Что такое наименование контрагента
Партнеры и контрагенты в программе «1С: Управление торговлей»
Новый интерфейс программы «1С: Управление торговлей» дает много дополнительных возможностей. В статье расскажем, в чем состоит разница между категориями партнеров и контрагентов «1С: УТ» и как создать каждого из них.
Справочники «Партнеры» и «Контрагенты» – сходство и различие
Для описания поставщиков и покупателей в программе «1С: Управление торговлей» используются два справочника – «Партнёры» и «Контрагенты».
Справочник «Контрагенты» отражается в регламентированном учёте. В нем содержится вся официальная информация об ЮЛ или ИП, в том числе – ИНН, КПП, адрес регистрации, а также данные счетов в банке. Справочник «Партнеры» применяется в управленческом учёте.
Информация, занесенная о контрагент в справочник «Партнеры», не всегда соответствует реальной ситуации. Данные, указанные в справочник «Контрагенты», соответствуют ЮЛ или предпринимателю.
Данные из обоих справочников могут использоваться для формирования аналитических отчётов. Программа «1С: Управление торговлей» позволяет создавать типовые формы отчётов (например, задолженность по взаимным расчётам с контрагентами или партнерами).
При необходимости справочник «Партнеры» можно отключить, обратившись к разделу «Настройки». Управленческий учёт вестись не будет – вся работа будет выполняться только со справочником «Контрагенты».
Ввод данных о партнерах и контрагентах
Создание партнера
Для создания нового партнера перейдите в раздел «Главное» – «НСИ» – выберите раздел «Партнеры».
Для ввода данных о поставщике, покупателе или подразделении обратитесь к кнопке «Создать» или создайте его при помощи копирования уже имеющегося элемента (опция «Создать новый элемент копированием»).
Укажите все имеющиеся данные о партере (можно воспользоваться помощником ввода) – публичное наименование, ИНН, КПП, ОКАТО, телефон и другую информацию. Во избежание возникновения дублей программа 1С контролирует все вводимые сведения.
После того как данные введены, обратитесь к опции «Записать». Программа «1С: Управление торговлей» может сохранить данные не только в справочнике «Партнеры», но и «Контактные лица», «Контрагенты». Для этого отметьте галочки в разделах «Указать идентификационные данные партнера» и «Указать идентификационные данные контактного лица».
Укажите вид партнера – юридическое лицо, ИП, обособленное подразделение или ЮЛ, находящееся за пределами России и нажмите кнопку «Далее».
Следующий шаг – выбор типа отношений с партнером. Программа «1С: УТ» предлагает несколько вариантов – клиент, поставщик и другие отношения. Не забудьте указать юридический и фактический адрес организации, бизнес-регион и выберите головное предприятие из раскрывающегося списка.
Введите данные о счете в банке, если они известны. Если вы впервые работаете с программой, подобрать кредитное учреждение можно их классификатора. Заполните банковские реквизиты и введите номер расчетного счета. Если он открыт в иностранном государстве, отметьте соответствующий чек-бок и нажмите кнопку «Далее».
После того как ввод информации завершен, система сформирует выписку для проверки данных о партнере. Если какие-то данные внесены с ошибкой, вы всегда сможете их отредактировать, обратившись к одному из предыдущих разделов. Убедившись в правильности указанной информации, нажмите кнопку «Создать».
В новой форме кликните на кнопку «Записать и закрыть» – информация о партнере будет сохранена. Теперь вы сможете использовать его при создания заказов и формирования аналитических отчетов.
Создание контрагента
Вариант 1
Если партнер в программе 1С соответствует только одному ЮЛ или ИП, ввести информацию о контрагенте можно одновременно с регистрацией нового партнера. Для этого необходимо кликнуть на опцию «Указать данные нового партнера (будет создан контрагент».
Вариант 2
Если партнер в 1С имеет несколько физических или юридических лиц, регистрация данных о контрагентах осуществляется сразу же после записи информации о партнере.
Далее необходимо перейти в раздел «Партнеры», выбрать нужное физическое или юридическое лицо из справочника «Контрагенты» и обратиться к опции «Создать».
