Что такое креативный продюсер
Креативный Продюсер
Синонимы: творческий продюсер
Англ.: Creative Producer
Специфика профессии
К каждому проекту нужно подходить по-новому, но использовать весь накопившийся опыт.
Необходимы пытливость ума, внимание к деталям, умение визуализировать, думать «кадрами», продумывать каждую сцену в уме, чтобы поймать внимание зрителя.
Что касается личных качеств, то тут в первую очередь должно быть внутреннее «горение» и желание творить. На мой взгляд, другие люди и не работают в рекламе.
Запись в трудовой книжке
Креативный продюсер
Перспективы развития профессии
Мы не можем пользоваться в полной мере теми инструментами, которые работают на Западе, так как наш рекламный рынок пока еще только догоняет западный, только насыщается. У нас совсем другие люди, к которым нужен особый подход. Наш клиент еще не настолько пресытился привычными форматами. К примеру, клиент, который вкладывает в прямую рекламу (ТВ, «наружка»), не всегда закладывает бюджет на BTL, потому что не уверен в возможности измерить эффективность. Хотя наши результаты качественно гораздо выше, поскольку мы тесно, напрямую работаем с потребителем, когда он даже об этом не подозревает.
Что касается возможностей личного роста в рекламе, то, получая в креативном отделе, пожалуй, самый разносторонний опыт в создании BTL-программ и находясь всегда в самом центре событий, с опытом, временем и развитием творческих амбиций можно рассчитывать на должность креативного директора в BTL-индустрии.
Если говорить о возможностях вне рекламного рынка, то мне известно, что люди с подобным опытом переходят на работу в различные продюсерские компании.
Профессиональная литература
Читаю российские журналы по рекламе и книги, в основном иностранные. Очень рекомендую:
— Hagerman, William L. Broadcast Advertising Copywriting. Boston: Focal Press
— White, Hooper. How to Produce Effective TV Commercials. 2nd ed. Chicago: National Textbook Co.
— Aldridge, Henry B. and Lucy A. Liggett. Audio/Video Production: Theory and Practice. Englewwod Cliffs, NJ: Prentice-Hall
— Barr, Tony. Acting for the Camera. New York: Harper and Row
— Bermingham, Alan et. al. The Video Studio. 2nd ed. Newton, MA: Focal Press
— Blum, Richard A. Working Actors: The Craft of Television, Film and Stage Performance. Boston: Focal Press
Мила Щеколдина | Акция
А ты точно продюсер? О разделении в профессии, навыках и задачах.
Решили, что пора развеять все мифы, связанные с профессией продюсера и разобраться поподробнее с его ролями и задачами. И начнем мы с того, что разберем, какие типы продюсеров вообще бывают.
Кинопродюсер инициирует, координирует и контролирует креативную составляющую и производство кино, телешоу, веб сериалов, коммерческих видео и других форм продакшна. Продюсеры работают либо как представители студии или продюсерской компании, выступая в качестве менеджера проекта и представляющие интересы студии. Либо являются самозанятыми и независимыми профессионалами. Они отвечают за проект на каждом его этапе, начиная с задумки, заканчивая выпуском готового продукта, под их ответственностью финансовая, организационная, маркетинговая и креативная составляющая проекта.
Но продюсер никогда не работает один, если речь идет о крупном проекте. В команде продюсеров может быть 5-10 человек, между которыми распределяются задачи. И вот, кто эти люди.
Исполнительный продюсер
Бывает несколько вариантов
В таком случае, это самая высокая должность после главного продюсера, не просто менеджер, а управленец. Он должен обладать коммерческой жилкой, уметь вести переговоры о продвигать проект.
Случается, что исполнительный продюсер выступает только в качестве спонсора, то есть обеспечивает финансовую поддержку проекта, но в процессе совсем не участвует. Тогда у исполнительных продюсеров есть возможность вести несколько проектов одновременно.
Сопродюсер
Сопродюсер второй по рангу человек в цепочке продюсерской команды проекта. Часто сопродюсеры берут на себя все, что касается кастинга, финансов и постпродакшна. То есть занимаются скорее операционной, чем креативной стороной проекта и координируют ежедневные задачи, следит за тем, чтобы все было выполнено в срок распределяя бюджет на съемочные дни, расписание, занимаясь подбором группы редакторов постпродакшна.
Линейный продюсер
То есть, пока исполнительный продюсер придумывает задачи, сопродюсер ищет финансы и таланты, линейный продюсер решает эти задачи, вписываясь в нужные финансы и формируя креативную группу. То есть, в его ведении все то, что касается непосредственно самого продакшна. Он следит, чтобы все выполнялось в срок, составляет смету на съемочные дни, контролирует производственную часть создания проекта и физически участвует в ней.
Заместитель продюсера\ помощник( associate producer)
Как правило, человек, имеющий еще более узкую специализацию и отвечающий за какой-то конкретный масштаб работы. Он редко принимает физическое участие в самом процессе. Например, это человек, который может находить идеи согласно брифу, помогать редактировать, писать сценарий, помогать с продвижением проекта или его присутствием в ТВ сетке.
Тут уже все зависит от того, какие у человека компетенции и что продюсер поручит ему делать. Это скорее начальная позиция для специалиста.
Продюсер ТВ
Основное отличие телевизионных продюсеров от продюсеров фильмов в том, что они как правило выступают писателями шоу. Исполнительный продюсер является главным писателем и на ТВ его принято называть шоураннером. Это человек- оркестр, гибрид писателя, продюсера и режиссера, который отвечает за концептуальную часть, поиск финансирования, бюджет на съемки и постпродакшн, нанимает писателей, проводит кастинг и проводит оценку качества созданного продукта.
Что такое креативный продюсер
Как стать креативным продюсером
Если вы готовы не только, или, не столько писать собственные сценарии, сколько нести ответственность за результат всей команды, организовывать как творческие, так и деловые процессы сценарной комнаты и отвечать за результат перед студией, работа креативного продюсера наверняка для вас.
Кто такой креативный продюсер, какие навыки нужны в этой профессии и какой пул обязанностей и полномочий туда входит и поговорим.
Иерархия продюсеров студии
Человек, который контролирует организацию конкретного проекта. Скажем, студия ведет 4 проекта, тогда исполнительный продюсер будет контролировать все из них, но детально прорабатывать их будет 4 разных линейных продюсера.
Чем занимается креативный продюсер
Конечно, от студии к студии, от проекта к проекту обязанности продюсеров и полномочия будут разниться и во многом зависеть от конкретных личностей, но общая схема примерно такая, какую мы представили.
Чтобы стать креативным продюсером, нужно понимать как устроены этапы создания фильма от начала до самого конца. Так как, в отличие от режиссера или сценариста, продюсер полностью курирует проект создания фильма, от идеи до продажи фильма.
Креативный продюсер согласовывает с остальными продюсерами сроки разработки проекта и условия трудоустройства сценаристов, ставит дедлайн авторам. После этого начинается девелопмент проекта.
Креативный продюсер делит работ на этапы. Не бывает такого, что он заходит в комнату к автором и говорит: вот идея, расписывайте, приду за готовым сценарием через три недели.
Он проверяет и вычитывает работу авторов постоянно, управляет процессом создания и переписывания сценария, а иногда часть проекта прописывает самостоятельно.
Это человек, который не только ставит задачи перед авторами, но еще и направляет их, помогает продвигаться вперед. Он же утверждает, защищает, ведет переговоры и представляет проект перед генеральным продюсером.
После разработки сценария креативный продюсер представляет проект режиссеру, поясняет то, что ему может показаться непонятным, принимает решения по переделке тех или иных моментов, если того требует режиссер. Точно так же креативный продюсер проходится по сценарию вместе с исполнительным продюсером и защищает те или иные решения по бюджету перед ним.
Финальный актерский состав утверждает генеральный продюсер, но кастинг, как правило, проводит креативный продюсер вместе с режиссером. После, он курирует процесс создания декораций, а так же принимает участие в читке сценария. Именно он отвечает на всевозможные вопросы актеров и режиссера о персонажах, значении реплик и их эмоциональной составляющей.
Как правило, за исключением читок и репетиций, креативный продюсер редко требуется на этапе съемок. Обычно на площадке присутствует один из авторов. Но активно участвует в постпродакшне: курирует монтаж, озвучивание, создание титров.
Навыки, которые нужны чтобы стать креативным продюсером
Среди креативных продюсеров можно выделить несколько типов:
Конечно это условные типы, но будьте готовы что они встретятся вам.
Какие качества ценятся в этой профессии больше всего?
Нужно быть настойчивым, потому что надо понимать, что когда вы работаете с людьми, они пытаются сделать так, чтобы им было проще. А вам нужно проверять качество, ставить задачи по доработкам, ну и так далее.
Важно, конечно, еще развиваться и иметь представления о том, что такое режиссура, понимать, как на экране все должно выглядеть, как проходит подготовка к съемкам и как идет монтаж.
При этом для креативного продюсера важно уметь понимать с кем он работает и не ждать невозможного от команды. При подборе комнаты сценаристов тоже есть много нюансов, как и кого подбирать под те или иные задачи.
C точки зрения творчества, важно уметь увидеть, куда идут сюжетные линии, что выпадает, а что работает и приводить это к общему виду, то есть, и глобально и локально понимать концепт и задачи сценария.
cinematographua
Записки продюсера
Иван Вдовин, бывший креативный продюсер киностудии «РОК» Алексея Учителя, написал в своем профиле в фэйсбуке о главных обязанностях, которые должен выполнять креативный продюсер студийных проектов, а также о том, как выстраиваются его деловые отношения с режиссером.
Многие спрашивают — чем именно занимается креативный продюсер и за что он отвечает. Я постарался это изложить кратко. Очевидно, что есть масса нюансов и конкретных примеров, но я специально многое обобщал и упрощал.
В моем понимании работа креативного продюсера делится на несколько основных этапов:
Второй путь — это постоянный поиск успешных авторов и режиссеров среди знакомых, привлечение на студию новых и известных лиц. Тут все зависит от личных возможностей, понимания рынка, наработанных связей продюсера, а также нужд студий.
Третий — наиболее интересный для меня лично формат — девелопмент проектов с нуля. Разработка концепции и продающей презентации проекта, написание заявки/тритмента, ну и дальнейший контроль за всем проектом: от идеи до выхода на экран. Важно привлекать подходящих под идеи авторов и сохранять творческий контроль над проектом. Условно — креативный продюсер предлагает сделать малобюджетный триллер за 5–7 млн рублей, придумывает формат, идею, способ дистрибьюции и возврата средств. Собирает всю творческую группу: от режиссера и сценариста до режиссера монтажа под эти задачи. Конечно, во многих случаях полномочия и обязанности креативного продюсера могут быть ограничены. Но тут важно понимать, с чего действительно начинался проект, кто и на каких условиях дал финансирование и прочее. Например, возможна ситуация, при которой креативный продюсер вообще не будет вникать в финансовую часть проекта и будет отвечать исключительно за творческий контроль. А может быть и так, что именно он планирует и контролирует производство, исходя из конкретных ресурсов. Я выступаю за второй вариант.
2. Творческий контроль при подготовке проекта. Не буду сильно углубляться в препродакшн, но, на мой взгляд, тут креативный продюсер должен приложить максимальное количество усилий, чтобы доработать существующий сценарий, адаптировать его под производственную действительность и контролировать его дальнейшую реализацию. Кроме того, как я уже писал, креативный продюсер участвует в подборе творческой группы, утверждении артистов, декораций, поиске локаций и прочее. Конечно, важно чтобы режиссер и креативный продюсер имели одну цель, но их позиция и интересы могут отличаться. В некоторых случаях это даже хорошо.
3. Продакшн. Если вся работа на подготовке сделана успешно, сценарий больше не меняется, а режиссер — профессионал, то креативный продюсер вряд ли будет активным участником съемочного процесса. Но он должен осуществлять «авторский» надзор (термин скорее архитектурный, но здесь тоже подходит) и обязательно смотреть снятый материал и первые сборки, следить за выполнением творческого плана. И уметь на ходу исправлять творческие проблемы.
