Что такое коммерческое право

Коммерции — специальное правовое регулирование

Что такое коммерческое право. Смотреть фото Что такое коммерческое право. Смотреть картинку Что такое коммерческое право. Картинка про Что такое коммерческое право. Фото Что такое коммерческое право

Выделение относительно обособленных подразделений рос­сийского права осуществляется по двум критериям ― это общеизвестно. Первым и основополагающим явля­ется критерий предмета правового регулирования, то есть регулируемые правом обще­ственные отношения обособлены от всех других в силу им присущих специфических свойств (качеств), требующих их урегулирования особым методом. Вторым критерием ― связанным с первым и ему подчиненным ― является критерий этого самого ме­тода правового регулирования, то есть совокупность средств, приемов и способов, при­меняемых для правового регулирования специфических общественных отношений. Если эти средства, приемы и способы принципиально однородны, то говорят об отрасли права в собственном смысле слова; если же они разнородны, то речь идет о так называемых комплексных отраслях права.

Предметом научного и учебного изучения в российской юриспруденции принято считать соответствующие отрасли права в их историко-сравнительном, догматическом и политико-правовом представлении. Так, большинство наук, слагающих российское право­ведение, ― науки конституционного, административного, экологического и природно-ресурсного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права; административного, гражданского, уголовного процесса и др. ― являются науками отраслевыми. Считается, что факт существования отраслевой юридической науки в конечном счете оформляется особым нормативно-правовым актом, обычно имеющим статус кодекса.

В то же время потребности реальной жизни предъявляют спрос на обособление и существование научных и учебных дисциплин прагматической направленности ― таковы предпринимательское, энергетическое, акционерное, банковское, биржевое, транспортное, медицинское, образовательное, военное, спортивное право. К числу последних принято относить и так называемое коммерческое или торговое правоправо, регулирующее отношения профессиональных торговцев (коммерсантов) друг с другом по поводу по­купки и продажи товаров с целью их последующего доведения до потребителя. Пра­вильна ли такая квалификация? Не обладают ли отношения с участием профессиональных коммерсантов ― коммерческие отношения (коммерция) ― какими-то такими органиче­скими чертами, которые позволили бы выделить их в предмет отраслевого правового ре­гулирования?

Главные отличительные черты торговых отношений между профессиональными коммерсантами ― торговли как коммерции ― были выделены в зарубежном и отече­ственном правоведении уже довольно давно. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознако­миться с научными трудами и учебными руководствами по торговому праву, написан­ными русскими дореволюционными авторами, в том числе такими, как А. Х. Гольмстен, В. М. Гордон, А. И. Каминка, К. И. Малышев, Н. О. Нерсесов, Е. А. Нефедьев, В. А. Удинцев, А. Ф. Федоров, П. П. Цитович, Г. Ф. Шершеневич. Все они отмечали в качестве отличительных черт торговли-коммерции следующие семь характеристик.

Первая характеристика коммерции заключается в том, что ее предметом высту­пают товары ― в первую голову движимые вещи, определенные родо­выми признаками, а также некоторые другие, известным образом с ними связанные, цен­ности (распорядительные документы, товарные деривативы, цифровые продукты, поставляемые на материальных носителях или передаваемые по электронным каналам связи, а также сопутствующие услуги). Этим взгляд на объекты оборота коммерческого (торгового) права отличается от взгляда на объекты оборота гражданского: в то время как центром тяжести последнего являются их потребительная стоимость, ее носители (есте­ственные свойства материальных и нематериальных благ) и их правовая принадлежность (прикрепленность) к известным лицам, в коммерции важна стоимость меновая, причем не в ее принадлежности, а в обращении.

Черта вторая ― регулярность и однотипность торговых операций. Торговля как коммерция слагается из операций, совершаемых повседневно, причем таких опера­ций, которые по своему предмету, содержанию, оформлению и технике являются одно­родными, подобными друг другу. Торговые сделки, конечно, различаются по личностям своих участников и масштабам (количеству товаров и ценам), но все остальные их усло­вия обыкновенно идентичны. Иначе по российскому законодательству не может и быть, ибо практика установления различных условий продажи одних и тех же товаров различ­ным покупателям ― прямая дорога к обвинениям со стороны Федеральной антимоно­польной службы в дискриминации, навязывании заведомо невыгодных договорных условий, необоснованном отказе от заключения договора и прочих, иногда «смертных» для хозяйствующего субъекта, грехах. Индивидуализму и эгоизму гражданского права, требующим учета особенностей каждого конкретного контрагента и всех обстоятельств конкретного случая, в коммерции места практически нет.

Третья черта выражает существо коммерции как деятельности. Коммерция ― это целевое единство актов коммерческой покупки и продажи товаров. Это положение выражается в том, что не существует коммерсантов, которые только продают, как и нет коммерсантов, которые только покупают, ― всякий коммерсант является покупателем того, что он впоследствии с прибылью перепродаст, а также продавцом того, что он предварительно купил по более низкой цене. Главное при этом ― намерение коммерсанта: он покупает для того, чтобы перепродать, и продает то, что он потом купит для исполнения своего обязательства из ранее заключенной продажи. Сказанное укрепляет в убеждении, согласно которому коммерсантам неинтересны и не нужны товары как носители потребительной стоимости. Коммерсант приобретает товар не для того, чтобы стать его собственником. Точно так же и продает товары, не будучи собственником таковых. Коммерсантам важна возможность распоряжения меновой стоимостью товаров, кому бы они ни принадлежали, ― возможность, не описываемая ни одной конструкцией гражданского права.

Черта четвертая. Коммерция представляет собой не простую сумму отдельных торговых сделок, но деятельность системную с точки зрения своих результатов. Системная направленность ― это одно; системная результативность ― нечто иное. Она означает, что торговый оборот надлежит рассматривать и оценивать как единое целое не только с точки зрения намеченных коммерсантом целей, но и с точки зрения достигнутых им результатов. Различать и оценивать успех или, наоборот, неудачу отдельных торговых операций — конкретных актов покупки и продажи конкретных партий товара — нет никакого смысла. Коммерсант зачастую намеренно идет на совершение убыточных для себя сделок с одними товарами с тем, чтобы, с одной стороны, расширить свое присутствие на рынке, а с другой, покрыть такой убыток прибылью от реализации других товаров. Прибыль и убытки коммерсанта ― это характеристики не отдельных им совершенных сделок, а всей его деятельности в целом, коммерции или торговли как таковой. Центральное понятие коммерческого права — деятельность, гражданского ― сделка.

Пятая черта коммерции ― в ее профессиональном или промысловом характере. Это означает, что коммерция всегда является исключительной деятельностью ею занимающегося коммерсанта, он этой деятельностью промышляет, он ею живет, зарабатывает себе на жизнь, доставляет средства к существованию или, как говорили когда-то, «кормится». Коммерция как профессиональная деятельность направляется на обогащение (извлечение прибыли) и в этом смысле является одним из видов предпринимательской деятельности. Профессионализм позволяет коммерсантам применять в своей деятельности такие юридические институты и конструкции, которые могут быть «назначены» и «показаны» далеко не всем. Да, многие правовые средства, изначально возникшие в торговой (купеческой) среде, сегодня узаконены как имеющие общегражданское применение. Но основательно ли такое узаконение? Подтверждает ли оно, что такие средства за пределами торгового оборота действительно применяются? Очевидно, нет. Главное же заключается в том, что в настоящее время имеется целый ряд гражданско-правовых средств, не используемых никем, кроме коммерсантов.

Следующая ― общим счетом шестая ― черта коммерции как особого рода общественных отношений ― это ее организованный характер. Он получает внешнее выражение в торговом предприятии ― имущественном комплексе, используемом для целей ведения торговой деятельности. Торговое предприятие предполагает имущественное обзаведение, наличие лиц, непосредственно занимающихся ведением торговых дел (директоров, управляющих), а также вспомогательного наемного персонала; наконец, торговое предприятие не может работать без отлаженной системы планирования приобретения и сбыта. Все это ― необходимые элементы всякого торгового предприятия, но его центральной (по стоимости и значению) составной частью всегда являются права и обязанности, созданные коммерсантом для целей и в процессе ведения своей коммерческой деятельности. Очевидно, что для участия в отношениях собственно гражданских нет никакой надобности в их организации и придании им формы предприятия.

Наконец, последней (седьмой) чертой коммерции я бы назвал интернациональный (космополитический, международный) характер торговых операций. Приемы и методы ведения именно торговой деятельности поддаются международной унификации лучше, чем всякой другой; успех международных договоров и актов международной частноправовой унификации тем сильнее, чем теснее сфера их применения прилежит к коммерции. Представить же себе международно-унифицированную регламентацию вопросов право- и дееспособности, отношений собственности, наследования, брака и семьи ― то есть институтов, составляющих центр тяжести всякого гражданского права ― довольно затруднительно.

