Что такое метаморфоз в литературе
—
1. Историческая основа
Историческая основа «Метаморфоз» ясна. Овидий хотел дать систематическое изложение всей античной мифологии, расположив ее по тем периодам, которые тогда представлялись вполне реальными. Из необозримого множества античных мифов Овидий выбирает мифы с превращениями. Превращение является глубочайшей основой всякой первобытной мифологии. Но Овидий далеко не столь наивный рассказчик античных мифов, чтобы мотив превращения имел для него какое-нибудь случайное или непосредственное значение. Все эти бесконечные превращения, которым посвящены «Метаморфозы», возникающие на каждом шагу и образующие собой трудно обозримое нагромождение, не продиктованыли такими же бесконечными превратностями судьбы, которыми была полна римская история времен Овидия и от которых у него оставалось неизгладимое впечатление.
С большой достоверностью можно допустить, что именно эта беспокойная и тревожная настроенность поэта, не видевшего нигде твердой точки опоры, заставила его и в области мифологии изображать по преимуществу разного рода превратности жизни, что принимало форму первобытного превращения.
В этой своей склонности к мифологическим метаморфозам Овидий вовсе не был единственным. Метаморфозы — это вообще один из любимейших жанров эллинистической литературы. Если у Гесиода, лириков и трагиков мотив превращения пока ещё остается в рамках традиционной мифологии, то в своих «Причинах» александрийский поэт III в. до н. э. Каллимах уже ши¬роко использует этот мотив для объяснения различных исторических явлений. О превращении героев в звёзды специально писал Эратосфен, и его небольшое произведение на эту тему дошло до нас. Некий Бойос сочинил стихи о превращении людей в птиц. Во II в. до н. э. в этом жанре писал Никандр Колофонский, а в I в.— Парфений Никейский. Не было недостатка в подобного рода произведениях и в римской литературе (например, Эмилий Макр, I в. до н. э.).
Из всех представителей жанра превращений Овидий оказался наиболее талантливым и глубоким, обладающим к тому же превосходной техникой стиха. Это сделало его «Метаморфозы» мировым произведением литературы. Будучи далеким от непосредственной веры и в превращения, и даже вообще в мифологию, Овидий, однако, не остановился на простом коллекционерстве, воспроизводящем мифы только ради самих мифов. Эллинистически-римская литература превращений стала у него ещё и определенной идеологией, без которой уже нельзя было бы судить о подлинной исторической основе его замечательного произведения.
—
3. Разнообразие жанров
Дидактическими частями «Метаморфоз» являются их начало (хаос и сотворение мира) и их конец (пифагорейское учение). Обильно представлена также риторика в виде постоянных речей (без пространной и часто умоляющей речи нет у Овидия почти ни одного мифа). В этих речах соблюдаются традиционные риторические приёмы.
Представлены у Овидия и такие типично эллинистические жанры, как, например, идиллия в изображении первобытных времён, а также и в известном рассказе о Филемоне и Бавкиде, или любовная элегия в рассказе о Циклопе и Галатее и др.
Нередко пользуется Овидий и жанром этиологического мифа (т. е. мифологически объединяющего то или иное реальное историческое явление). Таковы рассказы о появлении людей из камней, которые бросали себе за спину Девкалион и Пирра, или рассказ о происхождении мирмидонян от муравьёв.
Любимый в античной литературе жанр описания художественного произведения, так называемый э к ф р а с и с, тоже имеет место в «Метаморфозах». Таково изображение дворца Солнца с золотыми столбами, со слоновой костью над фронтоном, с серебряными дверями и образы богов в ткацком искусстве Минервы и Арахны и др.
Несмотря на это обилие жанров и на всё множество рассказов в том или другом жанре, «Метаморфозы» задуманы как единое и цельное произведение, что опять-таки соответствует эллинистически-римской тенденции соединять универсальное и дородно-индивидуальное.
«Метаморфозы» вовсе не являются какой-то хрестоматией, содержащей отдельные рассказы. Все рассказы здесь обязательно объединяются тем или иным способом, иной раз, правда, совершенно внешним. Так, иной раз вкладываются разные мифы в уста какого-нибудь героя, либо действует ассоциация по сходству, по контрасту или даже не простой смежности в отношении времени, места действия и связей или проводится аналогия данного героя с другими. Формально «Метаморфозы» являются единым произведением, не говоря уже об их художественном единстве.
1. Владислав Отрошенко. Эссе из цикла «Тайная история творений». Журнал «Постскриптум» №5
2. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. Античная литература. M., 1991
3. Публий Овидий Назон. Любовные элегии; Метаморфозы; Скорбные элегии /Пер. с латинского С.В. Шервинского. М.: Худож. Лит., 1983.
Что такое метаморфоз и чем он отличается от метаморфозы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Согласитесь, приятно в разговоре «ввернуть» этакое умное словцо, чтобы собеседник осознал, что и ты «не лыком шит».
Узнаем сегодня подробней про одно из таких слов. Рассмотрим, что такое «метаморфоза», что обозначает это слово, и в каких ситуациях его уместно применять.
Общее толкование — что это такое
Суть многих заимствованных из иностранных языков слов становится понятной, стоит лишь озвучить его перевод на русский язык. Так, «metamorphosis» (в русской транскрипции – «метаморфосис») в переводе с греческого означает «превращение, переход из одной формы в другую».
Важное уточнение: подразумевается быстрое превращение, например, как в русской народной сказке: «Сбросила лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою». А если младенец за 70 лет превратился в дряхлого старика, то это метаморфозой уже не назовешь.
Но не все так просто, в разных сферах понятие «метаморфоза» имеет свои особенности. Далее в статье рассмотрим, какие именно.
Метаморфоза в литературе
Как рассказать о событии ярко, чтобы у слушателей перед глазами мгновенно возникла картинка происходящего в повествовании? Есть в литературе специальный прием, и он связан с применением сравнения-метаморфозы (это разновидность сравнений). Например: «Он был подавлен, опустошен, но сумел взять себя в руки, и возродился, словно Феникс из пепла».
Помните сказку, в которой птица Феникс сгорает, а затем возрождается из пепла? Сравнив героя с упомянутой птичкой, автору уже необязательно расписывать, как он преодолевает все препятствия для достижения определенной цели, мы все поняли и из короткой фразы про птицу Феникс.
Метаморфозы применяются в литературе и для описания чего-то непостижимого, таинственного и мистического. Особенно изобилуют этим мифы Древней Греции. В них цепи метаморфоз составляют увлекательные сюжетные линии.
Там герои умирают и возрождаются, превращаются в ужасных чудовищ и трансформируются обратно в человека. Наши русские сказки – это просто добрые рождественские истории в сравнении с древнегреческими сюжетами: всего-то Иванушка козленочком становится, лебедь — царевною, а лягушка – Василисой Премудрой.
Интересны особенности детской и взрослой психики. Малыши воспринимают метаморфозы в сказках как нечто само собой разумеющееся, их не пугают волшебные превращения.
Взрослый же, оценивая произошедшую с героем трансформацию, анализирует ситуацию и приходит к выводу о том, что Иванушка не просто в козленочка превратился, а стал оборотнем (оборотился). И поучительная детская сказка уже кажется мистическим триллером.
Метаморфоз в биологии
В биологии метаморфоз (обратите внимание – без «а» в конце слова) – это процесс трансформации строения живого организма или растения (целого или части), при котором полностью изменяется его форма и функции.
Например, следуя этапам развития, гусеница превращается в бабочку. Происходит полное перестроение формы (личинка → гусеница → куколка → бабочка) и меняются функции (уродливая ползающая гусеница становится легкой бабочкой и начинает летать).
Метаморфизм в геологии
Даже горные породы могут менять свою структуру и химический состав. Этот процесс происходит под воздействием давления, температуры от 250 °, воды и углекислого газа (иногда кислорода и др. элементов).
Он получил название «метаморфизм». В качестве примера можно привести мрамор, он является продуктом перекристаллизации (частного случая метаморфизма) известняка.
Метаморфозы сознания
Сознание человека не является статическим, оно постоянное меняется под воздействием внешних факторов. На протяжении жизни мы неоднократно меняем свои принципы, убеждения, внутренние правила поведения, т. е. в сознании происходят метаморфозы.
Это обусловлено изменяющимися реалиями, получением новых знаний, самосовершенствованием или, напротив, деградацией личности.
Допустим, вы курите, и делаете это потому, что вам кажется это «крутым». Такая установка по поводу курения зафиксирована в вашем сознании. Потом что-то или кто-то меняет эту установку на противоположную, например, ваша девушка находит курение отвратительным.
В вашем сознании происходит метаморфоза (смена установок), и вы бросаете курить.
Употребление слова «метаморфоза» в обиходе
В повседневной жизни те так часто встретишь человека, который бы сказал: «В моем сознании произошла метаморфоза по поводу установки на курение». Скорее всего, эта фраза прозвучит так: «Я понял, что мне нужно бросить курить».
«Метаморфоза» – это все же больше термин, чем просто слово, обозначающее превращение чего-либо или кого-либо. Поэтому оно уместно в литературе, где преобладает возвышенный слог, или же в научных исследованиях при объяснении определенных процессов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (10)
Классический пример метаморфозы. Когда вчерашние ярые атеисты — члены КПСС, ВЛКСМ, сотрубники КГБ, спустя какое-то время стали «верующими», посещают церковь и крестят лоб. Или те, кто расхваливал идеи Ленина, а спустя совсем короткое время стали называть этого человека едва ли не сумасшедшим. Это еще один живой пример метаморфозы.
Марк: сразу вспомнился пример Алексиевич. Во временя СССР восхваляла (буквально пела дифирамбы) Дзержинскому (почитайте — прослезитесь), а сейчас обласкана Западом за клеймление всего связанного с СССР. Вот она метаморфоза!
С Алексиевич — это не метаморфоза, а профессионализм, тогда ведь многие писатели создавали произведения на заказ, но из этого не следует, что в душе они были согласны с тем о чем писали.
Иван: ой, опять система виновата. Заставляла силой стелиться и растекаться елеем, чтобы получала великая писательница все блага того времени. А Алексиевич святая, все терпела (изнемогая от свалившихся благ) и знала, что придет время и уж она отыграется за «поруганную честь».
А если серьезно, то самое простое объяснение — оно ближе к истине. Приспособленец она с чудовищно гибкой спиной. Такие люди следуют конъектуре и дуют на ту мельницу, где больше платят. Как и все «светлоликие» и «рукопожатные».
Если бы Алексиевич была приспособленкой, то она бы и под Лукашенко стелилась, но она к нему в оппозиции, а в СССР иначе нельзя было, там госзаказ и все, а человек член союза писателей, в стране же тоталитарный режим. Та власть не просила, а требовала.
Иван: при СССР можно было все (например, писать на нейтральные, но не столь хорошо оплачиваемые темы).
А с Лукашенко все просто — он столько не предложит, сколько предложил Запад (у них старая традиция использовать нобелевку по литературе в политических целях ). Пиши себе и ничем не рискуй. Лепота.
Вот времена то настали какие замечательные для людей с гибкой спиной, сильно помогающей совершать невероятные метаморфозы сознания!
Сколько бывших комсомольских и партийных вожаков из советского блока сейчас являются главными лицами или новыми элитами своих стран! И как сейчас ненавидят все советское, в чем в молодости души не чаяли.
Самая прикольная метаморфоза — это когда ты выходишь замуж (женишься) за одного человека, а в итоге он оказывается совсем другим))))
Помню, в детстве поймал огромную гусеницу, она в длину сантиметров десять была и толщиной с большой палец взрослого человека. Посадил её в банку, травки туда накидал, бумагой сверху закрыл, сделав дырочки, но через неделю исчезла гусеница, как растворилась. Может это инопланетянин был, а может родители её выкинули?
Психические метаморфозы могут происходить только у людей с нездоровым сознанием, нормальные же люди так меняться не могут.
Еще не хватает одного важного случая употребления этого слова: в Библии! Там оно переведено на русский язык как «преобразование» и говорится о разуме: «преобразуйтесь (греч. μεταμορφόω) обновлением ума вашего» (Послание Павла Римлянам глава 12 стих 2).
Имеется в виду полная трансформация (изменение, преобразование) мышления человека! 2 тысячи лет назад Павел учил о том, до чего только еще дошли современные психологи — чтобы изменить образ жизни человека, ему необходимо изменить прежде образ мышления.
Например, если в жизни человека его что-то не устраивает в собственном поведении, то начинать надо с изменения мышления — проблемы в нем. «Каковы мысли человека, таков и он» (Это тоже цитата из Библии)
Значение слова «метаморфоза» и его применение
Бывает так, что, изучая какую-либо книгу, мы не можем понять значение какого-либо слова. Если даже одно слово из контекста нам непонятно, то становится не ясным до конца и сам текст. Первое, что мы делаем, обнаруживая неясность, – это обращаемся за помощью к словарям. Например, словарь русского языка Ожегова С. И. или В. Даля.
Кроме того, часто случается так, что и после прочтения значения термина в словаре, понятие остается не совсем понято. Поэтому приходится искать различные объяснения и примеры употребления слова в Интернете.
Здесь мы разберем такой термин, как «метаморфоза».
Морфология термина
Вам будет интересно: Алкены: способы получения, химические свойства и применение
Морфология любого термина – это внутреннее строение, то есть приставка, корень, окончание и так далее. Чтобы узнать этимологию какого-либо слова, надо взглянуть на его морфологию.
Однако этимология термина «метаморфоза» выяснена не до конца.
Лексическое значение слова метаморфоза
Во многих словарях говорится, что метаморфоза – это некое изменение существующих форм, превращение одного в другое.
Изучаемое слово употребляется в двух основных значения в русском литературном и научном языках:
Понятие метаморфозы в культуре, философии, религии
Помимо общих значений, слово «метаморфоза» может применяться и к явлениям культуры, религии и философии.
В мире всегда происходит множество событий и явлений, которые постоянно изменяются и превращаются из одних в другие. Метаморфоза – это не уничтожение какого-либо объекта и возникновение нового, а изменение, которое при этом сохраняет само изначальное существование. В этом понятии заключено постоянное изменение вещей и сохранение единого бытия. Вещи постоянно меняются, но находятся в единстве друг с другом.
В религиозном смысле метаморфоза выступала как переселение душ в индийской философии и мифологии, пифагореизме, неоплатонизме и других учениях.
В православии слово «метаморфоза» есть Преображение Господне. Господь существенно изменился, преобразился внешним и внутренним сиянием.
Метаморфоза – это…
Наряду с такими образными средствами языка, как гипербола, метафора и сравнение, метаморфоза считается одним из наиболее древних и ярких по выразительности стилистических приёмов. Мифология, фольклор, баллады, басни – именно с них и начиналось её восхождение и развитие. Путь был долгим и нелёгким. Сегодня в «Энциклопедии мифологии» даны следующие определения: во-первых, метаморфоза – это превращение, претворение одних созданий или объектов в другие. Второе – одна форма преобразуется, переходит в иную и приобретает новый внешний вид и функции. И, наконец, третье – необыкновенные, мистические перемены в чем-либо, значительные преобразования.
Мир художественной литературы
Современная литература всё ещё полна противоречий. В стилистике нет единства взглядов на природу метаморфозы и её основных функций. По мнению известного русского лингвиста Д.Э. Розенталя, метаморфоза – это в литературе скорее сам процесс перехода, преобразования одного явления в иное, а сравнение и метафора, с которыми часто путают метаморфозу, – это уже результат каких-либо изменений. Метаморфоза намного ярче, колоритнее и деятельней, нежели метафора, и решительнее сравнения.
Другие мнения
Метаморфоза и метафора должны быть чётки разграничены. Этого мнения придерживается Н.Д. Арутюнова. Согласно её исследованиям, метаморфоза – это эпизод, действие, сцена, явление, которое проходит через всё развитие сюжета, в то время как метафора – это своеобразное проникновение в семантику слова, она порождает или преобразует значения.
Е.М. Мелетинский полагает, что метаморфоза – это отражение «существенных черт раннего мифологического мировоззрения», согласно которым природа, явления, предметы, боги, человек слиты в единое целое, постоянное и неразрывное. Поэтому всему сущему свойственно переходить друг в друга, из «царства живых» в «царство мёртвых», из «того света» в «этот свет» и наоборот. Как это возможно? Благодаря обязательным меморфозам.
Ярким примером использования метаморфозы в современной литературе можно считать произведение «Превращение» Ф. Кафки. В нём главный герой Грегор Замза – самый что ни на есть простой обыватель. Проснувшись однажды утром, он понимает, что превратился в насекомое, мерзкое и огромное. Каким образом произошла сия метаморфоза? Причины её неизвестны. Автор просто ставит читателя перед фактом. Его больше интересуют последствия – что произошло потом, как человеческий разум, полностью осознающий происшедшее, продолжает жить дальше, запертый в теле насекомого, и как окружающий его мир принимает его уродство.
Значение слова «метаморфоза»
[От греч. μεταμόρφωσις — превращение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Превращение, преобразование чего-либо; наиболее общее понятие для процессов, происходящих во вселенной:
В биологии — метаморфоз, глубокое преобразование строения организма (или отдельных органов) в ходе индивидуального развития (онтогенеза).
В геологии — метаморфизм, изменение осадочных и магматических горных пород из-за изменения физико-химических условий, например, превращение известняка в мрамор; см. также метаморфические горные породы.
Метаморфоза (мультфильм, 1978) — советский кукольный мультипликационный фильм Романа Качанова.
Метаморфоза (Звёздный путь: Оригинальный сериал) — 9-й эпизод 2-го сезона научно-фантастического телесериала «Звёздный путь» (США, 1967).
МЕТАМОРФО’ЗА, ы, ж. [греч. metamorphōsis] (книжн.). 1. Превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций (науч.). М. гусеницы в бабочку. М. листа в усик. 2. Значительное изменение, необыкновенная перемена в чем-н. (шутл.). С ним произошла м.: он стал серьезным. Полная м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
метаморфо́за I
2. полное, совершенное изменение, преобразование (обычно внешнего вида кого-либо, чего-либо) ◆ Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: милитаристский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?