Есть такая шутка: «Хороший креативный продюсер — это режиссер». Конечно, это преувеличение. Но если у режиссера в голове и на бумаге есть все кино от начала до конца и он имеет все возможности для его реализации, то тут креативный продюсер и правда не будет столь продуктивен. Но такая ситуация довольно утопична и, как правило, относится к большим мастерам. А в обычной ситуации — креативный продюсер это и партнер, и оппонент режиссера, который либо имеет власть над всем проектом, либо отвечает только за сценарий и монтаж. При этом он, конечно, обладает продюсерскими навыками и мышлением и смотрит на кино как на продукт. via
Кто такой кинопродюсер?
Под словом «продюсер» часто представляют человека, который вкладывает в проект свои деньги. В кино дело на этом не ограничивается. Оказывается, существует много видов продюсеров и их функции отличаются от обычного инвестирования. Так что это за работники и чем они занимаются?
Во главе кинопроекта стоит генеральный продюсер. Он либо нанимается студией, либо является независимым продюсером. В последнем случае он также владеет проектом. Генеральный продюсер по функционалу близок к предпринимателю-менеджеру. Он определяет бюджет, задает идею и нанимает верхнее звено команды для ее реализации, например исполнительного продюсера и режиссера.
Вторым по важности выступает исполнительный продюсер. Он руководит наймом всего персонала, планирует сроки производства, контролирует финансовые потоки и бюджет.
Функциональные продюсеры по своим обязанностям и полномочиям соотносятся с менеджерами среднего звена. Функциональные продюсеры бывают следующие: ассоциированный, креативный, линейный, VFX-продюсер и другие.
Линейный продюсер привлекается на крупные проекты. Нужен для помощи исполнительному продюсеру. Линейный продюсер контролирует отдельные этапы создания фильма. Иногда его нанимают на подготовительный этап.
Креативный продюсер обычно работает в телевизионных сериалах и редко бывает в кинофильмах. Он следит за стилистикой, сценарием, подбором творческого персонала, как операторы, художники, актеры. По полномочиям выше режиссера-постановщика. В России часто разные серии снимают разные режиссеры-постановщики, поэтому креативный продюсер отвечает за целостность проекта.
Продюсера визуальных эффектов называют VFX-продюсер. Он контролирует производство компьютерной графики. Чтобы визуально представить идею, продюсер нанимает художников для создания раскадровки. VFX-продюсер привлекается только в проекты с большим количеством компьютерной графики и наличием трехмерных объектов в кадре. Изготовление компьютерной графики начинается до начала и во время съемок.
Ассоциированного продюсера нанимают для консультирования генерального продюсера в некоторых этапах производства.
Продюсер постпродакшена занимается организацией процесса, который следует после съемочного периода. Он нанимает в команду режиссера монтажа фильма, цветокорректора, звукорежиссера. При необходимости продюсер постпродакшена может заниматься досъемками.
Между зарубежной и отечественной организационной структурой кинопроектов существуют расхождения и разные интерпретации в названии должностей. При переводе англоязычных титров на русский нередко возникает путаница. Слово «executive» переводится как исполнительный, но за рубежом под выражением «executive producer» имеется в виду генеральный продюсер. Это важно отличать, поскольку в России исполнительный продюсер не является владельцем проекта. Исполнительный же продюсер указывается просто как «producer» или «produced by».
В зарубежной киноиндустрии при финансировании фильма на 10% человек или получает статус сопродюсера. В отличие от России, если он вкладывается больше, то становится генеральным директором.
Разнообразие видов работников в продюсерской группе зависит от масштабности и вида проекта. Без продюсера не обходятся ни крупнейшие голливудские студии, ни локальные студии видеосъемки, ни киностудии детских фильмов. Продюсеры организуют все рабочих процессов кинопроекта с точки зрения финансовых, административных и технических вопросов. Они могут быть выше режиссеров только в плане отслеживания сроков работы. Художественное же воплощение фильма лежит на работниках творческой группы. Исключение составляет только креативный продюсер. Как правило, на эту должность нанимают либо действующих, либо бывших режиссеров.