Что такое на модерации в такси агрегатор
От агрегатора до водителя: как организуются выплаты
Что такое агрегатор такси? У многих на слуху такие названия, как «Яндекс.Такси», Gett, Ситимобил и прочие, но что эти организации делают?
Агрегаторы генерируют или формируют заказы и отправляют их на выполнение таксопаркам и водителям. Это прописано в договоре, который таксопарки заключают с агрегатором: последний предоставляет заказы, а выполняют их и разбираются со всеми возникающими по ходу сложностями таксопарки и водители.
Таксопарк
Таксопарк — это юридическое лицо, на которое агрегатор перекладывает организацию работы с физическими лицами. Предоставить водителю автомобиль при необходимости, провести медицинскую экспертизу при выходе на рейс — эти и многие другие нюансы рабочего процесса агрегатор передает таксопарку.
Таксопарк работает с агрегаторами по прямому или непрямому договору. Что это значит?
В том случае, когда таксопарк непосредственно сотрудничает с агрегатором, то есть становится его партнером, они заключили прямой договор.
Есть множество небольших таксопарков, которые могут не быть прямыми партнерами агрегатора, но работать через крупный таксопарк, который уже заключил соглашение с агрегатором, например, с «Яндекс.Такси». Тогда речь идет о непрямом договоре.
Таксопарк — это юридическое лицо, которое решает все вопросы между агрегатором и водителем, тем самым выполняя важную роль.
Водитель
Водитель — это физическое лицо, которое через таксопарк выполняет заказы агрегатора и получает за это выплаты.
Банк
Когда агрегатор переводит таксопарку деньги за выполненные водителями заказы, он перечисляет их на расчетный счет таксопарка, открытый в том или ином банке, например, в «Точка Банке» или в «Тинькофф Банке». Позднее таксопарк со своего расчетного счета, где находятся деньги, производит выплаты водителям и сталкивается на этом этапе с большим количеством трудностей.
Программное обеспечение (Jump Taxi)
Jump Taxi — это программное обеспечение, предпоследнее звено в «цепочке выплат», которое помогает таксопарку перечислять деньги с его расчетного или транзитного счета на карту водителя, то есть способствует взаимодействию таксопарка с водителем и водителя с таксопарком.
В одной из наших статей мы уже рассказывали, какими способами таксопарк может переводить водителям их заработок. Чтобы понять, почему между таксопарками и водителями очень часто появляется сервис выплат, прочитайте эту статью.
Итак, мы выяснили, что наша «цепочка выплат» состоит из пяти звеньев. В каком порядке они располагаются?
Все просто: агрегатор — банк — таксопарк — сервис выплат и банк — водитель.
Очень важно понимать, что в случае с Jump Taxi речь идет именно о программе. Деньги как были у таксопарка до момента, пока он не перевел их водителю, так у него и остаются. Они ни в коем случае не переходят к Jump Taxi.
Цифры на балансе водителя в приложении — это средства, которые находятся у таксопарка или агрегатора, а не у Jump Taxi. Мы только помогаем переводить их с расчетных или транзитных счетов таксопарка на карту водителю, а водителю — выводить деньги в удобное для него время.
Водитель, прежде чем получить оплату своего труда, отдает ее часть в виде комиссии, причем не одной.
Комиссия агрегатора
Возьмем, например, «Яндекс.Такси». За свои услуги он удерживает примерно от 15 до 30% от каждой поездки водителя, ведь агрегатор тоже несет издержки. При этом точное значение комиссии водитель может видеть в приложении «Таксометр».
Собственная комиссия парка
В самом начале статьи мы говорили, что таксопарк является связующей нитью между агрегатором и водителем и осуществляет все процессы между ними. Так как бесплатно работать никому не хочется, а уходить в «минус» — тем более, таксопарк устанавливает свою комиссию и получает некоторый процент с каждого заказа водителя. В среднем, это 3-7%, зависит от специфики региона, в котором таксопарк работает.
Комиссию таксопарка, как и комиссию «Яндекс.Такси», водитель может видеть в приложении «Таксометр».
Комиссия за вывод средств
Проводя выплаты водителям со своих расчетных или транзитных счетов, таксопарк вынужден платить комиссию банку. Чтобы не разориться на выплатах, он перекладывает оплату части этой суммы на плечи водителя в виде комиссии за вывод средств.
Эта комиссия может быть как фиксированной (30-50 рублей за выплату), так и в виде процента (2-3% от выплаты), а может быть комбинацией этих двух вариантов. Например, когда таксопарк устанавливает комиссию в 2%, но указывает, что минимальная комиссия — 20-30 рублей. В этом случае, даже если 2% от выплаты водителя — это 14 рублей, с него все равно спишут 30 рублей: так устроен тариф банка. Чем безопаснее, регулярнее и быстрее выплаты, тем, как правило, больше банковские издержки.
Подробнее о комиссии и тонкостях моментальных выплат мы рассказываем здесь.
Агрегаторы такси: подробный гайд по успешной конкуренции с ними для директора независимой службы такси
Агрегаторы такси на сегодняшний день занимают чуть меньше половины легального рынка таксомоторных компаний. Они представляют собой компании-посредники, в которых работают частные таксисты или целые службы такси, но при этом сами перевозкой пассажиров не занимаются, только предоставляют водителям заказы.
Принцип работы агрегаторов такси несложен, но эффективен. Агрегатор дает возможность водителям и службам регистрироваться в своем приложении и получать свободные заказы. За свое посредничество агрегатор берет комиссию с каждой поездки – от 17 до 25% в зависимости от региона. Кроме того, в некоторых агрегаторах есть возможность купить себе рабочую смену, таким образом сервисы также зарабатывают на водителях и таксопарках.
В результате такой схемы работы складывается парадоксальная ситуация: заказов у таксиста или службы такси благодаря агрегатору может быть много, но ежемесячный доход получается меньше, чем мог бы, если бы служба работала сама по себе.
Посмотрите видео о том, что такое агрегаторы такси
↓
Список агрегаторов такси в России
Яндекс.Такси – не самый первый, но самый крупный среди агрегаторов. Благодаря популярности сервисов Яндекса, он представлен в 82 регионах страны и доступен даже в маленьких городах.
Uber – один из первых агрегаторов такси не только в России, но и во всем мире. В некоторых городах этот агрегатор был объединен с Яндексом, но до сих пор доступен не во всех регионах.
Ситимобил – агрегатор, совместно созданный Mail.ru Group и Сбербанком, работает в 50 крупнейших городах России. При оплате водителям использует сложную систему мотивации, при снижении которой могут упасть и доходы водителя.
DiDi – китайский агрегатор, который только начал завоевывать российский рынок. Этот сервис предоставляет беспрецедентно крупные скидки пассажирам. Из-за этого водители, работающие на DiDi, неоднократно жаловались на то, что работают со слишком дешевыми поездками.
Таксовичкоф – агрегатор, популярный в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Предоставляет услуги такси с повышенными требованиями к комфорту и качеству, за счет чего работать с этим агрегатором могут не все водители.
Почему независимой службе такси и водителям невыгодно работать с агрегатором
Большинство агрегаторов идут на дополнительные поощрения водителей: снижают комиссию, если оклеить машину в фирменные цвета бренда, предоставляют таксистам автомобили в аренду по собственной программе, а также доплачивают водителям такси за выполнение их заказов в обход той службы, где водитель официально работает – выдают так называемые гарантированные выплаты.
Почему это невыгодно для таксопарка, который работает на агрегатора: водители стараются брать больше заказов агрегатора и меньше обычных, рядовых поездок. Это приводит к нехватке водителей и к недовольству клиентов, вынужденных слишком долго ждать машину.
Почему это невыгодно для водителя: чаще всего после нескольких месяцев работы агрегаторы ставят своим таксистам достаточно жесткие условия работы. Чтобы отбить комиссию или плату за выход на смену, водители берут все больше и больше дешевых заказов, и в итоге все равно получают за день не такие и большие деньги. Работать же они при этом вынуждены зачастую гораздо больше стандартных 8 часов, и времени на обед и отдых у них остается меньше. Итог – уставший, «выгоревший» человек, дополнительный риск на дороге и для пассажиров, и для других участников движения.
Как работает агрегатор такси
Схема работы агрегаторов такси
Существуют ли безопасные агрегаторы заказов такси
Для местных служб такси существует два вида агрегаторов. Первый – те, что описаны выше: компании со своими брендированными автомобилями, которые переманивают к себе водителей и постепенно оставляют частные таксопарки без заказов. Именно о них мы сегодня пишем.
Существует и другой вид агрегаторов, безопасный для бизнеса такси – они не рекламируются как такси и не имеют собственных машин, но могут только предоставлять заказы за процент. К таким относятся:
Навигаторы и сервисы для построения маршрута (2GIS, Google Maps и т.д.);
Приложения, позволяющие пассажиру сравнить цены и условия заказа у разных служб такси и выбрать подходящий. В таких сервисах тоже собирается информация о таксопарках и возможна небольшая реклама.
Почему пассажиры все еще выбирают агрегаторы?
Ответ прост: для пассажиров, «голосующих рублем» за существование тех или иных вещей на рынке такси, это дешево и удобно. Агрегатор ставит низкую стоимость поездки, постепенно выдавливая из города другие службы такси. И самое главное – у всех агрегаторов есть привычные, быстрые и удобные мобильные приложения.
Именно благодаря приложениям агрегаторы в свое время так быстро завоевали популярность. Если раньше клиентам приходилось звонить оператору, узнавать цену своей поездки, то с появлением приложений на смартфонах заказ такси стал занимать от силы пару минут. Человек просто открывает приложение, которое уже запоминает основные его маршруты и предыдущие поездки, вбивает адрес, сразу видит стоимость заказа, через 3-5 минут выходит к уже подъехавшей машине – и все.
Именно поэтому для того, чтобы конкурировать с агрегатором и быть готовым к его приходу, очень важно своевременно провести автоматизацию бизнеса такси, да и вообще хороший анализ бизнеса своей службы: удобный сайт, мобильное приложение, телефония, возможность выставления оценок, система формирования бонусов пассажиров и лояльности водителей – все это поможет вам удержаться на плаву, когда агрегатор придет и в ваш город.
В город пришел агрегатор такси: как это бывает
За годы работы специалисты «Такси-Мастер» множество раз сталкивались с этой печальной историей, рассказанной нашими клиентами. Почти всегда она звучит одинаково, и руководители служб такси уже хорошо знакомы с этой схемой:
Сначала, заходя в город, агрегатор завоевывает рынок низкими ценами для пассажиров и гарантированными выплатами для водителей.
Лишаясь большей части пассажиров, службы такси вынуждены либо сами идти работать к агрегатору, либо поднимать цены, чтобы удержаться на плаву, и, в конце концов, разориться.
Для таксопарков, которые попали под его крыло, агрегатор предлагает дополнительные бонусы: бесплатное программное обеспечение и мобильное приложение, а также большое количество заказов без рекламы и вложений.
Когда конкурентов практически не остается, агрегатор ужесточает условия работы для водителей и лишает службы, работающие на него, возможности регулировать тарифы и самостоятельно формировать условия своей работы. Кроме этого, он может брать комиссию за пользование его программой, влияет на количество заказов, которые получает служба, а также может и вовсе выключить ее из своей программы.
Таксопаркам, которые попадают в ловушку агрегатора, уже некуда деваться: они уже потеряли почти всех своих независимых водителей, они давно уже не рекламировались, у них нет собственного приложения. Да, можно попытаться выплыть за счет рекламы и скидок пассажирам, но справиться с агрегатором, у которого несоизмеримо больше денег, на его поле практически невозможно.
Как описывают эту ситуацию сами водители – большинство агрегаторов подгребают их под себя тем, что создают среди таксистов отчаянную борьбу за рейтинг. Водитель с высоким рейтингом получает больше выгодных заказов, а водитель с низким может работать практически в ноль. На первый взгляд, система справедлива: кто лучше работает – тот и зарабатывает больше. Также агрегатор наказывает рублем водителей, которые отказываются от поездок, даже если эти поездки им определенно невыгодны. Отказался от заказа, за который получаешь смехотворную сумму, едва покрывающую даже бензин, – понижение в рейтинге.
В итоге самые высокие рейтинги у тех таксистов, которые работают не лучше, а дольше, в ущерб собственному времени, здоровью и отдыху. Но комиссионные никто не отменял, и если в начале и середине нулевых средняя заработная плата таксиста могла быть выше зарплаты хорошего инженера или врача, то сейчас водитель вынужден работать по двенадцать часов за небольшие деньги.
Пассажиры же могут радоваться низким ценам агрегаторам до поры до времени, пока не столкнутся с водителем, который вовсе не понимает по-русски, или приехал на заказ в состоянии помутненного сознания.
И альтернативы нет – местные службы такси позакрывались. Круг замкнулся.
Требования к агрегатору такси
Для региональных служб такси, не желающих работать под крылом у агрегатора, есть хорошие новости: в связи с увеличением количества жалоб на жесткие условия агрегаторов, ФАС и прочие надзорные органы все чаще обращают внимание на их деятельность. Было уже несколько попыток привлечь агрегаторов к ответственности за то, что они демпингуют цены на рынке или в одностороннем порядке устанавливают тарифы на поездки, лишая водителей возможности самих участвовать в этом процессе.
Пока что на законодательном уровне деятельность агрегаторов никак не ограничена, но требования к их работе ужесточились. Кроме того, все меньше водителей идут работать к агрегаторам, и все больше служб такси могут противостоять им – работая на удобном ПО, мотивируя и удерживая своих водителей достойными условиями труда, продвигая хорошую маркетинговую стратегию и зарабатывая лояльность пассажиров. Именно эти действия – ключевые для всех таксопарков, которые хотят работать самостоятельно и независимо.
Как службам такси конкурировать с агрегатором?
Программный комплекс «Такси-Мастер» и все его сервисы рассчитаны на то, чтобы предоставить службам такси возможность свободной конкуренции, в том числе и с агрегатором. Разумеется, речь не идет о том, чтобы на стареньких «жигулях» таксовать возле вокзала в частном порядке и считать это достойной конкуренцией. В приоритете безопасность, скорость и качество обслуживания, именно их будут выбирать клиенты, и залог этому – репутация компании.
Вот что мы предлагаем для этого:
Современное, быстрое и удобное программное обеспечение с собственным приложением, вовремя выходящими обновлениями и круглосуточной технической поддержкой. Стоимость программы «Такси-Мастер» в аренду начинается от 10 000 рублей, и в эту сумму входит почти все необходимое для качественной работы службы такси.
Продвижение вашей службы такси: реклама, разработка маркетинговой стратегии, полезная информационная рассылка, вебинары, советы и конференции для руководителей такси.
Центр обмена заказами ТММаркет: разные службы такси могут обмениваться заказами за небольшой процент, и все остаются в плюсе – службы работают под собственным брендом и исключительно на себя.
При этом все службы такси сохраняют свою индивидуальность: сами устанавливают тарифы, акции, бонусы, поощрения для водителей по собственному усмотрению, сохраняют свои клиентские базы и могут не бояться, что их заказы утекут другому таксопарку. Вся работа происходит по принципу здорового рынка, а благодаря программному обеспечению и приложению вывозимость повышается на 20-30%. Соответственно, количество заказов службы растет, но только благодаря ее собственной работе, а не за счет агрегатора и его комиссии.
Мобильное приложение для заказа такси TaxoPhone вполне способно составить конкуренцию приложениям агрегаторов
Таким образом, с помощью «Такси-Мастер» и его функций вы остаетесь полноправным владельцем собственной службы такси с полным контролем водителей и заказов, наращиваете обороты, получаете больше заказов, сокращаете количество холостых пробегов и простоев у автомобилей, быстрее подаете машину клиенту и повышаете лояльность своих пассажиров.
Что можно узнать о работе такси-сервисов и их отношениях с пассажирами, если прочитать пользовательское соглашение Статьи редакции
«Яндекс.Такси» и другие агрегаторы могут менять правила, не предупреждая. А Gett просит «незамедлительно удалить» приложение, если пользователя не устраивают условия — иначе он автоматически соглашается с ними.
Обозреватель vc.ru и руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов вместе изучили соглашения пяти популярных сервисов такси, которые работают в десятках российских регионов:
Кроме Ахметжанова vc.ru обращалось к четырём юристам. Один из них отказался комментировать соглашения агрегаторов такси, ссылаясь на конфликт интересов, ещё двое — на занятость.
Юрист компании «Рустам Курмаев и партнёры», руководитель направления «Разрешение T&IP споров» Ярослав Шицле изучил соглашения и дал краткий комментарий по ситуации в целом.
Рынок сервисов заказа такси через интернет фактически не регулируется государством, писал «Коммерсантъ» в 2020 году. В законодательстве о таксомоторных перевозках нет термина «агрегатор услуг такси» и регламента оказания таких услуг.
Более общее определение «Владелец агрегатора информации о товаре (услуге)» есть в законе «О защите прав потребителей». Оно относится посредническим интернет-сервисам: в их список входят не только агрегаторы такси, но и маркетплейсы, сайты частных объявлений, поиска работы и бронирования гостиничных номеров. Представитель «Яндекс.Такси» подтвердил vc.ru, что компания работает в соответствии с этим определением.
