Что такое монолог примеры
Что такое монолог
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый школьник знает, что такое монолог.
А вот о том, когда возник данный термин, и для чего использовался в разные эпохи, не лишним будет прочитать ещё раз.
Гибкость и универсальность монолога позволила ему проникнуть во все языковые стили, формы и виды.
Монолог — это.
Учебник русского языка сообщает, что монолог – это речь одного лица.
Его принято противопоставлять диалогу (это как?), который, в отличие от монолога, представляет собой полноценный процесс коммуникации.
Задача монолога – выразить собственные размышления, озвучить внутренние вопросы, не всегда требующие ответа, вместе с самим собой осмыслить ту или иную проблему.
Оказывается, монолог — это не только жанр устной речи, но и один из древнейших литературных приёмов. Герой рассказывает о ком-то или о чём-то (чаще всего – о себе), попутно предоставляя зрителю или слушателю возможность наблюдать за собой, своим характером, способом мыслей.
Монолог содержит подсказки, объясняющие зрителю то, что нельзя произнести в присутствии других героев, некое обращение к высшему разуму через головы других персонажей.
Отличительными чертами монолога можно считать:
Проговаривая своё отношение к ним, герой выделает главное для себя, рассуждает о том, что для него ценно (Монолог «Сатина» «Человек! Это звучит гордо…» в пьесе М.Горького «На дне»).
Историческое развитие монолога
В классической греческой трагедии монологи служили для того, чтобы рассказать зрителям предысторию событий, которым посвящена пьеса.
Монолог произносился актёром и был адресован хору. Хор повторял особо значимые моменты этого обращения для того, чтобы акцентировать на них внимание слушателей. Порой монолог исполнялся как молитва к тому или иному божеству или воззвание к современникам.
Зародившись в недрах драматического искусства, монолог стал мощным способом сценического самовыражения.
С помощью монолога герой европейской драмы, предполагающей «двойное дно» сюжета, делился со зрителями тайными мыслями, плетением интриг, любовными мечтами.
В комедийном жанре монологичность часто демонстрировала глупость, наивность персонажа или, напротив, обнажала всю глубину его коварных замыслов. К.Марло, Ж.Б.Мольер, К.Гоцци по-разному использовали монолог не только как приём-характеристику, но и как сюжетообразующий элемент.
К началу ХIХ века драматическое искусство уступило в популярности лирике (это что?).
Интимный мир личных переживаний, выраженных посредством поэтического слова, обрёл идеальное выражение в форме монолога.
Из поэзии монолог перебрался в прозу. Если стихотворение могло быть целиком выполнено в данной форме и иметь обращение к одному или нескольким адресатам, то в рассказе, романе или повести монолог стал локальным элементом, описывающим внутренний мир героя, одной из его портретных характеристик.
Появился термин «внутренний монолог», означающий такой вид самовыражения, когда мысли не проговариваются вслух, а произносятся «про себя».
В культуре постмодерна монолог стал естественным способом лирического, эпического и драматического выражения, произносимого без расчёта на сиюминутную вербальную реакцию.
То есть, если вы услышите бардовскую песню под названием «Монолог современника» или прочитаете в сети стихотворение «Монолог шестисотого мерседеса», не обязательно отвечать их авторам словами. Достаточно услышать и понять главную мысль автора, его эмоциональный посыл.
Самые знаменитые монологи в литературе
Нередко монологи выбирают для заучивания наизусть в школе. В них много экспрессии (это как?), они отражают внутренний мир человека, в них можно узнать себя.
Если сравнивать литературу с музыкой, то монолог похож на арию. Он всегда выгодно звучит со сцены.
Если вы любите ярко выступать или, например, готовитесь к Всероссийскому конкурсу чтецов «Живая классика», советуем заглянуть в список литературных монологов, которые было бы неплохо знать каждому:
Продолжать этот список можно до бесконечности. Любопытно также написать собственный монолог в качестве маленького литературного эксперимента.
Монолог – отличный способ познать самого себя, понять, кем мы являемся в этом мире и чего хотим от жизни.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Монолог-это конечно хорошо, но не обязательно закапываться и с головой уходить в себя, так можно и головой поехать. Я больше сторонник диалогов, ведь именно в них иногда и кроется истинный смысл, когда из нескольких мнений выносишь для себя одно, именно то, что считаешь по-настоящему важно.
А есть еще внутренний монолог. И хорошо, когда про себя (в уме), а не вслух. В противном случае это уже психиатрический диагноз)) Вот почему в современном русском языке слово «монолог» как правило имеет негативный, несколько презрительный оттенок.
Что такое монолог. Примеры монолога
Не образумлюсь. виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек.
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чипам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Теперь не худо б было сряду
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художественного произведения. В монологе героя не только передаются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.
С точки зрения языка монолог характеризуется такими признаками, как наличие в нем обращений, местоимений и глаголов 2-го лица, например: А вы! о Боже мой! Кого себе избрали?; Довольно. с вами я горжусь моим разрывом; Подумайте, всегда вы можете его беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Примеры монологов в литературе и кино
Когда вы думаете о слове монолог, вы можете подумать о рутине стендап-комика или, может быть, о начале выступления ведущего ночного шоу. Но литературный термин «монолог» обычно относится к р
Содержание:
Когда вы думаете о слове монолог, вы можете подумать о рутине стендап-комика или, может быть, о начале выступления ведущего ночного шоу. Но литературный термин «монолог» обычно относится к речи, произнесенной персонажем книги, фильма или сценического представления. Продолжайте читать, чтобы увидеть примеры монологов из произведений литературы и кино, в которых персонажи выражают свои мысли и эмоции.
Примеры монологов из литературы
Гамлет
Лучшим примером монолога является речь Полония перед его сыном Лаэртом перед отъездом Лаэрта во Францию. Здесь он дает совет, как Лаэрту вести себя за границей.
«И все же здесь, Лаэрт! На борту, на борту, к стыду!
Ветер сидит в плече твоего паруса,
И ты останешься ради. Там; мое благословение с тобой!
И эти несколько заповедей в твоей памяти
Смотри на своего персонажа. Не давай своим мыслям языка,
Ни какой непропорциональной мысли его поступок.
Будь знаком, но ни в коем случае не вульгарен.
Те друзья, которые у тебя есть, и их усыновление испытано,
Прикрепите их к своей душе стальными обручами;
Но не притупляй ладонь развлечением
Каждого новичка, неоперившегося товарища. Остерегаться
Вступить в ссору, но быть в ней,
Не знай, что оппоненты могут опасаться тебя.
Каждому подавай ухо, но мало голоса;
Смиритесь с осуждением каждого человека, но оставьте свое суждение.
Дорогая твоя привычка, как твой кошелек,
Но не в воображении; богатый, не кричащий;
Одежда часто гласит:
И они во Франции самого лучшего ранга и положения
В этом они один из самых избранных и щедрых вождей.
Ни заемщиком, ни кредитором быть не должно;
Ибо взаймы часто теряют и себя, и друга,
А заимствования притупляют край земледелия.
Это прежде всего: самому себе быть верным,
И это должно следовать, как ночь за днем,
Тогда ты не можешь лгать ни одному человеку.
Прощай: мое благословение в тебе! «
Как и большинство важных литературных монологов, это выступление важно как по содержанию, так и по времени. Он раскрывает черты характера, которые Полоний ценит и Лаэрт должен поддерживать, и отмечает последний раз, когда Лаэрт увидит своего отца живым.
Сон в летнюю ночь
Пак, озорная фея из шекспировского «Сон в летнюю ночь», с удовольствием рассказывает о себе. Когда другая фея идентифицирует его как Робина Гудфеллоу (его альтер эго), он соглашается и развивает возвышенный монолог.
«Ты говоришь правильно;
Я тот веселый ночной странник.
Я шучу Оберону и заставляю его улыбаться
Когда я, толстый и сытый конь, обманываю,
Ржание жеребенка кобылки:
И когда-нибудь я в чаше сплетен прячусь,
По подобию жареного краба,
И когда она пьет, я прижимаюсь к ее губам
И на ее подвес налил эль.
Самая мудрая тетя, рассказывающая самую печальную сказку
Иногда меня принимают за трехфутовый стул.
Затем я выскользнул из ее задницы, опрокинул ее,
И «Портной!» плачет и кашляет,
И тогда весь двор держится за бедра и смеется,
И восклицая от радости, и изнывая, и клянусь
Здесь никогда не было зря потрачено на более веселый час.
Но, комната, фея! А вот и Оберон «.
Язык Шекспира отражает причудливость и веселье персонажа Пака. Это также задает тон комедии, которая появится позже в пьесе.
Отелло
Дездемона, центр мира Отелло в шекспировском «Отелло», не имеет много возможностей заявить о себе перед безвременной кончиной. Но в первом акте Дездемона сообщает отцу новости о своем замужестве и верности Отелло.
Всего в десяти строках Дездемона отдает дань уважения своему отцу, напоминает ему, что ее мать также предпочла дом ее мужа дому своего собственного отца, и говорит ей, что теперь она верна Отелло. Хотя Яго пытается поставить это под сомнение позже в трагедии, вера, которую исповедует Дездемона, никогда не ослабевает.
Кукольный дом
Этот монолог на удивление прогрессивен для времени Ибсена, поскольку позволяет женскому персонажу не только сомневаться в любви мужа, но и отвергать ее. Она бросает мужа и детей, пытаясь найти себя.
Горнило
Элизабет пытается убедить Джона, что Эбигейл назвала ее ведьмой, чтобы Абигейл могла быть с Джоном. Мы не только лучше понимаем мыслительный процесс Абигейл, но и слышим, как Элизабет обвиняет Джона в том, что он не разорвал полностью его отношения с Абигейл, добавляя больше доказательств их семейного конфликта.
Убить пересмешника
В фильме Харпера Ли «Убить пересмешника» Аттикус Финч проводит большую часть своего времени, юридически защищая Тома Робинсона в громком судебном деле. Его заключительная аргументация продолжается на нескольких страницах и заканчивается следующим отрывком.
Аттикус умоляет присяжных выслушать объективные доказательства перед ними и признать Тома невиновным. Его страстный монолог раскрывает истинный характер Аттикуса, а окончательная неспособность присяжных выслушать его раскрывает общественную силу, против которой Аттикус противостоит.
Цвет Фиолетовый
В конце «Пурпурного цвета» Элис Уокер Сели и ее бывший муж г-н ____ размышляют о своей жизни. В отличие от того периода, когда они были женаты, они действительно узнали друг друга и даже стали доверять друг другу. Г-н ____ заявляет.
Сели никогда не знала мысли и сердце мистера ____, но теперь он изложил ей свои убеждения. Его монолог демонстрирует, как даже самые жестокие обидчики могут измениться с помощью самоанализа и как знание себя важнее контроля над другими.
Другие письменные произведения с монологами
В большинстве хорошо написанных пьес и книг используются монологи, чтобы выразить чувства персонажей в важный момент. Вы можете найти больше монологов в этих письменных работах, среди многих других.
Примеры монологов из фильмов
Персонажи фильма также используют монологи, чтобы выразить свое мнение и чувства, обычно в волнующий момент, который представляет собой важный сюжетный момент. Посмотрите эти примеры монологов из известных фильмов, а также список дополнительных фильмов, которые включают монологи.
Челюсти
«Вы знаете, что такое акула, у нее безжизненные глаза. Черные глаза, как глаза куклы. Когда он подходит к вам, он не кажется живым, пока он не укусит вас, и эти черные глаза не закатятся и не станут белыми, а затем, ах, потом вы слышите этот ужасный крик на высоких тонах. Океан становится красным, и, несмотря на все стук и крики, они все входят и разрывают вас на куски «.
Этот монолог устанавливает две вещи. Во-первых, Куинт много знает об акулах, но все же не боится их. Во-вторых, мы, зрители, больше понимаем возможную опасность.
Крестный отец
Одно из самых знаковых дебютов в кино начинается с монолога. Прежде чем мы увидим любого другого персонажа в Крестном отце (1972) Америго Бонасера оплакивает судьбу своей дочери.
«Я верю в Америку. Америка сделала мое состояние, и я вырастил свою дочь по американскому образцу. Я дал ей свободу, но я научил ее никогда позорить ее семью. Она нашла парня, а не итальянца. Она ходила с ним в кино, задерживалась допоздна… Я не возражал. Два месяца назад он покатал ее с другим бойфрендом. Они заставили ее выпить виски, а затем попытались воспользоваться ею. Она сопротивлялась. Она сохранила свою честь. Так что они били ее, как животное. Когда я пошел в больницу, у нее был сломан нос, раздроблена челюсть, скрепленная проволокой. Из-за боли она даже не могла плакать. Но я плакал. Почему я плакал? Она была светом моей жизни. Красивая девушка… теперь она никогда не будет снова красивой. Я пошел в полицию, как хороший американец. Эти два мальчика предстали перед судом. Судья приговорил их к трем годам лишения свободы и условно. Приостановил приговор. В тот же день они вышли на свободу! Я стоял в зале суда как дурак, а эти двое б * * * * * * *, Oни улыбнулся на меня! Тогда я сказал жене: «Ради справедливости, мы должны пойти к дону Корлеоне».
В этот момент говорит дон Вито Корлеоне, который позже соглашается помочь Бонасере с его проблемой, но отчитывает его за то, что он раньше не был ему другом. Фильм не начинается с монолога, чтобы показать нам больше о Бонасере, которого мы видим только один раз. Он устанавливает ценности и кредо Дона Корлеоне, которые зритель должен знать, чтобы понять остальную часть фильма.
Список Шиндлера
Оскар Шиндлер из «Списка Шиндлера» (1993) провел вторую половину фильма, спасая еврейских заключенных из нацистского концлагеря, пряча их как рабочих на своих заводах. Когда приходит конец Второй мировой войны, он объявляет об этом еврейским рабочим и нацистской гвардии на своей фабрике.
В монологе сообщается, что Шиндлер, несмотря на его героические действия, теперь считается преступником. Его речь разрешает как сюжетный конфликт войны, так и его собственный внутренний конфликт, связанный с работой ради дела большего, чем он сам.
Эрин Брокович
Корпоративные юристы компании Pacific Gas and Electric сидят напротив Эрин Брокович в фильме Эрин Брокович (2000). Они предлагают небольшую компенсацию жертвам утечки химикатов, на что Эрин возражает этим монологом.
Серьезный диалект не только свидетельствует о характере Эрин, но и демонстрирует, насколько она хорошо осведомлена и увлечена людьми, которых защищает. Юристы, как и публика, знают, что имеют дело с большим, чем ожидали.
День независимости
Даже в высокобюджетных боевиках используются монологи. В День независимости (1996 г.) президент Уитмор обращается к солдатам, которые готовятся сразиться с вторгшимся инопланетным кораблем.
«Доброе утро. Менее чем через час самолеты отсюда присоединятся к другим самолетам со всего мира. И вы начнете крупнейшее воздушное сражение в истории человечества». Человечество. «Это слово должно иметь новое значение для всех нас. сегодня. Нас больше не могут поглощать наши мелкие разногласия. Мы будем едины в наших общих интересах.Возможно, такова судьба, что сегодня Четвертое июля, и вы снова будете бороться за нашу свободу. Не от тирании, притеснения или преследования, а от уничтожения. Мы боремся за свое право на жизнь. Существовать. И если мы выиграем этот день, Четвертое июля больше не будет называться американским праздником, но как день, когда мир объявил в один голос: «Мы не пойдем тихо в ночь!» Мы не исчезнем без боя! Будем жить дальше! Мы выживем! Сегодня мы отмечаем День Независимости! «
Монолог наполнен эмоциональным языком и разгульными заявлениями. Это вдохновляет и солдат, и зрителей, поскольку фильм движется к эпической, насыщенной боевыми действиями кульминационной битве.
Записная книжка
В романах часто используются монологи перед тем, как пара наконец-то собирается вместе. Блокнот (2001) использует это диалоговое устройство, когда Ной признается в любви к Элли.
«Итак, он не будет идеальным. Нам придется работать над этим каждый день. Но я хочу тебя. Не сегодня или на следующей неделе, но навсегда. Каждый день, ты и я. Думай о своей жизни двадцать лет назад. или через пятьдесят лет. Где ты хочешь быть? Если это с тем парнем, уходи. Я потерял тебя однажды. Думаю, я смогу сделать это снова. Только не выбирай легкий путь. Ответь мне на один вопрос. Забудьте на минуту обо мне, своем женихе и своих родителях. Забудьте о том, что вам следует делать. А как насчет вас? Чего вы хотите? «
Это прекрасная жизнь
Джордж Бейли из «Это прекрасная жизнь» (1946) трудно держать язык за зубами. Поэтому, когда мистер Поттер хочет распустить ссуду и сбережения отца Джорджа, Джордж не может не сказать то, что он действительно думает.
Другие фильмы с монологами
В истории кино так много моментов с яркими и ключевыми монологами. Посмотрите другие фильмы, в которых есть известные монологи.
Монологи продвигают историю
Монолог
МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа монолога — обращенного монолога (Du-monolog), как, например, речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам монолога являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана – где автор ведёт повествование от первого лица.
Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов. В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, — зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло, Томас Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме.
• по драматургической функции:
• по литературной форме:
Как писать монолог – советы
Перед тем как начать писать монолог, продумайте его, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство.
.
Большинство произведений – это сложная последовательность монологов, диалогов, действий и описаний. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики или интуиции.
Многие начинают писать от первого лица. Возникает проблема с переключением на других героев. Есть несколько неочевидных моментов:
* Можно писать от первого лица, затем неожиданно переключиться и писать от третьего лица. Читатель это поймет и примет.
* Можно писать от третьего лица и переключиться на первое лицо.
* Можно всегда писать от третьего лица, что приводит к частичной потере выразительности.
* Можно писать от первого лица сразу от лица всех главных героев. Но надо иметь громадный опыт, чтобы делать это умело.
2.Монологи можно использовать для знакомства с персонажем или событиями, связанными с сюжетом. А некоторые писатели используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
Внутренний монолог – это уже совсем другая категория экспозиции, больше, чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
Даже если персонаж не перенёс никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Почему он(а) высказался (лась) сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
4.Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Или наоборот – успокоением/ новым решением. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
5.У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение развития действия.
Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать «Привет» и «Как ваши дела», занимая впустую это место. Ближе к делу.
В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить обращение. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемому произведению. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.
6.Речь монолога должна убедить читателя – быть правдивой (без вымышленных переживаний и чувств). Автор обязан пережить ситуацию с героем, верить ему, вместе с ним искать выхода, развязки. Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в данном произведении (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
В качестве упражнения можно переделать произведение или его фрагмент из трагического в комедийный или наоборот. Продумать, как бы собирался поступить герой, будь его характер иным.
7. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи – более убедительными, а ваше произведение – гораздо лучше.
Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.
8.Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.
9. Никто не захочет читать книгу, в которой все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряжённость и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.
Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
10. При создании произведения иногда очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много событий и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?
11. Хороший монолог необязательно весь должен быть смешным или серьёзным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, обогатите произведение и тем самым поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное.
Однако следует соблюдать грань между смешным и глупым. Построение текста с иронией, в некотором отношении – сарказмом и сложным юмором сделают рассказ более глубоким и интересным для аудитории.
12. Всегда проверяйте ваше произведение. Читайте вслух фрагменты, а затем – всё произведение, чтобы получить представление о речи героев. Убедитесь, что всё звучит естественно.
Расстановка знаков препинания в монологе обычная, не требующая дополнительных правил.
Возможно взять весь монолог в кавычки или поставить тире перед ним, но это необязательно.
Если монолог вставлен в рамки диалога или беседы с другими действующими лицами, он подчиняется правилам пунктуации диалога.