Таким образом, коммерцией называются торговые отношения по поводу оборота (покупки и продажи) товаров, отличающиеся признаками регулярности, однотипности и системной направленности торговых операций, признаками единства результатов, профессиональным (промысловым) и организованным характером. Коммерция нуждается в специальном правовом регулировании, поскольку ее органические качества во многом несовместимы с соответствующими им параметрами общегражданских отношений. Правовое регулирование и должно осуществлять коммерческое право.

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Источник

Коммерческое право: общие понятия и категории

Общие понятия в системе коммерческого права

Движение товаров и услуг (товарообмен) представляет собой сложный процесс, регулируемый правовыми нормами, совокупность которых называется коммерческим правом. Эта важнейшая правовая сфера на фоне происходящих в экономике России процессов требует в настоящее время коренных реформ. Характерное для 1980-1990-х гг. бурное развитие гражданского и предпринимательского права, связанное с переходом к рыночным отношениям, должно найти достойное продолжение. Именно формирование российского коммерческого (торгового) права призвано сыграть в этом процессе немалую роль.

Современное коммерческое право не является реанимацией, реконструкцией прежде существовавшего в России торгового права после многих лет забвения. Термин «коммерческое (торговое) право» лишь недавно возвращен в российское правоведение. Это новая учебная дисциплина, построенная на принципах, учитывающих важность коммерческого права для решения стратегических задач построения цивилизованного рынка, определения целей, средств и методов деятельности организаций, учреждений и торгового оборота страны в целом.

Под коммерческим (торговым) правом специалисты понимают совокупность норм частного права, общего и специального, предназначенную для обслуживания торгового (коммерческого) оборота и регулирующую взаимоотношения профессиональных предпринимателей (коммерсантов). Иными словами, это совокупность норм, имеющая применение в той области экономических отношений, которая именуется торговлей.

Значение коммерческого права обусловлено значением товарооборота для жизни общества и государства. Его нормы прямо или косвенно затрагивают интересы каждого. Поэтому их изучение важно и необходимо для людей, занятых в разных сферах деятельности, особенно для юристов, финансистов, экономистов, предпринимателей и государственных служащих.

Право развитых стран традиционно подразделяется на публичное и частное, а последнее — на гражданское, торговое и трудовое.

Гражданское и торговое право — две тесно переплетающиеся ветви частного права. Более того, коммерческое (торговое) право как частное право входит в состав гражданского права, охватывающего более широкий круг регулируемых правоотношений. Это вытекает из того, что коммерческая деятельность базируется прежде всего на вещных правах (праве собственности и др.) и связана с распоряжением этими правами в процессе гражданского оборота с целью извлечения прибыли.

Длительное время в западной литературе в качестве своеобразной черты права (наряду с его делением на публичное и частное) отмечается дуализм частного права, т.е. наличие в нем как гражданского, так и торгового права. Такое явление в законодательном регулировании действительно наблюдается, хотя, за исключением теоретиков права, оно никому не принесло затруднений.

В то же время определенное обособление коммерческого права создает возможности для более развернутого и полного регулирования торгового предпринимательства, удобства в применении специализированного законодательства, учитывающего особенности торгового оборота, более высокую динамику его развития.

Обособление коммерческого права наблюдалось в XII—XIII вв. как следствие неспособности гражданского права регулировать новые отношения торгового оборота. Оно сформировалось как сословное право купцов (торговцев) и распространялось на торговые отношения, участниками которых были члены данного сословия, и поэтому первоначально называлось не торговым правом (jus mercatorum), а правом торговцев (jus mercaturae). Хотя уже тогда были известны немногочисленные положения права торговцев, которые применялись ко всем лицам независимо от их сословной принадлежности.

Будучи по своему происхождению обычным правом, торговое право в то же время многое заимствовало из римского частного права, особенно из обязательственного.

Родиной торгового права признаются итальянские города, и прежде всего те из них, которые были связаны с морской торговлей на побережье Средиземного моря. Затем оно стало развиваться на севере Европы, в частности в городах, расположенных на побережье

Балтийского моря, особенно в городах Ганзейского союза.

В территориальном отношении торговое право было правом определенного города, где купцы составляли корпорации, и развивалось внутри таких образований, как местное обычное право. Это прежде всего касалось обычаев морской торговли, поскольку именно она в тот период была практически единственным видом экономических отношений между городами.

Нормы торгового права закреплялись в статутах и сборниках купеческих гильдий, а также в городских статутах. В дальнейшем происходит расширение коммерческих связей между корпорациями, что вызывает процесс сближения обычных норм отдельных образований и приводит к постепенному формированию торгового права каждого города. Данный процесс связан в основном со стремлением торгового права к единообразию, преодолению местных различий.

Торговые споры рассматриваются в сословных судах, организованных при торговых гильдиях, объединявших купцов данного города.

Первые попытки закрепить в законодательном порядке торговые отношения были осуществлены во второй половине XVII в. во Франции, которая всячески поддерживала развитие ремесел и торговли.

Здесь были изданы два ордонанса (закона) — Ордонанс о сухопутной торговле 1673 г. и Ордонанс о морской торговле 1681 г., которые оказали большое влияние на развитие торгового права и в других странах, поскольку их положения применялись и иностранными судами. Значение ордонансов Кольбера (министра Людовика XIV и главного инициатора названных кодификаций) заключается в том, что, издав эти акты, впервые в истории государственная власть санкционировала существование единого особого торгового права.

В Англии обычные суды также постепенно начали применять в своей деятельности торговые обычаи, учитывая их при вынесении решений. Применение торговых обычаев судами общего права оказало заметное влияние на содержание норм английского материального права. В частности, такой основополагающий принцип права, как свобода договора, был создан в Англии именно в практике торговых судов. К началу XVIII в. суды общего права окончательно инкорпорируют торговые обычаи и начинают их применять в качестве правовых норм при разрешении споров между любыми лицами, а не только между представителями купеческого сословия.

Примерно с этого времени торговые обычаи приобретают характер правовых норм.

Таким образом, торговое право сохраняет обособленное существование во многих странах, превратившись из сословного в право, регулирующее торговлю.

Современное коммерческое (торговое) право, будучи тесно переплетенным с правом гражданским, во многих странах по-прежнему сохраняет свою автономность. Лишь при отсутствии необходимых норм в торговом праве отношения регулируются гражданским правом.

Наряду с гражданскими существуют торговые кодексы и специальные торговые суды. В университетах Германии, Испании, Японии и других стран отдельно преподаются (иногда даже самостоятельными кафедрами) курсы гражданского и торгового права.

В России обучение коммерческому праву велось с середины XIX в., когда в ведущих вузах страны были написаны и изданы учебники по данному курсу, образованы кафедры торгового права, которые просуществовали до 1917 г.

В состав гражданского права традиционно включают такие институты, как общие положения о физических и юридических лицах, вещное, обязательственное, деликтное и наследственное право. В сферу регулирования торгового права входят отношения, касающиеся:

В торговых кодексах, как правило, отсутствуют нормы, посвященные авторскому и патентному праву. Вместе с тем отсутствие четких граней между отношениями, регулируемыми гражданским и торговым правом, порой приводит к их анализу в юридической литературе в рамках единого частного права или к изданию общих кодифицированных актов.

Однако гигантские масштабы осуществляемых в нашей стране торговых операций, их важность и необходимость для формирования и развития цивилизованного рынка дают практические основания для научного обособления коммерческого права в составе гражданского права.

Важной тенденцией развития гражданского и торгового права является дальнейшая коммерциализация гражданского права, т.е. усиливающееся влияние торгового права на гражданское. Проявлением данной тенденции служит расширение сферы действия торгового права, а именно увеличение перечня материальных и духовных благ, которые могут стать предметом купли-продажи.

Все большее число неимущественных по своей природе ценностей приобретает имущественный характер. По мере развития экономики расширяется и сфера отношений, регулируемых торговым правом. Первоначально оно охватывало лишь сферу обращения, относящуюся к движимому имуществу, и не захватывало сферу производства.

С дальнейшим развитием экономических отношений сфера действия торгового права постоянно расширяется, его нормы начинают использоваться для регулирования отношений, действующих в обрабатывающей промышленности, в сфере услуг, издательском деле, а также связанных с работой зрелищных организаций, с операциями по недвижимости и др. Постепенно торговое право охватывает все то, что можно назвать предпринимательской деятельностью.

Развитие международных экономических связей еще больше усиливает этот процесс. Однако следствием подобной тенденции является то, что многие исходные принципы и институты торгового права теряют свой специальный характер и становятся общими принципами гражданского права, что отчетливо проявляется в нормах обязательственного права. Доказательство тому — постепенное внедрение в гражданское право принципа ответственности без вины.

