Что такое образовательная программа и учебный план

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программы выделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. Учебные задачи и учебные действия в структуре процесса обучения

5. Учебные задачи и учебные действия в структуре процесса обучения Учебная задача является по счету вторым, но по сути самым главным компонентом учебной деятельности. Обучающемуся она предлагается как сформулированное определенным образом учебное задание или в виде

Глава 11 Зачем нужны дифференцированные учебные программы?

Глава 11 Зачем нужны дифференцированные учебные программы? Одаренным детям, которые быстро усваивают учебный материал, надо дать возможность почувствовать, что обучение в школе может приносить удовольствие и пользу. Углубленная и ускоренная учебная программа служит

Астральные планы

Астральные планы Когда мои Субъекты во время наших сеансов описывают свое восхождение в послесмертный мир духа как «переход через туманные слои полупрозрачного света», я вспоминаю об астральных планах, о которых мы читали в различных восточных текстах. Должен

Учебные группы душ

Учебные группы душ В своей первой книге я посвятил целые главы рассмотрению начинающих, промежуточных и продвинутых групп душ и их Гидов. Я также приводил примеры групповых энергетических занятий, во время которых души учатся создавать и формировать физическую материю,

Жизненные планы

Жизненные планы Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила

Мои планы на мою жизнь

Мои планы на мою жизнь Виктор, или История застрявшей жизни Достойный молодой человек Виктор поставил себе серьезные цели: закончить институт с красным дипломом, найти достойную работу и создать семью, где у него будет любимая женщина и замечательные милые дети.Угу. Что

Планы Дениса

Планы Дениса Скучной жизнь делают не планы, а планы мелкие и слабые Денис учится в одном из престижных частных колледжей Великобритании. Расписание дня очень жесткое: подъем в 7.00, бегом на молитву, в течение всего дня уроки, перемежаемые спортивными занятиями, вечером

ЦЕЛИ. ПЛАНЫ

ЦЕЛИ. ПЛАНЫ Цели. Нет смысла обсуждать на что вы способны, если воодушевлены ими. Нет смысла обсуждать на что вы способны, если верите в них. Нет смысла обсуждать что случиться, если вы будете действовать помимо них.Сначала всегда бывает причина, и только потом –

3.2. Строим планы

3.2. Строим планы У творческого человека должно быть две программы: программа-минимум и программа-максимум. Если у человека есть только программа-максимум, то его реальная жизнь будет очень тяжелой, и он просто не доживет до того светлого будущего, которое намечено

Планы

Планы Вам предстоит наметить пятилетний план вашей жизни. Каковы ваши три самые главные цели в предстоящем году?1. ________________________________2. ________________________________3. ________________________________Что вы уже теперь делаете, чтобы достичь каждой из этих

Учебные курсы и семинары

Учебные курсы и семинары На дополняющем книгу сайте вы найдете информацию о курсах и семинарах, где можно глубже изучить мой метод и проработать конкретные задачи, а также получить обратную связь и оценку своей работы.Если вы предпочитаете работать в группе, учебные

4. УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЬЮЗЕНА

4. УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЬЮЗЕНА Курсы предназначены для:? правительственных учреждений;? корпораций;? школ и университетов;? частных групп и организаций;? общественных фондов;? детей;? семей;? пожилых людей.Курсы базируются на основных положениях, содержащихся в следующих книгах

Учебные материалы для программы-оптимума

Учебные материалы для программы-оптимума Аудиокурс для первичного ознакомления с языком-аудиоПодойдёт практически любой аудиокурс, где на начальных занятиях дикторы говорят очень медленно и отчётливо. Качество звука должно быть высоким — не менее 128 кбит/с, а

Дополнительные учебные материалы

Дополнительные учебные материалы После успешного выполнения программы-оптимума используйте учебные материалы данного раздела для активного добора лексики и знакомства с социальными реалиями.Книги на изучаемом языкеПринцип подбора книг такой же, как аудиокниг: точно

Источник

Что такое образовательная программа и учебный план

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

3. К основным образовательным программам относятся:

2) основные профессиональные образовательные программы:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

С 01.01.2023 в п. 1 ч. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с данными положениями (в ред. ФЗ от 26.05.2021 N 144-ФЗ) не позднее 01.09.2022.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 322-ФЗ)

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

С 01.01.2023 в ч. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Источник

Учебный план образовательного учреждения

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Эффективный учебный план – это документ, который:

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

Источник

Что представляет собой учебный план

Что такое учебный план

Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:

Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.

Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные виды

Выделяют 3 вида учебных планов:

Независимо от вида, к УП предъявляются требования:

Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:

Базисный учебный план, характеристика

Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.

Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.

БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.

В состав базисного документа образования входят:

Составные компоненты базисного плана

Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:

БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.

Типовой учебный план, характеристика

Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.

Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.

Различают 2 вида типовых УП:

При разработке типового образовательного документа учитывают:

Учебный план общеобразовательной школы

Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.

Школьные планы делят на виды:

Источник

Образовательная программа и учебный план в сравнении.

Образовательная программа и учебный план в сравнении.

Вернемся к вопросу об Основной образовательной программе общего образования. Необходим ли этот документ? Может быть, можно обойтись только учебным планом? Образовательная программа необходима. Почему?

Учебный план является документом, определяющим предметы для изучения в школе, количество часов в неделю и в год для реализации общеобразовательных программ. Он не обозначает или обозначает лишь пунктирно (Пояснительная записка) цели и задачи образовательной деятельности. В нем нет ответа на вопрос о том как, при помощи каких средств реализовывать программу по тому или иному предмету.

Образовательная программа в Целевом разделе определяет планируемые результаты изучения предмета, цели и задачи, предметные, метапредметные и личностные компетенции, формирующиеся у обучающихся в образовательном процессе.

В образовательной программе есть подраздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООПОО

В содержательном разделе документа размещена Программа развития УУД, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. В учебном плане этого ничего нет, там только указываются предметы, через которые могут быть частично реализованы указанные программы: факультативные курсы «Введение в информатику», «Основы проектной деятельности», спецкурсы «Утверждай себя», «Моё здоровье» и др.

Таким образом, Учебный план является лишь частью основной образовательной программы и входит в Организационный раздел.

Итак, все приведенные аргументы доказывают, что Основная образовательная программа необходима, она является главным документом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения.

Она позволяет отследить предметный, метапредметный и личностный рост обучающегося. Увидеть слабые места, наметить пути их устранения. Таким образом, системность и комплексность программы дает возможность работать на перспективу и вносить необходимые коррективы и дополнения. Такие, например, документы, как Годовой календарный учебный график, План внеурочной деятельности, Программа коррекционно-развивающей работы способствуют организованному, динамичному и эффективному решению поставленных целей и задач, т.е. реализации основной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС общего образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *