Что такое картплоттер и как им пользоваться
Лодочные моторы, лодки, генераторы
Каталог товаров
Ниже рассмотрм некоторые технические термины.
«Типы излучения»
Количество лучей влияет на функционал эхолота. Чем больше лучей, тем точнее данные и шире пространство сканирования.
1 луч – может сканировать большой и малой ширины. Такой тип лучей не дает подробную информацию. Невысокая стоимость – единственной плюс эхолота.
2 луча чаще всего встречаются. Эхолот одним лучом замеряет глубину, а вторим сканирует пространство в поисках рыбы и других объектов. Из недостатков – эхолот не может определять местоположение рыбы соответственно лодки.
3 луча – эхолот имеет все выше перечисленные функции, а также может фиксировать местонахождение объектов и рыбы по обе стороны лодки.
4 луча – с таким количеством лучей эхолот определяет очень точно.
6 лучей (3 D – эхолот) – эхолот делает 3Dизображения пространства, включая форму и размер объектов, а также рельеф дна.
В некоторых приборах каждый луч имеет определенною частоту, а в других есть возможность переключать частоту.
«Функции эхолотов»
Информация о рыбе (размер и местонахождение) – эта информация позволяет подобрать соответствующее снаряжение и тактику ловли. Рыба отображается двумя способами:
1. Значки рыб – понятная система обозначения.
2. Дуги разной формы – это сложная система. Необходимо уметь отличать рыбу от других источников сигнала.
Температура воды – параметр отображающий температуру воды. Эта функция полезна для ловли определенных рыбы.
Структура дна – информация о рельефе дна. Помогает находить места обитания рыбы.
Определение структуры дна – определяет объекты водной среды (песок, камень и т.д.)
Горизонтальное излучение – позволяет видеть объекты впереди и по бокам лодки. Для этого нужен боковой датчик, который покупается отдельно.
Отображения рыбы в реальном времени – позволяет точно и быстро отслеживать перемещение рыбы.
Звуковая сигнализация – сигнализирует об уменьшении глубины, нахождении рыбы, а также при обнаружении человека за бортом и при других важных изменениях.
Автоизменение масштаба глубины – эхолот автоматически настраивает монитор чтобы на нем был всегда видно все дно.
«Модуль GPS»
Модуль GPSдает возможность использовать эхолот как картполоттер. Дает возможность прокладывать маршруты, ставить путевые точки и сохранять треки.
Путевая точка – это точка на карте. Она отмечается соответствующим знаком.
Маршрут – это большое количество путевых точек, по которым планируется путешествие.
Трек – это пройденный лодкой маршрут, который потом записывается в память эхолота.
Что такое картплоттер
Что такое картплоттер
Различаются картплоттеры в первую очередь по типу используемой в них картографии:
Далее идет различие по техническому исполнению. Производители выпускают:
Каждый из вариантов исполнения выполняет ряд встроенных функций, кроме последнего. Навигационные комплексы предполагают подключения всевозможного дополнительного навигационного оборудования, объединение оборудования в сеть и централизованного управления ею.
Так же еще немаловажным различием картплоттеров является диагональ дисплея. Компактные картплоттеры с диагональю экрана 4″-6″ будут удобны в использовании на маломерных судах (катерах, небольших прогулочных яхтах), картплоттеры с большими экранами – от 13″ и более будут уместнее на больших морских и речных судах.
Существует различие по типу управления дисплеем: производятся картплоттеры с сенсорными управлением, либо с кнопочным управлением, либо с совмещенным.
Картплоттер, совмещенный с эхолотом, считывает значения глубин и отображает их одновременно с картой на экране в графической, либо в цифровой форме. Так же этот вид картплоттеров выполняет функции эхолота и его дисплей разделяется на несколько частей: в одной отображаются данные, полученные с эхолота, в другой карта. Такие приборы удобны для использования на рыболовецких суднах, они позволяют одновременно отслеживать положение судна и получать информацию о глубинах, подводных опасностях и о косяках рыб.
Картплоттер, совмещенный с РЛС, кроме базовых функций выполняет функции радара, такие как отслеживание береговой линии и слежение за надводными объектами. Как пример такого вида оборудования можно рассмотреть Furuno M-1934C-BB.
Навигационные комплексы имеют самые большие возможности из всех видов картплоттеров. По сети NMEA 0183 и NMEA 2000 к блоку процессора может подключаться всевозможное навигационное оборудование и одновременно с картографической информацией на экране будут отражаться: данные о глубинах (при подключении модуля эхолота), отображение радиолокационных эхосигналов (при подключении радиолокационных антенн) и различные индикаторы. Так же есть возможность подключения USB устройств, видеонаблюдения, мониторинг двигателя, подключения систем АИС. Simrad NSO является ярким представителем этого вида картплоттеров.
Картплоттеров огромное множество, что позволяет подобрать прибор для любого судна: будь то прогулочная яхта или большое грузовое судно.
Подробнее о картплоттерах и многофункциональных дисплеях можно прочитать в нашем обзоре «Оборудование для катеров».
Картплоттер
Картплоттер представляет собой многофункциональный дисплей, отображающий картографическую информацию. Все картплоттеры оснащены встроенным либо внешним модулем GPS, вычислительным блоком, с помощью которого картплоттеру доступно множество функций и картографическим картриджем. Главным отличием картплоттера от обычного навигатора является более подробное отображение карты с названиями населенных пунктов. Стандартный автомобильный навигатор предпочтительней использовать во время поездок по городу, а не для дальних путешествий.
Содержание
Классификация
Различаются картплоттеры в первую очередь по типу используемой в них картографии:
Единичные производители навигационного оборудования предлагают адаптировать оборудование под любой тип картографии, на пример такие как Furuno.
Далее идет различие по техническому исполнению. Производители выпускают:
Каждый из вариантов исполнения выполняет ряд встроенных функций, кроме последнего. Навигационные комплексы предполагают подключения всевозможного дополнительного навигационного оборудования, объединение оборудования в сеть и централизованного управления ею.
Так же еще немаловажным различием картплоттеров является диагональ дисплея. Компактные картплоттеры с диагональю экрана 4″-6″ будут удобны в использовании на маломерных судах (катерах, небольших прогулочных яхтах), картплоттеры с большими экранами – от 13″ и более будут уместнее на больших морских и речных судах.
Существует различие по типу управления дисплеем: производятся картплоттеры с сенсорными управлением, либо с кнопочным управлением, либо с совмещенным.
Особенности
Плавания по маршрутам
Под «плаванием по маршруту» понимается последовательное движение от точки к точке заранее спланированного и хранящегося в памяти маршрута с использованием технических и программных возможностей приборов, позволяющих контролировать отклонения судна от заданного направления.
Если маршрут создан заблаговременно и хранится в памяти прибора, то через меню входят в библиотеку маршрутов, находят нужный и активируют его одним из имеющихся способов, после чего на экране отобразится участок карты с проложенным маршрутом и картплоттер перейдет в режим навигации. При этом, в окне данных появятся значения направления на первую путевую точку маршрута, дальность до нее, время в пути и время прибытия, а графические дисплеи будут показывать отклонения от истинного курса. По прибытии в первую точку прибор автоматически перейдет в режим движения к следующей точке и т.д., вплоть до прибытия к конечному пункту плавания. Приближение к точке на определенное расстояние может по желанию сопровождаться звуковым сигналом одновременно с появлением сообщения в информационном окне на экране.
База информационных данных
Каждый картплоттер содержит набор информационных данных, объем и содержание которого может быть различным в разных моделях. Часть информационной базы вводится при производстве приборов, а основная часть поступает вместе с электронной картой района.
Основную часть базы данных составляет навигационная информация, обязательно присутствующая в каждом картплоттере. Сюда входят сведения о глубинах, навигационных опасностях, навигационной обстановке, названия островов, заливов, портов и т.п. Такие данные обычно выводятся автоматически в информационное окно при наведение курсора на данный объект или, в некоторых моделях, при попадании отметки судна в установленную область около объекта.
Второй блок данных может содержать список портов и укрытий для данной карты с расстояниями до судна и направлениями на них, их характеристики (наличие телефона и телеграфа, больницы, нефтебазы, особенности акватории). Нередко список портов выстраивается по возрастанию расстояний до судна, что позволяет в случае необходимости быстро выбрать ближайшее укрытие.
Пользовательские функции
Навигационные алармы
Эта функция позволяет вырабатывать сигналы тревоги (предупреждений) в случаях вхождения в установленную зону, при подходе к путевой точке маршрута, к навигационной опасности, при прохождении над местом, где глубина менее заданной, при дрейфе судна на якоре.
Каталоги карт. Некоторые дорогие эхолоты нередко содержат в себе каталоги карт, позволяющие в плавании легко найти нужный картридж или заказать его. Каталоги карт могут быть как для района, так и всемирный.
Выбирая Картплоттер
Любой картплоттер сдержит в своей памяти определенную информацию. Эта информация носит навигационный и справочный характер, и стандартная часть этой информации заносится в память устройства производителем. Но кроме этого, должна быть возможность загружать в память карты конкретного водоема с более точной деталировкой. Таким образом, одним из важнейших параметров должен быть объем собственной памяти картплоттера и возможность подключения внешних носителей информации (флешек, картриджей и т. п.)
Но желательно, чтобы в картплоттер были изначально загружены нужные навигационные карты водоемов, на которых чаще всего будет происходить рыбалка. Навигационная карта — это не топографическая карта. На ней есть глубины водоемов, направление течения, нанесен судоходный фарватер, нанесены навигационные знаки. Особенно подобные карты важны на водоемах с большой транспортной загрузкой.
На что следует обратить внимание при выборе картплоттера прежде всего?
Ящик с картами: выбираем картплоттер для прогулочной яхты
Сетевые устройства MailASail: всегда на связи
Италия + Голландия = Vanadis
Картплоттеры уже давно вышли за рамки сугубо картографических приборов: благодаря стандарту NMEA 2000 сложность их сопряжения с другими устройствами осталась в прошлом.
Современные картплоттеры — это интегрирующие устройства для отображения данных, полученных от различных бортовых приборов. Они также известны как многофункциональные дисплеи (МФД) и в зависимости от типа судна, региона плавания и задач имеют разные наборы функций.
Теперь, выбирая МФД для прогулочной яхты, уже нет смысла искать модели с поддержкой морально устаревших интерфейсов вроде NMEA 0183, если только речь не идет о рефите, где нужно сохранить часть старого оборудования. В целом NMEA 2000 позволяет знакомому с базовыми принципами пользователю самостоятельно выстраивать систему из нескольких приборов (наподобие конструктора Lego), при этом сопрягая устройства разных брендов. В базовом исполнении любой картплоттер предоставляет минимальную информацию, необходимую для управления судном, но существуют нюансы, от которых зависит продуктивность и удобство пользования МФД.
Карты
Картографический материал, как правило, хранится в картплоттере на съемном флеш-накопителе (картридже, карте памяти), который не чувствителен к вибрации и обеспечивает высокую скорость чтения. Поскольку международные стандарты отображения электронных навигационных карт S57 и S63, применяемые в коммерческом судоходстве, достаточно скудны, производители карт для прогулочных судов дополняют гидрографические данные разнообразной справочной информацией. Сегодня на этом рынке доминируют компании Navionics и C‑MAP, которые сделали электронные навигационные карты похожими на бумажные, по сути, превратив их в справочники. Это очень удобно, так как, например, «зашитые» в них фотографии помогают судоводителю ориентироваться в незнакомых местах, планировать подходы, швартовки или якорные стоянки. Выбор между картами Navionics и C‑MAP будет зависеть от того, насколько хорошо детализирован район плавания, где находится лодка.
Интерфейс современных моделей Raymarine можно легко переключить на русский язык
При подборе картплоттера важно обратить внимание на скорость прорисовки карты и качество ее отображения. Зачастую прибор с меньшей диагональю экрана, но с более высоким его разрешением и вычислительной мощностью будет гораздо удобнее медленного «телевизора» с зернистым бликующим экраном. Кроме того, важны легкость обновления карт, а также возможность составления собственных карт-планов, записи треков и обмена маршрутами.
Интерфейс и планирование маршрутов
Что касается органов управления, логики и оформления пользовательского интерфейса, то здесь каждый выбирает на свой вкус: одним удобнее сенсорный экран, другим ближе джойстик и кнопки. В целом все современные МФД имеют интуитивный интерфейс и по этому признаку во многом похожи на автомобильные навигаторы. А вот их способности автоматически планировать оптимальный маршрут из точки «А» в точку «Б» различаются.
«На мой взгляд, сегодня в этом плане лидируют картплоттеры с картографией от Navionics, — говорит Алексей Иова, руководитель конструкторского подразделения яхтенного агентства Jonacor Marine. — Их алгоритмы планирования переходов наиболее корректны. Мне не раз приходилось пользоваться этой функцией и планировать маршрут не дома на диване, а в реальной обстановке перед выходом в море. Проверяя результаты, я как штурман понимал, что сам бы проложил маршрут именно так».
Хороший картплоттер прослужит и десять, и пятнадцать лет
Локализация
Выбирая картплоттер, необходимо понимать, что электронные навигационные карты в любом случае не будут отображаться на русском языке, так как используют международный формат. Русификация интерфейса МФД зависит от производителя, и у большинства брендов с этим нет проблем: основные языки уже встроены в систему и меняются, как на смартфонах. Однако до сих пор остаются производители, которые берут ощутимые деньги за русификацию приборов, купленных не у официальных российских дилеров. При этом, даже заплатив за услугу, удаленно русифицировать устройство не получится — его придется доставить в офис. Поэтому, если важна русификация, лучше приобретать прибор в России или выбирать модели тех брендов, где уже есть русский язык.
Обновления ПО и поддержка
Программное обеспечение картплоттера может строиться на проприетарной операционной системе или, как вариант, на глубоко переработанном Android’е. В последнем случае не стоит надеяться на сходство МФД с мобильными гаджетами, хотя некоторые модели даже поддерживают приложения вроде YouTube и Netflix. Однако выбор приложений пока сильно ограничен и не позволит превратить картплоттер в планшет для развлечений. Обновление ПО в современных устройствах, как правило, происходит по воздуху (необходимо подключение к Интернету) или требует предварительной загрузки файлов на отформатированную определенным образом SD-карту.
Если вы планируете однажды выбрать картплоттер и долго им пользоваться, то стоит приобретать модели с длительной поддержкой производителя. МФД морально устаревают в среднем через семь лет, но это не значит, что исправно работающий прибор непременно нужно менять. До сих пор производители картплоттеров (в отличие от производителей смартфонов!) не были замечены в преднамеренном замедлении приборов после обновлений прошивки, заставляющем владельцев купить новую модель.
Хороший картплоттер прослужит и десять, и пятнадцать лет, а чтобы не отставать от прогресса, достаточно обновлять только навигационные приемники GNSS и AIS, так как датчики и алгоритмы нового поколения обеспечат повышенную точность позиционирования.
Использование эхолота вместе с картой облегчает навигацию
На МФД Raymarine можно выводить информацию о работе подвесного мотора
Почти все современные картплоттеры умеют совмещать данные с разных приборов на одном экране
Дополнительные возможности
Если вы планируете использовать яхту в сложных для судоходства районах, то стоит подключить к МФД радиолокационную станцию и дополнительную систему навигации (AIS), однако на небольшом судне это нужно далеко не всем и не везде. А вот добавить к картплоттеру навигационный эхолот крайне полезно. Многие начинающие судоводители не знают, что эхолот, показывающий глубину по вертикальному лучу, служит дополнительным навигационным средством и помогает определить местоположение судна, когда основная система отказала или работает некорректно. Кроме того, эхолот становится незаменимым инструментом при постановке на якорь, и в картплоттере очень полезна функция якорной вахты (anchor watch) с простым и понятным пользователю интерфейсом.
Прочие моменты
Если выбирать МФД для судна с закрытой рубкой, то нет смысла искать приборы с повышенной степенью защиты от влаги. Но картплоттеру на открытой лодке уже необходима защита на уровне IP67 и выше, обрезиненный корпус и устойчивый к царапинам экран, который хорошо выдерживает частое протирание.
Невозможность ночью понизить яркость экрана до комфортной — ахиллесова пята многих картплоттеров. Даже на минимальном уровне экраны дают сильную засветку и быстро утомляют глаза. При этом пользователь не может ничего сделать, и ему приходится просто накрывать экран подручными средствами. В сложных условиях на ответственных участках, да еще когда два дисплея установлены рядом, это компрометирует безопасность, поэтому, если вам предстоит часто ходить на яхте в темное время суток, обратите на подсветку особое внимание.
Под парусом
Для парусных яхт, особенно спортивных, важна возможность вынести дублер навигационной информации на рулевой консоли/пьедестале в зону работы со шкотами и даже на мачту под гиком, чтобы быстро считывать курс судна, направление и скорость ветра. Коннектор NMEA 2000 дает возможность установить сколько угодно репитеров, поэтому каких-то особых дополнительных разъемов для их подключения не требуется. Кроме того, на парусных лодках желательна встроенная в картплоттер функция проверки бодрствования рулевого, которая требует каждый час подтверждать, что он не спит. Кстати, дублеры на подволоке у лобового стекла полезно иметь и на моторных яхтах длиной более 10 м. Это удобно, когда работает авторулевой, а капитан чем-то занят в рубке, но должен время от времени проверять курс и глубину места.
Наиболее продвинутые модели МФД задействуют дополненную реальность
Если на борту есть радар, то данные с него также можно выводить даже на единственный картплоттер
Что выбрать?
«На яхтах длиной 40 футов и более МФД выполняют роль системного интегратора, — поясняет Алексей Иова. — На них завязано управление электросетями и потребителями электричества, мониторинг наполнения танков и работы двигателей, поэтому нет смысла отказываться от готовых решений, которые предлагает верфь. Что касается небольших катеров, которые часто покупают с „голой“ консолью, то, на мой взгляд, стоит обратить внимание на картплоттеры Raymarine, в частности, на линейки Element и Axiom. Эти компактные приборы оптимальны в плане интерфейса, разрешения экрана, картографии и возможности подключения внешних датчиков. В них уже есть встроенный GNSS-приемник, их легко самостоятельно установить на кронштейне, подключить и настроить».
Кто-то может поинтересоваться, есть ли смысл использовать ноутбук вместо картплоттера ради экономии. До появления МФД это был единственный способ пользоваться электронными навигационными картами, но сейчас он потерял актуальность. Если хочется сэкономить на картплоттере, то гораздо удобнее использовать смартфоны и планшеты, которые де-факто уже стали для яхтсменов привычными резервными навигационными приборами. Для навигации в экстремальных условиях можно применять портативные приборы вроде «старичка» Garmin GPSMAP 78 и нового GPSMAP 86, но ни они, ни планшеты, ни ноутбуки не сравнятся с картплоттерами по удобству эксплуатации и возможностям.
Картплоттер — роскошь или необходимость?
С моей точки зрения, при ловле хищной рыбы с лодки эхолот незаменим.
То, что без навигатора на больших водоемах есть риск не найти заветную точку, приносившую отличные уловы, для меня тоже аксиома.
Вывод: и эхолот, и навигатор обязан быть в лодке у каждого спиннингиста, желающего «вдумчиво» ловить хищника.
Многие уже не один год успешно пользуются этими приборами. Вообще, первые эхолоты появились на нашем рынке в начале 90-х годов прошлого века, а навигаторы — в начале этого. Тогда-то рыболовы, имевшие такой тандем, получали бесспорное преимущество над своими коллегами, у которых не было этих приборов.
Одними из первых, кто по достоинству оценил подобное преимущество, стали рыболовы-спортсмены. И как только были сняты запреты на использование эхолотов и навигаторов, они стали активно применять этот тандем на российских соревнованиях. Возможность найти и запомнить уловистые точки, быстро приплыть и очень точно встать на них явилось главной составляющей побед на соревнованиях.
Команда спиннингистов, освоивших тактику: 1) пользуясь картой водоема и эхолотом, находить «чемпионские» точки; 2) пользуясь навигатором, эти точки запоминать; 3) имея между собой связь, в нужное время грамотно распределиться на перспективных местах — почти всегда не оставалась без комплекта медалей.
Со временем многие рыболовы приобрели и эхолот, и навигатор, и, как показали опросы, на этом успокоились. Их все устраивало, и я уверен, устраивает до сих пор. Я и сам уже не один год пользуюсь эхолотом и навигатором. Не стану перечислять все плюсы этих приборов, скажу лишь, что многие спортивные победы и удачные рыбалки без них были бы невозможны.
Все меня устраивало, но с опытом приходит понимание, что нельзя топтаться на месте, нужно двигаться вперед. Но куда? Что по эффективности превосходит этот годами проверенный тандем? Велосипед изобретать не пришлось. Картплоттер — вот тот прибор, совместивший в себе и эхолот, и навигатор, а точнее — все их лучшие качества.
Пользоваться спросом у нас картплоттеры стали лет пять назад, хотя за рубежом их успешно используют не один десяток лет. То, что для нас являлось дорогой игрушкой, за границей было обычной необходимостью. Там ни один рыболов не выходит на воду без картплоттера. Но, возможно, у нас свой подход к рыбалке, и подобный прибор просто излишество? В чем его преимущество над обычной двойкой эхолот + навигатор?
То, что по характеристикам он по многим параметрам превосходил эти приборы, мне ничего не говорило. Я практик и привык все «пробовать на зуб». Мне самому хотелось убедиться в его преимуществе или отсутствии такового. Оговорюсь. Я не собираюсь утруждать читателей перечислением технических характеристик и параметров картплоттеров, рассказом об истории их создания, сравнительным анализом, какой из них лучше, а какой хуже. Для меня важна практическая сторона вопроса, идущая параллельно с основными функциональными возможностями прибора. Во главу угла я ставлю КПД картплоттера на конкретной рыбалке.
Для начала нужно подобрать прибор, подходящий по характеристикам для нашей ловли, то есть, с учетом использования на сравнительно небольших глубинах и возможностью загрузки хороших навигационных карт российских водоемов. За полтора десятка лет использования эхолота и чуть меньше навигатора у меня сложилось определенное мнение по поводу того, какими функциями и параметрами должны обладать эти приборы. Попробую коротко поделиться своими наблюдениями.
Эхолот должен иметь как ручные, так и автоматические настройки. Очень важно, чтобы в автоматическом режиме прибор сам принял решение о выборе чувствительности, мощности, частоте излучаемого сигнала в зависимости от скорости движения, глубины, структуры дна в каждом конкретном случае.
Например, на малых глубинах сигнал мощности более 150 Вт, на мой взгляд, просто недопустим. При работе мощного эхолота на небольших глубинах может получиться, что сигнал, отразившийся от дна, будет все еще обладать очень большим запасом энергии, достаточной для того, чтобы, отразившись теперь уже от корпуса лодки, снова уйти ко дну. Возникает вторичное эхо, что приводит к образованию на экране второго дна и появлению множества фоновых помех.
Так же, по моему и мнению моих друзей, не один год пользовавшихся эхолотами, избыточная мощность пугает рыбу. При глубинах 100 м и более этой проблемы просто не существует. Но мы, как правило, ловим на глубине от 2 до 20 м, а на таких глубинах мощный сигнал обязательно должен корректироваться.
К навигатору должны прилагаться хорошие карты водоемов, а еще лучше, если это будут профессиональные лоции. Что же такое лоция? Это привычная для нас двухкилометровая карта с направлением течения и расположенными по берегам деревнями в окружении леса. Это фарватер (обозначение судового хода), бакены и створы, вехи и буи глубины с цифровой разметкой в разные цвета. Одним словом все, что нужно рыболову, а не грибнику и туристу.
География моих рыболовных путешествий и соревнования — почти вся европейская часть России: Нижняя Волга и Саратов, подмосковные и Куйбышевское водохранилища, Рыбинка и Карелия — вот лишь малая часть из многих мест, посещаемых мной. Поэтому иметь подробную карту данных водоемов для меня просто необходимо.
Всю эту информацию можно использовать и при выборе картплоттера, ведь это и эхолот, и навигатор, только в одном флаконе. Сопоставляя все факторы и выбирая между огромным количеством моделей, представленных на нашем рынке, я пришел к мнению, что по перечисленным четырем параметрам идеально подходит картплоттер Raymarine A57 D. Цифровая обработка сигнала, цветной с высоким разрешением 640 на 480 пикселей, 5,7-дюймовый экран, громадный выбор автоматических и ручных настроек, наличие хороших карт Европейской части России — это как раз то, о чем я писал раньше.
Вообще компания Raymarine является одним из самых крупных производителей морской высокоточной электроники и, как правило, производит приборы для морских судов. На российском рынке продается всего несколько картплоттеров, великолепно подходящих под условия наших водоемов.
Чтож, прибор выбран. Как он покажет себя на водоеме?
Рыбалка № 1
Иваньковское водохранилище, открытие сезона — 11 июня.
Первые ощущение от картплоттера — как все удобно! Экран 16:9 позволил при его разделе на страницу карты и эхолота получить полноценный формат изображения, к которому я привыкал годами (фото № 1). Взгляд сосредотачивался в одном месте и не метался от эхолота к навигатору, как было до этого.
Управление прибора очень простое. Приличное количество функциональных кнопок (фото № 2) позволило изменить параметры за считанные секунды, при этом активно отслеживая все изменения, происходившие на экране.
Особенно поразила меня возможность компоновки страниц для навигации к заданной точке (фото № 3). В обычном навигаторе это или страница компаса, или страница карты.
Открою небольшой секрет. Для более точной постановки лодки на определенное место я годами использую определенный алгоритм действий. Поделюсь им с вами.
В итоге при масштабе 1 см — 5 м двигаюсь таким образом, чтобы символ треугольник и символ точки совместились. Точность прибытия на место при таком комбинированном подходе очень высокая (почти до 1–2 м). Минус только в том, что необходимо постоянно переключать страницу компаса и карты, при этом управлять лодкой и вовремя менять масштаб карты. Поверьте, к такой процедуре нужно привыкать не один день.
А что же с картплоттером? В картплоттере появилась возможность на одном экране совместить показания страницы карты и страницы отклонения от курса (фото № 3). При этом корректировкой направления моего движения служит не страница компаса с его вечно вращающейся в разные стороны векторной стрелкой, а страница отклонения от курса, представлена в виде дороги, на которой находится символ лодки. Если я сбился с курса, то символ лодки перестает двигаться по осевой разметке в центре дороги (уходит вправо или влево от нее), и я сразу же получаю комментарий, на какое расстояние отклонилась лодка, и в каком направлении рекомендовано движение.
Как правило, это буквенное пояснение «править влево» или «править вправо». А рядом на странице карты в это время я могу наблюдать и точку, к которой я осуществляю навигацию и свое положение с спроектированный кратчайший путь до этой точки и свой истинный курс (фото № 4). При такой исчерпывающей информации сбиться с курса и не попасть в нужную точку просто нереально.
Так же стоит добавить, что на странице карты при приближении к точке, масштаб увеличивается в автоматическом режиме, и менять его, как в обычном навигаторе нет необходимости.
Еще, что меня поразило в этом приборе, это то, как на странице эхолота показана рыба. В обычном эхолоте живые объекты представлены тремя символами, в зависимости от размеров и глубины, на которой они находятся. Как правило, это большая, средняя и малая дуга или три символа, изображающие рыбу. Здесь я увидел сотни различных вариантов изображения истинного размера рыбы с указаниями, на какой глубине она находится. Сразу захотелось проплыть над известными буграми и косами и посмотреть наличие рыбы. Вообще-то плавать над ней я не рекомендую, лишний раз пугать рыбу не стоит.
Хотя 7–13 м, на которых в тот день намечалась ловля — уже та глубина, находясь на которой, рыба практически не боится внешних источников шума. Но постановку на известную точку я бы советовал производить с помощью вспомогательной точки. Что это такое? Попробуем разобраться.
Предположим, я нашел хорошее место. Это бугор, на вершине которого 5 м с глубинами 7–8 м у его основания (рис. 1). Якоримся рядом с бугром, обрабатываем его вершину, свалы и при поимке рыбы забиваем это уловистое место в навигатор, давая обозначение этой точки (например, точка Х). Но, как правило, хищник попадается не со всего бугра, с какого-то из его секторов (например, с макушки бугра). Тогда, уплывая, я забиваю точку Y над центром этой активной зоны (рис. 1). Теперь, имея основную Х и вспомогательную Y, я могу осуществить несколько вариантов постановки лодки на это место.
Предположим, подобных мест на водоеме у меня 3–4 десятка, и в течение одного дня просто невозможно посетить их все. Тогда заходя на точку Х, я обязательно проплыву через точку Y с включенным эхолотом. Если я не увижу рыбы, то якориться в основной точке Х не буду. Тратить время на это место не нужно. Приоритет в подобных случаях — наличие рыбы на экране эхолота.
Предположим, подобных мест у меня всего около десятка. Тогда, заходя на точку Х, я никогда не проплыву через Y, а зайду строго с противоположной стороны. Смотреть наличие рыбы не обязательно, я и так посвящу этому месту 30–40 минут и лишний раз проехаться по рыбе не правильно.
Каждый рыболов решает сам, по какому принципу выставляться на нужную точку. На Иваньковском водохранилище подобных мест у меня наберется полсотни, а то и больше, поэтому я выбрал первый вариант, то есть, через вспомогательную точку…
…Над пятым бугром, забитым в мой картплоттер, я обнаружил рыбу. Она была и над вспомогательной точкой, и на отрезке от нее до основной. Было принято решение заякориться и обловить бугор. Четыре заброса принесли судаков на 3, 2,5 и 1,5 кг. Фактически та рыбалка уже удалась, и картплоттер сыграл в ней не последнюю роль.
Функция определения живых объектов, а в данном картплоттере приходящий сигнал анализируется по 240 параметрам, позволила мне найти рыбу. Хищник стоял у самого дна, и на обычном эхолоте в этом месте я увидел бы только пустой рельеф. После той рыбалки я сделал вывод, что возможности картплоттера огромны и плюсы очевидны…
Рыбалка № 2
17–20 июня. Угличское водохранилище. Этап Кубка России по спиннингу.
Сюда я приехал впервые. Поиск интересных мест пришлось начинать с нуля. Вот здесь в полной мере и пригодились возможности моего картплоттера.
Подробная карта глубин помогла мне примерно найти перспективные места, а функция остановки изображения на экране эхолота с последующей маркировки на нем путевой точки — точно встать на конкретное место и ловить конкретную рыбу.
Немного поподробнее об этой, как я считаю, одной из самых главных функций картплоттера. По моему мнению, из-за нее одной имеет смысл пользоваться этим прибором. Я на незнакомом водоеме. Примерное место ловли мне известно. В моем случае это были затопленные русла рек и ручьев, впадающих в водохранилище. Глубины в этих местах варьировались от 10 до 18 м в русловой части Волги и 4–8 м на бровках и поливах. Проплывая зигзагами по бровке и видя перспективный рельеф на экране, я останавливал изображение паузой. После, видя на застывшем экране и бровку, и свал, и находящихся около них хищников, джостиком картплоттера помечал место, на которое мне хотелось бы поставить лодку, и забивал эту точку в картплоттере (фото № 5). Мое предполагаемое место стоянки приобретало реальные координаты, и после разворота лодки я осуществлял навигацию и якорился на ней. Бровка, свал, а главное — рыба теперь находились на нужном расстоянии от лодки, и поимка ее оставалась делом техники.
Проделывая такие операции и забивая в картплоттер десятки мест, я нашел те самые 3–4 перспективные, позволившие мне занять достойное 6-е место. Я ловил крупную рыбу, и если бы не досадный сход, смог бы показать лучший результат (в первом туре я был 19-м, во втором — 1-м). Свою работу картплоттер выполнил на отлично, сэкономив мне на поиск уловистых мест львиную долю тренировочного времени.
К еще одному из достоинств этого прибора на данных соревнованиях стоит отнести использование его в условиях плохой погоды. При сильном ветре, когда лодка раскачивается на большой волне, полноценно воспринимать информацию от эхолота и навигатора, даже расположенных близко друг к другу, почти невозможно. Экран с разделенными страницами карты и эхолота успешно решают эту задачу. Взгляд сосредоточен в одном месте, и не приходится отвлекаться от управления лодкой.
Вывод. Несколько полезных функций моего картплоттера, которых нет в двойке эхолот + навигатор, помогли мне найти рыбу, а легкость управления лодкой в плохих погодных условиях — точно встать на уловистые точки.
Рыбалка № 3
Так как первая рыбалка заняла один день, а вторая вообще была соревнованиями, во время которых особо не экспериментируешь, меня волновали несколько важных вопросов.
Насколько долго будет работать мой прибор на одной зарядке семиамперного аккумулятора? Понятно, что такой сложный прибор с цветным экраном потребляет энергии больше, чем обычный эхолот. Но насколько больше? Не будет ли это проблемой? Рыбалка, длившаяся три дня, позволила мне ответить на эти вопросы.
В режиме автоплавания, когда картплоттер практически не включался, два полноценных дня рыбалки позволили мне понять, что эта проблема просто надумана. Если бы я при этом большую часть времени занимался не поиском, а ловлей рыбы, то 3–4 дня — вот время работы моего 7-ми амперного аккумулятора.
Еще до первой рыбалки, изучая характеристики своего картплоттера, я обнаружил очень интересную функцию. Это возможность изменения частоты посылаемого сигнала. Не частоту колебаний самого сигнала, а частоту, с которой он посылается. В этом приборе она меняется от 5 до 30 импульсов в секунду и выставляется вручную. Вот мне и хотелось узнать, как повлияет изменение этих параметров на работу данного прибора.
Для начала я плыл со скоростью 3–5 км в час. Именно с такой скоростью осуществляется поиск рыбы и интересного рельефа. Сначала я выставил максимальное значение — 30 импульсов в секунду, потом уменьшил до 20 и 10 импульсов соответственно. При величине 10 импульсов в секунду я получил самое качественное изображение. Сигналы, посылаемые с такой периодичностью на малой скорости, не забивали друг друга, шумовых помех было меньше. А при перемещении по водоему со скоростью более 30 км в час, 25–30 импульсов в секунду самая идеальная величина.
Погрешность при постановке на путевую точку тоже один из главных параметров любого навигатора. Характеристики в паспорте мне ни о чем не говорят. Только практическим путем после десятка включений и выключений и множества постановок лодки на буй, который был брошен в воду, я сделал определенные выводы.
Время подготовки к навигации исчисляется несколькими секундами, а погрешность прибытия на точку — 1–2 м. Эти показания были выше, чем у моего обычного навигатора. Многие могут сказать, мы никуда не спешим, и вставать на точку с точностью до 1 м нам не нужно. Это их мнение. Мое мнение — при ловле хищника, тем более джигом, точная постановка лодки на место просто необходима, а возможность быстро менять уловистые места — это количество пойманной рыбы.
За эти три рыбалки я почти полностью освоил данный картплоттер. Количество очень нужных функций, которых не было в двойке эхолот + навигатор, меня просто потрясло. Помимо навигационных и эхолокаторных функций в данном картплоттере предусмотрена функция мониторинга двигателя и другого оборудования, с которой мне предстоит разобраться во время следующих выездов на рыбалку.
Заключение
Картплоттер не миф, а реальность. После его тестирования я понял, что моя проверенная годами двойка эхолот + навигатор уйдут в лету. Нужно ли приобретать картплоттер продвинутому спиннингисту, ведь стоит этот прибор недешево? Да, и еще раз да! Однако могу совершенно ответственно заявить: картплоттер не ловит рыбу, он лишь помогает разобраться со сложными условиями рыбалки, и в руках рыболовов, не желающих и не умеющих анализировать ситуацию, будет просто дорогой игрушкой. Учитесь творчески мыслить, правильно делать выводы, и тогда, я уверен, картплоттер облегчит вашу задачу на все сто процентов.
Журнал «Рыбалка на Руси» № 9 (96) сентябрь 2010
Автор: Андрей Живин