Что такое литература красиво
Цитаты о литературе
Что литература может и должна сделать — это повлиять на людей, которые учат людей, не читающих книг.
Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека.
В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают.
Творчество бедного дикаря мне ближе, чем творчество декадентов.
Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
«Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин»
Если мы будем излагать историю литературы той или иной эпохи, не зная экономической и политической истории этой эпохи, то наше изложение сведется в лучшем случае к водянистым эстетически-филологическим рассуждениям.
Только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая, в то же время, есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может.
Поэзия — памятник, в котором запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.
Литература — это руководство человеческого разума человеческим родом.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
«Николай Гаврилович Чернышевский»
У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.
«Александр Иванович Герцен»
Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям.
Модернизм — это когда понять книгу уже не легче, чем понять жизнь.
Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы.
Дети, литература — это правда, завернутая в выдумку, а правда этой книги довольно проста: магия существует.
Литература рождается из глубины народной души.
Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа.
«Шарль Морис Талейран»
Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.
Литература — это превращение банальностей в истины.
Литература — благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения.
Одна напечатанная ерунда создает еще у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырех.
«Владимир Владимирович Маяковский»
Моя литературная судьба очень любопытна. Мне никогда не удавалось соврать так, чтобы мне не поверили; когда я говорил правду, никто не желал мне верить.
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет.
К развлекательной литературе относятся примерно так же, как к проституции: осуждают, но пользуются.
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы.
«Роберт Луис Стивенсон»
Перо — это только сейсмографический грифель сердца. Им можно регистрировать землетрясения, но не предсказывать их.
Литература — это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких-либо талантов.
Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.
Литература — дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.
Писать о настоящей любви – это значит испытать самое прекрасное из творческих разочарований: ее невозможно ни описать, ни выразить.
Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей.
Литература была бы совсем неплохим занятием, если б не надо было писать. Константин
В литературе как в сексе, всё самое интересное между словами.
«Михаил М. Жванецкий»
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Если литература служит выражением народной жизни, то первое требование, которое может быть к ней предъявлено критикой, состоит в правдивости.
Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием — вот почему они так экономно ею пользуются.
Что касается современной литературы, то я отнюдь не собираюсь её защищать. Она оправдывает своё существование великим законом Дарвина о выживании вульгарнейших.
Писатель должен помогать людям примириться, литература должна служить делу мира. Но ни в коем случае не провокации.
«Чингиз А. Абдуллаев»
Обычно думают, что стиль — это сложный способ выражения простых вещей. На самом же деле это простой способ выражения вещей сложных.
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.
«Виссарион Григорьевич Белинский»
Смысл новой русской литературы не в этнографической достоверности и не в разоблачении страны, а в показе того, что под тонким культурным покровом человек оказывается неуправляемым животным.
«Венедикт В. Ерофеев»
Литература — это занятие, в котором приходится доказывать свой талант людям, которые не имеют таланта.
Ни один жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический.
Литература – это новости, которые не устаревают.
Поэзия — это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.
Нужна большая история, чтобы получилось немного литературы.
Литература
Литература это один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Термин литература
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
История литературы
Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» — литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.
Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.
Форма литературы
Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.
Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.
Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.
С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.
Место литературы
Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.
Литературные, образы
Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).
Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.
Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.
Литературное произведение
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
Цитаты о литературе
Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека.
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.
Литература – это новости, которые не устаревают.
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Мир прекрасно обошелся бы без литературы, еще лучше он обошелся бы без человека.
Искусство писать предшествует искусству мыслить.
Литература портится лишь в той мере, в какой люди становятся испорченнее.
Наша литература резко делится на великую и плохую.
В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало.
Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель.
Литература — это занятие, в котором приходится доказывать свой талант людям, которые не имеют таланта.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
Николай Гаврилович Чернышевский
Романтизм — это бунт цветов против своих корней.
Беда иной литературы заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят.
Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.
Литература рождается из глубины народной души.
Модернизм — это когда понять книгу уже не легче, чем понять жизнь.
В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.
К развлекательной литературе относятся примерно так же, как к проституции: осуждают, но пользуются.
Настоящие писатели встречают своих героев лишь после того, как те уже созданы.
Для взрослых надо писать так же, как для детей, только еще хуже.
Что литература может и должна сделать — это повлиять на людей, которые учат людей, не читающих книг.
Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы.
Немало литературных произведений обязано своим успехом убожеству мыслей автора, ибо оно сродни убожеству мыслей публики.
Литература – это управляемое сновидение.
Литературное течение составляют пять или шесть человек, которые живут в одном городе и сердечно ненавидят друг друга.
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы.
Роберт Луис Стивенсон
Чем сложнее действие, тем проще персонажи.
Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека.
Луи Габриель Амбруаз Бональд
Литература — это превращение банальностей в истины.
Литература — это руководство человеческого разума человеческим родом.
Эссе – разновидность литературы, позволяющая сказать почти все почти ни о чем.
Литература — это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких-либо талантов.
Литература – русский коллективный невроз.
.Литература обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и счастье.
То, что писатель хочет сказать, он должен не говорить, а писать.
Всего сильнее влияют не те, за кем идут, а те, против кого идут.
Ни один жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический.
Цитаты о литературе
Литература рождается из глубины народной души. Адам Мицкевич
Подлинной лирической поэзии без музыки не существует. Адам Мицкевич
С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают. Ален
Источник всякой поэзии — глубокое ощущение невыразимого. Ж. Арреа
Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения. О. Бальзак
Стиль — порождение идей, а не слов. О. Бальзак
Улучшать нравы своего, времени — вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики». О. Бальзак
Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы. О. Бальзак
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский
Только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая, в то же время, есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может. В. Г. Белинский
У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. В. Г. Белинский
Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом; все книжные лавки завалены доказательствами этой истины. В. Г. Белинский
Всякая поэзия есть выражение душевного состояния. А. Бергсон
Краткость — достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги — от скуки. Л. Бёрне
Любая литература, которая отказывается по-братски шагать в ряду с наукой и философией, есть литература человекоубийственная и самоубийственная. Ш. Бодлер
Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека. Л. Бональд
Там, где нет точности выражения, поэзия невозможна. Бонвиль
Качество произведения — решающий политический вопрос для подлинно социалистического искусства. Б. Брехт
Иной рифмует хорошо, но судит крайне плохо. Н. Буало
Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом. Ж. Бюффон
Стиль есть не что иное, как порядок и живость, которые мы придаем своим мыслям. Ж. Бюффон
Стиль — это сам человек. Ж. Бюффон
Стихотворение должно быть праздником разума. П. Валери
Прекрасные произведения — дети собственной формы, которая рождается раньше их. П. Валери
Трагедия — это движущаяся живопись, это одушевленная картина. Ф. Вольтер
Образованные народы считали трагедию одним из прекраснейших искусств. Ф. Вольтер
Все жанры хороши, кроме скучного. Ф. Вольтер
Настоящее писательство — как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности. В. В. Воровский
Стихи — полет на коне, проза — хождение пешком. Пешком уйдешь дальше. На коне доедешь быстрее. Р. Гамзатов
Опыт — основа поэзии. Г. Гауптман
Чтобы писать совершенную прозу, надо быть также большим мастером метрических форм. Г. Гейне
Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Г. Гейне
Изящного писателя можно сравнить с ювелиром, искусство которого становится бесполезным, если у него нет алмазов для оправы. К. Гельвеций
Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом. И. Гёте
Стихи — это оконница цветная. И. Гёте
Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. И. Гёте
Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше. И. Гёте
Роман — это субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом. Остальное приложится. И. Гёте
У писателя только и есть один учитель — сами читатели. Н. В. Гоголь
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу писать, как написать и для чего написать. М. Горький
Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды. М. Горький
Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему. М. Горький
Литература — благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения. Х. Грили
Мысль летит, а слова идут шагом. В этом вся драма писателя. Ж. Грин
Основное качество хорошей прозы заключается в том, что она должна быть естественной и ритмичной, как процесс дыхания. Р. Гурмон
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Подлинно великие писатели — те, чья мысль проникает во все изгибы их стиля. В. Гюго
Поэт есть мир, одним объятый человеком. В. Гюго
Поэт — это философ конкретного и живописец абстрактного. В. Гюго
У поэта должен быть только один образец — натура, и только один вожатый — истина. В. Гюго
В литературе первое ощущение — самое сильное. Э. Делакруа
Нужна большая история, чтобы получилось немного литературы. Г. Джеймс
Признак строгого и сжатого стиля состоит в том, что вы не можете выбросить ничего из произведения без вреда для него. Б. Джонсон
Не всякий, кто может писать стихи, — поэт. Б. Джонсон
Лучшая сторона каждого писателя обычно проявляется в его книгах. С. Джонсон
То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия. С. Джонсон
Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни. Н. А. Добролюбов
Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства. Т. Драйзер
Роман — это история настоящего, в то время как история — это роман минувшего. Ж. Дюамель
Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу. Е. Евтушенко
Писатель является одновременно исследователем и экспериментатором. Э. Золя
В наши дни великий романист тот, у кого есть чувство реальности и кто изображает природу во всем ее своеобразии, давая ей жить собственной жизнью. Э. Золя
Без знании, без настоящего знания родного языка никто никогда настоящим писателем не будет. М. И. Калинин
Обычно думают, что стиль — это сложный способ выражения простых вещей. На самом же деле это простой способ выражения вещей сложных. Ж. Кокто
Поэт рождается, уже обогащенный опытом всего человечества. Н. Курц
Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В. И. Ленин
Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее. В. И. Ленин
Истинные поэты всегда пророки. П. Леру
Литература — это совесть общества, его душа. Д. С. Лихачев
Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь. Д. С. Лихачев
Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает улыбку даже у тех, по ком бьет. Г. Лихтенберг
Все, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир. Г. Лихтенберг
Можно без особо большого остроумия писать так, что другому потребуется много остроумия, чтобы понять. Г. Лихтенберг
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Г. Лихтенберг
Как только вы поняли характер самого писателя, понимание его творений не составит для вас никакого труда. Г. Лонгфелло
Поэт должен опережать свою эпоху, чтобы поравняться с потомством. Д. Лоуэлл
Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Максим Танк
Я убежден, что не литературные направления и школы родят писателей, не литературные направления и школы создают выдающиеся произведения. Повивальной бабкой была и будет — жизнь. Максим Танк
Литература — явление общественное. Г. Манн
Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения. Т. Манн
Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием — вот почему они так экономно ею пользуются. Марк Твен
Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае. не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. К. Маркс
Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование. К. Маркс
Философия в поэзии — все равно что серебро в колокольном сплаве. В. Менцель
Когда вы заимствуете что-нибудь у одного писателя, это называется плагиатом, когда вы заимствуете у многих — это уже исследование. У. Мизнер
Воображение писателя рождается из реального чувства. А. Моруа
Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования. А. Моруа
Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются. А. Моруа
Сочинение стихов — это не работа, а состояние. Р. Музиль
Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель. А. Мюссе
Писатель — это огромное сердце. Спокойные люди редко становятся писателями. П. А. Павленко
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. К. Г. Паустовский
Если литература служит выражением народной жизни, то первое требование, которое может быть к ней предъявлено критикой, состоит в правдивости. Г. В. Плеханов
Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда мое поведение: пишу — значит люблю. М. М. Пришвин
Для писателя, как и для художника, стиль является вопросом видения, а не техники. М. Пруст
Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного. А. С. Пушкин
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. А. С. Пушкин
Поэт — это каменщик: он кладет кирпичи, прозаик — бетонщик: он отливает бетон. П. Реверди
Классика — это не обязательно то, что совершенно; это просто значит, что человеку время от времени удается сделать нечто прекрасное. Ж. Ренар
Дело писателя — учить писать. Ж. Ренар
Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед. М. Е. Салтыков-Щедрин
Функция литературы — превращать события в идеи. Д. Сантаяна
Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля. Д. Свифт
Сатира — такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного. Д. Свифт
Писатель творит не своими сединами, а разумом. М. Сервантес
Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей. М. Сервантес
Всякой комедии, как и всякой песне, — свое время и своя пора. М. Сервантес
Беда тех, кто пишет быстро, состоит в том, что они не могут писать кратко. В. Скотт
Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования. Л. Смит
Эпитеты — одежда слов. В. Солоухин
Перевод стихотворения, как бы близок он ни был, отличается от оригинала, как гипсовая маска от живого лица. В. Солоухин
Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. В. Солоухин
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй — о госпитале. Стендаль
Роман — это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Стендаль
Романтизм — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение. Стендаль
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы. Р. Стивенсон
Чем совершенней поэт, тем он национальней. Чем глубже он постигает свое искусство, тем глубже он постигает гений своего века и своего племени. И. Тэн
Настоящие писатели — совесть человечества. Л. Фейербах
Писатель пишет не потому, что ему хочется сказать что-нибудь, а потому, что у него есть что сказать. Ф. Фицджеральд
Поэзия — это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее. Г. Флобер
Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно. Г. Флобер
То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это кровь мысли. Г. Флобер
Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя. Г. Флобер
Форма и содержание — две категории, не существующие никогда раздельно одна от другой. Г. Флобер
Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота. У. Фолкнер
Литература — это искусство самое свободное и независимое, и, если она продажна, она не стоит ломаного гроша. У. Фосколо
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. А. Франс
Творчество бедного дикаря мне ближе, чем творчество декадентов. А. Франс
Простой стиль подобен яркому свету. Он сложен, но этого нельзя заметить. А. Франс
Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него. Э. Хемингуэй
Проза — это архитектура, а не искусство декоратора. Э. Хемингуэй
Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке. Э. Хемингуэй
Всякое истинное творение вырастает из темного перегноя отвергнутых творений. С. Цвейг
Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов. С. Цвейг
Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас. Цицерон
Стиль — одежда мысли. Ф. Честерфилд
Писатель должен много писать, но не должен спешить. А. П. Чехов
Ни един жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический. У. Чэннинг
Я доволен вполне, если сердце диктует, воображение пишет, а разум делает поправки. М. Шаплан
Красивые фразы скорее губят, чем спасают произведение. М. Шаплан
В литературе, как и во всем, талант — это символ ответственности. Шарль де Голль
Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать. Ф. Шатобриан
Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. С. Г. Шаумян
Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов. П. Шелли
Поэты — непризнанные законодатели мира. П. Шелли
Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово. Ф. Шиллер
Одного вдохновения для поэта недостаточно — требуется вдохновение развитого ума. Ф. Шиллер
Лирическое стихотворение — это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка. А. Шлегель
Писатель должен прямо говорить читателю, правду, как бы горька она ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения правдивости и убедительности. М. А. Шолохов
Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисами, но он непременно присутствует в драме. Б. Шоу
Качество пьесы — это качество ее идей. Б. Шоу
Стиль, что нос: двух одинаковых не бывает. Б. Шоу
Разумная и справедливая сатира зачастую оказывается сильнее закона и религиозной заповеди. Г. Шоу
Только то поэзия, что делает меня чище и мужественнее. Р. Эмерсон
В литературе всякий ценен не сам по себе, а лишь в своем взаимоотношении с целым. Ф. Энгельс
Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Ф. Энгельс
Цитата дня
Нельзя убивать время, не вредя этим вечности! Г. Торо о времени