Что такое летний сад
Летний сад
Летний сад в Санкт-Петербурге
Сэкономь на путешествии!
История
В XVIII в. Летний сад занимал площадь значительно больше современной. Кроме фонтанов, его украшали беседки, боскеты, цветники, птичники, всевозможные «садовые затеи». Один из современников писал: «Здесь множество замечательных вещей, беседок, галерей и удивительно красивых деревьев. Были в этом саду пруды, обложенные каменной стеной, по которым плавали индийские гуси, морские утки и множество птиц».
Петр любил устраивать в Летнем саду всевозможные торжества, приемы и новомодные ассамблеи, на которых собирал знатных вельмож с женами и дочерьми, богатых купцов, офицеров, иностранных дипломатов. Пыляев в книге «Старый Петербург» рассказывает: «При императоре Петре в Летнем саду обносили посетителей вином, и даже дамы не были изъяты от угощения водкой. Церемониал угощения совершался в следующей форме: в сад являлись гвардейские офицеры с носилками, на которых был поставлен большой ушат с простым вином. Обходя гостей, они подносили каждому большой ковш за здоровье полковника, т.е. царя. Отказывавшиеся были насильно принуждаемы к питью майорами, которые нарочно для этой цели ходили за ушатом. Сад во время подношения запирался, и никто не смел без позволения царя выйти из него. Такие празднества обыкновенно кончались всегда фейерверками или «огненною потехою».
Сперва в Летний сад пускали только избранных, но в XIX в. он был открыт для горожан и быстро вошел в моду, став любимым местом их прогулок. Здесь бывали Крылов, Жуковский, Гоголь, а живший неподалеку Пушкин вообще как-то написал жене: «Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома». В саду часто встречались влюбленные парочки. Писатель Иван Гончаров в «Обломове» сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги. Гувернеры и нянюшки приводили сюда своих юных воспитанников. Летом в саду устраивали смотрины разряженных купеческих невест.
Летний дворец сохранился с петровских времен до наших дней без существенных изменений. В начале XIX в. он служил дачей для высших государственных чиновников, а сейчас работает как музей.
Что посмотреть
От Летнего дворца пройдем вдоль Фонтанки, любуясь беломраморными статуями. Интересно, что итальянский мрамор не выдерживает русские холода, поэтому на зиму скульптуры прячут в специальные деревянные футляры. Кроме холода, старинные статуи частенько страдают от вадализма, поэтому в последнее время начали заменять их современными копиями, а оригиналы передавать на хранение в специальные фонды Русского музея, в ведение которого не так давно перешли Летний сад и Летний дворец.
Прогулка по Летнему саду всегда наполняла сердца людей покоем и умиротворением. Поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала, как она часто приходила сюда в голодное и холодное послереволюционное время и попадала словно бы в другое измерение: «Нигде в мире так легко, так волшебно не шумят деревья, как в Летнем саду. Может быть, оттого, что здесь часто звенит музыка Чайковского и отголосок ее слышится в их шуме? Или это от немого разговора статуй между собой? Не знаю. Но здесь все-даже воздух совсем особенный».
Летний сад в Петербурге
Планировка Летнего сада осуществлялась самим Петром Первым
Сегодняшний Летний сад намного отличается от петровского детища, он украсился новыми архитектурными сооружениями, памятниками и стал настоящим музеем искусств под открытым небом. Но дух Петра незримо присутствует в нем. Эффект присутствия усиливают Летний императорский дворец, организованные Петром фонтаны и пруды, привезенные при нем скульптуры и прочие сохранившиеся украшения.
Погулять по Летнему саду, зайти в петровский дворец, сфотографироваться на фоне фонтанов и скульптур, попить кофе в Кофейном домике – это далеко не полный перечень парковых доступных развлечений.
Создание Летнего сада
В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!
Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек
Мечту императора о версальском саде воплощала в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев, М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.
Вся территория Летнего сада была изначально четко организована
Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы.
Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).
Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом
В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.
В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.
При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы
С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.
Коронный фонтан был создан самим Растрелли
Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.
Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества
По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.
Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха
За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль
Фонтаны и пруды
Как уже упоминалось, вся территория создаваемого Петром сада была четко организована и разделена на определенные части. Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.
Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада
Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.
Фонтан «Пирамиду» можно увидеть на главной аллее четвертой площадки
Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей.
Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.
Фонтан «Царицын» на века сохранил память о Екатерине Второй
Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.
Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.
Из всех прудов только Карпиев пруд сохранился со времен Петра Первого
Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.
После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним восстановленным ландшафтным детищем Петра.
Менажерийный пруд возвращен к жизни трудом реставраторов
Парковые скульптуры
Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры.
Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада
Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова), обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.
Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь
Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок.
Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.
Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает
Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.
Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году
Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.
Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение
Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот.
Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом, отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.
Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства
В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.
Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда
В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.
Архитектурные сооружения Летнего сада
Летний дворец Петра Первого
В парковой зоне сада в 18-19 веках находилось множество архитектурных строений. Прежде всего, это, конечно же, Летний дворец Петра Первого, который был сооружен при жизни царя для проживания в нем в летний период, чтобы Петр мог лично наблюдать за созданием Летнего сада. Здесь Петр находился в домашней обстановке и был вполне счастлив. Этот дворец, чудом дошедший до нашего времени, очень интересно посетить. Ведь одно из немногих сохранившихся почти в неприкосновенности мест, пропитанных аурой Царя-реформатора.
Летний дворец Петра Первого можно посетить только в летний период
Золотые палаты Екатерины Первой (утрачены)
Кроме Летнего дворца, специально для Екатерины Первой, на берегах Невы и Лебяжьей канавки возводится деревянный Второй Летний дворец (Золотые или Новые палаты). Дворец давно утрачен, но сохранилась информация о том, что золотая кожа была отделкой его главного зала, живописные холсты украшали потолки и каждую комнату обогревали прекрасные изразцовые печи (арх.Д.Трезини и М.Земцов).
Перед Екатерининским дворцом в фонтанном павильоне стоял большой Готторпский глобус-планетарий (сегодня он находится в Кунсткамере). При дворце имелась большая терраса, от которой по лестнице можно было спуститься к воде.
Готторпский глобус-планетарий когда-то украшал фонтанный павильон
Строится в Летнем саду и Картинная галерея для выставки полотен европейских мастеров. Дело в том, что будучи в Амстердаме, Петр Первый купил несколько картин, написанных Рубенсом, Рембрандтом, Ван-Дейком и т.д. Частично их разместили именно в той галерее.
Также вдоль Невы сооружаются специальные торжественные галереи для проведения праздников и танцев. Земцов сооружает «Залу для славных торжествований», которая вместе с дворцом Екатерины и Картинной галереей образовала своеобразный архитектурный ансамбль. В интерьере Залы использовался резной дуб, декоративная живопись, шпалеры и позолота.
При Анне Иоанновне торжественная зала была разобрана и перенесена к Карпиеву пруду, а вместо него Растрелли строит одноэтажный Летний дворец Анны Иоанновны. Позже при Елизавете Петровне этот дворец был также разобран и перевезен в Екатерингоф.
Самое оригинальное архитектурное садовое сооружение петровской эпохи находилось на берегу Фонтанки. Там был оформлен прямоугольный Грот с купольной крышей.
Петровский Грот в Летнем саду на берегу Фонтанки. 18 век
Вдоль стен внутри него располагались скульптуры и колоннада, в отделке стен использовались раковины, разноцветные стекла и толченое стекло. Вход в грот охранялся Позолоченной колесницей Нептуна, стоящей на каменной горе, украшенной морскими раковинами. В одном из трех гротовских помещений был установлен орган, звучащий под напором воды. Петровский Грот был удивительным произведением ландшафтного дизайна своего времени.
К сожалению, страшное наводнение 1777 года вывело из строя фонтаны и сильно повредило Грот. Фонтаны впоследствии были восстановлены, а вот грот в конце 18 века был переделан в Кофейный домик (арх.К.Росси). От Петровского Грота сохранились только основания стен, так что можно представить себе размеры утраченного сооружения.
Кофейный домик архитектора К.Росси можно посетить и сегодня
Интерьер Кофейного домика сегодня
Шли годы. И в Летнем саду появлялись новые архитектурные объекты. Южнее Летнего Дворца возник деревянный Чайный домик, в котором сегодня проводятся выставки (арх. Л.Шарлеман). В 19 веке это была кладовая, а при Петре здесь шумела Липовая роща.
Чайный домик на месте Липовой рощи Петра Первого
Недалеко находился и Птичник с орлами и различными редкими птицами. Было сооружено несколько каменных оранжерей, в которых произрастали редкие декоративные растения южной полосы России, включая апельсиновые и лимонные деревья, тропический молочай и т.д. Эти деревья выращивались в больших кадках и летом украшали садовые аллеи.
Малая оранжерея для выращивания экзотических растений
Ограда Летнего сада
Поистине символом города стала знаменитая Ограда Летнего сада. Это уникальное сооружение, названное А.Ахматовой лучшим в мире, появилось уже намного позже петровского царствования. Архитекторы Ю.Фельтен и П.Егоров в 70-х годах 18 века создали поистине великолепное архитектурное совершенство из тридцати шести гранитных колонн, украшенных вазами и урнами и соединенных между собой ажурной металлической решеткой с позолоченными орнаментами.
В архитектуре парка постоянно появляются новые объекты, как например, сугубо парковый Археологический музей, созданный для сохранности найденных при проведении ландшафтных работ археологических экспонатов. Под музей была перестроена бывшая павильонная Голубятня. На Менажерийном пруду появилась беседка. Были отреставрированы «Малая оранжерея» и Хозяйственный двор.
Бывшая Голубятня превратилась в Археологический музей
По Летнему саду можно гулять самостоятельно, можно воспользоваться проводящимися здесь экскурсиями. В выходные дни в Летнем саду проходят различные выставки, и играет духовой оркестр.
Вход на территорию удивительного и прекрасного Летнего сада
Летний сад работает бесплатно все дни кроме вторника и последнего понедельника месяца. С мая по сентябрь включительно он открыт с 10 утра до 22.00. В зимне-осенний период – с 10.00 до 20.00.
Добрая дюжина фактов о Летнем саде в Санкт-Петербурге — 12 историй. Поэзия и фотосессия
Летний сад, расположенный в центре города, — самый старый сад Санкт-Петербурга. Он почти ровесник Северной столицы. Спустя год после основания Петербурга, в 1704 году, сам Пётр I заложил сад, который первоначально был регулярным. Ему уже перевалило за 300, а он всё такой же красивый и привлекательный.
Сегодня его парковый ансамбль является памятником садово-паркового искусства первой трети XVIII века. Летний сад обожают петербуржцы и туристы, которые по приезду в Северную столицу, в числе главных достопримечательностей города на Неве его посещают. О Летнем саде расскажем всё самое интересное.
12 уникальных фактов о Летнем саде в Петербурге
1. Детище Петра и другие мастера
Летний сад создавался как летняя царская резиденция и для её устройства государь выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте. Сад начали строить в 1704 году, первым его строителем стал Иван Матвеевич Угрюмов, но работы велись под руководством Петра Великого.
В дальнейшем над садом и в саду трудились лучшие отечественные и заграничные архитекторы и садовники: Матвеев, Земцов, Трезини, Леблон, Шлютер, Растрелли, Роозен, Сурьмин, Шредер и другие. Они создали те шедевры, которые дошли до наших дней.
2. На название сада повлияла рассада
Сад был назван не по самому приятному времени года, как может показаться на первый взгляд, а в честь высаживаемых в нём растений. Их называли летниками. Позже значение наименования сада было расширено.
Его продолжали величать Летним садом в противовес зимним садам, которые обычно создавали во дворцах и особняках, в специально отведённых для этих целей помещениях.
3. В Летний сад вход — дамам, не в сером, без бород…
С 1709 года в саду началось активное строительство, был возведён деревянный Летний дворец, построили первые фонтаны. Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов. Также здесь высадили деревья и цветы. Широкой публике сад был недоступен, попасть в него можно было лишь по приглашению Петра I.
Летний сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Во время проведения ассамблей в Летний сад пускали гостей, но действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород. На знаменитые Петровские ассамблеи пускали женщин, что было впервые. Считается также, что с той поры повелась традиция «штрафной» рюмки водки и появилось изречение «пей до дна».
4. Рыбка и экзотика для царского ротика
Пруды Летнего сада создавались для питания водой его фонтанов. Карпиев пруд и другие пруды были зарыблены редкими породами рыб. Их доставляли из Волги и Дона. Из истории известно, что в 1718 году Пётр I в день своего рождения 30 мая водил гостей по Летнему саду, где, между прочим, показывал «фонтаны и в них плавающих дивных морских животных».
В Летнем саду был огород с теплицами и оранжереями для выращивания овощей, фруктов и даже всяких разных экзотических плодов. Свежая рыбка из местных прудов, а также свежие фрукты, в том числе ананасы и бананы — из садовых оранжерей всегда поставлялись к царскому столу.
5. Ограда — знаменитость Летнего сада
Решётка является не только узнаваемым символом Летнего сада, но и города на Неве. Ограда признана одним из лучших произведений классицизма. Инициатором её создания выступила Екатерины II, которая распорядилась 7 июня 1770 года «сделать прожект каким наилучшим образом в том первом саду от Невы реки решётку».
Создал эту прелесть — 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями — Юрий Фельтен. Хотя авторство ограды вызывало споры у специалистов. Завершили строительство решётки в 1784 году. Всего, «для постановления на столбах железной решётки у Летнего сада» трудилось посменно 144 каменщика. Поэт К. Н. Батюшков отметил:
Взгляните на решётку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая лёгкость и какая стройность в её рисунке.
По легенде, один богатый англичанин на склоне лет захотел посетить Санкт-Петербург. Его яхта пришвартовалась у Летнего сада в одну из прелестных белых ночей города на Неве. Увидев ограду сада, господин отказался сходить на берег. По его словам, ничего более прекрасного он уже увидеть не сможет.
6. Венерино тело общество не потерпело
Найденная при раскопках в Италии в 1719 году и подаренная Петру I папой римским Климентом XI античная статуя Венеры с 1720 года стояла в галерее Летнего сада на берегу Невы. Скульптуру создал неизвестный италийский мастер с греческого оригинала Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской во II или III веке до н. э.
Однако петербуржцам было не по душе это изваяние, и дело вовсе не в античном искусстве, которое безупречно. На оголённую Венеру не могли смотреть целомудренные горожане. Статую богини любви обзывали «срамной девкой» и «блудницей». Скульптуру, после наводнений в городе, решили отправить в Таврический дворец. Поэтому её полное название — Венера Таврическая. С середины XIX века Венера прекрасно живёт в Эрмитаже.
7. «Дедушка Крылов» встретить готов
В 1855 году в Летнем саду был установил памятник великому баснописцу Ивану Крылову, деятельность которого была связана с городом на Неве. Архитектурную память писателю создал тоже великий мастер своего дела — скульптор Пётр Клодт, автор знаменитых коней на Аничковом мосту. Однако сначала планировалось монумент Крылову установить на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии наук.
У баснописца в Северной столице были более памятные места, например, Публичная библиотека, которой Иван Крылов посвятил почти всю свою жизнь. В итоге, пристанищем для монументального произведения литератору стал Летний сад. В народе памятник прозвали «Дедушкой Крыловым».
8. Часовня встроена в ограду в память о спасении императора
В память о спасении императора Александра II, на жизнь которого состоялось покушение 4 апреля 1866 года, была встроена Часовня в Невскую ограду. Её возвели по проекту Р. А. Кузьмина. По её сторонам в 1868 году установили Малые ворота ограды, снятые со своих мест.
Увы, в 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена Невской ограды.
9. В Летнем саду подземные ходы — да иди ты!
В городе на Неве существуют легенды о подземных ходах под Летним садом. Когда в 1924 году в саду устраняли последствия сильного наводнения, недалеко от Кофейного домика был обнаружен вход в подземелье, который вёл, якобы, в помещение.
Затем, в ходе реставрации тоже при советской власти нашли вновь нечто подобное. Однако тщательные исследования показали, что это были всего лишь остатки кирпичной кладки от водяных коллекторов для фонтанов.
10. Были идеи восстановить Петровские «садовые затеи»
Эскизный проект реставрации Летнего сада, разработанный ландшафтным архитектором Н. Е. Тумановой в 1971 году, предусматривал частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов. Последних в 1720-х годах насчитывалось около 20, а в 1736 году — свыше 50. К сожалению, советский проект не был реализован.
Фонтаны были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение их не восстанавливать. В ходе первого этапа реконструкции 2009—2011 годов были воссозданы 8 фонтанов, 9-й фонтан «Лакоста» — музеефицирован.
11. Летний сад не ротозей — попал в Русский музей
В 2004 году Летний сад со всеми своими сооружениями и объектами, Летний дворец и Домик Петра I вошли в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея в Санкт-Петербурге.
12. Скульптуры — новые веяния, Петра приобретения
Всем известно, что Летний сад славится своими скульптурами. Их приобретением в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов. В 1710 году сад украшали 30 статуй и бюстов. В 1728 году в саду насчитывалось более ста скульптур.
В 1974 году в ходе археологических раскопок на территории Летнего сада была найдена мраморная герма «Вакх». Сейчас в Летнем саду, безусловно, стоят копии изваяний. Оригиналы мраморной скульптуры хранятся в залах Михайловского замка, одного из филиалов Русского музея. Коллекция состоит из 92 единиц хранения: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 гермы.
Бонус: Летний сад для фотосессии и Летний сад в поэзии
Летний сад — это место, где приятно прогуливаться и устраивать восхитительные фотосессии. Летний сад вдохновляет на создание шедевров. Не зря его вспоминают в поэзии, ему посвящают произведения.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Самуил Маршак писал о Летнем саде:
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад — Онегина глава.
…
А там еще живет петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою…
Петр Вяземский посвятил 4-стишие Летнему саду:
Железо, покорясь влиянию огня,
Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды,
За коей прячется и смотрит сад прохлады.
Полтавская рука сей разводила сад!
Летний сад обладает богатой историей и энергией красоты. Каждый год сад не перестаёт удивлять всех своей роскошью. Тут — исторический ландшафтный дизайн, красивые скульптуры, архитектурные строения и небольшой пруд с лебедями. Свадебная фотосессия в Летнем саду будет незабываемой. Впрочем, любая прогулка с фотоаппаратом здесь будет изумительной.