Если это необходимо, укажите информацию на вкладках «Основное» и «Банковский счет», после чего переходите к разделу «Контрагенты». При создании контрагента можно указать не только рабочее, но и сокращенное наименование.
Вариант 3
Создать контрагента в 1С можно и через форму заказа поставщику или покупателю. Для этого необходимо перейти в раздел «Продажи», выбрать опцию «Заказ клиента» и кликнуть на опцию «Создать» в разделе «Контрагент». Укажите известные данные и нажмите опцию «Записать и закрыть» – теперь вы можете создавать заказы, выставлять счета, формировать отчетность.
Вы можете посмотреть CRM-систему, которая легко интегрируется с 1С:Управление торговлей
Заключение
Все документы в программе «1С: Управление торговлей» должны содержать информацию о контрагентах и партнерах. 1С предусматривает возможность ведения взаимных расчетов в рамках заключенных между собственной организацией и компанией партнера договоров.
Для того чтобы вести раздельные списки контрагентов и партнеров, программа 1С использует опцию «Независимо вести партнеров и контрагентов» (доступна в разделе CRM и маркетинг». Если вы не осуществляете работу с партнерами, представляющими холдинги, опцию можно отключить. Отследить взаиморасчеты с поставщиком или покупателем можно из формы контрагента, обратившись к опции «Взаиморасчеты».
Контрагент
Добавлено в закладки: 0
Кто такой контрагент? Что это такое простыми словами: определение и описание понятия.
Контрагент – это термин, который означает одну из сторон, которые договариваются при правовых гражданских отношениях. При этом понимается, что стороны друг другу противопоставляются в рамках данных отношений. То есть все обязательства одной стороны имеют взаимно противостоящее или корреспондирующее право другой стороны. Обе стороны в рамках договорных отношений являются контрагентами в отношениях друг с другом. Под данным термином может также пониматься подрядчик, то есть компания, исполняющая определенные типы работ, по согласованию с требованиями заказчика.
Контрагент (лат. cont rahens – договаривающийся; contra – против + agens – действующий; con-trahere противостоять взаимно) – одна из сторон договора в правовых гражданских отношениях.
Контр – или против проходит из противопоставления одной стороны другой, в договоре каждому обязательству сторон противостоит (корреспондирует) взаимно право другой стороны и наоборот. В правовых гражданских отношениях контрагент – партнер, одна из сторон договора. Как контрагент выступают обе стороны договора в отношении друг к другу.
Каждый партнёр, заключающий контракт, является контрагентом.
Контрагентом могут назвать, к примеру, подрядчика – юридическое или физическое лицо, которое принимает на себя обязательство сделать определённую работу в согласии с заданием заказчика, получив вознаграждение за это.
Рассмотрим детально, что значит контрагент.
Кто такой контрагент с точки зрения бухгалтерии
Что такое контрагент с точки зрения бухгалтерии? Это физическое или юридическое лицо, выступающее одной из сторон сделки. Под контрагентами понимаются различные лица, предприятия и учреждения, с которыми организация вступает в торговые, финансовые, гражданско-правовые и другого рода отношения. Клиент как непосредственный участник коммерческих операций является центральным элементом в системе планирования материально-товарных отношений и составления прогнозов.
Контакт с контрагентами – это практически неизбежная часть работы любой производственной или торговой компании. Он отличается своими принципами, методами и находит отражение в бухгалтерской отчетности. На каждого контрагента бухгалтеру требуется оформить отдельный перечень документов и фиксировать в них любые мельчайшие финансовые детали.
Это каждый из партнеров, который заключает договор между собой. Контрагентами могут быть любые лица, которые имеют связь с организацией. К ним относятся производители товаров или услуг, подрядчики, сотрудники и даже покупатели.
Таким образом, это все, с кем предприятие вступает в деловые отношения и заключает контракты. Договорные отношения между контрагентами могут строиться на взаимном равенстве и полностью исключают какое-либо подчинение одного участника сделки другому.
Заключение договоров с контрагентом
Для заключения контракта с определенным контрагентом любому предприятию необходимо сделать соответствующее предложение, а другой стороне нужно его принять. А это означает, что каждая подобная сделка состоит из 2-ух стадий.
Первая стадия имеет название оферта и является письменным предложением для заключения контракта.
Вторая стадия называется акцептом и имеет в виду согласие лица (контрагента) на принятие оферты. В итоге, сделка может считаться заключенной в том случае, когда предлагающая сторона получает в ответ акцепт от стороны, которая принимает данное предложение.
Учет расчетов с контрагентами в бухгалтерии
Бухгалтер вступает в дело после того, как организация заключила необходимый контракт с контрагентом и, таким образом, вступило с ним в договорные отношения.
Создается единая информационная база данных, куда сводятся сведения о каждом партнере предприятия.
На большом количестве предприятий бухгалтерами используется компьютерная программа 1С. В таком случае информация о контрагенте хранится в специальных справочниках, где указывается наименование и ИНН партнера, страна его регистрации, физическое или юридическое лицо, коды КПП и ОГРН, адрес и телефон. Кроме этого в отдельной графе выведены банковские реквизиты партнеров, которые используются для оформления необходимых платежных документов.
Взаиморасчеты предприятия с контрагентами бывают нескольких видов. Когда дело касается поставщиков, тогда возможны расчеты в кредит или на других оговоренных условиях. При этом, бухгалтер должен оформить платежные поручения, аккредитивы, чеки, векселя и пакет иных документов.
Рассмотрим случай, при котором оплата за товары или услуги проходит без задержек. Тогда, как правило, используется платежное поручение. Однако, если у поставщика возникают проблемы, то в таком случае применяется расчет по инкассо.
При проведении взаиморасчетов организации с подрядчиком, последний получает оговоренную сумму, а значит расчеты могут вестись согласно ведомостям, закрываемым после выплаты требуемой суммы. Расчет с работающим персоналом тоже производится согласно ведомостям, в которых указывается, кто и в каком размере получает аванс, а кому положена премия или штрафное взыскание.
Для проведения взаиморасчетов с клиентами бухгалтерам необходимо вести синтетические счета с обобщенной информацией о хозяйственных средствах в денежном эквиваленте, аналитические счета, в которых указываются более подробные сведения не только в денежном выражении, но и в натуральном.
Бухгалтерские расчеты с контрагентами имеют важную роль в деятельности любой компании, поэтому всегда должны производиться безошибочно и в строго установленный срок.
Не каждое физическое или юридическое лицо может быть контрагентом. Следует помнить, что для оказания определенных видов услуг или производства определенных видов работ требуется наличие специальной лицензии. Ведь контрагент – это не только участник договорных отношений, в первую очередь – это бизнес-партнер и сотрудник, который работает на доверительных отношениях. Выбор партнера поможет избежать многих неприятных ситуаций и всегда быть уверенным в надежности своей предпринимательской деятельности.
Мы коротко рассмотрели кто такой контрагент, как с ним заключаются договора и кто это с точки зрения бухгалтерии. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Кто такой контрагент и как его проверить на сайте налоговой (ФСН) по ИНН
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Продолжаем разбираться в загадочных экономических и юридических терминах.
Сегодня речь пойдет о том, кто такой контрагент, как проверить контрагента и зачем это вообще нужно.
Контрагент — это.
Простой пример: гр. Иванов продал гр. Петрову квартиру, т.е. указанные граждане совершили сделку. Стороны сделки называются контрагентами, следовательно, Иванов и Петров являются контрагентами по отношению друг к другу.
Слово «контрагент» – составное, состоит из «контр» (от латинского «contra», в переводе – «против») и агент (от лат. «agens» — действующий). Соединяем две половинки, получается – «противодействующий».
В быту данное понятие не используется, его употребление уместно только в сфере отношений между физическими и (или) юридическими лицами при заключении каких-либо официальных сделок.
Оформление таких сделок осуществляется посредством заключения гражданско-правовых договоров. К таковым относятся:
Вывод: контрагент – это физическое или юридическое лицо, которое является одной из сторон гражданско-правового договора.
Следует учитывать, что у договора может быть не 2, а несколько сторон. И все они будут являться контрагентами по данному соглашению.
Зачем проверять контрагента
Заключая любую сделку, ее участники всегда находятся в зоне риска. При этом неважно, между физическими или юридическими лицами она совершается. Золотые слова: «Доверяй, но проверяй».
Для чего нужна проверка контрагента:
Перечисленные выше основания для проверки касаются юридических лиц и ИП.
А для чего нужно проверять контрагентов-физических лиц?
Допустим, вы решили приобрести недвижимость и боитесь, что вас «разведут» мошенники. Зная адрес или кадастровый номер объекта, вы можете заказать в Росреестре или МФЦ (многофункциональном центре) выписку из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости).
В этой выписке содержится вся информация об интересующем объекте: ФИО собственника (собственников), технические параметры, адрес, возможное наложение обременения (ситуация, когда собственник не может полноправно распоряжаться своей недвижимостью).
Вывод: чтобы минимизировать потенциальный риск в отношении своего контрагента, его нужно проверить.
Как это сделать, читайте далее.
Как проверить контрагента (физ лицо) на сайте ФСН
Если вас интересуют сведения об объекте недвижимости, принадлежащем физ.лицу, то вам нужно получить выписку из ЕГРН. Об этом мы подробно рассказали в другой статье нашего блога, которая доступна по приведенной ссылке.
Если же вам нужно узнать, действителен ли ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), предъявленный вам физическим лицом, то сделайте следующее:
При необходимости на официальном сайте налоговой (ФСН) можно также узнать ИНН по ФИО физ.лица:
Проверить контрагента (юр лицо) по ИНН на сайте налоговой
Оптимальный способ – проверка контрагента на официальном сайте налоговой. Только здесь можно получить наиболее актуальную информацию. Алгоритм действий:
Если же нужна более обширная информация, то кликните по опции «Получить выписку».
» alt=»»>
Будьте бдительны, воспользуйтесь нашими советами и вам удастся избежать контакта с недобросовестными контрагентами.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Я не думаю, что, проверив ИНН на действительность, можно быть в чём-то уверенным, мошенники ведь тоже регистрируют фирмы в установленном законом порядке, используя номинальных учредителей и директора.
Кто такой контрагент простыми словами: зачем он нужен, как им стать, какие виды договор и методы взаиморасчета бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели. В процессе развития и продвижения бизнеса каждый предприниматель обязательно сталкивается с понятием «контрагент». Кроме этого, слово можно услышать в деловом разговоре или увидеть в научной литературе. Вот только, кто такой контрагент, что он делает и как им становятся? Давайте разбираться.
Кто такие контрагенты и зачем они нужны
Контрагент – это одна из сторон, участвующая в гражданско-правовых отношениях. При этом установленные договором обязательства равно распределены между обеими сторонами, то есть стороны являются контрагентами друг другу.
Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим термин на конкретном примере: гражданин Смирнов продал гражданину Сидорову легковой автомобиль. Они подтвердили заключение соглашения подписанным договором купли-продажи и, следовательно, стали контрагентами по отношению друг к другу.
Простыми словами, контрагенты — это продавец и покупатель, участвующие в сделке. В повседневной жизни понятие встречается крайне редко, но тот, кто занимается юриспруденцией или бухгалтерией сталкивается с ним постоянно.
В зависимости от ситуации договор между контрагентами заключается:
Но, следует учитывать, что в сделке могут участвовать не две стороны, а гораздо больше. В этом случае каждая из них будет контрагентом по отношению к другому.
Виды и типы контрагентов
В настоящее время нет определённой классификации контрагентов, поэтому всё разделение происходит лишь условно. Например, по учёту тех, кто участвует в сделке:
Если же в сделке участвует несколько сторон, то это договор между многосторонними контрагентами. Кроме этого, контрагентов можно разделить на следующие виды:
Продавец-покупатель | Первая сторона обязуется поставить товар, а вторая его оплатить. |
Арендодатель-арендатор | Одна сторона передаёт указанный предмет (недвижимость) во временное пользование, а другая оплачивает аренду указанным в договоре способом. |
Отправитель-перевозчик | Отправитель оплачивает услугу перевозки, перевозчик доставляет вещь в указанное место. |
И это лишь несколько часто встречающихся видов. В каждой сфере деятельности список будет свой.
Какие формы договоров бывают
Ситуации, когда между двумя сторонами требуется заключение соглашения, бывают совершенно разными. В связи с этим различают несколько форм договоров:
Несмотря на то, что договор может заключаться как между юридическими, так и физическими лицами, он всегда должен соответствовать правилам, предусмотренным законом РФ.
Как заключить договор
Перед подписаниями соглашения необходимо составить письменное или устное предложение. После того, как контрагент его примет можно переходить к обсуждению условий и подписанию бумаг.
Этапы заключения договора:
На этом этапе стороны или одна из сторон составляет письменный договор, в котором указывает права и обязанности, а также другие важные моменты.
На втором этапе контрагент знакомится с документами и оформляет своё согласие на предложенные условия. Если первая сторона получила акцепт от второй, договор считается заключенным.
Информация о новом контрагенте заносится в специальную базу (если в отношениях участвует юридическое лицо).
Расчёты с контрагентом
Чаще расчёт с контрагентами осуществляется методом перевода денег на лицевой банковский или расчётный счёт. Кроме этого, допустимы варианты взаиморасчёта, обмена или передачи средств наличными. В зависимости от ситуации стороны выбирают подходящий для себя способ.
Кроме того, в современной экономике часто применяется товарообменный вариант, который не предусматривает дополнительной оплаты. Таким образом каждый участник сделки одновременно выступает и покупателем, и продавцом. Момент перехода права собственности прописывается в соглашении.
Проверка контрагента
Не все физические или юридические лица могут стать контрагентом. Например, участвовать в сделке не может лицо, признанное недееспособным. Кроме этого, не стоит забывать о так называемых фирмах однодневках, заключение контракта с которыми может привести к потере денег.
Как вы уже могли догадаться, очень важно проверять контрагента перед подписанием договора. Кстати, сделать это можно дистанционно, на сайте налоговой службы.
После этого, на странице будет отображена хранящаяся на ресурсе информация, ознакомление с которой позволяет составить мнение о контрагенте.
Заключение
Таким образом, разобраться, кто такой контрагент не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Трудности могут возникнуть после заключения договора. Чтобы этого избежать следует внимательно подойти к вопросу, проверить контрагента заранее, проконсультироваться со специалистами, обратиться к юристам. Только ответственный подход поможет избежать проблем.
У меня на этом всё. Подписывайтесь и до встречи в следующих статьях. Удачи!
Как проверять контрагентов
И почему это важно
Фирма может внешне выглядеть благополучно, иметь красивый офис и вежливый отдел продаж, а внутри там огромные долги, суды и директор в бегах.
Поэтому контрагентов надо проверять. Вот как это делать.
Сразу оговорюсь: есть 16 способов проверить контрагента по разным базам, сайтам и сервисам, и если пользоваться всеми, то это будет стоить времени. С другой стороны, прошедший все 16 шагов контрагент — это золото. Если вы начали проверку, и первые же пять этапов оказались провальными, можно сразу отказывать этому контрагенту — маловероятно, что дальше вы найдете что-то хорошее.
Как проверить контрагента: пошаговые действия
Зачем проверять контрагентов
Недобросовестные компании очень хорошо умеют изображать благонадежность. Доверять нельзя ни обильной рекламе в интернете, ни щедрым скидкам, ни дорогим костюмам. Вот зачем проверять контрагентов по документам.
Вычислить тех, кто не выполнит обязательства. Мои клиенты часто рассказывают о недобросовестности партнеров. Салону красоты плохо сделали ремонт и пропали — потери составили треть от первоначальной суммы ремонта. Строителям заказчик три года не оплачивал выполненные работы — нужно было подавать в суд, но заказчик обанкротился.
Часто бывает, что покупатель принимает товар и не платит. Или наоборот: поставщик получает аванс и не отгружает товар. Проверка поможет решить, стоит ли сотрудничать с контрагентом, или есть риск, что он не выполнит свои обязательства.
Не работать с однодневками. Контрагент может оказаться фирмой-однодневкой, которая была создана неделю назад специально для того, чтобы взять с заказчиков авансы и исчезнуть. В этом случае вы потеряете только деньги, но это тоже неприятно.
Может оказаться так, что фирмы вообще не существует. Есть сайт, есть название и счет для перевода денег, но юридического лица нет, а за сайтом скрываются обманщики.
Вычислить мошенников. Ваш контрагент может совершать финансовые преступления, например, заниматься обналом или набирать незаконные кредиты. В таком случае правоохранительные органы будут проверять не только контрагента, но и вас как его партнера.
Избежать работы с банкротом. Вы можете связаться с фирмой, которая находится в состоянии банкротства. Если вы переведете такой фирме деньги, увидите вы их не скоро, если вообще увидите.
Любую сделку с банкротом, в том числе вашу, вправе оспорить в суде кредиторы. Чтобы получить деньги назад, нужно включаться в реестр кредиторов и ждать окончания процедуры банкротства, которая может длиться несколько лет.
Не иметь проблем с налоговой. Если налоговая посчитает, что вы недостаточно проверили добросовестность потенциального контрагента, вам могут отказать в налоговой выгоде. То есть вы не сможете заплатить меньше налогов — получить налоговый вычет или применить пониженную налоговую ставку.
Случай из жизни. После налоговой проверки одной компании доначислили налог на прибыль и НДС в размере 10 миллионов рублей. Штраф и пени вышли еще на 4 миллиона.
Причиной для этого стал один договор поставки. Налоговая сказала, что фирма не проявила должную осмотрительность при заключении договора: контрагент не мог вести реальную хозяйственную деятельность, не платил налоги и вообще существовал только на бумаге.
Пошли в суд, но он встал на сторону инспекции. Оказалось, что контрагент вообще был исключен из реестра юридических лиц.
В ходе проверки налоговая выяснила, что паспорта человека, подписавшего договор от имени контрагента, не существует, а подписи поддельные. Потом к этому делу подключились сотрудники полиции — началось настоящее веселье. Полиция искала непоставленный товар, генерального директора и подняла на уши всех партнеров нечестного контрагента, в том числе нашу несчастную компанию, которой в итоге пришлось доплатить налоги и уплатить штраф.
С 2017 года действует новая статья Налогового кодекса 54.1. Она напрямую запрещает уменьшать налоговую базу или сумму налогов, если организация исказила факты своей деятельности. Но если факты отображены верно, цель сделки не налоговая выгода и договор был реально исполнен, то организация имеет право уменьшить налоговую базу или сумму налогов. Применять эту статью будут к выездным налоговым проверкам, которые были назначены после 19 августа 2017 года. Судебная практика по применению ст. 54.1 НК РФ в спорах с налоговой уже появилась.
Случай из жизни. Налоговая инспекция заинтересовалась сразу несколькими договорами поставки одной организации. И по факту проверки фирме доначислили налогов, штрафов и пеней на 39,5 млн рублей. Не согласившись с решением налоговой, организация подала в суд.
Первая инстанция встала на сторону налоговой, а вторая — согласилась с организацией. Третья инстанция сказала, что налоговая права и налоги придется доплатить.
Основанием для этого стало то, что реальность договоров с контрагентами была опровергнута налоговой.
Суд с налоговой согласился и организации пришлось доплатить серьезную сумму.
Вот как проверить контрагента самостоятельно.
Запросите у потенциального контрагента копии основных документов. Для компаний — это устав, свидетельство о постановке на налоговый учет ( ИНН ), свидетельство о присвоении основного государственного регистрационного номера ( ОГРН ), а также решение или протокол о назначении генерального директора. Для индивидуальных предпринимателей — свидетельство о присвоении основного государственного номера индивидуального предпринимателя ( ОГРНИП ).
Если организация или ИП зарегистрированы в 2017 году и позже, то вместо свидетельств о регистрации у них на руках есть только листы записи сведений в реестры. Это нормально.
Готовность предоставить документы по вашей просьбе — хороший знак. Это значит, что контрагент настроен серьезно и готов работать добросовестно. А в случае суда или претензий к вам со стороны налоговой запрос учредительных и регистрационных документов у партнера — плюс в вашу пользу для подтверждения того факта, что вы проверяли контрагента.
Если вы планируете заключить сделку на крупную сумму, устав контрагента покажет, как он может заключить такую сделку и может ли вообще. Для этого нужно изучить правила одобрения крупной сделки и проверить компетенцию руководителя.
Например, для ООО по закону крупная сделка — это сделка или цепочка сделок стоимостью выше 25% стоимости активов общества. Иногда собственники бизнеса ограничивают крупные сделки конкретной цифрой. Например, считают крупной сделку на сумму от 500 тысяч рублей. В таком случае директор не может подписать договор, если он не одобрен решением собственников организации.
Проверьте, чтобы все это совпадало с вашими ожиданиями и здравым смыслом. Будет странно, если вы заключите договор поставки арматуры с фирмой, которая занимается детскими праздниками.
Тревожный признак — большое количество очень разных видов деятельности компании, от продажи детского питания до нефтепереработки. Это может быть признаком помойной компании, которую используют для перекачки денег. А отсутствие нужного вида деятельности для заключения сделки, по мнению налоговых инспекций, — один из признаков фирмы-однодневки.
Договор поставки, который заключила компания из предыдущего примера, был связан с нефтепродуктами. Но почему-то нефтепродукты компания купила у фирмы, которая по документам торгует лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и другими строительными материалами. Налоговой это не понравилось.
А вот другое дело. Компанию привлекли к ответственности в том числе потому, что она заключала договоры на ремонт техники с контрагентами, которые по ЕГРЮЛ таким видом деятельности не занимаются. Основной вид деятельности одного контрагента — общестроительные работы. Другого — лесное хозяйство и услуги в этой области. Так быть не должно.
Еще посмотрите, нет ли в выписке записи о недостоверности сведений о генеральном директоре или адресе. Это должно насторожить. Недостоверность сведений об адресе значит, что организация не получает корреспонденции по указанному в ЕГРЮЛ адресу или вообще там не находится. А недостоверность сведений о генеральном директоре говорит о том, что указанный в ЕГРЮЛ директор не выполняет своих функций. Возможно, это был номинальный директор, который давно уволился.
Проверьте адрес контрагента — не массовый ли он. Массовый адрес — это адрес места нахождения большого количества организаций, которые просто покупают его в интернете для регистрации. По одному адресу могут находиться тысячи разных фирм.
Это может означать, что контрагент не находится по заявленному адресу. Его будет трудно найти в случае конфликта. Массовый адрес, купленный для регистрации, сам по себе может не свидетельствовать о ненадежности контрагента, но в общей картине проверки должен насторожить.
Поищите руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц. А еще проверьте сведения о лицах, которые через суд отказались руководить потенциальным партнером.
Дисквалифицированный директор не имеет права управлять обществом и заключать договоры. Он вообще ничего не может делать от имени организации, если только по доверенности. За самодеятельность такому директору грозит административная ответственность.
Пробейте по реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, к какому типу относится контрагент: микропредприятие, малое или среднее предприятие. Это покажет уровень оборотов фирмы и количество сотрудников в организации.
У малых предприятий может быть до 100 сотрудников, а у средних — от 101 до 250 человек по официальным данным. Фирма-однодневка или мошенническая организация не будет трудоустраивать такое количество человек.
Проверьте в федеральном реестре сведений о банкротстве, не собирается ли ваш контрагент стать банкротом и не находится ли он на стадии конкурсного производства.
Если в отношении контрагента введено конкурсное производство, его деятельность приостановлена: он вообще не может заключать сделки. С такой фирмой работать нельзя.
Если банкротство только началось, стоит подождать: финансовое положение может стабилизироваться. Если будущий партнер сам подал заявление о своем банкротстве, скорее всего, он хитрит, и у него нет денег — с таким лучше не связываться.
Поищите в «Вестнике государственной регистрации» сообщения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей.
Если такое сообщение есть, смахивает на мошенничество — будьте внимательны. Возможно, вы последняя попытка мошенника незаконно обогатиться.
Например, вам очень нужно поставить в офисе новые столы, вы заключаете с контрагентом договор, даете аванс, а потом узнаете, что он уже исключен из действующих юрлиц. Неприятно.
Проверить организацию на наличие долгов и исполнительных производств по их взысканию можно на сайте Федеральной службы судебных приставов.
Исполнительное производство начинается после выигранных дел в суде. Это говорит о том, что потенциальный партнер не только судится и проигрывает, но и продолжает не платить по счетам.
На этом же ресурсе можно посмотреть и задолженность по налогам, их тоже взыскивают через судебных приставов.
Картотека арбитражных дел расскажет, в каких судебных разбирательствах участвует контрагент, какие обязательства не выполняет, с кем конфликтует и почему. А может, наоборот, ваш будущий партнер всегда на стороне добра и справедливости.
Если у поставщика идут подряд несколько судебных разбирательств с покупателями, подрядчик судится с заказчиком из-за качества работ, организация регулярно забывает заплатить за электричество — это повод задуматься. А можно задать об этом вопрос будущему контрагенту напрямую.
Посмотрите и покажите своему бухгалтеру данные бухгалтерской отчетности контрагента. В них вы увидите, что происходило с финансами компании за предыдущие годы: сколько заработали, сколько потеряли, ушли в минус или выбились в плюс.
В Центре раскрытия корпоративной информации можно посмотреть еще много всего интересного: связанных с компанией лиц, решения участников и даже эмиссионные документы.
Если со стороны контрагента договор собирается подписывать человек с нотариальной доверенностью, лучше подстраховаться и проверить доверенность по реквизитам на сайте Федеральной нотариальной палаты.
Если доверенности на сайте нет или она отозвана, договор подписывать нельзя — такая сделка может быть признана недействительной. Сначала нужно связаться с руководителем контрагента, получить доказательства одобрения сделки и запросить новую доверенность.
Если у вашего контрагента должна быть лицензия на осуществление деятельности, ее действительность лучше проверить — мало ли что. Без лицензии он просто не вправе заключать сделки.
Наличие лицензии можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ на сайте налоговой, а ее действительность проверить адресно.
На сервисе «Федресурс» можно проверить строительные организации: в каких саморегулируемых организациях ( СРО ) они участвуют. Для строительства лицензии не нужны, а вот членство в СРО и допуски обязательны.
Посмотрите, не руководит ли директор сразу несколькими организациями. Сделать это можно на сайте Федеральной налоговой службы.
Бывает так, что компании-мошенники просто платят какому-то человеку за то, чтобы он был директором в 5, 10 или даже 15 компаниях. Это явный признак фирмы-однодневки или компании, которая незаконно выводит деньги за границу.
Внесение любых изменений в ЕГРЮЛ — повод задать вопрос потенциальному партнеру.
Многие строительные организации и поставщики участвуют в государственных торгах на госзакупках. Когда они не выполняют свои обязательства, их заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Проверить, внесен ли контрагент в такой реестр, можно на сайте закупок.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков сразу не характеризует организацию как ненадежную. Но вместе с остальными способами проверки создаст общую картину по контрагенту.
Регламент, чтобы не запутаться и ничего не забыть
1 августа налоговая опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Но эту информацию не так-то просто найти, поэтому я подготовила Регламент проверки контрагента, который можно распечатать и прикладывать к сделкам. Так вы покажете налоговой или суду, что проверили партнера максимально подробно.
Еще регламент поможет решить, имеет ли смысл работать с потенциальным контрагентом.
Я рекомендую рассматривать все шаги проверки в совокупности. Если потенциальный контрагент не прошел проверку по одному или двум шагам, можно уточнить у него причины и потом принять решение о заключении договора. Если вы видите, что контрагент не прошел проверку по большинству шагов, не стоит рисковать — ищите партнера понадежней.