Каждый сервис такси самостоятельно определяет свой статус в отношениях с партнёрами и пассажирами, а также порядок оказания услуг, обработки данных и страховые обязательства — обо всём этом сервисы сообщают в лицензионных соглашениях.
Соглашение — самый важный документ, с которым каждый пассажир должен ознакомиться еще до заказа такси, подчеркнул в разговоре с vc.ru юрист Равиль Ахметжанов. « Если же пользователь не желает читать, это его проблемы », — говорит он.
Каждый агрегатор в своём соглашении неоднократно подчёркивает, что он не перевозчик, а посредник. Через свои приложения компании оказывают одну услугу — сообщают пользователям о возможности заказать поездку.
Все сервисы позиционируют себя как агрегаторы, то есть они посредники между таксопарком и клиентом. Поэтому соглашения содержат ожидаемые оговорки о том, что сервис никакой ответственности за убытки перед пользователем не несёт.
Похожую оценку дал Равиль Ахметжанов.
Тем не менее агрегаторы называют себя по-разному.
Список услуг в приложениях не ограничен заказом такси: дополнительные услуги представлены в текстах соглашений. В частности, в приложении «Яндекс Go» можно вызвать водителя и заказать доставку.
«Ситимобил» позволяет арендовать электросамокаты и получать другие услуги. По словам Ахметжанова, в соглашении компании есть возможность заключения письменного договора фрахтования, то есть перевозок по заказам. Gett также составил в соглашении условия для аренды автомобилей на заказ.
Создатели приложения «Максим» допускают, что пользователю могут быть доступны не только услуги такси. На сайте компании заявлены услуги доставки и такси для бизнеса.
«Партнёром компании, по правилам “Максим”, может оказаться тамада», — указывает Ахметжанов, подробно изучивший соглашение. По его словам, строгих ограничений для расширения списка услуг в документе нет.
«Максим», говорит Ахметжанов, работает по самой понятной ему бизнес-модели: как франшиза. Компания находит в регионах партнёров для подключения местных таксопарков и работает с ними как с франчайзи. Пользователю (пассажиру) стоит ознакомиться с двумя документами: публичной офертой и лицензионным соглашением.
Агрегаторы не гарантируют, что вся информация в приложениях будет достоверной и точной. Например, они формально не обязаны сообщать, какой таксопарк и водитель примет заказ. Тем не менее эта информация есть в приложениях.
«Яндекс» получает информацию от партнёров, на которых, согласно статьи 9 закона «О защите прав потребителей», возложена обязанность предоставить владельцу агрегатора достоверную информацию. Обязанность агрегатора — донести её до пользователя.
Законом не предусмотрена обязанность владельца агрегатора о проверке предоставляемой информации, поэтому в соглашении используется формулировка (отказа от ответственности за достоверность информации в приложении «Яндекс Go» — vc.ru).
«Ситимобил» пишет в соглашении, что не отвечает за актуальность информации о таксопарке и водителе, а «Яндекс.Такси» —за сведения о стоимости поездки и о самой её возможности. Представители «Ситимобил» не ответили на вопросы vc.ru.
«Только Didi берёт на себя обязательство отправить по SMS информацию хотя бы о водителе-партнёре, — говорит Равиль Ахметжанов. — При этом практически во всех случаях утверждается, что именно партнёры обязаны самостоятельно соблюдать обращённые к ним требования законов и нормативных актов».
Такси-сервисы также оставляют за собой право изменять условия лицензионных соглашений и не сообщать об этом. Незнание текста соглашения не прекращает его действия.
Положения о том, что агрегаторы без уведомления могут менять условия соглашений, не соответствуют законодательству, в частности, закону «О защите прав потребителей», считает Ярослав Шицле.
Стандартное условие пользовательских соглашений о том, что сервис вправе в любое время изменять текст соглашения без уведомления пользователя, маловероятно будет принято во внимание судом в случае возникновения спора.
Представитель «Яндекс.Такси» с такой формулировкой не согласен.
Такое право (изменения текстов соглашений — vc.ru) используется компанией в первую очередь в случаях появление дополнительной функциональности, качественных изменений сервиса, о которых мы уведомляем пользователей и другими способами (пуши, сторис, фуллскрины).
Между пользователем и «Яндексом» отсутствует возмездный договор, следовательно, к «Яндексу» в целом применимы лишь специальные нормы закона «О защите прав потребителей» о товарных агрегаторах, а не весь закон в целом.
Изменяемость информации, вероятно, касается не только соглашений, но и других данных в приложениях. Например, тарифов, замечает Ахметжанов: «Только Gett в соглашении предоставляет информацию об определённых тарифах».
Кроме того, компании по-разному трактуют свои финансовые обязательства перед пользователями.
Агрегаторы получают и обрабатывают данные пользователей, в том числе персональные данные. Сервисы такси предупреждают, что информация о пользователях будет известна другим компаниям — их партнёрам.
По закону, компания, которая принимает и обрабатывает персональные данные, обязана хранить их на своих серверах до пяти лет. Срок хранения не зависит от статуса пользователя: данные будут в распоряжении агрегатора и после расторжения соглашения об использовании.
В текстах соглашений такси-сервисы пишут, что имеют право использовать данные по собственному усмотрению. Так, «Яндекс.Такси» передаёт информацию о пользователях всей группе компаний «Яндекс», а также «Вымпелкому» и другим операторам связи.
В соглашении отмечается, что эти данные нужны для создания индивидуальных предложений сервиса. Обработка этой информации регулируется политикой конфиденциальности. Похожая политика существует и у «Ситимобила».
В «Яндекс.Такси» назвали некорректной гипотезу обозревателя vc.ru о том, что круг компаний-партнёров, которым могут быть переданы данные пользователей, ничем не ограничен.
Компания обрабатывает персональные данные только при наличии надлежащих правовых оснований, которые перечислены в «Законе о персональных данных».
Каждый пользователь «Яндекс.Такси» также соглашается получать рекламные сообщения после установки приложения «Яндекс Go». Сервис обещает, что от этой рекламы можно отказаться.
Приложение Gett также собирает данные, а пользователи, в свою очередь, соглашаются получать рекламу: её Gett может передавать всеми доступными способами, в том числе с помощью телефонных звонков и сообщений.
В соглашении есть список получаемых данных. Некоторые пункты списка сформулированы общо, и Gett не даёт дополнительных разъяснений:
Gett заявляет в правилах, что следит за сохранностью данных пользователей, но затем уточняет, что гарантировать абсолютной защиты не может.
«Максим», как и другие сервисы такси, запрашивает персональные данные и документы пассажиров при первом запуске приложения для удостоверения их личности, но в оферте и лицензионном соглашении гиперссылки на политику обработки конфиденциальных данных нет. Этот документ пользователь должен найти на сайте такси-сервиса сам.
Компания пишет, что персональные данные после идентификации пользователя не сохраняет. По условиям оферты «Максим», пользователи соглашаются получать рекламные сообщения, в том числе в мессенджерах Whatsapp, Viber, Telegram и их аналогах.
Агрегатор Didi открыто заявляет, что за сохранность данных в приложении ответственность несёт пользователь. В свою очередь, компания берёт с пользователя обязательство вводить корректные сведения, в том числе платёжную информацию.
Компания работает в соответствии со 152-м федеральным законом «О защите персональных данных», сказано в соглашении. Didi собирает сведения об устройствах, IP-адреса, рекламные идентификаторы и другие данные, а также получает доступ к звонкам и сообщениям пользователя, относящимся к её сервисам, написано в правилах компании.
По словам Ахметжанова, в части об ущербе все соглашения похожи: здесь практически нет упоминаний дорожно-транспортных происшествий, а в параграфах о компенсациях нет уточнений, в каких конкретных ситуациях пользователь может получить деньги агрегатора.
Требовать компенсацию убытков, по условиям соглашений, пользователь должен у перевозчиков, говорит Ярослав Шицле. С ним в целом согласен Ахметжанов, подробно изучавший тексты соглашений.
Несмотря на это, агрегаторы страхуют водителей и пассажиров, но в соглашениях не гарантируют возмещение ущерба, ссылаясь на статус посредника. За выплаты отвечает страховая компания, с которой агрегатор заключил договор.
Страховые обязательства «Яндекс.Такси» различаются в зависимости от региона нахождения пользователей. При этом условия страховки не входят в список регулирующих документов соглашения с сервисом.
Регулирующие документы определяют права и обязанности сторон — «Яндекса» и пользователя. Документы о страховании, на которые вы ссылаетесь, не содержат прав или обязанностей «Яндекса» или пользователя по отношению друг к другу.
