Что такое казуистика определение

Казуистика

Казуи́стика (от лат. casus — «случай», «казус») — в общеупотребительном бытовом значении под этим термином понимают изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей; крючкотворство. [1]

У средневековых схоластов (богословов и юристов) казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев и вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных и мысленно представимых случаев. В диалектической казуистике особенно отличались иезуиты. С тех пор в теологии под казуистикой стали понимать и учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. Казуистика стала (особенно в католицизме) теорией «казусов совести», регулирующей конфликты между различными нравственными обязательствами человека, когда необходимо определить приоритет одного из них перед другим в конкретных сложных обстоятельствах. [1]

В юриспруденции под казуистикой понимают анализ данного дела, случая (казуса) и выведение из него путём логической и юридической интерпретации некоторых общих принципов, дополняющих недостающие в законодательстве нормы. В судебной практике большинства стран нередко приходится прибегать к казуальному творчеству из-за выдвигаемых усложняющейся жизнью новых вопросов, ещё не отражённых в законе. [1]

Содержание

См. также

Примечания

Литература

На русском

Что такое казуистика определение. Смотреть фото Что такое казуистика определение. Смотреть картинку Что такое казуистика определение. Картинка про Что такое казуистика определение. Фото Что такое казуистика определение

Полезное

Смотреть что такое «Казуистика» в других словарях:

КАЗУИСТИКА — (нов. лат., от лат. casus случай, бытие). 1) часть нравственной теологии, рассматривающая и решающая сомнительные вопросы, превратившиеся в руках иезуитов в целую тонко разработанную систему изворотливых правил, с помощью которых можно оправдать… … Словарь иностранных слов русского языка

казуистика — и, ж. casuistique. 1. Ловковсть, изворотливость в спорах, доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений) и т. п.; кручкотворство. БАС 1. Кто живал в провинции. то знает, до какой казуистики, до каких тонкостей и усовершенствований… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

казуистика — крючкотворство, софистика Словарь русских синонимов. казуистика софистика, крючкотворство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Казуистика — Казуистика ♦ Casuistique Изучение запутанных юридических дел (казусов), в частности связанное с их моральной оценкой. С легкой руки Паскаля слово «казуистика» стало в основном употребляться в уничижительном контексте, но причиной этого… … Философский словарь Спонвиля

КАЗУИСТИКА — КАЗУИСТИКА, казуистики, мн. нет, жен. (от лат. casus случай). 1. Теория абстрактно логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции. 2. перен. Изворотливость… … Толковый словарь Ушакова

КАЗУИСТИКА — (от лат. casus случай), рассмотрение отд. случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). В этике обсуждение «казусов совести», нравств. затруднений, напр. при конфликте между различными обязанностями. В теологии (вт. н.… … Философская энциклопедия

КАЗУИСТИКА — в праве рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться по нормам права … Юридический словарь

КАЗУИСТИКА — КАЗУИСТИКА, рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т.д.). В теологии (особенно в католицизме) учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносном смысле ловкость, изворотливость в … Современная энциклопедия

КАЗУИСТИКА — рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). В теологии (особенно в католицизме) учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносном смысле ловкость, изворотливость в… … Большой Энциклопедический словарь

КАЗУИСТИКА — КАЗУИСТИКА, и, жен. (книжн.). 1. Подведение частных случаев под общую догму как приём средневековой схоластики и богословия. 2. перен. Изворотливость в защите ложных, сомнительных положений (неод.). | прил. казуистический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Казуистика — теория искусства применять к отдельным случаям (казусам)общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные посуществу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению котдельным жизненным явлениям. Большинство этих… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Значение слова «казуистика»

Что такое казуистика определение. Смотреть фото Что такое казуистика определение. Смотреть картинку Что такое казуистика определение. Картинка про Что такое казуистика определение. Фото Что такое казуистика определение

1. Юр. Применение общих статей закона к различным юридическим случаям.

2. Книжн. Подведение частных случаев под общую догму как прием средневековой схоластики и богословия.

3. перен. Изворотливость, ловкость в доказательстве сомнительных или ложных положений; крючкотворство. — Я не говорил, что люблю войну. Я сказал — люблю воевать. — Это уже казуистика. Крон, Дом и корабль.

[От лат. casus — случай]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

У средневековых схоластов (богословов и юристов) казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев, и, вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных, и мысленно представимых, случаев. В диалектической казуистике особенно отличались иезуиты. С тех пор в теологии под казуистикой стали понимать и учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. Казуистика стала (особенно в католицизме) теорией «казусов совести», регулирующей конфликты между различными нравственными обязательствами человека, когда необходимо определить приоритет одного из них перед другим в конкретных сложных обстоятельствах.

В юриспруденции под казуистикой понимают анализ данного дела, случая (казуса) и выведение из него путём логической и юридической интерпретации некоторых общих принципов, дополняющих недостающие в законодательстве нормы. В судебной практике большинства стран нередко приходится прибегать к казуальному творчеству из-за выдвигаемых усложняющейся жизнью новых вопросов, ещё не отражённых в законе.

В медицине под казуистикой понимается «отдельное наблюдение (повреждения или заболевания), представляющее научный и практический интерес ввиду его редкости и необычности».

КАЗУИ’СТИКА, и, мн. нет, ж. [от латин. casus — случай]. 1. Теория абстрактно-логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции. 2. перен. Изворотливость (б. ч. недобросовестная) в доказательствах ложных или сомнительных положений. Не верю я, всё это одна к. 3. Совокупность клинических наблюдений над историей одной и той же болезни у нескольких пациентов (мед.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

казуи́стика

1. филос. подведение частных случаев под общие догматические положения (в средневековой схоластике и в богословии) ◆ — Друг мой, я хотел только тебя рассмешить, но, клянусь, это настоящая иезуитская казуистика, и, клянусь, всё это случилось буква в букву, как я изложил тебе. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1878—1880 г.

2. юр. применение одной статьи закона к различным юридическим случаям

3. изворотливость в споре, доказательстве, защите сомнительных или ложных положений ◆ А между тем, казалось бы, весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г.

4. наука о разрешении конкретных моральных проблем или, как принято говорить в богословии, частных случаев ◆ До XVI в. казуистика строилась путем дедуктивного выведения различных частных правил из общих принципов нравственности. А.И. Бродский, «Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики», 2002 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое казуистика определение. Смотреть фото Что такое казуистика определение. Смотреть картинку Что такое казуистика определение. Картинка про Что такое казуистика определение. Фото Что такое казуистика определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бесстыдство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова казуистика

Словарь Ушакова

1. Теория абстрактно-логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции.

2. перен. Изворотливость (б.ч. недобросовестная) в доказательствах ложных или сомнительных положений. Не верю я, всё это одна казуистика.

3. Совокупность клинических наблюдений над историей одной и той же болезни у нескольких пациентов (мед.).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(см. Казуальность) — часть науки о морали, которая устанавливает поведение в определенных условиях и событиях; в переносном смысле — ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений); крючкотворство.

Культурология. Словарь-справочник

(от лат. casus — случай, казус), формализованная система прикладной морали, рассматривающая сложные случаи коллизии нравственных обязанностей по типу анализа правовых «казусов» в юриспруденции. Для К. характерна сложная техника определения тяжести вины («смертные» и «простительные» грехи); особое внимание уделяется спорным зонам на границе дозволенного и недозволенного. Зарождение и развитие К. обусловлено пониманием нравственности в буквальном смысле слова как «нравственного закона» (обязательного и обязывающего с объективной действительностью юридического закона), данного раз и навсегда (меняются лишь его приложения) и универсального. Когда архаическая регламентация жизни обычаем как непосредственно данным единством морали и права отходит в прошлое, ориентация человека в усложнившемся социальном бытии обеспечивается заново уже искусственными средствами системы и метода, в основном — индукции и аналогии, при помощи которых К. стремится заранее учесть все многообразие жизни, предвидеть неожиданности и создать практически осуществимое равновесие между требуемым и возможным. Лишь в своих вырождениях К. доходит до циничной «растяжимости» нравственных норм, но дух ригористического максимализма ей чужд всегда; один из ее принципов — «никто не обязывается к невозможному» (ad impossibile nemo tenetur). Ее цель — создать (посредством выведения из несомненных исходных тезисов все более дифференцированных положений) такую разветвленную интерпретацию долженствующего, в которой можно было бы найти указания для любой конкретной ситуации (метод, характерный для целого ряда областей знания, достигших классической формы еще до подъема новоевропейской научности, — напр., для логики Аристотеля, геометрии Евклида, римского права, литературной теории античной и средневековой риторики и т. п.).

Элементы К. не чужды ни византийской, ни древнерусской традиции православия (жанр авторитетных «ответов» на вопросы, касающиеся бытового поведения верующего, «Заповедь ко испо-ведающимся сыном и дщерем»); однако К. в узком смысле специфична для католицизма, где получает уникальное развитие, начиная со зрелой схоластики (Раймунд из Пеньяфорта, ок. 1180-1275, «Сумма о казусах»); сам термин «К.» заимствован из католического обихода. Для католической К. характерен синтез античного морализма (влияние Аристотеля, Цицерона, концепция «естественного закона») и навыков римского правового мышления с традицией толкования авторитетных текстов (Библия, сочинения Отцов Церкви, церковные определения) и согласования авторитетных мнений. В XVI-XVII вв. в центре полемики оказывается К. иезуитов, отличавшаяся особым вниманием к намерениям и мотивам действующего лица, к степени его осведомленности о характере его собственных действий и т. п., а также т. н. пробабилизмом — учением о том, что в сомнительных случаях дозволено следовать простой вероятности (Г. Бузенбаум, 1600-1658). Не только опасные стороны этой теории, но и принцип К. как таковой вызвал горячий протест Паскаля («Письма к провинциалу», 1656). Столетием позже явилась самая стройная, разработанная и уравновешенная система К. — «Моральная телогия» А. М. ди Лигуори (1696-1787); она основана на принципе пробабилизма, согласно которому при отсутствии непреложных критериев человек обязан следовать наиболее вероятной точке зрения. В кругу католического вероучения Лигуори оставался непререкаемым авторитетом до последнего времени. Европейская культура в целом отвергла К. Сам термин «К.» приобрел негативный смысл как обозначение пустого формализма в морали.

Католическая Энциклопедия

(от лат. casus — случай) — часть нравственного богословия, применяющая общие богосл. принципы к частным случаям и разрешающая возникающие при этом проблемы; в широком значении — метод рассмотрения отд. случаев в их связи с общими принципами.

Задача К. в богосл. сфере состоит в том, чтобы помочь человеку найти ответ на нравственный вопрос, указав, почему конкретное решение является обязательным или, по крайней мере, наилучшим из возможных в данной ситуации. Выделяют 2 осн. функции совр. К.: прецедентную и практическую. Прецедентная К. занимается иллюстрированием абстрактных принципов нравственного богословия конкретными примерами. Сборники подобных примеров используются при обучении будущих священников. В задачи практической К. входит изучение нравственных проблем частной жизни, результаты которого суммируются в трактатах по нравственному богословию. Поскольку практическая К. является нормативной дисциплиной, она призвана не только прояснять христ. принципы в теории, но и применять их к реальной жизни, пытаться воплощать христ. идеал в личной, семейной и социальной сферах человеч. деятельности.

В ранней Церкви К. развивалась прежде всего в трудах Оригена, Климента Александрийского и Августина. Осн. обсуждаемые вопросы касались допустимости для христиан воен. службы у рим. императоров-язычников, поведения во время гонений на христиан и т.д. В этот период элементы К. встречаются также в постановлениях некоторых соборов (Карфагенского собора 251, Арелатского собора 314 и др.).

С VI по XII в. развитие К. было тесно связано с практикой индивидуальной исповеди. В помощь духовникам создавались т.н. пенитенциалы — перечни грехов и наказаний за них. После IV Латеранского собора (1215), на котором ежегодная исповедь и причастие были признаны обязательными, изучение вопросов, связанных с К., значительно активизировалось. Начиная с Фомы Аквинского и Бонавентуры члены монаш. орденов доминиканцев и францисканцев уделяли большое внимание разработке теор. аспектов К. в рамках общих курсов права и богословия. В сер. XIII в. исп. доминиканец Раймунд Пеньяфортский написал Summa de casibus poenitentialibus (Сумма о случаях покаяния) — казуистическое руководство для духовников. Сумма. разделена на 4 части и включает систематизированные фрагменты из соч. предыдущих авторов, разрабатывавших темы грехов и исповеди. Вслед за Раймундом Пеньяфортским подобные руководства стали писать мн. др. авторы, и уже к кон. XIII в. они практически полностью вытеснили пенитенциалы.

Период с нач. XVI в. до сер. XVII в. стал временем расцвета К. Поскольку на Тридентском соборе были приняты новые правила исповеди, для всех лиц, обучавшихся в семинариях, был введен обязательный курс вопросов совести (casus conscientiae), учебником по которому стало соч. Institutiones theologiae moralis (Основы нравственного богословия), представляющее собой расширенный и дополненный теор. рассуждениями вариант более раннего трактата Summa confessorum (Сумма для исповедников). В сер. XVII в. в трактовке К. определились две противоположные позиции: механистическая и теоретическая. В первом случае К. понималась как сугубо прикладная дисциплина, задача которой заключается в составлении перечня человеч. грехов и вопросов совести. При этом терялось нравственное содержание К. Теор. понимание К. вело к тому, что она превращалась в своеобразную гимнастику для ума: казуисты изобретали все более и более невероятные ситуации и искали пути их решения. Большое значение приобрели споры о том, является ли соответствующий грех смертным (mortale) или простительным (veniale). В процессе обобщения и систематизации имеющихся вопросов совести обнаружилось крайнее разнообразие мнений, высказанных в разное время, и потому особое значение приобрела классификация этих мнений. Различались мнения бесспорные, более и менее безопасные, правдоподобные, более и менее правдоподобные, лаксистские (лаксизм) и т.п. Это породило неск. осн. теорий, развивавшихся в общем русле К. и трактовавших, какого мнения следует придерживаться в той или иной ситуации. Среди этих теорий выделяют тутиоризм, пробабилиоризм, эквипробабилизм и пробабилизм. Сторонники тутиоризма (от лат. tutior — более безопасный) утверждали, что при наличии более безопасного мнения (opinio tutior) нужно следовать именно ему, хотя менее безопасное мнение и было бы более правдоподобным. Пробабилиоризм (от лат. probabilior — более правдоподобный) предполагал, что более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда оно менее правдоподобно, а менее безопасному — только тогда, когда оно более вероятно, чем предыдущее. Эквипробабилизм (от ср.-век. лат. aequiprobabilis — равновероятный) предписывал, что менее безопасному мнению можно следовать не только тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково вероятно с мнением более безопасным. Пробабилизм (от лат. probabilis — вероятный, правдоподобный) предусматривал следование менее безопасному мнению и тогда, когда оно менее вероятно. Излишняя теоретичность К., не отвечавшая нуждам рядовых христиан, вызвала резкую критику в ее адрес со стороны мн. просвещенных людей того времени, в т.ч. Б. Паскаля.

Разрыв между реальностью и теорией в целом сохранялся в К. до 1-й пол. XX в. Исключением были труды и деятельность Альфонса Марии де Лигуори, сочетавшего теорию нравственного богословия с его практикой. В XIX в. К. по-прежнему составляла часть нравственного богословия, входившего в программу семинарий. В связи с реформой семинарского образования, предпринятой на II Ватиканском соборе (ср. декрет о подготовке к священству Optatam totius), К. утратила свою актуальность и более не входит в учебные программы катол. учебных центров.

Лит-ра: Суворов Н. Казуистика и пробабилизм // Юридический вестник 3 (11) (1889), 466–492; Dollinger I. von, Reusch H. Geschichte der Moralstreitigkeiten in der rЪmisch-katholischen Kirche seit dem sechszehnten Jahrhundert mit BeitrКgen zur Geschichte und Charakteristik des Jesuiten-Ordens. NЪrdlingen, 1889. 2 Bd.; Dublanchy E. Cas de conscience et casuistique // DThC 2, 1815–20, 1860–77; Tarocchi I. // EC 3, 981–983; Hamel E. Valeur et limites de la casuistique // Sciences ecclОsiastiques 11 (1959), 147–173; Idem. // NCE 3, 195–197.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Подведение частных случаев под общую догму.

2. Изворотливость, ловкость в доказательстве сомнительных или ложных положений (переносн.).

* Мало того, свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся на время, пожалуй, и себя сами успокоим. // Достоевский. Преступление и наказание // *

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

изворотливость в доказательстве ложных или сомнительных положений. Обычно производит плохое впечатление и вызывает недоверие; поэтому лучше воздерживаться.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Изучение запутанных юридических дел (казусов), в частности связанное с их моральной оценкой.

С легкой руки Паскаля слово «казуистика» стало в основном употребляться в уничижительном контексте, но причиной этого были злоупотребления, допускавшиеся юристами-иезуитами. Именно они стремились превратить казуистику в набор лицемерных оправданий, удобных софизмов, трусливых уловок, служащих одной цели – во что бы то ни стало доказать собственную невиновность. На самом деле человеку, исполняющему свой долг, вовсе не требуется вдаваться в столь мелкие детали и проводить столь глубокий анализ. С другой стороны, нельзя не признать, что и нравственный закон не может считаться самодостаточным. Он должен применяться к конкретным случаям, а здесь не обойтись без осмысления и опыта. Именно эту задачу и решает казуистика в хорошем смысле слова – своего рода прикладная мораль и воспитание суждения.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG casuistry)

приложение этических правил и норм к отдельным случаям или обстоятельствам для руководства сознанием или поведением. Эта традиция обнаруживается в Новом Завете (Мк. 2:23-28; Лк. 20:20-26), римском католицизме и протестантизме в учении об «обстоятельствах совести».

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

КАЗУИСТИКА, и, ж. (книжн.).

1. Подведение частных случаев под общую догму как приём средневековой схоластики и богословия.

2. перен. Изворотливость в защите ложных, сомнительных положений (неодобр.).

| прил. казуистический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Казуистика — возникшая в средние века богословская дисциплина, с целью применять общие нравственно-богословские законы к конкретным случаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casus conscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает, что должно освящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ; К. указывает, при каких обстоятельствах эти работы могут считаться дозволенными, а равно и то, составляет ли то или другое нарушение правила о воскресном отдыхе смертный или простительный грех. До XVI ст. К. излагалась обыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших с XII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этого времени. Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистических руководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда де Пеннафорте. С XVI ст. в большей части казуистических сочинений обнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь с теоретической теологией; решению отдельных казусов казуисты предпосылают краткое изложение общих принципов, причем, однако, казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те монашеские ордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная практика; до XVI ст. — главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. — иезуиты. При многовековой казуистической обработке морали обнаружилось крайнее разнообразие мнений по различным вопросам, вследствие чего большое значение получила классификация этих мнений. Различались мнения несомненные, правдоподобные, более правдоподобные и менее правдоподобные, затем мнения более безопасные и менее безопасные. Разъяснение этих терминов см. в ст. Иезуиты. В связи с этими различениями развились в К. следующие теории. 1) Туциоризм : должно следовать более безопасному мнению (opinio tutior), даже и тогда, когда менее безопасное мнение (opinio minus tuta) есть правдоподобнейшее (probabilior). Другими словами, в случае сомнения относительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться от него. Эта теория, в смысле общего морального правила, отвергнута большинством зап. теологов, как слишком ритористическая. 2 ) Пробабилиоризм : более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда оно менее вероятно; менее безопасному мнению можно следовать только тогда, когда оно более вероятно, чем противоположное. 3) Эквипробабилизм : менее безопасному мнению можно следовать не только тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково вероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм : менее безопасному мнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно. Подробнее о пробабилизме, первым представителем которого был доминиканец Варфоломей де Медина (1577) и который нашел ревностных поборников в лице иезуитов — см. Иезуиты.

Значительную роль в казуистической обработке морали играет различение трудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей, больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. При односторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты легко впадают в искушение заняться возможно ловким сочетанием посылок для получения из них неожиданно ловкого вывода и, подкрепляемые и вдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в бесплодные тонкости. В XVI и XVII в. К усердно разрабатывали и протестантские богословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так вдавались в подробности, как католики, не делали такого механического различия между смертными и простительными грехами, как католические казуисты, пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие (probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали.

Ср. Н irscher, «Ueber das Verhältniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik» (1823); Döllinger und Reusch, «Geschichte der Moralstreitigkeiten in der röm.-kathol. Kirche» (Нердл., 1889); H. Суворов, «К. и пробабилизм» («Юридич. Вестн.» 1889, № 11).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *