Что такое красный богатырь
Красный богатырь
Смотреть что такое «Красный богатырь» в других словарях:
Красный Богатырь — Красный Богатырь: Красный богатырь завод резиновой обуви в Москве Населённые пункты Белоруссия Красный Богатырь посёлок в Гомельском районе Гомельской области. Россия Красный Богатырь посёлок в Судогодском районе Владимирской области. Красный… … Википедия
Красный Богатырь — посёлок городского типа в Судогодском районе Владимирской области РСФСР. Расположен в 12 км к С. от ж. д. станции Нерудная (на ветке Судогда Волосатая). Стекольный завод … Большая советская энциклопедия
Красный богатырь — посёлок городского типа в Судогодском районе Владимирской области РСФСР. Расположен в 12 км к С. от ж. д. станции Нерудная (на ветке Судогда Волосатая). Стекольный завод … Большая советская энциклопедия
Красный Богатырь — 301685, Тульской, Новомосковского … Населённые пункты и индексы России
Красный Богатырь (2) — 601377, Владимирской, Судогодского … Населённые пункты и индексы России
Красный Богатырь (Судогодский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Богатырь. Посёлок Красный Богатырь Страна РоссияРоссия … Википедия
Красный Богатырь (Гомельский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Богатырь. Посёлок Красный Богатырь белор. Красны Багатыр Страна … Википедия
Красный богатырь (завод) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Богатырь. Красный богатырь завод в Москве, выпускавший резиновую и резино текстильную обувь (сапожки, сапоги, галоши, боты и др.), формовые и неформовые изделия. Содержание 1 Иcтория 2 Нас … Википедия
Московское производственное объединение Красный богатырь — (Московское производственное объединение «Красный богатырь»,) выпускает резиновую и резино текстильную обувь (сапожки, сапоги, галоши, боты и др.), формовые и неформовые изделия. Образовано в 1972 в составе головного завода «Красный… … Большая советская энциклопедия
БОГАТЫРЬ — на распутье. Разг. Шутл. 1. О выборе направления движения. 2. О выборе решения проблемы. /em> От названия картины В. Васнецова «Витязь на распутье» (1882 г.). Дядечко 1, 54. Горный богатырь. Публ. Устар. Патет. Экскаватор (в угольных разрезах).… … Большой словарь русских поговорок
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Промзона «Красный богатырь»
Последние новости
Описание
Территорию бывшей промзоны на востоке столицы реорганизуют. Участок расположен в районах Богородское, Сокольники и Преображенское.
Площадь участка – 53,42 га. Он ограничен территорией парков «Лосиный остров» и «Сокольники», улицами Богатырский Мост, Краснобогатырская, Олений Вал и Богородский Вал, проспектом Ветеранов и Богородским шоссе.
Здесь расположены коммунальные и промышленно-производственные объекты. Северную часть территории занимают здания и сооружения бывшего завода «Красный Богатырь». Они используются под административные цели, офисы и склады. Здесь же находятся бизнес-центры «Красный богатырь», «Вилла Рива» и открытые автостоянки.
Жилье и социальные объекты
После реорганизации на этой площадке будет общественно-деловое и жилое пространство.
Транспортное обслуживание
Здесь обновят 3 км дорог. Реконструируют Краснобогатырскую улицу на участке от ул. Богатырский Мост до ул. Просторная. В результате появятся четыре полосы для движения и пешеходные тротуары с обеих сторон. Трамвайные пути отделят от проезжей части и обустроят посадочные платформы.
На ул. Богатырский Мост (участок от ул. Краснобогатырская до Богородского шоссе) сделают три полосы для движения. С обеих сторон дороги появятся широкие тротуары для пешеходов и велодорожка. Трамвайные пути также отделят от проезжей части и обустроят посадочные платформы.
Богородское. Часть 3. З-д Красный богатырь
История завода «Красный богатырь».
История самого завода очень меня заинтересовала, представляю тот материал, который я нашла в результате своих поисков.