В части страхования возникают правоотношения у пользователя и страховой, «Яндекс» участником этих правоотношений не является.
«Страхование жизни и здоровья на случай ДТП действует на всех поездках, заказанных через приложение “Яндекс Go” или колл-центр в России: на сумму 2 млн рублей застрахован каждый пассажир и водитель», — уточнили в компании. Поездки застрахованы в компаниях «Альянс», «Ингосстрах» и «Группа Ренессанс Страхование».
«Только Gett заявляет в своём соглашении о добровольном страховании от несчастных случаев в результате ДТП», — отметил Ахметжанов. Пассажир Gett застрахован на 2,2 млн рублей на случай дорожного происшествия.
Didi не берёт на себя ответственность в следующих случаях:
Любые другие убытки, ущерб, затраты, расходы или ответственность, возникшие в связи с сервисами или услугами такси.
Претензии, сказано в соглашении Didi, пассажир (пользователь приложения) должен предъявлять водителю такси. Компания даст информацию о водителе по электронной почте.
Если пользователь нарушит какие-либо правила, с него могут потребовать покрыть расходы Didi на суд и адвокатов. В соглашении есть список нарушений:
«Ситимобил» не несёт ответственности за вред, который пользователь мог получить во время поездки, и за его багаж. В соглашении компании сказано, что за всё это отвечает партнёр и/или водитель.
Компания «Максим» не берёт на себя обязательства («какие-либо иные права и обязанности») партнёра-перевозчика «в части оказания услуг». Агрегатор также не отвечает за вред, который может получить пассажир.
В публичной оферте «Максим» информации о страховании жизни нет. В лицензионном соглашении сказано, что партнёры компании могут жертвовать по 10 рублей ежемесячно в благотворительный фонд «Гарант». Участие в программе добровольное.
В компании участие фонда назвали альтернативой страхованию и отметили: вопросы страхования поездок возникают из-за того, что ОСАГО и каско «практически не работают в такси и в целом не покрывают реального ущерба жизни и здоровью».
Представитель компании объяснил, как пострадавший пассажир или партнёр-водитель такси «Максим» может получить помощь.
Организуются выплаты не только в случаях дорожно-транспортных происшествий, но и в других чрезвычайных ситуациях с причинением вреда здоровью и жизни пассажиров и водителей. В том числе — в результате противоправных действий третьих лиц во время выполнения заказов.
Это максимально полная и максимально дешёвая для водителей материальная защита, аналогов которой нет на рынке такси. Водители получают ежемесячно отчёты о деятельности фонда и видят в них все истории и суммы выплат. На таких условиях они, конечно, участвуют осознанно и добровольно.
В 2020 году, следует из публичного отчёта некоммерческой организации, «Гарант» выплатил нуждающимся (в том числе людям, пострадавшим в автомобильных катастрофах) 33,7 млн рублей и еще 2,5 млн потратил на содержание сотрудников.
Все агрегаторы могут закрыть доступ пользователям без объяснения причин. В качестве примера в соглашении «Яндекс.Такси» приведён список типичных случаев, которые в том или ином виде есть во всех остальных изученных vc.ru соглашениях:
Если пользователь не согласен с каким-то из пунктов соглашения, Gett просит его «немедленно удалить» приложение. Но если пользователь не удалил приложение, сервис будет считать, что он согласен с условиями обслуживания.
Этот пункт в сочетании с возможностью изменения тарифов можно назвать спорным, считает Равиль Ахметжанов.
Во время поездки на 3 км за шесть минут тариф, предусмотренный соглашением, может измениться до неузнаваемости, а по правилам Gett пользователь должен будет удалить приложение в случае несогласия с таким изменением.
Если же приложение будет удалено, пользователь фактически будет лишён доказательств возникших обстоятельств, а если не удалит, он фактически подписывается под согласием с внесёнными изменениями.
На момент выхода этого материала представители Gett не прокомментировали слова юриста.
Чтобы расторгнуть соглашение с «Ситимобилом», недостаточно удалить его приложение с устройства. Процедура расторжения договора — уведомительная. Пользователю необходимо направить запрос на электронный адрес компании, а затем подтвердить личность по телефону и в приложении.
Расторжение соглашения с Didi будет считаться завершённым после удаления приложения и деактивации учётной записи. Если пользователь не согласен с каким-либо условием обслуживания «Максим», сервис предлагает не пользоваться его услугами.