. Пересечение двухполосных дорог. На данном перекрестке водитель может легко понять, что места для выезда недостаточно и вовремя остановиться перед перекрестком.
Пример 2. Автомобили стоят в отдалении от перекрестка
Подобная ситуация на практике встречается куда чаще. Автомобили стоят за перекрестком и водителю непонятно, хватит ли места для его автомобиля. При попытке проехать перекресток водитель будет вынужден остановиться, чем создаст помехи для автомобилей, движущихся в перпендикулярном направлении.
На практике к подобному нарушению могут подтолкнуть водители из других автомобилей, которые сигналят и требуют, чтобы автомобиль выезжал на перекресток. Естественно, они ничем не рискуют, т.к. у них есть возможность занять Ваше место и ожидать, пока дорога освободится.
Пример 3. Пешеходный переход за перекрестком
На рисунке выше изображен все тот же перекресток двухполосных дорог. Однако ситуация осложняется тем, что сразу же за перекрестком расположен пешеходный переход, на который также нельзя въезжать в случае затора:
14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.
Так что смотреть в данном случае нужно не только на перекресток, но и на пешеходный переход.
Пример 4. Перекресток двухполосных дорог
Еще немного усложним ситуацию. Пусть на перекрестке пересекаются две четырехполосные дороги. В этом случае ширина перекрестка увеличивается с 7 до 14 метров и смотреть водителю нужно гораздо дальше.
Пример 5. Поворот налево на перекрестке
Во всех предшествующих примерах рассматривалось движение прямо, однако ситуация с поворотом еще сложнее.
Во-первых, при повороте водителю плохо видно, что происходит за перекрестком.
Во-вторых, даже если за перекрестком есть свободное место, то его могут занять автомобили, которые со встречного направления поворачивают направо (красный фургон). Т.е. пока водитель уступает дорогу встречным автомобилям, они благополучно занимают все свободное место. В итоге штраф становится неизбежным, хотя водитель вовсе и не планировал нарушать правила дорожного движения.
На практике могут быть еще более сложные перекрестки:
В общем существует множество факторов, делающих перекресток «сложным». В дополнение к ним ситуация может произойти ночью или в условиях плохой погоды (в дождь или снегопад). Так что практически любой водитель может оказаться «жертвой» штрафа в размере 1 000 рублей за создание затора на перекрестке. Успокаивает лишь тот факт, что за данное нарушение наказывают не очень часто.
Дыра в правилах дорожного движения. Как водителю не попасть под штраф
Объясним ситуацию
Обычная и очень часто встречаемая ситуация на дорогах. Это когда вы выехали на разрешенный сигнал светофора за стоп-линию, собираясь повернуть налево, но машины перед вами встали и ваш автомобиль остался стоять за стоп-линией на красном сигнале светофора. И вот он попадает в поле видеокамеры. Далее приходит штраф в 800 руб.
Что делать?
Да, что делать? Или по-быстрому оплатить половину, то есть 400 руб., пока не прошли указанные 20 дней, или идти обжаловать штраф. Или сначала заплатить, а потом уже обжаловать? Трудно давать рекомендации, не зная ваших возможностей. Но в данном случае правила дорожного движения на вашей стороне. Итак, что говорят правила.
А что говорят в данном случае правила
П. 6.13. «При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)».
Но вы-то пересекли стоп-линию на зеленом сигнале светофора. То есть нарушения нет.
Далее пункт 13.7: «Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. » Конечно, выехал бы, но перед вами машины, не успевшие завершить маневр с поворотом.
Однако необходимо уточнить, что продолжать движение можно, если вы уже выехали в границы перекрестка. Но что делать, если границы перекрестка вы пока не пересекли, зато стоп-линию проехали. Обязанности стоять перед стоп-линией при зеленом сигнале у вас нет, даже если впереди собралась пробка из поворачивающих налево. А вот тут, внимание, важно чтобы впереди не было затора. То есть другие водители с перпендикулярной стороны могут свободно проезжать, когда у них загорится разрешающий сигнал светофора.
Иначе «согласно пункту 13.2 ПДД запрещается выезжать на перекресток, если на нем образовался затор, который вынудит водителя остановиться на проезжей части». Интересно, но понятие «затор» в законе не расшифровывается. Можно понять, что это скопление не движущихся или движущихся на маленькой скорости транспортных средств. В результате затора автомобиль становится препятствием движения для водителей, которые едут по перпендикулярно расположенной дороге.
С апреля 2018 года на дорогах стала появляться новая разметка под названием «Вафельница». Она указывает, что останавливаться на этом участке дороги запрещено, за исключением остановки после поворота с целью пропуска пешеходов.
Более подробно об этой разметке мы рассказывали в этой статье. Стоит рассмотреть и еще одно правило под номером 14.4 ПДД. В нем сказано, что запрещено выезжать на перекресток, после которого находится пешеходный переход, если после него образовался затор. В этом случае водитель будет вынужден остановиться на «зебре», что также является нарушением. Нарушением считается и ситуация, когда водитель не знает, хватит ли ему места после перекрестка, где уже образовался затор. При этом его появление может произойти уже при пересечении перекрестка.
Однако это не является смягчающим обстоятельством, штраф все равно будет выписан инспектором ГИБДД. Согласитесь, сложно доказать, что вы поехали на перекресток, где была пробка. Ведь машины ехали, но вдруг встали. Другое дело, на перекрестке произошла авария. И произошло скопление стоящих машин, ну и вы еще туда въехали. А зачем? Дальше то все равно не проехать.
Штраф за нарушение – поехали в затор
Штраф за выезд на перекресток, где образовался затор, регламентируется ч. 1 ст. 12.13 КоАП. В ней сказано, что данное нарушение влечет наложение штрафа в размере 1000 руб. Многие водители полагают, что инспектора не штрафуют за затор на перекрестке, но на самом деле в крупных городах часто «отлавливают» нарушителей и выписывают протокол об административном правонарушении (Подробнее ➤l).
Как же быть?
Да, после оплаты вот такого штрафа – выезд за стоп-линию, я в этом месте налево не поворачиваю, а проезжаю прямо и на следующем перекрестке разворачиваюсь. Он более разгружен. А поскольку езжу часто на этом перекрестке, то наблюдаю, как водители не пересекают стоп-линию даже на зеленый сигнал светофора, если его действие скоро закончится, как они полагают. Оспаривать штраф не пробовал. Камера зафиксировала мой автомобиль сразу за стоп-линией при красном сигнале светофора. Хотя я пересек эту линию на зеленом сигнале. Просто машины передо мной встали. Назад не сдать, тоже стоят машины, вперед не проехать. Ситуация очень частая.
Резюме
Что поможет водителю? Очевидно, только спокойствие и внимательность. А еще собственный видеорегистратор. И вывод: понятно, что видеокамеры должны фиксировать нарушение правил именно при красном свете светофора, когда произошло пересечение стоп-линии. Поскольку, даже проезжая прямо, в любой момент движение может застопориться на перекрестке совершенно по разным причинам. Вот и появились невольные нарушители, которые остановились за стоп-линией, не въехав в границы перекрестка. А тут и красный свет загорелся у светофора, вот вам и фиксация нарушения. А разве это справедливо?
Опять же выезд на перекресток при заторе. Как определить, что вы поехали в образовавшийся затор на перекрестке? А не остановились внезапно из-за какого-либо происшествия с автомобилями впереди? Опять же, только наблюдая динамику процесса движения. А сколько таких «патовых» ситуаций возникает на дорогах, думаю, в этих условиях будет неправильным предлагать отказать водителям в оплате половины штрафа в двадцатидневный период.
Не надо забывать, что после введения такой уступки водителям собираемость оплаченных штрафов резко возросла. Так зачем же возвращаться назад? Вполне допускаю, что, возможно, в чем-то не прав, хотелось бы услышать комментарии участников дорожного движения.
Бесит. Почему на перекрестках образуются заторы
«А вот мы сейчас выедем в город и посмотрим, как водители нарушают правила дорожного движения», — начинает сегодняшний выпуск Юрий Краснов, эксперт в вопросах дорожной безопасности. Повод для разбора серьезный: заторы на перекрестках. Это нарушение, которое бесит. Одни выезжают на пересечение дорог, проехать его не успевают и останавливаются, блокируя проезд для всех остальных. Пробка растет, люди нервничают. А ведь все не так просто, как кажется со стороны, и на месте нарушителя может нечаянно оказаться любой автомобилист. Есть ли шанс не допустить ошибку?
Разбор дорожной обстановки:
Что по ПДД?
В Правилах дорожного движения, как всегда, все четко и однозначно. Открываем пункт 101, читаем: «Запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться». Перекресток (на всякий случай) — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог.
— Как этот пункт ПДД понимают водители? Если за перекрестком образовался затор, нужно остановиться заранее, чтобы не выехать на пересечение дорог, — ведущий «Разбора. » схематично обозначает описываемую ситуацию. — Но бывает по-разному.
— Не всегда удается вовремя определить, когда окажешься в заторе. Едешь себе, едешь, и тут бац! Сам того не заметил, как остановился посреди перекрестка, хотя ничто не предвещало такого развития событий.
В Минске немало больших перекрестков с интенсивным движением. Учтем и пешеходные переходы, которые находятся перед этими перекрестками, — на них остановка также не допускается (п. 118 ПДД). Соответственно, чтобы не оказаться нарушителем, автомобилист при малейшем риске возникновения затора должен остановиться задолго до перекрестка. Всегда ли с такого расстояния реально определить, что проехать пересечение дорог сразу не удастся?
— Выходит, некоторые водители случайно попадают в такие ситуации. В плотном потоке вообще бывает трудно разобрать, что там дальше, за перекрестком. Вроде бы все движутся, явной проблемы нет. А дорога — она как живой организм. И за какие-то мгновения ситуация меняется кардинально, — отмечает Краснов.
Реальные условия
Отправляемся в город, чтобы своими глазами увидеть обстановку на наиболее загруженных перекрестках столицы. Удастся ли самим не попасть впросак? На площади Богушевича еще недавно в пиковые часы постоянно возникали проблемы.
— Наши читатели неоднократно становились очевидцами заторов и даже аварий на этом перекрестке до того, как здесь изменили схему дорожного движения. Плотный поток поворачивал с улицы Клары Цеткин (со стороны вокзала) на проспект Дзержинского, упирался там в пробку. В результате водители, которые не успевали освободить перекресток, полностью блокировали движение, — вспоминает ведущий рубрики.
Ничуть не лучше практически каждый час пик обстоят дела на проспекте Независимости в центре города. На перекрестках с улицами Свердлова, Комсомольской, Ленина то и дело образуются заторы. Кто-то не успел проехать, тут же напирает поток с другого направления — в результате стоят все.
— За рулем необходимо предугадывать ситуацию. Если понимаешь, что дорога была свободна, а затем поток впереди стал уплотняться, притормаживать, то в голове должен срабатывать тумблер: возможны проблемы.
— Подъезжая к перекрестку, даже если горит зеленый сигнал светофора, необходимо прикинуть: успею ли я проехать, будет ли там место для моей машины, или есть риск застрять, — советует эксперт.
Другие не помогут
Впрочем, зачастую даже у самого внимательного и предусмотрительного водителя все складывается не так гладко.
— Сто раз наблюдал такую ситуацию: осторожно подъезжаем к перекрестку, прикидывая, сможем ли его проехать, как бы оставляя впереди место для себя. В этот момент сбоку опережают другие водители (не такие предусмотрительные), которые в последний момент перестраиваются на перекрестке и занимают наше место. А мы тем временем остаемся в дураках, останавливаемся где придется, — комментирует ведущий «Разбора. ».
Перестроение на перекрестке (кроме кругового) запрещено, это серьезное нарушение (п. 60 ПДД). Между тем многие автомобилисты этим пунктом пренебрегают, чем ставят остальных в неловкое и даже опасное положение.
— В итоге водитель, который все знает и все соблюдает, видит, что его дисциплинированность ему только мешает, что никто так, как он, не придерживается требований ПДД. В нем начинается внутренняя борьба, и рано или поздно человек приходит к выводу: зачем мне соблюдать правила, если все остальные этого не делают? — подмечает Краснов.
Гнев со стороны
Со стороны водители в точно таком же транспортном потоке этих внутренних противоречий не замечают. Они видят, что им перегородили дорогу, и думают про себя: «Было же очевидно, что не успеешь проехать перекресток! Зачем тогда соваться?»
— Необходимо понимать, что во многих случаях автомобилисты, застрявшие на перекрестке, оказались в сложной ситуации неумышленно и сами от этого страдают. Они просто не сумели вовремя прочитать или предугадать дорожную обстановку, — говорит ведущий рубрики. — Хотя нельзя исключать, что какой-то процент водителей сознательно нарушает правила, пытаясь во что бы то ни стало всунуться, проскочить.
— Они думают: «Я только чуть-чуть проеду, вот же, почти вместился. Ну и что, что перегородил перекресток или пешеходный переход. Зато почти успел проехать».
По каким-то неведомым законам вселенной именно во время этих рассуждений Краснов, управляющий автомобилем, сам оказывается в ситуации, о которой говорил. Мы никуда не спешили и уж точно не собирались проверять на себе, каково это — быть мальчишами-плохишами. Вот только на улице Веры Хоружей водитель Audi, двигавшийся впереди, внезапно вспомнил, что ему нужно повернуть налево, во дворы. Пересечение с такими въездами — это тоже перекресток, не забыли? В результате автомобилист неожиданно затормозил, а нам уже поздно было менять полосу, пришлось тоже останавливаться.
— Вот вам и неожиданность, предугадать все возможные сценарии на дороге бывает проблематично, — констатирует эксперт.
Чем это грозит
Ситуации, о которых мы говорим, характерны в пиковые часы для определенных перекрестков в городе. Интенсивность движения высокая, риски возрастают. Если водитель хорошо знает особенности маршрута, по которому ездит, ему легче предугадать возможное развитие событий. В свою очередь поспешность может привести к серьезным последствиям.
— Дело в том, что нарушение пункта 101 ПДД не только сильно усугубляет заторовую ситуацию в городе, но и нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Схема типичная: машины с одного направления не могут проехать перекресток и останавливаются. В этот момент меняются сигналы светофоров, зеленый загорается для другого направления. Если там кто-то стартует слишком резво либо двигается на скорости по свободной полосе, он может не среагировать на автомобиль, который пытается освободить перекресток и завершить свой маневр. Об этой ситуации нужно знать всем: пробираясь через перекресток, будьте трижды аккуратны — сбоку может прилететь машина, — предупреждает Краснов.
Нарушают буквально все
А иногда все совсем просто: небольшой перекресток, никаких перегрузок в час пик, а все равно нарушают, причем практически поголовно. Некоторое время мы наблюдали за пересечением улиц Якуба Коласа и Богдана Хмельницкого. Ситуация там осложняется тем, что на небольшом расстоянии друг от друга расположены два регулируемых перекрестка: один с улицей Хмельницкого, другой с улицей Сурганова. Когда на первом перекрестке загорается зеленый свет, на другом движение еще запрещено. И автомобили скапливаются в двух полосах движения, в конце концов полностью занимая и перекресток Коласа — Хмельницкого, и пешеходный переход возле него.
— Смотрите, водители проезжают первый светофор без тени сомнения. Им же горит зеленый свет, значит, можно ехать — такая логика, — отмечает эксперт. — Одни проскочили, а вот водителям Peugeot и Citroen уже не следовало выезжать — они будут стоять на перекрестке. И Audi с российскими номерами зря сунулась, и Nissan Pathfinder — все они поторопились.
Водители предпочитают нарушить, но не отстоять еще один цикл на светофоре. В результате только когда на перекрестке с улицей Сурганова загорается зеленый сигнал, этот участок дороги освобождается от автомобилей и с улицы Хмельницкого могут наконец выехать машины, а пешеходы могут спокойно перейти дорогу. Затем все повторяется.
Как проезжать перекрестки в пробке?
Пробки. Это явление на дорогах городов не обходит ни одного водителя, и если просто движение в пробке не вызывает никаких сложностей, то для проезда перекрестка в пробке необходимо не просто выполнить все требования правил поезда перекрестков, но при этом не перекрыть движение через перекресток. Правила дорожного движения регулируют эту ситуацию пунктом 13.2.
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
С одной стороны все просто, если впереди затор, то нельзя выезжать на перекресток.
Однако на практике, проезд перекрестка будет невозможен пока не рассосется пробка на пересекаемой дороге, даже если вы будете находится на главной дороге. Как же проехать перекресток, не нарушая правил?
Рассмотрим ситуацию на регулируемом перекрестке.
Исходная позиция — красный сигнал светофора.
При включении зеленого сигнала начинаем движение. Теперь руководствуемся пунктом 13.7 правил:
13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
Движение разрешено, но выехать с перекрестка нет возможности из-за затора, в этой ситуации и следует руководствоваться п.13.2. Он разрешает движение через перекресток. Нужно выехать на перекресток как можно дальше и встать перед пересекаемой полосой движения. На крупных перекрестках такой выезд освободит пространство для поворота направо.
Далее ждать возможности пересечь поперечные полосы. Пересечение должно быть полным, транспортное средство ни при каких обстоятельствах не должно мешать движению в поперечном направлении, вплоть до изменения своего маршрута.
Если пробка очень плотная, если позволяют габариты возможно использовать для движения закругления проезжей части.
Ни при каких обстоятельствах не должно создаваться препятствий для движения в поперечном направлении. Нарушение пункта 13.2 правил является одной из основных причин образования пробок.
Посмотрите на примере простой схемы, какую цепную реакцию может вызвать всего лишь один перекрытый перекресток.
RusPDD.ru на других площадках:
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях
Александр Заблоцкис → Выезд на перекресток в случае образовавшегося затора
Как известно пунктом 13.2 Правил должного движения Российской Федерации запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
В крупных городах с постоянными дорожными «пробками» это правило нарушается большинством водителей. Часто добропорядочные граждане просто не знают, как себя вести на «занятых перекрестах» и как не допустить нарушения ПДД РФ при их проезде.
Я попробую описать алгоритм действий, который поможет водителю правильно проанализировать ситуацию и не допустить нарушение п.13.2 ПДД РФ.
Исходная ситуация: Вы движетесь на своем автомобиле в плотном потоке транспорта со средней скоростью до 20 км/ч с периодическими остановками. Вы подъезжаете к четырехстороннему перекрестку. Для Вас горит разрешающий сигнал светофора («Зеленый»).
Этап 1: Двигающийся перед Вам автомобиль въехал на перекресток.
Анализ ситуации: С учетом затрудненного движения автомобилей в попутном направлении, есть вероятность, что автомобиль, двигающийся перед Вами, не успеет выехать с перекрестка до окончания действия разрешающего сигнала светофора. В этом случае, начнут движение автомобили поперечного направления и упрутся в этот автомобиль, который станет для них помехой.
Ваши действия: Следует остановиться перед перекрестком и следить за развитием ситуации, чтобы определить Ваши дальнейшие действия.
Этап 2 — Вариант 1: Двигающийся перед Вами автомобиль, не успел проехать перекресток на разрешающий сигнал светофора.
Анализ ситуации: Автомобиль перед Вами нарушил ПДД, выехал на «занятный перекресток», в связи с чем не смог завершить маневр и создал помеху другим участникам движения. Если вы въедите на перекресток вслед за ним, Вы также нарушите ПДД и ещё сильнее усугубите ситуацию на дороге. Оставшись перед перекрестком, Вы, напротив, оставите просвет, отделяющий Ваш автомобиль от двигающегося впереди автомобиля, который смогут использовать водители, двигающегося поперек транспорта, для проезда перекрестка.
Ваши действия: Не выезжать на перекресток на текущий разрешающий сигнал светофора.
Этап 2 — Вариант 2: Автомобиль перед Вами проехал перекресток и остановился непосредственно за ним.
Анализ ситуации: Несмотря на то, что перекресток перед Вами свободен, за ним отсутствует свободный участок дороги для размещения Вашего автомобиля. Таким образом, выехав на перекресток Вы не сможете с него выехать. В этой связи существует большая вероятность, что Вы создадите препятствие для движения транспорта в поперечном направлении, т.е. нарушите ПДД.
Ваши действия: Следует не выезжать на перекресток на текущий разрешающий сигнал светофора.
Этап 2 — Вариант 3: Автомобиль перед Вами проехал перекресток, а также отъехал от него на расстояние, позволяющие разместить за перекрестком и Ваш автомобиль.
Анализ ситуации: Перекресток свободен, у Вас имеется возможность с него выехать, по-прежнему действует разрешающий сигнал светофора. Три эти предпосылки дают основания полагать, что Вы можете без нарушения ПДД проехать перекресток.
Ваши действия: Следует пересечь перекресток.
Приведенный алгоритм не претендует на истину в последней инстанции. За отсутствием альтернатив, именно таким алгоритмом пользуюсь сам. Возможно алгоритм не самый простой, возможно не способствует скорому достижению пункта назначения, но он действует, позволяет соблюдать ПДД и не совершать административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.13 КоАП РФ.
Коллеги, буду рад услышать Ваши мнения по поводу того, как НЕ совершать административное правонарушение и не нарушить ПДД при проезде «занятого перекрестка».