Г.А. Гельрих окончил Политехнический институт в Ганновере, но в 1901 году переехал в Москву, где и получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. Оставаясь германским подданным, Гельрих имел обширную частную архитектурную практику в Москве. Являясь с 1906 года членом Московского архитектурного общества, он в 1908 году представлял свои проекты на Международной художественной выставке в Санкт-Петербурге. Гельрих специализировался на строительстве многосекционных многоэтажных доходных домов каркасных конструкций. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. По мнению искусствоведа М.В.Нащокиной многие из доходных домов Г.А.Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна.
В 1914 году будучи подданным Германии, архитектор был вынужден покинуть Москву из-за начала I Мировой войны.
Судьба Гельриха Г.А. после 1917 до сих пор неизвестна.
Вот только некоторые постройки в Москве, архитектором которых он был:
Главный корпус завода «Красный Богатырь» на Краснобогатырской, 2 (1911)
Электротеатр «Вулкан» (перестроен под нынешний театр «На Таганке») на Земляном валу, 76 (1911)
Доходный дом в Пушкарев переулке, 6 (1911)
Доходный дом в Пречистенском переулке, 7 (1912)
Доходный дом Уткиных на Щепкина, 25 (1912)
Доходный дом Мадышева в Пречистенском переулке, 14 (1912)
Доходный дом Чернова в Лопухинском переулке, 3. Дом перестроен в 2000 г. (1911-1912)
Приют общества призрения, воспитания и обучения слепых детей с церковью Св. Марии Магдолины на Мира, 13 (1911-1912) и ещё многие другие.
Но вернёмся к истории завода » Красный Богатырь».
Завод создан в 1887 году как Московское товарищество резиновой мануфактуры в селе Богородском. В 1910 году преобразован в акционерное общество «Богатырь». Предприятие, у истоков которого стояли видный банкир Л. С. Поляков и предприниматель Б. А. Гивартовский, было широко известно, к тому же держателями его акций была императорская семья.
Что известно о Полякове Лазаре Соломоновиче:
Родился он в 1842 в городе Орша в семье еврейского купца 1-й гильдии Соломона Лазаревича Полякова. Работу начал приказчиком у своего старшего брата Самуила Полякова.
С 1865 года вместе с братом принимал деятельное
участие в постройке железных дорог в России.
В дальнейшем работал в банковской сфере, возглавлял большое число банков и промышленных компаний.
Итак, Поляков Л.С. был русским банкиром, коммерции советником, еврейским общественным деятелем.
и предполагаемым отцом балерины Анны Павловой.
«Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (31 января [12 февраля] 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, впервые представив искусство балета во многих странах.
Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово под Петербургом. Незадолго до рождения дочери её мать, Любовь Фёдоровна Павлова, обвенчалась с отставным солдатом Преображенского полка Матвеем Павловым; этот брак вскоре распался. Кто был настоящим отцом балерины, доподлинно не известно. По утверждениям нескольких современников, в том числе двух её единокровных братьев, отцом Анны Павловой являлся один из крупнейших московских банкиров, землевладелец Лазарь Поляков. Балерина скрывала своё происхождение до самой смерти.»
В 1897 году был возведен в потомственное дворянство и
получил чин действительного статского советника.
С 1906 года имел чин тайного советника. с 1890 года —
генеральный консул Персии в Москве.
Одновременно — глава московской еврейской общины.
Значительное место в деятельности Л.С. Полякова занимала благотворительность:
он был Попечителем Императорского Человеколюбивого общества в Москве,
построил в Москве дом дешёвых и бесплатных квартир,
на его пожертвования (640 тысяч рублей) было основано Новочеркасское атаманское техническое училище.
В 1886 выкупил участок земли в Спасоглинищевском переулке для устройства будущей Московской хоральной синагоги. Передав его общине, жертвовал значительные суммы на постройку и содержание синагоги.
Участвовал в строительстве Музея изящных искусств имени Александра III — ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (один из залов носил имя Полякова).
Пожертвовал значительные суммы на Румянцевский музей.
Чины
статский советник (1880 г.)
действительный статский советник (1883 г.)
тайный советник (1906 г.)
Награды
Орден Святого Станислава 3-й степени (1870 г.)
Орден Святого Станислава 2-й степени
Орден Святой Анны 2-й степени (1874 г.)
Орден Святой Анны 1-й степени
Орден Святого Владимира 4-й степени (1882 г.) (орден,
дававший по всем степеням потомственное дворянство)
Орден Святого Владимира 3-й степени (1886 г.)
Орден Святого Станислава 1-й степени (1896 год) (что повлекло за собой включение Полякова в 3-ю родословную книгу российского потомственного
дворянства)
персидский Орден Льва и Солнца,
персидский Орден Меджидие 1-й степени,
турецкий Орден Османие 1-й степени,
а также румынские и бухарские ордена.
Умер Л.С.Поляков в январе 1914 года в Париже, тело было перевезено в Москву и похоронено на еврейском Дорогомиловском кладбище. После ликвидации Дорогомиловского кладбища в 40-е годы останки Л. С. Полякова перенесены на Востряковское кладбище.
В 1908 после экономического кризиса Поляков потерял
значительную часть своего состояния и был отстранен от
управления большинством акционерных банков и
предприятий. Контроль над предприятиями Полякова перешёл к группе лиц во главе с В. С. Татищевым, консолидировавшими финансовые активы Полякова в новый Соединённый банк.
Отчасти, падение Полякова было следствием низкой организации дел и труда на предприятиях. Так, московская резиновая мануфактура Полякова (будущий «Красный богатырь»), будучи малорентабельным производством с низким
техническим уровнем, не выдерживала конкуренции с «Треугольником» и до кризиса, так что в 1909—1911 Татищеву пришлось срочно закупать в Швеции новые технологии для поддержания производства.
На базе этого завода в 1910 было основано франко-русское акционерное общество «Богатырь». В 1895 на заводе был создан марксистский кружок, которым руководил рабочий П. Н. Ястребов. В 1901 его члены организовали и возглавили первую забастовку рабочих-вальцовщиков. Многие члены кружка вступили затем в РСДРП и участвовали в Революции 1905—1907гг.
Летом 1917 была создана большевистская ячейка. Рабочие завода входили в Красную Гвардию Богородского подрайона, которая к январю 1918 насчитывала до 200 бойцов (начальник штаба — рабочий завода И. Н. Костерев). После национализации назван завод № 2 («Богатырь»). В 1921 женщины предприятия организовали первый в Москве детский дом для голодающих детей Поволжья.
В 1923 заводу по просьбе рабочих присвоено современное название. В том же году коллектив «Красного богатыря» выдвинул кандидатом в депутаты Моссовета В. И. Ленина и избрал его почётным старшим каландровожатым.
Завод посещали М. И. Калинин (1924, 1938), Н. К. Крупская (1934).
В 1927 на заводе организовано конвейерное производство. Первую пятилетку завод выполнил за 3 года и 3 месяца, увеличив производство резиновой обуви по сравнению с 1913 в 6 раз.
В 1941 часть оборудования «Красного богатыря» была эвакуирована в Томск, на оставшемся — выпускалась продукция для фронта и оборонной промышленности. Сотни краснобогатырцев ушли в Красную Армию, работали па строительстве оборонительных рубежей столицы.
На территории завода установлен монумент погибшим в Великую Отечественную войну.
В 1971 году завод был награждён орденом Ленина. Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви — ботики мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки.
Но в 1990-е годы производство стало стабильно сокращаться,а в середине 2000-х было полностью остановлено.
Как уже я отмечала,в настоящее время корпуса завода отданы в аренду различным организациям— в них располагаются офисно-деловой центр, московская ярмарка увлечений ( это в старом административном корпусе) и др.
Существуют планы по благоустройству и застройке заводской территории жилыми и коммерческими зданиями.
А в здании нового Административного корпуса находится фитнес-центр и бассейн «Зебра».
Где мануфактура и где Поляков.
Чудны дела твои, Господи.
P.S.При подборке материала использованы статьи, сведения, фотографии из интернета без обязательной ссылки на источники. Приношу огромную благодарность авторам.
Л.С. Поляков и Р.П.Полякова. Картины Маковского К.Е.
.
Будущее промзоны «Красный богатырь»: привлекательный район или проблемная территория
В столице продолжается застройка промышленных зон в рамках программы комплексного развития территорий (КРТ). Многие промзоны образовались на окраинах Москвы еще в середине прошлого века, но со временем оказались внутри жилой застройки и деловых кварталов. РИАМО продолжает серию публикаций о том, как изменятся промзоны Москвы в ближайшие годы. Сегодня речь пойдет о реновации одной из крупных промзон на востоке Москвы — «Красный богатырь».
От Чайковского до противогазов
Сегодня территория промзоны «Красный богатырь» входит в состав Москвы, а изначально на этом месте находилось село Богородское. Оно известно с XVI века и может похвастаться интересной историей: там находились дачи, а среди отдыхающих были художник Иван Шишкин и композитор Петр Чайковский.
В конце XIX века в Богородском, которое вошло в черту города, открыли резиновый завод, где производили галоши, резиновые сапоги, ботфорты, лодки и даже противогазы. А в советское время на этом месте возникла крупная промзона «Красный богатырь», площадь которой достигла 53 гектаров.
Сегодня ее территория находится сразу в трех районах Москвы: Богородском, Сокольниках и Преображенском. Она ограничена парками «Лосиный остров» и «Сокольники», улицами Богатырский Мост, Краснобогатырская, Олений Вал и Богородский Вал, а также проспектом Ветеранов и Богородским шоссе.
Сейчас в промзоне находятся в основном промышленно-производственные объекты. Северную ее часть занимают здания и сооружения бывшего завода «Красный Богатырь», полностью закрытого в 2000-е. Они используются под административные цели, офисы и склады. Там же находятся бизнес-центры «Красный богатырь», «Вилла Рива» и открытые автостоянки.
Однако уже в ближайшее время эта площадь подвергнется реорганизации: там появится общественно-деловое пространство и жилье.
ТРЦ, жилье, детсады и школы
Проект планировки промзоны был принят в 2019 году. В частности, на территории «Красного богатыря» столичные власти намерены возвести жилые комплексы с подземными парковками на 3 612 машин.
На первых этажах новых домов разместят социальные объекты, в том числе два детских сада на 300 мест. Еще один детский сад на 200 мест займет отдельное здание. Также на бывших заводских площадях построят школу на 1085 мест.
На данный момент часть промзоны уже реорганизована: в 2017 году был введен в эксплуатацию ЖК «Яуза Парк». Помимо этого, рядом в настоящее время ведется строительство ЖК комфорт-класса «Большая Семерка».
Кроме того, в «Красном богатыре» возведут торгово-развлекательный комплекс (ТРК) со спортивными, культурно-досуговыми, лечебно-профилактическими, торгово-бытовыми объектами и подземным паркингом на 1 157 машин.
Попробуем разобраться, почему эксперт пришел к такому мнению, учитывая многие нюансы и недостатки этой промзоны.
Обновление дорог и трамвайных путей
Реновация промзоны «Красный богатырь» предполагает не только строительство жилья, но и обновление улично-дорожной сети, в том числе реконструкцию Краснобогатырской улицы на участке от Богатырского моста до улицы Просторная. Там появятся четыре полосы для движения и пешеходные тротуары с обеих сторон улицы. При этом трамвайные пути отделят от проезжей части и обустроят комфортные посадочные платформы.
Кроме того, на улице Богатырский Мост (участок от Краснобогатырской до Богородского шоссе) сделают три полосы для движения. С обеих сторон дороги появятся широкие тротуары для пешеходов и велодорожка. Трамвайные пути также отделят от проезжей части и обустроят посадочные платформы.
Обновление также коснется участка улицы Богородский Вал — от улицы Краснобогатырской до набережной Ганнушкина. Там предусмотрены четыре полосы для движения и пешеходные тротуары.
На Богородском шоссе от Ростокинского проезда до проспекта Ветеранов организуют движение в шесть полос. Для пешеходов там появятся тротуары, а трамвайные пути тоже отделят от проезжей части и создадут посадочные платформы. Наконец, от проспекта Ветеранов до улицы Краснобогатырская построят четырехполосную дорогу длиной 400 метров, а через реку Яуза в этом районе возведут мост.
Как отмечают в пресс-службе столичного стройомплекса, реновация промзоны «Красный богатырь» затронет и инженерную инфраструктуру. В частности, на ее территории проложат водопроводную, водоотводящую и тепловую сеть. А для микрорайона 18Б района Богородское построят коллектор дождевой канализации и очистные сооружения с трансформаторной подстанцией.
Далекое метро и пробки
По мнению экспертов, одна из главных проблем «Красного богатыря» с точки зрения будущей жилой застройки — не самое удачное транспортное расположение: именно поэтому обустройству улично-дорожной сети в плане реновации уделено большое внимание.
Как отмечает управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка, ближайшие станции метро и МЦК «Бульвар Рокоссовского» и «Преображенская площадь» расположены в 2,5-3 километрах от территории промзоны, станция МЦК «Белокаменная» находится чуть ближе — в 2,2 километрах.
Таким образом, надежда у жителей новых домов, которые появятся на территории «Красного богатыря», остается на наземный общественный транспорт — автобусы и трамваи, а также личные авто. При этом Проспект Мира, Стромынка и набережная Яузы — основные варианты для поездки в центр Москвы — регулярно становятся в серьезные пробки, отмечает Александр Цыганов.
Некоторые эксперты, опрошенные РИАМО, опасаются, что с учетом планируемой жилой застройки и увеличения количества автомобилей мер по улучшению дорожной обстановки в районе «Красного богатыря» окажется недостаточно и она в итоге ухудшится.
Впрочем, в планах застройки предусмотрено полное обеспечение территории собственной инфраструктурой, в результате чего необходимость покидать ее будет минимальной, считает директор направления «Сопровождение строительных проектов» группы компаний SRG Алексей Ефанов.
По его мнению, эти проблемы могут решиться за счет реконструкции Краснобогатырской улицы и появления трамвайной линии до метро. Но даже в этом случае бывшая промзона не станет сверхпривлекательной для размещения коммерческой недвижимости, считает Ефанов. Зато после реновации есть шанс привлечь покупателей жилья в качестве спального района для семей с детьми.
Много парков и престижные вузы
Если предположить, что главными покупателями жилья в домах, которые появятся на месте промзоны после реновации, станут молодые семьи с детьми, то сразу встает вопрос экологии, а ситуация с этим здесь двоякая.
Как отмечает Надежда Коркка, главным преимуществом реорганизуемой территории служит близость сразу к двум большим зеленым зонам: паркам «Сокольники» и «Лосиный остров». Кроме того, непосредственно в границах промзоны находится природная территория «Долина реки Яузы» от улицы Богатырский Мост до улицы Богородский Вал.
И все же реорганизация любой промзоны требует качественного анализа и подготовки почвы, отмечает дизайнер-архитектор Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» Ксения Кочина.
С экологическими недостатками промзоны «Красный богатырь» согласен и Александр Цыганов. Впрочем, сейчас, когда эту территорию ожидает реновация, есть шансы, что экологическая обстановка в районе станет быстро улучшаться.
К плюсам можно отнести и соседство сразу нескольких престижных ВУЗов: РГСУ, МГТУ имени Баумана, кампусом Финансового университета на улице Кибальчича, ВГИКом и Физкультурным университетом (РГУФК).
Впрочем, несмотря на все противоречия вокруг «Красного богатыря», опрошенные РИАМО эксперты все же склоняются к тому, что у жилья, которое там планируется строить, есть шансы на успех у покупателей.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Борьба за «Богатыря» и его земли
В Москве решается судьба земель бывшего резинотехнического завода «Красный богатырь»
На востоке Москвы кипят страсти вокруг бывшего завода «Красный богатырь». На днях один из претендентов на пост мэра Москвы Илья Свиридов обратился с призывом спасти столичное архитектурное и культурное наследие, сообщив, что старинные цеха собираются сносить. На месте «Богатыря» якобы планируют построить жилой квартал. Причем новое жилье будет возведено в одном из самых красивых и интересных мест Москвы.
Обозреватель Царьграда отправился в Преображенский район столицы, чтобы посмотреть на заводские постройки и узнать, что думают по поводу их реновации или даже сноса местные жители.
Фото: Андрей Малосолов / Телеканал «Царьград»
История завода
Завод был возведен на далекой окраине Москвы еще в конце 19-го века как Московское товарищество резиновой мануфактуры. В 2010-м предприятие поменяло форму собственности, но сохранило профиль – производило изделия из резины и каучука. Головное здание завода и основные цеха были построены по проекту русского архитектора немецкого происхождения Густава Гельриха, специалиста по так называемому московскому модерну. Господин архитектор возводил в основном доходные дома и усадьбы, но ему повезло реализовать три проекта, не относящихся к теме жилищного строительства, – завод «Богатырь» в Москве и два здания в городке Южа нынешней Ивановской области. О некоей связи «Богатыря» и Южи мы еще скажем, но чуть позже.
Фабрики и заводы обычно имеют практическое значение и возводятся не совсем для того, чтобы любоваться ими в подзорную трубу, – они должны много работать и быть крепко построенными. Все равно есть здания заводов, которые выглядят красиво и эстетично вписываются в городскую застройку. Пожалуй, «Богатырь» относится к такому нечастому виду. На Краснобогатырской улице стоит массивное красное здание, сложенное из огромных огнеупорных кирпичей, даже, точнее, блоков. Завод при постройке занял целый район, а в советские годы он расширился в три раза по сравнению с первоначальным проектом.
В советские годы предприятие стало одним из самых больших и успешных в Москве. «Красный богатырь» производил те самые резинотехнические товары – галоши, гамаши, резиновые сапоги, ботфорты, резиновые лодки, одежду для рыбаков, как обычных, так и тех, кто трудился на Крайнем Севере, – под них производили специальную одежду. С 1927 года на «Красном богатыре» заработал конвейер, и продукцию производили сотнями тонн в неделю. Помимо гражданской продукции, завод производил и традиционную советскую «секретку», в особых цехах с особым доступом. То, что было относительно известно за забором, – это производство военных и гражданских противогазов. Объемы были таковы, что «Красный богатырь» завалил ими весь Варшавский блок, страны Латинской Америки и Африки и, естественно, весь Советский Союз.
Фото: Андрей Малосолов / Телеканал «Царьград»
До 1990 года завод функционировал в три смены, без выходных и праздничных дней. А потом… А потом с ним произошло то же, что и с большинством предприятий после развала СССР. «Красный богатырь» системно снижал производство, терял подрядчиков и рынки сбыта, и в итоге как завод резинотехнических изделий закончился. Сейчас здесь работает лишь небольшой цех, который что-то производит.
Некоторое время назад появились планы завод снести и на его месте построить жилые районы. Как уже отмечалось выше, место расположения весьма симпатичное, в окружении лесов и парков, на набережной Яузы.
Более того, есть места, куда постороннему доступа нет, но во дворах закрытых территорий находятся парковки с дорогими автомобилями и различной техникой.
Фото: Андрей Малосолов / Телеканал «Царьград»
Чей ты, «Богатырь»?
У шлагбаума охранник сказал, что сноса заводских цехов не планируется, будет перестройка. На вопрос, кому принадлежит территория, ответил, что частным лицам, причем каждый раз разным, а дальше общаться отказался.
Силюсь узнать у посетителей и арендаторов – что будет, если здесь все снесут. Но никто ничего толком не отвечает или не хочет говорить на эту тему. Практически невозможно получить информацию и о количестве фирм, арендующих помещения. На одной стороне комплекса еще стоят старые красные корпуса, а вот со стороны Сокольнического лесопарка вплотную к старым стенам резинотехнического предприятия выросли современные пластиково-металлические конструкции огромного автоцентра азиатского производителя автомобилей. Тут же и мойки, и шаурма, и шиномонтажки, и прочие прелести некачественного индустриального арта.
Фото: Андрей Малосолов / Телеканал «Царьград»
Один из кандидатов на пост мэра Москвы Илья Свиридов считает, что вывод завода из числа объектов культурного наследия инспирирован застройщиками будущего городского квартала.
— рассказал Свиридов в интервью Царьграду. По его словам, борьба за завод ведется для того, чтобы не потерять наследие заводского строительства.
Во многих городах мира существуют объекты индустриального туризма, а есть и целые города, где внимание туристов привлекают только заброшенные или действующие объекты индустриальной архитектуры.
Когда-то Москва была не только «столичной штучкой», но и городом рабочих, заводов и фабрик. Большинство из них сейчас закрыты, многие переведены в другие регионы страны или Подмосковье. Оставшиеся заводские мощности заработали уже в совсем другом направлении. Завод «Красный Октябрь» переделали в моднейшее тусовочно-ресторанное место Москвы, при этом сохранена вся архитектура выдающегося комплекса. Переделали в студии и арт-объекты помещения «Электрозавода», перестроили заводские типографские всесоюзные мощности на улице Правды.
«Винзавод» стал модным ресторанным двориком и местом художественных выставок, опять-таки с сохранением архитектурных основ. На месте первого в Москве стекольно-хрустального завода располагается завод моды под названием «Флакон», перестроен завод «Арма», «Серп и Молот» переделан в арт-квартал. ЗИЛ практически снесен с лица земли и превращается в гигантский человейник, и из всего многообразия заводов по-прежнему пыхтит лишь старичок АЗЛК.
Автор этих строк недавно путешествовал по Ивановской области и увидел там массу прекрасно сохранившихся объектов индустриальной эры региона. Сгинув в 90-е в пучину дантовского ада, Ивановская область разорилась, а многочисленные фабрики и заводы такого же красного кирпича, как и «Красный богатырь», опустели и обветшали, персонал покинул цеха в силу отсутствия и работы, и спроса на то, что кое-как производили. Может, у властей региона и были какие-то соблазны снести корпуса и головные здания ко всем чертям или устроить там свои «флаконы», но волей или неволей своим действием или бездействием они сохранили крепко построенные заводы, и сейчас на них вновь закипела жизнь.
Фото: Андрей Малосолов / Телеканал «Царьград»
Жители в сомнениях
Собственно, претензии краеведов и архнадзоров в том, что завод «Богатырь» хотят просто снести и поставить человейники, как на территории ЗИЛа, вместо того, чтобы открыть здесь туристическую развлекательную зону. Противники существования бесполезного, по их мнению, завода в том, что подобных зон в Москве и так достаточно, и устроить на «Богатыре» что-то приличное не удастся.
«Богатырь» стоит и стоит. Необычный он и красивый. Но ломать его, чтобы поселить сюда массу людей, это же какой коллапс в районе начнется,
— говорит Царьграду местный пенсионер Александр. Он показывает на пробку при съезде с Краснобогатырской на улицу, ведущую в сторону ВДНХ и реки Яузы, – как здесь будет, когда построят огромные жилые корпуса?
Собеседники Царьграда признаются, что борьба вокруг «Богатыря» идет уже не менее 10 лет. За 90-е годы формы собственности предприятия поменялись десятки раз, была тут пальба и бандитские разборки. Но понять, что кому принадлежит, до сих пор непросто.
Уезжал я из района, где располагается завод «Богатырь», со смешанным чувством. С одной стороны, головное здание завода действительно шедеврально, особенно так кажется тем, кто разбирается в предмете. С другой стороны, комплекс вряд ли восстановят так, как это произошло в Юже, Иваново и Шуе. Там подобные заводы и фабрики – глоток жизни для всего города, в Москве калоши и резиновые противогазы производить в советских объемах невыгодно, а рынки заняты китайской продукцией. Не говоря о том, что технологии ушли далеко вперед.
Рекультивация земель и превращение подобных мест в культурные пространства – кажется, это было наиболее эффективным способом эксплуатации мощностей. И даже в подобных случаях надо сохранять не только историческое и культурное, но и индустриальное наследие отечества, ведь не все в истории страны определяется ресторанными пространствами и выставками модной одежды.