Коммерциализация частного права обернулась упразднением системы специальных торговых судов в подавляющем большинстве стран с дуалистической системой права.

Кроме того, можно утверждать, что современные гражданское и торговое право имеют ярко выраженную тенденцию к интернационализации вследствие усиливающегося выхода за национальные границы процесса концентрации производства и капитала. Объем национального законодательства многих стран нередко растет за счет актов, принимаемых на основе международных договоров и соглашений.

Это касается договоров в области купли-продажи, транспорта, авторского, патентного права, которые преследуют цель унификации частного права разных государств, приспособления его к нуждам западной экономической интеграции. Помимо международных соглашений в конкретных областях частного права, являющихся одной из наиболее эффективных форм интернационализации и унификации права, эти процессы могут протекать и в рамках отдельных регионов.

Основные категории коммерческого права

Основными категориями коммерческого права являются:

Эти категории в совокупности образуют более сложную категорию — правовой механизм регулирования коммерческой деятельности.

Коммерческое (торговое) право не является самостоятельной отраслью в системе российского права, хотя имеет особенность, прямо указанную в законодательстве: наличие ряда институтов носящих относительно самостоятельный юридический характер. Поэтому представляется верным утверждение о том, что коммерческое право не может претендовать на самостоятельность в качестве отрасли права, так как это часть гражданского права, выделение которой вызвано практическим интересом. И в этом смысле нет различия в том, разделен ли правовой материал на два кодекса или объединен в одном комплексном акте. Правовое регулирование торгового предпринимательства в настоящее время не может быть оторвано от гражданско-правового регулирования имущественных отношений.

Об этом свидетельствуют и теория, и практика.

Право регулирует поведение людей через внедрение в социальную структуру правовых общественных отношений, которые во взаимодействии с иными общественными отношениями формируют фактическое поведение субъекта: всякий конкретный акт поведения лица является результатом воздействия на него всего комплекса социальных связей, в котором он находится.

В юридической литературе в качестве предмета (объекта) правового регулирования называют общественные отношения, что, по мнению некоторых ученых, представляет собой неоправданное ограничение пределов этого объекта. Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, включающая в себя по меньшей мере три компонента: общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения), самих людей, без которых невозможно представить никаких общественных отношений, и их поведение.

1. Точное определение предмета правового регулирования является обязательным и необходимым условием для правильного применения правовых норм, поскольку ошибки в правоприменительной практике чаще всего происходят изза неточностей в определении тех общественных отношений, к которым применяется та или иная норма, и наоборот. Определить предмет коммерческого права — значит выявить сущность и черты опосредуемых им общественных отношений. На наш взгляд, в качестве предмета коммерческого права выступают отношения, возникающие в сфере товарного обращения (коммерческие процессы), связанные с переходом товаров на возмездной основе от одних лиц к другим лицам. Особенности таких отношений выражаются в том, что они:

Таким образом, если не сводить предмет правового регулирования к общественным отношениям, то при более детальном анализе оказывается, что он имеет достаточно сложное строение. Поэтому можно заключить, что коммерческое право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права), определяя их признаки в специальных нормах, указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм, определяет варианты возможного, а в необходимых случаях — и должного поведения.

Из вышеизложенного следует, что предмет коммерческого права есть более узкое понятие, нежели предмет гражданского права, поскольку последнее регулирует общественные отношения, касающиеся всех аспектов объекта регулирования, а коммерческое право сужает круг этих аспектов.

Коммерческая деятельность предприятий дифференцируется:

Разнообразны и рынки, на которых осуществляется коммерческая деятельность. Их можно классифицировать следующим образом:

Большое разнообразие коммерческой деятельности обусловливает адекватное ей многообразие правовых норм регулирования этой деятельности.

Вместе с тем коммерческая деятельность предприятий является лишь составной частью производственно-хозяйственной деятельности.

Ее успех определенным образом зависит от потенциала предприятия (в основном от потенциала прибыльности). В свою очередь, будущий потенциал предприятия зависит от результатов коммерческой деятельности — прибыли, которая является основным источником инвестиций в развитие производства. В силу этого можно говорить о едином производственно-коммерческом процессе, отношения субъектов которого регулируются хозяйственным и коммерческим правом. Границы между хозяйственным и коммерческим правом в известной мере условны.

Основные принципы коммерческого права во многом схожи с основными началами гражданского законодательства (ст. 1 Гражданского кодекса РФ):

Кроме того, коммерческим правом восприняты следующие принципы хозяйственного права:

Под методом правового регулирования, применяемым в той или иной отрасли (подотрасли) права, понимается совокупность способов и приемов и средств регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.

Для коммерческих отношений применимы методы правового регулирования, характерные для хозяйственных правоотношений в целом.

Правовое воздействие в коммерческом праве принимает характер дозволения, предписания и запрета. Режим воздействия может быть:

Для метода правового регулирования характерна разнообразная природа воздействия. Дело в том, что на коммерческие отношения влияет не сама правовая норма, а управляющие воздействия экономической, мотивообразующей и организационной природы, формируемые под влиянием правовых норм. Во многих ситуациях характер правового воздействия, его режим и природа являются комплексными.

В целом метод правового регулирования призван обеспечивать:

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в коммерческих правоотношениях. Возможность выбора метода правового регулирования особенно привлекательна для коммерческих отношений стратегического характера, осуществляемых в условиях неопределенности внешней среды компании. В ходе реализации той или иной стратегической программы по мере раскрытия неопределенностей метод правового регулирования может изменяться от дозволения рекомендательного характера до предписания или запрета властного характера.

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей.

В этом случае предприниматель может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и не противоречит закону, обычаям делового оборота и нормам нравственности.

В коммерческой практике ряда зарубежных стран и в международной торговле в качестве метода правового воздействия используется торговый обычай — правило, сложившееся в сфере торговли на основе постоянного и единообразного повторения конкретных фактических отношений. Если обычай санкционирован государством, он становится нормой права (правовым обычаем).

В договорной практике применяется также неправовой обычай (торговое обыкновение), отражающий волеизъявление сторон по договору. Торговое обыкновение — это заведенный порядок или фактически установленное в торговых отношениях правило, прямо не выраженное в торговле, которое используется для определенной воли сторон. Торговое обыкновение учитывается постольку, поскольку стороны знали о его существовании и имели в виду при заключении договора.

В международной торговле роль обычая достаточно велика, в частности, для тех форм внешнеэкономического сотрудничества, которые не регламентированы законодательством.

Под источником права в российском законодательстве понимаются нормативные правовые акты, принятые в установленном законом порядке, образующие определенную структуру правовых норм.

В коммерческом праве таковыми являются:

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

Во внешнеэкономической коммерческой деятельности источниками права являются также правовые акты тех государств, на территории которых осуществляется коммерческая деятельность, и международные правовые акты. Так, возможность применения торгового обычая зафиксирована в различных арбитражных регламентах, в том числе в Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ, в Арбитражном регламенте Европейской экономической комиссии ООН 1966 г. и Арбитражном регламенте Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г.

Под системой отрасли (подотрасли) права понимается логическое построение (структура и взаимосвязь) институтов и норм данной отрасли (подотрасли) права. Коммерческое право выделяется из системы права как подсистема, интегрирующая институты и нормы ряда отраслей и подотраслей права, регулирующих коммерческую деятельность.

По общему правилу построения сложных систем любой природы один и тот же элемент системы может принадлежать нескольким подсистемам, в силу чего данные подсистемы трудно будет обособить.

Это означает, что одна и та же норма права может входить в состав различных институтов права, а один и тот же институт права — в состав взаимосвязанных отраслей (подотраслей) права.

Первичным элементом системы права является правовая норма — правовое предписание, в содержание которого входят:

Правовой институт — совокупность правовых норм, регулирующих однородные отношения и образующих взаимосвязанную структуру. Правовой институт регулирует определенный вид однородных отношений.

В коммерческом праве можно выделить следующие правовые институты:

Каждый из этих правовых институтов может содержать ряд более дифференцированных правовых институтов. Например, в правовом регулировании отношений купли-продажи можно выделить правовые институты розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия, а в правовом регулировании коммерческой деятельности в области интеллектуальной собственности — правовые институты охраны интеллектуальных прав в отношении секретов производства (ноу-хау), товарных знаков, других объектов интеллектуальной собственности и т.д.

Правовой механизм регулирования коммерческой деятельности следует рассматривать как составную часть правового механизма регулирования правоотношений между субъектами предпринимательской деятельности. Он отличается от последнего лишь множеством правоотношений, определяемых полем коммерческой деятельности предприятия и набором институтов права, призванных регулировать эти отношения.

Можно выделить четыре группы правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов коммерческой деятельности:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *