Что такое картридж осушителя воздуха
Как выбрать фильтр-патрон осушителя воздуха в пневматической системе
Пневматическая система авто, как может показаться на первый взгляд, устроена очень просто. Есть компрессор, есть емкости, в которых будет содержаться нагнетаемый воздух, примитивная электроника и несколько смежных с ней элементов. На деле же оказывается, что пневматика требовательна не только к герметичности и к производительности компрессора, но и к качеству нагнетаемого воздуха. Слишком влажный или загрязненных воздух может стать причиной выхода пневматической системы из строя. Решить эту проблему помогают так называемые фильтры-патроны осушителя. О том, что они собой представляют, для чего нужны и какие неисправности для них характерны – в материале АвтоПро.
Что это такое
В некоторые периоды влажность воздуха в Киеве бывает пониженной, но среднегодовой показатель влажности не слишком вдохновляет – в таких условиях металлы без защитных покрытий или специальных примесей быстро начинают ржаветь. При этом показатели влажности воздуха в таких крупных городах, как Минск и Москва, во многом схожи с показателями Киева. Наличие фильтра-осушителя в пневматической системе является важным условием ее нормальной работы. И вот почему:
Устройство фильтров-картриджей
Конструкция фильтра-картриджа предельно проста. Даже по своему внешнему виду от чем-то напоминает масляный фильтр, конструкция которого, впрочем, несколько сложнее хотя бы из-за наличия более сложных встроенных клапанов. В случае картриджей же основными элементами конструкции являются:
Стоит подробнее рассказать о «начинке» фильтра. Внутри основного корпуса располагается специальный металлический стакан, заполненный гранулированным адсорбентом. Он опирается на нижнюю часть корпуса и герметично соединен с резьбовым отверстием. Между стаканом и корпусом есть небольшой зазор – он нужен для свободного прохождения воздуха, поступающего через впуск. В этом же зазоре расположен пылевой фильтр. Для большей надежности в верху внутренней части корпуса находится пружина – она прижимает стакан с нижней части фильтра. В зависимости от модели фильтра, в нем может быть один или пара дополнительных фильтрующих элементов из волокнистых материалов. Обычно они расположены в нижней части корпуса. Их основным назначением является очистка поступающего воздуха от крупных загрязнителей воздуха, как-то камешков, песка, пуха, насекомых и т.д.
Типы фильтров
Фильтры осушителей пневмосистему делят на несколько типов по назначению и геометрии. Несмотря на внешние отличия, они принципиально не отличаются друг от друга по функционалу. Исключение: коалесцентные фильтры, которые еще и могут задерживать масло. Исходя из этого фильтры-картриджи делят на:
Фильтр-осушитель в автомобильной системе кондиционирования, про который все забыли
В системе кондиционирования есть либо фильтр-осушитель, либо ресивер-аккумулятор. К сожалению, про него очень часто забывают, когда обслуживают и ремонтируют систему кондиционирования воздуха. Сегодня мы поговорим о двух важнейших функциях, которые возложены на фильтр-осушитель.
В системах кондиционирования используют гигроскопичные компрессорные масла — те, что способны впитывать влагу. В основном это PAG — полиалкиленгликолевые масла. Влага попадает в систему кондиционирования естественным образом вместе с воздухом и ее концентрация может превысить допустимое значение. Если это произойдет, могут образовываться кислоты, которые ускоряют коррозионные процессы и могут повредить систему кондиционирования воздуха. Кроме того, качество масла ухудшается, что негативно отразится на техническом состоянии и работе компрессора кондиционера.
Еще одна проблема — вероятность образования льда в расширительном элементе. Движение хладагента может быть заблокировано, а система кондиционирования может выйти из строя.
Вода в систему попадает по мере испарения хладагента из системы: его место занимает воздух, в котором всегда присутствует и влага. А также в момент, когда систему ремонтируют: воздух в трубки или снятый компрессор попадает беспрепятственно. То же самое можно сказать про емкость с маслом. Важно не допускать попадания влаги: плотно закрывать все разобранные соединения подходящими заглушками и пробками, а емкость с маслом закрывать крышкой.
В фильтре-осушителе есть адсорбент — XH7 или XH9. Он также гигроскопичен и по принципу работы напоминает привычный многим «Силикагель»: его кладут в коробки с обувью или со сложным электронным устройством, чтобы в гранулах скапливалась губительная для него влага. Гранулы адсорбента вбирают воду, но не больше 20% от своего веса. Например, если объем фильтра-осушителя рассчитан на 60 г. адсорбента, то справиться он сможет максимум с 12 г. воды.
Если система была открыта достаточно долго — например во время ремонта или когда кондиционер сломался из-за нарушения герметичности системы, важно поменять фильтр-осушитель, либо вставку-картридж в конденсоре, либо ресивер-аккумулятор с расширительной трубкой. Это зависит от конструкции системы кондиционирования.
В кондиционере автомобилей новых моделей могут использовать хладагент R1234yf. В осушителе в такой системе меньше адсорбента — 35—50 г. Менять фильтр-осушитель придется чаще.
Компрессор может износиться, тогда в системе появляется металлическая стружка или тефлоновая пыль. Резиновые шланги изнашиваются и продукты их разложения также попадают в систему. Все это может затруднить движение хладагента, остановить этот процесс полностью или повредить компрессор еще сильнее. Задачу по очистке выполняет фильтр-осушитель: в его составе есть фильтрующий диск. Для вставок-картриджей в конденсор и расширительных трубок, в системах с ресивером-аккумулятором, используют мелкоячеистые фильтрующие сетки.
Если эти фильтры засоряются, скорость потока хладагента снижается, и в осушителе происходит преждевременное испарение хладагента. В процессе хладагент поглощает тепло корпуса осушителя, и корпус охлаждается. Этот процесс можно диагностировать, если измерить лазерным термометром разницу температур на входе и выходе фильтра. Если разница на выходе превысит 3°С, фильтр засорен. Также на корпусе фильтра-осушителя может образоваться конденсат или даже лед — это в случае полной блокировки потока.
Например: температура на входе 50°С, на выходе — 47°С — система в порядке. Но если температура на выходе 43°С, фильтр лучше поменять.
Снижение потока хладагента губительно для компрессора. Компрессор страдает от нехватки масла, потому что именно хладагент перемещает компрессорное масло по системе кондиционирования. Есть серьезный риск, что компрессор из-за этого выйдет из строя.
Фильтр-осушитель или ресивер-аккумулятор не спасет от последствий загрязнения системы, которые вызваны химической реакцией. Так бывает, когда поврежденную магистраль или конденсор пытаются отремонтировать герметиком или составом «Стоп-течь».
Выводы
Как и любой другой фильтр в автомобиле, фильтр-осушитель — расходный материал, который нередко подлежит замене. Это важно сделать при первых признаках перенасыщения влагой или засорения.
В дополнение к обширному ассортименту фильтров-осушителей и ресиверов-аккумуляторов — 256 наименований — NRF также предлагает 776 наименований конденсоров с предварительно установленными фильтрами-осушителями для обслуживания и ремонта систем кондиционирования воздуха.
NRF Easy Fit: 88% конденсоров и 54% фильтров-осушителей укомплектованы по системе Easy Fit. А значит в комплекте есть все необходимое для установки — в том числе уплотнительные кольца. Это позволяет сэкономить рабочее время и повысить удовлетворенность клиентов.
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 320
Добрый день. Воздух в систему кондиционирования может попасть при разгерметизации системы, при неправильном обслуживании (когда не делают вакуумизацию). Также хочу обратить ваше внимание, что в системе хладагент находится под давлением. И чем выше температура окружающей среды, тем выше давление в системе. Так и наоборот, чем ниже температура, тем ниже давление. В зимнее время при низких температурах давлениие в системе может достагать атмосферного (иногда и ниже). Обратите внимание на таблицу зависимости температуры и давления для хладагентов.
За ответ благодарен, расширил свой кругозор.
Добрый день. А какие показания при этом на манометрах при включённой системе кондиционирования?
Я незнаю если честно, просто сказали что в норме все. Ездил к официалам они подключили к нормальному оборудованию и сказали что половину фриона не хватает и масла, сейчас до заправили и залили зеленку, через 3 дня опять поеду на проверку
Как внутрь системы с давлением может попасть влага с наружи?
Добрый день. Воздух в систему кондиционирования может попасть при разгерметизации системы, при неправильном обслуживании(когда не делают вакуумизацию). Также хочу обратить ваше внимание, что в системе хладагент находится под давлением. И чем выше температура окружающей среды, тем выше давление в системе. Так и наоборот, чем ниже температура, тем ниже давление. В зимнее время при низких температурах давлениие в системе может достагать атмосферного (иногда и ниже). Обратите внимание на таблицу зависимости температуры и давления для хладагентов.
Добрый день. Фильтр осушитель подлежит замене при длительных разгерметизациях системы. Это регламент от производителей.
Добрый день. Спасибо
Меня тоже этот бред коробит. Пока система не пустая, она под давлением. Ничего попасть туда извне не может.
Значит производители дебилы, коли адсорбер на влагу в систему ставят. 🙃
Ну и каким способом эта влага в исправную систему попадает?
Знаешь есть системы трубопроводов отопления работающих с давлением рабочим 5-10 бар, так на трубах делается специальный слой для защиты от проникновения кислорода. Как объясняет производитель проникновение происходит методом диффузии.
Извиняюсь, а кто этот «производитель»? Дайте ссылку на «это» почитать.
Диффузия O2 в поли(эти/пропи)лен и диффузия H2O или O2 в алюминий это две больших разницы. Вода и кислород в алюминий это из области фантастики, в металлах разве что водород обычно рассматривают, тк самая маленькая молекула у него. Так что пример некорректен. Да и осмысленных данных о диффузии газов в металлы, кроме водорода, лично мне найти не удалось.
При чем тут Al? В системе нет шлангов и резиновых уплотнений?
Знаешь есть системы трубопроводов отопления работающих с давлением рабочим 5-10 бар, так на трубах делается специальный слой для защиты от проникновения кислорода. Как объясняет производитель проникновение происходит методом диффузии.
Как вариант, но лично я долго и упорно мучал кондейщиков. На Fiat cinquecento, была критичная, (для меня) утечка, раз в год фреон уходил до состояния не запуска кондиционера, там это критично по электрике, но не суть.
Я два месяца мозг делал кондейшикам, нашли 7 микроотверстий в радиаторе, и 4 в трубках. Заварили трубки, заменили радиатор и фильтр осущитель. 2 года полёт нормальный, утечки в пределах 20-50 грамм считаю не о чём, ибо в пределах погрешности заправочной станции. Машину проверяют раз в год, ибо второй раз перегреть двигатель не хотят ))
Это я о чём, с 11 утечками кондей стравливал ГОД, без утечек, что-то не травит.
Проверяют каждый год и дозаправляют каждый год по 50 грамм, какие же тут будут утечки?🙃
Так-то да, фигню написал. Суть в том, что я считаю погрешность станций в пределах 50 грамм, как-то оно так сложилось эмпирическим путём. По машине же, отклонения в +/-20 грамм, то есть было что залили
20 грамм, было что слили
20 грамм лишки, временные промежутки тоже плавают, от трёх до 12 месяцев интервалами, уж простите, мы не исследование проводили, а машину чинили. Так то если и подбивать расчёт, то и в шлангах фреон остаётся при заправке, это тоже к утечкам отнесём?
Но даже с утечкой 50 грамм в год система остановиться лет через 10…
Но ведь утечка не является нормальным состоянием системы, это аномальное состояние, и его надо устранить. Это всё равно, что раз в два месяца колесо подкачивать, с одной стороны вроде не критично, с другой явно где-то что-то травит.
Вы не проводили исследований, а я это как на своих машинах наблюдал, так и на клиентских. Буквально на прошлой неделе. Дастер 2.0 2017 года выпуска. 380 грамм откачано, объем заправки 540. О каких 50 граммах речь?
При этом кондиционер холодил.
Производители на объем фреона гарантии не дают или дают ограниченную. Почему так, если система герметична.
А насчёт трубок, если Вы бы реально разбирались в этой теме, так автомат заправляет с учетом компенсации на трубки. 🙃
А производитель вам гарантию на герметичность покрышек, или системы охлаждения даёт? А на герметичность замкнутой пневмосистему? По факту если вы приедете и ткнёте пальцем в место утечки, вам её устранят, если же нет, то просто дольют рабочую жидкость, и даже не факт что за счёт дилера… Правда с количество фреона, как и с азотнонаполненной пневмой это не работает в следствии необходимости выполнения специальных манипуляций с системой, расходы на которые производитель брать на себя не хочет.
Подобные правила пишутся для защиты от «потребительского терроризма». И использовать его как единственный аргумент в споре как-то странно…
По Duster утечка составила 40 грамм в год. Это если взять за основу, что система не имеет отверстий искусственного происхождения связывающих её с атмосферой, и что при первоначально заправке было залито ровно 540 грамм, и что ваши весы имеют достаточную точность. Это если не брать в расчёт остальные переменные…
Зачем подменять понятие шлангов на трубки мне не понятно, но допустим, что мы говорим об одном и том же, тогда вопрос, какой длинны шланги с каким коэффициентом расширения, и при какой температуре заложены в ПО автомата, для компенсации объёма в них. Заложена ли эта компенсация в обе стороны, на заправку и эвакуацию. Хотелось бы увидеть документацию на этот счёт, боюсь её не существует.
Вы не проводили исследований, а я это как на своих машинах наблюдал, так и на клиентских. Буквально на прошлой неделе. Дастер 2.0 2017 года выпуска. 380 грамм откачано, объем заправки 540. О каких 50 граммах речь?
При этом кондиционер холодил.
Производители на объем фреона гарантии не дают или дают ограниченную. Почему так, если система герметична.
А насчёт трубок, если Вы бы реально разбирались в этой теме, так автомат заправляет с учетом компенсации на трубки. 🙃
Специально проводил опыты. Заправляю в систему 500 грамм, через 10 минут сливаю 350-400 грамм. Станция TEXA. При разглядывании потрохов станции видно, что на весах стоят только емкости для хладагента. Фильтры, сепаратор итп стоят на корпусе и во взвешивании участия не принимают. В процессе процесса станция шипит, пыхтит, что-то там продувает, просит подключить фитинги то к себе, то к системе. Вообщем, потери и неучтеный вес хладагента вполне возможны. Так что я бы не стал с точностью до граммов судить об объеме того, что было в системе, по весам станции.
Как выбрать осушитель воздуха
Избыточная влажность – вечный спутник и проблема как городских квартир, так и частных домов. Смена сезонов, затяжные дожди, постоянная активная стирка или плохая вентиляция – причин может быть множество. А те, кто проживает во влажном – например, морском – климате, тем более страдают от недостатка свежего воздуха. Маленький, компактный осушитель способен избавить вас от этих проблем легко и навсегда.
Принцип работы осушителя не так прост, как кажется на первый взгляд. Воздух, попадая в прибор, проходит через два теплообменника. Они соединены в единый контур, заполненный хладагентом. Последний циркулирует под давлением с помощью компрессора, охлаждается и попадает в первый теплоомбенник. Здесь происходит резкое испарение влаги из воздуха и образуется конденсат. Во втором теплообменнике, напротив, воздух снова нагревается. В итоге осушенный воздух попадает в комнату нормальной, особенно не изменившейся температуры, а полученный конденсат собирается в специальном отсеке.
Типы осушителей
Осушители бывают двух типов: бытовые и промышленные. Как нетрудно догадаться, бытовые предназначены для жилых помещений: квартир, домов, офисов. Это портативные, компактные приборы с лаконичным дизайном, легко вписывающимся в интерьер. Производительность начинается в основном от 10 л/сут. Конденсат собирается в специальный отсек, который необходимо опорожнять вручную. Бытовые модели часто оснащены дополнительными функциями типа ароматизации, очистки воздуха, ионизации.
Промышленные – это крупные агрегаты повышенной производительности. Они используются в основном в крупных помещениях: складах, производствах, публичных бассейнах. Мощные приборы до 170 л/сут, с прочным корпусом и прямым отводом конденсата через шланг вместо отсека обеспечивают осушение огромных объемов воздуха. Часто имеют дистанционное управление, настенный монтаж. Здесь уже редко встретишь ароматизацию, но зато есть такие возможности, как система подогрева воздуха и оттаивания, бесперебойная работа и расширенные значения допустимых температур для работы.
Производительность осушителя
Первоначальный параметр, по которому нужно подбирать осушитель – его производительность. Она измеряется по двум составляющим: интенсивность осушения и воздухообмен
Интенсивность осушения
Интенсивность осушения показывает объем поглощенной влаги из воздуха в литрах за сутки.
Существует формула для расчета производительности осушителя, исходя из вашего помещения. Площадь умножается на коэффициент 0,7. Например, с влажностью в комнате 20 м² справится осушитель на 14 л/сут и так далее.
Но нужно понимать, что эта формула очень приблизительная. Она, равно как и рекомендуемая площадь обслуживания, указанная на многих приборах, не учитывает специфику пространства.
Ясно, что микроклимат в обычной спальне на 20 квадратов или в комнате с бассейном будет совершенно разным. Или что дом, расположенный недалеко от моря, подвержен колебаниям влажности намного больше, чем в любой другой широте. Поэтому выбирать осушитель стоит, делая поправки на ваши конкретные условия. Кто-то сушит белье каждый день прямо в комнатах, провоцируя дополнительные испарения, а для других осушитель нужен от раза к разу на время летней духоты.
К примеру, на ту же 20-квадратную комнату может понадобиться как осушитель всего на 12 литров, так и на все 20. Если вас преследует постоянная сырость – берите больше.
Производительность для бассейнов и производств умножаем на 2. Причем, в расчет берем в первую очередь площадь воды. На гладь воды в 20 м² нужен осушитель уже от 40 л/сут.
Максимально точный результат можно получить только с помощью гигроскопа. Им рекомендуется пользоваться особенно при выборе промышленного осушителя.
Как бы то ни было, лучше берите модель с запасом мощности. Даже одна и та же комната, как уже было сказано, может иметь разные потребности в зависимости от окружающих условий. И осушитель, купленный «впритык» при чрезмерной влажности будет работать без остановки, чтобы справиться с ней.
Воздухообмен
Второй связанный фактор производительности. Показывает максимальный объем воздуха, который осушитель обрабатывает в час. Это также важное измерение, так как если прибору не будет хватать воздухообмена, он просто не успеет просушить вашу комнату.
Для того чтобы найти нужное значение, площадь комнаты умножаем на высоту стен и еще на три, так как для эффективного осушения прибор должен прогнать воздух 3-4 раза за час. Все та же стандартная комната 20м² нуждается в осушителе на 150 м³/ч. А для аналогичного бассейна – уже от 200 м³/ч.
Воздухообмен промышленных осушителей может достигать до 1800 м³/ч. Этого хватит, чтобы три раза пропустить воздух на 240 квадратных метрах.
Дополнительные параметры
Помимо базовых показателей производительности осушители обладают и другими параметрами, многие их которых могут стать решающими для вашего выбора.
Гигростат. Управление осушителем, оборудованным гигростатом, упрощается в разы. Гигростат – это датчик, реагирующий на изменения влажности. Он регулирует работу осушителя в автоматическом режиме: выключает прибор при достижении заданных показателей и включает снова при повышении влажности. К тому же, гигростат поможет вам понять реальное состояние вашего воздуха, а не подбирать режим и интенсивность работы наугад. Гигростат позволяет спокойно оставлять осушитель включенным на ночь без страха пересушить комнату.
Уровень шума. Еще один важный показатель, который определяет комфорт вашего соседства с прибором. В целом, осушители – тихие приборы, и их уровень шума представлен в диапазоне 40–50 Дб. Отдельные модели могут выдавать и 55 Дб, что сравнимо с громким разговором. 40-45 Дб похожи по силе звука на спокойную речь – это норма для дневных помещений и вряд ли помешает вам спать. Нужно понимать, что зачастую уровень шума зависит от производительности прибора. И если вы ищете мощный осушитель – вряд ли он будет слишком тихим.
Регулировка скорости вентилятора. С помощью этой функции вы можете выставлять скорость и, соответственно, менять интенсивность работы осушителя. Это удобно, если вы берете достаточно производительную модель в многокомнатное помещение с разными условиями. Тогда можно подобрать оптимальный режим для разных комнат для максимального комфорта.
Допустимая температура и влажность. Эти два параметра показывают пороги работы для конкретной модели. Они редко имеют значение для бытового применения в доме, но зато могут оказаться ключевыми для выбора промышленных моделей. К примеру, минимальная температура для работы прибора +5–7°С, поэтому если вы собираетесь ставить осушитель в неотапливаемом помещении – обратите на это внимание. Максимальная температура от 31 до 40°С.
Большинство моделей работают в диапазонах влажности 30–80%. Отдельные приборы могут функционировать при 20–90%.
Очистка воздуха
Современные осушители могут не только уменьшать влажность воздуха, но и делать его чище и приятнее.
Функция очистки воздуха осуществляется с помощью фильтров тонкой очистки. Вместе с конденсатом оседает также самая мельчайшая пыль и бактерии. Фильтры нуждаются в периодической замене, но это приятное дополнение полезно для поддержания здоровой атмосферы в доме.
Еще одна функция, направленная на очистку воздуха – знаменитая ионизация. Про нее говорят, что она буквально создает эффект кристально чистого горного воздуха и наполняет помещение свежестью. На деле смысл ионизации несколько прозаичнее, но не менее полезен. Отрицательные ионы заставляют любые загрязнения в воздухе оседать. И это касается не только пыли, шерсти животных и прочих частичек, но также бактерий. Если и сравнивать ионизацию с горным воздухом, то только в вопросе чистоты.
Ионизация – отличный вариант для аллергиков и астматиков, так как с ней воздух действительно избавлен от всех аллергенов. Но вся эта пыль никуда не девается – она осядет на всех горизонтальных поверхностях, стенах и потолке. Поэтому после сеанса ионизации неплохо провести дополнительную влажную уборку.
А для того, чтобы наполнить дом свежестью и приятной атмосферой, выбирайте приборы с функцией ароматизации. Они оборудованы специальными отсеками для картриджей с эфирными маслами. Причем, вы можете как просто наполнить комнату приятным запахом, так и провести ароматерапию в простудный период с маслами эвкалипта или пихты, например.
Советы по выбору
В выборе осушителя ориентируйтесь прежде всего на площадь и микроклимат своего помещения.
Для стандартной квартиры, где размеры комнат не больше 20 м², а влажность поднимается только от раза к разу, достаточно осушителей до 15 л/сут.
Если вы чувствуете постоянную влажность, у вас долго не сохнет белье или отсыревают ковры и постель, берите модель 20 л/сут и выше.
Для больших комнат свыше 30–40 м² осушитель должен быть не меньше 35 л/сут и больше, в зависимости от микроклимата.
Для нежилых больших помещений и производств выбирайте среди крупных, промышленных осушителей. Желательно, чтобы они имели отвод конденсата через шланг.
Для комфортной работы ночью, в спальне или детской стоит выбирать максимально тихие модели, желательно с уровнем шума до 45 Дб.
Если вы чувствительны к качеству воздуха, имеете аллергию или астму, для вас станет находкой осушитель с ионизацией или фильтрацией воздуха.