Что такое мораль в сказке

Мораль и скрытый смысл детских сказок

На чьей стороне симпатии читателя? Конечно, на стороне кота, ведь он такой ловкий! Мораль – Победитель всегда прав! Так какого мы все изображаем и изображаем из себя жертв разных политических режимов, но боимся стать победителями их?
——
Король Дроздобород
Не в меру капризная и глупая принцесса отвергает женихов одного за другим. Особенно весёлым ей показалось насмехаться над последним, достойным и красивым. Раздосадованный отец даёт обещание выдать её замуж за первого нищего, который постучит в двери дворца. Этим нищим оказывается последний отвергнутый жених. И вот принцесса живёт в холодной хибаре, ест впроголодь, вынуждена тяжело работать. Потом, правда, всё становится на свои места и дело заканчивается счастливым браком, но не раньше того, как принцесса перевоспитается и попросит прощения.

Кажется, что мораль этой сказки в христианском смирении. Но нет. Здесь показано, что только голодом, холодом, страданиями можно выбить дурь из головы. Вот только этим и будет выбита либеральная дурь из наших голов.
——
Белоснежка
В сказке Белоснежка приглашает свою мачеху, злую королеву, из-за которой ей пришлось претерпеть столько страданий, на свадьбу. Мачеха является. Там её ловят и заставляют плясать в раскалённых железных башмачках до тех пор, пока она не умрёт.

Мораль: нечего шляться по чужим домам. А если такое случилось, то наглеть не надо. Ну и как тогда быть с кавказскими и среднеазиатскими мигрантами в России?

Источник

Сказка как средство воспитания и развития ребенка

Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок. Сказки издавна несли информацию об окружающем мире, о поведении в каких-либо ситуациях. С её помощи за кратчайшее время можно донести до человека любую информацию. Дети с удовольствием слушают сказки, переживают за героев, радуются счастливому концу в общем фантазируют и представляют услышанное. Сказки помогут преодолеть переживания, трудности у ребёнка. Например: расставание с мамой, различные страхи (одиночества, самостоятельности и др., неуверенность в себе. А также скорректируют поведение ребёнка, например: убирать за собой игрушки, меньше смотреть телевизор, не капризничать по пустякам и др.

Подходит для дошкольников. С помощью сказки до ребёнка можно донести какую-либо информацию. Например: о необходимости чистить зубки, о разнообразии геометрических фигур и др. В конце сказки несложные вопросы и задания для закрепления. ПРИМЕР: «Жили-были два микроба». Сатеник Казаря

Направлена на корректировку психологической проблемы. Сначала показывается неверное поведение героев, а затем правильное. Обязательно такие сказки после обсуждаются.

Сказка о Вороненке.

В основе лежат притчи. Обсуждаем её.

Медитативная или релаксационная сказка

Для снятия внутреннего напряжения, представления позитивных образов. Рассказывать такую сказку надо спокойным, не громким голосом, можно включить фоном музыку. Соответственно не громко и спокойную. Например: пение птиц, шум моря и др.

Путешествие — медитативная сказка на ночь для засыпания.

Этот метод скорее направлен на диагностику проблемы. Ребёнку рассказывают небольшой фрагмент сказки, далее совместно с ребёнком продолжаете её. Спрашивайте ребёнка: где живут герои, какая у них семья, сколько детей и т. д. Затем спросите у ребёнка: «Как думаешь, что будет дальше?» Только все вопросы должны задаваться непринужденно и не навязчиво. Потом анализируем сказанное, все придуманное ребёнком, может говорить о его переживаниях, о каких-либо проблемах в жизни малыша.

«Заколдованный принц (принцесса)»

Как правило, это второй этап работы со сказкой. Ребёнку предлагается нарисовать или слепить, можно сделать и аппликацию на тему услышанной сказки. Здесь ребёнок выплёскивает свои чувства.

Воспитание сказкой. Значение сказки в раннем возрасте.

Неотъемлемой частью воспитания ребенка раннего возраста является сказка. Сказка в столь юном возрасте даёт ребенку возможность бережно освоить правила коммуникации с окружающими. Заботливые родители часто задаются вопросом, какую литературу читать детям в раннем возрасте. В первую очередь сказка должна соответствовать возрасту ребенка. В возрасте двух-трёх лет рекомендуется читать потешки и стихи, которые помогут ему с легкостью осваивать навыки самообслуживания. Это потешки про умывание, про сон, про одевание или раздевание, про прием пищи. Есть прекрасные произведения в русском народном творчестве. Такие сказки как: Курочка ряба, Репка, Маша и медведь, Три медведя, Колобок. Чему же могут научить данные произведения? Для начала давайте вспомним, чем же характеризуется данный возраст. В этом возрасте начинается «Кризис трёх лет». В этом возрасте ребенок активно исследует окружающий мир. Исследование часто сопровождается поломкой предметов быта, игрушек. Думаю, есть мамы и папы, которые знают, что ребенок может стать капризным, при встрече с трудностями (например, пробует одеть колготки, а у него не получается и он начинает капризничать, плакать и психовать). Пробует делать те вещи, которые в силу возраста ещё ему не посильны. Ребенок начинает понимать, что он может отойти далеко от родителей. Другими словами, убегает от мамы или папы. Для решения данных ситуации хорошими учителями становятся сказки. Давайте попробуем проанализировать несколько из них. Для начала вспомним сказку » Репка». «Дедушка посадил репку» и когда самостоятельно не смог ее вытащить, позвал на помощь своих близких (Бабку, Внучку, Жучку и т. д.). Для ребенка мораль сказки состоит в том, что, если что-то не получается, надо попросить о помощи. В сказке «Курочка ряба». Курочка ряба для бабки и деда снесла яичко. Бабка и дед пытается разбить его, у них не получается, и мышка движением хвоста, быстро роняет его на пол и яйцо разбивается. Да так, что главные герои начинают плакать. И курочка их успокаивает. Здесь можно увидеть проекцию. Мама дала своим детям важную игрушку, которая во время игры ломается. И в итоге успокаивает своих детей » не плачьте, ничего страшного, я дам вам другую. Сказка учит детей менее эмоционально относится к поломке. Сказки «Маша и медведь», «Колобок», » Три медведя» учат тому, что может произойти, если далеко уйти от дома. Даёт возможность понять о безопасности. Конечно, прочитав один не достигнешь результата. Только систематическое чтение может помочь.

В своей группе раннего возраста, так как вы понимаете, что нам приходится много повторять, мы одну сказку можем рассказать и показать по-разному и на деревянных фигурках показать, и на прищепках можем рассказать сказку, на пальцах! Еще очень любим сказки сочинялки (например снеговик, так же сказки сочинялки из простых вещей, например апельсин!

Сказка – не обман, а тайна

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и суперактивные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Примеряя роль главного (конечно же) героя на себя ребенок, во-первых:

• четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;

• показывает, каким он видит решение проблем;

• сам) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

• акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;

• корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;

• помочь ему избавиться от той или иной привычки;

• показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл, как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

умение связно выразить мысль;

творческие способности и фантазию;

умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры. Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками. Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать. Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказкеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказкеФотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Источник

Исследовательская работа “Чему учат русские народные сказки”

Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.

В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.

В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.

В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).

Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.

Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказке Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказке Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказке Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказке Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказке Что такое мораль в сказке. Смотреть фото Что такое мораль в сказке. Смотреть картинку Что такое мораль в сказке. Картинка про Что такое мораль в сказке. Фото Что такое мораль в сказке

Смысл, спрятанный от нас

Главный персонаж колобок учит нас:

· Избегать неприятности хитростью.

· Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя.

· Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры.

В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку.

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

Смысл, спрятанный от нас

Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.

Сказка — семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат народные сказки:

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Вариант 2

Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.

В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.

Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.

В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.

И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.

Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…

Живое слово

Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Сказки и миф. Чему учат русские сказки? — видео

Взаимопомощь

Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.

2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

«Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» — это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.
Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *