Что такое логомассаж для детей
Логопедический массаж языка и щек — что это и зачем нужен
Работая над исправлением нарушения речи, логопед-дефектолог использует разные способы и подходы. Одним из них является логопедический массаж как способ механического воздействия на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.
Может ли массаж быть логопедическим?
Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.
Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.
Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.
В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.
С помощью логопедического массажа удается добиться:
Логопедический массаж может быть:
По своему назначению логопедический массаж разделяется на:
Когда ребенку нужен логопедический массаж?
Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.
Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.
Кроме того, массаж может быть назначен при:
В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.
Противопоказания
Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.
Логопедический массаж не показан в следующих случаях:
Как проводится логопедический массаж
Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:
Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.
Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.
Консультация «Логопедический массаж: зачем он нужен ребенку, и как его проводить»
Что такое логопедический массаж, зачем его назначают детям с речевыми проблемами, и можно ли его делать ребенку самостоятельно или обязательно нужно обращаться к логопеду.
Многим мамам знакома ситуация: малыш говорит много и активно, но чистота звуков оставляет желать лучшего. Часто это выглядит забавно, умиляет.Но на самом деле это сигнал: ребенку нужна помощь. Не нужно надеяться на то, что речь выправится самостоятельно, а получить консультацию специалиста. Логопед установит причины звуковых нарушений, найдет способы их устранения.
Часто основой речевых недостатков становятся проблемы с развитием или функционированием мышечной системы. А одни из способов решения проблемы является логопедический массаж.
Процедура будет полезна детям с различными нарушениями: голоса, речи (заиканием, артикуляции и произношения (дизартрией).
Кроме того, логопедический массаж поможет справиться с постоянным слюноотделением, повысит тонус мышц, позволит быстрее добиться эффекта от занятий с логопедом.
Что такое логопедический массаж и зачем он нужен
Систематически выполняя упражнения, специально составленные для конкретных мышц, ребенок учится управлять мышцами лица и ротовой полости, поочередно расслабляет и приводит их в тонус. В результате мышцы, отвечающие за произношение разных звуков, становятся активными, приходят в тонус, начинают продуктивно работать, обеспечивают необходимое качество звука.
Виды логопедического массажа
В практике работы логопедов сегодня используются различные виды логопедического массажа. Основными считаются 4 варианта.
Классический вариант предусматриваем использование традиционных массажных движений. Взрослые поглаживают, растирают, разминают или легко прихлопывают мышцы малыша.
При точечном логопедическом массаже активному воздействию подвергаются конкретные зоны, в которых расположены нужные нервные окончания.
В аппаратном логопедическом массаже на мышцы воздействуют специальными приборами, которые производят эффект вакуума или вибрации.
Использование специальных зондов стало отличием зондового логопедического массажа. Автором этой методики стала Е. В. Новикова. Она разработала комплекс массажных движений, при которых зондами разной формы (топорик, саночки, крестовина и др.) удается надавливать и стимулировать мышцы языка, нёба, губ ребенка.
Кроме основных, логопедыактивно используют следующие методики:
Е. А.Дьяковой: основная технология, считающаяся самой эффективной, используемая для подготовки специалистов.
Е. Ф.Архиповой: составлена для детей с ДЦП;
Самомассаж также является одним из видов логомассажа. Старшие дошкольники успешно справляются с ним под присмотром взрослых.
Логопедический массаж дома
Полезную для ребенка процедуру можно проводить в домашних условиях.
Советы по выполнению логопедического массажа дома:
Для проведения процедуры взрослый должен получить консультацию логопеда. Желательно первый раз самостоятельно выполнить массаж в присутствии специалиста.
Подходящее время: через 2 часа после еды.
Подготовительный этап: проветривание помещения, выполнение гигиенических процедур (мытье рук, умывания ребенка, полоскание рта).
Поза ребенка: лежа или полусидя.
Чередование упражнений для разных частей тела: губы, нижняя челюсть, язык, нёбо.
Чередование движений: поглаживание, похлопывание, пощипывание, смыкание (для губ, движение по спирали, по зигзагу.
Массаж начинают и заканчивают поглаживанием. В течение каждого сеанса выполняют от 5 до 7 упражнений, повторяя каждое по 5-7 раз.
Выполняя процедуру, внимательно следят за состоянием ребенка. Он не должен уставать, испытывать дискомфорт, неприятные или болезненные ощущения.
Логопедический массаж с предметами
Воздействовать на мышцы можно не только руками, но и предметами – простыми или специализированными.
• Чайные ложки используют, чтобы их выпуклой поверхностью поглаживать (с легким надавливанием) на виски, вокруг глаз, на щеки, мышцы подбородка, губы. Каждое движение выполняют по 8 раз.
• Новую зубную щетку с мягкой щетиной можно применить для массирования языка и нёба. Чтобы собирать выделяющуюся при массаже слюну, под язычок кладут ватные тампоны, которые своевременно меняют (каждые 2 минуты).
В качестве специализированных средств по работе с логомассажем используют:
• различные электрические силиконовые логопедические массажеры, которые воздействуют на органы артикуляции человека колебаниями высокой частотности. С помощью различных съемных насадок данные сенсомоторные инструменты влияют на расслабление или напряжение мускулатуры. Режим вибрации выполняет роль сенсорного стимулирования при нарушениях чувствительности.
• для работы с детьми с аутическим спектром специально разработали жевательные логопедические насадки, которые сделаны из твердой пищевой резины и выглядят как игрушки,но выполняют важную сенсо-терапевтическую функцию: тренирует челюстные мышцы и оральные моторные навыки детей. Каждая насадка имеет разную форму, цвет, размер и степень твердости.
Для достижения наибольшего эффекта специалисты советуют использовать логопедический массаж в комплексе с артикуляционной гимнастикой.
Важно помнить! Несмотря на то, что логопедический массаж является полезной процедурой, его проводят только с учетом состояния здоровья малыша.
Не рекомендуется выполнять упражнения, если у ребенка
С осторожностью выполняются отдельные виды массажа при стоматитах или герпесе.
Теперь вы знаете, что такое логопедический массаж, зачем он нужен и как делать массаж ребенку самостоятельно в домашних условиях.
Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.
Фоторепортаж «Как можно в режиме самоизоляция проводить время интересно» Коронавирус остается главной темой новостей. Мы не только следим за тем, как развивается ситуация в мире, но и перестраиваем свой привычный.
Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ шестой группы Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира: помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми.
Конспект занятия по экологии «Зачем нужен барометр» в подготовительной группе Цель. Продолжать расширять знания детей о приборах метеоплощадки, познакомить с барометром. Задачи. Познакомить с некоторыми повадками.
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.
Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.
Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?» Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.
Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.
Стихотворение «Зачем нужен Алфавит» Алфавит совсем не сложный, его выучить, возможно. Буквы здесь от А до Я, как 33 богатыря. Видишь, их совсем немного, все запомнить можно.
Логопедический массаж языка ребенка
Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.
В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.
Основные показания к проведению
Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.
Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.
Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:
Какой эффект дает логопедический массаж языка
Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.
Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:
Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.
Противопоказания к проведению процедуры
Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:
Особенности проведения
Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.
Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.
Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.
Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.
Каким бывает логопедический массаж языка
Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.
Ручной массаж
Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.
ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.
Есть несколько эффективных упражнений для языка:
Массаж зубной щеткой
Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.
Последовательность действий примерно следующая:
Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.
Массаж с помощью ложек
Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.
Зондовый массаж
Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.
Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.
Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:
Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.
Как делать массаж дома
Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.
Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.
Далее можно переходить к массажу языка:
Что такое логомассаж для детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются.
Статья:
Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются. У многих деток проблема проходит с годами и с практикой. Но у некоторых из них расстройства связаны с проблемами в работе артикуляционных мышц и имеют физиологический характер. Помочь может логопедический массаж.
Показания к проведению логопедического массажа
Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.
Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. При серьезных расстройствах применяется массаж, направленный на восстановление голосовых возможностей, приведение в тонус мышц речевой системы и уменьшающий время становления произношения. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы.
Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:
Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.
Логопедический массаж имеет противопоказания. К ним относятся простудные и респираторные патологии, стоматиты, увеличение лимфоузлов, воспаления слизистых глаз и десен, герпес. При аутизме, ДЦС, судорогах, синдроме Дауна нужна особая осторожность.
Польза и цели логопедического массажа
Главные цели проведения массажа следующие:
Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.
Основные виды массажа
Логопедический массаж имеет несколько основных видов:
Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.
Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.
Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.
Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.
Специфика массажа в домашних условиях
При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.
Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.
Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
Методика массажа
Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.
Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.
Для преодоления обильного слюнотечения нужно научить ребенка правильно жевать, сначала с запрокинутой головой. Также он должен научиться подсасывать слюну и чаще ее проглатывать с помощью одного толчка. Другое действенное упражнение – вращение языком в ротовой полости с дальнейшим сглатыванием слюны.
Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.
Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.
Массаж языка для коррекции речи
Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.
Массаж делается в следующей последовательности:
Эта методика может использоваться и в домашних условиях.
Расслабление речевых мышц
Для расслабления речевых мышц массаж делается в такой последовательности:
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Для повышения эффективности логопедического массажа его дополняют артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Выполнять ее рекомендуется перед зеркалом. Обычно ребенок повторяет движение за логопедом или родителем. Подобная гимнастика может включать такие упражнения:
Дыхательная гимнастика обычно проводится в игровой форме. Малышам полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики. При этом коррекция речи должна сопровождаться скороговорками. Постоянное их разучивание научит ребенка справляться со сложными для него звуками и поможет освоить темпоритмику речи.
Массаж ложками
Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:
Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.