Что такое клобук определение
Значение слова «клобук»
[От тюрк. калпак — шапка]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
клобу́к
1. религ. головной убор монахов, включающий три длинных куска ткани, спускающихся по плечам и спине ◆ Монахиня в клобуке, с развевающимся вуалем и тянущимся за ней чёрным шлейфом, сложив белые с очищенными ногтями руки, в которых она держала топазовые чётки, вышла из кабинета и прошла к выходу. Л. Н. Толстой, «Воскресение», 1899 г.
2. спец. покрышка колпаком на ловчих птиц, наглазник в виде шапочки ◆ клобук подносится снизу вверх, вдоль тела птицы, отверстием под клюв вниз и быстро одевается.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заклинать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Клобук
Клобу́к: (возм. от тюрк. kаlраk — шапка; греч. κίδαρις (кидарис) ( Исх.28:39 )).
1. Принадлежность облачения монаха малой схимы. Представляет из себя головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра (камилавки) с нашитой на него наметкой – покрывалом особой формы, спускающимся на спину и грудь и разделенном на три части. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи носят клобук во время богослужения. Также клобук могут носить клобук во время богослужения схимники в священном сане (иеросхомонахи и схиигумены). Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы.
2. Принадлежность внебогослужебного и, в определенных случаях, богослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, идентичен монашескому. В Русской Православной Церкви митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного.
3. Принадлежность внебогослужебного и, в определенных случаях, богослужебного облачения патриарха. В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. В Русской Православной Церкви Предстоятель носит белый клобук, именуемый куколем. Куколь Русского Патриарха – полусферической формы, белого цвета, с вышитыми изображениями серафимов и Деисуса, с крестом на навершии. В Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх также носит полусферический клобук, внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси, но чёрный и без креста на навершии. В Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской Церквах патриархи, как и все епископы, носят простой монашеский чёрный клобук. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской Церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской Православной Церкви.
Что такое клобук монаха
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Буквальное и символическое значение
Портрет преподобного Амвросия Оптинского в клобуке
Клобук — это часть одежды (головной убор) монаха, посвященного в малую схиму. Внешне представляет собой расширяющийся кверху цилиндр (камилавку) с тремя широкими черными лентами, опускающимися на спину. Само название «клобук» по разным мнениям происходит от греческого слова «кидарис» — «шапка».
Символическое значение клобука следует из молитв чинопоследования пострига в малую схиму. Где он называется шлемом спасения и покровом послушания. Считается также образом тернового венца Спасителя.
Смысл этих символов становится понятным из следующих слова апостола Павла:
Монах по своей сути – это воин Христов, которому в первую очередь необходимо сразиться с диаволом и его демонами. Известен такой рассказ из древнего патерика. Некий мирянин по смотрению Божию услышал, как бесы докладывали сатане о содеянных ими злодеяниях.
Один доложил, что потратил неделю или месяц на то, чтобы устроить в некоем месте массовую драку, в которой погибли десятки или сотни людей. Но сатана обругал его и прогнал от себя. Другой заявил, что «трудился» целый год и устроил войну, в которой погибли многие тысячи воинов. Но и этого князь тьмы прогнал с руганью и побоями. Наконец, третий сказал, что он «работал» сорок лет и соблазнил одного монаха. Тогда сатана обнял этого беса, назвал его самым лучшим своим слугой и всячески обласкал.
Отсюда понятно, каково значение монаха как самого первого воина Христова в духовной брани! Кстати говоря, согласно тому патерику, услышавший этот сатанинский диалог мирянин после сего стал монахом.
Во-первых, к рассудительности. Как говорил основатель монашества преподобный Антоний Великий, многие приняли на себя великие подвиги, но пали, потому что не имели рассудительности. Если же кто не имеет такой добродетели, то таковому, во-вторых, следует предать себя в безусловное послушание опытному старцу.
Основное символического значение клобука как тернового венца монаха, на мой взгляд, в следующем. Так монах принимает на себя ряд обетов (безбрачия; нестяжания; послушания), которые тягостны для плотского человека. Конечно, исполнение этих обетов – это тяжкий подвиг и труд, ибо «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11: 12).
Но, думаю, не это самый главный труд монаха. Конечно, он трудится, но ведь и не зря. По мере умерщвления своей плоти в нем все более и более процветает дух и открываются его духовные очи, позволяющие ему видеть невидимый обычными глазами потусторонний мир.
Однако и здесь его ожидает очень неприятный сюрприз. Как объясняет сие святитель Игнатий (Брянчанинов): мы, люди существа падшие. Поэтому, когда нам начинает открываться этот самый потусторонний мир, мы первым делом видим мир падших духов. Которые искушают, конечно, всех. Но нас, живущих в миру, они искушают невидимо, а монахов-подвижников самым что ни на есть видимым образом!
Жития святых и патерики полны этими рассказами об ожесточенных сражениях монахов с являющимися им видимым образом силами тьмы. Чего только не испытали от них древние отцы: и самые страшные угрозы да самую грязную ругань, и изгнания, и побои, и много другое. Но претерпев все это до конца – спасались! И в этом помогает им их шлем спасения.
Носит ли этот головной убор женское монашество?
Монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря
Кроме мужских, есть еще и женские монашеские клобуки. Ибо во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (ср.Гал.3: 28). Поэтому монахиня, подобно монаху, точно такой же воин Христов. Посему имеет право на ношение соответствующей одежды, включая клобук.
Архиерейский
А кроме монашеских клобуков есть еще и архиерейские. Епископ носит черный клобук, подобный монашескому. Отличается же он по панагии, носимой вместе священнического крести. Архиепископ носит такой же черный клобук, но с нашитым на нем крестом из драгоценных или полудрагоценных камней. Наконец, митрополит одевает белый клобук, с подобным, как у архиепископа, нашитым на нем крестом.
Патриарший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. Так, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все епископы, носят простой чёрный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви Предстоятель носит отличный от прочих епископов сферический белый клобук.
В Грузинской церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук (внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси), но чёрный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви.
Патриарший клобук Русского Патриарха (куколь) имеет ряд отличий: форма — в виде сферического колпака, на маковце (вершине) имеется крест, все стороны украшены иконами, на концах куколя золотом вышиты серафимы.
Кстати говоря, куколь – это головной убор древних монахов, позаимствованный у… детей того времени. Согласно слову Господа:
Здесь Господь призывает нас уподобиться детям по их незлобию; кротости; доброй простоте; не желанию первенства, но не по уму. Таким и должен быть Первостоятель Церкви. Что и символизирует носимый им клобук в виде куколя.
Клобуков монастырь
Никола́евский Клобу́ков монасты́рь — действующий женский (до 1929 г. мужской) православный монастырь в городе Кашин Тверской области, расположенный на возвышенном левом берегу реки Кашинки при впадении в неё речки Вонжи.
Интересно происхождение второго названия (Клобуков) сего монастыря. По древнему преданию, это связанно с именем Новгородского святителя Иоанна, крестным знамением и молитвой подчинившего себе слишком уж наглого беса и заставившего того отнести его на богомолье в Иерусалим. Так вот, по этому преданию, когда он пролетал на бесе то место, где сейчас упомянутый Николаевский монастырь, у него слетел и упал на землю клобук. Отсюда и происходит второе название этого монастыря.
Сделаем на сей счет еще одну полезную оговорку. Есть такой старый советский фильм по Гоголю «Вечера на хуторе близь Диканьки». Там тоже кузнец Вакула летит на бесе, правда, в Санкт-Петербург. По ходу дела при этом давая бесу подзатыльники и, таким образом, управляя им.
Не очень корректно и мнение самого Гоголя, что какой-то мирянин-кузнец, пусть и в меру благочестивый, может вот так запросто усмирить беса и заставить его работать на себя, хотя бы и с помощью крестного знамения. Святитель Иоанн Ногородский смог содеять это силой своей святости, точнее, силой Божией. А нам грешным на такое дерзать не следует. Это дело настоящих воинов Христовых, монахов-подвижников, а не нас, «партизан», сидящих в мирском тылу.
Кстати говоря, бес ведь отомстил тому актеру (Юрию Таврову), который играл роль Вакулы, напрочь сломав его жизнь. Фактически это была единственная его серьезная роль в кино. После нескольких других эпизодических ролей, он ушел из кинематографа, дважды был женат, развелся. Заболел глазами, на один глаз ослеп, пристрастился к спиртному. И конце жизни… работал штукатуром в одном из ЖЭКов города Одессы.
Повесть
«По́весть о бе́лом клобуке́» (др.-рус. По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́) или «По́весть о новгоро́дском бе́лом клобуке́» — памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима».
Некоторые исследователи считают, что краткая редакция «Повести о новгородском белом клобуке» была создана в 1550-х годах, а полная между 1589 и 1601 годами[1]. «Повесть о белом клобуке» получила широчайшее распространение в рукописной традиции XVI—XVIII веков — известно около 300 рукописных списков. Особенной популярностью она пользовалась в старообрядческой среде.
Подобно сказанию о Вавилонском царстве, где образно представлена передача светской власти из Вавилона в Царьград и оттуда к русскому князю, в этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, затем в Новгород.
Повесть состоит из трёх частей
Первая часть повести это «Послание Дмитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию», в которой Дмитрий Толмач (он же Митька Малый), рассказывает о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима, и там в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. Для этой цели Митька при помощи даров вошёл в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке данную повесть, а Митька её записал.
Во второй части повести пересказывается подложное латинское сочинение «Дар Константина»: слоновая проказа императора, желание Константина зарезать младенцев, отказ от этого желания, явление Константину во сне апостолов Петра и Павла, крещение Константина Сильвестром, благодарность Константина.
Во третьей части повести рассказывает, что царю Константину после перечисленных событий вновь явились во сне святые апостолы Пётр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру, после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь.
Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».
Кого называли черными клобуками на Руси
Это не церковное, а светское называние кочевых народов, дружественных и союзных Киевской Руси. Которые, обитая на ее кордонах, долго время защищали ее от нападений враждебных кочевников. Пока окончательно не были уничтожены или ассимилированы после татаро-монгольского нашествия. Свое название они получили от высоких черных шапок, которые обычно носили.
Протоиерей Георгий Городенцев
«Клобук» – это каблук?
Никакого отношения к обуви или к какой-либо её части клобук не имел. У этой символической шапки священнослужителей были и другие названия: «шлем спасения» и «покрывало послушания». Символизировал клобук терновый венец Иисуса Христа («Бог терпел и нам велел»).
Символично в этом головном уборе было многое. Начнём с того, что нижняя часть послушнического покрывала делилась на три части. Каждый длинный конец нёс в себе Троическое благо для всех монашеских помыслов. Священнослужители носят клобук не только при богослужении, но и без него.
Клобуки у монаха и епископа не сильно отличались друг от друга по типу пошива. Только цвета были разные и кое-что ещё: у архиепископа – клобук чёрного цвета. Нашитый на нём крест украшен алмазами и драгоценными металлами, а у митрополита используется в одежде белый клобук. Если у священных отцов высокого ранга на клобуке был крест, расшитый бриллиантами, то это был наградной головной убор.
Священнослужители / © РИА PrimaMedia / primamedia.ru
История появления клобука
Когда появился клобук у монахов точно неизвестно, но он существовал очень давно, только имел другие названия. Греки именовали его наглавием, и восходит его появление к XVII веку. А тот материал, который выполнял роль покрова, был очень плотным, чтобы защищать голову во время дождя или снега. Два конца клобука завязывали под подбородком, чтобы головной убор не был сорван ветром во время богослужений.
Изначально покрывало («наметка») шили из шёлка того же цвета, как и сама камилавка (так назывался цилиндр). Украшать клобук начали со времён Никона. С этого периода появились различия в цвете клобука и сана священника.
Белый клобук предназначался самому высшему рангу священнослужителя (митрополиту и патриарху). А первый епископ, который стал носить клобук белого цвета, был архиепископ Псковский и Новгородский Василий.
А после 1589 года все Московские Патриархи и Патриархи всея Руси получили право носить белые клобуки. Одно время все считали, что о белом клобуке существовала легенда. Позже на высшем уровне прошёл запрет на распространение такой легенды.
Белый клобук предназначался только высшему рангу священнослужителя. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл / © Сергей Пятаков РИА Новости
Цитаты со словом «клобук»
Сначала казалось, что такое слово трудно было найти в классической литературе, но это оказалось не так. Русские классики были зачастую люди православные, знающие христианскую культуру и обычаи. Ко всему прочему, наши классики отличались образованностью и наблюдательностью.
Итак, обратимся к творчеству Н. С. Лескова и А. М. Горького. В «Обойдённых» Николай Семёнович Лесков сразу указал, что клобук – это головной убор:
«Мой Сторя будет истинный инок божий, — говаривала часто его мать, поглаживая сына по головке, обрекаемой под черный клобук».
«Без клобука на лысой голове монах стал меньше, шире, его заплесневелое лицо казалось детским; он держал в руке стакан, а на скамье, рядом с ним, стояла бутылка кваса», — так писал Горький в «Деле Артамоновых».
Вот о таком интересном слове, пришедшем к нам из древности, шла речь. Никто и не ожидал, что клобук будет обозначать шапку для покрытия голов людей, связанных с верой в Бога. Этимология слов весьма интересна и заниматься ею поучительно, так как история слов напрямую связана с историей нашего народа.
КЛОБУК
Смотреть что такое «КЛОБУК» в других словарях:
КЛОБУК — муж. покрывало монашествующих, сверх камилавки; в просторечии и самая камилавка. | Покрышка колпаком, клобучек, чец на ловчих птиц, каблучек, наглазник в виде шапочки. | Верхний сноп на суслоне, распушенный шапкою, колосьями вниз. Нашел чернец… … Толковый словарь Даля
КЛОБУК — (ново греч. klabuki, от тур. kalabok колпак). Шапка у монахов с надетою на нее креповой тканью, заканчивающейся сзади тремя длинными концами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛОБУК головной убор… … Словарь иностранных слов русского языка
клобук — клобучок, камилавка, убор Словарь русских синонимов. клобук сущ., кол во синонимов: 4 • камилавка (6) • … Словарь синонимов
клобук — клобук, род. клобука (неправильно клобук, клобука) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КЛОБУК — (от тюркского калпак шапка), в православии головной убор монахов, цилиндр без полей с покрывалом, обычно черный; в русской православной, сербской, болгарской, польской и других церквах у митрополитов белый … Современная энциклопедия
КЛОБУК — (от тюрк. калпак шапка) головной убор монахов, высокий цилиндр без полей с покрывалом; черный у простых монахов и архиереев, белый у митрополитов и патриархов … Большой Энциклопедический словарь
КЛОБУК — КЛОБУК, а, муж. Высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор, камилавка (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Клобук — головная одежда монахов, состоящая из камилавки и надетой нанее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами(воскрилиями). К. составляет принадлежность полной форменной одеждымонаха; иногда лишь, вне богослужения, он заменяется… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Клобук — (турец. калабак) шапка, имеющая вид колпака с меховымоколышком. Это древнейший вид шапок у русских. Как наголовье княжеское,К. упоминается в летописи под 1072 г. Карамзин по поводу этого местазамечает, что князья, вместо короны, носили К. и не… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Клобук — (от тюркского калпак шапка), в православии головной убор монахов, цилиндр без полей с покрывалом, обычно черный; в русской православной, сербской, болгарской, польской и других церквах у митрополитов белый. … Иллюстрированный энциклопедический словарь